Jump to content

Чума Амваса

Чума Амваса ( араб . طاعون عمواس , латинизированная : ṭāʿūn ʿAmwās ), также называемая чумой Эммауса , была древней эпидемией бубонной чумы , поразившей исламскую Сирию в 638–639 годах, во время первой пандемии чумы и ближе к концу мусульманского завоевания. региона . Вероятно, это было повторением Юстиниановой чумы середины VI века . Названная в честь Амваса в Палестине , главного лагеря мусульманской арабской армии, чума унесла жизни до 25 000 солдат и их родственников, в том числе большую часть высшего командования армии, а также привела к значительным человеческим жертвам и перемещению среди коренных христиан Сирии. Назначение Муавии ибн Аби Суфьяна на пост губернатора Сирии после смерти военачальников проложило путь к созданию халифата Омейядов в 661 году, тогда как рецидивы болезни могли способствовать династии Омейядов. падению в 750 г. Депопуляция сирийской сельской местности могла быть фактором переселения земель арабами, в отличие от других завоеванных регионов, где арабы в основном изолировались от новых земель. гарнизонные города . [ нужна ссылка ]

Чуме Амваса в арабских источниках уделялось больше внимания, чем любой другой эпидемии до Черной смерти XIV века . о реакции на чуму Амваса Традиционные рассказы халифа Умара и его главного командира Абу Убайды ибн аль-Джарры послужили основой для средневековых мусульманских богословских ответов на эпидемии, включая Черную смерть. Принципы, вытекающие из этих повествований, цитировались в дебатах о предопределении и свободе воли, запретах на бегство или вход в пораженные чумой земли и заражении. [ нужна ссылка ]

Истоки и политическая обстановка

[ редактировать ]
Место Эммауса Никополя , называемого арабами Амвасом. Чума Амваса сначала поразила арабские мусульманские войска, расположившиеся там лагерем, а затем распространилась по Сирии и Палестине и затронула Египет и Ирак.

Чума Амваса, вероятно, была эпидемией бубонной чумы . [1] хотя источники не уточняют конкретные симптомы заболевания. [2] Это была вторая зарегистрированная чума исламской эпохи, начавшаяся в 620-х годах, и первая, непосредственно поразившая мусульман. [3] Вероятно, это было повторение Юстиниановой чумы . [4] который зародился в Пелусии (недалеко от современного Суэца ) в 541 году и распространился на запад до Александрии и на восток до Палестины, прежде чем достичь византийской столицы Константинополя в 541–542 годах и поразил остальную Европу и Сасанидскую империю , как отмечает византийский историк Прокопий (ум. . ок. 570 ). [5] Чума Юстиниана повторялась по крайней мере девять-двенадцать циклов в середине VI и VII веках. [6]

Первый халиф (глава мусульманской общины) Абу Бакр ( годы правления 632–634 ) отправил из Медины четыре армии , возглавляемые соответственно Амром ибн аль-Асом , Язидом ибн Аби Суфьяном , Шурахбилем ибн Хасаной и Абу Убайдой ибн аль-Асом. Джарра покорит Византийскую Сирию [7] (Абу Убайда мог быть отправлен только после прихода на престол преемника Абу Бакра, Умара , в середине 634 года. [8] )

Амвас, арабское название Эммауса Никополя , представлял собой укрепленный лагерь римской армии в первом веке, который к началу третьего века превратился в небольшой город. [9] Он был захвачен мусульманами у византийцев после битвы при Ажнадайне в 634 году или битвы при Ярмуке в 636 году. [9] В начале чумы это место служило основным лагерем арабских мусульманских войск в Сирии, где трофеи делились, а солдатам платили деньги. [9] [10]

Хронология

[ редактировать ]

Чума Амваса произошла в по исламскому календарю . 17 году хиджры /638 г. н.э. и/или 18 г.х./639 г. [11] По словам историка 8-го века Сайфа ибн Умара , он ударил в Мухарраме - Сафар 17 хиджры / январь-февраль 638 года, затем рассеялся, прежде чем вернуться еще раз и привести к многочисленным смертям «в пользу врага [византийцев]». [11] Аль-Суюти (ум. 1505) считает, что чума возобновилась вскоре после ее первоначальной вспышки, что, по мнению историка М.В. Долса, «обуславливает две даты [638 и 639]». [11]

Чума разразилась в какой-то момент во время девятимесячной засухи в Сирии, которую арабы называли «Годом пепла». [12] По мнению Долса, широкомасштабный голод в Сирии и Палестине, возможно, подготовил почву для чумы из-за ослабления иммунитета и накопления запасов продовольствия в городах и деревнях, что может привлечь инфицированных чумой грызунов и привести их к контакту с человеческим населением. [11] Он распространился по Сирии, а также затронул Ирак и Египет. [11] перед угасанием в Шаввале 18 года хиджры/октябре 639 года. [13]

Последствия

[ редактировать ]

Реакция и немедленный эффект

[ редактировать ]

Согласно одному из основных повествований исламских традиционных источников, Умар, намереваясь предотвратить болезнь и смерть своего высшего командира Абу Убайды, вызвал последнего в Медину; Абу Убайда, зная о намерениях Умара, отказался покинуть своих людей. [14] Впоследствии Умар отправился в Сирию, чтобы оценить ситуацию, встретившись с армейскими лидерами на остановке в пустыне под названием Сарг (тринадцать дней пути к северу от Медины). [14] [15] Его первые консультации были с лидерами фракций Мухаджирун и Ансар , которые в совокупности были первыми новообращенными мусульманами и элитой зарождающегося мусульманского государства, которые выступали против бегства из пострадавших от чумы районов. [14] [16] Не согласившись с их рекомендациями, он затем проконсультировался с лидерами более поздних обращенных из курайшитов , племени, к которому принадлежали исламский пророк Мухаммед и халифы, которые предложили вывести армию из зоны эпидемии, что Умар принял. [14] [16] Абу Убайда протестовал против вывода армии на основании предполагаемого запрета Мухаммеда мусульманам бежать или входить в страну, пораженную чумой. [14] Умар возразил, что человек, естественно, выберет зеленую сторону долины, а не бесплодную сторону, но независимо от решения человека, это будет воля Бога. [14] Этот рассказ использовался средневековыми мусульманскими учеными как прецедент, оправдывающий бегство от эпидемии. [14] Саммит в Сарге завершился тем, что Умар приказал Абу Убдайе вывести армию на более здоровую территорию, а халиф вернулся в Медину. [14]

Абу Убайда переехал, чтобы расположить армию в старой Гассанидов столице Джабии в высокогорном районе Хауран . [17] [18] Благодаря своему здоровому климату Джабия эффективно действовала как санаторий для пораженных чумой войск и центр распределения военных трофеев. [17] По дороге туда в 639 году Абу Убайда скончался от чумы. [19] Его преемник Муаз ибн Джабаль и две жены и сын Муаза (или вся его семья) умерли сразу после этого. [20] [21] за ним последовал преемник Муаза Язид ибн Аби Суфьян. [18] Шурахбил тоже умер от чумы. [22] Среди других выдающихся мусульман и сподвижников Мухаммеда в павшей армии были Сухайль ибн Амр , сын Сухайля Абу Джандал , аль-Фадл ибн Аббас , аль-Харис ибн Хишам , [22] и многие из семидесяти членов семьи аль-Хариса, поселившихся в Сирии. [23] Амру ибн аль-Асу приписывают то, что он привел уцелевшие мусульманские войска в Джабию. [24] В декабре 639 года он приступил к завоеванию Египта . [25] [26]

Согласно традиционным исламским источникам, в Сирии находится от 20 000 до 25 000 солдат-мусульман, а члены их семей умерли от чумы. [9] [11] К 639 году в Джабии осталось 4000 мусульманских солдат из примерно 24000 в 637 году, хотя современный историк Фред Доннер отмечает, что неясно, сколько из пропавших без вести солдат погибло или временно бежало и в конечном итоге вернулось в Сирию. [27]

Чума привела к значительным человеческим жертвам среди местного христианского населения Сирии. [28] Это также привело к росту цен и накоплению запасов, что побудило Умара запретить накопление запасов. [29] По словам ат-Табари (ум. 923), после возвращения в Медину из Сарга Умар сообщил своим советникам о своем намерении посетить свои войска в Сирии и Палестине и оценить хаос, вызванный чумой. Во время своего предполагаемого визита в 639 году он дал указания по поводу имущества мусульман, погибших от эпидемии, и урегулировал подозрительные претензии некоторых войск. [18]

Долгосрочные политические и социальные последствия

[ редактировать ]

В результате гибели своих высших командиров в Сирии Умар назначил брата и заместителя Язида Муавию ибн Аби Суфьяна командующим тамошней армией, что в конечном итоге заложило основу для создания Омейядского халифата Му'а с центром в Сирии. авия в 661 году. [18] Историк Вильферд Маделунг предполагает, что чума в Сирии помешала Умару направить более предпочтительных для него командиров из Медины, и поэтому он назначил Муавию вместо подходящей альтернативы. [30] Потери среди мусульманских войск в Сирии, вызванные чумой Амвас, способствовали сильной военной зависимости Муавии от старых, ранее союзных Византии и арабских христианских племен в Сирии, особенно Бану Кальб , которые в основном оставались нейтральными во время боевых действий. между мусульманами и византийцами. [31]

Амвас был заменен в качестве штаб-квартиры арабов в Палестине сначала Лиддой и/или Иерусалимом , а затем Рамлой , которая была основана халифом Омейядов Сулейманом ибн Абд аль-Маликом в начале 8 века. [9] [10] Еще в 1870-х годах колодец в деревне Амвас носил название Бир ат-Таун (колодец чумы). [32] Джабия оставалась главным военным лагерем арабов в Сирии до правления Сулеймана. [17]

Рецидивы

[ редактировать ]
Панорамный вид на Русафу , дворец в пустыне, который служил предпочтительной резиденцией халифа Хишама во времена чумы. Халифы Омейядов регулярно уходили из сирийских городов в свои сирийские пустынные дворцы во время рецидивов эпидемии чумы.

Рецидивы чумы в Сирии и Палестине происходили примерно каждое десятилетие между 688/89 и 744/45 годами. [33] « Омейядов [так в оригинале] Династия буквально страдала от этой болезни», по словам Долса. [34] Смерть халифов Омейядов Муавии II ( годы правления 683–684 ), Марвана I ( годы правления 684–685 ), Абд аль-Малика ( годы правления 685–705 ), Сулеймана ( годы правления 715–717 ) и Правители Омейядов в Ираке аль-Мугира ибн Шуба ( годы правления 661–671 ) и Зияд ибн Абихи ( годы правления 685–673 ), возможно, были вызваны эпидемиями чумы в Сирии и Ираке. [35] [21] Халифы обычно уходили из городов в свои пустынные дворцы , когда в летние месяцы возникала чума. [34] Среди них выделялся халиф Хишам ( годы правления 724–743 ), который предпочитал свой дворец в Русафе Дамаску, поскольку считал последний нездоровым. [36]

Долс предполагает, что частые рецидивы могли постоянно подрывать естественный прирост населения в Сирии и Палестине, центре халифата Омейядов, и ослаблять власть Омейядов. [33] Одновременно с этим миграция арабских племен в дальневосточную провинцию Хорасан , которая была избавлена ​​от эпидемий чумы, привела к однобокому росту и господству восточной половины Халифата и возникновению там движения Аббасидов , которое свергло Омейядов в 750 году. . [33] По мнению Конрада, к концу этих циклов чумы Омейяды утратили практический контроль над восточным Халифатом, и «заманчиво рассматривать бесконечные эпидемии последних лет династии как важный фактор в победе Аббасидская революция». [37]

Богословские интерпретации

[ редактировать ]

Современные историки сходятся во мнении, что реальные обстоятельства чумы Амваса невозможно реконструировать, и в основном сосредотачиваются на описаниях этого события в исламских историях VIII–X веков и сборниках хадисов (предания и высказывания Мухаммеда) в контексте богословских дебатов. о предопределении , статусе мусульманских грешников и заражении. [20] Чуме Амваса в средневековой арабской литературе уделялось больше внимания, чем любой другой эпидемии до Черной смерти XIV века . [38] представления о чуме в источниках были «разнообразными и противоречивыми». По словам историка Джастина К. Стернса , [20] Рассказы о реакции на чуму соратников Мухаммеда Умара, Абу Убайды, Амра и Муаза послужили основой для мусульманских религиозных и юридических интерпретаций чумы на протяжении всего Средневековья, включая реакцию на Черную смерть. [14] [20]

Средневековые мусульманские ученые вывели три принципа из современной реакции на чуму Амваса: первый заключался в том, что чума была формой божественного милосердия или мученичества для верующих мусульман и наказания для неверующих; вторым был запрет мусульманам на въезд или бегство из пораженных чумой земель; и в-третьих, чума не была заразой, а была навязана непосредственно Богом. [14] Эти догматы постоянно вызывали богословские разногласия во время рецидивов эпидемий в средние века из-за трудностей с принятием чумы как божественной милости или наказания и наблюдаемого заражения. [14]

По оценке Долса, взгляды коренных христиан и евреев и естественные человеческие тревоги, вероятно, повлияли на аспекты первого принципа, а именно на то, что чума представляла собой божественное наказание или предупреждения. Мусульмане в этом лагере связали чуму с распущенностью мусульманских войск в Сирии, например, с употреблением вина, из-за которого Умар якобы приказал избивать пьющих. С другой стороны, интерпретация чумы как милосердия или мученичества очевидна в речах Абу Убайды перед войсками в Амвасе и на совете в Сарге. [14] Стихотворение о чуме Амваса, записанное дамасским историком Ибн Асакиром (ум. 1175), отражает веру в мученичество:

Сколько храбрых всадников и сколько красивых, целомудренных женщин было убито в долине Амвас.
Они встретились с Господом, но Он не был к ним несправедлив.
Когда они умерли, они оказались среди не пострадавших людей в Раю.
Мы терпим язву, как знает Господь, и утешались в смертный час. [39]

В соответствии с принципом предопределения события Амваса использовались для доказательства того, что независимо от того, сбежал ли человек или остался в пораженном чумой районе, его смерть уже была предопределена Богом. [18] Во время эпидемии чумы в иракском гарнизонном городе Куфа видный государственный деятель и ученый Абу Муса аль-Ашари (ум. 662) не пускал посетителей в свой дом из-за того, что кто-то из членов его семьи заболел чумой, и оправдывал мусульман. бегство от чумы из-за действий Умара в Сарге. [18] По словам Долса, это также подразумевало признание заражения, несмотря на противоречие с предполагаемым хадисом, отвергающим заражение как доисламскую теорию. [18]

  1. ^ Конрад 1998 , стр. 495–496.
  2. ^ Долс 1974 , с. 382.
  3. ^ Конрад 1998 , с. 496.
  4. ^ Долс 1974 , стр. 373–374, 376.
  5. ^ Долс 1974 , стр. 371–373.
  6. ^ Долс 1974 , стр. 372–373.
  7. ^ Доннер 1981 , с. 114.
  8. ^ Атамина 1994 , стр. 257–258.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и Сурдель-Томин 1960 , с. 460.
  10. ^ Перейти обратно: а б Луз 1997 , стр. 30–31.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Долс 1974 , с. 376.
  12. ^ Доннер 1981 , с. 152.
  13. ^ Конрад 1981 , с. 215.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Долс 1974 , с. 377.
  15. ^ Джуйнболл 1989 , с. 92, примечание 324.
  16. ^ Перейти обратно: а б Джуйнболл 1989 , с. 92.
  17. ^ Перейти обратно: а б с Шахид 2002 , с. 101.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Долс 1974 , с. 378.
  19. ^ Конрад 1981 , стр. 209–210.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д Стернс, Джастин К. (2009). «Амвас, чума» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. стр. 28–29. ISSN   1873-9830 .
  21. ^ Перейти обратно: а б Конрад 1981 , с. 55.
  22. ^ Перейти обратно: а б Долс 1974 , с. 378, примечание 68.
  23. ^ Хиндс 1991 , с. 139.
  24. ^ Конрад 1981 , стр. 170, 210.
  25. ^ Венсинк 1960 , с. 451.
  26. ^ Кристидес 1993 , с. 153.
  27. ^ Доннер 1981 , с. 245.
  28. ^ Брей 1996 , с. 40.
  29. ^ Бистерфельдт и Гюнтер 2018 , с. 780.
  30. ^ Маделунг 1997 , с. 61.
  31. ^ Джандора 1986 , с. 111.
  32. ^ Клермон-Ганно, М. (1874 г.). «Письма г-на Клермон-Ганно» . Ежеквартальный отчет . Лондон: РК Берт и Ко, стр. 135–178.
  33. ^ Перейти обратно: а б с Долс 1974 , с. 381.
  34. ^ Перейти обратно: а б Долс 1974 , с. 380
  35. ^ Долс 1974 , стр. 378–380.
  36. ^ Долс 1974 , с. 380, примечание 97.
  37. ^ Брей 1996 , с. 41.
  38. ^ Конрад 1981 , с. 167.
  39. ^ Долс 1974 , стр. 377–378.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f1a9ec4dfedfc6d1dfda26dce642a422__1720615620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f1/22/f1a9ec4dfedfc6d1dfda26dce642a422.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Plague of Amwas - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)