Экспедиции Аббасидов в Восточную Африку
Экспедиции Аббасидов в Восточную Африку | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Аббасидский халифат | Могадишо , Килва и другие. | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Яхья ибн Умар аль-Анази (ок. 765 г.) | неизвестный | ||||||
Сила | |||||||
50 000 (ок. 830) | неизвестный | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
неизвестный | неизвестный |
Две или три экспедиции Аббасидов в Восточную Африку упоминаются в поздней арабской книге Занджа . Считается, что аббасидские халифы аль-Мансур (754–775), Харун ар-Рашид (786–809) и аль-Мамун (813–833) отправляли карательные экспедиции в исламизированные города-государства на побережье Сомали и создавали губернаторы там. [ 1 ] [ 2 ] Книга Занджа не сохранилась ни в одном экземпляре ранее 20 века, и ее историческая достоверность для раннего исламского периода весьма сомнительна. [ 2 ] [ 3 ]
Писатель 9-го века аль-Джахих описывает оманскую экспедицию в Восточную Африку в конце 7-го века, но она потерпела поражение. [ 4 ] Согласно « Книге Занджа» , ислам пришел в Могадишо и Килву в 694–695 годах во время правления омейядского халифа Марвана I. [ а ] И « Книга Занджа» , и « Хроника Пате» , в которой он датируется несколько позже, в 696–697 годах, приписывают прибытие сирийских мусульман инициативе халифа. [ 5 ] [ 6 ] Жители побережья приняли ислам и согласились платить харадж халифам. Аббасиды, пришедшие на смену Омейядам в 750 году, отправили эмиссара Яхью ибн Умара аль-Анази в города Восточной Африки в 765–766 годах. [ 5 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Султаны Могадишо, Марк , Барава , Фаза , Сиви, Бата, Манда (Мунда), Така, Ламу (Аму), Узи , Малинди , Уюмба, Килифи , Басаса, Занзибар , Килва и Вайбу (возможно, племя) Шебелле ) входят в число тех, кто принял эмиссар. [ 5 ] Джервас Мэтью датирует это 766–767 годами и считает это военной экспедицией. [ 3 ]
В 804 году, согласно Книге , Зандж ( Зунуй ) [ б ] отказались платить харадж , и Харун послал против них эмира с солдатами. Он заменил арабских вали (правителей) персами из Шираза в каждой деревне от Могадишо до Килвы. [ 7 ] [ 5 ] [ 8 ] [ 9 ] В « Хрониках Пате» также упоминается, что Харун послал персов. [ 10 ] Персы были лояльны в течение многих лет, но они перестали посылать харадж даже во время правления Харуна и вступили в открытое восстание во время Михны аль-Махмуна, когда он поддержал сотворенность Корана . Зандж [ с ] отправил манифест в Багдад , а халиф послал 50-тысячную армию (собранную либо в Ираке, либо в Египте) в Малинди, что заставило лидеров восстания бежать в ньика (страну кустарников). Они вернулись, когда армия ушла, но заплатили выплаченный харадж и согласились с мнением аль-Мамуна. [ 7 ] [ 5 ] Книга Занджа датирует эти события 837–838 годами, что не соответствует периоду правления аль-Мамуна. [ 5 ]
По мнению Невилла Читтика , от этих рассказов в « Книге Занджа» следует отказаться как от мифов. [ 2 ] Археологические данные не подтверждают обширное поселение арабов или персов в этих местах на столь раннем этапе. [ 10 ] Однако он отмечает, что в Пембе был найден золотой динар Харуна ар-Рашида, датированный 798 или 799 годом, который обычно отождествляют с Канбалу арабских источников. Он предполагает, что если рассказы в « Книге Занджа» имеют какое-либо отношение к истории, то их, вероятно, можно найти в раннем поселении мусульман на побережье Восточной Африки, связанном с этой находкой монеты. [ 2 ] Феликс Чами и др. поставил под сомнение любые арабские экспедиции в Восточную Африку после того, что записано аль-Джахихом. [ 4 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В «Книге Занджа» неясно, был ли вали Омейядов Мухавия ибн Суфьян или Муса ибн Умар аль-Хатами. [ 5 ]
- ^ По словам Мухтара, билад аз-Зиндж («земля черных») включала юг Сомали и простиралась от Могадишо до Килвы. [ 7 ]
- ↑ В «Книге Занджа» говорится «они», что переводчики называют « народом суахили ». [ 5 ] Мухтар конкретно говорит о продолжающемся мятеже Могадишо. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Али Абдирахман Херси, Арабский фактор в истории Сомали: истоки и развитие арабского предпринимательства и культурного влияния на сомалийском полуострове , доктор философии. дисс. (Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, 1977), стр. 111–112.
- ^ Jump up to: а б с д Х. Невилл Читтик, «Восточное побережье, Мадагаскар и Индийский океан», в книге Дж. Д. Фейджа и Р. Оливера (ред.), Кембриджская история Африки, Том 3: С 1050 по ок. 1600 (Издательство Кембриджского университета, 1977), стр. 183–231, 194–195 и 198.
- ^ Jump up to: а б Джервас Мэтью, «Восточноафриканское побережье до прихода португальцев», в Р. Оливере и Дж. Мэтью (ред.), « История Восточной Африки », том 1 (Clarendon Press, 1963), стр. 94–127, на 102.
- ^ Jump up to: а б Феликс Шами, Франсуаза Ле Геннек-Коппенс и Софи Мери, «Восточная Африка и отношения на Ближнем Востоке с первого тысячелетия до нашей эры примерно до 1500 года нашей эры» , Journal des Africanistes 72-2 (2002), стр. 21–37, на 30– 31.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джеймс МакЛ. Ричи и Зигвард фон Сикард (ред.), Азанское трио: три восточноафриканских арабских исторических документа (Brill, 2020), стр. 78–80.
- ^ Анна Рита Коппола, «Устные традиции и хроники суахили», в Стефани Винн-Джонс и Адриа ЛаВиолетт (ред.), Мир суахили (Routledge), стр. 147–155, на 150–151.
- ^ Jump up to: а б с д и Мохамед Хаджи Мухтар , «Ислам в истории Сомали: факты и вымысел», в Али Джимале Ахмеде (редактор), «Изобретение Сомали» (The Red Sea Press, 1995), стр. 29–42, стр. 3–4.
- ^ Jump up to: а б Мохамед Хаджи Мухтар, Исторический словарь Сомали , новое изд. (The Scarecrow Press, 2005), с. XXVI.
- ^ Jump up to: а б Абдурахман Абдуллахи , Осмысление истории Сомали , Том 1 (Адонис и Эбби, 2017), стр. 51–52.
- ^ Jump up to: а б Х. Невилл Читтик, «Килва и арабское поселение на восточноафриканском побережье», Журнал африканской истории 4–2 (1963), стр. 179–190, стр. 181: «Нам говорят, что впоследствии экспедиции были отправлены в побережье Восточной Африки под властью аббасидских халифов аль-Мансура, Харуу ар-Рашида и аль-Мамуна во второй половине восьмого века нашей эры и начала девятого, чтобы подавить восстания».