Jump to content

Для него

Побережье Суахили
банту пункты Населенные

Зандж ( арабский : زانْج , прил Занджи . ) от персидского : زنج , латинизированный : Занг ; [1] [2] — термин, используемый средневековыми мусульманскими географами для обозначения как определенной части Юго-Восточной Африки (в первую очередь побережья Суахили ), так и ее жителей банту . [3] Это слово также является источником топонимов Занзибар («побережье Занджи») и Занджского моря .

Латинизация Кении Zingium служит архаичным названием прибрежной зоны в современной Восточной и Танзании на юге Африки . Архитектура этих коммерческих городских поселений в настоящее время является предметом изучения городского планирования . [4] [5] На протяжении веков прибрежные поселения были источником слоновой кости, золота и рабов от завоеванных внутренних районов до мира Индийского океана . [6]

Этимология

[ редактировать ]

Зандж в переводе с арабского означает «страна черных». Другие транслитерации включают Zenj , Zinj и Zang . [7] [8] Энтони Кристи утверждал, что слово зандж или занг может не иметь арабского происхождения: китайская форма (僧祇 sēngqí ) встречается еще в 607 году нашей эры. Кристи утверждала, что это слово имеет юго-восточное азиатское происхождение. [9] : 33  Яванское jenggi слово означает африканцы, особенно жители Занзибара. [10] : 740 

Известно, что индонезийские австронезийские народы достигли Мадагаскара ок. 50–500 гг. н.э. [11] [12] Что касается их маршрута, то одна из возможностей состоит в том, что индонезийские австронезийцы пришли прямо через Индийский океан от Явы до Мадагаскара . Вполне вероятно, что они прошли через Мальдивы , где до сих пор сохранились свидетельства конструкции старых индонезийских лодок и технологий рыболовства. [13] [9] : 32 

Раздел побережья Восточной Африки

[ редактировать ]

Географы исторически разделили восточное побережье Африки в целом на несколько регионов в зависимости от численности населения каждого региона. Арабские и китайские общую территорию, которая располагалась к югу от трёх регионов Миср ( Египет ), Аль-Хабаша ( Абиссиния ) и Барбара ( Сомали ) источники называли Занджем . [14]

Зандж находился в окрестностях Юго-Восточной Африки и был населен народом, говорящим на языке банту, называемым зандж . [3] [14] [15] Основная территория оккупации Занджа простиралась от территории к югу от современного Рас-Камбони. [16] на остров Пемба в Танзании . К югу от Пембы лежала Софала в современном Мозамбике , северной границей которого, возможно, был Пангани . За Софалой находилось малоизвестное царство Вак-Вак , также в Мозамбике. [17] [18] Арабский историк и географ X века Абу аль-Хасан Али аль-Масуди описывает Софалу как самую дальнюю границу поселения Занджа и упоминает титул его короля как Мфальме , слово банту. [3]

Территория для него

[ редактировать ]
Невольничий рынок Занзибара в 1860 году, Эдвин Стокелер.

Занджи торговали с персами, арабами и индийцами , но, по некоторым данным, только на местном уровне, так как у них не было океанских кораблей. [3]

Поселения на Занзибаре идентифицировали их как экономическую часть космополитической культуры бассейна Индийского океана с торговыми связями до Аравии , Персии и на востоке до Индии и Китая. [4] [19] [20]

Основным источником рабов-зандж, вероятно, была граница между носителями восточно-кушитского языка и носителями языка банту, где воинственные сомалийские скотоводы расширялись на юг и подчиняли себе разбросанные колонии земледельцев-банту. [21]

Поскольку арабская и персидская идентичность является отцовской, элита суахили заявляла, и часто справедливо, о престижной персидской генеалогии. [22] Современные концепции культурного слияния или персидского происхождения возникли из-за склонности богатых суахили заявлять о персидском отцовском происхождении (что подтверждается исследованиями ДНК) и непропорционального импорта оманских элементов в XIX веке в общество Занзибари и суахили. Стандартный суахили является диалектом Занзибара и, таким образом, включает в себя гораздо больше арабских заимствований, чем другие, более старые диалекты суахили. [22]

Известные поселения побережья Занджа включали Килву , Кундучи , Мбуамаджи , Тонгони , Кимбиджи , Каоле , Малинди , Геди и Момбасу . К периоду позднего средневековья в этом районе находилось как минимум 37 крупных торговых городов суахили, многие из которых были весьма богатыми. [ нужна ссылка ]

Городские правящие и коммерческие классы этих поселений суахили включали иммигрантов-мужчин из арабов, персов и Индии. Однако исламская культура ценила семейное происхождение из Персии или Аравии; следовательно, утверждения о ближневосточном происхождении могут быть ненадежными для современных генеалогических исследований. [22] [23] [24]

Самым богатым и влиятельным работорговцем за всю зарегистрированную историю является Типпу Тип , человек, родившийся на Занзибаре и имеющий смешанное банту и оманское происхождение. [ нужна ссылка ]

Типпу Тип 1889 г.
Каменный город на Занзибаре

Занджи на протяжении веков отправлялись в качестве рабов торговцами рабами и слоновой костью во все страны, граничащие с Индийским океаном, в рамках работорговли в Индийском океане . [6] Омейядов ниже и Аббасидов Халифы завербовали многих рабов-занджей в качестве солдат, и уже в 696 году нашей эры мы узнаем о восстаниях рабов-занджей в Ираке (см. ) . В древних китайских текстах также упоминаются послы с Явы, преподносившие китайскому императору двух рабов Сенг Чи (Занджи) в качестве подарков, а также Сенг Чи, рабы прибывшие в Китай из индуистского королевства Шри Виджая на Яве . [6]

Море у юго-восточного побережья Африки было известно как Занджское море и включало Маскаренские острова и Мадагаскар . Во время борьбы против апартеида было предложено, чтобы Южная Африка взяла название Азания , чтобы отразить древний Зандж. [ нужна ссылка ]

По состоянию на 2023 год народ лемба по-прежнему называет население соседних племен «зенджами».

Анализ древней ДНК

[ редактировать ]

Исследование Бриэля и др. в 2023 году завершило анализ древней ДНК нескольких образцов из руин Занзибара. Анализ древней ДНК (аДНК) был завершен для 80 человек из 6 прибрежных городов средневековья и раннего Нового времени (1250–1800 гг. н. э.) и города, расположенного внутри страны после 1650 г. н.э., чтобы определить пропорции «африканских, персидских и индийских людей». «подобные» последовательности ДНК. Более половины ДНК многих жителей прибрежных городов происходят преимущественно от предков женского пола из Африки, причем значительная часть — иногда более половины — ДНК происходит от азиатских предков. Азиатское происхождение включает компоненты, связанные с Персией и Индией, при этом 80–90% азиатской ДНК происходит от персидских мужчин. Народы африканского и азиатского (преимущественно персидского) происхождения начали смешиваться примерно к 1000 году нашей эры. [25] Образцы были взяты из двух ящиков с человеческими останками, расположенных в Британском институте Восточной Африки (BIEA) в Найроби, первоначально раскопанных Читтиком в 1950-х и 1960-х годах. [26]

После 1500 года нашей эры источники мужской азиатской ДНК становились все более арабскими, что согласуется с усилением взаимодействия с южной Аравией. Со времен средневековья до наших дней последующие взаимодействия с различными народами Азии и Африки изменили происхождение современных людей, живущих на побережье Суахили, по сравнению со средневековыми людьми, ДНК которых была секвенирована. [25]

Потенциально датируемый 1300-1600 годами нашей эры (более точные методы радиоуглеродного датирования для этих образцов не удалось завершить вовремя), был завершен анализ митохондриальной ДНК (мтДНК), аутосомной ДНК , ДНК Y-хромосомы и ДНК Х-хромосомы. Анализ мтДНК человека, демонстрирующий особенности материнского происхождения, выявил гаплотип L *. Гаплотип L* преимущественно встречается в современном населении стран Африки к югу от Сахары. Анализ Y-хромосомы, демонстрирующий особенности отцовского происхождения, показал, что человек нес гаплотип J2, образец ДНК, обнаруженный у людей из Юго-Западной Азии или Персии. Х-хромосомы, имеющие большее материнское влияние, сравнивались с 22 аутосомными хромосомами, которые имеют одинаковое материнское и отцовское влияние. Х-хромосомы содержали больше индикаторов африканского происхождения по сравнению с аутосомной ДНК, что дополнительно дополняло доказательства африканского происхождения по материнской линии и персидского или юго-восточноазиатского происхождения по отцовской линии. [25]

Современные описания

[ редактировать ]

Из сайтов, посвященных керамике Квале, мы знаем, что начиная с железного века люди, говорящие на языке банту, распространились на территорию к югу от Эфиопии и Сомали, и этих людей называли занджами, и их экспортировали в качестве рабов по всему Индийскому океану. Китайские источники IX века проводят четкое различие между «сомалийскими (варварскими) скотоводами По-Па-Ли» и «дикими чернокожими Ма-Лина», которых, вероятно, следует отождествлять с Малинди в Кении. [6] [27] Описание Занджа можно найти в следующем отрывке из «Китаб аль-Бад вах-тарих» : [28] средневекового арабского писателя аль-Мукаддаси :

Что касается занджей, то это люди черного цвета, с плоскими носами, курчавыми волосами, малопонимающие и неразумные.

В 1331 году арабоязычный берберский ученый и исследователь Ибн Баттута посетил султанат Килва в Зандже. [29] Ибн Баттута записал свой визит в город около 1331 года и положительно отозвался о щедрости, смирении и религии его правителя, султана аль-Хасана ибн Сулеймана . Ибн Баттута также описывает, как султан входил во внутренние районы и совершал набеги на людей, забирая рабов и другие виды богатства. Его также особенно впечатлила планировка города, и он считал, что это стало причиной успеха Килвы на побережье. [30] С этого периода началось строительство дворца Хусуни Кубвы и значительная пристройка к Великой мечети Килва , построенной из коралловых камней, крупнейшей мечети такого рода. Килва был важным и богатым городом для торговли золотом и слоновой костью. Из-за торговли некоторые люди, жившие в Килве, имели более высокий уровень жизни, но многие другие были бедны. Богатые пользовались водопроводом в своих каменных домах, а бедняки жили в глинобитных хижинах с соломенными крышами. [31] Ибн Баттута охарактеризовал порабощенных людей Занджа как «угольно-черного цвета и со шрамами на лицах». [29]

Килва — один из самых красивых и хорошо построенных городов мира. Все это элегантно построено. Крыши построены из мангровых столбов. Идет очень сильный дождь. Люди ведут священную войну, ибо их страна лежит рядом с языческим Занджем. Их главные качества — преданность и благочестие: они следуют секте Шафиитов. Когда я прибыл, султаном был Абу аль-Музаффар Хасан по прозвищу Абу аль-Мавахиб [в вольном переводе: «Даритель даров»]… из-за его многочисленных благотворительных даров. Он часто совершает набеги на страну Зандж [соседний материк], нападает на них и уносит добычу, из которой оставляет себе пятую часть, используя ее в порядке, предписанном Кораном [Кораном]. [32]

Бунт для него

[ редактировать ]

Занджское восстание — серия восстаний, произошедших между 869 и 883 годами нашей эры недалеко от города Басра на территории современного Ирака . Многие занджи были взяты в рабство, но многие заслужили свободу и решили остаться в Ираке как свободные люди и сделать Ирак своим домом, живя среди болотных арабов . [33] однако считается, что термин «зандж» здесь относится ко всем восточноафриканцам в целом из-за отсутствия активной работорговли на побережье суахили в этот период. [34] : 613 

М.А. Шабан объясняет, что Занджское восстание было не восстанием рабов, а, скорее, арабским восстанием, поддержанным восточноафриканскими иммигрантами в Ираке:

Это не было восстание рабов. Это было «занджское», то есть негритянское восстание. Приравнивание негра к рабу является отражением расовых теорий девятнадцатого века; это могло быть применимо только к американскому Югу до Гражданской войны... Напротив, некоторые люди, работавшие на солончаках, были одними из первых, кто боролся против восстания. Конечно, было несколько беглых рабов, которые присоединились к повстанцам, но это еще не делает это восстанием рабов. Подавляющее большинство повстанцев составляли арабы Персидского залива, которых поддерживали свободные жители Восточной Африки, обосновавшиеся в этом регионе. [35]

  1. ^ Эль-Ажари, Таиф (2016). Зенги и ответ мусульман на крестовые походы: политика джихада . Рутледж. п. 20. ISBN  978-1317589396 . Проверено 3 января 2017 г.
  2. ^ Хан, MS (1981). «Аль-Масуди и география Индии». Журнал Немецкого восточного общества . 131 (1): 119–136 [с. 130]. JSTOR   43376756 .
  3. ^ Jump up to: а б с д Бэгли, FRC; и др. (1997). Последние великие мусульманские империи . Брилл. п. 174. ИСБН  1-55876-112-8 .
  4. ^ Jump up to: а б АльСайяд, Незар (2001). Гибридный урбанизм: о дискурсе идентичности и искусственной среде . Гринвуд. п. 39. ИСБН  0-275-96612-7 .
  5. ^ Поллард, Э.; Флейшер, Дж.; Винн-Джонс, С. (2012). «За каменным городом: морская архитектура в Сонго Мнара четырнадцатого – пятнадцатого веков, Танзания». Журнал морской археологии . 7 (1): 43–62. Бибкод : 2012JMarA...7...43P . дои : 10.1007/s11457-012-9094-9 . S2CID   162935843 .
  6. ^ Jump up to: а б с д Оливер, Роланд (1975). Африка в железном веке: ок. 500 г. до н.э. – 1400 г. н.э. Издательство Кембриджского университета. п. 192. ИСБН  0-521-20598-0 .
  7. ^ Бэгли, FRC; и др. (1997). Последние великие мусульманские империи . Брилл. п. 174. ИСБН  1-55876-112-8 .
  8. ^ Рауниг, Уолтер (2005). Африканский Рог: материалы Первой Международной конференции Литтмана, проходившей со 2 по 5 мая 2002 г. в Мюнхене . Отто Харрасовиц Верлаг. п. 130. ИСБН  3-447-05175-2 . Древнеарабская география имела вполне устойчивую схему перечисления стран от Красного моря до Индийского океана: это аль-Миср (Египет) — аль-Мукурра (или другие обозначения нубийских царств) — Зандж (Азания, т.е. страна «черные»). Соответственно, почти все эти термины (или, как я полагаю, все!) встречаются также в древней и средневековой китайской географии .
  9. ^ Jump up to: а б Дик-Рид, Роберт (июль 2006 г.). «Индонезия и Африка: подвергая сомнению происхождение некоторых из самых известных символов Африки» . Журнал трансдисциплинарных исследований в Южной Африке . 2 : 23–45. дои : 10.4102/td.v2i1.307 .
  10. ^ Свитмалдер, Пи Джей (1982). Старояванско-английский словарь . Гаага: Мартинус Нийхофф. ISBN  9024761786 .
  11. ^ Дьюар Р.Э., Райт Х.Т. (1993). «История культуры Мадагаскара». Журнал мировой предыстории . 7 (4): 417–466. дои : 10.1007/BF00997802 . hdl : 2027.42/45256 . S2CID   21753825 .
  12. ^ Берни Д.А., Берни Л.П., Годфри Л.Р., Юнгерс В.Л., Гудман С.М., Райт Х.Т., Джулл А.Дж. (август 2004 г.). «Хронология позднего доисторического Мадагаскара». Журнал эволюции человека . 47 (1–2): 25–63. Бибкод : 2004JHumE..47...25B . дои : 10.1016/j.jhevol.2004.05.005 . ПМИД   15288523 .
  13. ^ П. Я. Манген. Досовременное судоходство в Юго-Восточной Азии в Индийском океане: связь с Мальдивами . Конференция «Новые направления в морской истории» Фримантл. Декабрь 1993 года.
  14. ^ Jump up to: а б Рауниг, Уолтер (2005). Африканский Рог: материалы Первой Международной конференции Литтмана, проходившей со 2 по 5 мая 2002 г. в Мюнхене . Отто Харрасовиц Верлаг. п. 130. ИСБН  3-447-05175-2 . Древнеарабская география имела вполне устойчивую схему перечисления стран от Красного моря до Индийского океана: это аль-Миср (Египет) — аль-Мукурра (или другие обозначения нубийских царств) — Зандж (Азания, т.е. страна «черные»). Соответственно, почти все эти термины (или, как я полагаю, все!) встречаются также в древней и средневековой китайской географии .
  15. ^ Огот, Бетвелл А. (1974). Замани: Обзор истории Восточной Африки . Восточноафриканское издательство. п. 104.
  16. ^ Инсолл, Тимоти (2003). Археология ислама в Африке к югу от Сахары . Издательство Кембриджского университета. п. 61. ИСБН  0-521-65171-9 .
  17. ^ Читтик, Невилл (1968). «Побережье перед приходом португальцев». В Оготе, бакалавр искусств; Киран, Дж. А. (ред.). Замани: Обзор истории Восточной Африки . стр. 100–118.
  18. ^ Гудвин, Стефан (2006). Наследие урбанизации Африки: разворачивающаяся сага о континенте . Лексингтонские книги. п. 301. ИСБН  0-7391-0731-3 .
  19. ^ Херст, К. Крис. «Килва Кисивани. Средневековый торговый центр Восточной Африки» .
  20. ^ Прашад, Виджай (2002). Все сражались кунг-фу: афро-азиатские связи и миф о культурной чистоте . Маяк Пресс. п. 8. ISBN  0-8070-5011-3 .
  21. ^ Роланд Энтони Оливер, Брайан М. Фэган (1975). Африка в железном веке: ок. 500 г. до н.э. – 1400 г. н.э. Издательство Кембриджского университета. п. 92. ИСБН  9780521099004 .
  22. ^ Jump up to: а б с Хортон; Миддлтон (2000). Суахили: социальный ландшафт торгового общества . Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-631-18919-Х .
  23. ^ Мейер, Прита (2016). Портовые города суахили: архитектура других стран . Издательство Университета Индианы. ISBN  978-0-253-01909-7 .
  24. ^ Пирсон, Майкл (2000). Портовые города и злоумышленники: побережье Суахили, Индия и Португалия в эпоху раннего Нового времени . Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN  0-8018-5692-2 .
  25. ^ Jump up to: а б с Бриэль, Эстер С.; Флейшер, Джеффри; Винн-Джонс, Стефани; Сирак, Кендра; Брумандхошбахт, Насрин; Каллан, Ким; Кертис, Элизабет; Илиев, Лора; Лоусон, Энн Мари; Оппенгеймер, Йонас; Цю, Лицзюнь; Стюардсон, Кристин; Уоркман, Дж. Ной; Залзала, Фатма; Айодо, Джордж (март 2023 г.). «Переплетение африканских и азиатских генетических корней средневековых народов побережья Суахили» . Природа . 615 (7954): 866–873. Бибкод : 2023Natur.615..866B . doi : 10.1038/s41586-023-05754-w . ISSN   1476-4687 . ПМЦ   10060156 . ПМИД   36991187 .
  26. ^ Читтик, Невилл (1974). Килва: исламский торговый город на восточноафриканском побережье . Британский институт в Восточной Африке. OCLC   278134885 .
  27. ^ Дэвис, Дэвид Брайон (2006). Вызов границам рабства . Издательство Гарвардского университета. п. 12. ISBN  0-674-01985-7 .
  28. ^ из Тома. 4
  29. ^ Jump up to: а б Пауэлс, Рэндалл Ли (2005). Африканский и ближневосточный мир, 600–1500 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 156. ИСБН  9780195176735 .
  30. ^ Данн, Росс Э. (2005). Приключения Ибн Баттуты, мусульманского путешественника четырнадцатого века (Перед. ред. с новым предисловием). Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  0520243854 .
  31. ^ Путешествия Ибн Баттуты
  32. ^ Адлер, Филип Дж.; Пауэлс, Рэндалл Л. (2007). Мировые цивилизации: К 1700 году . Cengage Обучение. п. 176. ИСБН  9780495502616 .
  33. ^ Ислам, от арабов к исламской империи: ранняя эпоха Аббасидов [узурпировал]
  34. ^ Масао, Фиделис; Муторо, Генри (1988). «Восточноафриканское побережье и Коморские острова». Всеобщая история Африки: Том 3 . Издательство ЮНЕСКО.
  35. ^ Шабан, Массачусетс (30 ноября 1978 г.). Исламская история: Том 2, 750–1055 гг. Н.э. (132–448 гг. Хиджры): новая интерпретация . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521294539 – через Google Книги.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1670293e9b4deb9e8bf951bf6a1e9963__1719580620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/16/63/1670293e9b4deb9e8bf951bf6a1e9963.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zanj - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)