Гасаниды
Гасаниды Гасаниды | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
220–638 | |||||||||||
Статус | Вассал Византийской империи | ||||||||||
Капитал | выключатель Босра | ||||||||||
Общие языки | Старый арабский | ||||||||||
Религия | Христианство ( официальное ) [1] | ||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||
Король | |||||||||||
• 220–265 | Джафна I (первый) | ||||||||||
• 632–638 | Джабала ибн аль-Айхам (последний) | ||||||||||
История | |||||||||||
• Учредил | 220 | ||||||||||
• Аннексирован Рашидунским халифатом | 638 | ||||||||||
|
Исторические арабские государства и династии |
---|
Гасаниды , [а] также называемые Джафнидами , [2] были арабским племенем , основавшим королевство, существовавшее с третьего по седьмой век на территории Леванта и Северной Аравии. Они эмигрировали из Южной Аравии в начале третьего века в Левант . [3] [4] Некоторые слились с эллинизированными христианскими общинами, [5] обратились в христианство в первые несколько столетий, в то время как другие, возможно, уже были христианами, прежде чем эмигрировать на север, чтобы избежать религиозных преследований. [4] [6]
Поселившись в Леванте, Гасаниды стали государством-клиентом Византийской империи и вместе с ней воевали против Сасанидской империи и их арабских вассалов Лахмидов . [3] [6] Земли Гасанидов также выступали в качестве буферной зоны, защищавшей аннексированные римлянами земли от набегов бедуинов . [ нужна ссылка ]
Некоторые Гасаниды стали мусульманами после мусульманского завоевания Леванта ; большинство Гасанидов остались христианами и присоединились к мелькитским и сирийским общинам на территории нынешней Иордании , Израиля , Палестины , Сирии и Ливана . [4]
Традиционная генеалогия и миграция из Южной Аравии
[ редактировать ]В арабской генеалогической традиции, сложившейся в раннеисламский период, Гасаниды считались ветвью племени Южной азд Аравии / Йемена . В этой генеалогической схеме их предком был Джафна, сын Амра Музайкии ибн Амира ибн Хариты ибн Имру аль-Каиса ибн Талаба ибн Мазина ибн Азда, через которого Гассаниды предположительно были связаны с ансарами ( племенами и Хазрадж в Аус Медина ), которые были потомками брата Джафны Талаба. [7] По словам историка Брайана Ульриха , связи между Гасаном, Ансарами и Аздом в целом исторически незначительны, поскольку эти группы почти всегда учитываются отдельно друг от друга в источниках, отличных от генеалогических работ после VIII века и истории «Рассеяние Азда». [8] В последней истории азд мигрируют на север из Йемена, и разные группы племени разделились в разных направлениях, причем гасан является одной из таких групп. [9]
Согласно истории «Рассеяние Азда», Гасаниды в конечном итоге поселились в пределах римских лип . [3] [10] Традиция миграции Гассанидов находит поддержку в «Географии Птолемея» ) находится племя, называемое кассанитай , где к югу от Кинаидоколпитаи и реки Байтиос (вероятно, вади Байш . Вероятно, это люди, которых называли Казани у Плиния Старшего , Гасандой у Диодора Сицилийского и Касандрей у Фотия I Константинопольского (опираясь на более старые источники). [11] [12] Дата миграции в Левант неясна, но считается, что они впервые прибыли в регион Сирии между 250 и 300 годами, а более поздние волны миграции составили около 400 человек. [3] Их самое раннее появление в записях датируется 473 годом, когда их вождь Аморкесос подписал договор с Византийской империей, признающий их статус федератов, контролирующих части Палестины . он стал халкидонским христианином Очевидно, в это время . К 510 году Гасаниды были уже не миафизитами , а халкидонцами. [13]
Византийский период
[ редактировать ]Главный подосак «ассанитов-сарацинов», сражавшийся бок о бок с сасанидами во время персидской экспедиции Юлиана в 363 году, возможно, был Гассанидом. [14]
Первоначально поселившись в Леванте, Гасаниды стали государством-сателлитом Византийской империи . Римляне нашли мощного союзника в лице Гасанидов, которые выступали в качестве буферной зоны против Лахмидов . Кроме того, как короли своего народа, они также были филархами , местными правителями приграничных государств-клиентов. [15] [16] Столица находилась в Джабии на Голанских высотах . Географически он занимал большую часть восточного Леванта , и его власть распространялась через племенные союзы с другими племенами азди вплоть до северного Хиджаза и вплоть до Ятриба ( Медины ). [17]
Византийско-персидские войны
[ редактировать ]Гасаниды сражались вместе с Византийской империей против персидских сасанидов и арабских лахмидов. [6] Земли Гасанидов также постоянно выполняли роль буферной зоны, защищая византийские земли от набегов бедуинских племен. Среди их арабских союзников были Бану Джухам и Бану Амила .
Византийцы были больше ориентированы на Восток, и их главной заботой всегда была длительная война с сасанидами. Гасаниды сохраняли свою власть как хранители торговых путей, охраняли племена Лахмидов и были источником войск для имперской армии. Царь Гассанидов аль-Харит ибн Джабала (годы правления 529–569) поддерживал византийцев против сасанидов и получил в 529 году от императора Юстиниана I высший императорский титул, когда-либо дарованный иностранному правителю; также статус патрициев. Вдобавок к этому аль-Харис ибн Джабала получил власть над всеми арабскими союзниками Византийской империи. [18] Аль-Харит был христианином-миафизитом; он помог возродить Сирийскую миафизитскую (яковитскую) церковь и поддержал развитие миафизитства, несмотря на то, что православная Византия считала ее еретической . Позднее византийское недоверие и преследование такой религиозной неортодоксальности свергли его преемников, Аль-Мундхира III ибн аль-Хариса (годы правления 569–582 гг.).
Гассаниды, которые успешно противостояли Лахмидам аль-Хира в Нижней Месопотамии , процветали в экономическом плане и занимались большим количеством религиозных и общественных зданий; они также покровительствовали искусству и одно время развлекали при своих дворах арабских поэтов ан-Набигу и Хасана ибн Сабита . [3]
Ранний исламский период
[ редактировать ]Мусульманское завоевание Сирии
[ редактировать ]Зарождающееся мусульманское государство в Медине , сначала при исламском пророке Мухаммеде при втором халифе Умаре (ум. 632) и, наконец , ( годы правления 634–644 ), предпринимало безуспешные попытки установить контакт или привлечь на свою сторону Гассанов Сирии. [19] Последний филарх Гасана, Джабала ибн аль-Айхам , истории о котором окутаны легендами, возглавил своих соплеменников и других союзных Византии арабских племен в византийскую армию, которая была разбита мусульманами в битве при Ярмуке в ок. 636 . Предположительно приняв ислам, Джабала оставил веру и в конечном итоге отступил со своими соплеменниками из Сирии в контролируемую Византией Анатолию в 639 году, когда мусульмане завоевали большую часть византийской Сирии. Не сумев добиться успеха в отношениях с Гасаном, мусульманская администрация Сирии под руководством ее губернатора Муавии сумела объединиться с давними сирийскими союзниками Гасана, Бану Кальб . Последний стал краеугольным камнем военной мощи Муавии в Сирии, а позже, когда он стал главой базирующегося в Сирии халифата Омейядов в 661 году, и исламской империи в целом. [20]
Периоды Омейядов и Аббасидов
[ редактировать ]Значительные остатки гассанов остались в Сирии, проживая в Дамаске и сельской местности города Гута . [21] По крайней мере номинально и, вероятно, постепенно, многие из этих Гасанидов приняли ислам, особенно во время правления Муавии. По словам историка Нэнси Халек, в результате они стали «незаменимой» группой мусульманского общества в ранней исламской Сирии. [21] Муавия активно искал сирийских христиан с опытом в военном и административном отношении, включая Гассанидов, и члены племени служили ему, а затем халифам Омейядов в качестве губернаторов, командиров шурты ( отборных войск), писцов и камергеров. Несколько потомков ветвей племени Талаба и Имру аль-Кайс упоминаются в источниках как придворные поэты, юристы и чиновники Омейядов в восточных провинциях Хорасан , Адхарбайджан и Армения . [22]
Когда внук Муавии, халиф Муавия II , умер, не выбрав преемника во время Второй мусульманской гражданской войны в 684 году, правление Омейядов было на грани краха в Сирии, уже рухнув по всему халифату, где сторонники соперника Халиф, Мекке живший в Ибн аз-Зубайр , взял на себя управление. Гасаны вместе со своими племенными союзниками в Сирии, особенно калбами, поддержали продолжение правления Омейядов, чтобы защитить свои интересы в рамках династии, и назначили дальнего родственника Муавии, Марвана I , халифом во время саммита сирийских племен в старой Сирии. Гасанидская столица Джабии . [23] Тем временем Даххак ибн Кайс аль-Фихри , губернатор Дамаска, поддержал Ибн аз-Зубайра. Во время битвы при Мардж-Рахите , в которой Марван сражался с Даххаком на лугу к северу от Дамаска, отпрыск семьи Гассанидов в Дамаске Язид ибн Аби ан-Нимс возглавил там восстание и обеспечил Марвану контроль над городом, который разгромил Даххак и вступил в должность. В приписываемом ему стихотворении Марван восхваляет Гасанов, а также Калбов, Кинда и Танухов Сирии за поддержку. [24]
Вышеупомянутые племена впоследствии сформировали фракцию Ямана в противовес племенам Кайс, которые поддержали Даххака и Ибн аз-Зубайра. Соперничество Кайса и Ямана способствовало падению правления Омейядов, при этом каждая фракция поддерживала разные династии и губернаторов Омейядов в ходе Третьей мусульманской гражданской войны . Гассанид Шабиб ибн Аби Малик был лидером Ямана в Дамаске и организовал заговор с целью убийства прокайси халифа аль-Валида II ( годы правления 743–744 ). После того, как последний был убит, Гассан двинулся на Дамаск, чтобы помочь привести к власти своего преемника, поддерживаемого Ямани Язида III ( годы правления 744–744 ). [25] свержение Омейядов и появление базирующегося в Ираке Аббасидского халифата в 750 году «оказали катастрофические последствия для могущества, богатства и статуса арабских племен в Сирии», включая Гассана По словам историка Хью Н. Кеннеди, . (ум. 890) зарегистрировал его К 9 веку племя перешло к оседлому образу жизни: географ аль-Якуби как жившее в районе садов Гуты в Дамаске и в Гарандале в Трансиордании . [26]
Ученые семьи в Дамаске
[ редактировать ]Две дамасские семьи Гассанидов, в частности, достигли выдающегося положения в ранней исламской Сирии: Яхья ибн Яхья аль-Гассани (ум. 750-е годы) и Абу Мушир аль-Гассани (ум. 833). Первый был сыном главы шурты халифа Марвана Яхьи ибн Кайса. Вернувшись в Дамаск после своего пребывания на посту губернатора Мосула при омейядском халифе Умаре II ( годы правления 717–720 ), Яхья ибн Яхья занялся ученостью и стал известен как сайид ахль Димашк (лидер народа Дамаска), передав предполагаемые хадисы (традиции и высказывания) Мухаммеда, которые он получил от своего дяди Сулеймана, который получил передачи от спутника Мухаммеда, жившего в Дамаске, Абу Дарды . Среди некоторых традиций, переданных Яхье ибн Яхье более поздними мусульманскими учеными, есть традиции, касающиеся обнаружения Иоанна Крестителя головы в мечети Омейядов в Дамаске, а также другие, которые восхваляют великолепие мечети и династию Омейядов в целом. Сыновья, внуки, правнуки и праправнуки Яхьи ибн Яхьи продолжили интересы своего предка в изучении хадисов и оставались частью дамасской элиты до середины IX века. [27]
Дед Абу Мушира, Абд аль-Ала, был знатоком хадисов, а Абу Мушир учился у известного сирийского ученого Саида ибн Абд аль-Азиза аль-Танухи. Он стал выдающимся знатоком хадисов в Дамаске, проявляя особый интерес к административной истории Сирии, генеалогии ее местной элиты и местным ученым. [28] Во время Четвертой мусульманской гражданской войны между династами Аббасидов Омейяд Абу аль-Умайтир ас-Суфьяни пришел к власти в Сирии в 811 году, пытаясь восстановить халифат Омейядов. Абу Мушир, чей дед был убит Аббасидами в 750 году, презирал иракцев, представленных Аббасидами, и поддерживал восстановление правления Омейядов. Абу аль-Умайтира Он служил кади (главным юристом), но был заключен в тюрьму Аббасидами через несколько лет после подавления восстания в 813 году. [29] Его правнуки Абд ар-Рабб ибн Мухаммад и Амр ибн Абд аль-Ала также прославились как дамасские ученые. [28]
Короли
[ редактировать ]Средневековые арабские авторы использовали термин Джафниды для обозначения Гасанидов, термин, который современные ученые предпочитают, по крайней мере, для правящего слоя общества Гасанидов. [2] Более ранние короли являются традиционными, фактические даты весьма неопределенны.
- Джафна I ибн Амр (220–265)
- Амр I ибн Джафна (265–270)
- Салаба ибн Амр (270–287)
- аль-Харис I ибн Фалаба (287–307)
- Джабала I ибн аль-Харис I (307–317)
- аль-Харис II ибн Джабала ибн Мария (317–327)
- аль-Мунзир I Старший ибн аль-Харис II (327–330) с...
- аль-Айхам ибн аль-Харис II (327–330) и...
- аль-Мундхир II Младший ибн аль-Харис II (327–340) и...
- ан-Нуман I ибн аль-Харис II (327–342) и...
- Амр II ибн аль-Харис II (330–356) и...
- Джабала II ибн аль-Харис II (327–361)
- Джафна II ибн аль-Мунзир I (361–391) с...
- ан-Нуман II ибн аль-Мунзир I (361–362)
- ан-Нуман III ибн Амр ибн аль-Мунзир I (391–418)
- Джабала III ибн ан-Нуман (418–434)
- ан-Нуман IV ибн аль-Айхам (434–455) с...
- аль-Харис III ибн аль-Айхам (434–456) и...
- ан-Нуман Ви ибн аль-Харис (434–453)
- аль-Мунзир II ибн ан-Нуман (453–472) с...
- Амр III ибн ан-Нуман (453–486) и...
- Хиджр ибн ан-Нуман (453–465)
- аль-Харис IV ибн Хиджр (486–512)
- Джабала IV ибн аль-Харис (512–529)
- аль-Амр IV ибн Махши (529)
- аль-Харис V ибн Джабала (529–569)
- аль-Мундхир III ибн аль-Харис (569–581) с...
- Абу Кираб ан-Нуман ибн аль-Харис (570–582)
- ан-Нуман VI ибн аль-Мунзир (581–583)
- аль-Харис VI ибн аль-Харис (583)
- ан-Нуман VII ибн аль-Харис Абу Кираб (583–?)
- аль-Айхам ибн Джабала (?–614)
- аль-Мунзир IV ибн Джабала (614–?)
- Шарахиль ибн Джабала (?–618)
- Амр IV ибн Джабала (628)
- Джабала V ибн аль-Харис (628–632)
- Джабала VI ибн аль-Айхам (632–638)
Наследие
[ редактировать ]Гассаниды достигли своего пика при аль-Харисе V и аль-Мундхире III. Оба были успешными в военном отношении союзниками Византии, особенно против их врагов Лахмидов, и обеспечили южный фланг Византии и ее политические и коммерческие интересы в самой Аравии. С другой стороны, Гасаниды оставались горячо преданными миафизитству , что привело к их разрыву с Византией и падению и изгнанию самого Мундхира, за которым после 586 г. последовал распад федерации Гасанидов. [30] Покровительство Гасанидов Сирийской миафизитской церкви имело решающее значение для ее выживания и возрождения и даже ее распространения посредством миссионерской деятельности на юг, в Аравию. По мнению историка Уорвика Болла , можно сказать, что продвижение Гасанидами более простой и строго монотеистической формы христианства в специфическом арабском контексте предвосхитило ислам . [31] Правление Гасанидов также принесло период значительного процветания арабам на восточных окраинах Сирии, о чем свидетельствует распространение урбанизации и спонсирование нескольких церквей, монастырей и других зданий. Сохранившиеся описания дворов Гасанидов создают впечатление роскоши и активной культурной жизни с покровительством искусству, музыке и особенно арабоязычной поэзии. По словам Болла, «дворы Гасанидов были наиболее важными центрами арабской поэзии до появления халифских дворов при исламе», а их придворная культура, включая их склонность к пустынным дворцам, таким как Каср ибн Вардан , послужила моделью для Омейядские халифы и их двор. [32]
После падения первого королевства в VII веке правили несколько династий, как христианских, так и мусульманских, утверждая, что они являются продолжением Дома Гассанов. [33] Кроме того, связаны претензии династии Фокидов или Никифориан в Византийской империи. Султаны Расулиды правили Йеменом с 13 по 15 век. [34] в то время как султаны Бурджи-Мамлюки делали то же самое в Египте с 14 по 16 века. [35]
Последними правителями, претендовавшими на титул преемников королевских Гассанидов, были христианские шейхи Аль-Чемор в Горном Ливане, правившие небольшим суверенным княжеством Акура (с 1211 по 1641 год) и Згарта-Звайя (с 1643 по 1747 год). [36] из Ливана . [37] [38] [39]
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Арабский : الغساسنة , латинизированный : аль-Касасина , также Бану Гассан ( بنُغسان , латинизированный как: Banū Ġasān ; латинский : Ghassanidae ; греческий : Γασσανίδες , Gassanídes
- ^ Маалуф, Тони (2005). Арабы в тени Израиля: развитие Божьего пророческого плана для линии Измаила . Крегель академик. п. 23. ISBN 9780825493638 .
- ^ Перейти обратно: а б Фишер 2018 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хоберман, Барри (март – апрель 1983 г.). «Король Гасана» . Саудовская Арамко Мир . Архивировано из оригинала 11 января 2012 года . Проверено 18 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Бауэрсок, Джорджия; Браун, Питер; Грабарь, Олег (1998). Поздняя античность: Путеводитель по постклассическому миру . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674511705 .
Поздняя античность – Бауэрсок/Браун/Грабарь.
- ^ «Дейр Гасане» .
- ^ Перейти обратно: а б с Бери, Джон (январь 1958 г.). История Поздней Римской империи от смерти Феодосия I до смерти Юстиниана, Часть 2 . Публикации Courier Dover. ISBN 9780486203997 .
- ^ Ульрих 2019 , стр. 29–30.
- ^ Ульрих 2019 , с. 13.
- ^ Ульрих 2019 , с. 31.
- ^ «Энциклопедия ислама, том II (CG): [Fsc. 23-40, 40a]». Энциклопедия ислама . Том. II (КГ): [Fsc. 23-40, 40а]. Брилл. 28 мая 1998 г. с. 1020. ИСБН 978-90-04-07026-4 .
- ^ Кювиньи и Робин 1996 , стр. 704–706.
- ^ Бухарин 2009 , с. 68.
- ^ Ирфан Шахид, 1989, Византия и арабы в пятом веке .
- ^ Фишер, Грег (2015). Арабы и империи до ислама . Издательство Оксфордского университета. п. 78. ИСБН 978-0-19-965452-9 .
- ^ Византия и арабы в шестом веке, том. 1, Ирфан Шахид, 1995, с. 103
- ^ Византия и арабы в шестом веке, Том 2, часть 2, Ирфан Шахид, стр. 164
- ^ На протяжении веков в палестинской археологии: Вводный справочник , с. 160, в Google Книгах.
- ^ Ирфан Шахид (1995). Византия и арабы в шестом веке , т. 2, часть 1. С. 51-104.
- ^ Атамина 1994 , с. 263.
- ^ Атамина 1994 , стр. 263, 267–268.
- ^ Перейти обратно: а б Халек 2011 , стр. 43–44.
- ^ Халек 2011 , стр. 44–45.
- ^ Кроун 1980 , стр. 34–36.
- ^ Кеннеди 2010 , стр. 196–197.
- ^ Кеннеди 2010 , с. 197.
- ^ Кеннеди 2010 , с. 198.
- ^ Халек 2011 , стр. 45–46.
- ^ Перейти обратно: а б Халек 2011 , стр. 66–67.
- ^ Маделунг 2000 , с. 333.
- ^ Болл 2000 , стр. 102–103; Шахид 1991 , стр. 1020–1021.
- ^ Болл 2000 , с. 105; Шахид 1991 , с. 1021.
- ^ Болл 2000 , стр. 103–105; Шахид 1991 , с. 1021.
- ^ Поздняя античность - Боузок/Браун/Грабар, издательство Гарвардского университета, 1999, стр. 469
- ^ Гассан пост Гассан, Ирфан Шахид, Festschrift «Исламский мир - от классики до современности», для Бернарда Льюиса, Darwin Press 1989, стр. 332
- ^ Гассан пост Гассан, Ирфан Шахид, Festschrift «Исламский мир - от классики до современности», для Бернарда Льюиса, Darwin Press 1989, стр. 328
- ^ «Информация» . нна леб .
- ^ «Ливанская газета Эль-Шарк» . Elsharkonline.com. Архивировано из оригинала 4 октября 2015 года . Проверено 25 октября 2015 г.
- ^ «Библиотека шейха Насифа Аль-Шаммара – Ан-Нахар » . Аннахар.com. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 25 октября 2015 г.
- ^ «Кфархата — северный город, примыкающий к Згарте, и его покровителем является Мар Мама » .
Библиография
[ редактировать ]- Атамина, Халил (1994). «Назначение и увольнение Халида бен аль-Валида от Верховного командования: исследование политической стратегии первых мусульманских халифов в Сирии». Арабика . 41 (2): 253–272. дои : 10.1163/157005894X00191 . JSTOR 4057449 .
- Болл, Уорик (2000). Рим на Востоке: трансформация империи . Лондон: Рутледж. ISBN 0-203-02322-6 .
- Бухарин, Михаил Дмитриевич (2009). «К древнейшей истории своего рода» (PDF) . Арабская археология и эпиграфика . 20 (1): 64–80. дои : 10.1111/j.1600-0471.2008.00303.x . [ мертвая ссылка ]
- Кроун, Патрисия (1980). Рабы на лошадях: эволюция исламского государства . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-52940-9 .
- Кювиньи, Элен ; Робин, Кристиан (1996). «Кинаидоколпитес в греческом остраконе из Восточной пустыни (Египет)» . Топои. Восток-Запад . 6 (2): 697–720.
- Доннер, Фред М. (1981). Ранние исламские завоевания . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-05327-8 .
- Фишер, Грег (2018). «Джафниды» . В Оливере Николсоне (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Том. 2: Дж – З. Издательство Оксфордского университета. п. 804. ИСБН 978-0-19-866277-8 .
- Фауден, Элизабет Ки (1999). Варварская равнина: Святой Сергий между Римом и Ираном . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-21685-7 .
- Грейтрекс, Джеффри; Лью, Сэмюэл, Северная Каролина (2002). Римская восточная граница и персидские войны (часть II, 363–630 гг. н.э.) . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-14687-9 .
- Кеннеди, Хью (2010). «Сирийские элиты от Византии до ислама: выживание или вымирание?». В Халдоне, Джон (ред.). Деньги, власть и политика в ранней исламской Сирии: обзор текущих дебатов . Фарнхэм и Берлингтон: Эшгейт. стр. 181–199. ISBN 9780754668497 .
- Халек, Нэнси (2011). Дамаск после мусульманского завоевания: текст и изображение в раннем исламе . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-973651-5 .
- Маделунг, Уилферд (2000). «Абул-Амайтар ас-Суфьяни». Иерусалимские исследования арабского языка и ислама . 24 : 327–341.
- Миллар, Фергюс : «Арабские союзники Рима в поздней античности». В: Хеннинг Бёрм - Йозеф Визехёфер (ред.), Commutatio et Contentio. Исследования на позднеримском, сасанидском и раннеисламском Ближнем Востоке . Веллем Верлаг, Дюссельдорф, 2010 г., стр. 159–186.
- Шахид, Ирфан (1965). «Гассан» . В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 462–463. OCLC 495469475 .
- Шахид, Ирфан (1991). «Гасаниды». В Каждане, Александр (ред.). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-504652-8 .
- Шахид, Ирфан (1995). Византия и арабы в VI веке . Том. 1. Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс. ISBN 978-0-88402-214-5 .
- Ульрих, Брайан (2019). Арабы в ранней исламской империи: изучение племенной идентичности аль-Азд . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1-4744-3682-3 .
- Гасаниды
- 220 заведений
- 638 закрытий
- Государства и территории, основанные в 220-х гг.
- Государства и территории, упраздненные в VII веке.
- Христианские группы на Ближнем Востоке
- Арабские династии
- Племена Аравии
- Средневековые арабы
- Древние арабские народы
- Римские клиентские королевства
- Римские буферные государства
- Варварские королевства
- христианские государства