Jump to content

тайский

Бану Тайй
Кахланитское арабское племя
Знамя Тайя из битвы при Сиффине .
Нисба Арабский : الطائي , латинизированный : Aṭ-Ṭā'ī
Расположение II век н.э. – X век: Джебель-Тай и Сирийская пустыня.
X–XVI века: Джебель-Тай, Сирийская пустыня, Джибаль аль-Шарат , аль-Балка , Пальмиренская степь , Верхняя Месопотамия , Северный Хиджаз , Неджд.
Происходил от Джулхума ибн Удад ибн Малик ибн Удад ибн Заид
Родительское племя Мадхадж
Филиалы
Религия Политеизм (до 630 г.)
Миафизитское христианство (до 638 ​​г.)
Ислам (пост 630)

Тайи Tayyaye ( араб . طيء / ALA-LC : Ṭayyi' ), (Муснад 𐩷𐩺), также известные как Ṭayyi , и или Taiyaye , — большое и древнее арабское племя, среди потомков которого сегодня есть племена Бани Сахер : Шаммар . Нисба отчество ( ) Тайя - ṭ-Ṭā'ī ( ٱلطَّائِي ). Во втором веке нашей эры они мигрировали в северные аравийские хребты гор Шаммар и Салма , которые затем стали известны как Джабаль Тайй , а позже Джабаль Шаммар . Последний продолжает оставаться традиционной родиной племени и по сей день. Позже они установили отношения с Сасанидской и Византийской империями.

Хотя они традиционно были связаны с сасанидским клиентским государством Лахмидов , тайи вытеснили их в качестве правителей аль-Хира в 610-х годах. В конце шестого века Фасадская война расколола Тайи: члены ее ветви Джадила обратились в христианство и мигрировали в Сирию, где они стали союзниками Гассанидов , а ветвь Гаут осталась в Джебель-Тайе. Вождь и поэт Аль-Гаута Хатим ат-Таи до сих пор широко известен среди арабов.

Ади ибн Хатим и другой вождь тайев, Зайд аль-Хайр , обратились в ислам вместе с большей частью своего племени в 629–630 годах и стали сподвижниками Пророка . Тайи участвовали в нескольких мусульманских военных кампаниях после смерти Мухаммеда, в том числе в войнах Ридда и мусульманском завоевании Персии . Аль-Джадила на севере Сирии оставался христианским до мусульманского завоевания Леванта в 638 году.

Тайи раскололись во время Первой Фитны : те, кто базировался в Аравии и Ираке, поддерживали Али как халифа, а те, кто находился в Сирии, поддерживали Муавию . Последний и его родственники из Омейядов в конечном итоге одержали победу, и члены Тайя приняли участие в завоевании Синда Омейядами в начале восьмого века. Тем не менее, ветвь Тайя под руководством Кахтабы ибн Шабиба ат-Таи была среди лидеров революции Аббасидов , свергнувшей Омейядов в середине восьмого века. Тайи преуспевали при Аббасидском халифате , производя военных чиновников и известных поэтов, таких как Бухтури и Абу Таммам .

К середине IX века власть Аббасидов ослабла, и тайи остались доминирующими в южной сирийской пустыне и Джебель-Тайе. При Джаррахидах они обосновались в Палестине под властью Фатимидов . Будучи практически независимыми правителями территории между Рамлой и Джебель-Тайем, они контролировали ключевые маршруты между Египтом, Сирией, Аравией и Ираком. Они колебались между Фатимидами и Византией, а затем между Сельджуками и крестоносцами до конца XII и начала XIII веков, когда различные ветви Тайи, главная из которых Аль Фадл , остались последним политически влиятельным арабским племенем в регионе, простирающемся от Неджда на север до Верхней Месопотамии .

Генеалогия

[ редактировать ]

Тайя Прародителем , согласно ранним арабским специалистам по генеалогии, был Джулхума ибн Удад, известный как «Тай» или «Тайи». [1] [2] Теория некоторых арабских традиций, цитируемая мусульманским историком 9-го века аль-Табари , утверждает, что лакаб (фамилия) Джулхумы Тайи происходит от слова тава , которое по- арабски означает «штукатурить». [2] По словам ат-Табари, он получил это имя потому, что, по словам ат-Табари, он был «первым, кто оштукатурил стены колодца». [2] Родословная Джулхумы восходит к Кэхлану ибн Сабе ибн Ярубу , правнуку Кахтана , полулегендарного общего предка арабских племен южной Аравии. Джулхума был прямым потомком Кэлен по линии отца Джулхумы Зайда ибн Яшджуба. [2] [3] который, в свою очередь, был прямым потомком Ариба ибн Зайда ибн Кахлана. [3]

Двумя основными ветвями Тайя были Аль-Гаут и Аль-Джадила. Первый был назван в честь аль-Гаута, сына Джулхумы. [3] Непосредственными потомками сына аль-Гаута, Амра, были Туал, Асвадан (широко известный как Набхан), Хани, Бавлан и Саламан. [4] Потомки Туала (Бану Туал) и Асвадана (Бану Набхан) стали ведущими ответвлениями Тайя в северной Аравии, а потомки Хани (Бану Хани) стали основной ответвлением в южной Месопотамии. [4] По мнению традиционных арабских специалистов по генеалогии, Бану Туал были предками Бану Рабиа в Сирии и, в свою очередь, эмиров Аль Фадла . [5]

Тезкой Аль-Джадилы была женщина из Тайя по имени Джадила, чьи сыновья Хур и Джундуб стали прародителями Бану Хур и Бану Джундуб соответственно. [3] Последний породил многочисленное ответвление Аль-ат-Таалиб (Талаба), которое в свою очередь произвело Бану Лам , ставшее ведущим ответвлением Аль-Джадилы в северной Аравии. [3] Джарма (или Джурум) , возможно, также была ветвью Аль-ат-Таалиба. [6]

По мнению арабского историка и социолога XIV века Ибн Халдуна , тайи были среди тех кахтанитских племен, которые жили на холмах и равнинах Сирии и Месопотамии и вступали в брак с неарабами. [7] Ибн Халдун далее заявил, что соплеменники тайидов «не обращали никакого внимания на сохранение (чистоты) происхождения своих семей и групп». [7] Таким образом, специалистам по генеалогии было трудно точно установить происхождение многих ответвлений Тайя. [7]

Доисламская эпоха

[ редактировать ]

Миграция в Джебель-Тай

[ редактировать ]

Бану Тайи первоначально базировались в Йемене , но мигрировали в северную Аравию в конце 2-го века нашей эры. [8] в годы после изгнания Бану Азд из Йемена. [9]

В основном они жили среди горных хребтов Аджа и Сальма на севере Аравии, а Хайбар к северу от Медины был их самым важным оазисом, и оттуда они совершали вторжения в Сирию и Ирак во время засухи. [8] [10] Их концентрация в Джебель-Адже и Джебель-Сальме дала горным хребтам древнее собирательное название «Джебель-Тай». [11] До миграции тайидов горы были домом для племени Бану Асад , которые потеряли часть территории с приходом соплеменников тайидов. [11] Однако в последующие века эти два племени в конечном итоге стали союзниками и вступили в брак. [11] В древние времена двумя основными ветвями Тайя были Аль аль-Гаут и Аль Джадила. [11] Соплеменники жили в разных частях региона: те, кто жил среди гор, были известны как «аль-Джабалиюн» (горцы), а те, кто жил на равнине (в основном из Аль-Джадилы), были известны как «ас-Сахилийюн» (жители равнин). и те, что находятся в песках пустыни, известные как «ар-Рамлиюн». [11]

Отношения с Сасанидами и Византией

[ редактировать ]

Пятый век

[ редактировать ]

Тайи были настолько широко распространены и влиятельны по всей Сирийской пустыне , что сирийские авторы из Месопотамии использовали их имена Тайенос , Тайенои , Тайяя или Тайяйе ( ������������) , чтобы описать арабских соплеменников в целом, во многом так же, как « сарацины авторы часто использовали слово ». из византийской Сирии и Египта как общий термин для арабов. [12] [13] [14] Сирийское слово также вошло в язык сасанидских персов как Тази ( среднеперсидский : t'cy' ), а позже Тази ( персидский : تازی ), что также означает «араб». [15] В частности, для Тайя сирийские авторы использовали слово «Туайе». [14]

Тайи были подданными сасанидских персов . [16] Однако их также считали союзниками Византии главные арабские федераты в начале-середине V века Салихиды . [17] Тайи упоминаются в конце V века как совершившие набеги на многочисленные деревни на равнинах и в горах Сирийской пустыни, включая части византийской территории. [18] Это побудило византийскую армию мобилизовать своих арабских клиентов на пустынных границах с Месопотамией, удерживаемой Сасанидами, для противостояния тайям. [18] Византийцы потребовали реституции от Тайя, но сасанидский генерал Кардаг Накораган вместо этого начал переговоры, в которых призвал арабских клиентов Византии вернуть скот и пленников, взятых с территории Сасанидов в предыдущие годы, в обмен на компенсацию от Тайя. [18] Переговоры увенчались успехом, и более того, Сасаниды и византийцы очертили свои границы, чтобы предотвратить будущие набеги между своими арабскими клиентами. [18] Однако, к смущению Сасанидов и возмущению византийцев, четыреста представителей племени тайидов совершили набег на несколько мелких деревень на византийской территории, в то время как представители обеих сторон встречались в Нисибисе . [18] Несмотря на это нарушение двустороннего соглашения, Сасанидско-Византийский мир сохранился. [19]

Шестой век

[ редактировать ]

На протяжении VI века тайи продолжали свои отношения с Сасанидами и их главными арабскими клиентами, лахмидами Месопотамии. [11] К концу VI века вождь тайидов по имени Хасан помог сасанидскому царю Хосрову II, когда тот бежал от своего узурпатора Бахрама Чобина , подарив Хосрову лошадь. [11] Несколько лет спустя Лахмидский губернатор аль-Хира ан -Нуман III поссорился с Хосровом II, который был восстановлен на сасанидском троне, и искал безопасности у тайев. [11] Племя отказалось предоставить убежище ан-Нуману, который был женат на двух тайидских женщинах, и в конечном итоге он был убит Сасанидами в 602 году. [11] Вождь тайидов Ияс ибн Кабиса аль-Таи впоследствии мигрировал в аль-Хиру с некоторыми из своих соплеменников и стал его губернатором, правя с 602 по 611 год нашей эры. [11] Племя Бану Бакр ибн Ваиль выступило против правления Ияса и начало совершать набеги на территорию Сасанидов в южной Месопотамии. [20] В ответ Ияс командовал просасанидскими арабскими и персидскими войсками против Бану Бакр в битве при Ди-Каре в 609 году, в которой Сасаниды потерпели поражение. [11]

По словам историка Ирфана Шахида , данные свидетельствуют о том, что кланы Тайя переселились в контролируемую Византией Сирию, начиная с VI века. [11] К тому времени Гасаниды в значительной степени вытеснили Салихидов в качестве главных федератов Византии, и Салихиды начали жить рядом с Тайем в районе Куфы . [21] В конце VI века Аль-аль-Гаут и Аль-Джадила сражались друг против друга в 25-летней Фасадской войне ( харб аль-Фасад ) в северной Аравии. [22] Обе фракции совершили многочисленные злодеяния, и война привела к миграции нескольких кланов Джадила с равнин Северной Аравии в Сирию. [11] [23] в то время как Аль-Аль-Гаут остался в Джебель-Адже и Джебель-Сальме. [23] Члены племени Джадила основали хадир (военный лагерь) недалеко от Киннасрина (Халкида), названный «Хадир Тайи» в честь племени. [11] [23] Король Гасанидов аль-Харит ибн Джабала заключил мир между фракциями Тайя, положив конец Фасадской войне. [24] После этого отношения Тайя с Гасанидами, которые ранее были нестабильными, значительно улучшились. [11] Аль-Джадила обратились в христианство, религию, принятую десятилетиями ранее Гассанидами. [11] Некоторые другие кланы Бану Тайй оставались язычниками, поклоняясь божествам Руды . и аль-Филса [11] Те, кто обратился в христианство, очевидно, ревностно приняли свою новую веру и произвели на свет двух известных священников, которых в сирийских источниках называют Авраамом и Даниилом. [14]

Где-то в VI веке Тайи и Асад образовали конфедерацию, к которой позже присоединился Бану Гатафан . и [25] Альянс распался, когда Асад и Гатафан напали на Аль-эль-Гаут и Аль-Джадилу и изгнали их с их территорий в Джебель-Тайе. [26] Однако один из лидеров Асада, Зу аль-Химарайн Ауф аль-Джадхами, вскоре после этого дезертировал из Гатафана и восстановил союз с Тайем. [26] Вместе они выступили против Гатафана и восстановили свои территории в Джебель-Тайе. [26]

Исламская эпоха

[ редактировать ]

дни Мухаммеда

[ редактировать ]

Первоначальная реакция тайев на появление ислама в Аравии была различной: некоторые приняли новую веру, а другие сопротивлялись. Кланы тайидов Джебель-Тайя, все из которых жили в непосредственной близости друг от друга, поддерживали тесные отношения с жителями и племенами Мекки и Медины , места зарождения ислама. [27] Среди их контактов в Мекке были соплеменники курайшитов , племени исламского пророка и вождя Мухаммеда . [27] Между тайями и курайшитами существовала определенная степень смешанных браков. [27] Тайи также имели определенный уровень взаимодействия с еврейским племенем Бану Надир , причем отец одного из его ведущих членов и врага первых мусульман Кааба ибн аль-Ашрафа (умер в 624 г.) был выходцем из Тайя. [27] В первые годы миссии Мухаммеда отдельные члены некоторых тайидских кланов обратились в ислам. [28] Среди этих первых новообращенных был Сувайд ибн Махши, который сражался против арабов-язычников Мекки, включая двух своих родственников, в битве при Бадре в 624 году нашей эры; Валид ибн Зухайр, который служил проводником мусульман в их экспедиции против Бану Асад в Катане в 625 году; и Рафи ибн Аби Рафи, который сражался под командованием мусульманского командира Амра ибн аль-Аса в битве при цепях в октябре 629 года. [29]

В 630 году Мухаммед отправил своего двоюродного брата Али ибн Аби Талиба в экспедицию с целью уничтожить главного идола тайев, аль-Филса, в Джебель-Адже. [1] В результате экспедиции христианский вождь Тайя из Куфы Ади ибн Хатим , принадлежавший к ветви Бану Туайл Аль-Гаута, [30] бежал в Сирию с некоторыми из своих соплеменников, чтобы присоединиться к другим кланам Тайидов, но его сестра была схвачена. [31] Кланы тайидов, оставшиеся в Джебель-Тайе, в том числе Бану Ман, Бану Аджа, Бану Джувайн и Бану Муавия, приняли ислам. [28] Тем временем сестра Ади попросила Мухаммеда освободить ее, что он и сделал, узнав, что ее отцом был Хатим ибн Абдулла. [31] Из уважения к благородной репутации последней Мухаммед дал ей хорошую одежду и деньги и сопроводил ее к семье в Сирию. [31] Впечатленный обращением Мухаммеда со своей сестрой, Ади встретил Мухаммеда и принял ислам вместе с большинством своих родственников. [31] В 630–631 годах делегация из пятнадцати вождей тайидов во главе с Зайдом аль-Хайлом , принадлежавшим к клану Бану Набхан Аль аль-Гаута, [30] принял ислам и присягнул Мухаммеду. На последнего произвело неповторимое впечатление Зайд. [31] который умер год спустя. [32] Таким образом, ко времени смерти Мухаммеда базирующиеся в Аравии кланы Аль-Джадилах и Аль-Гаут стали мусульманами. [33] При этом они решительно разорвали свой давний союз с Бану Асад и Бану Гатафан . [34]

Отступнические войны

[ редактировать ]

После смерти Мухаммеда в 632 году несколько арабских племен восстали против его преемника Рашидуна , халифа Абу Бакра , перейдя на сторону Тулайхи из Бану Асад. По словам историка Эллы Ландау-Тассерон, преданность Тайи во время последовавших за этим войн Ридда является «широко спорным вопросом». [35] Некоторые мусульманские традиции утверждают, что все тайи остались приверженцами ислама, в то время как Сайфа ибн Умара традиция утверждает, что все они отступили. Ландау-Тассерон утверждает, что ни одна крайность не является правильной: некоторые лидеры Тайя, прежде всего Ади ибн Хатим, сражаются на стороне мусульман, а другие присоединяются к повстанцам. Однако повстанцы-тайиды не вступали в прямой конфликт с мусульманами. [35]

Мухаммед поручил Ади собирать садаку (дань) с Тайя и Бану Асад. [36] После смерти Мухаммеда и возникшего в результате хаоса среди мусульман и веры в то, что ислам неизбежно рухнет, те из тайев, которые заплатили свою садаку (в данном случае 300 верблюдов) Ади, потребовали вернуть своих верблюдов, иначе они восстанут. [36] Ади либо посоветовал им отказаться от этого требования, потому что ислам переживет смерть Мухаммеда, и их будут считать предателями, либо пригрозил сражаться против них, если они восстанут. [36] После этой встречи мнения современных и ранних мусульманских историков разошлись. [36] Совершенно очевидно, что Ади сыграл важную роль в предотвращении того, чтобы большая часть мятежных кланов Тайя фактически воевали с мусульманами, и в предотвращении нападения мусульман на Тайя. [36] Когда он услышал новости об отправке Абу Бакром мусульманской армии против тайев в Сирии, он попытался остановить их марш, тайно переправив спорные 300 верблюдов Абу Бакру, в результате чего тайи стали первым племенем, заплатившим садаку . восхваляемый сподвижниками Мухаммеда. [36]

Очевидно, что традиционные соперники Ади внутри Тайя из Бану Набхан (во главе с сыном Зайда Мухалхилом) и Бану Лам (во главе с Сумамой ибн Аусом) или, по крайней мере, некоторые из их членов присоединились к Тулайхе в Бузахе (в северном Неджде). ), в то время как другие их члены также дезертировали, но остались в Джебель-Тайе. [37] Ади убедил последних вернуться в ислам, на что они согласились. [38] Однако они отказались бросить своих соплеменников в Бузахе, опасаясь, что Тулайха возьмет их в заложники, если обнаружит, что они присоединились к мусульманам. [38] Таким образом, Ади и мусульманские тайиды разработали стратегию, чтобы заманить тайев в лагерь Тулайхи и вернуть их в Джебель-Тай, выдвинув ложное заявление о том, что мусульмане напали на них. [38] Когда отступнические тайиды достигли своих соплеменников в Джебель-Тайе, вдали от Тулайхи, они обнаружили ложную тревогу и были убеждены воссоединиться с исламом. [38] При этом весь Аль-аль-Гаут вернулся на мусульманскую сторону. [38] Однако Аль-Джадила продолжала восставать, и мусульманский командир Халид ибн аль-Валид собирался выступить против них. [38] Его остановило заступничество Ади, который смог обеспечить лояльность Аль-Джадилы посредством дипломатии. [38]

в сентябре 632 года тайи Аравии твердо стояли на стороне мусульман Все мусульманские традиции сходятся во мнении, что к моменту битвы при Бузахе . [39] Предположительно, тайям по их просьбе было предоставлено собственное знамя в мусульманской армии, что было свидетельством их влияния, поскольку только ансары ( ядро мусульманских сил) имели собственное знамя. [40] В битве при Бузахе против Тулайхи Ади и Мукниф ибн Зайд, которые, в отличие от другого сына Зайда, Мухалхила, с самого начала сражались бок о бок с мусульманами, командовали правым и левым крылом мусульманской армии. [40] сообщил, Пресвитер Фома что «Тайай д-Мхмт» сражались с римлянами в 12 милях к востоку от Газы в 634 году.

Завоевания Рашидуна

[ редактировать ]

В битве у Моста против Сасанидов в 634 году участвовал другой сын Зайда, Урва, и, как сказал аль-Баладхури , он «сражался так яростно, что его действия были оценены как действия целой группы людей». ". [41] Во время битвы представители христианского племени Тайи на стороне Сасанидов перешли на сторону мусульманской армии, предотвратив неминуемое разгром мусульман. [42] [43] Среди тех, кто дезертировал, был поэт Абу Зубайд ат-Таи. [41] Позже Урва сражался в битве при Аль-Кадисии и погиб, сражаясь с дайламитами . [44] Члены племени Аль-Джадила, базирующиеся в Киннасрине, не присоединились к своим арабским коллегам и сражались бок о бок с византийцами во время мусульманского завоевания Сирии . [11] Мусульманский генерал Абу Убайда ибн аль-Джарра встретил их во время хадира в 638 году, после чего многие согласились принять ислам, хотя большая часть осталась христианкой и согласилась платить джизью (подушный налог). [11] [23] Через несколько лет большинство христианских соплеменников, за некоторыми исключениями, стали мусульманами. [23]

Омейядский период

[ редактировать ]

Во время первой мусульманской гражданской войны тайи под предводительством Ади были решительными сторонниками Али против Омейядов . [33] Они сражались вместе с ним в Верблюжьей битве и битве при Сиффине в 656 и 657 годах соответственно. [33] Во время последней битвы был убит вождь племени Саид ибн Убайд ат-Таи. [45] В отличие от тайев Аравии, тайи в Сирии во главе с Хабисом ибн Саадом ат-Таи присоединились к Омейядам, которые назначили Хабиса командиром Джунд Химса . [11] [46] В ходе противостояния двух сторон в Ираке Хабис был убит. [46] Хабис был дядей по материнской линии сына Ади, Зайда, и последний был возмущен его убийством, что побудило его найти и убить сторонника Али, члена Бану Бакр, ответственного за смерть Хабиса. [46] Поступок Зайда был резко осужден Ади, который пригрозил передать его Али, что побудило Зайда перейти на сторону Омейядов. После этого Ади сгладил возникшую напряженность в отношениях с лагерем Али, подтвердив свою лояльность. [46] Омейяды в конечном итоге одержали победу и основали халифат достиг Индийского субконтинента , который к началу 8 века . Полководец тайидов по имени аль-Касим ибн Талаба ибн Абдулла ибн Хасн сыграл важную роль в завоевании Синда Омейядами в 712 году, убив в бою индуистского короля страны Раджу Дахира . [11] [47]

Период Аббасидов

[ редактировать ]

Аббасиды Революции оспаривали лидерство халифата и обогнали Омейядов в ходе так называемой Аббасидов в середине 8 века. Лидером движения Аббасидов в Хорасане на северо-востоке Персии был член тайя Кахтаба ибн Шабиб . [11] Племя преуспевало во время правления Аббасидов. [11] Выдающимся ахбари (передатчиком хадисов ) в начале 9 века был тайид по имени аль-Хайсам ибн Ади (умер в 822 г.). [11] [48] В 9 веке также появились два крупных поэта тайя: Абу Таммам и аль-Бухтури . [11] Первый, автор антологии Хамаса , возможно, не был действительным членом племени, но принял это племя как свое собственное. [ нужна ссылка ]

Власть Аббасидов в Сирии и Ираке значительно ослабла после начала « Анархии в Самарре » в 861 году, в результате которой обширные просторы сирийской и Аравийской пустынь остались без государственного контроля. [49] В этот период Тайи доминировали в южной части Сирийской пустыни, Бану Килаб доминировали в северной части, а Бану Кальб доминировали в центральной Сирии. [49] Последнее племя, присутствие которого в регионе предшествовало мусульманскому завоеванию и миграции тайи и килаб, было в значительной степени оседло , в то время как тайи и килаб, будучи относительными новичками в регионе, все еще оставались высокомобильными кочевыми группами. [50] По словам Камаля Салиби , «на самом деле главным военным преимуществом Тайя была их бедуинская быстрота передвижения». [50] Более того, прочные связи, которые тайи Сирии поддерживали со своими североаравийскими коллегами в Джебель-Тайе, сделали их практически независимыми и склонными к восстанию против различных мусульманских государств в Сирии и Ираке. [50]

Тайи поселились в Трансиордании и горах Билад аль-Шарат между Трансиорданией и Хиджазом. [51] Здесь они впервые привлекли внимание в 883 году, когда подняли восстание, охватившее южную Сирию и северный Хиджаз. [52] Восстание Тайя препятствовало прохождению ежегодного каравана хаджа из Дамаска в Мекку, пока оно не было подавлено правителем Хумаравайхом Тулунидов ( 884–896) в 885 году. [52] До конца правления Хумаравайха тайи оставались подавленными, возможно, из-за помощи более старых арабских племен, таких как Джухам и Лахм . [52] Однако закон и порядок снова нарушились во время правления преемников Хумаравайха Джайша и Харуна между 896 и 904 годами. [52] Это совпало с ростом силы анархистского карматского движения в восточной Аравии и южном Ираке. [52] Тайи объединились с карматами, чтобы установить свое господство на юге Сирии; Вероятно, при поддержке карматов тайи подняли восстание между Сирией и Хиджазом в 898 году, во время которого они грабили караваны и нарушали пути сообщения. [52]

Фатимидский период

[ редактировать ]

Когда в 968 году карматы напали на Ихшидидами контролируемую Палестину, , ведущий клан тайидов Джарра пришел вместе с ними и прочно обосновался в стране. [53] Однако при вождях Джаррахидов Тайи помогали Фатимидам , победившим Ихшидидов, против карматов в 971 и 977 годах. [53] Во время последнего случая вождь Джаррахидов Муфарридж ибн Дагфал захватил прокарматского мятежника Алптакина и передал его Фатимидам в обмен на большое вознаграждение. [53] В обмен на его поддержку Муфарридж был назначен Фатимидами губернатором Рамлы , традиционной мусульманской столицы Палестины. [53] Муфарридж также был выдающимся вождем племени Бану Тай в целом, что давало ему власть над своими бедуинскими и крестьянскими родственниками на территории, простирающейся от побережья Палестины на восток через Балку до традиционной родины Тайи в северной Аравии. [53] Хотя его назначение на Фатимидов принесло ему престиж, племенная власть Муфарриджа была источником его независимой власти. [53] Регион, в котором доминировали тайиды, был местом расположения сухопутных путей, соединяющих Египет , Сирию, Ирак и Аравию. Это дало Муфарриджу значительные рычаги влияния на Фатимидов, которые, таким образом, не могли позволить себе оттолкнуть его и рисковать тем, что он перейдет на сторону соперников Фатимидов в Ираке, Бувайхидов . [53]

В 981–82 годах отношения между Джаррахидами и Фатимидами рухнули, и первые были изгнаны из Палестины. [54] Позднее, в 982 году, они разграбили караван паломников, совершавших хадж , затем уничтожили армию Фатимидов в Айле , прежде чем потерпели поражение и были вынуждены бежать на север, в сторону Хомса . [55] Между тем и смертью Муфарриджа в 1013 году Тайи меняли лояльность между различными региональными державами, включая Фатимидов, византийцев и Хамданидов турецкого губернатора Хомса Бакджура . К моменту смерти Муфарриджа Джаррахиды восстановили свое доминирующее положение в Палестине. [54] Сын Муфарриджа, Хасан, поддерживал отношения с Фатимидами при халифе аль-Хакиме , но когда последний исчез, отношения Хасана с его преемником ухудшились. [56]

В 1021 году Бану Набхан во главе с Хамадом ибн Удаем осадил караван паломников Хорасани в Файде, несмотря на то, что недалеко от Джебель-Тайя ему заплатил хорасанский султан Махмуд Газни . [57] В этот период, в 1025 году, Тайи заключили соглашение с Килабом и Калбом, согласно которому Хасан ибн Муфарридж из Тайя правил Палестиной, Синан ибн Сулейман из Калба правил Дамаском, а Салих ибн Мирдас из Килаба правил Алеппо. Вместе они разгромили карательную экспедицию Фатимидов, посланную халифом аз-Захиром в Аскалон , а Хасан завоевал Аль-Рамлу. [58] Альянс распался, когда калбы перешли на сторону Фатимидов, которые решительно разбили тайев и килабов возле Тивериадского озера в 1029 году, что побудило Хасана и его соплеменников бежать на север. [58]

Тайи заключили союз с византийцами, и по приглашению последних 20-тысячные сирийские тайи перенесли свои лагеря из окрестностей Пальмиры на равнину ар-Рудж, недалеко от удерживаемой византийцами Антиохии , в 1031 году. [58] Тайи продолжали сражаться вместе с византийцами под предводительством Хасана и его сына Аллафа, защищая Эдессу от Нумайридов и Марванидов в 1036 году. наступлений [58] В 1041 году Джаррахиды восстановили контроль над Палестиной, но Фатимиды продолжали вести против них войну. [58] Джаррахиды продолжали подрывать правление Фатимидов, пока Фатимиды не были изгнаны из Сирии и Палестины в 1071 году. [59]

Поздняя исламская эпоха

[ редактировать ]

С окончанием эпохи Фатимидов в Сирии и Палестине потомки Муфарриджа поступили на службу мусульманским государствам региона, сначала в кадетские ветви империи Сельджуков , начиная с буридов Дамаска, [58] затем их преемники -зенгиды , пришедшие править всей Сирией и Верхней Месопотамией . [60] Временами тайи сражались бок о бок с крестоносцами , завоевавшими в 1098–1100 годах сирийские прибрежные районы, включая Палестину. [58] К концу XI века ветвь Бану Рабиа Тайи (прямые потомки Муфарриджа) и Мазьядидская ветвь Бану Асад были последними влиятельными арабскими племенами в Сирии и Ираке, а остальные «исчезли из политическая карта», по словам историка Мустафы А. Хияри. [61]

Распределение племен в сирийских и северно-аравийских пустынях существенно изменилось к концу XII века в результате упадка нескольких крупных племен, экспансии других, а именно тайев, и постепенной ассимиляции значительной части бедуинского населения с оседлыми жителями. . [62] Тайи остались преобладающим племенем всей сирийской степи , Верхней Месопотамии, Неджда и северного Хиджаза . [60] Дивизии Тайя и их соответствующие территории в то время были следующими: Аль Фадл Бану Рабиа контролировал регионы Хомс и Хама на восток до Калат-Джабара в долине Евфрата и на юг вдоль долины через Басру и, в конечном итоге, на юг. в район Аль-Вашм в центральном Неджде; Аль-Мира Бану Рабиа контролировала Голанские высоты и территорию к югу от поля аль-Харра к северу от Мекки ; ветвь Аль-Али Аль-Фадла контролировала регион Гута вокруг Дамаска и на юго-востоке до Таймы и аль-Джауфа в северном Неджде; Шаммар ; и Бану Лам контролировали Джебель-Аджу и Джебель-Сальму Гузайя владела территориями в некоторых частях Сирии, Хиджаза и Ирака, которые контролировались Бану Рабиа. [63] В Нижнем Египте сунбисская ветвь тайй жила в районе Бухайра , в то время как ветвь Талаба населяла территорию, простирающуюся от средиземноморского побережья Египта на северо-восток до аль-Харрубы в западной Галилее . [64] Талаба пользовались особым влиянием в районе аль-Шаркия в дельте Нила . [64] Бану Джарм , населявшие территорию, простирающуюся от Газы до северного побережья Палестины, [64] согласно одним источникам, они также были племенем тайидов, а другие считают их выходцами из племени Кудаа . [65] [66]

Во время правления мамлюков бедуины Сирии использовались в качестве вспомогательных сил в войнах мамлюков с монголами, базировавшимися в Ираке и Анатолии. В центральной и северной Сирии бедуины перешли под власть эмиров Аль-Фадла в их качестве потомственных должностных лиц поста амира аль-Араба (командующего бедуинов), начиная с эмира Исы ибн Муханны (годы правления 1260–1284). ). Эмиры Аль-Мира занимали аналогичную, но более низкую должность на юге Сирии, и ее выдающийся эмир был известен как Малик аль-Араб (король бедуинов). [67] В аль-Шаркии талаба, чьи лагеря находились недалеко от резиденции правительства мамлюков, получили задание поддерживать и защищать барид (почтовый маршрут) в своем районе и иногда назначались на правительственные должности. [64] Тайи в Сирии и Египте были обязаны поставлять мамлюкам арабских лошадей для использования в армии и баридах . [64] Султан ан-Насир Мухаммад имел особую привязанность к бедуинам и поддерживал прочные отношения с племенами Сирии и Египта. Однако после его смерти отношения государства с бедуинами ухудшились. Талаба покинули свой полупостоянный лагерь в аль-Шаркие, чтобы мародерствовать по всей стране, и присоединились к восстанию племени аль-Аид в середине 14 века. [68]

  1. ^ Перейти обратно: а б Бройу 1936, с. 624.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Ландау-Тассерон 1998, стр. 85–86.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Ибн Абд Раббих, изд. Буллата, 2011, с. 294.
  4. ^ Перейти обратно: а б Ибн Абд Раббих, изд. Буллата 2011, с. 295.
  5. ^ Поппер, Уильям (1955). Египет и Сирия под властью черкесских султанов, 1382–1468 гг. Н.э.: Систематические примечания к «Хроникам Египта» Ибн Тагри Берди, тома 15–17 . Издательство Калифорнийского университета. п. 4.
  6. ^ Коэн, Амнон; Льюис, Бернард (1978). Население и доходы в городах Палестины в шестнадцатом веке . Издательство Принстонского университета. п. 134. ИСБН  9781400867790 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с Ибн Халдун, Абд ар-Рахман ибн Мухаммад (1967). Давуд, Нью-Джерси (ред.). Мукаддима: Введение в историю . Перевод Розенталя, Франца. Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 99–100. ISBN  9780691017549 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Фаттах, Хала (2009). Краткая история Ирака . Факты в файле, Inc. 127 . ISBN  9780816057672 .
  9. ^ Аль-Хаками, Наджм ад-Дин Омара (1802 г.). Кей, Генри Касселс (ред.). Яман, его раннесредневековая история . Лондон: Эдвард Арнольд. п. 217 .
  10. ^ Ретсо, январь (4 июля 2003 г.). Арабы в древности: их история от ассирийцев до Омейядов . Рутледж . п. 704. ИСБН  978-0-7007-1679-1 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Шахид 2000, с. 402.
  12. ^ Шахид 1986, с. 126.
  13. ^ Абу Иззедин 1993, с. 9.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Шахид 1989, с. 117.
  15. ^ Б.Г. Франгер (2000), «Таджик», Энциклопедия ислама , том. X, Лейден: Э.Дж. Брилл, ISBN   90-04-11211-1 , страницы 62–64.
  16. ^ Паркер, С. Томас (1986). Римляне и сарацины: история арабской границы . Американские школы восточных исследований. п. 150. ИСБН  9780897571067 .
  17. ^ Шахид 1989, с. 266.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и Грейтрекс, Джеффри; Лью, Сэмюэл Северная Каролина, ред. (2002). Римская восточная граница и персидские войны 363–628 гг. Н. Э., Часть 2 . Лондон: Рутледж. п. 49. ИСБН  0-415-14687-9 .
  19. ^ Шахид 1989, стр. 115–116.
  20. ^ Заринкуб, Абд аль-Хусейн (1975). «Арабское завоевание Ирана и его последствия». Во Фрае, Р.Н. (ред.). Кембриджская история Ирана, Том 4: Период арабского вторжения сельджуков (PDF) . Издательство Кембриджского университета. п. 3.
  21. ^ Шахид 1989, с. 304.
  22. ^ Али, Мулави Чераг (1885). Критическое изложение народного «джихада»: демонстрация того, что все войны Мухаммеда были оборонительными и что агрессивная война или принудительное обращение в веру не разрешены в Коране: с приложениями, доказывающими, что мировой «джихад» не означает экзегетически» войны», и что рабство не санкционировано Пророком Ислама . Калькутта: Такер, Спинк и компания. стр. xlii – xliii.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и Встреча 1916, с. 224.
  24. ^ Шахид 1995, с. 338.
  25. ^ Аль-Анбари, Абу Мухаммад аль-Касим ибн Мухаммад (1918). Лайалл, Чарльз Джеймс (ред.). Муфаддилят: Антология древних арабских од, составленная «Аль-Муфаддал, сын Мухаммеда», том 2 . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 268.
  26. ^ Перейти обратно: а б с Доннер, Фред М. (1993). Яр-Шатер, Эхсан (ред.). История ат-Табари, Том. 10: Завоевание Аравии . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 68. ИСБН  9780791496848 .
  27. ^ Перейти обратно: а б с д Сиддики 1987, с. 89.
  28. ^ Перейти обратно: а б Сиддики 1987, с. 90.
  29. ^ Сиддики 1987, стр. 89–90.
  30. ^ Перейти обратно: а б Ландау 1984, с. 62.
  31. ^ Перейти обратно: а б с д и Хайкал, Мухаммад Хусейн (1976). Жизнь Мухаммеда . Американские трастовые публикации. стр. 463–464. ISBN  9789839154177 .
  32. ^ Ландау 1984, с. 57.
  33. ^ Перейти обратно: а б с Омидсалар, Махмуд (2003). «Хатем Тай». В Яр-Шатер, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том 12 . Кеган Пол. стр. 57–58.
  34. ^ Патель, Дэвид Сиддхартха (2007). Ислам, информация и социальный порядок: стратегическая роль религии в мусульманских обществах . Стэнфордский университет. п. 140.
  35. ^ Перейти обратно: а б Ландау-Тассерон 1984, с. 53.
  36. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ландау-Тассерон 1984, с. 54.
  37. ^ Ландау-Тассерон 1984, с. 59.
  38. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ландау-Тассерон 1984, стр. 60–61.
  39. ^ Ландау-Тассерон 1984, с. 66.
  40. ^ Перейти обратно: а б Ландау-Тассерон 1984, с. 64.
  41. ^ Перейти обратно: а б Встреча 1916, с. 404.
  42. ^ Арнольд, Томас Уокер (1896). Проповедь ислама: история распространения мусульманской веры . Вестминстер: Арчибальд Констебль и компания. п. 44 .
  43. ^ Графтон, Дэвид (2003). Христиане Ливана: политические права в исламском праве . Лондон: Академические исследования Тавриды. ISBN  9781860649448 .
  44. ^ Бланкиншип, Халид Яхья (1993). История ат-Табари, Том. 11: Вызов Империям . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 209. ИСБН  9780791496848 .
  45. ^ Маделунг 1997, с. 166.
  46. ^ Перейти обратно: а б с д Маделунг 1997, с. 246.
  47. ^ Патан, Мумтаз Хусейн (1974). Арабское королевство аль-Мансура в Синде . Синд: Институт синдологии, Университет Синда. п. 46.
  48. ^ Аль-Джемай, Авад М. (1984). «Аль-Хайсам ибн Ади-Исследование» . Хамдард Исламус . 7 . Национальный фонд Хамдарда: 105.
  49. ^ Перейти обратно: а б Линтаси 1977, с. 43.
  50. ^ Перейти обратно: а б с Линтаси 1977, с. 85.
  51. ^ Линтаси 1977, с. 47.
  52. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Линтаси, стр. 47–48.
  53. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Линтаси 1977, с. 91.
  54. ^ Перейти обратно: а б Канард, с. 483.
  55. ^ Канард, стр. 619–620.
  56. ^ Утка, с. 621.
  57. ^ Босворт, КП «Файд». В Бирмане, ПиДжей; и др. (ред.). Энциклопедия ислама (2-е изд.). Лейден: Брилл.
  58. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Канард, с. 622.
  59. ^ Линтаси 1977, с. 93.
  60. ^ Перейти обратно: а б Хияри 1975, с. 513.
  61. ^ Хияри 1975, стр. 511–512.
  62. ^ Уилл 1975, с. 512.
  63. ^ Хияри 1975, стр. 512–513.
  64. ^ Перейти обратно: а б с д и Сато, с. 98.
  65. ^ Рабин, Хаим (1951). Древняя Западно-Аравийская . Иностранная пресса Тейлора. п. 24.
  66. ^ Публикации Калифорнийского университета: семитская филология, тома 15–18 . Издательство Калифорнийского университета. 1955. с. 6.
  67. ^ Готово, с. 517.
  68. ^ Леванони, с. 182.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: df19ef8526ac0a0f7cbf0cd62411c5fa__1719323340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/df/fa/df19ef8526ac0a0f7cbf0cd62411c5fa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tayy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)