Бану Джухам
Бану Джухам Бану Джадхам | |
---|---|
Этническая принадлежность | араб |
Нисба | Аль-Джудхами |
Расположение | Южный Левант и Северо-Западная Аравия |
Происходил от | Кэлен ибн Саба |
Религия | Язычество, позже ислам |
Иудхам араб ( : . بنو جذام , латинизированный Бану Джухам ) — крупное арабское племя , населявшее южный Левант и северо-западную Аравию в эпоху поздней античности и раннего ислама (V–VIII вв.). Во времена Византийской империи это племя номинально было христианским и воевало против мусульманских армий между 629 и 636 годами, пока византийцы и их арабские союзники не потерпели поражение в битве при Ярмуке . После этого Иуда обратились в ислам и стали крупнейшей племенной группировкой Джунд Филастин (округ Палестины ).
Происхождение Иудхама неясно. Возможно, они были потомками северных арабов , хотя само племя заявляло о яманитском (южноарабском) происхождении. Однако, возможно, это было сделано для сближения со своими яманитскими союзниками в Сирии .
Расположение
[ редактировать ]До прихода ислама в начале 7-го века кочевники Иудхама бродили по пустынным пограничным районам Византийской Палестины и Сирии , контролируя такие места, как Мадьян , Амман , Маан , Адрух , Табук , вплоть до Вади-эль-Куры на юге . [1] Накануне мусульманских завоеваний они доминировали на территории, простирающейся от окрестностей Табука на север до районов к востоку от долины Вади-Араба и Мертвого моря , включая регион Балка вокруг современного Аммана. [2]
Теории происхождения
[ редактировать ]Происхождение Иудхама неясно. [3] Они были братским племенем Лакхм и Амила , с которым они жили и были тесно связаны. [а] По мнению историка Вернера Каскеля , эти три племени на самом деле не были родственниками. Скорее, их генеалогическое родство было создано для того, чтобы скрепить их политический союз либо после того, как они вошли в Палестину в середине VII века, либо раньше, когда их жилища были сосредоточены к востоку от Мертвого моря и долины Арава . Лахмы появляются в исторических записях не позднее III века нашей эры, и об амилах мало что известно, кроме того, что они были древним племенем. Племя Иуда возникло как племя позже двух своих собратьев, но было значительно крупнее обоих. Тем не менее, по мнению Каскела, оно, вероятно, включало в себя элементы гораздо более старшего населения южного сирийского региона. Хотя подтверждающие доказательства отсутствуют, высказывание, приписываемое исламскому пророку Мухаммеду, объявляет Иудам народом Шуайба ( Джетро ), а специалист по генеалогии 8-го века Мухаммад ибн Саиб аль-Кальби объявил это племя автохтонными потомками Библейские мадианитяне . [4]
История
[ редактировать ]Византийский период
[ редактировать ]Иудхам служили федератами (племенными союзными войсками) византийцев и благодаря контакту с последними стали христианами, хотя и поверхностно. [1] [5] [6] Однако их христианство оспаривалось историком 9-го века Хишамом ибн аль-Кальби , который утверждал, что в византийскую эпоху иудеи поклонялись языческому идолу аль-Укайсиру. [1] Некоторые слои также были склонны к иудаизму, однако лишь немногие действительно обратились в веру. [7] Еврейское племя Бану Надир в Ясрибе (Медине) произошло от Иудхама. [1]
Ранний исламский период
[ редактировать ]При жизни исламского пророка Мухаммеда Иуда отвергли ислам и остались верны Византийской империи. [8] Они заблокировали экспансию Мухаммеда на север в Сирию, сражаясь бок о бок с византийцами в битве при Муте в 629 году. [1] Один из их кланов, Дхубайб, впоследствии принял ислам, но племя в целом по-прежнему выступало против мусульман, которые начали против них карательные экспедиции под командованием Зайда ибн Хариты и Амра ибн аль-Аса . [1] Экспедиция исламского пророка в Табук в 630 году была отчасти ответом на сообщения о том, что Иудхам и Лахм мобилизовались вместе с византийской армией в Балке. [2] Некий лидер Иудея в районе Аммана или Маана, Фарва ибн Амр , принял ислам и впоследствии был распят византийскими властями, хотя историк Фред Доннер считает, что история Фарвы «может быть просто благочестивой легендой». [2] После смерти Мухаммеда в 632 году дхубайбы дезертировали из зарождающегося мусульманского государства, базирующегося в Медине , и стали объектом нападения мусульманского генерала Усамы ибн Зайда в начале правления халифа Абу Бакра (632–634). [9]
Иудам входил в состав арабских отрядов византийского императора Ираклия армии в битве при Ярмуке в 636 году, но потерпел поражение. [1] Ряд кланов Иудхама также сражались в рядах мусульман в Ярмуке, что позволяет предположить, что политические разногласия внутри племени сыграли роль в определении преданности клана византийцам или мусульманам. [10] Хотя Иудхам и Лахм обратились в ислам по мере продолжения мусульманского завоевания Сирии , [1] их более ранняя служба у византийцев, вероятно, была причиной того, что халиф Умар ( годы правления 634–644 ) исключил эти два племени из распределения военной добычи во время саммита мусульманских армий в Джабии в 637 или 638 году. [11]
В мусульманской военной администрации Сирии Иудхам стало самым крупным племенем в Джунд Филастине (военном округе Палестины). [1] Во время Первой мусульманской гражданской войны Джухам сражался в армии сирийского губернатора Муавии I против базирующихся в Ираке сил халифа Али ( годы правления 656–661 ). [12] В битве при Сиффине в 657 году они сформировали следующие контингенты: Иудхам Палестины во главе с Раухом ибн Зинбой , Иудам и Лахм под командованием Натиля ибн Кайса и пехоту Иудама под предводительством Масламы ибн Мухаллада аль-Ансари . [12] Натиль принадлежал к выдающемуся клану Иудхамов, Сааду ибн Малику, и в источниках упоминался как сайид Джухам би-л-Шам (лидер Иудеев Сирии). [13] Раух был моложе Натиля и происходил из клана брата Саада ибн Малика, Ваила ибн Малика. [13] Саад традиционно обеспечивал вождей, по крайней мере, значительной части Иудхама, и в источниках нет никаких указаний на соперничество между кланами Саад и Ваиль в доисламский период . [14] Соперничество за лидерство в племени между Натилом и Рау развернулось во время халифата Муавии I (661–680). [15]
Во время правления Муавии I и Язида I ( годы правления 680–683 ) племенная конфедерация Кудаа , ведущим компонентом которой были Бану Кальб , получила высокие звания и привилегии при дворах халифов. Другие племена Сирии стремились присоединиться к Кудаа или вытеснить его с позиции власти. [16] С доисламского периода до конца периода Суфьянидов в 684 году Кудаа заявляли о своем генеалогическом происхождении от Маадда , северного арабского племени, упомянутого в надписи Намара IV века . [17] В период Суфьянидов большинство источников считали, что Джухам (наряду с племенами Лахм и Амила) имели йеменское (южноаравийское) происхождение, хотя были также источники, которые утверждали, что они были потомками канасской ветви Маадда. племя или Бану Асад , другая ветвь Маадда. [18] Поскольку Раух стремился укрепить связи с Бану Кальб, он обратился к Язиду с просьбой признать иудамов потомками Маадда и, следовательно, родственниками Кудаа; Натил выступил против инициативы Рау и настаивал на принадлежности к Кахтану, прародителю йеменских племен. [18]
После смерти сына и преемника Язида Муавии II в 684 году Иудхам под руководством Натиля объединился с Абдаллахом ибн аз-Зубайром , соперником, базирующимся в Мекке претендентом на халифат, в то время как Раух поддержал Омейядов Марвана I. [1] [19] После победы Марвана над сторонниками Ибн аз-Зубайра в битве при Мардж-Рахите в 684 году Кудаа и Калб изменили генеалогическую принадлежность к Кахтану и сформировали Яманскую (Йеменскую) конфедерацию в оппозиции к поддерживающим Зубайридам Кайс племенам . северной Сирии. [20] Иудхамы оставались союзниками калбов, и вместе эти два племени составляли стержень конфедерации Яман в Сирии во время борьбы с каями . [1] Натил бежал из Палестины или был убит, и во время правления халифа Абд аль-Малика ( годы правления 685–705 ) Рау стал бесспорным лидером Иудхама. [21] Племя оставалось тесно связанным с Омейядами до их кончины в 750 году. [1]
Средний исламский период
[ редактировать ]Ветвь Иудхама, называемая Бану Баяд или аль-Баядхийин, была зарегистрирована как населяющая северную часть Синайского полуострова географом 10-го века аль-Хамдани, а затем населявшая оазис Катья в сирийской пустыне в 13-м веке. [22] По крайней мере, часть Иудама в конечном итоге слилась с Амилами в районе Галилеи , и в начале 11 века они переселились в южный, современный Ливан. [23] В эпоху мамлюков XIII–XV веков историки Ибн Фадлаллах аль-Умари и аль-Калкашанди упоминают, что племя Бану Сахр, населяющее провинцию Аль-Карак в современной Иордании, принадлежало Иудаму, хотя в современной Бану Сахр Согласно устным традициям этого дня, они заявляют о своем происхождении от племени Хиджаза XVIII века, которое проникло в современную Иорданию в XIX веке. [24]
Об их присутствии в Египте также сообщают Дэвид Э. Миллис, Реувен Ахарония и другие в виде клана аль-Айед/Айде, глава которого женился на черкеске по материнской линии, основательнице египетской семьи Абаза во время правления черкесских мамлюков . [25] [26]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Босворт 1965 , с. 573.
- ^ Jump up to: а б с Доннер 1981 , с. 105.
- ^ Каскел 1966 , с. 53.
- ^ Каскел 1966 , с. 54.
- ^ Ян Гилман; Ханс-Йоахим Климкейт (11 января 2013 г.). Христиане в Азии до 1500 года . Рутледж. п. 83. ИСБН 9781136109782 .
- ^ Смит, Джеральд Рекс; Смарт, Джеймс Р.; Придэм, Брайан Р., ред. (1 января 1996 г.). Новые арабские исследования, Том 3 (иллюстрированное издание). Эксетерский университет Press. п. 95. ИСБН 9780859894791 .
- ^ Гил 1997 , с. 18.
- ^ Гил 1997 , с. 24.
- ^ Доннер 1981 , с. 106.
- ^ Доннер 1981 , стр. 147–148.
- ^ Доннер 1981 , с. 320, примечание 267.
- ^ Jump up to: а б Хассон 1993 , с. 97.
- ^ Jump up to: а б Хассон 1993 , с. 98.
- ^ Хэссон 1993 , с. 99.
- ^ Хэссон 1993 , с. 109.
- ^ Кроун 1994 , с. 44.
- ^ Кроун 1994 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б Кроун 1994 , с. 44, примечание 235.
- ^ Гил 1997 , с. 76–77.
- ^ Кроун 1994 , с. 47.
- ^ Хэссон 1993 , с. 117.
- ^ Бэйли 1985 , стр. 20–21.
- ^ Правер 1985 , с. 91.
- ^ Аль-Бахит 1995 , с. 882.
- ^ Ахарони, Реувен (12 марта 2007 г.). Бедуины паши: племена и государство в Египте Мехмета Али, 1805-1848 гг . Рутледж. ISBN 978-1-134-26821-4 .
- ^ Миллс, Дэвид Э. (1 декабря 2014 г.). Разделение Нила: экономические националисты Египта в Судане 1918-56 гг . Американский университет в Каире Press. ISBN 978-1-61797-619-3 .
Библиография
[ редактировать ]- Бейли, Клинтон (1985). «Датировка прибытия бедуинских племен на Синай и Негев». Журнал экономической и социальной истории Востока . 28 (1): 20–49. дои : 10.1163/156852085X00091 . JSTOR 3631862 .
- Аль-Бахит, Мохаммад (1995). «Сахр» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 882–883. ISBN 978-90-04-09834-3 .
- Босворт, CE (1965). «Джудхам» . В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 573. OCLC 495469475 .
- Каскель, Вернер (1966). Гамхарат ан-Насаб: Генеалогический труд Хисама ибн Мухаммада аль-Калби, Том II (на немецком языке). Лейден: Брилл. OCLC 490272940 .
- Кроун, Патрисия (1994). «Были ли Кайи и Йемен в период Омейядов политическими партиями?». Дер Ислам . 71 (1). Уолтер де Грюйтер и компания: 1–57. дои : 10.1515/islm.1994.71.1.1 . ISSN 0021-1818 . S2CID 154370527 .
- Доннер, Фред М. (1981). Ранние исламские завоевания . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-05327-8 .
- Гил, Моше (1997) [1983]. История Палестины, 634–1099 гг . Перевод Этель Бройдо. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-59984-9 .
- Хэссон, Исаак (1993). «Главный юдхамит Равх ибн Зинба» Исламоведение (77): 95–122. дои : 10.2307/1595791 . JSTOR 1595791 .
- Ибн Абд Раббих (2011). Буллата, почетный Исса Дж. (ред.). Уникальное ожерелье, том III . Чтение: Garnet Publishing Limited и Южный суд. ISBN 9781859642405 .
- Правер, Джошуа (1985). «Социальные классы в государствах крестоносцев: «меньшинства» ». В Сеттоне, Кеннет М .; Закур, Норман П.; Хазард, Гарри В. (ред.). История крестовых походов, том V: Влияние крестовых походов на Ближний Восток . Мэдисон и Лондон: Университет Висконсина. стр. 59–115. ISBN 0-299-09140-6 .