Битва на верблюде
( Верблюжья битва араб . مَعْرَكَة اَلْجَمَلِ , латинизированная : Маракат аль-Джамал ) произошла недалеко от Басры , Ирак , в 36 г. хиджры (656 г. н.э.). Битва велась между армией четвертого халифа Али ( годы правления 656–661 ), с одной стороны, и армией повстанцев во главе с Аишей , Тальхой и Зубайром , с другой стороны. Али был двоюродным братом и зятем исламского пророка Мухаммеда , а Аиша была вдовой Мухаммеда, видными соратниками которого были Тальха и Зубайр . Али вышел победителем из битвы, Тальха и Зубайр были убиты, а после этого Аишу отправили обратно в Хиджаз . Триумвират восстал против Али, якобы чтобы отомстить за убийство третьего халифа Усмана ( годы правления 644–656 ), хотя известно, что Аиша и Тальха активно выступали против него. Все трое также призвали отстранить Али от должности и создать курайшитский совет ( шуру ) с Тальхой и Зубайром для назначения его преемника.
Фон
[ редактировать ]Оппозиция Усману
[ редактировать ]Али часто обвинял третьего халифа Усмана в отклонении от Корана и Сунны . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] и к этой критике к нему присоединилось большинство старших товарищей, включая Тальху и Зубайра. [ 8 ] [ 10 ] Усмана также широко обвиняли в кумовстве. [ 11 ] коррупция, [ 12 ] [ 13 ] и несправедливость, [ 14 ] и Али, как известно, протестовал против своего поведения, [ 15 ] включая его щедрые подарки своим родственникам. [ 16 ] [ 9 ] Али также защищал откровенных товарищей, таких как Абу Зарр и Аммар . [ 17 ] против гнева халифа. [ 18 ] В ранних источниках Али фигурирует как оказывающий сдерживающее влияние на Усмана, но не противостоящий ему напрямую. [ 17 ] Некоторые сторонники Али были частью оппозиции Усману. [ 19 ] [ 20 ] к их усилиям присоединился Талха [ 21 ] и Зубайр, которые были сподвижниками Мухаммеда , и его вдовы Аиши . [ 22 ] [ 19 ] Последняя критиковала Усмана за религиозные новшества и кумовство, но также возражала ему за сокращение ее пенсии. [ 23 ] Среди сторонников Али были Малик аль-Аштар ( ум. 657 ) и другие религиозно образованные люди. [ 24 ] курра ( букв. « Читатели Корана » ). [ 9 ] Они хотели видеть Али следующим халифом, хотя нет никаких свидетельств того, что он общался с ними или координировал свои действия. [ 25 ] Сообщается также, что Али отклонил просьбу возглавить повстанцев. [ 7 ] [ 26 ] хотя он мог бы сочувствовать их обидам, [ 27 ] [ 26 ] и поэтому считался естественным центром внимания оппозиции, [ 28 ] [ 29 ] хотя бы морально. [ 7 ] Также вероятно, что некоторые соратники поддержали протесты в надежде либо свергнуть Усмана, либо свергнуть Усмана. [ 19 ] или изменить свою политику, [ 30 ] тем самым недооценивая серьезность оппозиции Усману. [ 30 ]
Убийство Усмана
[ редактировать ]начали прибывать группы недовольных из провинций По мере того, как их недовольство росло, в 35/656 г. в Медину . [ 31 ] С первой попытки, [ 32 ] Египетская оппозиция обратилась за советом к Али, который убеждал их послать делегацию для переговоров с Усманом, в отличие от Тальхи и Аммара ибн Ясира , которые могли бы побудить египтян наступать на город. [ 33 ] Али аналогичным образом попросил иракскую оппозицию избегать насилия, и это было услышано. [ 34 ] Он также выступал посредником между Усманом и провинциальными диссидентами. [ 31 ] [ 35 ] [ 27 ] более одного раза [ 36 ] для решения своих экономических [ 37 ] и политические [ 31 ] обиды. В частности, он вел переговоры и гарантировал от имени Усмана обещания, которые убедили повстанцев вернуться домой и положили конец первой осаде. [ 38 ] [ 31 ] Затем Али призвал Усмана публично покаяться, что он и сделал. [ 39 ] Однако вскоре халиф отказался от своего заявления, возможно, потому, что его секретарь Марван убедил его, что покаяние только придаст смелости оппозиции. [ 40 ] По пути домой несколько египетских повстанцев перехватили официальное письмо с приказом о наказании. Теперь они вернулись в Медину и во второй раз осадили резиденцию Усмана, требуя, чтобы он отрекся от престола. Халиф отказался и заявил, что не знал о письме. [ 41 ] за что Марвана часто обвиняют в ранних источниках. [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] Али и еще один товарищ встали на сторону Усмана по поводу письма: [ 41 ] и подозревал Марвана, [ 45 ] в то время как отчет суннита аль-Баладхури ( ум. 892 ) предполагает, что халиф обвинил Али в подделке письма. [ 45 ] Вероятно, это произошло тогда, когда Али отказался и дальше ходатайствовать за Усмана. [ 41 ] [ 28 ] То, что за письмом стоял Али, также считает Леоне Каэтани ( ум. 1935 ). Джорджио Леви делла Вида ( ум. 1967 ) не уверен в этом, а Вильферд Маделунг категорически отвергает это обвинение, заявляя, что оно «расширяет воображение» при отсутствии каких-либо доказательств. [ 45 ] В свою очередь, он обвиняет Марвана, [ 42 ] воинственный секретарь Усмана, [ 46 ] в то время как Хью Н. Кеннеди считает Усмана ответственным за письмо. [ 47 ] Халиф был убит вскоре после этого, в последние дни 35 года хиджры (июнь 656 г.) египетскими повстанцами. [ 42 ] во время рейда на его резиденцию в Медине. [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ]
Роль Али в убийстве
[ редактировать ]Али не играл никакой роли в смертельном нападении. [ 7 ] [ 52 ] и его сын Хасан был ранен во время охраны осажденной резиденции Усмана по просьбе Али. [ 53 ] [ 54 ] [ 19 ] [ 53 ] Он также убедил повстанцев не препятствовать доставке воды в дом Усмана во время осады. [ 41 ] [ 17 ] Помимо этого, историки расходятся во мнениях относительно его мер по защите третьего халифа. [ 30 ] Али представлен ат-Табари ( ум. 923 ) как честный переговорщик, искренне заботящийся об Усмане. [ 55 ] Хусейн М. Джафри ( ум. 2019 г. ) и Маделунг подчеркивают многочисленные попытки Али к примирению. [ 19 ] [ 56 ] а Мартин Хиндс ( ум. 1988 ) считает, что Али не мог сделать для Усмана ничего большего. [ 17 ] Реза Шах-Каземи указывает на «конструктивную критику» Али Усмана и его неприятие насилия. [ 57 ] в то время как Муджан Момен пишет, что Али был посредником между Усманом и повстанцами, призывая первого изменить свою политику и отказываясь от просьб вторых возглавить их. [ 26 ] Это похоже на точку зрения Джона МакХьюго, который добавляет, что Али отступил в отчаянии, когда его мирные усилия были сорваны Марваном. [ 28 ] Фред Доннер и Роберт Глив предполагают, что Али был непосредственным бенефициаром смерти Усмана. [ 30 ] [ 8 ] Это оспаривает Маделунг, который утверждает, что Аиша не стала бы активно выступать против Усмана, если бы Али был главным инициатором восстания и его будущим бенефициаром. [ 58 ] Он и другие наблюдают враждебность Аиши к Али. [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ] который всплыл сразу после его вступления на престол в Верблюжьей битве. [ 58 ] Лаура Вечча Вальери ( ум. 1989 ) отмечает, что Али отказался возглавить восстание, но сочувствовал им и, возможно, согласился с их призывами к отречению. [ 62 ] Хоссейн Наср и Асма Афсаруддин , [ 53 ] Леви делла Вида, [ 43 ] и Юлиус Веллхаузен ( ум. 1918 ) считают, что Али оставался нейтральным, [ 63 ] в то время как Каэтани называет Али главным виновником убийства Усмана, хотя доказательства говорят об обратном. [ 64 ] Махмуд М. Аюб ( ум. 2021 г. ) отмечает часто проомейядскую позицию западных классических востоковедов, за исключением Маделунга. [ 65 ]
Али и возмездие Усману
[ редактировать ]Али открыто критиковал поведение Усмана, хотя в целом он не оправдывал его насильственную смерть и не осуждал убийц. [ 66 ] [ 67 ] Хотя он и не одобрял убийство, [ 68 ] Али, вероятно, возложил на Усмана ответственность за его несправедливость за протесты, которые привели к его смерти. [ 66 ] [ 69 ] точка зрения, в которой Исмаил Пунавала цитирует Вакат Сиффин . [ 31 ] Маделунг поддерживает это решение Али с судебной точки зрения, заявляя, что Усман, вероятно, не санкционировал убийство Нияра ибн Ияда Аслами, которое спровоцировало смертельный рейд на его резиденцию, но он препятствовал правосудию, предотвращая расследование убийства. опасаясь, что за этим стоит его помощник Марван. [ 70 ] Тем не менее, в своих письмах к Муавии ( годы правления 661–680 ) и в других местах: [ 71 ] [ 72 ] [ 73 ] Али настаивал на том, что в свое время он привлечет убийц к ответственности. [ 74 ] [ 73 ] [ 68 ] вероятно, после установления его власти. [ 75 ] Цитируя шиитов аль-Якуби ( ум. 897–898 ) и Ибн А'сама аль-Куфи , Аюб предполагает, что Усмана убила толпа из разных племен, и что Али не мог наказать их, не рискуя широкомасштабным межплеменным конфликтом, даже если он мог их идентифицировать. [ 76 ] Здесь Фархад Дафтари и Джон Келси говорят, что настоящие убийцы вскоре сбежали (Медина) после убийства. [ 20 ] [ 77 ] точка зрения, в которой Джафри цитирует ат-Табари. [ 78 ] С Али был тесно связан Малик аль-Аштар, лидер Курры . [ 9 ] [ 79 ] который возглавил делегацию Куфана против Усмана, [ 80 ] хотя они и прислушались к призыву Али к ненасилию, [ 34 ] и не участвовал в осаде резиденции Усмана. [ 34 ] Ведущим египетским повстанцем, связанным с Али, был его пасынок Мухаммад ибн Аби Бакр , который предположительно был среди тех, кто убил Усмана. [ 75 ] Некоторые авторы отвергли это обвинение. [ 81 ] [ 82 ] хотя большинство, похоже, согласны с тем, что Мухаммед посетил Усмана незадолго до его смерти и упрекнул его за его поведение. [ 81 ] Эти двое мужчин и некоторые другие сторонники Али были причастны Муавией к убийству Усмана. [ 83 ] [ 20 ] Таким образом, некоторые авторы предполагают, что Али не хотел или не мог наказать этих людей. [ 20 ] [ 84 ] [ 85 ] Месть за Усмана вскоре стала поводом для двух восстаний против Али. [ 86 ] [ 87 ]
Выборы Али
[ редактировать ]Когда Усман был убит в 656 году египетскими повстанцами, [ 42 ] потенциальными кандидатами на халифат были Али и Тальха. Омейяды бежали из Медины, а провинциальные повстанцы и ансары (ранние мединские мусульмане) контролировали город. Среди египтян Тальха пользовался некоторой поддержкой, но басранцы и куфанцы , прислушавшиеся к призыву Али к ненасилию, и большая часть ансаров поддержали Али. [ 88 ] Некоторые авторы добавляют (большинство) Мухаджирунов к приведенному выше списку сторонников Али. [ 31 ] [ 26 ] [ 30 ] [ 19 ] Ключевые вожди племен в то время также поддерживали Али. [ 89 ] Халифат был предложен этими группами Али, который поначалу не хотел его принимать. [ 26 ] [ 31 ] [ 8 ] говоря, что он предпочитает быть министром ( вазиром ). [ 90 ] В некоторых ранних сообщениях подчеркивается, что Али принял халифат, когда стало ясно, что он пользуется поддержкой народа. [ 8 ] сообщая также, что Али потребовал публичного присяги в мечети. [ 91 ] [ 90 ] [ 92 ] Возможно, он также принял халифат, чтобы предотвратить дальнейший хаос. [ 93 ] [ 35 ] но его выдвижение повстанцами привело к тому, что Али подвергся обвинениям в соучастии в убийстве Усмана. [ 7 ] Похоже, что Али лично никого не принуждал к залогу, в том числе Саада ибн Аби Ваккаса , Абдаллаха ибн Умара , [ 94 ] Саид ибн аль-Ас , аль-Валид ибн Укба и Марван, вероятно, отказались дать клятвы, некоторые из которых были мотивированы своей личной неприязнью к Али. [ 91 ] В целом Маделунг предполагает, что доказательств какого-либо насилия здесь меньше, чем в случае с Абу Бакром, хотя многие позже порвали с Али, утверждая, что они дали клятву под принуждением. [ 95 ] В то же время то, что большинство в Медине поддерживало Али, могло создать устрашающую атмосферу для тех, кто выступал против него. [ 96 ]
Оппозиция Али в Мекке
[ редактировать ]Тальха и Зубайр
[ редактировать ]Тальха и Зубайр, оба сподвижники Мухаммеда, претендовавшие на высокий пост, [ 97 ] [ 98 ] предложили свои обещания Али, но позже нарушили их, [ 99 ] [ 8 ] [ 100 ] после выхода из Медины под предлогом совершения умры (малого паломничества). [ 31 ] [ 68 ] Некоторые ранние сообщения предполагают, что дуэт дал Али клятву под давлением. [ 101 ] [ 97 ] [ 19 ] Ибн Аби Шайба ( ум. 849 ) пишет, что Тальха рассказал некоторым в Басре, что он дал клятву Али с мечом над головой в огороженном саду. [ 102 ] Хасан аль-Басри ( ум. 728 ) тоже рассказал, что видел, как Тальха и Зубайр давали клятву Али с мечом над головой в огороженном саду. [ 102 ] С другой стороны, отчет аль-Баладхури подразумевает, что Тальха добровольно выразил свою преданность Али. [ 90 ] в то время как другие сообщения Ибн Саада ( ум. 845 ), ат-Табари, [ 90 ] аль-Якуби ( ум. 897–8 ), аль-Куфи (девятый век) и Ибн Абд Раббих ( ум. 940 ) относят Тальху и Зубайра к числу первых, кто добровольно присягнул Али. [ 91 ] Лаура Вечча Вальери ( ум. 1989 ) рассматривает заявления о принуждении как вымышленное оправдание последующего нарушения пактов, заключенных Тальхой и Зубайром. [ 54 ] Глив аналогичным образом отвергает (суннитские) сообщения о том, что Тальха и Зубайр не дали клятвы или сделали это под принуждением, заявив, что эти отчеты отражают попытки их авторов предоставить более полный контекст их последующего восстания против Али в Верблюжьей битве. [ 8 ] Маделунг утверждает, что избрание Али не могло бы произойти без клятвы Тальхи, как главного соперника Али, но он также предполагает, что Тальха пришел на церемонию не добровольно и был затащен туда аль-Аштаром. [ 102 ] В качестве альтернативы Хамид Мавани ссылается на письмо в Нахдж аль-Балага , где Али упрекает Талху и Зубайра перед Верблюжьей битвой за то, что они нарушили свои клятвы после того, как добровольно предложили их. [ 103 ] Маделунг также считает легендарным сообщение аль-Табари об отказе Зубайра дать клятву. [ 96 ]
Аиша
[ редактировать ]
Незадолго до убийства Усмана Аиша призвала к смерти халифа. [ 58 ] [ 104 ] как сообщил аль-Баладхури. [ 105 ] Во время убийства она уже была в Мекке. [ 59 ] покинув Медину ранее для умры , [ 68 ] несмотря на призывы Усмана, который считал, что ее присутствие в Медине удержит повстанцев от нападения. [ 106 ] Когда она узнала о воцарении Али на обратном пути в Медину, она немедленно вернулась в Мекку и публично обвинила его в убийстве. [ 7 ] [ 58 ] говоря, что один кончик пальца Усмана лучше, чем весь Али. [ 58 ] Цитируя Тариха аль-Якуби и Тариха Абульфеду , шиит Мухаммад Х. Табатабай ( ум. 1981 ) также предполагает, что именно преемственность Али побудила Аишу к действию, а не убийство Усмана. [ 107 ] Некоторые авторы представляют Аишу как невольную политическую жертву в этой саге, например, аль-Якуби: [ 104 ] а некоторые говорят, что она желала мира, [ 108 ] в то время как другие подчеркивают ее центральную роль в мобилизации повстанческой партии против Али, [ 59 ] [ 106 ] в пользу ее близких родственников, а именно Талхи и Зубайра. [ 106 ] Эта последняя группа цитирует, что Аиша выступала с речами в Мекке и писала письма, чтобы заручиться поддержкой против Али. [ 108 ] [ 59 ] Она сделала это якобы для того, чтобы добиться справедливости для Усмана, хотя некоторые сомневаются в ее мотивах, говоря, что ранее она выступала против Усмана. [ 79 ] [ 68 ] [ 31 ] [ 104 ] Репрезентативной точкой зрения является точка зрения Веччиа Валььери, который пишет, что Аиша была противницей Усмана. Несмотря на то, что она не одобряла его убийство, Аиша не могла вынести того, чтобы стать свидетелем того, что Али, которого она глубоко ненавидела, получил выгоду от убийства. [ 54 ] Противодействие Аиши как Матери правоверных добавило убедительности последующему мекканскому восстанию против Али. [ 109 ] [ 90 ] Некоторые сообщения аль-Баладхури и аль-Якуби указывают на то, что Аиша также пыталась убедить Умм Саламу , еще одну вдову Мухаммеда, присоединиться к ней. [ 90 ] [ 110 ] По словам аль-Якуби, она отвергла это предложение и раскритиковала Аишу за нарушение исламского правила уединения для жен Мухаммеда. [ 110 ] Затем Умм Салама вернулась в Медину и присягнула Али, как сообщили аль-Баладхури и ат-Табари. [ 111 ] [ 90 ]
Омейяды
[ редактировать ]Омейяды бежали из Медины после убийства Усмана. [ 59 ] Среди них выделяется его секретарь Марван . [ 111 ] Большинство из них собралось в Мекке, хотя некоторые направились в Дамаск . [ 111 ] Таким образом, Мекка находилась в открытом восстании против Али. [ 112 ] и повстанцы нашли союзника в лице губернатора города Усмана Абдаллаха ибн Амира . [ 108 ] Омейяды присоединились к Тальхе и Зубайру в их противостоянии Али, хотя их цели были разными. [ 31 ] Возможно, они считали, что халифат был их правом после Усмана, предполагает Маделунг. [ 99 ] Действительно, некоторые из Омейядов позже покинули кампанию, поскольку им стало ясно, что Тальха и Зубайр рассчитывают на победу халифата. В их число входили Саид ибн аль-Ас и Абдаллах ибн Халид ибн Асид. Среди тех, кто остался с повстанцами, были сыновья Марвана и Усмана, а именно Абан и Валид. [ 113 ]
Требования и мотивы
[ редактировать ]Оппозиция Али осудила его снисходительность к повстанцам. [ 35 ] и обвинил его в соучастии в убийстве. [ 35 ] [ 99 ] [ 31 ] Они потребовали, чтобы Али наказал виновных в убийстве Усмана. [ 23 ] Они также призвали отстранить Али от должности и создать (курайшитский) совет ( шуру ) для назначения его преемника. [ 59 ] [ 109 ] Устранение Али, вероятно, было их основной целью, а не местью за Усмана. [ 109 ] [ 114 ] [ 79 ] [ 115 ] против которого Тальха, Зубайр, [ 19 ] [ 54 ] и Аиша [ 54 ] раньше был активен. В частности, Талха и Аиша, вероятно, написали в провинции письма с призывом разжечь волнения. [ 116 ] Халифат Али, возможно, расстроил политические амбиции Тальхи и Зубайра. [ 97 ] и курайшиты в целом. [ 52 ] В них Али представлял ансаров и низшие классы общества. [ 117 ] Опасаясь, что он положит конец их привилегированному статусу правящего класса ислама, [ 118 ] [ 52 ] Таким образом, курайшиты призвали Али защитить свои права. [ 52 ] Их опасения вскоре подтвердились, когда Али предоставил ансарам губернаторские должности. [ 118 ] Али также открыто заявлял о божественном и исключительном праве родственников Мухаммеда стать его преемником. [ 119 ] [ 120 ] что также поставило под угрозу будущие амбиции других курайшитов на лидерство. [ 121 ] Вместо Али оппозиция желала восстановить халифат курайшитов на принципах, заложенных Абу Бакром ( годы правления 632–634 ) и Умаром ( годы правления 634–644 ). [ 99 ]
С другой стороны, Тальха и Зубайр восстали после того, как Али отказался оказать им услугу. [ 72 ] [ 107 ] В частности, Али не предлагал этим двоим никаких должностей в своем правительстве. [ 54 ] в частности, губернаторства Басры и Куфы. [ 31 ] Однако существует одно сообщение аль-Якуби, согласно которому Али предложил губернаторство Йемена Талхе и правление аль-Ямамой и Бахрейном Зубайру, но они оба попросили еще больше, и Али отказался. [ 122 ] Для шиитов Табатабаи равное распределение казначейских средств между мусульманами Али вызвало недовольство Тальхи и Зубайра. [ 107 ] в то время как Хасан Аббас предполагает, что эти двое покинули корабль, когда Али начал отменять чрезмерные привилегии правящей элиты во время халифата Усмана, [ 123 ] при котором Тальха и Зубайр накопили значительное богатство. [ 124 ] Вечча Валььери предполагает, что триумвират Тальхи, Зубайра и Аиши выступил против Усмана с планами «умеренных» изменений после него, которые не были реализованы при Али. Тогда они восстали, потому что, видимо, опасались влияния на него экстремистов. [ 7 ] Аюб предполагает, что не только Тальха и Зубайр, эгалитарная политика Али вызвала недовольство у большей части курайшитов. [ 125 ] С другой стороны, отчет мутазилита Ибн Абил-Хадида ( ум. 1258 ) предполагает, что именно письмо Муавии убедило Тальху и Зубайра восстать. В письме им также предлагалась поддержка, если дуэт захватит контроль над Куфой и Басрой. [ 126 ]
Препараты
[ редактировать ]Марш повстанцев на Басру
[ редактировать ]В октябре 656 г. [ 59 ] под предводительством Аиши , Тальхи и Зубайра от шести до девятисот мекканских повстанцев двинулись на гарнизонный город Басра, [ 109 ] примерно в 1300 километрах от Хиджаза , где они не смогли собрать достаточной поддержки. [ 31 ] Военные усилия финансировались такими людьми, как Яла ибн Мунья, губернатор Йемена при Османе, который привез с собой в Мекку государственные средства. [ 127 ] [ 31 ] [ 59 ] Соперничая друг с другом за халифат, [ 128 ] [ 90 ] Говорят, что Тальха и Зубайр поссорились из-за того, что возглавили молитвы во время кампании. [ 129 ] [ 128 ] [ 54 ] в то время как Аиша была посредником между ними. [ 54 ] Что касается нее, то ат-Табари и некоторые другие пишут, что Аишу привела в уныние непрекращающийся вой собак в местечке под названием Хаваб по пути в Басру. [ 128 ] [ 54 ] Говорят, что это напомнило ей о предупреждении Мухаммеда своим женам: [ 54 ] «Придет день, когда собаки Хаваба будут лаять на одну из вас, и это будет день, когда она совершит явное заблуждение». [ 128 ] [ 130 ] Однако ее отговорили от каких-либо изменений планов. [ 128 ] [ 54 ]
Повстанческая оккупация Басры
[ редактировать ]Прибытие повстанцев и их пропаганда разделили жителей Басры за и против Али. [ 131 ] [ 54 ] хотя они в основном остались ему верны, [ 93 ] [ 132 ] [ 133 ] возможно, потому, что Али ранее сменил непопулярного губернатора Усмана [ 132 ] с праведным Усманом ибн Хунайфом из Ансара. [ 66 ] Некоторые, очевидно, выступили против Тальхи и его призыва к мести, поскольку видели его более ранние письма, в которых призывали к смерти Усмана. [ 90 ] После безрезультатного боя, [ 134 ] в ходе которого были убиты начальник полиции Али Хукайм ибн Джабала и многие другие, [ 54 ] [ 135 ] обе стороны согласились на перемирие до прибытия Али и повстанческой армии, которые затем разбили лагерь за пределами Басры. [ 134 ] Соглашение предусматривало, что резиденция губернатора, мечеть и казначейство должны оставаться под контролем губернатора, в то время как повстанцы могли свободно проживать там, где они пожелают. [ 90 ] Однако вскоре они совершили набег на город «холодной темной ночью с ветром и дождем». [ 134 ] [ 136 ] убив многих и захватив контроль над Басрой и ее казной. [ 137 ] [ 54 ] [ 90 ] Губернатора пытали, а затем заключили в тюрьму. [ 137 ] [ 54 ] но позже освобожден и выслан из города. [ 90 ] [ 54 ] Некоторые (суннитские) традиции восхваляют умеренность и самооборону повстанцев, хотя Векча Валььери отвергает их. Она говорит, что повстанцы, должно быть, спровоцировали насилие, поскольку им нужны были продовольствие и деньги, и им было невыгодно ждать Али. [ 54 ] Этот последний пункт также подтверждается Маделунгом. [ 134 ] Затем повстанцы попросили Басрана выдать тех, кто участвовал в осаде Усмана, и таким образом повстанцы убили около шестисот человек. Утверждается, что убийства и распределение городских припасов среди повстанцев побудили большое количество жителей Басры присоединиться к Али в боевых действиях. [ 54 ] В Басре Аиша написала письма с подстрекательством против Али, адресованные куфанцам и их губернатору, медянцам и Хафсе бинт Умар , еще одной вдове Мухаммеда. Последний, однако, отказался присоединиться к оппозиции. [ 90 ]
Марш Али на Басру
[ редактировать ]Али ранее отправился в преследование с примерно семью сотнями человек, но не смог вовремя перехватить повстанцев. [ 54 ] В ар-Рабаде он таким образом изменил направление на Куфу и отправил делегатов собрать там армию. [ 54 ] [ 138 ] Его первым делегатом был Хашим ибн Утба , племянник Саада ибн Аби Ваккаса , согласно аль-Баладхури и ад-Динавари ( ум. 895 ). [ 90 ] Когда губернатор Куфы Абу Муса аль-Ашари , [ 54 ] препятствовал военным усилиям, он был изгнан из города сторонниками Али, [ 139 ] который затем сверг губернатора, заявив, что он не нашел Абу Мусу заслуживающим доверия и что он сместил бы его раньше, если бы не совет аль-Аштара утвердить его после убийства Усмана. [ 138 ] Затем Али послал своего сына Хасана и Аммара ибн Ясира или самого аль-Аштара, чтобы заручиться поддержкой куфанов. [ 2 ] [ 140 ] который встретил халифа за городом с армией в шесть-семь тысяч человек. [ 2 ] Али двинулся на Басру, когда его войска были готовы. [ 141 ] и разместил свою армию в соседней Аль-Завии. Оттуда он отправлял гонцов и письма, чтобы отговорить повстанцев от сопротивления, но безуспешно. [ 90 ]
Расстановка
[ редактировать ]Обе армии вскоре расположились лагерем друг напротив друга недалеко от Басры. [ 2 ] [ 31 ] После того, как Али обратился к противоположному лагерю, большое количество людей перешло на его сторону, возможно, склонив численный состав в его пользу. [ 1 ] С другой стороны, Хью Н. Кеннеди пишет, что Али привел большое количество последователей из Куфы, тогда как поддержка повстанцев в Басре была скромной. [ 52 ] Асма Афсаруддин . Аналогичного мнения придерживается и [ 142 ] С другой стороны, Хэзлтон говорит, что в обеих армиях было около 10 000 человек. [ 136 ] Обе армии также были многоплеменными, и с обеих сторон было представлено множество племен, что, должно быть, вызывало некоторые колебания среди солдат. Многие, по-видимому, отступили, [ 141 ] либо потому, что они не хотели воевать с другими мусульманами, [ 141 ] или потому, что они не хотели принимать чью-либо сторону в войне между двоюродным братом пророка и его вдовой. Последнее, очевидно, было тем, что сторонник Али аль-Анаф ибн Кайс сказал Талхе и Зубайру, чтобы удержать своих сторонников Аиши от боевых действий против Али. [ 1 ] Для повстанцев Зубайр был главнокомандующим, а его сыну Тальхе и его сыну, а также Марвану было поручено возглавлять различные дивизии, сообщает «Двунадесятник аль-Муфид» ( ум. 1022 ). [ 90 ]
Переговоры
[ редактировать ]Между двумя армиями была установлена палатка, где Али, Тальха и Зубайр вели переговоры, чтобы избежать надвигающейся войны. [ 143 ] Есть сообщения, в том числе аль-Баладхури и ат-Табари, [ 90 ] в том смысле, что Али напомнил Зубайру предсказание Мухаммеда о том, что Зубайр однажды несправедливо сразится с Али. [ 144 ] [ 145 ] Это напоминание сильно обеспокоило Зубайра, пишет ат-Табари, но его убедили продолжить поход, вопреки сообщениям, которые он оставил перед боем. [ 90 ] В другом сообщении аль-Масуди предполагается, что Али напомнил Тальхе молитву, приписываемую Мухаммеду в Гадир Хумм (632 г.), где он, как говорят, умолял Бога подружиться с другом Али и быть врагом его врага. В отчете добавляется, что этот разговор убедил Тальху отказаться от руководства повстанцами. [ 146 ] Детали переговоров не являются надежными для Маделунга, но он приходит к выводу, что переговоры сломили решимость Зубайра, который, возможно, осознавал свои небольшие шансы на халифат и, возможно, аморальность своего кровавого восстания. [ 144 ] На переговорах партия Аиши потребовала отстранения Али от должности и созыва совета для избрания его преемника, но Али возразил, что он является законным халифом. [ 144 ] Обе стороны также обвинили друг друга в ответственности за убийство Усмана. [ 144 ] [ 145 ] Таким образом, через три дня переговоры провалились, и обе стороны приготовились к битве. [ 144 ] [ 31 ] [ 8 ] С другой стороны, Хосейн Наср и его соавтор пишут, что переговоры были почти успешными, но были саботированы теми, кто убил Усмана. [ 53 ] Вечча Валььери также утверждает, что войну спровоцировали «экстремисты» из лагеря Али: [ 7 ] в то время как Маделунг утверждает, что сообщение Сайфа на этот счет является вымышленным и не подтверждается другими источниками. [ 144 ]
Боевой
[ редактировать ]Правила войны
[ редактировать ]Перед битвой Али приказал не убивать раненых или пленных врагов. С теми, кто сдался, не следует сражаться, а тех, кто бежит с поля боя, не следует преследовать. Военной добычей считались только трофейное оружие и животные. [ 147 ] Эти инструкции легли в основу постановлений видного суннита Мухаммада аль-Шайбани ( ум. 805 ) о восстаниях. [ 148 ] Оба постановления запрещают грабежи, [ 149 ] но правление аль-Шайбани считается менее щедрым, чем решение Али, поскольку первое позволяет преследовать беглецов, убивать пленников и отправлять раненых до тех пор, пока восстание не утихнет. [ 150 ] Однако оба решения направлены на защиту прав повстанцев как мусульман, хотя они и считаются угрозой порядку. [ 149 ]
Агрессоры
[ редактировать ]После трех дней неудачных переговоров [ 8 ] [ 31 ] [ 144 ] битва произошла под Басрой в декабрьский день 656 года и продолжалась с полудня до заката. [ 141 ] [ 151 ] возможно, всего четыре часа. [ 152 ] Сообщается, что Али запретил своим людям начинать военные действия. [ 54 ] Ранние источники широко сообщают, что, возможно, в последней попытке избежать войны, халиф приказал одному из своих людей поднять копию Корана между линиями боя и обратиться к его содержанию. Когда этот человек был застрелен армией повстанцев, Али отдал приказ наступать. [ 153 ] согласно ат-Табари и аль-Баладхури. [ 90 ] Таким образом, повстанцы были агрессорами, и Али, возможно, хотел, чтобы их считали таковыми. [ 153 ]
Тактические разработки
[ редактировать ]Битва включала интенсивный рукопашный бой, как сообщают аль-Баладхури и аль-Муфид ( ум. 1022 ). [ 90 ] Последний добавляет, что во время битвы халиф сражался ожесточенно. [ 90 ] Тем не менее, источники по большей части умалчивают о тактическом развитии событий, но Вечча Валььери предполагает, что битва состояла из серии дуэлей и столкновений, поскольку это было арабским обычаем того времени. [ 54 ] Аишу также вывели на поле битвы, она ехала в бронированном паланкине верхом на красном верблюде , в честь которого и названа битва. [ 154 ] [ 145 ] Аиша, вероятно, была объединяющим фактором повстанческой армии, призывая их продолжать борьбу под боевым кличем мести за Усмана. [ 155 ] Людвиг В. Адамец ( ум. 2019 г. ) также предполагает, что Аиша была на поле боя, чтобы оказать моральную поддержку повстанцам. [ 156 ] Из-за ее присутствия на поле боя армия повстанцев продолжала сражаться, защищая ее, даже после того, как Талха и Зубайр были убиты. [ 157 ] Поэтому бой вокруг верблюда Аиши был особенно ожесточенным. [ 157 ] [ 54 ]
Смерть Талхи
[ редактировать ]Вскоре Тальха был убит, очевидно, Марваном Омейядов, другим повстанцем, который позже сказал сыну Усмана, что теперь он отомстил за Усмана. [ 158 ] [ 159 ] указывая на то, что он считал Тальху ответственным за убийство Усмана. [ 8 ] [ 152 ] Несмотря на это, Хасан Аббас предполагает, что главным мотивом Марвана в убийстве Тальхи было желание избавить своего родственника Муавию от серьезного претендента на халифат. В ходе боя Марван получил лишь легкие ранения. [ 158 ] а затем присоединился ко двору Муавии в Дамаске. [ 160 ] [ 161 ] [ 159 ] Маделунг также считает, что убийство Талхи было преднамеренно и отложено Марваном на достаточно долгое время, чтобы он был уверен, что ему не грозит возмездие со стороны победившей Аиши. [ 162 ] Напротив, Али Бахрамян предполагает, что Марван утверждал, что убил Тальху, чтобы доставить удовольствие Омейядам, которые считали Тальху ответственным за смерть Усмана. [ 90 ]
Смерть Зубайра
[ редактировать ]Зубайр, опытный боец, ушел вскоре после начала боя. [ 153 ] [ 54 ] возможно, вообще не сражаясь, [ 153 ] или после того, как Талха был убит, [ 152 ] [ 90 ] или после единоборства с Аммаром, по мнению ат-Табари. [ 90 ] Маделунг и Вечча Вальери предполагают, что именно серьезные опасения Зубайра по поводу справедливости их дела привели Зубайра к дезертирству. [ 162 ] [ 54 ] Судя по всему, о дезертирстве узнал аль-Анаф ибн Кайс , проалийский вождь Бану Саад , который остался в стороне от битвы. [ 163 ] Затем некоторые из его людей последовали за Зубайром и убили его. [ 153 ] [ 54 ] либо для того, чтобы доставить удовольствие Али, либо, что более вероятно, за его бесчестный поступок, когда он оставил других мусульман в гражданской войне, которую он разжег, [ 162 ] как предположили аль-Якуби, Аюб и Маделунг. [ 104 ] [ 162 ] Некоторые ранние источники называют Амра ибн Джурмуза аль-Муджашии убийцей и Вади ас-Сибу недалеко от Басры как место его смерти. [ 90 ] Когда известие о его смерти дошло до Али, он заметил, что Зубайр много раз доблестно сражался перед Мухаммедом, но его конец пришел к плохому. [ 163 ] Этот рассказ передан Марваном, а также Мухаммадом ибн Ибрагимом ибн аль-Харисом аль-Тайми, как сообщает выдающийся двунадесятник аль-Муфид. [ 164 ] Эту версию предпочитают шииты, поскольку она предполагает, что Али не простил Зубайра. [ 164 ] Согласно другой версии, которую предпочитают сунниты, Али сказал, что убийца Зубайра проклят в аду. [ 153 ] В другой версии этого рассказа Али добавляет, что Зубайр был хорошим человеком, который допускал ошибки. Затем он читает стих 15:47 и выражает надежду, что он применим как к Тальхе, так и к Зубайру. [ 165 ] По мнению Маделунга, последняя версия не заслуживает доверия. [ 163 ]
Сдача Аиши
[ редактировать ]Гибель Талхи и Зубайра, вероятно, решила судьбу битвы. [ 54 ] [ 157 ] [ 90 ] несмотря на ожесточенные бои, которые продолжались, возможно, несколько часов вокруг верблюда Аиши. [ 157 ] Один за другим повстанцы вели верблюда и один за другим были убиты. [ 166 ] Бои прекратились только тогда, когда войскам Али удалось убить верблюда Аиши и схватить Аишу. [ 167 ] [ 54 ] Сохранившиеся стихи о битве изображают этот последний эпизод, а самые низкие цифры битвы составляют 2500 погибших со стороны Аиши и 400-500 человек со стороны армии Али. [ 168 ]
О, наша Мать, самая равнодушная мать, которую мы знаем. Разве ты не видел, сколько храбрых людей было сражено, их рука и запястье остались одинокими? [ 169 ] [ а ]
Наша Мать привела нас напоить купальню смерти. Мы не уходили, пока не утолили жажду. Когда мы подчинились ей, мы потеряли рассудок. Поддержав ее, мы не получили ничего, кроме боли. [ 169 ]
Последствия
[ редактировать ]Помилование Аиши
[ редактировать ]К Аише отнеслись с уважением и временно разместили в Басре. [ 54 ] Тем не менее, и Али, и его представитель Ибн Аббас сделали Аише выговор, поскольку считали ее ответственной за гибель людей и за то, что она покинула свой дом в нарушение указаний Корана для вдов Мухаммеда. [ 167 ] [ 159 ] Позже Али приказал сводному брату Аиши, Мухаммаду ибн Аби Бакру , сопроводить ее обратно в Мекку. [ 171 ] [ 53 ] или Медина. [ 54 ] [ 141 ] Обращение с Аишей рассматривается Шах-Каземи как пример великодушия Али. [ 172 ] После ее поражения Джон Капуччи пишет, что Аиша признала халифат Али. [ 23 ] Некоторые традиции действительно показывают, что Аиша раскаивалась и хотела не дожить до того, чтобы стать свидетельницей битвы. [ 170 ] [ 173 ] [ 171 ] В одной из таких традиций предпочтительнее избегать битвы, чем родить пророку десять сыновей. [ 174 ] Однако ее мнение об Али, возможно, не изменилось, предполагает Маделунг. [ 175 ] Он цитирует традицию, рассказанную Кабшей бинт Кааб ибн Маликом, в которой Аиша восхваляет Усмана и сожалеет, что она спровоцировала восстание против него (но не против Али). В любом случае, ее поражение положило конец ее политическим амбициям. [ 170 ] и с тех пор она участвовала лишь в нескольких незначительных политических мероприятиях. [ 23 ] По-видимому, ее поражение было вызвано желанием отговорить средневековых мусульманок от участия в политике. [ 176 ]
Общее помилование
[ редактировать ]Али объявил о публичном помиловании после боя. [ 173 ] освобождение военнопленных и запрещение порабощения их женщин и детей. Захваченное имущество должно было быть возвращено солдатам противника. [ 177 ] в противном случае их законным наследникам-мусульманам. Вместо этого Али компенсировал свою армию из казны Басры. [ 147 ] [ 171 ] Эти инструкции расстроили тех, кого Маделунг и Вечча Валььери называют радикалами в лагере Али. [ 147 ] Позднее этот приказ стал сплоченным кличем хариджитов против Али. [ 54 ] Недовольные солдаты задавались вопросом, почему им не разрешают захватить имущество врага и поработить их женщин и детей, хотя пролитие их крови считалось законным. [ 54 ] Если бы это было так, возразил Али, то им пришлось бы сначала решить, кто из них завладеет вдовой пророка. [ 178 ] Таким образом, этим постановлением Али признал права своих врагов как мусульман. Наряду с этим Али после своей победы также освободил пленников. [ 179 ] [ 180 ] и обе практики вскоре были закреплены в исламском законе. [ 179 ] Али также распространил это помилование на известных повстанцев, таких как Марван и сыновья Усмана, Тальха и Зубайр. [ 181 ] [ 171 ] Заключенный-курайшит по имени Мусахик ибн Абдаллах ибн Махрама аль-Амири рассказывает, что Али спросил их, не был ли он самым близким к Мухаммеду по родству и не имел ли наибольших прав на лидерство после его смерти. Затем он отпустил их после того, как они присягнули ему на верность. [ 182 ] В другом отчете об авторитете Абу Михнафа говорится, что непокорного Марвана все же отпустили, не принеся присяги на верность. [ 160 ] Марван вскоре после этого присоединился ко двору Муавии. [ 160 ] [ 161 ] [ 159 ] Для Маделунга тот факт, что Али освободил такого «опасного и злобного врага», свидетельствует о том, насколько мало он был готов участвовать в продолжающихся политических играх гражданской войны. [ 160 ]
Куфа как фактическая столица
[ редактировать ]Прежде чем покинуть Басру, Али отчитал ее жителей за нарушение присяги на верность и раскол общины. Затем он назначил Ибн Аббаса губернатором Басры после получения возобновленных обещаний. [ 183 ] [ 54 ] М.А. Шабан добавляет, что Али разделил казначейские средства в Басре поровну. [ 184 ] который, тем не менее, на протяжении многих лет оставался прибежищем для проусманских настроений. [ 141 ] [ 185 ] Вскоре халиф отправился в Куфу. [ 183 ] прибыв туда в декабре 656 или январе 657 года. Он отказался проживать в губернаторском замке, назвав его Каср аль-Хабал ( букв. « замок порчи » ), и вместо этого остановился у своего племянника Джаада ибн Хубайры. [ 186 ] Таким образом, Куфа стала основной базой деятельности Али во время его халифата. [ 141 ] [ 79 ] Благодаря этому шагу элита Медины навсегда потеряла свой авторитет над мусульманской общиной, отмечает Мария М. Дакаке . [ 14 ] Кеннеди аналогичным образом подчеркивает стратегические недостатки Медины, заявляя, что она находится далеко от населенных пунктов Ирака и Сирии и сильно зависела от поставок зерна из Египта. [ 80 ] Куфа должна была оставаться главным центром шиитского ислама до середины второго века хиджры (середина восьмого века), когда был основан Багдад. [ 97 ]
Участники
[ редактировать ]Армия Али
[ редактировать ]- Но
- Малик аль-Аштар
- Хасан ибн Али
- Хусейн ибн Али
- Аммар ибн Ясир
- Мухаммад ибн Аби Бакр
- Абд ар-Рахман ибн Аби Бакр
- Муслим ибн Акиль
- Харит ибн Раби
- Джабир ибн Абдаллах
- Мухаммад ибн аль-Ханафия
- Абу Аюб Ансари [ 187 ]
- Абу Катада бин Раби [ 187 ]
- Кайс ибн Саад [ 187 ]
- Катм бин Аббас [ 187 ]
- Джундаб аль-Азди
- Ади ибн Хатим
Повстанцы
[ редактировать ]- Аиша
- Тальха ибн Убайд-Аллах
- Мухаммад ибн Талха
- Зубайр ибн аль-Аввам
- Марван ибн аль-Хакам
- Абдулла ибн аль-Валид (КИА) [ 188 ] [ не удалось пройти проверку ]
- Абдулла ибн Хаким (КИА) [ 188 ] [ не удалось пройти проверку ]
- Абдуллах ибн Сафван ибн Умайя ибн Халаф [ 175 ]
- Яхья ибн Хаким [ 188 ] [ не удалось пройти проверку ]
- Амир ибн Масуд ибн Умайя ибн Халаф [ 189 ]
- Айюб ибн Хабиб ибн Алькама ибн Рабиа [ 189 ]
- Утба ибн Аби Усман ибн аль-Ахнас [ 189 ]
- Абдулла ибн Аби Усман ибн аль-Ахнас ибн Шарлк (КИА) [ 189 ]
Другие участники
[ редактировать ]- Абдулла ибн Умар ибн аль-Хаттаб [ 190 ]
- Хафса бинт Умар [ 190 ]
- Умм Мир тебе, дочь Абу Умайи [ 190 ]
- Абдулла бин Аамир Хадрами из Мекки [ 190 ]
- Яла бин Умайя [ 190 ]
- Абдулла бин Аамир бин Курайз из Басры [ 190 ]
- Саид бин Ас [ 190 ]
- Мугира бин Шааба [ 190 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Маделунг 1997 , с. 168.
- ^ Перейти обратно: а б с д Маделунг 1997 , с. 166.
- ^ Маклин 1989 , с. 126.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 176–7.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 167–8.
- ^ Кроун 2003 , с. 108.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Вечча Валььери 2012a .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Глив 2008 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Маделунг 1997 , с. 108.
- ^ Момент 1985 , с. 21.
- ^ Маделунг 1997 , с. 87.
- ^ Вечча Валььери 1970 , с. 67.
- ^ Шах-Каземи 2022 , с. 84.
- ^ Перейти обратно: а б Дакаке 2012 , с. 52.
- ^ Маделунг 1997 , с. 113.
- ^ Джафри 1979 , с. 53.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хиндс 1972 , с. 467.
- ^ Маделунг 1997 , с. 109.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Джафри 1979 , с. 63.
- ^ Перейти обратно: а б с д Листы 2013 , с. 30.
- ^ Маделунг 1997 , с. 98.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 100–2.
- ^ Перейти обратно: а б с д Капучи 2014 , с. 19.
- ^ Джафри 1979 , с. 59.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 107–8.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Момент 1985 , с. 22.
- ^ Перейти обратно: а б Джафри 1979 , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б с МакХьюго 2018 , с. 49.
- ^ Аюб 2014 , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Доннер 2010 , с. 157.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Пунавала 1982 год .
- ^ Маделунг 1997 , с. 121.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 118–9.
- ^ Перейти обратно: а б с Маделунг 1997 , с. 128.
- ^ Перейти обратно: а б с д Энтони 2013 , с. 31.
- ^ Маделунг 1997 , с. 111.
- ^ Вечча Валььери 1970 , с. 68.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 111, 119.
- ^ Маделунг 1997 , с. 122.
- ^ Маделунг 1997 , с. 123.
- ^ Перейти обратно: а б с д Маделунг 1997 , с. 112.
- ^ Перейти обратно: а б с д Маделунг 1997 , с. 127.
- ^ Перейти обратно: а б Леви Делла Вида и Хури, 2012 .
- ^ Аюб 2014 , с. 71.
- ^ Перейти обратно: а б с Маделунг 1997 , с. 126.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 127, 135.
- ^ Кеннеди 2015 , с. 64.
- ^ Глассе 2003 , с. 423.
- ^ Маделунг 1997 , с. 81.
- ^ Хиндс 1972 .
- ^ Доннер 2010 , с. 152.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кеннеди 2015 , с. 65.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Наср и Афсаруддин 2021 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах Вечча Валььери 2012b .
- ^ Аюб 2014 , с. 76.
- ^ Маделунг 1997 , с. §3.
- ^ Шах-Каземи 2022 , с. 85.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Маделунг 1997 , с. 107.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Доннер 2010 , с. 158.
- ^ Джафри 1979 , с. 28.
- ^ МакХьюго 2018 , §1.III.
- ^ Вечча Валььери 1970 , с. 69.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 49.
- ^ Маделунг 1997 , с. 106.
- ^ Аюб 2014 , с. 64.
- ^ Перейти обратно: а б с Маделунг 1997 , с. 151.
- ^ МакХьюго 2018 , с. 53.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Джафри 1979 , с. 65.
- ^ Петерсен 2008 , стр. 10.
- ^ Маделунг 1997 , с. 256.
- ^ Маделунг 1997 , с. 206.
- ^ Перейти обратно: а б Аюб 2014 , с. 94.
- ^ Перейти обратно: а б Адамец 2016 , стр. 407.
- ^ Шах-Каземи 2022 , с. 90.
- ^ Перейти обратно: а б МакХьюго 2018 , с. 56.
- ^ Аюб 2014 , с. 82.
- ^ Келсей 1993 , с. 84.
- ^ Джафри 1979 , стр. 64, 99н32.
- ^ Перейти обратно: а б с д МакХьюго 2018 , §2.II.
- ^ Перейти обратно: а б Кеннеди 2015 , с. 66.
- ^ Перейти обратно: а б Аюб 2014 , с. 74.
- ^ Маделунг 1997 , с. 139н195.
- ^ Кеннеди 2015 , с. 67.
- ^ МакХьюго 2018 , стр. 56–7.
- ^ Аюб 2014 , с. 134.
- ^ Эспозито 1992 , с. 37.
- ^ Джафри 1979 , с. 68.
- ^ Маделунг 1997 , с. 141.
- ^ Стоун 2014 , с. 56.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Бахрамян 2015 .
- ^ Перейти обратно: а б с Аюб 2014 , с. 81.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 142–3.
- ^ Перейти обратно: а б Шабан 1970 , с. 71.
- ^ Маделунг 1997 , с. 145.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 144–5.
- ^ Перейти обратно: а б Маделунг 1997 , с. 144.
- ^ Перейти обратно: а б с д Момент 1985 , с. 24.
- ^ Аюб 2014 , с. 70.
- ^ Перейти обратно: а б с д Маделунг 1997 , с. 147.
- ^ Джафри 1979 , с. 64.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 141, 144–5.
- ^ Перейти обратно: а б с Маделунг 1997 , с. 143.
- ^ Мавани 2013 , стр. 109–10.
- ^ Перейти обратно: а б с д Аюб 2014 , с. 88.
- ^ Маделунг 1997 , с. 107н137.
- ^ Перейти обратно: а б с Маделунг 1997 , с. 133.
- ^ Перейти обратно: а б с Табатабай 1975 , с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б с Аюб 2014 , с. 89.
- ^ Перейти обратно: а б с д Маделунг 1997 , с. 157.
- ^ Перейти обратно: а б Аюб 2014 , с. 90.
- ^ Перейти обратно: а б с Маделунг 1997 , с. 148.
- ^ Маделунг 1997 , с. 155.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 158–9.
- ^ Аслан 2011 , с. 132.
- ^ Шах-Каземи 2022 , стр. 95–6.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 98, 101.
- ^ Джафри 1979 , с. 69.
- ^ Перейти обратно: а б Маделунг 1997 , с. 152.
- ^ Кини 2021 , §3.5.
- ^ Маделунг 1997 , с. 72.
- ^ Аббас 2021 , с. 115.
- ^ Аюб 2014 , стр. 85–6.
- ^ Аббас 2021 , с. 132.
- ^ Джафри 1979 , стр. 55–6.
- ^ Аюб 2014 , с. 95.
- ^ Аюб 2014 , с. 86.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 155, 157.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Аббас 2021 , с. 138.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 158, 162.
- ^ Хэзлтон 2009 , стр. 101, 105.
- ^ Маделунг 1997 , с. 161.
- ^ Перейти обратно: а б Хэзлтон 2009 , с. 106.
- ^ Аббас 2021 , с. 137.
- ^ Перейти обратно: а б с д Маделунг 1997 , с. 162.
- ^ Маделунг 1997 , с. 163.
- ^ Перейти обратно: а б Хэзлтон 2009 , с. 107.
- ^ Перейти обратно: а б Маделунг 1997 , стр. 162–3.
- ^ Перейти обратно: а б Маделунг 1997 , с. 165.
- ^ Векча Валььери 2012c .
- ^ Доннер 2010 , стр. 158–9.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Доннер 2010 , с. 159.
- ^ Афсаруддин 2013 , с. 52.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 168–9.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Маделунг 1997 , с. 169.
- ^ Перейти обратно: а б с Аббас 2021 , с. 139.
- ^ Дакаке 2012 , с. 43.
- ^ Перейти обратно: а б с Маделунг 1997 , с. 179.
- ^ Келсей 1993 , стр. 67, 82.
- ^ Перейти обратно: а б Келсей 1993 , с. 68.
- ^ Келсей 1993 , с. 67.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 169–70.
- ^ Перейти обратно: а б с Аюб 2014 , с. 87.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Маделунг 1997 , с. 170.
- ^ Хэзлтон 2009 , с. 113.
- ^ Хэзлтон 2009 , с. 114.
- ^ Адамец 2016 , стр. 46.
- ^ Перейти обратно: а б с д Маделунг 1997 , с. 172.
- ^ Перейти обратно: а б Маделунг 1997 , стр. 171–2.
- ^ Перейти обратно: а б с д Аббас 2021 , с. 140.
- ^ Перейти обратно: а б с д Маделунг 1997 , с. 181.
- ^ Перейти обратно: а б Хэзлтон 2009 , с. 118.
- ^ Перейти обратно: а б с д Маделунг 1997 , с. 171.
- ^ Перейти обратно: а б с Маделунг 1997 , стр. 170–1.
- ^ Перейти обратно: а б Маделунг 1997 , с. 171н275.
- ^ Шах-Каземи 2022 , с. 93.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 172–3.
- ^ Перейти обратно: а б Маделунг 1997 , с. 173.
- ^ Маделунг 1997 , с. 177.
- ^ Перейти обратно: а б Хэзлтон 2009 , с. 119.
- ^ Перейти обратно: а б с Маделунг 1997 , с. 176.
- ^ Перейти обратно: а б с д Аббас 2021 , с. 141.
- ^ Шах-Каземи 2022 , стр. 94–5.
- ^ Перейти обратно: а б Хэзлтон 2009 , с. 121.
- ^ Шах-Каземи 2022 , с. 95.
- ^ Перейти обратно: а б Маделунг 1997 , с. 175.
- ^ Спеллберг 2006 , с. 24.
- ^ Хэзлтон 2009 , с. 122.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 179–80.
- ^ Перейти обратно: а б Шах-Каземи 2022 , с. 94.
- ^ Аюб 2014 , с. 84.
- ^ Маделунг 1997 , с. 180-1.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 180–1.
- ^ Перейти обратно: а б Маделунг 1997 , с. 182.
- ^ Шабан 1970 , с. 72.
- ^ Шабан 1970 , с. 67.
- ^ Маделунг 1997 , с. 183.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Исламский период» . ismaili.net . Архивировано из оригинала 9 июля 2006 года . Проверено 6 июля 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Маделунг, 1997 год .
- ^ Перейти обратно: а б с д Маделунг 1997 , с. 158.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Разви, Сайид Али Асгар (10 ноября 2013 г.). «Битва при Басре (Верблюжье сражение)» . аль-Ислам.орг .
Библиография
[ редактировать ]- Кроун, Патрисия (2003). Рабы на лошадях: эволюция исламского государства . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521529402 .
- Аббас, Хасан (2021). Наследник Пророка: Жизнь Али ибн Аби Талиба . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300229455 .
- Аслан, Реза (2011). Нет бога, кроме Бога: Истоки, эволюция и будущее ислама . Случайный дом. ISBN 9780812982442 .
- Бодли, РВК (1946). Посланник; Жизнь Магомета . Даблдей и Компания, Инк.
- Хэзлтон, Лесли (2009). После Пророка: эпическая история шиитско-суннитского раскола в исламе . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 9780385532099 .
- Джафри, SHM (1979). Истоки и раннее развитие шиитского ислама . Лондон: Лонгман.
- Маделунг, Уилферд (1997). Наследование Мухаммеда: исследование раннего Халифата . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521646963 .
- Момен, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780853982005 .
- Наср, Сейед Хосейн; Афсаруддин, Асма (2021). «Али» . Британская энциклопедия .
- Роджерсон, Барнаби (2006). Наследники Пророка Мухаммеда: и корни суннитско-шиитского раскола . Счеты. ISBN 9780748124701 .
- Шабан, Мухаммад Абд аль-Хай (1971). Исламская история . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-29131-6 .
- Табатабай, Мухаммад Хусейн (1977). Шиитский ислам . Перевод Насра, Хоссейна. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9780873952729 .
- Капуччи, Джон (2014). « Аиша (614-678)» . В Фитцпатрике, Коэли; Уокер, Адам Хани (ред.). Мухаммед в истории, мысли и культуре: Энциклопедия Пророка Божьего . Том. 1. АВС-КЛИО. стр. 18–20. ISBN 9781610691789 .
- Спеллберг, Дениз А. (2006). « АИША БИНТ АБИ БАКР» . В Мери, Йозеф В. (ред.). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Том. 1. Психология Пресс. ISBN 9780415966900 .
- Афсаруддин, Асма (2013). Первые мусульмане: история и память . Публикации Oneworld. ISBN 9781780744483 .
- Адамец, Людвиг В. (2016). Исторический словарь ислама . Роуман и Литтлфилд. ISBN 9781442277243 .
- Векча Валььери, Лаура (1970). «ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ И ОМАЙЯДСКИЙ ХАЛИФАТ». Ин Холт, Питер М.; Ламбтон, Энн К.С.; Льюис, Бернард (ред.). Кембриджская история ислама . Том. 1. Издательство Кембриджского университета. стр. 57–103.
- Хиндс, Мартин (1972). «Убийство халифа Усмана». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 3 (4): 450–69. дои : 10.1017/S0020743800025216 . S2CID 159763369 .
- Дафтари, Фархад (2013). История шиитского ислама . ИБ Таурис. ISBN 9780755608669 .
- Энтони, Шон В. (2013). « Али бин Аби Талиб (ок. 599-661)» . В Бауэринге, Герхард (ред.). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета. стр. 30–2. ISBN 9780691134840 .
- Глассе, Сирил, изд. (2003). «Шиизм» . Новая энциклопедия ислама . АльтаМира Пресс. стр. 422–8. ISBN 9780759101890 .
- Доннер, Фред М. (2010). Мухаммед и верующие: у истоков ислама . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674064140 .
- Кеннеди, Хью (2015). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с шестого по одиннадцатый век . Рутледж.
- МакХьюго, Джон (2018). Краткая история суннитов и шиитов . Издательство Джорджтаунского университета. ISBN 9781626165885 .
- Шабан, Массачусетс (1970). Исламская история: Том 1, 600–750 гг. Н.э. (132 г. хиджры): новая интерпретация . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521291316 .
- Шах-Каземи, Реза (2015). «Имам Али». В Дафтари, Фархад; Саджу, Амин; Джива, Шаинул (ред.). Шиитский мир: пути в традициях и современности . Издательство Блумсбери. ISBN 9780857727633 .
- Табатабай, Сайид Мохаммад Хоссейн (1975). Шиитский ислам . Перевод Сайида Хоссейна Насра Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-87395-390-8 .
- Дакаке, Мария Масси (2012). Харизматическое сообщество: шиитская идентичность в раннем исламе . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9780791480342 .
- Мавани, Хамид (2013). Религиозная власть и политическая мысль в двунадесятническом шиизме: от Али до пост-Хомейни . Рутледж. ISBN 9780415624404 .
- Маклин, Деррил Н. (1989). Религия и общество в арабском Синде . Брилл. ISBN 90-04-08551-3 .
- Шах-Каземи, Реза (2022). Имам Али: краткая история, вневременная тайна . ИБ Таурис.
- Аюб, Махмуд М. (2014). Кризис мусульманской истории: религия и политика в раннем исламе . Публикации Oneworld. ISBN 9781780746746 .
- Леви Делла Вида, Г.; Хури, Р.Г. (2012). «Утхман б. Аффан» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, WP (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_1315 .
- Веллхаузен, Юлиус (1927). Арабское королевство и его падение . Перевод Вейра, Маргарет Г. Калькуттский университет.
- Петерсен, Эрлинг Л. (2008) [1964]. Али и Муавия в ранней арабской традиции: исследования происхождения и развития исламской исторической письменности до конца девятого века . Перевод Кристенсена, П. Лампе. Проект электронной книги Acls History. ISBN 9781597404716 .
- Эспозито, Джон Л. (1992). Ислам: прямой путь . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195074727 .
- Пунавала, Индиана (1982). «АЛИ Б. АБЕ ТАЛЕБ I. Жизнь» . Энциклопедия Ираника (Интернет-изд.).
- Бахрамян, Али (2015). «Али б. Аби Талиб 3. Халифат» . В Дафтари, Фархад (ред.). Исламская энциклопедия . дои : 10.1163/1875-9831_isla_COM_0252 .
- Глив, Роберт М. (2008). «Али б. Аби Талиб» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (Третье изд.). дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_26324 .
- Лапидус, Ира М. (2014). История исламских обществ . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521514309 .
- Векча Валььери, Л. (2012a). «Али б. Аби Талиб» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0046 .
- Векча Валььери, Л. (2012b). «ад-Джамаль» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_1962 .
- Олд Валььери, Л. (2012c). «аль-Асахари, Абу Муса» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ванДонзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_0781 .
- Келси, Джон (1993). Ислам и война: исследование сравнительной этики . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664253028 .
- Кини, Хизер Н. (2021). 'Усман ибн 'Аффан: легенда или ответственность? . Публикации Oneworld. ISBN 9781786076984 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Али ибн Аби Талиб (1984). аль-Шариф ар-Ради (ред.). Нахдж аль-балага [ Пик красноречия ]. Альхода Великобритания. СБН 0940368439.
- Аль-Табари, Мухаммад ибн Джарир (1990). История пророков и царей . Том. XV. Перевод Хамфриса, Р. Стивена. СУНИ Пресс. ISBN 0-7914-0154-5 .
- Мьюир, Уильям (1891). Халифат: его взлет, упадок и падение . Общество религиозных трактатов.
30 ° 30'00 "N 47 ° 49'00" E / 30,5000 ° N 47,8167 ° E