Апокатастасис
В богословии апокатастасис ( греч . ἀποκατάστασις , / æ p oʊ k ə ˈ t æ s t ə s ɪ s / , также пишется апокатастасис ) — это восстановление творения до состояния совершенства. [1] [2] В христианстве этот термин относится к форме христианского универсализма , часто связанной с Оригеном , которая включает в себя окончательное спасение каждого, включая проклятых и Дьявола . [3] [4] [5] Новый Завет ( Деяния 3:21 ) говорит об «апокатастасисе всего сущего», хотя обычно этот отрывок не понимается как учение о всеобщем спасении . [6] Второй Никейский собор осудил как ересь любое учение, включая определенные формы апокатастасиса, отрицающее вечное наказание за непрощенные грехи (по определению 18), [7] хотя толкования этой и связанных с ней анафем оспариваются, [8] поскольку некоторые ортодоксальные отцы, такие как Григорий Нисский, учил апокатастасису и никогда не были осуждены. [9]
Этимология и определение
[ редактировать ]Хотя апокатастасис происходит от греческого глагола apokathistemi , что означает «восстанавливать», он впервые возник как доктрина в зороастризме , где он является третьим временем творения. [10] Этот период назывался визаришн или концом истории — временем разделения и разрешения. [11] когда зло будет уничтожено и мир вернется в исходное состояние. [10] Идея апокатастасиса, возможно, произошла от древней концепции космического цикла, которая включает в себя представление о том, что небесные тела возвращаются в исходное положение через определенный период времени. [12]
Запись в «Греко-английском лексиконе» (т. е. Лидделла-Скотта-Джонса с расширенными определениями и ссылками) дает следующие примеры использования:
восстановление , воссоздание?
- «ἐνδεος» Аристотель MM , 1205a4; в свой идентификатор природы. 1204б 36, 1205б 11;
- вернуться на позицию, Эпикур , Эпистоле , 1, стр.8 У.;
- особенно о военных формированиях, развороте движения, Асклепиодот , Тактик , 10.1, 10:6 и т. д.; в целом
- обо всем «πάντων» Деяния Апостолов , 3,21;
- о душах, Прокл , Богословский институт , 199.
- тела обратно в свою старую форму "τῆς φύσιος ἐς τὸ ἀρχαῖον" Аретей Каппадокийский CD 1.5; выздоровление от болезни, SA 1,10;
- "заложников Родины" Полибий 3.99.6; в ἀ. ἐλθεῖν, в восстановление дел города, 4.23.1;
Астрологическое использование:
- ἀ. ἄστρων возвращение звезд на то же место на небе, что и в предыдущем году, 2.937f , Диодор Сицилийский 12.36 и т. д., в частности восстановление странствующего египетского Нового года до гелиакического восхода Сириуса Плутарх при завершении сотического периода. цикл ; [13]
- периодическое возвращение космического цикла, «Древние стоические фрагменты» 2 184 190;
- планеты, возвращение в место на небесах, занятое в прежнюю эпоху, Антиох Афинский ап. Кат.Код.Астр. 7.120121; но, зодиакальная революция, Паулюс Александринский Павел.Ал.Т.1; противоположность: антапокатастазис ἀνταπ. (см.), Дорофей Сидонский Дороф. ап. Кат.Код.Астр.2.196.9;
- восстановление Солнца и Луны после затмения, Платон Аксиох 370б.
Это слово довольно часто встречается в папирусах . [14]
Концепции
[ редактировать ]Стоицизм
[ редактировать ]По словам Эдварда Мура, апокатастасис был впервые правильно концептуализирован в ранней стоической мысли , особенно Хрисиппом . Возвращение ( апокатастасис ) планет и звезд в свои собственные небесные знаки , а именно в исходное положение, вызвало бы пожар Вселенной ( экпироз ). Считалось, что первоначальное положение заключалось в выравнивании небесных тел с Раком . После этого из огня должно было начаться возрождение, и этот цикл попеременного разрушения и возрождения соотносился с божественным Логосом . Антапокатастасис — это контрповторение, когда звезды и планеты выравниваются по направлению к Козерогу , что означает разрушение в результате всемирного потопа. [15]
Стоики отождествляли Зевса с попеременно расширяющимся и сжимающимся огнем, составляющим Вселенную. Его расширение описывалось как обращение Зевса своими мыслями вовне, что приводило к созданию материального космоса , а его сжатие, апокатастасис , как возвращение Зевса к самосозерцанию. [16] [17] Лейбниц исследовал стоиков и свое понимание философии Оригена в двух эссе, написанных незадолго до его смерти: «Апокатастасис» и «Апокатастасис пантон» (1715). [18]
иудаизм
[ редактировать ]Понятие «восстановить» или «возвратить» в еврейской Библии — это общеизвестный еврейский глагол שוב , [19] как это используется в Малахии 4:5 , [20] единственное использование глагольной формы апокатастасиса в Септуагинте. Это слово используется при «восстановлении» судьбы Иова, а также в смысле спасения или возвращения пленников, а также при восстановлении Иерусалима.
Это похоже на концепцию тиккун олам в хасидском иудаизме . [21]
Новый Завет
[ редактировать ]Слово апокатастасис встречается в Новом Завете только один раз, в Деяниях 3:21. [22] Петр исцелил инвалида-нищего, а затем обратился к изумленным зрителям. Его проповедь помещает Иисуса в еврейский контекст, исполнителя Авраамова завета , и говорит:
[19] Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, когда наступят времена отдохновения от присутствия Господа; [20] И пошлет Иисуса Христа, Который прежде был проповедан вам: [21] Которого небо должно принять до времен совершения всего, что изрек Бог устами всех Своих святых пророков от начала мира. .
- Деяния 3: 19–21
Грамматически относительное местоимение «ὧν» («из которого», родительный падеж множественного числа ) может относиться либо к «χρόνων» («времен»), либо к «πάντων» («всего» или «всех вещей»), что означает, что это либо времена, о которых говорил Бог, либо все, о чем говорил Бог. [23]
Обычное мнение об использовании Петром « апокатастасиса всего, о чем говорил Бог» состоит в том, что оно относится к восстановлению Царства Израиля и/или Эдемского сада , а не «всего, что когда-либо существовало». [24]
Глагольная форма апокатастасиса встречается в Септуагинте : Малахия 3:23 (т.е. Малахия 4:6 ); пророчество Илии, возвращающее сердца детей их отцам; в Матфея 17:11 («Он восстановит все »), повторяя Малахию, и в Евреям 13:19 («чтобы Я мог быть возвращен вам скорее»).
Немецкий богослов девятнадцатого века Якоб Эккерман истолковал «апокатастасис всего сущего» как означающее универсальное исправление религии учением Христа, а «времена обновления» как день обновления, времена Мессии. [25]
Святоотеческое христианство
[ редактировать ]Значение апокатастасиса в раннем христианстве в настоящее время является предметом споров. В частности, сейчас некоторые подвергают сомнению, действительно ли Ориген , которого часто называют самым известным защитником всеобщего спасения , учил такой доктрине или верил в нее. [26] [27] [28]
Часть серии о |
оригенизм |
---|
Христианский портал |
Фредерик В. Норрис утверждал, что позиции Оригена по вопросу всеобщего спасения часто кажутся противоречивыми. «Апокатастасис», Вестминстерский справочник Оригена , 2004 г. Затем он пишет, что Ориген никогда не решал подчеркивать исключительное спасение или всеобщее спасение, строго исключая любой из этих случаев, поэтому заключает, что Ориген, вероятно, сохранял свой взгляд на спасение экономически «открытым» для большая эффективность. [29] [30] [31] С другой стороны, Брайан Э. Дейли в своем справочнике по святоотеческой эсхатологии утверждал, что Ориген твердо верил в окончательное спасение всех людей, и иногда называл это апокатастасисом . [32]
Александрийская школа , первый христианский образовательный центр, [33] кажется, в целом подтвердил апокатастасис и адаптировал некоторые платоновские термины и идеи к христианству, одновременно объясняя и отличая новую веру от всех остальных. [34] [35] Форму апокатастасиса также поддерживал Григорий Нисский. [36] и, возможно, Амвросиастра , приписываемая Амвросию Миланскому . Григорий Назианзин обсудил это, но не принял решения. При анализе всего творчества Григория Нисского становится ясно, что он говорил исключительно о всеобщем воскресении , а не о всеобщем спасении. [37]
В конце концов, Оригена начали осуждать во всей ранней церкви на местных соборах, хотя и не конкретно в апокатастасисе. [38] Ситуация окончательно изменилась в шестом веке. Местный Константинопольский Синод (543 г.) осудил одну из форм апокатастасиса как анафему , и анафема была официально вынесена на рассмотрение Пятого Вселенского Константинопольского Собора (553 г.). Термин апокатастасис упоминается в 14-й из 15 анафем против Оригена 553 года: «Если кто-нибудь скажет... что в этом мнимом апокатастасисе только духи будут продолжать существовать, как это было в мнимом предсуществовании: пусть он быть анафеме». [39]
Пятый Вселенский собор в своем приговоре на восьмой сессии осудил «Оригена» и его «нечестивые писания» — вероятно, это ссылка на учение, приписываемое ему 543 и 553 анафемами, поскольку на пятой сессии осуждение Оригена описывается как «недавнее ". [40]
Константиновский (2009) [41] утверждает, что использование апокатастасиса в христианских писаниях до Константинопольского Синода (543 г.) и анафем (553 г.), произнесенных против « оригенистов » и Евагрия Понтийского, было нейтральным и относилось прежде всего к концепциям, подобным общему «восстановлению всего сказанного». ( restitutio omnium quae locutus est Deus ) Петра в Деяниях 3:21, а не, например, всеобщее примирение всех душ, которое когда-либо было.
«Официальный» характер анафем был подтвержден впоследствии. Второй Никейский собор в своем приговоре прямо подтвердил, что Второй Константинопольский собор осудил Оригена , а также учил о существовании вечного проклятия и явно отверг «восстановление всего сущего». [ нужна ссылка ] что на латыни означает апокатастасис. [42] [43]
Совсем недавно ведущий ученый-патристик Илария Рамелли пришла к выводу, что Ориген не только принял доктрину апокатастасиса, но и что она занимала центральное место во всей его богословской и философской мысли. Она отмечает: «В мысли Оригена учение об апокатастасисе переплетено с его антропологией, эсхатологией, теологией, философией истории, теодицеей и экзегезой; для того, кто воспринимает мысль Оригена серьезно и глубоко ее понимает, невозможно отделить теорию апокатастасиса от всего остального, чтобы отвергнуть ее, но принять остальное». [44]
Гностицизм
[ редактировать ]Гностическое содержит Евангелие от Филиппа 180–350 гг. сам этот термин, но не учит всеобщему примирению:
Есть возрождение и образ возрождения. Конечно, необходимо родиться свыше через образ. Который из? Воскресение. Образ должен вновь подняться через образ. Чертог и образ должны войти через образ в истину: это восстановление (апокатастасис). Не только те, кто производит имя Отца и Сына и Святого Духа, должны делать это, но и создали их для вас. Если человек их не приобретет, у него отнимется и имя («христианин»). [45]
В христианском богословии
[ редактировать ]Раннее христианство
[ редактировать ]Климент Александрийский (ок. 150 – ок. 215) обычно использует термин «апокатастасис» для обозначения «восстановления» «гностических» христиан, а не вселенной или всех христиан, но с универсальным значением. [46] Позиция Оригена оспаривается: в некоторых работах говорится, что он учил, что апокатастасис предполагает всеобщее спасение . [47] [48] Григория Нисского Утверждается, что идея апокатастасиса также подразумевала всеобщее спасение, хотя в других отношениях она отличалась от идеи Оригена. [49]
В раннехристианском богословском употреблении апокатастасис понимался как эсхатологическая победа Бога над злом и, как полагали, влечет за собой состояние чистилища. [50] В то время это слово было еще очень гибким, но в середине VI века оно стало фактически техническим термином, который обычно означает сегодня, для обозначения специфически оригенистской доктрины всеобщего спасения. [51]
Максим Исповедник изложил Божий план «всеобщего» спасения наряду с предупреждениями о окончательном наказании нечестивцев. [52] Он разделил апокатастасис на три восстановления: добродетельного человека, природы и греховных сил души. Хотя последнее из них означало, что даже грешники будут восстановлены к ясному познанию Бога, Максим, похоже, считал, что они не достигнут того же общения с Богом, что и праведники, и поэтому в некотором смысле будут наказаны навечно. [53]
Лютер
[ редактировать ]Вульгатный перевод апокатастасиса , «in tempora restitutionis omnium quae locutus est Deus» («возврат всего, о чем говорил Бог»), был воспринят Лютером как означающий день возвращения творения, но в В богословии день реституции был также днем воскресения и суда, а не реституции нечестивых. [54] В Библии Лютера он передал греческий апокатастасис немецким herwiedergebracht werde ; «будет возвращен». [55] Этот смысл продолжал использоваться в лютеранских проповедях. [56]
Лютер открыто отверг веру в то, что дьяволы в конечном итоге достигнут блаженства. [57] [58]
Универсализм XIX века
[ редактировать ]В течение 19-го и начала 20-го веков несколько исторических работ, опубликованных универсалистами , в том числе Осия Баллоу (1829 г.), Томас Уиттемор (1830 г.), Джон Уэсли Хэнсон (1899 г.) и Джордж Т. Найт (1911 г.), утверждали, что вера во всеобщее примирение была обнаружена в раннее христианство и Реформация , а также приписывали универсалистские верования Оригену, Клименту Александрийскому и другим.
Последние работы
[ редактировать ]В недавних работах апокатастасис обычно понимается как включающий некую форму всеобщего примирения , без обязательного приписывания этого понимания Оригену и другим отцам Церкви.
- Огюстен Гретилья в «Изложении систематического богословия» (1892 г.) описал апокатастасис как всеобщее примирение. [59]
- Генриха Кестлина В «Реалэнциклопедии протестантского богословия» (1896 г.), переведенной в « Энциклопедии религиозных знаний Шаффа-Герцога» , апокатастасис описывается как всеобщее примирение. [60]
- 1911 года Католическая энциклопедия определила апокатастасис как «название, данное в истории теологии доктрине, которая учит, что придет время, когда все свободные существа разделят благодать спасения; в частности, дьяволы и заблудшие души». [61]
- Морис Кэнни, Энциклопедия религий (1921): «Апокатастасис стал богословским термином, обозначающим доктрину... о том, что все люди будут обращены и допущены к вечному счастью». [62]
- Альбрехт Опке, «Богословский словарь Нового Завета» (1933): «Апокатастасис не может обозначать обращение людей, а только восстановление или установление вещей». [63]
- Профессор Константинос А. Патридс рассмотрел историю апокатастасиса в своей книге «Спасение сатаны» . [64]
- Г.К. Беркувер в книге «Возвращение Христа» (1972) посвятил целую главу под заголовком «Апокатастасис?» теме всеобщего примирения, «иногда технически называемого апокатастасис». [65]
- Джон Мейендорф в книге «Византийское богословие: исторические тенденции и доктринальные темы» (1987) определил апокатастасис как «идею о том, что все творение и все человечество в конечном итоге будут «восстановлены» в свое первоначальное состояние блаженства». [66]
- Майкл МакГарри в «Словаре еврейско-христианского диалога» (1995) определил апокатастасис как «одно конкретное христианское выражение общей теологии универсализма… веры в то, что в конце времен все существа – как верующие, так и грешники – будут восстановлены». во Христе». [67]
- Питер Стравинскас в короткой статье об апокатастасисе в Католической энциклопедии нашего воскресного посетителя (1998). [68] и еще более короткая запись в его Католическом словаре (1993): [69] определяет это как веру, «что все разумные существа спасены, включая падших ангелов и нераскаявшихся грешников».
- Стравинскас отождествляет апокатастасис с универсализмом или всеобщим примирением, и некоторые из более старых источников делают то же самое. Кроме того, две недавние работы, в которых не обсуждается апокатастасис, указывают на соответствующее греческое слово как на источник, из которого произошел «универсализм». [70] [71] Но большинство авторов не просто отождествляют апокатастасис со всеобщим примирением . Гонсалес отмечает, что существует различие: «можно придерживаться универсалистских взглядов, не веря, что все творение вернется в исходное состояние». [4]
- Оба Ладлоу [51] и МакГарри [67] заявляют, что слово «апокатастасис» сегодня обычно понимается как относящееся к одной конкретной доктрине всеобщего спасения, а не ко всем версиям универсализма.
- Краткий богословский словарь (2000) описывает апокатастасис как «теорию… что все ангелы и люди, даже демоны и проклятые, в конечном итоге будут спасены». [72]
- Морвенна Ладлоу (2001) в книге « Всеобщее спасение: эсхатология в размышлениях Григория Нисского и Карла Ранера» было очень гибким до середины VI века, « пишет, что, хотя значение слова «апокатастасис» теперь оно обычно используется для обозначения конкретно оригенистское учение о всеобщем спасении». [51]
- Питер Л. Бергер в своей книге « Вопросы веры » (2003) называет апокатастасис «убеждением в том, что, в конце концов, все будут спасены и все творение примирится с Богом». [73]
См. также
[ редактировать ]- Катастаз
- Христианский универсализм
- Монада (философия)
- Панентеизм
- Проблема зла
- Реставрационизм
- Ремонт мира (иудаизм)
- Тринитарный универсализм
- Всеобщее примирение
- Мир будущего
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон Боукер (редактор), «Апокатастасис», Краткий Оксфордский словарь мировых религий (Oxford University Press, 2000).
- ^ Рамелли , Христианская доктрина Апокатастасиса , 1-24.
- ^ Морвенна Ладлоу (2005), «Апокатастасис», Оксфордский словарь христианской церкви , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-280290-3 ,
Апокатастасис. Греческое название (ἀποκατάστασις) учения о том, что в конечном итоге все свободные моральные создания — ангелы, люди и дьяволы — разделят благодать спасения
; ср. статья «Универсализм». - ^ Jump up to: а б Гонсалес, Хусто Л. (2005), «Основные богословские термины» , пресвитерианство, с. 12, ISBN 978-0-664-22810-1 .
Теории апокатастасиса обычно предполагают, что в конце концов все, включая дьявола, будут спасены
- ^ Акин, Дэниел Л. (2007), Богословие для церкви , B&H, стр. 878, ISBN 978-0-8054-2640-3 [ Апокатастасис
— это] идея о том, что все будет в конечном итоге примирено с Богом через Христа, включая проклятых в аду и даже сатану и его демонов.
- ^ Тиммерман, Кристиана (2007), Религиозный радикализм: христианство, ислам и иудаизм , стр. 59.
Обычное мнение об использовании Петром апокатастасиса « всего» состоит в том, что оно относится к восстановлению Царства Израиля и/или Эдемского сада, а не ко «всем, что когда-либо существовало».
- ^ Крейг Трулья (17 августа 2019 г.). «Учение Никеи II о вечном проклятии, Оригене и Апокатастасисе» .
- ^ См., например, о. А. Ф. Кимель. Осудил ли Пятый Вселенский Собор всеобщее спасение ?
- ^ Ладлоу, Всеобщее спасение: эсхатология в мысли Григория Нисского и Карла Ранера
- ^ Jump up to: а б Глассе, Сирил; Смит, Хьюстон (2003). Новая энциклопедия ислама . Уолнат-Крик, Калифорния: Роуман Альтамира. стр. 53 . ISBN 0-7591-0190-6 .
- ^ Роуз, Дженни (2014). Зороастризм: Введение . Лондон: ИБ Таурис. п. 111. ИСБН 978-1-84885-087-3 .
- ^ Ирвин, Джон (2017). Поэзия Уэлдона Киса: исчезновение как присутствие . Балтимор, Мэриленд: JHU Press. п. 40. ИСБН 978-1-4214-2261-9 .
- ^ Гаучи, Рита (2012), Звезда Сириус в Древнем Египте и Вавилонии .
- ^ Записи базы данных Perseus для апокатастаси : списка
1 Фридрих Прейсигке , собрание греческих документов из Египта ;
7 P.Oxy., Папирусы Оксиринха ;
7 Полибий , Истории;
2 Иосиф Флавий , «Иудейские древности» ;
2 Диодор Сицилийский , Библиотека;
3 Stud.Pal., исследования по палеографии и изучению папируса ;
1 Деяния 3:21 Новый Завет ;
1 PSI, греческие и латинские папирусы ;
1 Диоген Лаэртий , Жизнеописания и мнения выдающихся философов ;
2 P.Cair.Masp., Греческие папирусы византийского периода , Общий каталог египетских древностей Каирского музея;
3 P.Ryl, Rylands Papyri ;
1 полковник, Колумбийские папирусы;
2 П.Флор., греко-египетские папирусы, флорентийские папирусы ;
3 Аретей Каппадокийский , Сохранившиеся сочинения Аретея, Каппадокийский;
1 УПЗ, документы периода Птолемеев (более древние находки);
1 П.Росс.Груз., папирусы из русских и грузинских собраний;
1 P.Cair.Isid., Архив Аврелия Исидора в Египетском музее , Каир, и Мичиганском университете;
1 П.Абинн., Архив Абиннея : Записки римского офицера в царствование Констанция II;
1 Pap.Choice, Выбор греческих папирусов: тест автоматической обработки;
1 П.Афина Ксила, П.Ста Ксила: Византийские папирусы Греческого папирологического общества;
1 О.Йоах., Die Prinz-Joachim-Ostraka - ^ Мур, Эдвард (2005), Ориген Александрийский и святой Максим Исповедник , Universal-Publishers, стр. 25–27 .
- ^ «Ориген Александрийский (185–254)», Интернет-энциклопедия философии , получено 20 сентября 2006 г.
- ^ Мур, Эдвард (январь 2003 г.). «Ориген Александрийский и апокатастасис: Некоторые заметки о развитии благородного понятия» . Журнал Куодлибет . 5 (1). ISSN 1526-6575 . Архивировано из оригинала 14 февраля 2010 г. Проверено 16 апреля 2010 г.
- ^ Кудерт, Эллисон (1995), Лейбниц и Каббала , стр. 110.
Первоначально приняв идею апокатастасиса в дооригеновском и прежде всего стоическом понимании того, что этот мир и все в нем должно возвращаться снова и снова в бесконечных циклах повторения, Лейбниц полностью принял идею Оригена…
- ^ «шувб», Библия синими буквами (лексикон и употребление Библии) .
- ^ «Малахия - Глава 4 - Малахия - Септуагинта: LXX» .
- ^ Леви, Майкл (1992), Искупление и утопия: еврейская либертарианская мысль в Центральной Европе: исследование избирательной близости , Stanford University Press, стр. 64 .
- ^ Греческий: кто видит небеса, не получая лет возмещения всего, что Бог говорил устами Своих святых пророков на протяжении веков.
Вульгата: которую небо действительно должно получить до времен возмещения всего, что Бог говорил устами Своих святых от эпохи пророков . - ^ Бок, Даррел Л. (2007), Деяния ,
Относительное местоимение ὧν ( hon , о котором) могло относиться к «временам года», о которых говорил Бог (Bauernfeind 1980: 69), или ко «всем вещам», о которых говорил Бог (так Конзельманн 1987: 29; Барретт 1994: 206, ближайший референт).
- ^ Фитцмайер, Деяния апостолов , Библейские комментарии Йельского университета, стр. 283–293 .
- ^ МакКлинток, Джон; Стронг, Джеймс (1879 г.), Циклопедия библейской, богословской и церковной литературы, том 8 , Харпер, стр. 1051
- ^ Крузель, Анри (1990), Ориген , с. 285 .
- ^ Рут, младший (2001), «Универсализм», в Элвелле, Вашингтон (редактор), EDT (2-е изд.), Гранд-Рапидс: Бейкер .
- ^ Скотт, Марк (2012), Путешествие обратно к Богу: Ориген о проблеме зла , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN 978-0-19-984114-1 .
- ^ МакГакин, Джон Энтони, изд. (2004), «Апокатастасис», Вестминстерский справочник Оригена (статья), Вестминстер: John Knox Press, стр. 59–62, ISBN 978-0-664-22472-1 .
- ^ Лауро, Элизабет Дайвли (2004), « Универсализм », в МакГакине, Джон Энтони (редактор), Вестминстерский справочник Оригена (статья), Вестминстер: John Knox Press, ISBN 978-0-664-22472-1 .
- ^ Демарест, Брюс, «Об апокатастасисе», Евангелический богословский словарь , TP, стр. 67 .
- ^ Брайан Э. Дейли, Надежда ранней церкви: Справочник по святоотеческой эсхатологии (Cambridge University Press, 1991), стр. 58.
- ^ Лоусон. Столпы Благодати . п. 25.
- ^ «Ориген Александрийский», Католическая энциклопедия , Новое пришествие , получено 22 сентября 2006 г.
- ^ «Климент Александрийский», Католическая энциклопедия , Новое пришествие , получено 22 сентября 2006 г.
- ^ Ладлоу, Морвенна (2000). «Святоотеческая эсхатология» . Всеобщее спасение: эсхатология в мысли Григория Нисского и Карла Ранера . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 30–37. ISBN 978-0-19-827022-5 .
- ^ Джулио Масперо [на итальянском языке] (2004). «Lo Schema dell'exitus-reditus e l'apocatastasi у Грегорио ди Ниссы» . Богословские анналы (на итальянском языке). 18 (1).
- ^ Хэнсон, JW (2007). Универсализм . Лулу.com. п. 78. ИСБН 978-0-935461-31-2 .
Мефодий, написавший 300 г. н. э.; Памфил и Евсевий, 310 г. н.э.; Евстафий, 380 г. н. э.; Епифаний, 376 и 394 гг. н. э.; Теофил, 400–404 гг. н. э., и Иероним, 400 г. н. э.; все приводят списки ошибок Оригена, но никто не называет среди них его универсализм (там же, стр. 78).
- ^ Шафф, Филип ; Уэйс, Генри ; Персиваль, Генри Р. (ред.). Никейские и постникейские отцы, Вторая серия, Том. XIV: Семь Вселенских Соборов . Гранд-Рапидс: Wm. Издательство Б. Эрдмана. п. 319 . Проверено 29 августа 2017 г.
- ^ Трулья, Крейг (17 ноября 2019 г.). «Осуждение Апокатастасиса на II Константинопольском соборе» . Православное христианское богословие .
- ^ Константиновский (2009), Евагрий Понтийский: становление гностика , с. 171 .
- ^ Трулья, Крейг (7 августа 2019 г.). «Учение Никеи II о вечном проклятии, Оригене и Апокатастасисе» . Православное христианское богословие .
- ^ «Седьмой Генеральный совет, Второй Никейский» . 1850. С. 36, 423, 438 . Проверено 7 августа 2019 г.
«На пятом святом Генеральном соборе, состоявшемся в Константинополе, Ориген и Феодор Мопсуестийский, вместе с рассуждениями Евагрия и Дидима о предсуществовании и восстановлении всего сущего, все были подвергнуты одной общей и католической анафеме, все четыре Патриарха были присутствует и соответствует ему» (Там же, с. 36).
- ^ Рамелли, Илария. «Ориген, Евсевий, учение об Апокатастасисе и его отношение к христологии» . Центр эллинистических исследований Гарвардского университета . Архивировано из оригинала 9 августа 2018 г. Проверено 25 декабря 2020 г.
- ^ Евангелие от Филиппа , Гнозис .
- ^ Иттер, Эндрю К. (2009), Эзотерическое учение в Строматеях Климента Александрийского , стр. 200,
Климент использует термин апокатастасис и родственные ему слова в основном для обозначения гностических избранных, а не для эсхатологического восстановления вселенной или восстановления верующих в целом. Там, где он упоминает или подразумевает восстановление целого, это происходит посредством восстановления гностика. …Следовательно, хотя некоторые варианты использования апокатастасиса, по-видимому, относятся просто к избранным гностикам, в более широком смысле они имеют универсальный смысл.
- ^ Бенедетто и Дюк 2008 , с. 37: «Ориген (186–284) теоретизировал апокатастасис как восстановление доисторического застоя или покоя, которым наслаждались духовные существа перед их падением и воплощением… Григорий Нисский (335–395) разделял веру Оригена в спасение всех существ. но утверждал, что окончательное восстановление будет возвращением не к доисторическому единству, а к тому окончательному совершенству, которое Бог изначально запланировал для человечества».
- ^ Святой Иероним . Извинение против Руфина (Книга II) . 12. абзац: «Среди многих плохих вещей, написанных Оригеном, я нахожу следующее, наиболее явно еретическое: … что при восстановлении всего сущего, когда будет достигнута полнота прощения, Херувимы и Серафимы, Престолы, Начала, Господства, Добродетели «Силы, архангелы и ангелы, дьявол, демоны и души людей, будь то христиане, евреи или язычники, будут одного состояния и степени».
- ^ Бенедетто и Дюк 2008 , с. 37c: «Ориген (186–284) теоретизировал апокатастасис как восстановление доисторического застоя или покоя, которым наслаждались духовные существа перед их падением и воплощением… Григорий Нисский (335–395) разделял веру Оригена в спасение всех существ. но утверждал, что окончательное восстановление будет возвращением не к доисторическому единству, а к тому окончательному совершенству, которое Бог изначально запланировал для человечества».
- ^ Бенедетто и Дюк 2008 , с. 37b: «Хотя ранние сторонники апокатастасиса часто приравнивали его к универсализму (спасению всех существ), они формулировали апокатастасис как эсхатологическую победу Бога над злом, которая все равно повлекла бы за собой состояние чистилища».
- ^ Jump up to: а б с Ладлоу, Морвенна (2001), Всеобщее спасение: эсхатология в мысли Григория Нисского и Карла Ранера , Oxford University Press, стр. 38, ISBN 978-0-19-827022-5 .
- ^ Бенедетто и Дюк 2008 , с. 37d: «Настолько, что Григорий Нисский сильно изменил понятие апокатастасиса, а Максим Исповедник (580–662) позже изложил божественный план всеобщего спасения наряду с предупреждениями о вечном наказании грешников».
- ^ Хадсон, Нэнси Дж. (2007). Становление Богом: учение об обожении Николая Кузанского . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. стр. 33 . ISBN 978-0-8132-1472-6 .
- ^ Лютер, Мартин (1861), Exegetica Opera Latina (на латыни), Эльспергер, стр. 432,
Но если Отцу суждено быть вечно, то Отец всегда остаётся, всегда рождает детей до того дня возмещения всего...
- ^ Лютер, Мартин (1545 г.), Все Священное Писание: немецкий язык , Библия Лютера, заархивировано из оригинала 04 декабря 2008 г. , получено 14 марта 2011 г. ,
которое должно занять небеса до тех пор, пока оно не вернет все, что есть у Бога. сказанный устами всех его святых пророков от мира и далее,
модернизированный как: «который должен взять небеса до того времени, пока все, что Бог говорил устами всех своих святых пророков от мира и далее, не будет возвращено». - ^ Бесте, Вильгельм (1886), самый важный оратор с кафедры ,
г-н Маттезиус произнес целую проповедь об этом слове за три часа до своего благословенного прощания. Слава Богу, последний день — это restitutionis omnium. Тогда Господь Иисус все нам восстановит...
- ^ Лютер, доктор. Мартин (1841), «Об исповедании Христа на Тайной вечере», Полное собрание сочинений , том. 30, с. 372,
Потому что я (=я) не согласен с теми, кто учит, что и бесы, наконец, достигнут спасения.
- ^ Эллингсен, Марк (2000), Возвращение наших корней , Continuum International, стр. 58, ISBN 978-1-56338-292-5 [
Лютер в письме Рехенбергу] выражал надежду на всеобщее спасение
. - ^ Гретилья, Огюстен (1892), Изложение систематического богословия (на французском языке)
- ^ Кёстлин, Генрих Адольф (1896), «Апокатастасис», Настоящая энциклопедия протестантского богословия (на немецком языке), том. Я, Лейпциг: JC Hinrichs, с. 617
- ^ Батифоль, Пьер , «Апокатастасис» , Католическая энциклопедия , т. I, стр. 599–600, заархивировано из оригинала 8 июля 2011 г.
- ^ Кэнни, Морис Артур (1921), «апокатастасис» , Энциклопедия религий , Рутледж, стр. 28 .
- ^ Оепке, Альбрехт (1933), «Апокатастасис», в Киттеле (ред.), Теологический словарь Нового Завета (статья)
- ^ Патридес, Константинос А. (октябрь – декабрь 1967 г.), «Спасение сатаны», Journal of the History of Ideas , 28 (4): 467–478, doi : 10.2307/2708524 , JSTOR 2708524 , перепечатано в Патридес, Константинос А. (1982) [1967]. « Принцип бесконечной любви: спасение сатаны». Посылки и мотивы в литературе Возрождения . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. JSTOR 2708524 .
- ^ Беркувер, GC (1972), «13» , «Возвращение Христа» , Eerdmans, стр. 387–423, ISBN 978-0-8028-4812-3 .
- ^ Мейендорф, Джон (1987), Византийское богословие: исторические тенденции и доктринальные темы , издательство Fordham University Press, стр. 222, ISBN 978-0-8232-0967-5 .
- ^ Jump up to: а б МакГарри, Майкл (1995), «Универсализм» , Кленицки, Леон; Вигодер, Джеффри (ред.), Словарь еврейско-христианского диалога , Stimulus Foundation, стр. 228, ISBN 0-8091-3582-5
- ^ Стравинскас, Питер М.Дж. (1998), «Апокастасис» , Католическая энциклопедия , Наш воскресный посетитель, стр. 86, ISBN 0-87973-669-0 .
- ^ Стравинскас, Питер М.Ю. (1993), «Апокастасис» , Католический словарь , Наш воскресный посетитель, стр. 76, ISBN 0-87973-390-Х .
- ^ Уокер, Джеймс К. (2007), Краткий путеводитель по сегодняшним религиям и духовности , издательство Harvest House, стр. 330, ИСБН 978-0-7369-2011-7 .
- ^ Чопра, Рамеш (2005), Энциклопедический словарь религии , том. Q–Z, Иша, с. 816, ISBN 81-8205-287-4
- ^ О'Коллинз, Джеральд; Фарруджа, Эдвард Г. (2000), Краткий теологический словарь , Paulist Press, стр. 14–15, ISBN 0-567-08354-3 .
- ^ Бергер, Питер Л. (2003), Вопросы веры , John Wiley & Sons, с. 154, ISBN 978-1-4051-0848-5 .
Библиография
[ редактировать ]- Бенедетто, Роберт; Дьюк, Джеймс О (2008), Новый Вестминстерский словарь истории церкви , том. 1 .
- Иттер, Эндрю С. (2009), Эзотерическое учение в Строматеях Климента Александрийского .