Jump to content

Питание и диета в древней медицине

Современное понимание болезней сильно отличается от того, как их понимали в Древней Греции и Риме . Подход современных врачей к исцелению больных сильно отличается от методов, используемых ранними целителями общей практики или элитными врачами, такими как Гиппократ или Гален . В современной медицине понимание болезни происходит из «микробной теории болезней», концепции, возникшей во второй половине XIX века, согласно которой болезнь является результатом проникновения микроорганизма в живого хозяина. . Поэтому, когда человек заболевает, современные методы лечения «нацеливаются» на конкретный возбудитель или бактерию, чтобы «победить» или «убить» болезнь.

В Древней Греции и Риме под болезнью буквально понимали недомогание или физический дисбаланс. Таким образом, медицинское вмешательство было направлено на восстановление гармонии, а не на ведение войны с болезнью. [1] Греческие и римские врачи считали хирургическое вмешательство крайним и разрушительным, тогда как профилактика рассматривалась как важнейший первый шаг к исцелению почти всех недугов. Как в профилактике, так и в лечении заболеваний в классической медицине питание и диета занимали центральное место. Употребление в пищу правильно сбалансированной пищи составляет большую часть профилактического лечения, а также восстановления гармонии тела после того, как оно столкнулось с болезнью.

Еда и диета в Древней Греции

[ редактировать ]

Юморы и причины болезней

[ редактировать ]

Древнегреческая медицина описывается как рациональная, этическая и основанная на наблюдении, сознательном обучении и опыте. Суеверия и религиозный догматизм часто исключаются из описаний древнегреческой медицины. [2] Однако важно отметить, что этот рациональный подход к медицине не всегда существовал в древнегреческом медицинском мире и не был единственным популярным методом лечения. Наряду с рациональной греческой медициной считалось, что болезни имеют сверхъестественное происхождение и возникают в результате наказания богов или одержимости демонами. Целительство также считалось даром богов. [3] Экзорцисты и религиозные целители были среди «врачей», к которым пациенты обращались, когда заболевали. Затем совершались жертвоприношения, экзорцизмы, заклинания и молитвы, чтобы примириться с богами и вернуть больному здоровье.

Лишь во времена Гиппократа , между 450 и 350 годами до нашей эры, рациональная, наблюдательная и гуморальная теории медицины начали приобретать большое влияние. [4] По Гиппократу, болезни возникают из-за дисбаланса веществ организма. Эти вещества известны как юмор. Гуморальная теория объясняет поведение и состояние здоровья человека. Представление о жидкостях человеческого тела отражало четыре земных элемента: воздух, огонь, землю и воду. Человеческое тело состоит из четырех основных веществ (гумор): желтой желчи (огонь), черной желчи (земля), крови (воздух) и слизи (вода). Чтобы наше тело было в добром здравии, эти жидкости должны находиться в равновесии. Заболевания можно лечить, восстанавливая гуморальное равновесие. Гален дополнил гуморальную теорию и предположил, что юмор объясняет физиологические состояния, известные как темперамент . [5] К этим темпераментам относятся сангвиник (преобладает жидкая кровь), холерик (преобладает желтая желчь), меланхолик (преобладает черная желчь) и флегматик (преобладает слизь). Идеальная пропорция для достижения гармонии — «одна четверть слизи от крови, одна шестнадцатая от желчи от крови и одна шестьдесят четвертая от меланхолии от крови». [6] Однако этой пропорции трудно достичь, поскольку на юмор влияет то, что человек потребляет в своем организме.

Четыре юмора и их качества

Продукты питания классифицируются в соответствии с гуморальной теорией. Еда вкусна, когда горячая, влажная, сухая и холодная находятся в гармонии, тогда как еда невкусна, когда эти элементы несбалансированы. Из некоторых продуктов получаются хорошие соки, а из других — плохие, и часто приготовление и приготовление продуктов могут изменить или улучшить их сок. Кроме того, продукты могут быть легко усваиваемыми (легко проходить через организм), легко выводящимися из организма, питательными или непитательными. [1] : 338  В медицине Гиппократа качества пищи аналогичны четырем жидкостям в организме: слишком много одной из них — плохо, правильное сочетание — идеально. [1] : 347  Считалось, что выбор диеты имел медицинские последствия. Поэтому потребление правильно сбалансированной пищи и образ жизни пациента имели решающее значение для профилактики и лечения заболеваний в Древней Греции.

Сезонная пища играла важную роль в лечении древних болезней. По словам автора книги «Воздухи, воды и места» Гиппократа (до сих пор ведутся споры о том, написал ли сам Гиппократ «Корпус Гиппократа»), важно, чтобы врач изучал астрономию, потому что «смена времен года приводит к изменениям в заболеваниях». . [7] В том же тексте Гиппократа автор продолжает объяснять, что деревни, обращенные на восток и подверженные ветрам с северо-востока, юго-востока и запада, обычно были здоровыми и «климат в такой местности можно сравнить с весна тем, что здесь нет крайностей жары и холода. Как следствие, болезни в таком районе немногочисленны и нетяжелы». [7] : 151  В качестве примера важности сезонной пищи для поддержания баланса юмора и предотвращения болезней приводит Гиппократ в «О режиме», где авторы утверждают, что «зимой, чтобы сохранить сухое и горячее тело, лучше есть пшеничную пищу». хлеб, жареное мясо и немного овощей; тогда как летом уместно есть ячменный пирог, ячменное мясо и более мягкую пищу» (цит. в Wilkins et al., стр. 346).

Бюст Гиппократа работы Паулюса Понтия по мотивам Питера Пауля Рубенса , гравюра 1638 года.

Еда и диета в афоризмах Гиппократа

[ редактировать ]

Еда и диета занимают видное место в афоризмах Корпуса Гиппократа . Например, в одном из афоризмов первого раздела Гиппократ утверждает: «То, что растет, обладает наибольшей естественной теплотой и, соответственно, нуждается в наибольшем питании. Без этого тело истощается. Старикам мало тепла, и им нужно мало пищи, которая слишком много производит тепла, только гасит имеющееся у них тепло. По этой причине лихорадка у старых людей не так остра, потому что тогда тело холодно». [7] : 208  Другой афоризм гласит: «Лучше быть сытым, чем сытым». [7] : 209  И, наконец, афоризм, который в целом подводит итог лечению болезней во времена Гиппократа, гласит: «Болезнь, возникающая в результате переедания, излечивается голоданием, болезнь, следующая за голоданием, — перееданием. То же самое и с другими вещами: лечение может быть достигнуто с помощью противоположностей. " [7] : 210 

Эта концепция лечения болезней, противоположная тому, как она проявляется у человека, является концепцией, перенесенной в римскую медицину . Врачи-гиппократы поощряли отказ от божественного вмешательства и начали смотреть на тело более объективно. [8] Это монументальное отклонение от антропоморфического вмешательства заставило врачей найти физическое лекарство для нуждающихся. Одним из популярных средств, описанных в Корпусе Гиппократа, является употребление красного вина . [8] Поскольку многие врачи считали, что красное вино соответствует крови, его можно было использовать для обеспечения здоровья и комфорта из-за его «горячего и сухого» характера. Хотя это рассматривалось в положительном свете, многие врачи-гиппократы также осознавали негативные аспекты употребления вина, а также физические последствия этого. [8]

Подагра в Древней Греции

[ редактировать ]

Подагра , называемая в древнегреческой медицине подагрой, представляет собой распространенный артрит, вызванный отложением кристаллов урата мононатрия в суставах. [9] Подагра обычно поражает первый плюснефаланговый сустав большого пальца ноги, а затем и другие суставы стоп и рук. Гиппократ считал, что подагра является результатом скопления одной из жидкостей тела, которая растягивает сустав и вызывает боль. [10] Он также считал, что подагра является результатом сексуального излишества или слишком богатой диеты, о чем говорится в трех его афоризмах: «Евнухи не заболевают подагрой и не лысеют», «Женщина не заболевает подагрой, пока у нее не прекратятся менструации». и «Молодой человек не заболевает подагрой, пока не совершит половой акт». [9] : 84  [10] : 14–15  Как и в случае с другими заболеваниями, врачи древности считали, что диета — лучший способ справиться с подагрой. Гиппократ рекомендовал высокие дозы чемерицы белой, поскольку считал, что лучшим и наиболее естественным средством лечения подагры является дизентерия. [9] : 85  Однако очищение белой чемерицей, вероятно, предназначалось для более хронических случаев, поскольку очень настоятельно рекомендовались напитки из вина и ячменной воды. [10] : 16–17 

Чечевичный завод

Бобовые в Древней Греции

[ редактировать ]

Важность бобовых в диете и медицинской практике Древней Греции часто игнорируется. Однако бобовые улучшали качество почвы и считались очень важными для земледельцев того времени. Кроме того, бобовые содержат большое количество белка , что сделало их важной пищевой добавкой в ​​странах, где мясо было в дефиците и его было трудно хранить. Так было и с Грецией. Люди в греко-римском мире потребляли меньше мяса, чем мы сегодня, и поэтому бобовые были необходимым источником белка. [11] Из всех бобовых чечевица чаще всего упоминается в греческой и римской литературе. С медицинской точки зрения Гиппократ рекомендует чечевицу как средство от язв и геморроя. [11] : 376 

Вика горькая, или Vicia ervilia , также была важным бобовым растением в древнегреческой медицине. Считалось, что обширные лечебные свойства горькой вики достаточно надежны, чтобы позже использовать ее для римских императоров, таких как Август . [11] : 379  Считалось, что горькая вика лечит прыщи, предотвращает распространение язв и успокаивает пятна или язвы, когда они появляются на груди. Сообщалось также, что при жарке и смешивании с медом она облегчает болезненное мочеиспускание, метеоризм, проблемы с печенью и расстройство желудка, а Гиппократ предупреждал, что употребление горькой вики в вареном или сыром виде может вызвать усиление метеоризма или боли. [11] : 379 

Еда и диета в Древнем Риме

[ редактировать ]
Выдающийся Гален Пергамский

Юморы, анатомия и причины болезней

[ редактировать ]

В основе римской медицины и в центре развития западной медицины лежит Гален из Пергама (129–210 гг. н.э.). [12] Гален был плодовитым писателем, чьи дошедшие до нас произведения создали то, что Гален считал исчерпывающим руководством по здоровому питанию, основанным на теории четырех юморов. [13] Гален понимал гуморальную теорию в динамическом, а не статическом смысле, так что желтая желчь горячая и сухая, как огонь; черная желчь суха и холодна, как земля; мокрота холодная и влажная, как вода; и кровь влажная и горячая. [14] Он также понимал, что жидкость вырабатывается пищей посредством пищеварения, и именно к пищеварению и дыханию Гален применяет свои знания анатомии.

По мнению Галена, пищеварение начинается во рту, поскольку именно здесь пища вступает в контакт со слюной. Пережеванная пища затем попадает в желудок, где тепло желудка превращает пищу в хилус. Затем хилус переносится в печень, где питательные вещества превращаются в кровь и разносятся по всему организму. [14] : 420–421  Благодаря пониманию динамики жидкости и знаниям анатомии Гален смог классифицировать болезни как горячие, холодные, сухие или влажные и приписать причины этих болезней конкретным типам продуктов питания. Например, в собственной книге Галена «О причинах болезней», цитируемой Марком Грантом, Гален, описывая горячие болезни, говорит, что «[одна из причин чрезмерного жара] кроется в продуктах, обладающих горячими и резкими свойствами, таких как чеснок, лук-порей, лук и т. д. Неумеренное употребление этих продуктов иногда вызывает лихорадку». [13] : 48  Гален считал, что хороший врач должен быть еще и хорошим поваром. [13] : 11  Поэтому в диетическом трактате Галена «О силе продуктов питания» помимо описаний продуктов часто приводятся рецепты как соленые или сладкие, кислые или водянистые, трудно или легко перевариваемые, вызывающие раздражение или слабительные, охлаждающие или согревающие и т. д. Гален настаивает на том, что на баланс четырех юморов может благотворно или вредно влиять «диета», которая в галеновой медицине включает не только еду и питье, но также физические упражнения, ванны, массаж и климат. [15]

Древняя Греция классифицировала рак как своеобразное заболевание, вызванное чрезмерным количеством черной желчи. Это связано с тем, что из четырех жидкостей кровь указывает на хорошее здоровье. Напротив, свойства черной желчи противоположны. Таким образом, черную желчь часто называют элементом, наиболее подверженным болезням. Это элемент, который требует много времени, так как подготовка к удалению занимает около двух недель. Несмотря на то, что в то время рак не был хорошо идентифицирован, его считали трудным для лечения, поскольку было сложно достичь равновесия черной желчи. [16]

Питание и лечение болезней в Древнем Риме

[ редактировать ]

Как уже упоминалось, определенные виды пищи могут по-разному влиять на баланс юмора. Болезни можно лечить естественным путем, выбирая пищу, основанную на идее баланса. Согласно книге Галена «О юморе», на которую ссылаются Уилкинс и др., говядина, верблюжье и козье мясо, улитки, капуста и мягкие сыры производят черную желчь; мозги, грибки и твердые яблоки вызывают появление слизи; горький миндаль и чеснок уменьшают мокроту. [1] : 377  Кроме того, для лечения подагры Гален предложил накладывать на пораженный участок ряд повязок из мандрагоры, каперсов и белены, а в острой фазе назначать кремы из семян кониума, грибов и оленьего мозга. [9] : 86 

В период Древнего Рима (753 г. до н.э. – 476 г. н.э.) медицина не была широко известной концепцией. Считалось, что болезни — это своего рода наказание, иначе говоря, наказание от Бога за проступки людей. Единственными людьми, которые могли исцелять, были священники, поскольку они имели связь с божествами. В то время священники были врачами; часто известные как священники-врачи. Они служили медицинскими работниками, пользуясь уважением многих членов общины из-за своего высокого духовного положения и нравственности. Считалось также, что эти врачи не смогли бы обеспечить исцеление без помощи Божией. [17]

В Риме лечение часто проводилось внутри семей. Процесс исцеления происходит в основном за счет использования овощей и волшебных формул. Одним из основных поставщиков лечения был отец семьи . Эти мужчины-«главы семьи» отвечали за обеспечение своих жен и детей правильной пищей во время болезни, а также выполняли множество других обязанностей. [18] Они также включили в себя некоторые греческие практики, в том числе четыре юмора, благодаря представлению практикующего греческого врача Архагата из Спарты. [19] Помимо вклада Архагата Спартанского, многие греческие врачи и ученые оказались в Риме в качестве военнопленных. Помимо плена, эти греческие врачи и ученые также предпочитали заниматься медициной в Риме из-за относительно лучшего финансового стимула. [20] Позже, в III веке, римляне расширили свои открытия и приняли богословскую систему лечения, известную как культ Эскулапа , где термальные ванны использовались для лечения болезней. Римляне также верили, что тело и мозг едины. Они верили, что если у человека здоровый дух, то и тело будет здоровым.

  1. ^ Jump up to: а б с д Уилкинс, Джон; и др. (1995). Еда в древности . Эксетерский университет Press. п. 345. ИСБН  0-85989-418-5 .
  2. ^ ЭДЕЛЬШТЕЙН, ЛЮДВИГ (1937). «Греческая медицина в ее отношении к религии и магии» . Вестник Института истории медицины . 5 (3): 201–246. ISSN   2576-4810 . JSTOR   44438180 .
  3. ^ «Древнегреческая медицина» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 10 декабря 2020 г.
  4. ^ Наттон, Вивиан (1999). «Исцеление и целительство в классической Греции». Европейский обзор . 7 (1): 30. дои : 10.1017/S1062798700003719 . S2CID   145089563 .
  5. ^ «Четыре юмора. И вот в этом юмор: Шекспир и четыре юмора» . www.nlm.nih.gov . Проверено 10 декабря 2020 г.
  6. ^ «Четыре юмора: Еда в эпоху Возрождения» . Шекспир и не только . 04.12.2015 . Проверено 10 декабря 2020 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и Ллойд, Германия, изд. (1983). Сочинения Гиппократа . Перевод Чедвика Дж.; Лони, IM; Манн, Западная Нью-Йорк; Витингтон, ET Хармондсворт: Пингвин. п. 149 . ISBN  0-14-044451-3 .
  8. ^ Jump up to: а б с Ван дер Эйк, Филип, редактор. «ВИНО И МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ». Греческая медицина от Гиппократа до Галена: Избранные статьи , Жак Жуанна и Нил Эллис, Брилл, ЛЕЙДЕН; БОСТОН, 2012, стр. 173–194. JSTOR , www.jstor.org/stable/10.1163/j.ctt1w76vxr.15. По состоянию на 18 декабря 2020 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д Грицалис, Константинос К. (2011). «Подагра в трудах выдающихся древнегреческих и византийских врачей». Acta Med-hist Adriat . 9 (1): 83–8. ПМИД   22047483 .
  10. ^ Jump up to: а б с Портер, Рой; Руссо, GS (2000). Подагра: Патрицианская болезнь . Издательство Йельского университета. п. 14. ISBN  0-300-08274-6 .
  11. ^ Jump up to: а б с д Флинт-Гамильтон, Кимберли Б. (1999). «Бобовые в Древней Греции и Риме: еда, лекарство или яд?». Гесперия: Журнал Американской школы классических исследований в Афинах . 68 (3): 374. дои : 10.2307/148493 . JSTOR   148493 .
  12. ^ Конрад, Лоуренс И. (1998). Западная медицинская традиция, 800 г. до н.э. - 1800 г. н.э. (перепечатано под ред.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 58–70. ISBN  0-521-47564-3 .
  13. ^ Jump up to: а б с Грант, Марк (2000). Гален о еде и диете . Лондон: Рутледж. п. 10 . ISBN  0-415-23232-5 .
  14. ^ Jump up to: а б Приорески, Плинио (1998). История медицины: Римская медицина . Эдвин Меллен Пресс. п. 360. ИСБН  978-1-888456-03-5 .
  15. ^ Певица, ПН (1997). Гален избранные произведения . Англия: Издательство Оксфордского университета. п. X. ISBN  978-0-19-158627-9 .
  16. ^ Хейс, Джеффри. «ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ В ДРЕВНЕМ РИМЕ | Факты и подробности» . factsanddetails.com . Проверено 13 декабря 2020 г.
  17. ^ Сантакроче, Луиджи; Ботталико, Лукреция; Чаритос, Иоаннис Александрос (12 декабря 2017 г.). «Практика греческой медицины в Древнем Риме: врач-молекулярист Асклепиад» . Лекарства . 4 (4): 92. doi : 10.3390/medicines4040092 . ISSN   2305-6320 . ПМК   5750616 . ПМИД   29231878 .
  18. ^ «Домашняя медицина в Древнем Риме». Британский медицинский журнал , том. 1, нет. 2140, 1902, стр. 39–40. JSTOR , www.jstor.org/stable/20270775. По состоянию на 18 декабря 2020 г.
  19. ^ «Древнеримская медицина: влияние, практика и обучение» . www.medicalnewstoday.com . 09.11.2018 . Проверено 13 декабря 2020 г.
  20. ^ Ван дер Эйк, Филип, редактор. «ЕГИПЕТСКАЯ МЕДИЦИНА И ГРЕЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА». Греческая медицина от Гиппократа до Галена: Избранные статьи , Жак Жуанна и Нил Эллис, Брилл, ЛЕЙДЕН; БОСТОН, 2012, стр. 3–20. JSTOR , www.jstor.org/stable/10.1163/j.ctt1w76vxr.6. По состоянию на 18 декабря 2020 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 794dfd76e439c9ac7fac35af5d3f792c__1707331440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/79/2c/794dfd76e439c9ac7fac35af5d3f792c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Food and diet in ancient medicine - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)