Яхья ибн Зайд
Яхья ибн Зайд | |
---|---|
Яхья бин Заид | |
Персональный | |
Рожденный | 107 АХ 725/6 г. н.э. |
Умер | 125 Ач 743 г. н. э. |
Место отдыха | Гузган , Афганистан |
Религия | ислам |
Родители |
|
Яхья ибн Зайд ( араб . يحيى بن زيد , латинизированный : Яхья ибн Зайд ; 725/6–743) был старшим сыном Зайда ибн Али , основателя движения Зайди . Он участвовал в неудачном восстании против халифата Омейядов, начатом его отцом в 739/40 году, и бежал в Хорасан , где с ограниченным успехом пытался заручиться поддержкой для нового восстания. В 743 году он был выслежен и наконец убит силами губернатора Омейядов Насра ибн Сайяра .
Биография
[ редактировать ]Яхья был старшим сыном Зайда ибн Али , внуком Хусейна ибн Али и, следовательно, праправнуком Мухаммеда . Его матерью была Райта, дочь Абдаллаха ибн Мухаммада ибн аль-Ханафии . [ 1 ] своего отца В 739/40 году Яхья присоединился к восстанию против халифата Омейядов в Куфе . Однако восстание было быстро подавлено омейядским губернатором Юсуфом Ирака ибн Умаром аль-Такафи , а Зайд был убит. [ 1 ] Спасаясь от преследования ат-Сакафи, он первоначально нашел убежище в Касре ибн Хубайре , где его приютил член династии Омейядов Абд аль-Малик ибн Бишр ибн Марван. [ 1 ]
Через некоторое время Яхья принял решение переехать в восточную провинцию Хорасан . В Мадаине его опознали агенты ат-Сакафи, которые возобновили преследование, но Яхья смог ускользнуть от них и добраться до Сараха в Хорасане. [ 2 ] Хорасан был хорошо известен недовольством местного мусульманского населения, которое было большим и сильно военизированным, против правительства Омейядов в Дамаске ; провинция была местом крупной тайной прошиитской деятельности в форме движения Хашимия , которое положило начало революции Аббасидов , свергнувшей Омейядов несколько лет спустя. [ 3 ] Яхья видимо надеялся найти там поддержку, [ 4 ] но этого не произошло. Лидер местной Хашимии Букайр ибн Махан даже поручил своим последователям не поддерживать восстание Яхьи, поскольку скрытый имам движения предвидел его провал и смерть Яхьи. [ 5 ]
В Серахсе Яхью приютил прошиитский партизан Язид ибн Умар аль-Тайми. Во время своего полугодового пребывания там Яхья пытался заручиться поддержкой для нового восстания, но единственными, кто отреагировал положительно, были некоторые хариджиты , предложение которых он отклонил по совету Язида. [ 5 ] Затем Яхья и Язид отправились в Балх , откуда Яхья направил обращение к Хашимитам , племени Мухаммеда, в Медину , критикуя их за то, что они не отомстили за смерть своего отца. [ 5 ]
В 743 году тайник Яхьи был выдан ат-Сакафи, который поручил правителю Хорасана Насру ибн Сайару схватить его. Заместитель Насра в Балхе Акуль ибн Макил аль-Лайти заключил в тюрьму аль-Хариша ибн Абд ар-Рахмана аль-Шайбани, который, как выяснилось, укрывал Яхью и его последователей, и пытал его, чтобы раскрыть местонахождение его гостей; опасаясь за жизнь своего отца, сын Хариша предал их властям. [ 5 ] Яхья и его товарищи были доставлены к Насру в Мерве , но по приказу халифа аль-Валида II Наср приказал их освободить. Омейядский правитель дал Яхье деньги и двух мулов и поручил ему идти прямо в Дамаск ко двору халифа, не задерживаясь в пути; но когда Яхья достиг границы Хорасана у Байхака , он повернул назад, опасаясь переправиться в провинцию своего заклятого врага аль-Сакафи. [ 5 ] Это был акт восстания, и войска Омейядов начали выступать против него и его семидесяти последователей. Яхья одержал первую победу над гораздо более многочисленными Омейядами при Буштаникане, в которой был убит губернатор Нишапура Амр ибн Зурара аль-Кушайри. [ 5 ]
После битвы Яхья двинулся к Герату и Гузгану , число его последователей по пути возросло до 150, но все еще значительно уступало силам, мобилизованным против него Насром. Армия Омейядов под командованием Салма ибн Ахваза аль-Мазини догнала Яхью у деревни Аргуя. После трехдневного боя повстанцы потерпели поражение; большинство из них были убиты, как и Яхья, которому стрела попала в голову. [ 5 ] Голову Яхьи отрубили и отправили в Дамаск, где она была выставлена на всеобщее обозрение, а его тело было распято у ворот столицы провинции Анбара. [ 5 ]
Наследие
[ редактировать ]Смерть Яхьи потрясла шиитских партизан в Хорасане, и крик о мести был основным мотивом Хахсимийи во время революции Аббасидов, отчасти в искупление их неспособности поддержать его. [ 5 ] Смерть Яхьи и его отца, которая устранила двух наиболее видных кандидатов легитимистского движения против Омейядов Алидов, вероятно, ускорила поворот Хорасана Хашимийи, который до этого действовал полунезависимо от имени Алидов в целом. , к принятию руководства Аббасидов . [ 6 ] [ 7 ] Аббасиды и их агенты в Хорасане, безусловно, знали о горе, вызванном смертью Яхьи, и стремились использовать это в своих интересах; даже принятие черного цвета в качестве цвета Аббасидов и их последователей в одной традиции приписывалось знаку траура по смерти Яхьи. [ 8 ] Аналогичным образом, после первоначального успеха революции Аббасидов в Хорасане ее военачальник Абу Муслим приказал казнить всех лиц, причастных к смерти Яхьи, в то время как тело Яхьи было извлечено из креста и надлежащим образом похоронено в Анбаре. [ 5 ] [ 9 ] Его могила позже стала популярным местом паломничества. [ 10 ] [ 11 ] стали считать Яхью имамом Зайди -шииты . [ 5 ] и святыни имамзаде посвящены его памяти в некоторых иранских городах, включая Гонбад-э Кавус , Горган , Мейами , Сабзевар , Сарполь и Варамин .
Галерея
[ редактировать ]-
Храм Имамзаде Яхьи ибн Зайда в Азизабаде , Иран
-
Храм Имамзаде Яхье ибн Зайду в Сарполе , Иран
-
Храм Имамзаде Яхье ибн Зайду в Майами , Иран
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Маделунг 2002 , с. 249.
- ^ Маделунг 2002 , стр. 249–250.
- ^ Хоутинг 2000 , стр. 107-1. 104–118.
- ^ Хоутинг 2000 , с. 106.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Маделунг 2002 , с. 250.
- ^ Хоутинг 2000 , стр. 107-1. 113–114.
- ^ Шэрон 1990 , стр. 20–21, 84–85.
- ^ Шэрон 1990 , с. 84.
- ^ Шэрон 1990 , стр. 134–135.
- ^ Хартманн 1965 , с. 608.
- ^ Ли 1996 , с. 11.
Библиография
[ редактировать ]- Хартманн, Р. (1965). «Джузджан» . В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 608–609. OCLC 495469475 .
- Хоутинг, Джеральд Р. (2000). Первая династия ислама: Халифат Омейядов, 661–750 гг. Н.э. (второе изд.). Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-24072-7 .
- Ли, Джонатан Л. (1996). «Древнее господство»: Бухара, Афганистан и битва за Балх, 1731–1901 гг . Лейден и Нью-Йорк: БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-10399-3 .
- Маделунг, В. (2002). «Яхья б. Зайд» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XI: W – Z. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 249–250. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_7957 . ISBN 978-90-04-12756-2 .
- Шабан, Массачусетс (1979). Аббасидская революция . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-29534-3 .
- Шарон, Моше (1990). Черные знамена с Востока, Том II. Восстание: социальные и военные аспекты революции Аббасидов . Graph Press Ltd. Иерусалим: ISBN 965-223-388-9 .