Прохайрезис
Проайресис ( древнегреческий : προαίρεσις ; по-разному переводится как «моральный характер», «воля», «воля», «выбор», «намерение» или «моральный выбор»). [1] ) — фундаментальное понятие в стоической философии Эпиктета . Оно представляет собой выбор, связанный с согласием или отказом от впечатлений ( phantasiai ) . Употребление этого греческого слова впервые было введено в философию Аристотелем в « Никомаховой этике» . [2] По Эпиктету, это способность, которая отличает человека от всех других существ. Понятие прохайрезиса играет кардинальную роль в « Беседах » и «Руководстве » : термины «прохайрезис», «прохайрезис» и «апроайретический» встречаются примерно 168 раз. [3] [4]
Объяснение Эпиктета
[ редактировать ]Согласно Эпиктету, ничто по праву не считается ни хорошим, ни плохим, кроме тех вещей, которые мы можем контролировать, и единственное, что полностью в нашей власти контролировать, - это наша собственная воля (prohairesis), которая осуществляет способность выбора. которые мы используем, чтобы судить о наших впечатлениях. Например, если человек говорит нам что-то критическое, это неплохо; или, если сказано что-то хвалебное, это нехорошо, потому что такие вещи являются внешними и не в нашей власти контролировать. Используя право выбора, можно сохранять невозмутимость как перед критикой, так и перед похвалой, что является моральным благом. С другой стороны, когда людей беспокоит критика или они приходят в восторг от похвалы, это является моральным злом, потому что они неправильно оценивают впечатления, думая, что вещи, не находящиеся в их власти (например, критика или похвала), имеют ценность, и, поступая так, они передать меру контроля над своей жизнью в руки других. [5]
Важность прохайрезиса для Эпиктета заключается в том, что он обладает силой, позволяющей людям выбирать, как они будут рационально реагировать на впечатления:
Помните, что оскорбительным является не человек, который оскорбляет вас или бьет вас, а суждение о том, что эти вещи оскорбительны. Поэтому, когда кто-то вас раздражает, осознайте, что вас раздражает ваше собственное мнение. Старайтесь же, во-первых, не увлекаться впечатлением; ибо если ты однажды выиграешь время и передышку, тебе будет легче контролировать себя. [6]
Проявляя свой прохайрезис (волю, волю или выбор), люди могут рационально выбирать, как реагировать на впечатления. Проайрезис — это способность, которая отличает человека от всех других существ. Эпиктет определяет это как:
- рациональная способность, способная использовать впечатления и которой подчинены все остальные человеческие способности (например, Беседы II.23.6–15; II.23.20–29)
- способность, способная использовать впечатления и понимать их использование (например, Беседы II.8.4–8)
- способность к самотеоретической оценке, способная оценить все другие человеческие способности (например, Беседы I.1.1–13; I.17.1–3; I.20.1–6)
- способность, которую невозможно поработить (например, Дискурсы II.10.1; I.17.21) и невозможно подчинить (например, Дискурсы II.10.1; I.17.21; IV.1.161)
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кейт Седдон, Справочник Эпиктета , стр. 228
- ^ Чемберлен К.: «Значение проайресиса в этике Аристотеля» в Трудах Американской филологической ассоциации 114 (1984) 147–157
- ^ Кассанманьяго К.: «Проблема прохайрезиса у Эпиктета» в Rivista di Filosofia Neoscolastica LXIX, 232–246 (1977).
- ^ Доббин Р.: « Прохайрез у Эпиктета» в Ancient Philosophy XI, 111–135 (1991)
- ^ Джон Селларс, Стоицизм , стр. 114–115.
- ^ Справочник Эпиктета 20.