Jump to content

Стоическая физика

(Перенаправлено с Экпироз )
В стоической физике Земля и Вселенная являются частями единого целого.

Стоическая физика относится к естественной философии философов- стоиков древней Греции и Рима , которую они использовали для объяснения естественных процессов, происходящих во Вселенной .

Для стоиков космос — это единый пантеистический бог, разумный и творческий, являющийся основой всего существующего. Ничего бестелесного не существует. Природа мира состоит из непрерывных изменений, движимых активной частью или разумом ( логосом ) Бога, который пронизывает все сущее. Активная субстанция мира характеризуется как «дыхание», или пневма , которая придает материи форму и движение и является источником элементов , жизни и человеческого разума. Космос исходит из первоначального состояния в предельном тепле, и в происходящем охлаждении и разделении появляются все вещи, которые только различны и представляют собой стадии изменения первобытного бытия. Однако в конце концов мир снова будет поглощен первичной субстанцией, чтобы сгореть во всеобщем пожаре ( экпирозисе ), из которого снова начнется новый цикл.

Поскольку мир действует посредством разума, все вещи детерминированы . Но стоики придерживались компатибилистской точки зрения, которая давала людям свободу и ответственность в причинно-следственной сети судьбы. Люди являются частью логоса , пронизывающего космос. Человеческая душа представляет собой физическое единство разума и разума. Таким образом, благо для человека состоит в том, чтобы быть полностью разумным и вести себя так, как ведет Природа в естественном порядке.

Центральные принципы

[ редактировать ]

Развивая свою физику, стоики хотели создать картину мира, которая была бы полностью связной. [1] Стоическую физику можно описать с точки зрения (а) монизма , (б) материализма и (в) динамизма. [2]

Стоицизм – пантеистическая философия. [3] Космос активен, животворящий, разумный и творческий. [4] Это единое целостное целое, [5] самоподдерживающаяся сущность, содержащая в себе все, что ей необходимо, и все части, зависящие от взаимного обмена друг с другом. [6] Различные части этой единой структуры способны взаимодействовать и иметь родство друг с другом ( симпатия ). [7] Стоики объясняли все, от природных явлений до человеческого поведения, проявлениями всепроникающего разума ( логоса ). [1] Таким образом, они отождествили вселенную с Богом, [3] а многообразие мира объясняется преобразованиями и произведениями Бога как разумного начала космоса. [8]

Материализм

[ редактировать ]

Философы со времен Платона задавались вопросом, имеют ли абстрактные качества, такие как справедливость и мудрость , независимое существование. [9] Платон в своем «Софистском диалоге» (245e–249d) утверждал, что, поскольку такие качества, как добродетель и порок, нельзя «потрогать», они должны сильно отличаться от обычных тел. [10] Ответом стоиков на эту дилемму было утверждение, что все, включая мудрость, справедливость и т. д., является телами. [11] Платон определял бытие как «то, что имеет силу действовать или подвергаться воздействию». [12] а для стоиков это означало, что все действия происходят посредством телесного контакта; каждая форма причинности сводится к действующей причине, которая предполагает передачу движения от одного тела к другому. [2] Существует только Тело. [13] Стоики признавали наличие бестелесных вещей, таких как пустота, место и время. [13] но, хотя они и были реальными, они не могли существовать и, как говорили, «существовали». [14] Таким образом, стоицизм был полностью материалистическим; [Примечание а] ответы на метафизику следует искать в физике; в частности, проблема причин вещей, для теория форм Платона и » Аристотеля . « субстанциальная форма решения которой были выдвинуты [2]

Динамизм

[ редактировать ]

Дуалистической чертой стоической системы являются два принципа: активный и пассивный : все существующее способно действовать и подвергаться воздействию. [2] Активный принцип — это Бог, действующий как разумный принцип ( логос ), имеющий более высокий статус, чем пассивная материя ( усия ). [3] В своих ранних сочинениях стоики характеризовали разумный принцип как творческий огонь, [8] но более поздние отчеты подчеркивают идею дыхания, или пневмы , как активного вещества. [Примечание б] Таким образом, космос наполнен всепроникающей пневмой , которая обеспечивает сцепление материи и контакт между всеми частями космоса. [15] Пневма . всюду соразмерна материи, проникая и пронизывая ее и вместе с ней занимая и наполняя пространство [16]

Эпикурейцы . помещали форму и движение материи в случайные движения атомов примитивных [2] В стоической системе материальная субстанция имеет непрерывную структуру, скрепленную напряжением ( тонос ) как сущностным атрибутом тела. [2] [17] Это напряжение является свойством пневмы , и физические тела удерживаются вместе пневмой , находящейся в состоянии непрерывного движения. [18] Комбинация различных потоков пневмы придает объектам их стабильные физические свойства ( гексис ). [18] Вещь уже не является горячей, твердой или яркой, как утверждал Платон, потому что она причастна абстрактному теплу, твердости или яркости, а потому, что содержит в своей собственной субстанции материал этих потоков пневмы в различных степенях напряжения. [16]

Что касается отношения между активным и пассивным принципами, то здесь не было четкой разницы. [16] Хотя стоики говорили об активном и пассивном как о двух отдельных типах тела, вполне вероятно, что они видели в них всего лишь два аспекта единого материального космоса. [19] Пневма , с этой точки зрения, не является особой субстанцией, смешанной с пассивной материей, а скорее можно сказать, что материальный мир обладает пневматическими качествами. [19] Многообразие мира объясняется преобразованиями и продуктами этого вечного начала. [8]

Вселенная

[ редактировать ]
В стоической физике Вселенная начинается и заканчивается божественным огнем-ремесленником.

Как и Аристотель, стоики считали космос конечным , с Землей в центре и окружающими его Луной, Солнцем, планетами и неподвижными звездами. [20] Точно так же они отвергли возможность существования какой-либо пустоты (то есть вакуума) внутри космоса, поскольку это разрушило бы целостность Вселенной и симпатию ее частей. [21] Однако, в отличие от Аристотеля, стоики видели космос как остров, окруженный бесконечной пустотой. [15] Космос имеет свою собственную гексис , которая скрепляет его и защищает, и окружающая пустота не может на него повлиять. [22] Однако космос может различаться по объему, что позволяет ему расширяться и сжиматься в объеме в ходе своих циклов. [21]

Формирование

[ редактировать ]

Пневма . стоиков — это первобытная субстанция, существовавшая до космоса Это вечная предпосылка конкретных вещей; совокупность всего существования; из него возникает вся природа, которая в конечном итоге будет ею поглощена. Это творческая сила (Бог), которая развивает и формирует вселенский порядок ( космос ). Бог – это все, что существует. [16]

В исходном состоянии пневма-Бог и космос абсолютно тождественны; но даже тогда действует напряжение, важнейший атрибут материи. [16] В примитивной пневме присутствует сильнейшее тепло и напряжение, внутри которого существует давление , тенденция к расширению и рассеиванию. Движение вперед и назад после установки охлаждает светящуюся массу огненного пара и ослабляет напряжение. [16] Так следует первая дифференциация первобытной субстанции — отделение силы от материи, эманация мира из Бога. Семенной Логос , который в силу своего напряжения дремал в пневме , теперь приступает к своей творческой задаче. [16] Цикл его преобразований и последовательных уплотнений составляет жизнь космоса. [16] Космос и все его части суть лишь различные воплощения и стадии изменения первобытного бытия, которое Гераклит называл «прогрессом вверх и вниз». [23]

Из него отделяется стихийный огонь , огонь, который мы знаем, который сжигает и разрушает; и это конденсируется в воздух ; следующий шаг на пути вниз производит воду и землю в результате затвердевания воздуха. [24] На каждом этапе степень напряжения ослабевает, и образующийся элемент все больше приближается к «косной» материи. [16] Но как один элемент не переходит целиком в другой (например, в воду или землю превращается лишь часть воздуха), так и сама пневма не переходит целиком в элементы. [16] Из элементов одна субстанция превращается во множество индивидуальных вещей в упорядоченном космосе, который сам является живым существом или существом, а пневма , пронизывающая его и повсюду обуславливающая жизнь и рост, является его душой . [16]

Процесс дифференциации не вечен; оно продолжается только до времени восстановления всего сущего. Ибо космос, в свою очередь, распадется, и напряжение, которое было ослаблено, снова усилится. Вещи постепенно распадутся на элементы, а элементы — на первичную субстанцию, чтобы сгореть во всеобщем пожаре, когда мир снова будет поглощен Богом. [16] Этот экпирос — не столько катастрофическое событие, сколько период космического цикла, когда преобладание огненной стихии вновь достигает своего максимума. [25] Вся материя сгорает, становясь совершенно огненной и совершенно душевной. [26] На этом этапе Бога можно рассматривать как полностью существующего самого по себе. [27]

В установленном порядке начинается новый цикл космоса ( палингенезис ), воспроизводящий предыдущий мир, и так до бесконечности. [28] Таким образом, одни и те же события разыгрываются снова и повторяются бесконечно. [29] Поскольку космос всегда разворачивается согласно наилучшей возможной причине , любой последующий мир, скорее всего, будет идентичен предыдущему. [30] Таким образом, точно так же, как космос занимает конечное пространство в бесконечной пустоте, можно понимать, что он занимает конечный период в бесконечном промежутке времени. [31]

Однако сам экпироз не был общепринятой теорией всех стоиков. [32] Другие выдающиеся стоики, такие как Панэтий , Зенон Тарсийский , Боэт Сидонский и другие, либо отвергали экпирос, либо имели разные мнения относительно его степени. [33] Твердое принятие теорий Вселенной Аристотеля в сочетании с более практичным образом жизни, практиковавшимся римским народом, заставило поздних стоиков сосредоточить свои основные усилия на собственном социальном благополучии на Земле, а не на космосе. [34] Ярким примером являются написанные под влиянием стоиков сочинения римского императора Марка Аврелия (121–180). В своих «Размышлениях» он предпочитает обсуждать, как следует действовать и проживать свою жизнь, а не размышлять о космологических теориях.

Зенон из Китиума, основатель школы стоиков.

Стоики пытались включить традиционный политеизм в свою философию. [35] Не только первоначальная субстанция была Богом, единым высшим существом, но и божественность могла быть приписана проявлениям — небесным телам, силам природы и даже обожествленным личностям; и таким образом мир был населен божественными силами. [35] Молитва, очевидно, мало чем поможет в рационально упорядоченном космосе, и сохранившиеся примеры стоических молитв кажутся скорее самомедитацией, чем призывами к божественному вмешательству. [36]

Стоики часто отождествляли вселенную и Бога с Зевсом . [37] как правитель и хранитель и в то же время закон вселенной. [35] Стоический Бог — это не трансцендентное всеведущее существо, стоящее вне природы, а, скорее, имманентный — божественный элемент погружен в саму природу. [37] [38] Бог повелевает миру во благо, [39] и каждый элемент мира содержит часть божественного элемента, который объясняет его поведение. [37] Причина вещей – то, что их объясняет – не является какой-то внешней целью, к которой они стремятся; это нечто действующее внутри них, «глубоко проникший дух», зарождающийся и развивающийся изнутри. [16]

В каком-то смысле стоики считали, что это лучший из всех возможных миров . [40] Только Бог или Природа хороши, [41] и Природа совершенно рациональна. [42] Это органичное единство и совершенно упорядоченное. [43] Доброта Природы проявляется в том, как она упорядочивает вещи наиболее рациональным образом. [42] Поэтому для стоиков это самый разумный, самый разумный из всех возможных миров. [44] [45]

Ни одно из событий, происходящих в Природе, не является плохим по своей сути; [46] но они также не являются «хорошими» по своей сути, даже если они были вызваны хорошим агентом. [45] [47] Естественная структура мира — жизнь, смерть, болезнь, здоровье и т. д. — состоит из морально безразличных событий, которые сами по себе не являются ни хорошими, ни плохими. [44] Такие события немаловажны, но они имеют ценность лишь постольку, поскольку способствуют жизни согласно Природе. [48] Как разумные существа, люди имеют долю в рациональности Природы. Благо для человека — быть полностью разумным и вести себя так, как поступает Природа, чтобы поддерживать естественный порядок. [49] Это значит знать логику добра, понимать рациональное объяснение вселенной, а также природу и возможности человеческого бытия. [43] Единственное зло для человека — это вести себя неразумно, не действовать согласно разуму — такой человек безумен. [43]

Для стоиков ничто не остается необъяснимым; есть причина ( Логос ). всему в природе [2] Благодаря приверженности стоиков единству и связности космоса и его всеобъемлющего разума, они полностью приняли детерминизм . [50] Однако вместо единой цепи причинно-следственных событий существует многомерная сеть событий, взаимодействующих в рамках судьбы. [51] Из этого роя причин вполне реализуется ход событий. [51] Кажется, что люди обладают свободой воли, поскольку личные действия участвуют в определенной цепочке событий независимо от внешних условий. [52] Этот « мягкий детерминизм » позволяет людям нести ответственность за свои действия, смягчая кажущуюся произвольность судьбы. [52] [53]

Гадание было важным элементом греческой религии , и стоики пытались примирить его со своей собственной рациональной доктриной строгой причинности. [35] Поскольку пневма мировой души пронизывает всю вселенную, это позволяет человеческим душам подвергаться влиянию божественных душ. [54] Предзнаменования и предзнаменования, объяснил Хрисипп, являются естественными симптомами определенных событий. Должно быть бесчисленное множество указаний на ход провидения , по большей части незамеченных, и значение лишь некоторых из них стало известно человечеству. [35] Тем, кто утверждал, что гадание излишне, поскольку все события предопределены, он отвечал, что и гадание, и наше поведение в условиях предостережений, которые оно дает, включены в причинно-следственную цепь. [35]

Для полной характеристики физического мира стоики разработали теорию смешения, в которой признавали три типа смешения. [55] Первый тип представлял собой чисто механическую смесь, такую ​​как смешивание зерен ячменя и пшеницы: отдельные компоненты сохраняют свои свойства, и их можно снова разделить. [55] Вторым типом был синтез, при котором создается новое вещество, приводящее к утрате свойств отдельных компонентов, что примерно соответствует современному представлению о химическом превращении. [55] Третий тип — смешение, или полное смешение: происходит полное взаимопроникновение компонентов вплоть до бесконечно малых, но каждый компонент сохраняет свои свойства. [56] В этом третьем типе смеси создается новое вещество, но, поскольку оно все еще обладает качествами двух исходных веществ, их можно извлечь снова. [57] По словам Хрисиппа: «Ничто не мешает одной капле вина смешаться со всем океаном». [56] Древние критики часто считали этот тип смешивания парадоксальным, поскольку он, очевидно, подразумевал, что каждое составляющее вещество является вместилищем друг друга. [58] Однако для стоиков пневма подобна силе, непрерывному полю, пронизывающему материю и распространяющемуся по всему пространству. [59]

Напряжение

[ редактировать ]

Всякий характер и свойство отдельной вещи определяется исключительно напряжением в ней пневмы , а пневма , хотя и присутствует во всех вещах, но бесконечно варьирует по количеству и интенсивности. [60]

  • При наименьшей степени напряжения пневма, обитающая в неорганических телах, удерживает тела вместе (как одушевленные, так и неживые), обеспечивая сцепление ( гексис ). [61] Это тип пневмы, присутствующей в камне или металле в качестве удерживающего принципа. [60]
  • На следующей степени напряжения пневма обеспечивает природу или рост ( физис ) живым существам. [61] Это высший уровень, на котором он содержится в растениях. [60]
  • В более высокой степени напряжения пневма производит душу ( психею ) всем животным, обеспечивая им ощущения и импульсы. [61]
  • У людей можно обнаружить пневму в ее высшей форме как разумную душу ( logike psyche ). [61]

родственное жизненному теплу органического существа, кажется, обнаруживается в неорганической природе: пары земли , горячие источники , искры кремня Определенное тепло , считались последним остатком пневмы, еще не совсем ослабевшей и не остывшей. [60] Они апеллировали также к скорости и расширению газообразных тел, к вихрям и надутым воздушным шарам . [60]

У разумных существ пневма проявляется в высшей степени чистоты и интенсивности как эманация мировой души . [60] У людей есть душа, потому что у Вселенной есть душа. [62] и человеческая разумность такая же, как и разумность Бога. [3] Пневма , то есть душа, пронизывает все человеческое тело. [61]

Душа эпикурейским телесна, иначе она не имела бы реального существования, была бы неспособна расширяться в трех измерениях (т.е. распространяться по всему телу), неспособна удерживать тело вместе, что представляет собой резкий контраст с постулатом о том, что душа является телесной. тело, которое ограничивает и укрывает атомы души. [60] Эта телесная душа — это разум , разум и правящий принцип; в силу своего божественного происхождения Клеант может сказать Зевсу: «Мы тоже твои потомки», а Сенека может спокойно настаивать на том, что, если человек и Бог не находятся в совершенном равенстве, то превосходство скорее находится на нашей стороне. [63] Чем Бог для мира, тем душа для человека. Космос — единое целое, его многообразие относится к различным стадиям конденсации в пневме . [60] Так и человеческая душа должна обладать абсолютной простотой, причем различные ее функции определяются степенью ее напряжения. Никаких отдельных «частей» души, как представляли себе предыдущие мыслители, не существует. [60]

С этой психологией тесно связана стоическая теория познания . Из единства души следует, что все психические процессы — ощущение, согласие, побуждение — исходят из разума, господствующей части; только одна разумная душа обладает ощущениями, соглашается с суждениями, побуждается к объектам желаний точно так же, как она думает или рассуждает. [60] Не то чтобы все эти силы сразу достигли полной зрелости. Душа сначала пуста от содержания; в зародыше оно не вышло за рамки питательного начала растения; при рождении «правящая часть» представляет собой чистую табличку , хотя и готовую к письму. [60] Источником знания является опыт и дискурсивная мысль, манипулирующая чувственным материалом . Наши идеи копируются из накопленных ощущений. [60]

Точно так же, как ослабление напряжения приводит к растворению вселенной; так и в теле расслабление напряжения является причиной сна , разложения и смерти человеческого тела . После смерти бестелесная душа может поддерживать свое отдельное существование, даже в течение ограниченного времени, лишь поднимаясь в ту область вселенной, которая родственна ее природе. Спорным был вопрос, выживут ли так все души, как думал Клеанф, или же только души мудрых и добрых, как считал Хрисипп; в любом случае рано или поздно отдельные души сливаются с душой вселенной, из которой они произошли. [60]

ощущение

[ редактировать ]
Хрисипп из Соли

Стоики объясняли восприятие как передачу воспринимаемого качества объекта посредством органа чувств в сознание воспринимающего. [64] Передаваемое качество проявляется как возмущение или впечатление на телесной поверхности «мыслящей вещи», души. [64] В примере со зрением конический пучок лучей расходится от зрачка глаза так , что его основание закрывает видимый предмет. Представление передается воздушным потоком от органа чувств, в данном случае глаза, к уму, т. е. «правящей части души». Презентация, помимо подтверждения собственного существования, дает дополнительную информацию о своем объекте, например, цвет или размер. [64] Зенон и Клеанф сравнивали это явление с впечатлением, которое печать оставляет на воске , тогда как Хрисипп определял его более неопределенно как скрытую модификацию или образ мыслей. [64] Но разум не просто пассивный получатель впечатлений: разум соглашается или не соглашается. [64] Не все содержание опыта истинно или достоверно: галлюцинации возможны ; здесь стоики согласились с эпикурейцами. [64] Поэтому необходимо, чтобы согласие не давалось без разбора; мы должны определить критерий истины, особый формальный критерий, с помощью которого разум может распознать просто правдоподобное и твердо удержать истину. [64]

Ранние стоики считали правильный разум стандартом истины. [65] Зенон сравнивал ощущения с вытянутой рукой , плоской и открытой; сгибание пальцев означало согласие; сжатый кулак был «простым восприятием», мысленным захватом объекта; знание было сжатым кулаком, крепко зажатым в другой руке. [66] Но этот критерий был открыт для настойчивых нападок со стороны эпикурейцев и академиков , которые ясно показали, (1) что разум зависит от чувства, если не выводится из него, и (2) что высказываниям разума недостает последовательности. [64] Таким образом, Хрисипп много сделал для развития стоической логики . [67] и более четко определил и защитил позицию своих предшественников. [64]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]

а. ^ Некоторые историки предпочитают описывать учение стоиков как «телесность», а не как «материализм». Одно из возражений против ярлыка материализма связано с узкой концепцией материализма 17-18 веков, согласно которой вещи должны быть «объяснены движениями и комбинациями пассивной материи» ( Gourinat 2009 , стр. 48). Поскольку стоицизм является виталистическим, он «не является материализмом в строгом смысле слова» ( Gourinat 2009 , стр. 68). Второе возражение относится к стоическому различению между простыми телами (которые простираются в трех измерениях и оказывают сопротивление) и материальными телами, которые «состоят из присутствия друг в друге обоих [активных и пассивных] принципов, а также эффектов одного из них». принцип с другой». Согласно этому определению активный и пассивный принципы являются телами, но не материальными телами ( Купер 2009 , стр. 100).
б. ^ Концепция пневмы (как «жизненного дыхания») занимала видное место в эллинистических медицинских школах. Его точное отношение к «творческому огню» ( пир-техникон ) ранних стоиков неясно. Некоторые древние источники утверждают, что пневма представляла собой комбинацию стихий огня и воздуха (эти два элемента были «активными»). Но в трудах стоиков пневма ведет себя во многом как активный принцип, и, похоже, они приняли пневму как прямую замену творческого огня. [68]

  1. ^ Перейти обратно: а б Лонг 1996 , с. 45
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хикс 1911 , с. 943
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Альгра 2003 , с. 167
  4. ^ Уайт 2003 , с. 129
  5. ^ Самбурский 1959 , с. 5
  6. ^ Самбурский 1959 , с. 114
  7. ^ Самбурский 1959 , с. 41
  8. ^ Перейти обратно: а б с Лонг 1996 , с. 46
  9. ^ Селларс 2006 , стр. 81–82.
  10. ^ Купер 2009 , с. 97
  11. ^ Селларс 2006 , с. 82
  12. ^ Платон, Софист , 247D.
  13. ^ Перейти обратно: а б Уайт 2003 , с. 128
  14. ^ Селларс 2006 , с. 84
  15. ^ Перейти обратно: а б Самбурский 1959 , с. 1
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Хикс 1911 , с. 944
  17. ^ Уайт 2003 , с. 149
  18. ^ Перейти обратно: а б Самбурский 1959 , с. 31
  19. ^ Перейти обратно: а б Селларс 2006 , с. 90
  20. ^ Самбурский 1959 , с. 108
  21. ^ Перейти обратно: а б Самбурский 1959 , с. 110
  22. ^ Самбурский 1959 , с. 113
  23. ^ Гераклит, DK B60
  24. ^ Селларс 2006 , с. 98
  25. ^ Самбурский 1959 , с. 106
  26. ^ Самбурский 1959 , стр. 107–108.
  27. ^ Уайт 2003 , с. 137
  28. ^ Уайт 2003 , с. 142
  29. ^ Селларс 2006 , с. 99
  30. ^ Уайт 2003 , с. 143
  31. ^ Кристенсен 2012 , стр. 25.
  32. ^ Степень, в которой стоики обсуждали и не соглашались относительно экпироза, во многом объясняется работами Ипполита Римского , найденными в Stoicorum Veterum Fragmenta .
  33. ^ Маннсфельд, Яап (сентябрь 1983 г.). «Добавлено воскресение: христианская интерпретация стоического учения». бдения Христианские 37, нет. 3 (сентябрь 1983 г.) (3): 218–233. doi : 10.1163/157007283X00089 — через JSTOR.
  34. ^ М. Лапидж, «Стоическая космология», в «Стоиках», изд. Дж. Рист (Беркли: Калифорнийский университет Press, 1978): стр. 183–184.
  35. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хикс 1911 , с. 947
  36. ^ Алгра 2003 , с. 175
  37. ^ Перейти обратно: а б с Фреде 2003 , стр. 201–202.
  38. ^ Караманолис 2013 , с. 151
  39. ^ Алгра 2003 , с. 172
  40. ^ Фреде 1999 , стр. 75.
  41. ^ Кристенсен 2012 , стр. 22.
  42. ^ Перейти обратно: а б Фреде 1999 , стр. 77.
  43. ^ Перейти обратно: а б с Кристенсен 2012 , стр. 64.
  44. ^ Перейти обратно: а б Бреннан 2005 , с. 239
  45. ^ Перейти обратно: а б Фреде 1999 , стр. 80.
  46. ^ Селларс 2006 , с. 102
  47. ^ Бреннан 2005 , с. 238
  48. ^ Кристенсен 2012 , стр. 70.
  49. ^ Фреде 1999 , стр. 78.
  50. ^ Уайт 2003 , с. 139
  51. ^ Перейти обратно: а б Самбурский 1959 , с. 77
  52. ^ Перейти обратно: а б Самбурский 1959 , с. 65
  53. ^ Уайт 2003 , с. 144
  54. ^ Самбурский 1959 , с. 66
  55. ^ Перейти обратно: а б с Самбурский 1959 , с. 12
  56. ^ Перейти обратно: а б Самбурский 1959 , с. 13
  57. ^ Селларс 2006 , с. 89
  58. ^ Уайт 2003 , с. 148
  59. ^ Самбурский 1959 , с. 36
  60. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Хикс 1911 , с. 945
  61. ^ Перейти обратно: а б с д и Селларс 2006 , с. 105
  62. ^ Селларс 2006 , с. 106
  63. ^ Сенека, Послания , liii. 11–12
  64. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Хикс 1911 , с. 946
  65. ^ Диоген Лаэртий, vii. 54
  66. ^ Цицерон, Академика , ii. 4
  67. ^ Селларс 2006 , с. 56
  68. ^ Уайт 2003 , стр. 134–136.
  • Альгра, Кеймпе (2003), «Стоическое богословие», в Инвуде, Брэд (ред.), Кембриджский спутник стоиков , Cambridge University Press, ISBN  0521779855
  • Бреннан, Тэд (2005). Стоическая жизнь: эмоции, обязанности и судьба . Издательство Оксфордского университета. ISBN  0199256268 .
  • Кристенсен, Джонни (2012). Очерк единства стоической философии . Музей Тускуланум Пресс. Университет Копенгагена. ISBN  9788763538985 .
  • Купер, Джон М. (2009). «Хрисипп о физических элементах». В Саллесе, Рикардо (ред.). Бог и Космос в стоицизме . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780199556144 .
  • Фреде, Доротея (2003), «Стоический детерминизм», в Инвуде, Брэд (ред.), Кембриджский спутник стоиков , Cambridge University Press, ISBN  0521779855
  • Фреде, Майкл (1999). «О стоическом понятии добра». В Иеродиакону, Катерина (ред.). Темы стоической философии . Издательство Оксфордского университета. ISBN  0198237685 .
  • Гурина, Жан-Батист (2009). «Стоики о материи и первичной материи». В Саллесе, Рикардо (ред.). Бог и Космос в стоицизме . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780199556144 .
  • Хикс, Роберт Дрю (1911). «Стоики» . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 25 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 942–951.
  • Жакетт, Дейл (1 декабря 1995 г.). «Зинон из Кития о божественности космоса». Исследования в области религии/науки Religieuses . 24 (4): 415–431. дои : 10.1177/000842989502400402 . S2CID   171126287 .
  • Караманолис, Джордж Э. (2013). «Свободная воля и божественное провидение» . Философия раннего христианства . Древние философии (1-е изд.). Нью-Йорк и Лондон: Рутледж. п. 151. ИСБН  9781844655670 .
  • Лонг, А.А. (1996), «Гераклит и стоицизм», стоические исследования , Калифорнийский университет Press, ISBN  0520229746
  • Самбурский, Сэмюэл (1959), Физика стоиков , Рутледж [ ISBN отсутствует ]
  • Селларс, Джон (2006), Древние философии: стоицизм , проницательность, ISBN  9781844650538
  • Уайт, Майкл Дж. (2003), «Стоическая натурфилософия (физика и космология)», в Инвуде, Брэд (ред.), Кембриджский компаньон стоиков , Cambridge University Press, ISBN  0521779855
  • Целлер, Эдуард (1892), Стоики: эпикурейцы и скептики , Лонгманс, Грин и компания, ISBN  0521779855
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6465c904a5d5feea4878846cf7aa6f74__1714223400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/64/74/6465c904a5d5feea4878846cf7aa6f74.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stoic physics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)