Jump to content

Гасаниды

(Перенаправлено с Гассанида )

Гасаниды
Гасаниды
220–638
Статус Вассал Византийской империи
Капитал выключатель
Босра
Общие языки Старый арабский
Религия
Христианство ( официальное ) [1]
Правительство Монархия
Король  
• 220–265
Джафна I (первый)
• 632–638
Джабала ибн аль-Айхам (последний)
История  
• Учредил
220
638
Предшественник
Преемник
Салихиды
Аравия Петреа
Рашидунский халифат

Гасаниды , [а] также называемые Джафнидами , [2] были арабским племенем , основавшим королевство, существовавшее с третьего по седьмой век на территории Леванта и Северной Аравии. Они эмигрировали из Южной Аравии в начале третьего века в Левант . [3] [4] Некоторые слились с эллинизированными христианскими общинами, [5] обратились в христианство в первые несколько столетий, в то время как другие, возможно, уже были христианами, прежде чем эмигрировать на север, чтобы избежать религиозных преследований. [4] [6]

Поселившись в Леванте, Гасаниды стали государством-клиентом Византийской империи и вместе с ней воевали против Сасанидской империи и их арабских вассалов Лахмидов . [3] [6] Земли Гасанидов также выступали в качестве буферной зоны, защищавшей аннексированные римлянами земли от набегов бедуинов . [ нужна ссылка ]

Некоторые Гасаниды стали мусульманами после мусульманского завоевания Леванта ; большинство Гасанидов остались христианами и присоединились к мелькитским и сирийским общинам на территории нынешней Иордании , Израиля , Палестины , Сирии и Ливана . [4]

Традиционная генеалогия и миграция из Южной Аравии

[ редактировать ]

В арабской генеалогической традиции, сложившейся в раннеисламский период, Гасаниды считались ветвью племени Южной азд Аравии / Йемена . В этой генеалогической схеме их предком был Джафна, сын Амра Музайкии ибн Амира ибн Хариты ибн Имру аль-Каиса ибн Талаба ибн Мазина ибн Азда, через которого Гассаниды предположительно были связаны с ансарами ( племенами и Хазрадж в Аус Медина ), которые были потомками брата Джафны Талаба. [7] По словам историка Брайана Ульриха , связи между Гасаном, Ансарами и Аздом в целом исторически незначительны, поскольку эти группы почти всегда учитываются отдельно друг от друга в источниках, отличных от генеалогических работ после VIII века и истории «Рассеяние Азда». [8] В последней истории азд мигрируют на север из Йемена, и разные группы племени разделились в разных направлениях, причем гасан является одной из таких групп. [9]

Согласно истории «Рассеяние Азда», Гасаниды в конечном итоге поселились в пределах римских лип . [3] [10] Традиция миграции Гассанидов находит поддержку в «Географии Птолемея» ) находится племя, называемое кассанитай , где к югу от Кинаидоколпитаи и реки Байтиос (вероятно, вади Байш . Вероятно, это люди, которых называли Казани у Плиния Старшего , Гасандой у Диодора Сицилийского и Касандрей у Фотия I Константинопольского (опираясь на более старые источники). [11] [12] Дата миграции в Левант неясна, но считается, что они впервые прибыли в регион Сирии между 250 и 300 годами, а более поздние волны миграции составили около 400 человек. [3] Их самое раннее появление в записях датируется 473 годом, когда их вождь Аморкесос подписал договор с Византийской империей, признающий их статус федератов, контролирующих части Палестины . он стал халкидонским христианином Очевидно, в это время . К 510 году Гасаниды были уже не миафизитами , а халкидонцами. [13]

Ближний Восток в 565 году, с изображением Гасанидов и их соседей.

Византийский период

[ редактировать ]

Главный подосак «ассанитов-сарацинов», сражавшийся бок о бок с сасанидами во время персидской экспедиции Юлиана в 363 году, возможно, был Гассанидом. [14]

Первоначально поселившись в Леванте, Гасаниды стали государством-сателлитом Византийской империи . Римляне нашли мощного союзника в лице Гасанидов, которые выступали в качестве буферной зоны против Лахмидов . Кроме того, как короли своего народа, они также были филархами , местными правителями приграничных государств-клиентов. [15] [16] Столица находилась в Джабии на Голанских высотах . Географически он занимал большую часть восточного Леванта , и его власть распространялась через племенные союзы с другими племенами азди вплоть до северного Хиджаза и вплоть до Ятриба ( Медины ). [17]

Византийско-персидские войны

[ редактировать ]

Гасаниды сражались вместе с Византийской империей против персидских сасанидов и арабских лахмидов. [6] Земли Гасанидов также постоянно выполняли роль буферной зоны, защищая византийские земли от набегов бедуинских племен. Среди их арабских союзников были Бану Джухам и Бану Амила .

Византийцы были больше ориентированы на Восток, и их главной заботой всегда была длительная война с сасанидами. Гасаниды сохраняли свою власть как хранители торговых путей, охраняли племена Лахмидов и были источником войск для имперской армии. Царь Гассанидов аль-Харит ибн Джабала (годы правления 529–569) поддерживал византийцев против сасанидов и получил в 529 году от императора Юстиниана I высший императорский титул, когда-либо дарованный иностранному правителю; также статус патрициев. Вдобавок к этому аль-Харис ибн Джабала получил власть над всеми арабскими союзниками Византийской империи. [18] Аль-Харит был христианином-миафизитом; он помог возродить Сирийскую миафизитскую (яковитскую) церковь и поддержал развитие миафизитства, несмотря на то, что православная Византия считала ее еретической . Позднее византийское недоверие и преследование такой религиозной неортодоксальности свергли его преемников, Аль-Мундхира III ибн аль-Хариса (годы правления 569–582 гг.).

Гассаниды, которые успешно противостояли Лахмидам аль-Хира в Нижней Месопотамии , процветали в экономическом плане и занимались большим количеством религиозных и общественных зданий; они также покровительствовали искусству и одно время развлекали при своих дворах арабских поэтов ан-Набигу и Хасана ибн Сабита . [3]

Ранний исламский период

[ редактировать ]

Мусульманское завоевание Сирии

[ редактировать ]

Зарождающееся мусульманское государство в Медине , сначала при исламском пророке Мухаммеде при втором халифе Умаре (ум. 632) и, наконец , ( годы правления 634–644 ), предпринимало безуспешные попытки установить контакт или привлечь на свою сторону Гассанов Сирии. [19] Последний филарх Гасана, Джабала ибн аль-Айхам , истории о котором окутаны легендами, возглавил своих соплеменников и других союзных Византии арабских племен в византийскую армию, которая была разбита мусульманами в битве при Ярмуке в ок. 636 . Предположительно приняв ислам, Джабала оставил веру и в конечном итоге отступил со своими соплеменниками из Сирии в контролируемую Византией Анатолию в 639 году, когда мусульмане завоевали большую часть византийской Сирии. Не сумев добиться успеха в отношениях с Гасаном, мусульманская администрация Сирии под руководством ее губернатора Муавии сумела объединиться с давними сирийскими союзниками Гасана, Бану Кальб . Последний стал краеугольным камнем военной мощи Муавии в Сирии, а позже, когда он стал главой базирующегося в Сирии халифата Омейядов в 661 году, и исламской империи в целом. [20]

Периоды Омейядов и Аббасидов

[ редактировать ]

Значительные остатки гассанов остались в Сирии, проживая в Дамаске и сельской местности города Гута . [21] По крайней мере номинально и, вероятно, постепенно, многие из этих Гасанидов приняли ислам, особенно во время правления Муавии. По словам историка Нэнси Халек, в результате они стали «незаменимой» группой мусульманского общества в ранней исламской Сирии. [21] Муавия активно искал сирийских христиан с опытом в военном и административном отношении, включая Гассанидов, и члены племени служили ему, а затем халифам Омейядов в качестве губернаторов, командиров шурты ( отборных войск), писцов и камергеров. Несколько потомков ветвей племени Талаба и Имру аль-Кайс упоминаются в источниках как придворные поэты, юристы и чиновники Омейядов в восточных провинциях Хорасан , Адхарбайджан и Армения . [22]

Когда внук Муавии, халиф Муавия II , умер, не выбрав преемника во время Второй мусульманской гражданской войны в 684 году, правление Омейядов было на грани краха в Сирии, уже рухнув по всему халифату, где сторонники соперника Халиф, Мекке живший в Ибн аз-Зубайр , взял на себя управление. Гасаны вместе со своими племенными союзниками в Сирии, особенно калбами, поддержали продолжение правления Омейядов, чтобы защитить свои интересы в рамках династии, и назначили дальнего родственника Муавии, Марвана I , халифом во время саммита сирийских племен в старой Сирии. Гасанидская столица Джабии . [23] Тем временем Даххак ибн Кайс аль-Фихри , губернатор Дамаска, поддержал Ибн аз-Зубайра. Во время битвы при Мардж-Рахите , в которой Марван сражался с Даххаком на лугу к северу от Дамаска, отпрыск семьи Гассанидов в Дамаске Язид ибн Аби ан-Нимс возглавил там восстание и обеспечил Марвану контроль над городом, который разгромил Даххак и вступил в должность. В приписываемом ему стихотворении Марван восхваляет Гасанов, а также Калбов, Кинда и Танухов Сирии за поддержку. [24]

Вышеупомянутые племена впоследствии сформировали фракцию Ямана в противовес племенам Кайс, которые поддержали Даххака и Ибн аз-Зубайра. Соперничество Кайса и Ямана способствовало падению правления Омейядов, при этом каждая фракция поддерживала разные династии и губернаторов Омейядов в ходе Третьей мусульманской гражданской войны . Гассанид Шабиб ибн Аби Малик был лидером Ямана в Дамаске и организовал заговор с целью убийства прокайси халифа аль-Валида II ( годы правления 743–744 ). После того, как последний был убит, Гассан двинулся на Дамаск, чтобы помочь привести к власти своего преемника, поддерживаемого Ямани Язида III ( годы правления 744–744 ). [25] свержение Омейядов и появление базирующегося в Ираке Аббасидского халифата в 750 году «оказали катастрофические последствия для могущества, богатства и статуса арабских племен в Сирии», включая Гассана По словам историка Хью Н. Кеннеди, . (ум. 890) зарегистрировал его К 9 веку племя перешло к оседлому образу жизни: географ аль-Якуби как жившее в районе садов Гуты в Дамаске и в Гарандале в Трансиордании . [26]

Ученые семьи в Дамаске

[ редактировать ]

Две дамасские семьи Гассанидов, в частности, достигли выдающегося положения в ранней исламской Сирии: Яхья ибн Яхья аль-Гассани (ум. 750-е годы) и Абу Мушир аль-Гассани (ум. 833). Первый был сыном главы шурты халифа Марвана Яхьи ибн Кайса. Вернувшись в Дамаск после своего пребывания на посту губернатора Мосула при омейядском халифе Умаре II ( годы правления 717–720 ), Яхья ибн Яхья занялся ученостью и стал известен как сайид ахль Димашк (лидер народа Дамаска), передав предполагаемые хадисы (традиции и высказывания) Мухаммеда, которые он получил от своего дяди Сулеймана, который получил передачи от спутника Мухаммеда, жившего в Дамаске, Абу Дарды . Среди некоторых традиций, переданных Яхье ибн Яхье более поздними мусульманскими учеными, есть традиции, касающиеся обнаружения Иоанна Крестителя головы в мечети Омейядов в Дамаске, а также другие, которые восхваляют великолепие мечети и династию Омейядов в целом. Сыновья, внуки, правнуки и праправнуки Яхьи ибн Яхьи продолжили интересы своего предка в изучении хадисов и оставались частью дамасской элиты до середины IX века. [27]

Дед Абу Мушира, Абд аль-Ала, был знатоком хадисов, а Абу Мушир учился у известного сирийского ученого Саида ибн Абд аль-Азиза аль-Танухи. Он стал выдающимся знатоком хадисов в Дамаске, проявляя особый интерес к административной истории Сирии, генеалогии ее местной элиты и местным ученым. [28] Во время Четвертой мусульманской гражданской войны между династами Аббасидов Омейяд Абу аль-Умайтир ас-Суфьяни пришел к власти в Сирии в 811 году, пытаясь восстановить халифат Омейядов. Абу Мушир, чей дед был убит Аббасидами в 750 году, презирал иракцев, представленных Аббасидами, и поддерживал восстановление правления Омейядов. Абу аль-Умайтира Он служил кади (главным юристом), но был заключен в тюрьму Аббасидами через несколько лет после подавления восстания в 813 году. [29] Его правнуки Абд ар-Рабб ибн Мухаммад и Амр ибн Абд аль-Ала также прославились как дамасские ученые. [28]

Средневековые арабские авторы использовали термин Джафниды для обозначения Гасанидов, термин, который современные ученые предпочитают, по крайней мере, для правящего слоя общества Гасанидов. [2] Более ранние короли являются традиционными, фактические даты весьма неопределенны.

  1. Джафна I ибн Амр (220–265)
  2. Амр I ибн Джафна (265–270)
  3. Салаба ибн Амр (270–287)
  4. аль-Харис I ибн Фалаба (287–307)
  5. Джабала I ибн аль-Харис I (307–317)
  6. аль-Харис II ибн Джабала ибн Мария (317–327)
  7. аль-Мунзир I Старший ибн аль-Харис II (327–330) с...
  8. аль-Айхам ибн аль-Харис II (327–330) и...
  9. аль-Мундхир II Младший ибн аль-Харис II (327–340) и...
  10. ан-Нуман I ибн аль-Харис II (327–342) и...
  11. Амр II ибн аль-Харис II (330–356) и...
  12. Джабала II ибн аль-Харис II (327–361)
  13. Джафна II ибн аль-Мунзир I (361–391) с...
  14. ан-Нуман II ибн аль-Мунзир I (361–362)
  15. ан-Нуман III ибн Амр ибн аль-Мунзир I (391–418)
  16. Джабала III ибн ан-Нуман (418–434)
  17. ан-Нуман IV ибн аль-Айхам (434–455) с...
  18. аль-Харис III ибн аль-Айхам (434–456) и...
  19. ан-Нуман Ви ибн аль-Харис (434–453)
  20. аль-Мунзир II ибн ан-Нуман (453–472) с...
  21. Амр III ибн ан-Нуман (453–486) и...
  22. Хиджр ибн ан-Нуман (453–465)
  23. аль-Харис IV ибн Хиджр (486–512)
  24. Джабала IV ибн аль-Харис (512–529)
  25. аль-Амр IV ибн Махши (529)
  26. аль-Харис V ибн Джабала (529–569)
  27. аль-Мундхир III ибн аль-Харис (569–581) с...
  28. Абу Кираб ан-Нуман ибн аль-Харис (570–582)
  29. ан-Нуман VI ибн аль-Мунзир (581–583)
  30. аль-Харис VI ибн аль-Харис (583)
  31. ан-Нуман VII ибн аль-Харис Абу Кираб (583–?)
  32. аль-Айхам ибн Джабала (?–614)
  33. аль-Мунзир IV ибн Джабала (614–?)
  34. Шарахиль ибн Джабала (?–618)
  35. Амр IV ибн Джабала (628)
  36. Джабала V ибн аль-Харис (628–632)
  37. Джабала VI ибн аль-Айхам (632–638)

Наследие

[ редактировать ]

Гассаниды достигли своего пика при аль-Харисе V и аль-Мундхире III. Оба были успешными в военном отношении союзниками Византии, особенно против их врагов Лахмидов, и обеспечили южный фланг Византии и ее политические и коммерческие интересы в самой Аравии. С другой стороны, Гасаниды оставались горячо преданными миафизитству , что привело к их разрыву с Византией и падению и изгнанию самого Мундхира, за которым после 586 г. последовал распад федерации Гасанидов. [30] Покровительство Гасанидов Сирийской миафизитской церкви имело решающее значение для ее выживания и возрождения и даже ее распространения посредством миссионерской деятельности на юг, в Аравию. По мнению историка Уорвика Болла , можно сказать, что продвижение Гасанидами более простой и строго монотеистической формы христианства в специфическом арабском контексте предвосхитило ислам . [31] Правление Гасанидов также принесло период значительного процветания арабам на восточных окраинах Сирии, о чем свидетельствует распространение урбанизации и спонсирование нескольких церквей, монастырей и других зданий. Сохранившиеся описания дворов Гасанидов создают впечатление роскоши и активной культурной жизни с покровительством искусству, музыке и особенно арабоязычной поэзии. По словам Болла, «дворы Гасанидов были наиболее важными центрами арабской поэзии до появления халифских дворов при исламе», а их придворная культура, включая их склонность к пустынным дворцам, таким как Каср ибн Вардан , послужила моделью для Омейядские халифы и их двор. [32]

После падения первого королевства в VII веке правили несколько династий, как христианских, так и мусульманских, утверждая, что они являются продолжением Дома Гассанов. [33] Кроме того, связаны претензии династии Фокидов или Никифориан в Византийской империи. Султаны Расулиды правили Йеменом с 13 по 15 век. [34] в то время как султаны Бурджи-Мамлюки делали то же самое в Египте с 14 по 16 века. [35]

Последними правителями, претендовавшими на титул преемников королевских Гассанидов, были христианские шейхи Аль-Чемор в Горном Ливане, правившие небольшим суверенным княжеством Акура (с 1211 по 1641 год) и Згарта-Звайя (с 1643 по 1747 год). [36] из Ливана . [37] [38] [39]

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Арабский : الغساسنة , латинизированный : аль-Касасина , также Бану Гассан ( بنُغسان , латинизированный как: Banū Ġasān ; латинский : Ghassanidae ; греческий : Γασσανίδες , Gassanídes
  1. ^ Маалуф, Тони (2005). Арабы в тени Израиля: развитие Божьего пророческого плана для линии Измаила . Крегель академик. п. 23. ISBN  9780825493638 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Фишер 2018 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Хоберман, Барри (март – апрель 1983 г.). «Король Гасана» . Саудовская Арамко Мир . Архивировано из оригинала 11 января 2012 года . Проверено 18 августа 2011 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Бауэрсок, Джорджия; Браун, Питер; Грабарь, Олег (1998). Поздняя античность: Путеводитель по постклассическому миру . Издательство Гарвардского университета. ISBN  9780674511705 . Поздняя античность – Бауэрсок/Браун/Грабарь.
  5. ^ «Дейр Гасане» .
  6. ^ Перейти обратно: а б с Бери, Джон (январь 1958 г.). История Поздней Римской империи от смерти Феодосия I до смерти Юстиниана, Часть 2 . Публикации Courier Dover. ISBN  9780486203997 .
  7. ^ Ульрих 2019 , стр. 29–30.
  8. ^ Ульрих 2019 , с. 13.
  9. ^ Ульрих 2019 , с. 31.
  10. ^ «Энциклопедия ислама, том II (CG): [Fsc. 23-40, 40a]». Энциклопедия ислама . Том. II (КГ): [Fsc. 23-40, 40а]. Брилл. 28 мая 1998 г. с. 1020. ИСБН  978-90-04-07026-4 .
  11. ^ Кювиньи и Робин 1996 , стр. 704–706.
  12. ^ Бухарин 2009 , с. 68.
  13. ^ Ирфан Шахид, 1989, Византия и арабы в пятом веке .
  14. ^ Фишер, Грег (2015). Арабы и империи до ислама . Издательство Оксфордского университета. п. 78. ИСБН  978-0-19-965452-9 .
  15. ^ Византия и арабы в шестом веке, том. 1, Ирфан Шахид, 1995, с. 103
  16. ^ Византия и арабы в шестом веке, Том 2, часть 2, Ирфан Шахид, стр. 164
  17. ^ На протяжении веков в палестинской археологии: Вводный справочник , с. 160, в Google Книгах.
  18. ^ Ирфан Шахид (1995). Византия и арабы в шестом веке , т. 2, часть 1. С. 51-104.
  19. ^ Атамина 1994 , с. 263.
  20. ^ Атамина 1994 , стр. 263, 267–268.
  21. ^ Перейти обратно: а б Халек 2011 , стр. 43–44.
  22. ^ Халек 2011 , стр. 44–45.
  23. ^ Кроун 1980 , стр. 34–36.
  24. ^ Кеннеди 2010 , стр. 196–197.
  25. ^ Кеннеди 2010 , с. 197.
  26. ^ Кеннеди 2010 , с. 198.
  27. ^ Халек 2011 , стр. 45–46.
  28. ^ Перейти обратно: а б Халек 2011 , стр. 66–67.
  29. ^ Маделунг 2000 , с. 333.
  30. ^ Болл 2000 , стр. 102–103; Шахид 1991 , стр. 1020–1021.
  31. ^ Болл 2000 , с. 105; Шахид 1991 , с. 1021.
  32. ^ Болл 2000 , стр. 103–105; Шахид 1991 , с. 1021.
  33. ^ Поздняя античность - Боузок/Браун/Грабар, издательство Гарвардского университета, 1999, стр. 469
  34. ^ Гассан пост Гассан, Ирфан Шахид, Festschrift «Исламский мир - от классики до современности», для Бернарда Льюиса, Darwin Press 1989, стр. 332
  35. ^ Гассан пост Гассан, Ирфан Шахид, Festschrift «Исламский мир - от классики до современности», для Бернарда Льюиса, Darwin Press 1989, стр. 328
  36. ^ «Информация» . нна леб .
  37. ^ «Ливанская газета Эль-Шарк» . Elsharkonline.com. Архивировано из оригинала 4 октября 2015 года . Проверено 25 октября 2015 г.
  38. ^ «Библиотека шейха Насифа Аль-Шаммара – Ан-Нахар » . Аннахар.com. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 25 октября 2015 г.
  39. ^ «Кфархата — северный город, примыкающий к Згарте, и его покровителем является Мар Мама » .

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ea71afd94e6e3e41d074fe14088a518a__1721838300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/8a/ea71afd94e6e3e41d074fe14088a518a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ghassanids - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)