Чума Киприана
Чума Киприана была пандемией , поразившей Римскую империю примерно с 249 по 262 год нашей эры. [1] [2] или от 251/2 до 270. [3] Считается, что чума вызвала массовую нехватку рабочей силы для производства продуктов питания и римской армии , серьезно ослабив империю во время кризиса третьего века . [2] [4] [5] Его современное название дано в честь святого Киприана , епископа Карфагена , раннего христианского писателя, который был свидетелем и описал чуму. [2] Возбудитель чумы весьма спекулятивен из-за немногочисленности источников, но среди подозреваемых есть оспа , корь и вирусная геморрагическая лихорадка ( филовирусы ), такие как вирус Эбола . [1] [2]
Современные счета
[ редактировать ]Не существует достаточно полных отчетов, позволяющих оценить общее количество смертей от чумы в Римской империи. Сообщалось, что в разгар вспышки в Риме умирало 5000 человек в день . население Александрии сократилось с 500 000 до 190 000 человек. Один историк подсчитал , что во время чумы [6] Некоторая часть сокращения населения города, возможно, произошла из-за бегства людей. Папа Дионис Великий писал о последствиях чумы в Александрии вскоре после преследований Децианов в 250 году или преследований Валериана в 257 году, как сообщает Евсевий:
Теперь, увы! все плач, все скорбят, и город звучит плачем о количестве умерших и умирающих каждый день. Как говорит Писание о первенцах египтян, так и ныне раздался великий вопль: нет дома, в котором бы не было ни одного умершего, - как бы мне хотелось, чтобы был только один! (...) Самый блестящий праздник из всех совершали исполнившиеся мученики, пирующие на небесах. После этого пришли война и голод, поразившие как христиан, так и язычников. Нам одним пришлось терпеть несправедливость, которую они причинили нам, но мы извлекли выгоду из того, что они сделали друг другу, и пострадали от рук друг друга; так мы еще раз обрели радость в мире, который дал нам одним Христос. Но когда и нам, и им была предоставлена крошечная передышка, ни с того ни с сего пришла эта болезнь, вещь для них более страшная, чем любой ужас, более страшная, чем любое бедствие вообще... [7]
Биограф Киприана, Понтий Карфагенский , писал о чуме в Карфагене :
После этого разразилась ужасная чума, и ненавистная болезнь охватила каждый дом подряд дрожащего населения, унося изо дня в день внезапными атаками бесчисленное множество людей, каждый из своего дома. Все содрогались, бежали, сторонились заразы, нечестиво выставляли напоказ своих друзей, как будто, исключая человека, который наверняка умрет от чумы, можно было исключить и саму смерть. Между тем по всему городу лежали уже не тела, а трупы многих и, созерцая жребий, который, в свою очередь, будет принадлежать им, требовали жалости к себе прохожих. Никто не обращал внимания ни на что, кроме его жестоких завоеваний. Никто не дрогнул при воспоминании о подобном событии. Никто не сделал другому то, что он сам желал испытать. [8]
В Карфагене децианские гонения , развязанные с началом чумы, возможно, непреднамеренно привели к криминализации отказа христиан приносить присягу. североафриканец спустя обращенный в христианство Арнобиус Пятьдесят лет защищал свою новую религию от языческих обвинений:
[...] что чума была наведена на землю после того, как христианская религия пришла в мир и после того, как она раскрыла тайны сокровенной истины? Но моры, говорят мои оппоненты, и засухи, войны, голод, саранча, мыши, град и другие пагубные явления, которые поражают собственность людей, насылают на нас боги, разгневанные вашими злодеяниями. и вашими преступлениями. [9]
Киприан проводил морализаторские аналогии в своих проповедях перед христианской общиной и нарисовал словесную картину симптомов чумы в своем сочинении De Morlitate («О чуме»):
Это испытание заключается в том, что кишечник, расслабленный и находящийся в постоянном движении, разряжает телесные силы; что огонь, возникший в костном мозге, приводит к ранам зева ; кишечник сотрясается от постоянной рвоты; что глаза горят от залитой крови; что в некоторых случаях ступни или некоторые части конечностей отрубаются в результате заражения болезненной гнилью; что от слабости, возникающей от увечья и потери тела, или походка ослабевает, или слух ухудшается, или зрение помрачается, - полезно как доказательство веры. Какое это величие духа бороться всеми силами непоколебимого разума против стольких наступлений опустошения и смерти! какое величие — стоять прямо среди опустошения рода человеческого и не лежать ниц вместе с теми, кто не имеет надежды на Бога ; а скорее радоваться и воспользоваться случаем; что, смело проявляя нашу веру и претерпевая страдания, идя вперед ко Христу тем узким путем, которым шел Христос, мы можем получить награду Его жизни и веры согласно Его собственному суду! [10]
В сообщениях о чуме она датируется периодом с 251 по 262 год нашей эры. В 270 году произошел инцидент, связанный со смертью Клавдия II Готика , но неизвестно, была ли это та же самая чума или другая вспышка. [2] Согласно Historia Augusta , «в консульство Антиохия и Орфита [11] благосклонность небес способствовала успеху Клавдия. Ибо великое множество уцелевших варварских племен, собравшихся в Гемимонте, [12] были настолько охвачены голодом и чумой, что Клавдий теперь не решился завоевывать их дальше. [13] ... в тот же период скифы [ готы ] пытались грабить также Крит и Кипр, но везде их армии также были поражены мором и поэтому потерпели поражение». [14]
Современные источники указывают, что чума возникла в Эфиопии , но рассмотрение Эфиопии как источника заразных болезней восходит, по крайней мере, к Фукидида рассказу об Афинской чуме . Однако тот факт, что чума достигла Александрии как минимум за год до того, как она достигла Рима, является свидетельством восточноафриканского происхождения. [15]
Эпидемиология
[ редактировать ]Серьезные разрушения, нанесенные европейскому населению двумя чумами, могут указывать на то, что население ранее не подвергалось воздействию или иммунитету к причине чумы. Историк Уильям Харди Макнил утверждает, что и более ранняя Антонинова чума (166–180), и чума Киприана (251–270) были первыми случаями передачи человечеству от животных-носителей двух разных болезней: оспы и кори. не обязательно в таком порядке. Дионисий Стафакопулос утверждает, что обе вспышки были вызваны оспой. [16]
По мнению историка Кайла Харпера, симптомы, приписываемые древними источниками Киприановой чуме, больше соответствуют вирусному заболеванию, вызывающему геморрагическую лихорадку , например, Эбола , а не оспе. (Напротив, Харпер считает, что Антонинова чума была вызвана оспой.) [1] [2] [15]
Наследие
[ редактировать ]По словам Харпера, чума почти привела к концу Римской империи, и в период между 248 и 268 годами нашей эры «история Рима представляет собой запутанный клубок жестоких неудач. Структурная целостность имперской машины разорвалась. Система рухнула. Крах легитимности привел к тому, что один узурпатор за другим претендовал на трон. Империя распалась, и только драматический успех более поздних императоров в воссоединении частей помешал этому моменту стать заключительным актом римской имперской истории». [2]
И угроза неминуемой смерти от чумы, и непоколебимая убежденность многих христианских священнослужителей перед лицом чумы привлекли множество обращений в эту религию. [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Харпер, Кайл (1 ноября 2017 г.). «Разгадка тайны древнеримской чумы» . Атлантика . Проверено 2 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Харпер, Кайл (2017b). «Глава 4: Старость мира». Судьба Рима: климат, болезни и конец империи . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691166834 .
- ^ Хюбнер, Сабина (7 июня 2021 г.). «Чума Киприана: пересмотренный взгляд на происхождение и распространение пандемии III века н. э.» . Журнал римской археологии . 34 : 151–174. дои : 10.1017/S1047759421000349 . S2CID 236149169 .
- ^ Зосима (1814 г.) [первоначально напечатанный перевод]. Новая история, книга 1 . (отсканировано и опубликовано в Интернете Роджером Пирсом). Лондон: Грин и Чаплин. стр. 16, 21, 31 . Проверено 22 апреля 2016 г.
- ^ Сила чумы Ирвина В. Шермана.
- ^ Харпер 2017b , стр. 140–141.
- ^ Евсевий (1965). История Церкви от Христа до Константина . Нью-Йорк: Дорсет Пресс. п. 305. ИСБН 0-88029-022-6 .
- ^ Понтий Карфагенский , Жизнь Киприана . Перевод Эрнест Уоллис, ок. 1885. Интернет в Эфирной библиотеке христианской классики .
- ^ Арнобиус , Adversus Gentes 1.3. Перевод Гамильтона Брайса и Хью Кэмпбелла, ок. 1885. Интернет в Эфирной библиотеке христианской классики .
- ^ Киприан, Де Морталитате . Перевод Эрнест Уоллис, ок. 1885. Интернет в Эфирной библиотеке христианской классики .
- ^ 270 г. н.э.
- ^ Гора Гемус на Балканах.
- ^ Historia Augustus , Divinus Claudius , XI, 3.
- ^ Historia Augustus , Divinus Claudius , XII, 1.
- ^ Jump up to: а б Харпер, Кайл «Пандемии и переходы в позднюю античность: переосмысление чумы ок. 249–70 годов, описанной Киприаном», Journal of Roman Archeology 28 (2015) 223–60.
- ^ Д.Ч. Статакопулос Голод и чума в поздней Римской и ранней Византийской империи (2007) 95
- ^ «Святой Киприан» . Британская энциклопедия . 9 мая 2013 г.