тайский
Бану Тайй | |
---|---|
Кахланитское арабское племя | |
![]() Знамя Тайя из битвы при Сиффине . | |
Нисба | Арабский : الطائي , латинизированный : Aṭ-Ṭā'ī |
Расположение | II век н.э. – X век: Джебель-Тай и Сирийская пустыня. X–XVI века: Джебель-Тай, Сирийская пустыня, Джибаль аль-Шарат , аль-Балка , Пальмиренская степь , Верхняя Месопотамия , Северный Хиджаз , Неджд. |
Происходил от | Джулхума ибн Удад ибн Малик ибн Удад ибн Заид |
Родительское племя | Мадхадж |
Филиалы |
|
Религия | Политеизм (до 630 г.) Миафизитское христианство (до 638 г.) Ислам (пост 630) |
Тайи Tayyaye ( араб . طيء / ALA-LC : Ṭayyi' ), (Муснад 𐩷𐩺), также известные как Ṭayyi , и или Taiyaye , — большое и древнее арабское племя, среди потомков которого сегодня есть племена Бани Сахер : Шаммар . Нисба отчество ( ) Тайя - ṭ-Ṭā'ī ( ٱلطَّائِي ). Во втором веке нашей эры они мигрировали в северные аравийские хребты гор Шаммар и Салма , которые затем стали известны как Джабаль Тайй , а позже Джабаль Шаммар . Последний продолжает оставаться традиционной родиной племени и по сей день. Позже они установили отношения с Сасанидской и Византийской империями.
Хотя они традиционно были связаны с сасанидским клиентским государством Лахмидов , тайи вытеснили их в качестве правителей аль-Хира в 610-х годах. В конце шестого века Фасадская война расколола Тайи: члены ее ветви Джадила обратились в христианство и мигрировали в Сирию, где они стали союзниками Гассанидов , а ветвь Гаут осталась в Джебель-Тайе. Вождь и поэт Аль-Гаута Хатим ат-Таи до сих пор широко известен среди арабов.
Ади ибн Хатим и другой вождь тайев, Зайд аль-Хайр , обратились в ислам вместе с большей частью своего племени в 629–630 годах и стали сподвижниками Пророка . Тайи участвовали в нескольких мусульманских военных кампаниях после смерти Мухаммеда, в том числе в войнах Ридда и мусульманском завоевании Персии . Аль-Джадила на севере Сирии оставался христианским до мусульманского завоевания Леванта в 638 году.
Тайи раскололись во время Первой Фитны : те, кто базировался в Аравии и Ираке, поддерживали Али как халифа, а те, кто находился в Сирии, поддерживали Муавию . Последний и его родственники из Омейядов в конечном итоге одержали победу, и члены Тайя приняли участие в завоевании Синда Омейядами в начале восьмого века. Тем не менее, ветвь Тайя под руководством Кахтабы ибн Шабиба ат-Таи была среди лидеров революции Аббасидов , свергнувшей Омейядов в середине восьмого века. Тайи преуспевали при Аббасидском халифате , производя военных чиновников и известных поэтов, таких как Бухтури и Абу Таммам .
К середине IX века власть Аббасидов ослабла, и тайи остались доминирующими в южной сирийской пустыне и Джебель-Тайе. При Джаррахидах они обосновались в Палестине под властью Фатимидов . Будучи практически независимыми правителями территории между Рамлой и Джебель-Тайем, они контролировали ключевые маршруты между Египтом, Сирией, Аравией и Ираком. Они колебались между Фатимидами и Византией, а затем между Сельджуками и крестоносцами до конца XII и начала XIII веков, когда различные ветви Тайи, главная из которых Аль Фадл , остались последним политически влиятельным арабским племенем в регионе, простирающемся от Неджда на север до Верхней Месопотамии .
Генеалогия
[ редактировать ]Тайя Прародителем , согласно ранним арабским специалистам по генеалогии, был Джулхума ибн Удад, известный как «Тай» или «Тайи». [1] [2] Теория некоторых арабских традиций, цитируемая мусульманским историком 9-го века аль-Табари , утверждает, что лакаб (фамилия) Джулхумы Тайи происходит от слова тава , которое по- арабски означает «штукатурить». [2] По словам ат-Табари, он получил это имя потому, что, по словам ат-Табари, он был «первым, кто оштукатурил стены колодца». [2] Родословная Джулхумы восходит к Кэхлану ибн Сабе ибн Ярубу , правнуку Кахтана , полулегендарного общего предка арабских племен южной Аравии. Джулхума был прямым потомком Кэлен по линии отца Джулхумы Зайда ибн Яшджуба. [2] [3] который, в свою очередь, был прямым потомком Ариба ибн Зайда ибн Кахлана. [3]
Филиалы
[ редактировать ]Двумя основными ветвями Тайя были Аль-Гаут и Аль-Джадила. Первый был назван в честь аль-Гаута, сына Джулхумы. [3] Непосредственными потомками сына аль-Гаута, Амра, были Туал, Асвадан (широко известный как Набхан), Хани, Бавлан и Саламан. [4] Потомки Туала (Бану Туал) и Асвадана (Бану Набхан) стали ведущими ответвлениями Тайя в северной Аравии, а потомки Хани (Бану Хани) стали основной ответвлением в южной Месопотамии. [4] По мнению традиционных арабских специалистов по генеалогии, Бану Туал были предками Бану Рабиа в Сирии и, в свою очередь, эмиров Аль Фадла . [5]
Тезкой Аль-Джадилы была женщина из Тайя по имени Джадила, чьи сыновья Хур и Джундуб стали прародителями Бану Хур и Бану Джундуб соответственно. [3] Последний породил многочисленное ответвление Аль-ат-Таалиб (Талаба), которое в свою очередь произвело Бану Лам , ставшее ведущим ответвлением Аль-Джадилы в северной Аравии. [3] Джарма (или Джурум) , возможно, также была ветвью Аль-ат-Таалиба. [6]
По мнению арабского историка и социолога XIV века Ибн Халдуна , тайи были среди тех кахтанитских племен, которые жили на холмах и равнинах Сирии и Месопотамии и вступали в брак с неарабами. [7] Ибн Халдун далее заявил, что соплеменники тайидов «не обращали никакого внимания на сохранение (чистоты) происхождения своих семей и групп». [7] Таким образом, специалистам по генеалогии было трудно точно установить происхождение многих ответвлений Тайя. [7]
Доисламская эпоха
[ редактировать ]Миграция в Джебель-Тай
[ редактировать ]Бану Тайи первоначально базировались в Йемене , но мигрировали в северную Аравию в конце 2-го века нашей эры. [8] в годы после изгнания Бану Азд из Йемена. [9]
В основном они жили среди горных хребтов Аджа и Сальма на севере Аравии, а Хайбар к северу от Медины был их самым важным оазисом, и оттуда они совершали вторжения в Сирию и Ирак во время засухи. [8] [10] Их концентрация в Джебель-Адже и Джебель-Сальме дала горным хребтам древнее собирательное название «Джебель-Тай». [11] До миграции тайидов горы были домом для племени Бану Асад , которые потеряли часть территории с приходом соплеменников тайидов. [11] Однако в последующие века эти два племени в конечном итоге стали союзниками и вступили в брак. [11] В древние времена двумя основными ветвями Тайя были Аль аль-Гаут и Аль Джадила. [11] Соплеменники жили в разных частях региона: те, кто жил среди гор, были известны как «аль-Джабалиюн» (горцы), а те, кто жил на равнине (в основном из Аль-Джадилы), были известны как «ас-Сахилийюн» (жители равнин). и те, что находятся в песках пустыни, известные как «ар-Рамлиюн». [11]
Отношения с Сасанидами и Византией
[ редактировать ]Пятый век
[ редактировать ]Тайи были настолько широко распространены и влиятельны по всей Сирийской пустыне , что сирийские авторы из Месопотамии использовали их имена Тайенос , Тайенои , Тайяя или Тайяйе ( ������������) , чтобы описать арабских соплеменников в целом, во многом так же, как « сарацины авторы часто использовали слово ». из византийской Сирии и Египта как общий термин для арабов. [12] [13] [14] Сирийское слово также вошло в язык сасанидских персов как Тази ( среднеперсидский : t'cy' ), а позже Тази ( персидский : تازی ), что также означает «араб». [15] В частности, для Тайя сирийские авторы использовали слово «Туайе». [14]
Тайи были подданными сасанидских персов . [16] Однако их также считали союзниками Византии главные арабские федераты в начале-середине V века Салихиды . [17] Тайи упоминаются в конце V века как совершившие набеги на многочисленные деревни на равнинах и в горах Сирийской пустыни, включая части византийской территории. [18] Это побудило византийскую армию мобилизовать своих арабских клиентов на пустынных границах с Месопотамией, удерживаемой Сасанидами, для противостояния тайям. [18] Византийцы потребовали реституции от Тайя, но сасанидский генерал Кардаг Накораган вместо этого начал переговоры, в которых призвал арабских клиентов Византии вернуть скот и пленников, взятых с территории Сасанидов в предыдущие годы, в обмен на компенсацию от Тайя. [18] Переговоры увенчались успехом, и более того, Сасаниды и византийцы очертили свои границы, чтобы предотвратить будущие набеги между своими арабскими клиентами. [18] Однако, к смущению Сасанидов и возмущению византийцев, четыреста представителей племени тайидов совершили набег на несколько мелких деревень на византийской территории, в то время как представители обеих сторон встречались в Нисибисе . [18] Несмотря на это нарушение двустороннего соглашения, Сасанидско-Византийский мир сохранился. [19]
Шестой век
[ редактировать ]На протяжении VI века тайи продолжали свои отношения с Сасанидами и их главными арабскими клиентами, лахмидами Месопотамии. [11] К концу VI века вождь тайидов по имени Хасан помог сасанидскому царю Хосрову II, когда тот бежал от своего узурпатора Бахрама Чобина , подарив Хосрову лошадь. [11] Несколько лет спустя Лахмидский губернатор аль-Хира ан -Нуман III поссорился с Хосровом II, который был восстановлен на сасанидском троне, и искал безопасности у тайев. [11] Племя отказалось предоставить убежище ан-Нуману, который был женат на двух тайидских женщинах, и в конечном итоге он был убит Сасанидами в 602 году. [11] Вождь тайидов Ияс ибн Кабиса аль-Таи впоследствии мигрировал в аль-Хиру с некоторыми из своих соплеменников и стал его губернатором, правя с 602 по 611 год нашей эры. [11] Племя Бану Бакр ибн Ваиль выступило против правления Ияса и начало совершать набеги на территорию Сасанидов в южной Месопотамии. [20] В ответ Ияс командовал просасанидскими арабскими и персидскими войсками против Бану Бакр в битве при Ди-Каре в 609 году, в которой Сасаниды потерпели поражение. [11]
По словам историка Ирфана Шахида , данные свидетельствуют о том, что кланы Тайя переселились в контролируемую Византией Сирию, начиная с VI века. [11] К тому времени Гасаниды в значительной степени вытеснили Салихидов в качестве главных федератов Византии, и Салихиды начали жить рядом с Тайем в районе Куфы . [21] В конце VI века Аль-аль-Гаут и Аль-Джадила сражались друг против друга в 25-летней Фасадской войне ( харб аль-Фасад ) в северной Аравии. [22] Обе фракции совершили многочисленные злодеяния, и война привела к миграции нескольких кланов Джадила с равнин Северной Аравии в Сирию. [11] [23] в то время как Аль-Аль-Гаут остался в Джебель-Адже и Джебель-Сальме. [23] Члены племени Джадила основали хадир (военный лагерь) недалеко от Киннасрина (Халкида), названный «Хадир Тайи» в честь племени. [11] [23] Король Гасанидов аль-Харит ибн Джабала заключил мир между фракциями Тайя, положив конец Фасадской войне. [24] После этого отношения Тайя с Гасанидами, которые ранее были нестабильными, значительно улучшились. [11] Аль-Джадила обратились в христианство, религию, принятую десятилетиями ранее Гассанидами. [11] Некоторые другие кланы Бану Тайй оставались язычниками, поклоняясь божествам Руды . и аль-Филса [11] Те, кто обратился в христианство, очевидно, ревностно приняли свою новую веру и произвели на свет двух известных священников, которых в сирийских источниках называют Авраамом и Даниилом. [14]
Где-то в VI веке Тайи и Асад образовали конфедерацию, к которой позже присоединился Бану Гатафан . и [25] Альянс распался, когда Асад и Гатафан напали на Аль-эль-Гаут и Аль-Джадилу и изгнали их с их территорий в Джебель-Тайе. [26] Однако один из лидеров Асада, Зу аль-Химарайн Ауф аль-Джадхами, вскоре после этого дезертировал из Гатафана и восстановил союз с Тайем. [26] Вместе они выступили против Гатафана и восстановили свои территории в Джебель-Тайе. [26]
Исламская эпоха
[ редактировать ]дни Мухаммеда
[ редактировать ]Первоначальная реакция тайев на появление ислама в Аравии была различной: некоторые приняли новую веру, а другие сопротивлялись. Кланы тайидов Джебель-Тайя, все из которых жили в непосредственной близости друг от друга, поддерживали тесные отношения с жителями и племенами Мекки и Медины , места зарождения ислама. [27] Среди их контактов в Мекке были соплеменники курайшитов , племени исламского пророка и вождя Мухаммеда . [27] Между тайями и курайшитами существовала определенная степень смешанных браков. [27] Тайи также имели определенный уровень взаимодействия с еврейским племенем Бану Надир , причем отец одного из его ведущих членов и врага первых мусульман Кааба ибн аль-Ашрафа (умер в 624 г.) был выходцем из Тайя. [27] В первые годы миссии Мухаммеда отдельные члены некоторых тайидских кланов обратились в ислам. [28] Среди этих первых новообращенных был Сувайд ибн Махши, который сражался против арабов-язычников Мекки, включая двух своих родственников, в битве при Бадре в 624 году нашей эры; Валид ибн Зухайр, который служил проводником мусульман в их экспедиции против Бану Асад в Катане в 625 году; и Рафи ибн Аби Рафи, который сражался под командованием мусульманского командира Амра ибн аль-Аса в битве при цепях в октябре 629 года. [29]
В 630 году Мухаммед отправил своего двоюродного брата Али ибн Аби Талиба в экспедицию с целью уничтожить главного идола тайев, аль-Филса, в Джебель-Адже. [1] В результате экспедиции христианский вождь Тайя из Куфы Ади ибн Хатим , принадлежавший к ветви Бану Туайл Аль-Гаута, [30] бежал в Сирию с некоторыми из своих соплеменников, чтобы присоединиться к другим кланам Тайидов, но его сестра была схвачена. [31] Кланы тайидов, оставшиеся в Джебель-Тайе, в том числе Бану Ман, Бану Аджа, Бану Джувайн и Бану Муавия, приняли ислам. [28] Тем временем сестра Ади попросила Мухаммеда освободить ее, что он и сделал, узнав, что ее отцом был Хатим ибн Абдулла. [31] Из уважения к благородной репутации последней Мухаммед дал ей хорошую одежду и деньги и сопроводил ее к семье в Сирию. [31] Впечатленный обращением Мухаммеда со своей сестрой, Ади встретил Мухаммеда и принял ислам вместе с большинством своих родственников. [31] В 630–631 годах делегация из пятнадцати вождей тайидов во главе с Зайдом аль-Хайлом , принадлежавшим к клану Бану Набхан Аль аль-Гаута, [30] принял ислам и присягнул Мухаммеду. На последнего произвело неповторимое впечатление Зайд. [31] который умер год спустя. [32] Таким образом, ко времени смерти Мухаммеда базирующиеся в Аравии кланы Аль-Джадилах и Аль-Гаут стали мусульманами. [33] При этом они решительно разорвали свой давний союз с Бану Асад и Бану Гатафан . [34]
Отступнические войны
[ редактировать ]После смерти Мухаммеда в 632 году несколько арабских племен восстали против его преемника Рашидуна , халифа Абу Бакра , перейдя на сторону Тулайхи из Бану Асад. По словам историка Эллы Ландау-Тассерон, преданность Тайи во время последовавших за этим войн Ридда является «широко спорным вопросом». [35] Некоторые мусульманские традиции утверждают, что все тайи остались приверженцами ислама, в то время как Сайфа ибн Умара традиция утверждает, что все они отступили. Ландау-Тассерон утверждает, что ни одна крайность не является правильной: некоторые лидеры Тайя, прежде всего Ади ибн Хатим, сражаются на стороне мусульман, а другие присоединяются к повстанцам. Однако повстанцы-тайиды не вступали в прямой конфликт с мусульманами. [35]
Мухаммед поручил Ади собирать садаку (дань) с Тайя и Бану Асад. [36] После смерти Мухаммеда и возникшего в результате хаоса среди мусульман и веры в то, что ислам неизбежно рухнет, те из тайев, которые заплатили свою садаку (в данном случае 300 верблюдов) Ади, потребовали вернуть своих верблюдов, иначе они восстанут. [36] Ади либо посоветовал им отказаться от этого требования, потому что ислам переживет смерть Мухаммеда, и их будут считать предателями, либо пригрозил сражаться против них, если они восстанут. [36] После этой встречи мнения современных и ранних мусульманских историков разошлись. [36] Совершенно очевидно, что Ади сыграл важную роль в предотвращении того, чтобы большая часть мятежных кланов Тайя фактически воевали с мусульманами, и в предотвращении нападения мусульман на Тайя. [36] Когда он услышал новости об отправке Абу Бакром мусульманской армии против тайев в Сирии, он попытался остановить их марш, тайно переправив спорные 300 верблюдов Абу Бакру, в результате чего тайи стали первым племенем, заплатившим садаку . восхваляемый сподвижниками Мухаммеда. [36]
Очевидно, что традиционные соперники Ади внутри Тайя из Бану Набхан (во главе с сыном Зайда Мухалхилом) и Бану Лам (во главе с Сумамой ибн Аусом) или, по крайней мере, некоторые из их членов присоединились к Тулайхе в Бузахе (в северном Неджде). ), в то время как другие их члены также дезертировали, но остались в Джебель-Тайе. [37] Ади убедил последних вернуться в ислам, на что они согласились. [38] Однако они отказались бросить своих соплеменников в Бузахе, опасаясь, что Тулайха возьмет их в заложники, если обнаружит, что они присоединились к мусульманам. [38] Таким образом, Ади и мусульманские тайиды разработали стратегию, чтобы заманить тайев в лагерь Тулайхи и вернуть их в Джебель-Тай, выдвинув ложное заявление о том, что мусульмане напали на них. [38] Когда отступнические тайиды достигли своих соплеменников в Джебель-Тайе, вдали от Тулайхи, они обнаружили ложную тревогу и были убеждены воссоединиться с исламом. [38] При этом весь Аль-аль-Гаут вернулся на мусульманскую сторону. [38] Однако Аль-Джадила продолжала восставать, и мусульманский командир Халид ибн аль-Валид собирался выступить против них. [38] Его остановило заступничество Ади, который смог обеспечить лояльность Аль-Джадилы посредством дипломатии. [38]
в сентябре 632 года тайи Аравии твердо стояли на стороне мусульман Все мусульманские традиции сходятся во мнении, что к моменту битвы при Бузахе . [39] Предположительно, тайям по их просьбе было предоставлено собственное знамя в мусульманской армии, что было свидетельством их влияния, поскольку только ансары ( ядро мусульманских сил) имели собственное знамя. [40] В битве при Бузахе против Тулайхи Ади и Мукниф ибн Зайд, которые, в отличие от другого сына Зайда, Мухалхила, с самого начала сражались бок о бок с мусульманами, командовали правым и левым крылом мусульманской армии. [40] сообщил, Пресвитер Фома что «Тайай д-Мхмт» сражались с римлянами в 12 милях к востоку от Газы в 634 году.
Завоевания Рашидуна
[ редактировать ]В битве у Моста против Сасанидов в 634 году участвовал другой сын Зайда, Урва, и, как сказал аль-Баладхури , он «сражался так яростно, что его действия были оценены как действия целой группы людей». ". [41] Во время битвы представители христианского племени Тайи на стороне Сасанидов перешли на сторону мусульманской армии, предотвратив неминуемое разгром мусульман. [42] [43] Среди тех, кто дезертировал, был поэт Абу Зубайд ат-Таи. [41] Позже Урва сражался в битве при Аль-Кадисии и погиб, сражаясь с дайламитами . [44] Члены племени Аль-Джадила, базирующиеся в Киннасрине, не присоединились к своим арабским коллегам и сражались бок о бок с византийцами во время мусульманского завоевания Сирии . [11] Мусульманский генерал Абу Убайда ибн аль-Джарра встретил их во время хадира в 638 году, после чего многие согласились принять ислам, хотя большая часть осталась христианкой и согласилась платить джизью (подушный налог). [11] [23] Через несколько лет большинство христианских соплеменников, за некоторыми исключениями, стали мусульманами. [23]
Омейядский период
[ редактировать ]Во время первой мусульманской гражданской войны тайи под предводительством Ади были решительными сторонниками Али против Омейядов . [33] Они сражались вместе с ним в Верблюжьей битве и битве при Сиффине в 656 и 657 годах соответственно. [33] Во время последней битвы был убит вождь племени Саид ибн Убайд ат-Таи. [45] В отличие от тайев Аравии, тайи в Сирии во главе с Хабисом ибн Саадом ат-Таи присоединились к Омейядам, которые назначили Хабиса командиром Джунд Химса . [11] [46] В ходе противостояния двух сторон в Ираке Хабис был убит. [46] Хабис был дядей по материнской линии сына Ади, Зайда, и последний был возмущен его убийством, что побудило его найти и убить сторонника Али, члена Бану Бакр, ответственного за смерть Хабиса. [46] Поступок Зайда был резко осужден Ади, который пригрозил передать его Али, что побудило Зайда перейти на сторону Омейядов. После этого Ади сгладил возникшую напряженность в отношениях с лагерем Али, подтвердив свою лояльность. [46] Омейяды в конечном итоге одержали победу и основали халифат достиг Индийского субконтинента , который к началу 8 века . Полководец тайидов по имени аль-Касим ибн Талаба ибн Абдулла ибн Хасн сыграл важную роль в завоевании Синда Омейядами в 712 году, убив в бою индуистского короля страны Раджу Дахира . [11] [47]
Период Аббасидов
[ редактировать ]Аббасиды Революции оспаривали лидерство халифата и обогнали Омейядов в ходе так называемой Аббасидов в середине 8 века. Лидером движения Аббасидов в Хорасане на северо-востоке Персии был член тайя Кахтаба ибн Шабиб . [11] Племя преуспевало во время правления Аббасидов. [11] Выдающимся ахбари (передатчиком хадисов ) в начале 9 века был тайид по имени аль-Хайсам ибн Ади (умер в 822 г.). [11] [48] В 9 веке также появились два крупных поэта тайя: Абу Таммам и аль-Бухтури . [11] Первый, автор антологии Хамаса , возможно, не был действительным членом племени, но принял это племя как свое собственное. [ нужна ссылка ]
Власть Аббасидов в Сирии и Ираке значительно ослабла после начала « Анархии в Самарре » в 861 году, в результате которой обширные просторы сирийской и Аравийской пустынь остались без государственного контроля. [49] В этот период Тайи доминировали в южной части Сирийской пустыни, Бану Килаб доминировали в северной части, а Бану Кальб доминировали в центральной Сирии. [49] Последнее племя, присутствие которого в регионе предшествовало мусульманскому завоеванию и миграции тайи и килаб, было в значительной степени оседло , в то время как тайи и килаб, будучи относительными новичками в регионе, все еще оставались высокомобильными кочевыми группами. [50] По словам Камаля Салиби , «на самом деле главным военным преимуществом Тайя была их бедуинская быстрота передвижения». [50] Более того, прочные связи, которые тайи Сирии поддерживали со своими североаравийскими коллегами в Джебель-Тайе, сделали их практически независимыми и склонными к восстанию против различных мусульманских государств в Сирии и Ираке. [50]
Тайи поселились в Трансиордании и горах Билад аль-Шарат между Трансиорданией и Хиджазом. [51] Здесь они впервые привлекли внимание в 883 году, когда подняли восстание, охватившее южную Сирию и северный Хиджаз. [52] Восстание Тайя препятствовало прохождению ежегодного каравана хаджа из Дамаска в Мекку, пока оно не было подавлено правителем Хумаравайхом Тулунидов ( 884–896) в 885 году. [52] До конца правления Хумаравайха тайи оставались подавленными, возможно, из-за помощи более старых арабских племен, таких как Джухам и Лахм . [52] Однако закон и порядок снова нарушились во время правления преемников Хумаравайха Джайша и Харуна между 896 и 904 годами. [52] Это совпало с ростом силы анархистского карматского движения в восточной Аравии и южном Ираке. [52] Тайи объединились с карматами, чтобы установить свое господство на юге Сирии; Вероятно, при поддержке карматов тайи подняли восстание между Сирией и Хиджазом в 898 году, во время которого они грабили караваны и нарушали пути сообщения. [52]
Фатимидский период
[ редактировать ]Когда в 968 году карматы напали на Ихшидидами контролируемую Палестину, , ведущий клан тайидов Джарра пришел вместе с ними и прочно обосновался в стране. [53] Однако при вождях Джаррахидов Тайи помогали Фатимидам , победившим Ихшидидов, против карматов в 971 и 977 годах. [53] Во время последнего случая вождь Джаррахидов Муфарридж ибн Дагфал захватил прокарматского мятежника Алптакина и передал его Фатимидам в обмен на большое вознаграждение. [53] В обмен на его поддержку Муфарридж был назначен Фатимидами губернатором Рамлы , традиционной мусульманской столицы Палестины. [53] Муфарридж также был выдающимся вождем племени Бану Тай в целом, что давало ему власть над своими бедуинскими и крестьянскими родственниками на территории, простирающейся от побережья Палестины на восток через Балку до традиционной родины Тайи в северной Аравии. [53] Хотя его назначение на Фатимидов принесло ему престиж, племенная власть Муфарриджа была источником его независимой власти. [53] Регион, в котором доминировали тайиды, был местом расположения сухопутных путей, соединяющих Египет , Сирию, Ирак и Аравию. Это дало Муфарриджу значительные рычаги влияния на Фатимидов, которые, таким образом, не могли позволить себе оттолкнуть его и рисковать тем, что он перейдет на сторону соперников Фатимидов в Ираке, Бувайхидов . [53]
В 981–82 годах отношения между Джаррахидами и Фатимидами рухнули, и первые были изгнаны из Палестины. [54] Позднее, в 982 году, они разграбили караван паломников, совершавших хадж , затем уничтожили армию Фатимидов в Айле , прежде чем потерпели поражение и были вынуждены бежать на север, в сторону Хомса . [55] Между тем и смертью Муфарриджа в 1013 году Тайи меняли лояльность между различными региональными державами, включая Фатимидов, византийцев и Хамданидов турецкого губернатора Хомса Бакджура . К моменту смерти Муфарриджа Джаррахиды восстановили свое доминирующее положение в Палестине. [54] Сын Муфарриджа, Хасан, поддерживал отношения с Фатимидами при халифе аль-Хакиме , но когда последний исчез, отношения Хасана с его преемником ухудшились. [56]
В 1021 году Бану Набхан во главе с Хамадом ибн Удаем осадил караван паломников Хорасани в Файде, несмотря на то, что недалеко от Джебель-Тайя ему заплатил хорасанский султан Махмуд Газни . [57] В этот период, в 1025 году, Тайи заключили соглашение с Килабом и Калбом, согласно которому Хасан ибн Муфарридж из Тайя правил Палестиной, Синан ибн Сулейман из Калба правил Дамаском, а Салих ибн Мирдас из Килаба правил Алеппо. Вместе они разгромили карательную экспедицию Фатимидов, посланную халифом аз-Захиром в Аскалон , а Хасан завоевал Аль-Рамлу. [58] Альянс распался, когда калбы перешли на сторону Фатимидов, которые решительно разбили тайев и килабов возле Тивериадского озера в 1029 году, что побудило Хасана и его соплеменников бежать на север. [58]
Тайи заключили союз с византийцами, и по приглашению последних 20-тысячные сирийские тайи перенесли свои лагеря из окрестностей Пальмиры на равнину ар-Рудж, недалеко от удерживаемой византийцами Антиохии , в 1031 году. [58] Тайи продолжали сражаться вместе с византийцами под предводительством Хасана и его сына Аллафа, защищая Эдессу от Нумайридов и Марванидов в 1036 году. наступлений [58] В 1041 году Джаррахиды восстановили контроль над Палестиной, но Фатимиды продолжали вести против них войну. [58] Джаррахиды продолжали подрывать правление Фатимидов, пока Фатимиды не были изгнаны из Сирии и Палестины в 1071 году. [59]
Поздняя исламская эпоха
[ редактировать ]С окончанием эпохи Фатимидов в Сирии и Палестине потомки Муфарриджа поступили на службу мусульманским государствам региона, сначала в кадетские ветви империи Сельджуков , начиная с буридов Дамаска, [58] затем их преемники -зенгиды , пришедшие править всей Сирией и Верхней Месопотамией . [60] Временами тайи сражались бок о бок с крестоносцами , завоевавшими в 1098–1100 годах сирийские прибрежные районы, включая Палестину. [58] К концу XI века ветвь Бану Рабиа Тайи (прямые потомки Муфарриджа) и Мазьядидская ветвь Бану Асад были последними влиятельными арабскими племенами в Сирии и Ираке, а остальные «исчезли из политическая карта», по словам историка Мустафы А. Хияри. [61]
Распределение племен в сирийских и северно-аравийских пустынях существенно изменилось к концу XII века в результате упадка нескольких крупных племен, экспансии других, а именно тайев, и постепенной ассимиляции значительной части бедуинского населения с оседлыми жителями. . [62] Тайи остались преобладающим племенем всей сирийской степи , Верхней Месопотамии, Неджда и северного Хиджаза . [60] Дивизии Тайя и их соответствующие территории в то время были следующими: Аль Фадл Бану Рабиа контролировал регионы Хомс и Хама на восток до Калат-Джабара в долине Евфрата и на юг вдоль долины через Басру и, в конечном итоге, на юг. в район Аль-Вашм в центральном Неджде; Аль-Мира Бану Рабиа контролировала Голанские высоты и территорию к югу от поля аль-Харра к северу от Мекки ; ветвь Аль-Али Аль-Фадла контролировала регион Гута вокруг Дамаска и на юго-востоке до Таймы и аль-Джауфа в северном Неджде; Шаммар ; и Бану Лам контролировали Джебель-Аджу и Джебель-Сальму Гузайя владела территориями в некоторых частях Сирии, Хиджаза и Ирака, которые контролировались Бану Рабиа. [63] В Нижнем Египте сунбисская ветвь тайй жила в районе Бухайра , в то время как ветвь Талаба населяла территорию, простирающуюся от средиземноморского побережья Египта на северо-восток до аль-Харрубы в западной Галилее . [64] Талаба пользовались особым влиянием в районе аль-Шаркия в дельте Нила . [64] Бану Джарм , населявшие территорию, простирающуюся от Газы до северного побережья Палестины, [64] согласно одним источникам, они также были племенем тайидов, а другие считают их выходцами из племени Кудаа . [65] [66]
Во время правления мамлюков бедуины Сирии использовались в качестве вспомогательных сил в войнах мамлюков с монголами, базировавшимися в Ираке и Анатолии. В центральной и северной Сирии бедуины перешли под власть эмиров Аль-Фадла в их качестве потомственных должностных лиц поста амира аль-Араба (командующего бедуинов), начиная с эмира Исы ибн Муханны (годы правления 1260–1284). ). Эмиры Аль-Мира занимали аналогичную, но более низкую должность на юге Сирии, и ее выдающийся эмир был известен как Малик аль-Араб (король бедуинов). [67] В аль-Шаркии талаба, чьи лагеря находились недалеко от резиденции правительства мамлюков, получили задание поддерживать и защищать барид (почтовый маршрут) в своем районе и иногда назначались на правительственные должности. [64] Тайи в Сирии и Египте были обязаны поставлять мамлюкам арабских лошадей для использования в армии и баридах . [64] Султан ан-Насир Мухаммад имел особую привязанность к бедуинам и поддерживал прочные отношения с племенами Сирии и Египта. Однако после его смерти отношения государства с бедуинами ухудшились. Талаба покинули свой полупостоянный лагерь в аль-Шаркие, чтобы мародерствовать по всей стране, и присоединились к восстанию племени аль-Аид в середине 14 века. [68]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Бройу 1936, с. 624.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ландау-Тассерон 1998, стр. 85–86.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ибн Абд Раббих, изд. Буллата, 2011, с. 294.
- ^ Перейти обратно: а б Ибн Абд Раббих, изд. Буллата 2011, с. 295.
- ^ Поппер, Уильям (1955). Египет и Сирия под властью черкесских султанов, 1382–1468 гг. Н.э.: Систематические примечания к «Хроникам Египта» Ибн Тагри Берди, тома 15–17 . Издательство Калифорнийского университета. п. 4.
- ^ Коэн, Амнон; Льюис, Бернард (1978). Население и доходы в городах Палестины в шестнадцатом веке . Издательство Принстонского университета. п. 134. ИСБН 9781400867790 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ибн Халдун, Абд ар-Рахман ибн Мухаммад (1967). Давуд, Нью-Джерси (ред.). Мукаддима: Введение в историю . Перевод Розенталя, Франца. Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 99–100. ISBN 9780691017549 .
- ^ Перейти обратно: а б Фаттах, Хала (2009). Краткая история Ирака . Факты в файле, Inc. 127 . ISBN 9780816057672 .
- ^ Аль-Хаками, Наджм ад-Дин Омара (1802 г.). Кей, Генри Касселс (ред.). Яман, его раннесредневековая история . Лондон: Эдвард Арнольд. п. 217 .
- ^ Ретсо, январь (4 июля 2003 г.). Арабы в древности: их история от ассирийцев до Омейядов . Рутледж . п. 704. ИСБН 978-0-7007-1679-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Шахид 2000, с. 402.
- ^ Шахид 1986, с. 126.
- ^ Абу Иззедин 1993, с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б с Шахид 1989, с. 117.
- ^ Б.Г. Франгер (2000), «Таджик», Энциклопедия ислама , том. X, Лейден: Э.Дж. Брилл, ISBN 90-04-11211-1 , страницы 62–64.
- ^ Паркер, С. Томас (1986). Римляне и сарацины: история арабской границы . Американские школы восточных исследований. п. 150. ИСБН 9780897571067 .
- ^ Шахид 1989, с. 266.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Грейтрекс, Джеффри; Лью, Сэмюэл Северная Каролина, ред. (2002). Римская восточная граница и персидские войны 363–628 гг. Н. Э., Часть 2 . Лондон: Рутледж. п. 49. ИСБН 0-415-14687-9 .
- ^ Шахид 1989, стр. 115–116.
- ^ Заринкуб, Абд аль-Хусейн (1975). «Арабское завоевание Ирана и его последствия». Во Фрае, Р.Н. (ред.). Кембриджская история Ирана, Том 4: Период арабского вторжения сельджуков (PDF) . Издательство Кембриджского университета. п. 3.
- ^ Шахид 1989, с. 304.
- ^ Али, Мулави Чераг (1885). Критическое изложение народного «джихада»: демонстрация того, что все войны Мухаммеда были оборонительными и что агрессивная война или принудительное обращение в веру не разрешены в Коране: с приложениями, доказывающими, что мировой «джихад» не означает экзегетически» войны», и что рабство не санкционировано Пророком Ислама . Калькутта: Такер, Спинк и компания. стр. xlii – xliii.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Встреча 1916, с. 224.
- ^ Шахид 1995, с. 338.
- ^ Аль-Анбари, Абу Мухаммад аль-Касим ибн Мухаммад (1918). Лайалл, Чарльз Джеймс (ред.). Муфаддилят: Антология древних арабских од, составленная «Аль-Муфаддал, сын Мухаммеда», том 2 . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 268.
- ^ Перейти обратно: а б с Доннер, Фред М. (1993). Яр-Шатер, Эхсан (ред.). История ат-Табари, Том. 10: Завоевание Аравии . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 68. ИСБН 9780791496848 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Сиддики 1987, с. 89.
- ^ Перейти обратно: а б Сиддики 1987, с. 90.
- ^ Сиддики 1987, стр. 89–90.
- ^ Перейти обратно: а б Ландау 1984, с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хайкал, Мухаммад Хусейн (1976). Жизнь Мухаммеда . Американские трастовые публикации. стр. 463–464. ISBN 9789839154177 .
- ^ Ландау 1984, с. 57.
- ^ Перейти обратно: а б с Омидсалар, Махмуд (2003). «Хатем Тай». В Яр-Шатер, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том 12 . Кеган Пол. стр. 57–58.
- ^ Патель, Дэвид Сиддхартха (2007). Ислам, информация и социальный порядок: стратегическая роль религии в мусульманских обществах . Стэнфордский университет. п. 140.
- ^ Перейти обратно: а б Ландау-Тассерон 1984, с. 53.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ландау-Тассерон 1984, с. 54.
- ^ Ландау-Тассерон 1984, с. 59.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ландау-Тассерон 1984, стр. 60–61.
- ^ Ландау-Тассерон 1984, с. 66.
- ^ Перейти обратно: а б Ландау-Тассерон 1984, с. 64.
- ^ Перейти обратно: а б Встреча 1916, с. 404.
- ^ Арнольд, Томас Уокер (1896). Проповедь ислама: история распространения мусульманской веры . Вестминстер: Арчибальд Констебль и компания. п. 44 .
- ^ Графтон, Дэвид (2003). Христиане Ливана: политические права в исламском праве . Лондон: Академические исследования Тавриды. ISBN 9781860649448 .
- ^ Бланкиншип, Халид Яхья (1993). История ат-Табари, Том. 11: Вызов Империям . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 209. ИСБН 9780791496848 .
- ^ Маделунг 1997, с. 166.
- ^ Перейти обратно: а б с д Маделунг 1997, с. 246.
- ^ Патан, Мумтаз Хусейн (1974). Арабское королевство аль-Мансура в Синде . Синд: Институт синдологии, Университет Синда. п. 46.
- ^ Аль-Джемай, Авад М. (1984). «Аль-Хайсам ибн Ади-Исследование» . Хамдард Исламус . 7 . Национальный фонд Хамдарда: 105.
- ^ Перейти обратно: а б Линтаси 1977, с. 43.
- ^ Перейти обратно: а б с Линтаси 1977, с. 85.
- ^ Линтаси 1977, с. 47.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Линтаси, стр. 47–48.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Линтаси 1977, с. 91.
- ^ Перейти обратно: а б Канард, с. 483.
- ^ Канард, стр. 619–620.
- ^ Утка, с. 621.
- ^ Босворт, КП «Файд». В Бирмане, ПиДжей; и др. (ред.). Энциклопедия ислама (2-е изд.). Лейден: Брилл.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Канард, с. 622.
- ^ Линтаси 1977, с. 93.
- ^ Перейти обратно: а б Хияри 1975, с. 513.
- ^ Хияри 1975, стр. 511–512.
- ^ Уилл 1975, с. 512.
- ^ Хияри 1975, стр. 512–513.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сато, с. 98.
- ^ Рабин, Хаим (1951). Древняя Западно-Аравийская . Иностранная пресса Тейлора. п. 24.
- ^ Публикации Калифорнийского университета: семитская филология, тома 15–18 . Издательство Калифорнийского университета. 1955. с. 6.
- ^ Готово, с. 517.
- ^ Леванони, с. 182.
Библиография
[ редактировать ]- Абу Иззедин, Нейла М. (1993). Друзы: новое исследование их истории, веры и общества . Лейден: Брилл. ISBN 90-04-09705-8 .
- Бройу, Х.Х. (1936). «Тай». В Хоутсме, М.Т.; и др. (ред.). Энциклопедия ислама (1-е изд.). Лейден: Брилл. ISBN 9789004082656 .
- Канард, Мариус (1991) [1965]. «Дджааррахиды» . В Льюисе, Б.; Пеллат, Ч.; Шахт, Дж. (ред.). Энциклопедия ислама . Том. 2 (2-е изд.). Лейден и Нью-Йорк: Брилл. стр. 482–485. ISBN 90-04-07026-5 .
- Хитти, Филип К. (1916). «Происхождение Исламского государства», являющееся переводом с арабского языка, сопровождаемым аннотациями, географическими и историческими примечаниями к Китаб Фитух Аль-Бульдан Аль-Имама Абу-л Аббаса Ахмада Ибн-Джабира Аль-Баладури, Том 1 . Нью-Йорк: Колумбийский университет, Longmans, Green and Company. п. 224.
- Хияри, Мустафа А. (1975). «Происхождение и развитие арабского эмирата в седьмом/тринадцатом и восьмом/четырнадцатом веках». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 38 (3): 509–524. дои : 10.1017/s0041977x00048060 . JSTOR 613705 . S2CID 178868071 .
- Ибн Абд Раббих (2011). Буллата, почетный Исса Дж. (ред.). Уникальное ожерелье, том III . Чтение: Garnet Publishing Limited и Южный суд. стр. 294–295. ISBN 9781859642405 .
- Ландау-Тассерон, Элла (1984). «Участие Тайи в Ридде». Иерусалимские исследования арабского языка и ислама . 5 .
- Леванони, Амалия (1995). Поворотный момент в истории мамлюков: третье правление ан-Насира Мухаммада ибн Калавуна (1310–1341) . Брилл. ISBN 9789004101821 .
- Маделунг, Уилферд (1997). Наследование Мухаммеда: исследование раннего Халифата . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521646963 .
- Ландау-Тассерон, Элла (1998). Яр-Шатер, Эхсан (ред.). История ат-Табари, том 39: Биографии сподвижников Пророка и их преемников . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-2819-2 .
- Маулана, Мохаммед (2006). Энциклопедия коранических исследований, том 14: Исламская философия под Кораном . Anmol Publications Pvt. ООО с. 163.
- Салиби, Камаль С. (1977). Сирия под исламом: Империя под судом, 634–1097, Том 1 . Дельмар: Книги Каравана. ISBN 9780882060132 .
- Сато, Цугитака (1997). Государство и сельское общество в средневековом исламе: султаны, мукты и Фаллахун . Лейден: Брилл. ISBN 90-04-10649-9 .
- Шахид, Ирфан (1986). Византия и арабы в четвертом веке . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. ISBN 0-88402-116-5 .
- Шахид, Ирфан (1989). Византия и арабы в V веке . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. ISBN 0-88402-152-1 .
- Шахид, Ирфан (1995). Византия и арабы в шестом веке, Том 1, Часть 1: Политическая и военная история . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. ISBN 0-88402-214-5 .
- Шахид, Ирфан (2000). «Тайи ». В Бирмане, ПиДжей; и др. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание, том 10 . Лейден: Брилл. ISBN 90-04-11211-1 .
- Сиддики, Мухаммад Ясин Мажар (1987). Организация правления при Пророке . Дели: Идара-и Адабият-и Делли.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История Шаммара Джона Фредерика Уильямсона.
- Племена Ирака, Аббас Алаззави.
- «Дни арабов до ислама», автор Alfudaily.
- Всесторонняя история Шаммара Амера Аладхада.
- Официальный сайт племени Шаммар .
- Аммар Аль Санджари (2005). «Арабов называли тайями из-за их господства над местностью » . Аль-Баян . Проверено 23 января 2022 г.