Исаак Сириец
Исаак Сириец | |
---|---|
![]() Икона святителя Исаака Сирина. | |
Епископ , иеромонах | |
Рожденный | в. 613 [1] Бет Катрайе , [1] [2] [3] |
Умер | в. 700 (возраст около 87 лет) Ниневия , Омейядский халифат |
Почитается в | Церковь Востока , Католическая церковь , [4] Восточная Православная Церковь , Восточная Православная Церковь |
Главный храм | Монастырь Раббан Хормизд |
Праздник | 28 января |
Атрибуты | Тюрбан , накидка , свитки , пишущие принадлежности. |
Сирин ( сирийский : Исаак Ниневитянин греческий : ; ; ок. 613 – ок. 700 ) Ἰσαὰκ Исаак Сириец Σῦρος , также помнят как святой Исаак Сирин- , [5] [6] Исаак Ниневийский , отец Исаака , Исаак Сир и Исаак Катарский , [7] VII века, был сирийским христианским епископом и богословом которого больше всего запомнили своими письменными работами о христианском аскетизме . Он считается святым в Церкви Востока и католической церкви . [4] Восточно-православные и восточно-православные традиции. [8] [9] его День памяти приходится вместе с богословом и гимнографом IV века преподобным Ефремом Сирином на 28 января.
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в районе Бет Катрайе в Восточной Аравии , смешанной сирийской и арабской зоне, охватывающей юго-восток Месопотамии и северо-восточную часть Аравийского полуострова . [1] [2] [3] Когда католикос Гиваргис I (661–680) посетил Бет-Катрей в 676 году для участия в синоде, он рукоположил Исаака в епископа Ниневии, расположенной далеко на севере Ассирии . [10]
Административные обязанности не соответствовали его уединенным и аскетическим наклонностям: всего через пять месяцев он попросил отречься от престола и отправился на юг, в пустыню горы Матут , убежище для отшельников . Там он жил в уединении в течение многих лет, питаясь только тремя хлебами в неделю с сырыми овощами, и эта деталь никогда не переставала удивлять его агиографов . В конце концов слепота и старость вынудили его удалиться в ассирийский монастырь Раббан Шабур в Месопотамии , где он умер и был похоронен. На момент смерти он был почти слеп, и некоторые объясняют этот факт его преданностью учебе.
Наследие
[ редактировать ]Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
![]() |
Обзор |
Исаак запомнился своими духовными проповедями о внутренней жизни, имеющими человеческую широту и богословскую глубину, превосходящую христианство Церкви Востока . [4] Церковь, к которой он принадлежал. Они сохранились в сирийских рукописях, а также в более поздних греческих, арабских и грузинских переводах. [11] С греческого они были переведены на славянский язык. [12]
Исаак придерживается традиции восточных святых-мистиков и уделяет значительное внимание работе Святого Духа .
Его меланхоличный стиль, а также его близость к больным и умирающим оказали значительное влияние на восточное православие . [4] Его сочинения постоянно изучались монастырскими кругами за пределами его церкви в VIII и IX веках. Более того, убежденность Исаака в том, что представление о том, что Бог бесконечно наказывает людей посредством тайны геенны (огненного озера или ада), несовместимо с его всеобъемлющей любовью, вероятно, можно рассматривать как центральный тематический конфликт в его втором трактате мистических учений. . [13]
Сочинения Исаака, находившиеся под сильным влиянием произведений Евагрия Понтийского и других ранних христианских писателей, [14] представляют собой редкий пример большого корпуса аскетических текстов, написанных опытным отшельником и, таким образом, являющимся важным писателем, когда дело доходит до понимания раннехристианского аскетизма. [15]
Влияния
[ редактировать ]Наибольшее влияние на Исаака Сирина оказали Евагрий Понтийский , Псевдо-Дионисий , Иоанн Одинокий , Ефрем Сирин , Нарсай и Феодор Мопсуестийский . В свою очередь, Исаак оказал влияние на более поздних сирийских писателей, таких как Иоанн Даляфа и Иосиф Хаззайя . [16]
Сочинения
[ редактировать ]В настоящее время известные сборники сочинений Исаака Сирина подразделяются на первую часть, вторую часть, третью часть и, в последнее время, пятую часть. Многие тексты были переведены на итальянский язык Сабино Кьяла , а на английский — Себастьяном П. Броком , Мэри Т. Хансбери, Спасо-Преображенским монастырем и другими. До 1983 года широко известна и распространялась только первая часть. Все остальные части были утеряны на протяжении веков, пока недавно не были вновь обнаружены сирийцами в различных архивах.
- Первая часть является наиболее широко известной частью. Арент Ян Венсинк (1923) перевел текст на английский язык и опубликовал его под названием «Мистические трактаты» . [17] Критическое издание с английским переводом « Подвижнические проповеди Исаака Сирина » было издано Спасо-Преображенским монастырем в 1983 году. [18] а переработанное второе издание было опубликовано в 2011 году (третий тираж — в 2020 году). [19] По словам Брока (2006), в Части 1 82 проповеди, хотя количество и порядок проповедей могут сильно различаться в зависимости от рукописи или издания. [20]
- Вторая часть была обнаружена в апреле 1983 года в Бодлианской библиотеке Себастьяном Броком , который обнаружил, что MS syr. е. 7, первоначально подаренный ассирийским священником Яру Майклом Нисаном (1853–1937) Бодлианской библиотеке в 1898 году, на самом деле содержал неизвестные до сих пор сочинения Исаака Сирина. После 1983 года неполные рукописи Части 2 были обнаружены в Кембриджском университете MS Or. 1144, входящий в состав Национальной библиотеки Франции , MS сир. 298 (ок. 11-13 века). [21] Главы 1–3 переведены на английский язык Броком (2022 г.). [22] (с главами 1–2, ранее опубликованными в Brock 1997 г., а также [23] ), а английский перевод глав 4–41 вместе с оригинальным сирийским текстом можно найти у Брока (1995). [24] Полный французский перевод был опубликован Андре Луфом (2003). [25] а частичный греческий перевод был опубликован Каввадасом (2006). [26] Отрывки из части 2 были переведены на итальянский язык Беттиоло (1985). [27] и на каталанский язык Нина (2005). [28]
- Третья часть была переведена на английский Мэри Т. Хансбери (2016 г.). [29] на французский язык Луфа (2009), [30] и на итальянский язык Кьяла (2004, 2011). [31] [32] [33] Он основан на Issayi MS 5, проходившем в Тегеране, Иран. Рукопись представляет собой копию 1903 года оригинальной рукописи XIV века, которая сейчас утеряна. Оно было обнаружено монсеньором Юханнаном Самааном Иссаи, халдейским архиепископом Тегерана, в антикварном еврейском книжном магазине и хранилось в его частной библиотеке. После его смерти в 1999 году бельгийский ученый Мишель ван Эсбрук нашел рукопись в библиотеке Иссаи в Тегеране и объявил о ее открытии международным ученым. [34] Иссаи MS 5 состоит из 133 листов, из которых 111 листов содержат 17 проповедей, которые можно отнести к Исааку. Есть 14 проповедей, не встречающихся в других текстах, которые пронумерованы как 1–13 и 16 в Части 3. Остальные три текста в Иссаи Рукописи 5 также можно найти в дошедших до нас рукописях Части 1 и Части 2. [29]
- Отрывки пятой части [35] были обнаружены в MS Rahmani 80 (в Шарфете), MS Dawra, сэр. 694 и MS Давра, сэр. 938 (оба проходят в Багдаде) и Ватикан, сэр. 592. Hansbury (2016) содержит английские переводы двух бесед из пятой части. [29] Другие беседы из Части 5 можно найти у Хансбери (2015). [36]
Мнения по универсальному примирению
[ редактировать ]Некоторые ученые [37] отметили, что перевод Брока второй части сочинений Исаака (обнаруженный в 1983 году), по-видимому, подтверждает утверждения более ранних историков-универсалистов, таких как Джон Уэсли Хэнсон (1899), о том, что Исаак был сторонником всеобщего примирения . [38] В главе 39 второй части Исаак пишет: «Сострадательному Творцу не свойственно создавать разумные существа, чтобы безжалостно предать их бесконечным страданиям в наказание за вещи, о которых Он знал еще до того, как они были созданы, сознавая какими они станут, когда Он их сотворит, и кого, тем не менее, Он сотворил». [39] Подобным же образом в третьей части, главе 5, Исаак объясняет: «В этом тайна: все творение посредством Одного было приближено к Богу в тайне; тогда оно передается всем; таким образом все соединено с Ним. ...Это действие было совершено для всего творения; действительно, наступит время, когда ни одна часть не отстанет от целого». [40] Однако доказательства этого могут быть истолкованы как ложные, учитывая противоречивые положения его «Наставлений по духовному воспитанию», где он утверждает: «Не говорите, что Бог может даровать нам очищение души через благодать, даже без соблюдения нами заповедей. Господь судит, и Церковь не приказывает нам просить о таком». [41] Этот отрывок, кажется, указывает на аналогичный взгляд на спасение, которого придерживается сегодня Православная церковь: это тайна, на которую люди не могут знать окончательного ответа.
Однако даже в первой части (известные «Аскетические проповеди» Исаака), возможно, есть немало намеков на универсализм. Например, посмотрите следующие цитаты и отрывки: «Бог никого не оставит». [42] «Было время, когда греха не было, и будет время, когда его не будет». [43] «Как горстка песка, брошенная в океан, так грехи всякой плоти по сравнению с разумом Божиим; как обильно текущий источник не заграждается горстью земли, так не побеждено сострадание Творца по злобе творений... Если Он здесь сострадателен, мы верим, что в Нем не произойдет никаких изменений; вариации, как у смертных... Что такое ад по сравнению с благодатью воскресения? Придите и удивимся благодати нашего Создателя». [44] Многие другие соответствующие отрывки из всего собрания сочинений Исаака можно процитировать, чтобы продемонстрировать его веру в возможное всеобщее спасение. [45]
См. также
[ редактировать ]- Аскетические проповеди Исаака Сирина.
- Антоний Великий
- Апокатастасис
- арабские христиане
- Аскетизм
- Христианский универсализм
- Отцы Церкви
- Церковь Востока
- Дадишо Катрая
- Восточно-сирийский обряд
- Ефрем Сирин
- Иоанн Лествичник
- Монастырское молчание
- Добротолюбие
- Сирийское христианство
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бьюле, Роберт. Бесформенный свет: введение в восточно-сирийский мистицизм . Chevetogne: Editions de Chevetogne, 1987. (на французском языке)
- Кьяла, Сабино. От отшельнического аскетизма к бесконечному милосердию: исследование Исаака Ниневийского и его состояния . Флоренция: Ольшки, 2002. (на итальянском языке) [Полная библиография сочинений Исаака на стр. 325–64.]
- Хэгмэн, Патрик. Подвиг Исаака Ниневийского . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2010.
- Кавадас, Нестор. Исаак Ниневийский и его Кефалайя Гностика: Пневматология и ее контекст . Дополнения к Vigiliae Christianae 128. Лейден: Brill, 2015. (на немецком языке).
- Мароки, Самир. Три этапа духовной жизни у сирийских отцов: Иоанна Одинокого, Исаака Ниневийского и Иосифа Гарема . Париж: Éditions L’Harmattan, 2014. (на французском языке).
- Скалли, Джейсон. Аскетическая эсхатология Исаака Ниневийского . Оксфорд. Издательство Оксфордского университета, 2017.
- Веса, Валентин. Занятие экуменическим богословием с духовной точки зрения: случай святого Исаака Ниневийского и святой Терезы де Лизье . Саабрюкен: Brill Academic Publishing, 2016.
- Веса, Валентин. Знание и опыт писаний св. Исаака Ниневийского . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press, 2018.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Маркозе, Биджи (2004). Молитвы и посты согласно Бар Эбройо (1225/6-1286 гг. н.э.): Исследование молитв и постов восточных церквей . ЛИТ Верлаг. п. 32. ISBN 9783825867959 .
- ^ Jump up to: а б Куриан, Джордж (2010). Энциклопедия христианской литературы, том 2 . Пугало Пресс. п. 385. ИСБН 978-0810869875 .
- ^ Jump up to: а б Джонстон, Уильям М. (2000). Энциклопедия монашества: АЛ . Тейлор и Фрэнсис. п. 665. ИСБН 1579580904 .
- ^ Jump up to: а б с д Джозеф Таллох, изд. (28 января 2024 г.). «Праздник Исаака Сирина с Себастьяном Броком» . vaticannews.va .
- ^ Великий синаксарист: (на греческом языке) Святой Исаак, сирийский епископ Ниневии . 28 января. ОГРОМНЫЙ ЭКСАЙТЕР.
- ^ Святитель Исаак Сирин, епископ Ниневийский . ОСА – Жития святых.
- ^ Фромхерц, Аллен (2012). Катар: современная история . ИБ Таурис. п. 43. ИСБН 978-1-58901-910-2 .
- ^ «Святитель Исаак Сирин: Подвижническая проповедь №1» . Коптская православная церковь Св. Марка - Натик, Массачусетс . Проверено 26 июля 2024 г.
- ^ Дэвид Фишер. Исаак Ниневийский и сирийская мысль .
- ^ Коза, Марио; Абу-Хусейн, Абдулрахман; Аль-Мурихи, Саиф Шахин; Аль-Тани, Бук (2014). Сирийские писатели Катара в седьмом веке (печатная ред.). ООО «Горгиас Пресс». п. 263. ИСБН 978-1463203559 .
- ^ Брок, Себастьян (2001). «Сирийский на греческий в Мар-Сабе: Перевод святого Исаака Сирина» В Патриче, Джозеф (ред.). Сабаитское наследие в Православной Церкви с V века до наших дней Левен: Питерс. стр. 100-1 201–208. ISBN 9042909765 .
- ^ «Толкование к Песне Песней; Письмо о душе; Письмо об аскезе и монашеской жизни» . Всемирная цифровая библиотека . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ Брок, С., пер. (1997). Мудрость святителя Исаака Сирина . стр. 5-9. Фейракрес Оксфорд, Англия: SLG Press, Монастырь Воплощения. ISSN 0307-1405 .
- ^ Биттон-Ашкелони, Броурия (2011). «Предел разума (NOΥΣ): Чистая молитва по Евагрию Понтийскому и Исааку Ниневийскому». Zeitschrift für Antikes Christentum / Журнал древнего христианства . 15 (2). дои : 10.1515/zac.2011.15 . ISSN 1612-961X .
- ^ Хэгман, Патрик (2010). Подвиг Исаака Ниневийского . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Скалли, Джейсон (2017). Аскетическая эсхатология Исаака Ниневийского . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-880358-4 .
- ^ Венсинк, AJ (ноябрь 2011 г.). Мистические трактаты Исаака Ниневийского . Горгиас Пресс. ISBN 978-1-61719-502-0 .
- ↑ Подвижнические проповеди святителя Исаака Сирина. Спасо-Преображенский монастырь. 1984. ISBN 9780913026557 .
- ^ Спасо-Преображенский монастырь (2020 г.). Подвижнические проповеди святителя Исаака Сирина (переработанное 2-е изд.). Бруклин, Массачусетс: Публикации Спасо-Преображенского монастыря. ISBN 9780943405162 .
- ^ Брок, Себастьян П. (2006). Мудрость преподобного Исаака Ниневийского . Пискатауэй: Gorgias Press. п. viii. ISBN 1-59333-335-8 .
- ^ Кессель, Григорий (2013). Новые рукописные свидетельства «второй части» Исаака Ниневийского. Студия Патристика LXIV, 245–257. Левен: Питерс.
- ^ Рубрики о духовном познании: часть вторая, главы 1–3 . Перевод Брока, Себастьяна. Издательство Свято-Владимирской семинарии. 2022. ISBN 978-0-88141-702-9 .
- ^ Брок, Себастьян П. (1997). «Святой Исаак Сирин, два неопубликованных текста». Соборность/Восточное христианское обозрение 19 (1997): 7-33.
- ^ Брок, Себастьян (переводчик). 1995. Исаак Ниневийский (Исаак Сириин): Часть вторая, главы 4–41 . ISBN 9789068317091 .
- ^ Луф, Андре. (2003). Духовные дела, II. 41 Недавно обнаруженные речи . Восточная духовность 81. Бегроль-ан-Мож: аббатство Бельфонтен.
- ^ Каввадас, Нестор (пер.). (2005-6). Исаак ту Сыру: Аскетика . Томос Б1: 1-3; Б2: 3-11; Б3: 12-41. Тера: Фесбитес.
- ^ Беттиоло, Паоло (пер.). Исаак Ниневийский. Духовные раздоры и другие буклеты . Маньяно: Кикаджон, 1985; 2-е издание, 1990 г. [главы 1–5, 32, 35 и 39]
- ^ Нин, Манель (2005). Исаак Ниневийский, «Века познания» . Барселона: Проа. [Главы 1–5]
- ^ Jump up to: а б с Хансбери, Мэри Т. (2016). Духовные дела Исаака Сирина . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. ISBN 978-1-4632-0593-5 .
- ^ Луф, Андре (2009). Духовные труды, III: Из недавно обнаруженной рукописи . Восточная духовность 88. Бегроль-ан-Мож: Аббатство Бельфонтен.
- ^ Кьяла, Сабино (пер.) (2004). Исаак Ниневийский: Аскетические беседы: Третий сборник . Маньяно: Сообщество Бозе.
- ^ Кьяла, Сабино (редактор) (2011a). Исаак Ниневийский: Terza Collezione . Свод восточно-христианских сочинений 637; Сирийские писатели 246. Левен: Петерс.
- ^ Кьяла, Сабино (пер.) (2011b). Исаак Ниневийский: Terza Collezione . Свод восточнохристианских сочинений 638; Сирийские писатели 247. Левен: Петерс.
- ^ Мэйс, Эндрю Д. (20 июля 2021 г.). Погружение за жемчугом . Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса. ISBN 978-0-87907-563-7 .
- ^ Кьяла, Сабино (2013). «Две вновь открытые беседы из пятой части Исаака Ниневийского?» Orientalia Christiana Periodica 79, 61–112.
- ^ Хансбери, Мэри Т. (2015). «Исаак Сирин: Часть пятая». Стр. 441–70 в: Антология сирийских писателей Катара в седьмом веке . Под редакцией Марио Козы, Абдулрахима Абу-Хусейна, Саифа Шахина Аль-Мурихи и др. Восточно-христианские исследования Горгия 39. Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press.
- ^ Вацлав Гриневич (2007), Илария Рамелли (2013) и др.
- ^ Вацлав Гриневич Вызов нашей надежды: христианская вера в диалоге 2007 Мистик VII века Исаак Сирин, известный также как Исаак Ниневийский, в истории Церкви является одним из самых смелых сторонников эсхатологической надежды на всеобщее спасение.
- ↑ Часть вторая , 39.6 (Тр. Брок, стр. 165)
- ^ Исаак, Третья часть , 5. Перевод с сирийского языка Мэри Т. Хансбери, Духовные труды Исаака Сирина , 84.
- ^ Сирийский, святой Исаак. Направления духовного обучения . стр. Текст №136. Б#9.
- ^ Первая часть , Гл. 5.
- ^ Первая часть , Гл. 26.
- ^ Первая часть , Гл. 50.
- ^ Например, см. Часть первая 19, 27, 43, 65, 74; Часть вторая 3.1.62, 3.2.30, 3.3.70-73, 3.3.81-82, 3.3.94, 5.29-32, 38-40; Часть третья 5.9-14, 6.59-63, 11.24-30.
Внешние ссылки
[ редактировать ]


- Работы Исаака Сирина в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- святителя Исаака Ниневии Православная икона и синаксарий
- Сборник ресурсов по Исаакию
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- Интернет-издание «Аскетических проповедей»
- Страница Святого Исаака Ниневийского в Facebook с новыми переводами с сирийского и арабского языков.
- Статья в Британской энциклопедии об Исааке Ниневийском.
- Сирийские христианские святые
- Сирийские епископы VII века
- Христианские мистики VII века
- Христианские святые VII века
- Епископы Церкви Востока VII века
- Христианское универсалистское духовенство
- Христианские богословы-универсалисты
- Месопотамские святые
- Святоотеческие мистики
- Сирийские писатели
- Сирийские христианские мистики
- Ниневия