Чума Амваса
Чума Амваса ( араб . طاعون عمواس , латинизированная : ṭāʿūn ʿAmwās ), также называемая чумой Эммауса , была древней эпидемией бубонной чумы , поразившей исламскую Сирию в 638–639 годах, во время первой пандемии чумы и ближе к концу мусульманского завоевания. региона . Вероятно, это было повторением Юстиниановой чумы середины VI века . Названная в честь Амваса в Палестине , главного лагеря мусульманской арабской армии, чума унесла жизни до 25 000 солдат и их родственников, в том числе большую часть высшего командования армии, а также привела к значительным человеческим жертвам и перемещению среди коренных христиан Сирии. Назначение Муавии ибн Аби Суфьяна на пост губернатора Сирии после смерти военачальников проложило путь к созданию халифата Омейядов в 661 году, тогда как рецидивы болезни могли способствовать династии Омейядов. падению в 750 г. Депопуляция сирийской сельской местности могла быть фактором переселения земель арабами, в отличие от других завоеванных регионов, где арабы в основном изолировались от новых земель. гарнизонные города . [ нужна ссылка ]
Чуме Амваса в арабских источниках уделялось больше внимания, чем любой другой эпидемии до Черной смерти XIV века . о реакции на чуму Амваса Традиционные рассказы халифа Умара и его главного командира Абу Убайды ибн аль-Джарры послужили основой для средневековых мусульманских богословских ответов на эпидемии, включая Черную смерть. Принципы, вытекающие из этих повествований, цитировались в дебатах о предопределении и свободе воли, запретах на бегство или вход в пораженные чумой земли и заражении. [ нужна ссылка ]
Истоки и политическая обстановка
[ редактировать ]Чума Амваса, вероятно, была эпидемией бубонной чумы . [1] хотя источники не уточняют конкретные симптомы заболевания. [2] Это была вторая зарегистрированная чума исламской эпохи, начавшаяся в 620-х годах, и первая, непосредственно поразившая мусульман. [3] Вероятно, это было повторение Юстиниановой чумы . [4] который зародился в Пелусии (недалеко от современного Суэца ) в 541 году и распространился на запад до Александрии и на восток до Палестины, прежде чем достичь византийской столицы Константинополя в 541–542 годах и поразил остальную Европу и Сасанидскую империю , как отмечает византийский историк Прокопий (ум. . ок. 570 ). [5] Чума Юстиниана повторялась по крайней мере девять-двенадцать циклов в середине VI и VII веках. [6]
Первый халиф (глава мусульманской общины) Абу Бакр ( годы правления 632–634 ) отправил из Медины четыре армии , возглавляемые соответственно Амром ибн аль-Асом , Язидом ибн Аби Суфьяном , Шурахбилем ибн Хасаной и Абу Убайдой ибн аль-Асом. Джарра покорит Византийскую Сирию [7] (Абу Убайда мог быть отправлен только после прихода на престол преемника Абу Бакра, Умара , в середине 634 года. [8] )
Амвас, арабское название Эммауса Никополя , представлял собой укрепленный лагерь римской армии в первом веке, который к началу третьего века превратился в небольшой город. [9] Он был захвачен мусульманами у византийцев после битвы при Ажнадайне в 634 году или битвы при Ярмуке в 636 году. [9] В начале чумы это место служило основным лагерем арабских мусульманских войск в Сирии, где трофеи делились, а солдатам платили деньги. [9] [10]
Хронология
[ редактировать ]Чума Амваса произошла в по исламскому календарю . 17 году хиджры /638 г. н.э. и/или 18 г.х./639 г. [11] По словам историка 8-го века Сайфа ибн Умара , он ударил в Мухарраме - Сафар 17 хиджры / январь-февраль 638 года, затем рассеялся, прежде чем вернуться еще раз и привести к многочисленным смертям «в пользу врага [византийцев]». [11] Аль-Суюти (ум. 1505) считает, что чума возобновилась вскоре после ее первоначальной вспышки, что, по мнению историка М.В. Долса, «обуславливает две даты [638 и 639]». [11]
Чума разразилась в какой-то момент во время девятимесячной засухи в Сирии, которую арабы называли «Годом пепла». [12] По мнению Долса, широкомасштабный голод в Сирии и Палестине, возможно, подготовил почву для чумы из-за ослабления иммунитета и накопления запасов продовольствия в городах и деревнях, что может привлечь инфицированных чумой грызунов и привести их к контакту с человеческим населением. [11] Он распространился по Сирии, а также затронул Ирак и Египет. [11] перед угасанием в Шаввале 18 года хиджры/октябре 639 года. [13]
Последствия
[ редактировать ]Реакция и немедленный эффект
[ редактировать ]Согласно одному из основных повествований исламских традиционных источников, Умар, намереваясь предотвратить болезнь и смерть своего высшего командира Абу Убайды, вызвал последнего в Медину; Абу Убайда, зная о намерениях Умара, отказался покинуть своих людей. [14] Впоследствии Умар отправился в Сирию, чтобы оценить ситуацию, встретившись с армейскими лидерами на остановке в пустыне под названием Сарг (тринадцать дней пути к северу от Медины). [14] [15] Его первые консультации были с лидерами фракций Мухаджирун и Ансар , которые в совокупности были первыми новообращенными мусульманами и элитой зарождающегося мусульманского государства, которые выступали против бегства из пострадавших от чумы районов. [14] [16] Не согласившись с их рекомендациями, он затем проконсультировался с лидерами более поздних обращенных из курайшитов , племени, к которому принадлежали исламский пророк Мухаммед и халифы, которые предложили вывести армию из зоны эпидемии, что Умар принял. [14] [16] Абу Убайда протестовал против вывода армии на основании предполагаемого запрета Мухаммеда мусульманам бежать или входить в страну, пораженную чумой. [14] Умар возразил, что человек, естественно, выберет зеленую сторону долины, а не бесплодную сторону, но независимо от решения человека, это будет воля Бога. [14] Этот рассказ использовался средневековыми мусульманскими учеными как прецедент, оправдывающий бегство от эпидемии. [14] Саммит в Сарге завершился тем, что Умар приказал Абу Убдайе вывести армию на более здоровую территорию, а халиф вернулся в Медину. [14]
Абу Убайда переехал, чтобы расположить армию в старой Гассанидов столице Джабии в высокогорном районе Хауран . [17] [18] Благодаря своему здоровому климату Джабия эффективно действовала как санаторий для пораженных чумой войск и центр распределения военных трофеев. [17] По дороге туда в 639 году Абу Убайда скончался от чумы. [19] Его преемник Муаз ибн Джабаль и две жены и сын Муаза (или вся его семья) умерли сразу после этого. [20] [21] за ним последовал преемник Муаза Язид ибн Аби Суфьян. [18] Шурахбил тоже умер от чумы. [22] Среди других выдающихся мусульман и сподвижников Мухаммеда в павшей армии были Сухайль ибн Амр , сын Сухайля Абу Джандал , аль-Фадл ибн Аббас , аль-Харис ибн Хишам , [22] и многие из семидесяти членов семьи аль-Хариса, поселившихся в Сирии. [23] Амру ибн аль-Асу приписывают то, что он привел уцелевшие мусульманские войска в Джабию. [24] В декабре 639 года он приступил к завоеванию Египта . [25] [26]
Согласно традиционным исламским источникам, в Сирии находится от 20 000 до 25 000 солдат-мусульман, а члены их семей умерли от чумы. [9] [11] К 639 году в Джабии осталось 4000 мусульманских солдат из примерно 24000 в 637 году, хотя современный историк Фред Доннер отмечает, что неясно, сколько из пропавших без вести солдат погибло или временно бежало и в конечном итоге вернулось в Сирию. [27]
Чума привела к значительным человеческим жертвам среди местного христианского населения Сирии. [28] Это также привело к росту цен и накоплению запасов, что побудило Умара запретить накопление запасов. [29] По словам ат-Табари (ум. 923), после возвращения в Медину из Сарга Умар сообщил своим советникам о своем намерении посетить свои войска в Сирии и Палестине и оценить хаос, вызванный чумой. Во время своего предполагаемого визита в 639 году он дал указания по поводу имущества мусульман, погибших от эпидемии, и урегулировал подозрительные претензии некоторых войск. [18]
Долгосрочные политические и социальные последствия
[ редактировать ]В результате гибели своих высших командиров в Сирии Умар назначил брата и заместителя Язида Муавию ибн Аби Суфьяна командующим тамошней армией, что в конечном итоге заложило основу для создания Омейядского халифата Му'а с центром в Сирии. авия в 661 году. [18] Историк Вильферд Маделунг предполагает, что чума в Сирии помешала Умару направить более предпочтительных для него командиров из Медины, и поэтому он назначил Муавию вместо подходящей альтернативы. [30] Потери среди мусульманских войск в Сирии, вызванные чумой Амвас, способствовали сильной военной зависимости Муавии от старых, ранее союзных Византии и арабских христианских племен в Сирии, особенно Бану Кальб , которые в основном оставались нейтральными во время боевых действий. между мусульманами и византийцами. [31]
Амвас был заменен в качестве штаб-квартиры арабов в Палестине сначала Лиддой и/или Иерусалимом , а затем Рамлой , которая была основана халифом Омейядов Сулейманом ибн Абд аль-Маликом в начале 8 века. [9] [10] Еще в 1870-х годах колодец в деревне Амвас носил название Бир ат-Таун (колодец чумы). [32] Джабия оставалась главным военным лагерем арабов в Сирии до правления Сулеймана. [17]
Рецидивы
[ редактировать ]Рецидивы чумы в Сирии и Палестине происходили примерно каждое десятилетие между 688/89 и 744/45 годами. [33] « Омейядов [так в оригинале] Династия буквально страдала от этой болезни», по словам Долса. [34] Смерть халифов Омейядов Муавии II ( годы правления 683–684 ), Марвана I ( годы правления 684–685 ), Абд аль-Малика ( годы правления 685–705 ), Сулеймана ( годы правления 715–717 ) и Правители Омейядов в Ираке аль-Мугира ибн Шуба ( годы правления 661–671 ) и Зияд ибн Абихи ( годы правления 685–673 ), возможно, были вызваны эпидемиями чумы в Сирии и Ираке. [35] [21] Халифы обычно уходили из городов в свои пустынные дворцы , когда в летние месяцы возникала чума. [34] Среди них выделялся халиф Хишам ( годы правления 724–743 ), который предпочитал свой дворец в Русафе Дамаску, поскольку считал последний нездоровым. [36]
Долс предполагает, что частые рецидивы могли постоянно подрывать естественный прирост населения в Сирии и Палестине, центре халифата Омейядов, и ослаблять власть Омейядов. [33] Одновременно с этим миграция арабских племен в дальневосточную провинцию Хорасан , которая была избавлена от эпидемий чумы, привела к однобокому росту и господству восточной половины Халифата и возникновению там движения Аббасидов , которое свергло Омейядов в 750 году. . [33] По мнению Конрада, к концу этих циклов чумы Омейяды утратили практический контроль над восточным Халифатом, и «заманчиво рассматривать бесконечные эпидемии последних лет династии как важный фактор в победе Аббасидская революция». [37]
Богословские интерпретации
[ редактировать ]Современные историки сходятся во мнении, что реальные обстоятельства чумы Амваса невозможно реконструировать, и в основном сосредотачиваются на описаниях этого события в исламских историях VIII–X веков и сборниках хадисов (предания и высказывания Мухаммеда) в контексте богословских дебатов. о предопределении , статусе мусульманских грешников и заражении. [20] Чуме Амваса в средневековой арабской литературе уделялось больше внимания, чем любой другой эпидемии до Черной смерти XIV века . [38] представления о чуме в источниках были «разнообразными и противоречивыми». По словам историка Джастина К. Стернса , [20] Рассказы о реакции на чуму соратников Мухаммеда Умара, Абу Убайды, Амра и Муаза послужили основой для мусульманских религиозных и юридических интерпретаций чумы на протяжении всего Средневековья, включая реакцию на Черную смерть. [14] [20]
Средневековые мусульманские ученые вывели три принципа из современной реакции на чуму Амваса: первый заключался в том, что чума была формой божественного милосердия или мученичества для верующих мусульман и наказания для неверующих; вторым был запрет мусульманам на въезд или бегство из пораженных чумой земель; и в-третьих, чума не была заразой, а была навязана непосредственно Богом. [14] Эти догматы постоянно вызывали богословские разногласия во время рецидивов эпидемий в средние века из-за трудностей с принятием чумы как божественной милости или наказания и наблюдаемого заражения. [14]
По оценке Долса, взгляды коренных христиан и евреев и естественные человеческие тревоги, вероятно, повлияли на аспекты первого принципа, а именно на то, что чума представляла собой божественное наказание или предупреждения. Мусульмане в этом лагере связали чуму с распущенностью мусульманских войск в Сирии, например, с употреблением вина, из-за которого Умар якобы приказал избивать пьющих. С другой стороны, интерпретация чумы как милосердия или мученичества очевидна в речах Абу Убайды перед войсками в Амвасе и на совете в Сарге. [14] Стихотворение о чуме Амваса, записанное дамасским историком Ибн Асакиром (ум. 1175), отражает веру в мученичество:
Сколько храбрых всадников и сколько красивых, целомудренных женщин было убито в долине Амвас.
Они встретились с Господом, но Он не был к ним несправедлив.
Когда они умерли, они оказались среди не пострадавших людей в Раю.
Мы терпим язву, как знает Господь, и утешались в смертный час. [39]
В соответствии с принципом предопределения события Амваса использовались для доказательства того, что независимо от того, сбежал ли человек или остался в пораженном чумой районе, его смерть уже была предопределена Богом. [18] Во время эпидемии чумы в иракском гарнизонном городе Куфа видный государственный деятель и ученый Абу Муса аль-Ашари (ум. 662) не пускал посетителей в свой дом из-за того, что кто-то из членов его семьи заболел чумой, и оправдывал мусульман. бегство от чумы из-за действий Умара в Сарге. [18] По словам Долса, это также подразумевало признание заражения, несмотря на противоречие с предполагаемым хадисом, отвергающим заражение как доисламскую теорию. [18]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Конрад 1998 , стр. 495–496.
- ^ Долс 1974 , с. 382.
- ^ Конрад 1998 , с. 496.
- ^ Долс 1974 , стр. 373–374, 376.
- ^ Долс 1974 , стр. 371–373.
- ^ Долс 1974 , стр. 372–373.
- ^ Доннер 1981 , с. 114.
- ^ Атамина 1994 , стр. 257–258.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сурдель-Томин 1960 , с. 460.
- ^ Перейти обратно: а б Луз 1997 , стр. 30–31.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Долс 1974 , с. 376.
- ^ Доннер 1981 , с. 152.
- ^ Конрад 1981 , с. 215.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Долс 1974 , с. 377.
- ^ Джуйнболл 1989 , с. 92, примечание 324.
- ^ Перейти обратно: а б Джуйнболл 1989 , с. 92.
- ^ Перейти обратно: а б с Шахид 2002 , с. 101.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Долс 1974 , с. 378.
- ^ Конрад 1981 , стр. 209–210.
- ^ Перейти обратно: а б с д Стернс, Джастин К. (2009). «Амвас, чума» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. стр. 28–29. ISSN 1873-9830 .
- ^ Перейти обратно: а б Конрад 1981 , с. 55.
- ^ Перейти обратно: а б Долс 1974 , с. 378, примечание 68.
- ^ Хиндс 1991 , с. 139.
- ^ Конрад 1981 , стр. 170, 210.
- ^ Венсинк 1960 , с. 451.
- ^ Кристидес 1993 , с. 153.
- ^ Доннер 1981 , с. 245.
- ^ Брей 1996 , с. 40.
- ^ Бистерфельдт и Гюнтер 2018 , с. 780.
- ^ Маделунг 1997 , с. 61.
- ^ Джандора 1986 , с. 111.
- ^ Клермон-Ганно, М. (1874 г.). «Письма г-на Клермон-Ганно» . Ежеквартальный отчет . Лондон: РК Берт и Ко, стр. 135–178.
- ^ Перейти обратно: а б с Долс 1974 , с. 381.
- ^ Перейти обратно: а б Долс 1974 , с. 380
- ^ Долс 1974 , стр. 378–380.
- ^ Долс 1974 , с. 380, примечание 97.
- ^ Брей 1996 , с. 41.
- ^ Конрад 1981 , с. 167.
- ^ Долс 1974 , стр. 377–378.
Библиография
[ редактировать ]- Атамина, Халил (июль 1994 г.). «Назначение и увольнение Халида бен аль-Валида от Верховного командования: исследование политической стратегии первых мусульманских халифов в Сирии». Арабика . 41 (2). Брилл: 253–272. дои : 10.1163/157005894X00191 . JSTOR 4057449 .
- Бистерфельдт, Хинрих; Гюнтер, Себастьян (2018). Работы Ибн Вадиха аль-Якуби (Том 3): английский перевод . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-35621-4 .
- Брей, Р.С. (1996). Армии чумы: влияние болезней на историю . Джеймса Кларка и компании Кембридж: ISBN 0-227-17240-Х .
- Кристидес, В. (1993). «Мишр — 1. Византийское происхождение, арабское завоевание и период Омейядов, 602–750 гг.» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 212–213. ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Конрад, Лоуренс И. (1981). Чума на Ближнем Востоке в раннем средневековье (Диссертация). Принстонский университет.
- Конрад, Лоуренс И. (1981). «Хронологии и трактаты арабской чумы: социальные и исторические факторы формирования литературного жанра». Студия Исламика . 54 (54): 51–93. дои : 10.2307/1595381 . JSTOR 1595381 . ПМИД 11618185 .
- Конрад, Лоуренс И. (1998). «Умар в Сарге: эволюция традиции Омейядов во время бегства от чумы». В Ледере, Стефан (ред.). Рассказывание историй в рамках нехудожественной арабской литературы . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 488–528. ISBN 3-447-04034-3 .
- Долс, М.В. (июль – сентябрь 1974 г.). «Чума в ранней исламской истории». Журнал Американского восточного общества . 94 (3): 371–383. дои : 10.2307/600071 . JSTOR 600071 .
- Доннер, Фред М. (1981). Ранние исламские завоевания . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-05327-8 .
- Хиндс, М. (1991). «Махзум» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VI: Махк – Мид . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 137–140. ISBN 978-90-04-08112-3 .
- Джандора, JW (1986). «Развитие исламской войны: ранние завоевания». Студия Исламика (64): 101–113. дои : 10.2307/1596048 . JSTOR 1596048 .
- Жюинболл, Готье Х.А., изд. (1989). История ат-Табари, том XIII: Завоевание Ирака, юго-западной Персии и Египта: средние годы халифата Умара, 636–642 гг. Н.э./15–21 хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-876-8 .
- Луз, Нимрод (апрель 1997 г.). «Строительство исламского города в Палестине. Дело Омейяда аль-Рамлы». Журнал Королевского азиатского общества . 7 (1): 27–54. дои : 10.1017/S1356186300008300 . JSTOR 25183294 . S2CID 163178178 .
- Маделунг, Уилферд (1997). Наследование Мухаммеда: исследование раннего Халифата . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-56181-7 .
- Шахид, Ирфан (2002). Византия и арабы в шестом веке: Том II, Часть I: Топонимия, памятники, историческая география и пограничные исследования . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс, исследовательская библиотека и коллекция. ISBN 0-88402-284-6 .
- Сурдель-Томин, Дж. (1960). «Амвас» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 460–461. OCLC 495469456 .
- Венсинк, AJ (1960). «Амр б. аль-Аш ас-Сахми» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 451. OCLC 495469456 .