Jump to content

Пневма

(Перенаправлено с «Пневма (Стоик)) »

Пневма ( πνεῦμα ) — древнегреческое слово, означающее « дыхание », а в религиозном контексте — « дух » или « душа ». [1] [2] Оно имеет различные технические значения для писателей-медиков и философов классической древности , особенно в отношении физиологии , а также используется в греческих переводах руаха רוח в еврейской Библии и в греческом Новом Завете .

В классической философии его отличают от психики ( ψυχή ), которая первоначально означала «дыхание жизни», но регулярно переводится как «дух» или чаще всего « душа ». [3]

Досократики

[ редактировать ]

Пневма , «воздух в движении, дыхание, ветер», в материальном монизме Анаксимена . эквивалентна аэру ( ἀήρ , «воздух») как элементу, из которого произошло все остальное Такое использование является самым ранним из сохранившихся случаев появления этого термина в философии. [4] В цитате Анаксимена отмечается, что «так же, как наша душа ( psyche ), будучи воздухом ( aer ), удерживает нас вместе, так и дыхание ( pneuma ) и воздух ( aer ) охватывают весь мир». В этом раннем использовании aer и pneuma являются синонимами. [5]

Аристотель

[ редактировать ]

«Родственная пневма» ( symphuton pneuma ) Аристотеля — это теплый подвижный «воздух», играющий множество ролей в биологических текстах Аристотеля. Он находится в сперме и отвечает за передачу потомству способности к передвижению и определенных ощущений. Эти движения происходят от души родителя и воплощаются пневмой как материальной субстанцией семени.

Пневма необходима для жизни и, как и в медицинской теории, связана с сохранением «жизненного тепла», но некоторые комментаторы считают, что аристотелевская пневма менее точно и подробно определена, чем у стоиков. [3]

Движение Животных объясняет активность желания ( орексис ) как расширение и сжатие пневмы. Врожденный дух ( symphton pneuma ) — это способность души ( psychiken ) быть подвижной ( кинетикон ) и проявлять силу.

Все животные «обладают врожденным духом ( pneuma sumphuton ) и благодаря ему проявляют свою силу». (703а10). Этот врожденный дух используется для объяснения желания ( orexis ), которое классифицируется как «центральное начало ( мезона ), которое движется, будучи самим движимым». (703а5-6). Аристотель развивает эту идею о «средней причине», давая метафору движения локтя, связанную с неподвижностью плеча (703a13). Врожденная пневма также привязана к душе, или, как он говорит здесь, tēnarche tēn psuchiēn, « начало души», душа как центр причинности. Этот «дух» — не сама душа, а часть души, помогающая ей двигаться.

Врожденный дух вызывает движение в теле, расширяясь и сжимаясь. Каждое из них подразумевает не только движение, но и изменение степени мощи и силы животного. «Когда он сжимается, он лишен силы, и одна и та же причина придает ему силу и позволяет ему толкать». (703а23).

Он также объяснил это в « О сне и бодрствовании »: «В другом месте установлено, что чувственное восприятие зарождается в той же части тела животного, что и движение... У полнокровных животных это область около сердца; ибо все у полнокровных животных есть сердце, и от него берут начало и движение, и преобладающее чувственное восприятие. Что касается движения, то ясно, что здесь возникает дыхание и вообще процесс охлаждения, и что природа дала и дыхание, и силу дыхания. охлаждение влагой с целью сохранения тепла в этой части. Мы обсудим это позже. У бескровных животных, насекомых и существ, которые не дышат, естественное дыхание расширяется и сжимается в той части, которая соответствует. сердце у других животных». 456а1–13.

«Поскольку невозможно сделать какое-либо движение или совершить какое-либо действие без силы, а задержка дыхания производит силу» 456а17.

Пневма также играла важную роль в дыхании. Дыхание — это процесс, посредством которого дыхание помогает охладить и умерить внутреннее жизненное тепло ( thermotēta psychikēs ), хранящееся в сердце.

«Мы уже говорили раньше, что жизнь и обладание теплом зависят от некоторой степени тепла, ибо пищеварение, посредством которого животные усваивают пищу, не может происходить отдельно от души и тепла, ибо всякая пища становится удобоваримой благодаря огню». 474а25–27.

Аристотель объясняет, что если в сердце образуется избыток тепла, животное «сгорит», чрезмерно потребляя энергию, поддерживающую его жизнь (474b10–24). Его тепло должно быть разожжено (474b13) и для сохранения (sōtērias) жизни должно произойти охлаждение ( katapsyxis ) (474b23).

Стоицизм

[ редактировать ]

В философии стоиков пневма это понятие «дыхания жизни», смеси элементов воздуха (в движении) и огня (как тепла). [6] Для стоиков пневма — это активный, порождающий принцип, организующий как личность, так и космос . [7] В своей высшей форме пневма представляет собой человеческую душу ( psyche ), которая является фрагментом пневмы , которая является душой Божества. Как сила, структурирующая материю , она существует даже в неодушевленных предметах. [8] В предисловии к своему переводу « Размышлений » Марка Аврелия 1964 года Максвелл Станифорт пишет:

Клеанф , желая придать более четкое значение «творческому огню» Зенона , был первым, кто придумал термин «пневма для его описания », или «дух». Подобно огню, этот разумный «дух» представлялся как тонкая субстанция, подобная потоку воздуха или дыханию, но по существу обладающая качеством тепла; оно было имманентно вселенной как Бог, а человеку как душа и животворящее начало. [9]

В стоической вселенной все состоит из материи и пневмы. Существует три степени или вида пневмы, в зависимости от соотношения огня и воздуха.

  • Пневма состояния или напряжения ( тонос ). Эта объединяющая и формирующая пневма обеспечивает стабильность или сцепление ( гексис ) вещей; это сила, которая существует даже в таких объектах, как камень, бревно или чашка. Христианский философ IV века Немезиус приписывает силу пневмы в стоической мысли ее «движению растяжения» ( tonicê kinêsis ); то есть пневма движется как наружу, производя количество и качество , так и в то же время внутрь, обеспечивая единство и субстанцию. Индивид определяется равновесием своей внутренней пневмы, которая удерживает его вместе, а также отделяет его от окружающего мира. [10]
  • Пневма как жизненная сила. Вегетативная пневма обеспечивает рост ( физис ) и отличает вещь как живую.
  • Пневма как душа. Пневма в своей наиболее утонченной и огненной форме служит животной душой ( psyche ); оно пронизывает организм, управляет его движениями и наделяет его способностями восприятия и воспроизводства. [11] Эта концепция пневмы связана с теорией Аристотеля о том, что пневма в сперме передает потомству способность к передвижению и определенным сенсорным восприятиям. [12]

Также можно выделить четвертую степень пневмы. Это разумная душа ( logica psyche ) зрелого человека, наделяющая способностью суждения. [13]

В стоической космологии космос — это единое целое, живое существо с собственной душой. [14] Все существующее зависит от двух первых принципов, которые не могут быть ни созданы, ни уничтожены: материи, пассивной и инертной, и логоса , или божественного разума, активного и организующего. [15] III века до нашей эры Стоик Хрисипп считал пневму средством логоса в структурировании материи как у животных, так и в физическом мире. [16] Эта божественная пневма, которая является душой космоса, снабжает пневмой различных степеней всё в мире. [17] сферический континуум материи, удерживаемый упорядоченной силой Зевса посредством причинности пронизывающей его пневмы.

Таким образом, пневму в ее самой чистой форме трудно отличить от логоса или «созидательного огня» ( pur technikon ). [18] это приводит к циклическому зарождению и разрушению стоического космоса. Когда цикл достигает своего конца в результате пожара ( экпироза ), космос становится чистой пневмой, из которой он возрождается. [19]

Христианская философия

[ редактировать ]

В своем предисловии к книге « Размышления» 1964 года англиканский священник Максвелл Стэнифорт обсуждал глубокое влияние стоицизма на христианство . В частности:

Еще одной стоической концепцией, вдохновившей Церковь, была концепция «божественного Духа». Клеанф , желая придать более четкое значение «творческому огню» Зенона , был первым, кто придумал термин «пневма для его описания », или «дух». Подобно огню, этот разумный «дух» представлялся как тонкая субстанция, подобная потоку воздуха или дыханию, но по существу обладающая качеством тепла; оно было имманентно вселенной как Бог, а человеку как душа и животворящее начало. Очевидно, что от этого недалеко до «Святого Духа» христианского богословия, «Господа и Подателя жизни», зримо проявившегося в виде огненных языков в Пятидесятницу и с тех пор ассоциированного – как в христианском, так и в стоическом сознании – с идеями жизненного огня и благотворного тепла. [20]

Филон философ I века , эллинистический еврейский , прокомментировал использование Πνοή , а не πνευμα , в Септуагинты переводе Бытия 2:7 . Филон объясняет, что, по его мнению, пневма предназначена для легкого дыхания человека, тогда как более сильное пноэ использовалось для божественного Духа. [21] Пневма — общее слово, обозначающее «дух» в Септуагинте и греческом Новом Завете . Например, в Евангелии от Иоанна 3:5 греческое слово «пневма », переведенное на английский язык как «дух»: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа (пневма), не может войти в Царствие Божие». Однако в некоторых переводах, таких как версия короля Иакова, пневма затем переводится как «ветер» в восьмом стихе, за которым следует перевод «Дух»: «Ветер (пневма) дует, где хочет, и ты слышишь звук его, но не может сказать, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа (pneuma)».

Древнегреческая медицинская теория

[ редактировать ]

В древнегреческой медицине пневма это форма циркулирующего воздуха, необходимая для системного функционирования жизненно важных органов. Это материал, который поддерживает сознание в теле. Согласно Диоклу и Праксагору , психическая пневма является посредником между сердцем считалось местом пребывания разума , которое в некоторых физиологических теориях древней медицины , и мозгом . [22]

Ученики Гиппократа объясняли поддержание жизненного тепла функцией дыхания внутри организма. Около 300 г. до н. э. Праксагор открыл различие между артериями и венами , хотя тщательные исследования сосудистой анатомии продолжались, по крайней мере, со времен Диогена Аполлонийского . У трупа артерии пусты; следовательно, в свете этих предубеждений они были объявлены сосудами для доставки пневмы к различным частям тела. Спустя поколение Эрасистрат положил это в основу новой теории болезней и их лечения. Пневма мозга , вдыхаемая из внешнего воздуха, устремляется по артериям, пока не достигает различных центров, особенно и сердца , и там вызывает мысли и органические движения. [23]

Пневматическая школа

[ редактировать ]

Пневматическая школа медицины ) ( Pneumatics , или Pneumatici , греч . Πνευματικοί была древней медицинской школой в Древней Греции и Риме . Они были основаны в Риме Афинеем Киликийским в I веке нашей эры.

Римская эпоха была временем, когда наибольшей репутацией пользовалась методическая школа , от которой пневматическая школа принципиально отличалась тем, что вместо смеси примитивных атомов они приняли активный принцип нематериальной природы, пневмы или духа. Этот принцип был причиной здоровья и болезней . Именно от Галена мы узнаем учение основателя Пневматической школы.

Платон и Аристотель уже заложили основы учения о пневме , для чего Аристотель первым описал пути введения пневмы в организм и кроветворную систему. Стоики еще больше развили эту теорию и применили ее к функциям тела. Эрасистрат и его преемники сделали пневму важной частью здоровья и болезней. Таким образом, теория пневмы не была новой. Однако методическая школа, похоже, отказалась от большей части теории. Пневматическая школа, решив противостоять методической школе, приняла твердо установленный принцип и выбрала принцип пневмы стоиков. [24]

Они считали, что логика необходима для медицины, и Гален сообщает нам, что школа пневматиков скорее предала бы свою страну, чем отреклась бы от своих взглядов. [25] Афиней также перенял многие учения перипатетиков . [26] и помимо учения о пневме , он разработал теорию элементов гораздо больше, чем это сделала методическая школа. Он признавал в четырех элементах положительные качества ( poiotes ) животного тела; но он часто считал их реальными субстанциями и давал всем им имя Природы Человека . [27] Хотя пневматики приписывали большинство болезней пневме , [28] тем не менее они обратили внимание на смесь элементов. Союз тепла и влаги был наиболее подходящим для сохранения здоровья. Жара и сухость порождают острые заболевания, холод и влага — флегматические заболевания, холод и сухость — меланхолию . все высыхает и холодеет С приближением смерти . [29]

См. также

[ редактировать ]


Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Статья πνεῦμα , в Лидделл-Скотт-Джонс, Греко-английский лексикон , онлайн-версия.
  2. См. стр. 190, 195, 205 Франсуа, Александр (2008), «Семантические карты и типология колексификации: переплетение многозначных сетей в разных языках», в Ванхове, Мартин (редактор), От полисемии к семантическим изменениям: к типологии лексико-семантических ассоциаций , Исследования языкового компаньона Серия, том. 106, Амстердам, Нью-Йорк: Бенджаминс, стр. 163–215 .
  3. ^ Jump up to: а б Ферли, диджей (1999). От Аристотеля до Августина . История философии. Рутледж. п. 29. ISBN  978-0-415-06002-8 . LCCN   98008543 .
  4. ^ Сильвия Бенсо, «Дыхание воздуха: досократические отголоски в Левинасе», в книге «Левинас и древние » (Indiana University Press, 2008), стр. 13.
  5. ^ Бенсо, «Дыхание воздуха», с. 14.
  6. ^ «Стоицизм», Философская энциклопедия Рутледжа (Тейлор и Фрэнсис, 1998), стр. 145.
  7. ^ Дэвид Седли, « Стоическая физика и метафизика », Кембриджская история эллинистической философии , стр. 388.
  8. ^ Джон Селларс, Стоицизм (Калифорнийский университет Press, 2006), стр. 98–104.
  9. ^ Марк Аврелий (1964). Медитации . Лондон: Книги Пингвинов . п. 25. ISBN  978-0-140-44140-6 .
  10. ^ Майкл Дж. Уайт, «Стоическая натурфилософия (физика и космология)», с. 134, и Доротея Фреде, «Стоический детерминизм», с. 186, оба в «Кембриджском спутнике стоиков» (Cambridge University Press, 2003).
  11. ^ Джон Селларс, Стоицизм , с. 91.
  12. ^ Фридрих Зольмсен , «Жизненное тепло, врожденная пневма и эфир», Journal of Hellenic Studies 77 (1957) 119–123.
  13. ^ Джон Селларс, Стоицизм , с. 105.
  14. ^ Дэвид Седли, «Стоическая физика и метафизика», Кембриджская история эллинистической философии , стр. 447.
  15. ^ Дирк Бальцли, «Стоицизм», Стэнфордская энциклопедия философии .
  16. ^ Дэвид Седли, «Стоическая физика и метафизика», Кембриджская история эллинистической философии , стр. 389.
  17. ^ Дэвид Дж. Ферли, От Аристотеля до Августина (Routledge, 1999), с. 238; Джон Селларс, Стоицизм , с. 97.
  18. ^ Майкл Дж. Уайт, «Стоическая натурфилософия (физика и космология)», « Кембриджский спутник стоиков» (Cambridge University Press, 2003), стр. 136. Уайт предполагает, что ряд стоических терминов используются взаимозаменяемо или с тонкими контекстуальными различиями для обозначения принципа, действующего в физическом мире и внутри него: пур, гегемоникон, пневма, теос, нус, сперма, гексис, tonikê kinêsis.
  19. ^ Джон Селларс, Стоицизм , стр. 98–99.
  20. ^ Марк Аврелий (1964). Медитации . Лондон: Книги Пингвинов . п. 25. ISBN  0-14044140-9 .
  21. ^ Бромили, Джеффри Уильям; Киттель, Герхард (1967). Богословский словарь Нового Завета . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN  978-0-8028-2247-5 .
  22. ^ Филип Дж. ван дер Эйк, «Сердце, мозг, кровь и пневма : Гиппократ , Диокл и Аристотель о расположении когнитивных процессов», в книге «Медицина и философия в классической древности : врачи и философы о природе, душе», Здоровье и болезни (Издательство Кембриджского университета, 2005), стр. 131–132 и др. ISBN   0-521-81800-1
  23. ^  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Хикс, Роберт Дрю (1911). « Стоики ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 25 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 942–951.
  24. ^ Гален, The Differeat Puls. , iii
  25. ^ Гален, The Differeat Puls. , ii
  26. ^ Гален, Де Семиа , II
  27. ^ Гален, Де Элемент. , Йо
  28. ^ Псевдо-Гален, Введение.
  29. ^ Гален, Де Темперам. , я.
[ редактировать ]
  • Словарное определение пневмы в Викисловаре


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 53bb2233b4fe435b5843cc5d8dff10b7__1719993180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/53/b7/53bb2233b4fe435b5843cc5d8dff10b7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pneuma - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)