Jump to content

Гинекология в Древнем Риме

Знания современных историков о древнеримской гинекологии и акушерстве в первую очередь исходят из Сорана Эфесского четырехтомного трактата по гинекологии . [1] [2] Его труды охватывали такие заболевания, как выпадение матки и рак, а также методы лечения с использованием таких материалов, как травы, и инструментов, таких как пессарии . Древнеримские врачи считали, что менструация призвана избавить женский организм от лишней жидкости . Они верили, что менструальная кровь обладает особой силой. Римские врачи, возможно, также заметили такие состояния, как предменструальный синдром .

Выпадение матки

[ редактировать ]

Выпадение матки происходит, когда матка (конец которой также известен как шейка матки) начинает опускаться (выпадать) во влагалищный канал. В тяжелых случаях выпадение матки может выступать из влагалища. . [3] Вполне возможно, что это состояние послужило источником веры в то, что матка может двигаться . [4] Древнеримские гинекологи лечили это состояние, подвешивая пациентку вниз головой на лестнице. Это лечение не было общепринятым древнеримскими врачами. Соран Эфесский раскритиковал этот метод лечения. [5] Другое лечение в то время включало обертывание аэтитов , магических камней, используемых для защиты плода и облегчения родов . [6] в коже жертвенных животных . [7] Единственное известное упоминание о гистерэктомии содержится в работе «Гинекология» . Соранус пишет, что женщине с вывернутой маткой, зараженной гангреной, удалили матку и мочевой пузырь. [8]

Древнеримские врачи заметили, что в некоторых семьях рак молочной железы и рак яичников встречались чаще, чем в других. [9] [10] Гален считал, что менструация избавит женщину от черной желчи и, следовательно, может вылечить меланхолию , которая является историческим термином для обозначения депрессии. Гален пришел к выводу, что менопауза , или прекращение менструального цикла, приведет к избытку черной желчи и, следовательно, к раку молочной железы. Лечение рака молочной железы включало кровопускание и баночную терапию . [11] Авл Цельс описал стадии рака молочной железы в своем трактате «De Medicina» . На первой стадии, когда рак ограничивался очагом поражения, каустики применялись с последующим разрезом, а затем прижиганием. Эта стадия называлась какоэтес . Цельс считал это лечение эффективным только на ранних стадиях. В более поздних случаях считалось, что это просто ускоряет смерть пациента. [12] Хотя Цельс не выступал за удаление грудных мышц , Гален считал, что единственный способ избавиться от рака молочной железы — это иссечение всех зараженных участков тела. [13] рак шейки матки Считалось, что — болезнь, поражающая в первую очередь замужних женщин, вдов и проституток. Также считалось, что монахини и девственницы останутся незатронутыми. [14] Связь между раком шейки матки и частыми половыми контактами у римлян могла быть связана с тем, что вирус, известный как вирус папилломы человека , вызывает рак шейки матки и передается половым путем. [15] [16]

Беременность

[ редактировать ]

Аборт и контрацептивы

[ редактировать ]
Иллюстрация эмбриона в средневековой репродукции трактата Сорана.

В Древнем Риме существовали хирургические процедуры аборта , но они использовались редко, и большинство абортов проводилось с использованием трав или других лекарств. [17] По мнению Плиния Старшего , Ecballium elaterium был наиболее эффективным абортивным средством. Было также зарегистрировано, что растение действует как средство, стимулирующее менструацию , - трава, вызывающая менструальные выделения . Dacus carota, возможно, также ценился как эффективное абортивное средство; растение продолжало использоваться и в средние века . Диоскорид утверждает, что если его вставить в виде пессария или выпить в виде напитка, он может стимулировать менструальные выделения. Глехий , или пеннироял , также был противозачаточным средством в Древнем Риме. Считалось, что если принимать это растение в качестве напитка, оно увеличивает менструальные выделения. Другие римские писатели-медики, Квинт Серен Саммоникус и врач Аспасия , утверждали, что глехий действует как средство, вызывающее эммену, только когда его подают в теплой воде. В книге «О болезнях женщин» упоминается, что употребление растения вместе с вином может вызвать выкидыш. Одной из самых популярных абортивных трав в Древнем Риме был сильфий , растение, произрастающее в Кирене . Кирена разработала индустрию, ориентированную на продажу препарата; купцы, продавшие его, накопили большие суммы богатства и киренских на валюте были изображения завода. По мнению Сорануса, растение могло действовать как противозачаточное средство и как абортивное средство . что расстройство или повреждение желудка и «заложенность головы» могут проявляться как побочные эффекты сильфия Соранус также упоминает , . Согласно древнему гинекологическому тексту «О женских болезнях» , сильфий следует смешать с перцем , бычьей желчью , рутой и асфальтом и растолочь в порошок перед употреблением . Перец и мирру также смешивали с клематитом Aristolochia, чтобы создать еще одно травяное абортивное средство и средство, стимулирующее менструацию . Еще одним дорогим абортивным средством в Древнем Риме был «Бальзам Галаада», растение, произрастающее в Галааде . Плиний утверждал, что растение «стоило вдвое больше серебра». Диоскорид , назвавший его «бальзамом», заявил, что он действует как абортивное средство, стимулирует менструальные выделения и удаляет плаценту . Соранус утверждал, что он также служит противозачаточным средством, однако только тогда, когда соком «бальзамового дерева» смазывают отверстие матка . [18]

Предполагалось, что другие травяные средства действуют исключительно как противозачаточные средства. оливковым маслом, медом, а иногда и шерстью старым Соранус утверждает, что натирание шейки матки может привести к ее свертыванию, закрытию и предотвращению беременности. Соранус далее предполагает, что свинцовые белила, смешанные с бальзамическим соком или кедром , а затем с комком шерсти, могут препятствовать беременности. Такая смесь, вероятно, действует как эффективное противозачаточное средство из-за последствий отравления свинцом , которое может привести к выкидышу , бесплодию или врожденным дефектам . Различные народные лекарства также служили противозачаточными средствами в Древнем Риме. Соранус утверждает, что употребление холодного напитка перед половым актом может охладить матку, заставляя ее закрываться и блокировать сперму . Соранус считал, что сперма горячая и поэтому может быть отвергнута более прохладной маткой. Другой метод контрацепции, описанный Соранусом, предполагает очистку матки от сперматозоидов. Соранус считал, что если женщина затаит дыхание и отстранится перед партнером После эякуляции сперма не сможет проникнуть глубоко во влагалище . После этого Соран посоветовал женщинам приседать во время чихания и вытирать сперму, чтобы предотвратить оплодотворение . Латинский поэт Лукреций описал аналогичный метод контрацепции в своем произведении De rerum natura ; он утверждает, что «шлюхи», или, по латыни , « scorta », используют технику, с помощью которой они отстраняются до того, как их партнер достигнет кульминации . Лукреций критикует эту технику, утверждая, что она предназначена для тех, кто хочет избежать беременности, одновременно доставляя удовольствие своим клиентам. [19] Плиний описывает еще одно народное противозачаточное средство; он пишет, что если бы женщина обезглавила волосатого паука и извлекла из его туши двух червей, то она могла бы затем обвязать их вокруг своей талии оленьей шкурой . Считалось, что этот ритуал защищает женщину от беременности примерно на год. [18]

Когда применялась хирургическая операция, она включала использование хирургических инструментов для проникновения в мать. Обычно эта процедура заканчивалась смертью как плода, так и матери. [20] Соранус посоветовал в течение следующих 30 дней после зачатия женщине следует физически напрягать свое тело, чтобы обеспечить аборт. Соранус рекомендовал женщинам носить тяжелые предметы, заниматься спортом, очищаться и есть нездоровую пищу в рамках этого этапа лечения. [21] [22] На следующем этапе лечения женщинам предлагалось принимать ванны и припарки или клизмы , все из которых были смешаны с такими травами, как мальва , полынь , рута или льняное семя . На заключительном этапе женщинам ставили пессарии или делали кровотечение ; Соран предостерег от любого интенсивного кровопускания, чтобы не повредить тело. Древнеримские врачи, в том числе Соран, считали, что аборты запрещены Клятвой Гиппократа , которая запрещала давать женщине «пессарий, чтобы вызвать аборт». [23] По мнению Сорануса, единственным исключением были случаи, когда беременность угрожала жизни матери. [5] И Гален , греческий врач, и Гиппократ описали использование тренировки мышц тазового дна, ныне известной как упражнения Кегеля , для лечения недержания мочи . [24] Предполагалось, что эти методы полезны для физического, духовного и сексуального здоровья. [25]

Римская акушерка помогает женщине родить ребенка.

Соранус считал, что после менархе , первого менструального цикла , женщина физически становится достаточно зрелой, чтобы родить детей. Он считал, что женщины наиболее плодовиты в конце каждого менструального цикла, потому что влагалище было влажным и теплым, но уже не перегруженным. Соранус также считал, что правильное психическое здоровье необходимо для фертильности; тело и душа он утверждал, что для того, чтобы беременность наступила, должны быть в здоровом состоянии. По мнению Сорануса, беременность и роды истощили жизненные силы матери; он сравнил этот процесс с истощением деревьев, обремененных чрезмерным производством фруктов. Таким образом, утверждал он, расслабление и отказ от физических или эмоционально напряженных занятий имеют решающее значение для поддержания надлежащего здоровья во время беременности. [19]

В Древнем Риме при родах наблюдался высокий уровень материнской смертности; по оценкам современных ученых, на каждые 1000 родов умирало 17 женщин. Осложнения, связанные с беременностью, такие как маточное кровотечение , были гораздо более распространены в древнем мире. [18] Молодой возраст вступления в брак также мог увеличить вероятность осложнений при родах. [26] Римские врачи считали, что плод мог быть травмирован из-за «неполноценного плода». Древние гинекологи также считали, что плод может нанести вред здоровью матери. Гиппократ делил беременность на сорокадневные периоды. Первый период представлял собой время, когда риск выкидыша был самым высоким; в течение последних сорока дней плод считался наиболее активным. Соранус писал, что во время беременности женщинам хотелось есть такие материалы, как древесный уголь. [27]

Акушерки были важной частью римской помощи при родах; археологические данные подтверждают существование широко распространенной и известной индустрии акушерства. Эпитафии , посвященные акушеркам, обычно рекламируют их предполагаемые «женские добродетели», а не их способности как медицинских работников. Соран рекомендует присутствие трех акушерок, которые помогут матери во время родов. Акушеркам было дано указание рожать мать лежа, чтобы уменьшить боль и беспокойство. Соранус советует акушеркам избегать пристального взгляда на гениталии матери, поскольку Соранус утверждает, что это может заставить их тело сжаться от стыда. [28] Соранус подробно описывает критерии отбора и подготовки квалифицированных акушерок. Он утверждает, что компетентным акушеркам требуется грамотность, знание как медицинской теории, так и гинекологических методов, а также достаточное физическое здоровье. Соранус считал, что психические характеристики имеют основополагающее значение для компетентной акушерки: акушерки должны быть спокойными, бесстрашными, оказывать поддержку и сочувствовать своим пациентам. В отличие от некоторых своих современников, Соран не считал, что предыдущий опыт родов обязателен для акушерки. [29] По словам Сорана, другие римские врачи считали, что предыдущий опыт родов был необходим, чтобы акушерка могла должным образом сочувствовать матери во время боли при родах. Соранус не согласился с этими оценками, утверждая, что такое сочувствие не ограничивалось теми, кто уже имел опыт родов. [28] Соранус восхвалял сострадание как важную характеристику правильного ухода за детьми. Он рекомендовал кормилицам тоже проявлять сочувствие; Соранус утверждал, что кормилицы, лишенные этих качеств, будут невнимательны и не смогут должным образом заботиться о ребенке и его потребностях. [28] Неясно, соответствуют ли этим критериям большинство римских акушерок. Муссио , автор гинекологического трактата VI века, описывает использование в своем тексте «женских слов», чтобы малообразованные акушерки могли понять его работу. Такие утверждения указывают на то, что значительная часть акушерок, современников Муссио, могла быть неграмотной. [30]

Римская медицинская помощь, включая помощь при родах, не полностью отличалась от римской религии . Амулеты и другие магические предметы использовались, чтобы гарантировать, что мать родит вовремя. [27] Исцеляющие надписи из храма Эпидавра часто описывают пациентку, ищущую божественного вмешательства для решения гинекологических проблем, таких как бесплодие , репродуктивные проблемы или роды. [29] Считалось, что многочисленные беременности, слишком крупные эмбрионы или чрезмерное растяжение могут деформировать матку, что приводит к репродуктивным проблемам. [19]

Средневековая гравюра на дереве, изображающая рождение Юлия Цезаря.

Кесарево сечение

[ редактировать ]

Во время римского кесарева сечения врачи делали разрез на животе и матке матери. [31] После этого ребенка удалили. [32] Эту практику также можно было проводить с умершими матерями, чтобы извлечь младенцев из их трупов. [33] Врачи редко проводили эту операцию, так как она имела высокий уровень смертности. Согласно римской религии, бог Асклепий родился в результате кесарева сечения. [34] Римские историки Светоний и Плиний Старший также отмечают, что Юлий Цезарь родился в результате кесарева сечения. [35] Однако достоверность этих утверждений дискуссионна. [33]

Менструальный цикл

[ редактировать ]
Гален Пергамский, древнеримский врач

Древнегреческие и римские гинекологи считали, что женщины по своей природе более склонны к гуморальному дисбалансу и, следовательно, к болезням. Например, женщины чаще становились «влажными». Считалось, что в женском организме больше воды, чем в мужском. Древние врачи считали, что половое созревание, особенно менархе, может быть вызвано избыточным накоплением жидкости в женском организме, и, таким образом, менструация была способом регулирования баланса жидкости и гуморального баланса организма. [36] Эта идея привела к тому, что римские врачи не обращали внимания на проблемы с менструальным циклом; чрезмерные и минимальные менструации были медицинскими проблемами, замеченными врачами. [37] Плиний Старший , римский натуралист. [38] писали, что менструальная жидкость может увядать плоды, вызывать безумие у собак, тускнеть зеркала, ржаветь железо и бронзу, убивать пчел, загрязнять пурпурные ткани, вызывать выкидыши у лошадей и людей и закисать посевы. [39] Он также считал, что если у женщины во время солнечного или лунного затмения наступила менструация, половой акт мог закончиться смертью. Плиний утверждал, что прикосновение менструирующей женщины может лечить такие заболевания, как подагра , лихорадка, рожа , золотуха , рак кожи и укусы бешеных собак . [40] Помимо медицинского применения, Плиний перечислил ряд сверхъестественных применений. Например, волхвы не могли совершать никаких магических подвигов, если их пороги были затронуты менструальной кровью. Считалось также, что менструальная жидкость может загрязнять подъезды и, следовательно, дома. [41] [39]

Древнеримские врачи, такие как Аэций, считали что аменорея , [42] или отсутствие менструального цикла было вызвано «горячим темпераментом». Соранус заметил психосоматические причины этого состояния; в этом случае он посоветовал не лечиться. Он также считал, что это состояние может быть вызвано недостатком женского тела, и рекомендовал ограничить прием пищи, чтобы изменить форму тела. огурцы , виноград и вино . Для лечения этого заболевания также использовались [43] Это также можно лечить путем разреза девственной плевы . Эта терапия также использовалась для лечения дисменореи , которую римляне называли «задержкой менструальных выделений». Это нарушение менструального цикла, характеризующееся болями в области таза, живота или спины, возникающими в результате менструации. [44] [45] Ромашка — это растение, похожее на ромашку, которое древние римлянки использовали для лечения дисменореи. [46] Еще одним видом лечения этого заболевания была венопункция с помощью пиявок. [47] В Древнем Риме женщин с обильными менструальными кровотечениями лечили, накладывая лигатуры на пах и подмышки, блокируя таким образом кровоток по всему телу. Предполагалось, что это также привело к уменьшению притока крови к матке. После этого во влагалище вводили тупые пробки, жидкую смолу и пессарии, пропитанные квасцами , соком растений или желтком жареных яиц. [48] [49] Предменструальный синдром – состояние, приводящее к тяжелым нарушениям перед менструацией. [50] возможно, это заметили римские врачи. Римские врачи утверждали, что менструации происходят одновременно в определенный момент каждого месяца; возможно, эта теория была разработана для объяснения синдрома. [51]

Вагинальные кровотечения и выделения

[ редактировать ]

Вагинальное кровотечение – это изгнание крови из влагалища. [52] Гален описал женщину, страдающую этим заболеванием, или тем, что он назвал «женским потоком». Другие названия этого состояния включали «аномальные выделения», «менструальные выделения» и «маточное кровотечение». [37] Ювенал был римским поэтом, известным своими сатирами . [53] В этих работах он иногда описывал то, что мы знаем как выделения из влагалища, представляющие собой скопление клеток, бактерий и жидкости, используемых для защиты и смазки влагалища. [54] [55] Он писал о «великом потоке чистой похоти», стекающем по ногам женщины при мысли о «энергичном» общении с мужчиной. Ювенал также заявил, что «ни одна женщина не откажет своей влажной вульве», и он описывает прелюбодейку, пришедшую домой с жидкостью на платье, возможно, спермой или выделениями из влагалища. [56]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ В. Роуз, Anecdota graeca , ii. 1870 г.
  2. ^ Конти, Флавио (2003). Профиль Древнего Рима . Публикации Гетти. п. 214. ИСБН  978-0-89236-697-2 .
  3. ^ « Выпадение матки и влагалища - гинекология и акушерство ». Руководства Merck Профессиональная версия . Февраль 2017 г. Проверено 15 октября 2018 г.
  4. ^ Голден, Марк (30 июля 2019 г.). Секс и различия в Древней Греции и Риме . Издательство Эдинбургского университета. п. 193. ИСБН  978-1-4744-6854-1 .
  5. ^ Jump up to: а б Помрой, Сара Б. (01 марта 2014 г.). Женская история и древняя история . Книги прессы UNC. стр. 73–74. ISBN  978-1-4696-1116-7 .
  6. ^ Мартен Стол (2000). Рождение в Вавилонии и Библия . Стикс. п. 50. ISBN  9072371895 .
  7. ^ Борг, Барбара Э. (4 ноября 2019 г.). Спутник римского искусства . Джон Уайли и сыновья. п. 157. ИСБН  978-1-119-07789-3 .
  8. ^ Алкатут, Ибрагим; Меттлер, Лизелотта (14 сентября 2017 г.). Гистерэктомия: комплексный хирургический подход . Спрингер. п. 4. ISBN  978-3-319-22497-8 .
  9. ^ Вагенер, DJ Th (13 июля 2009 г.). История онкологии . Бон Стафлеу ван Логум. п. 52. ИСБН  978-90-313-6143-4 .
  10. ^ Торосян, Майкл Х. (24 августа 1999 г.). Комплексное лечение рака: хирургия, медицинская онкология и радиационная онкология . ЦРК Пресс. п. 624. ИСБН  978-0-8247-4678-0 .
  11. ^ Баум, Майкл (12 июля 2019 г.). История и тайна рака молочной железы . Издательство Кембриджских ученых. п. 83. ИСБН  978-1-5275-3675-3 .
  12. ^ Рэй, Колетт; Баум, Майкл (07 марта 2013 г.). Психологические аспекты раннего рака молочной железы . Springer Science & Business Media. стр. 1–2. ISBN  978-1-4613-8563-9 .
  13. ^ Блэнд, Кирби И.; Коупленд, Эдвард М.; Климберг, В. Сюзанна (9 сентября 2009 г.). Электронная книга о груди: Комплексное лечение доброкачественных и злокачественных заболеваний . Elsevier Науки о здоровье. п. 717. ИСБН  978-1-4377-1121-9 .
  14. ^ Уве, большой; Керстин, Выдра (5 ноября 2013 г.). Здоровье матери и ребенка: междисциплинарные аспекты с точки зрения глобального здравоохранения . Издательство Геттингенского университета. п. 271. ИСБН  978-3-86395-084-2 .
  15. ^ Александр, Линда; ЛаРоса, Джудит; Бадер, Хелейн; Гарфилд, Сьюзен (9 октября 2009 г.). Новые измерения женского здоровья . Джонс и Бартлетт Обучение. п. 174. ИСБН  978-0-7637-6592-7 .
  16. ^ Дженкинс, Дэвид; Босх, Ксавье (23 ноября 2019 г.). Вирус папилломы человека: доказательство и использование вирусной причины рака . Академическая пресса. п. 2. ISBN  978-0-12-814486-2 .
  17. ^ Смит, Бонни Г. (2008). Оксфордская энциклопедия женщин в мировой истории . Издательство Оксфордского университета. п. 5. ISBN  978-0-19-514890-9 .
  18. ^ Jump up to: а б с Бразан, Мэдисон. «Контроль своего тела: древнеримские женщины и противозачаточные средства» . Журнал студенческих исследований и научной работы .
  19. ^ Jump up to: а б с Флемминг, Ребекка (19 сентября 2021 г.). «Контроль рождаемости в Древнем Риме» . Обзор женской истории . 30 (6): 896–914. дои : 10.1080/09612025.2020.1833491 . ISSN   0961-2025 . ПМЦ   8567737 . ПМИД   34744327 .
  20. ^ Эрматингер, Джеймс В. (11 августа 2015 г.). Мир Древнего Рима: Энциклопедия повседневной жизни [2 тома]: Энциклопедия повседневной жизни . АВС-КЛИО. п. 221. ИСБН  978-1-4408-2908-6 .
  21. ^ Буллоу, Верн Л.; Буллоу, Бонни (14 января 2014 г.). Человеческая сексуальность: Энциклопедия . Рутледж. п. 3. ISBN  978-1-135-82509-6 .
  22. ^ Солсбери, Джойс Э. (2001). Энциклопедия женщин древнего мира . АВС-КЛИО. п. 1. ISBN  978-1-57607-092-5 .
  23. ^ Гиппократ Косский (1923). « Клятва ». Классическая библиотека Леба . 147 : 298–299. doi : 10.4159/DLCL.hippocrates_cos-oath.1923 . Проверено 6 октября 2015 г.
  24. ^ Би, Тенг, Лау (31 декабря 2014 г.). Вспомогательные технологии для людей с физическими и когнитивными нарушениями . IGI Global. п. 62. ИСБН  978-1-4666-7374-8 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  25. ^ Альхассо, Аммар; Бекарма, Холли (08 февраля 2017 г.). Краткое описание лечения недержания мочи . Совет директоров – Книги по запросу. п. 55. ИСБН  978-953-51-2931-8 .
  26. ^ Лаес, Кристиан (3 марта 2011 г.). Дети в Римской империи: аутсайдеры внутри . Издательство Кембриджского университета. п. 50. ISBN  978-0-521-89746-4 .
  27. ^ Jump up to: а б Кэрролл, Морин (2018). Младенчество и самое раннее детство в римском мире: «фрагмент времени» . Издательство Оксфордского университета. стр. 51–53. ISBN  978-0-19-968763-3 .
  28. ^ Jump up to: а б с Портер, Эмбер Дж. (01 января 2016 г.), «Сострадание в гинекологии Сорана и Целия Аврелиана о хронических заболеваниях» , Homo Patiens - подходы к пациенту в древнем мире , Брилл, стр. 285–303, ISBN  978-90-04-30556-4 , получено 29 апреля 2024 г.
  29. ^ Jump up to: а б Колдуэлл, Лорен (04 апреля 2016 г.), Ирби, Джорджия Л. (редактор), «Гинекология» , «Спутник науки, технологий и медицины в Древней Греции и Риме » (1-е изд.), Wiley, стр. 360 –370, номер doi : 10.1002/9781118373057.ch22 , ISBN  978-1-118-37267-8 , получено 25 апреля 2024 г.
  30. ^ Флемминг, Ребекка (2007). «ЖЕНЩИНЫ, ПИСЬМО И МЕДИЦИНА В КЛАССИЧЕСКОМ МИРЕ» . Классический ежеквартальный журнал . 57 (1): 257–279. дои : 10.1017/S0009838807000225 . ISSN   1471-6844 .
  31. ^ Райс, Мартин; Катлер, Сьюзен К. (15 февраля 2012 г.). Клинические исследования в области профессиональной терапии . Cengage Обучение. стр. 22–23. ISBN  978-1-133-71017-2 .
  32. ^ Вудс, Майкл; Вудс, Мэри Б. (1 января 2011 г.). Древние медицинские технологии: от трав до скальпелей . Книги двадцать первого века. стр. 67–69. ISBN  978-0-7613-6522-8 .
  33. ^ Jump up to: а б «Правда о Юлии Цезаре и «кесаревом» сечении» . Сегодня я узнал . 25 октября 2013 г. Проверено 18 мая 2022 г.
  34. ^ Дуглас, Карл (01 декабря 2021 г.). Голландский век: доминирование в торговле пряностями любой ценой . Консультанты по публикациям. ISBN  978-1-63747-036-7 .
  35. ^ Жонио, Эрик; Гробман, Уильям (28 апреля 2016 г.). Учебник кесарева сечения . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-107631-2 .
  36. ^ Фрейденфельдс, Лара (15 июня 2009 г.). Современный период: менструация в Америке двадцатого века . Джу Пресс. стр. 23–24. ISBN  978-0-8018-9245-5 .
  37. ^ Jump up to: а б Госбелл, Луиза А. (3 августа 2018 г.). «Бедные, калеки, слепые и хромые»: физическая и сенсорная инвалидность в Евангелиях Нового Завета . Мор Зибек. стр. 253–258. ISBN  978-3-16-155132-1 .
  38. ^ Мелвин Брэгг (8 июля 2010 г.). «Плиний Старший» . В наше время (Подкаст). Радио Би-би-си 4 . Проверено 26 января 2020 г. .
  39. ^ Jump up to: а б «Плиний Старший, Естественная история, КНИГА VII. 1 ЧЕЛОВЕК, ЕГО РОЖДЕНИЕ, ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЕ ИСКУССТВ. ГЛАВА 13. (15) — ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, СВЯЗАННЫЕ С МЕНСТРУАЛЬНЫМИ ВЫДЕЛЕНИЯМИ. 1 Здесь мы вступаем в по поводу третьего раздела «Естественной истории» Плиния, посвященного зоологии, с 7-го по 11-й включительно, Кювье проиллюстрировал эту часть многими ценными заметками, которые первоначально появились в «Классической библиотеке» Лемэра, 1827 г., а затем были включены с некоторыми дополнениями. Аяссон в его переводе Плиния, опубликованном в 1829 году, Аяссон является редактором этой части «Естественной истории» Плиния в издании Лемэра. — Б» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 13 июня 2022 г.
  40. ^ Паско, Сара (19 апреля 2016 г.). Животное: Автобиография женского тела . Фабер и Фабер. ISBN  978-0-571-32523-8 .
  41. ^ Леннон, Джек Дж. (2014). Загрязнение и религия в Древнем Риме . Издательство Кембриджского университета. стр. 84–86. ISBN  978-1-107-03790-8 .
  42. ^ «Аменорея» . nichd.nih.gov/ . Проверено 7 ноября 2018 г.
  43. ^ О'Дауд, MJ (10 сентября 2020 г.). История лекарств для женщин: Materia Medica Woman . ЦРК Пресс. ISBN  978-1-000-16153-3 .
  44. ^ Осаянде А.С., Мехулич С. (март 2014 г.). «Диагностика и начальное лечение дисменореи». Американский семейный врач . 89 (5): 341–346. ПМИД   24695505 .
  45. ^ Американский колледж акушеров и гинекологов (январь 2015 г.). «FAQ046 Динсменорея: болезненные менструации» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 27 июня 2015 года . Проверено 26 июня 2015 г.
  46. ^ Шевалье, Эндрю (19 июля 2016 г.). Энциклопедия фитотерапии: 550 трав и средств от распространенных недугов . Пингвин. п. 77. ИСБН  978-1-4654-5675-5 .
  47. ^ Лал, Мира (9 июня 2017 г.). Клиническая психосоматическая акушерство и гинекология: биопсихосоциальная практика, ориентированная на пациента . Издательство Оксфордского университета. п. 7. ISBN  978-0-19-106643-6 .
  48. ^ Ф, доктор медицинских наук Штрейхер, Лорен (15 сентября 2004 г.). Основное руководство по гистерэктомии: полные советы гинеколога по выбору до, во время и после операции, включая новейшие варианты лечения и альтернативы . М. Эванс. п. 5. ISBN  978-1-4616-6300-3 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  49. ^ Ирби, Джорджия Л. (05 декабря 2019 г.). Спутник науки, технологий и медицины в Древней Греции и Риме, набор из 2 томов . Джон Уайли и сыновья. стр. 360–363. ISBN  978-1-119-10070-6 .
  50. ^ «Информационный бюллетень о предменструальном синдроме (ПМС) | Womenshealth.gov» . 28 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 28 июня 2015 г. Проверено 6 июня 2022 г.
  51. ^ Голден, Марк (30 июля 2019 г.). Секс и различия в Древней Греции и Риме . Издательство Эдинбургского университета. п. 192. ИСБН  978-1-4744-6854-1 .
  52. ^ «Вагинальное кровотечение | Миома матки | MedlinePlus» . Проверено 7 ноября 2018 г.
  53. ^ Уден, Дж. (2015). Невидимый сатирик: Ювенал и Рим второго века . Оксфорд. стр. 219–226. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  54. ^ Бекманн, РБ (2014). Акушерство и гинекология (7-е изд.). Балтимор, Мэриленд: Липпинкотт Уильямс и Уилкинс. п. 260. ИСБН  9781451144314 .
  55. ^ «Справочник по цвету выделений из влагалища: причины и когда следует обратиться к врачу» . www.medicalnewstoday.com . 10 января 2020 г. Проверено 25 апреля 2022 г.
  56. ^ Брэдли, Марк; Леонард, Виктория; Тотелин, Лоуренс (26 апреля 2021 г.). Телесные жидкости в древности . Рутледж. ISBN  978-0-429-79859-7 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f4212d9cbda245e07a4f87c0b6138a98__1718531640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f4/98/f4212d9cbda245e07a4f87c0b6138a98.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gynecology in ancient Rome - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)