География и картография в средневековом исламском мире
Средневековая исламская география и картография относятся к изучению географии и картографии в мусульманском мире во время Золотого века ислама (датируемого по-разному между 8 и 16 веками). Мусульманские учёные продвинулись в традициях картографирования более ранних культур. [1] особенно эллинистические географы Птолемей и Марин из Тира , [2] : 193 в сочетании с тем, что исследователи и купцы узнали в своих путешествиях по Старому Свету ( Афро-Евразии ). [1] Исламская география имела три основные области: исследование и навигация, физическая география , картография и математическая география . [1] Исламская география достигла своего апогея при Мухаммеде аль-Идриси в 12 веке.
История
[ редактировать ]8 и 9 века
[ редактировать ]Исламская география зародилась в VIII веке под влиянием эллинистической географии. [3] в сочетании с тем, что исследователи и купцы узнали в своих путешествиях по Старому Свету ( Афро-Евразии ). [1] Мусульманские ученые занимались обширными исследованиями и мореплаванием в течение 9-12 веков, включая путешествия по мусульманскому миру , а также по таким регионам, как Китай, Юго-Восточная Азия и Южная Африка . [1] Различные исламские ученые внесли свой вклад в развитие географии и картографии, наиболее известными из которых были Аль-Хорезми , Абу Зайд аль-Балхи (основатель «школы Балхи»), Аль-Масуди , Абу Райхан Бируни и Мухаммад аль-Идриси .
покровительствовали аббасидские халифы Багдада . Исламской географии Важным влиянием на развитие картографии было покровительство аббасидского халифа аль-Мамуна , правившего с 813 по 833 год. Он поручил нескольким географам выполнить дуговое измерение , определяющее расстояние на Земле, соответствующее одному градусу широты. вдоль меридиана ( измерение дуги аль-Мамуна ). Таким образом, его покровительство привело к уточнению определения арабской мили ( мили по-арабски) по сравнению со стадионом, используемым в эллинистическом мире. Эти усилия также позволили мусульманам вычислить окружность Земли . Аль-Мамун также приказал изготовить большую карту мира, которая не сохранилась. [4] : 61–63 хотя известно, что тип его картографической проекции был основан на Марине Тирском, а не на Птолемее . [2] : 193
Птолемея Исламские картографы унаследовали «Альмагест и географию» в 9 веке. Эти работы стимулировали интерес к географии (особенно к газетерам), но не пользовались рабским вниманием. [5] Вместо этого арабская и персидская картография последовала за Аль-Хорезми Птолемея , приняв прямоугольную проекцию, сместив нулевой меридиан на несколько градусов к востоку и изменив многие географические координаты Птолемея.
Получив греческие сочинения напрямую и без латинского посредничества, арабские и персидские географы не пользовались картами ТО . [5]
В 9 веке персидский математик и географ Хабаш аль-Хасиб аль-Марвази применил методы сферической тригонометрии и картографической проекции , чтобы преобразовать полярные координаты в другую систему координат с центром в определенной точке сферы, в этом Кибла. , направление на Мекку . [6] Абу Райхан Бируни (973–1048) позже развил идеи, которые рассматриваются как предвосхищение полярной системы координат. [7] Около 1025 года он описывает полярную равноазимутальную равноудалённую проекцию небесной сферы . [8] : 153 Однако этот тип проекции использовался в древнеегипетских звездных картах и не получил полного развития до 15 и 16 веков. [9]
Традиция Хордадбе-Джайхани
[ редактировать ]Работы Ибн Хордадбеха ( ок. 870 г.) и Джайхани ( ок. 910-е гг.) легли в основу новой персидско-арабской традиции в Персии и Средней Азии. [10] Точная связь между книгами Хордадбеха и Джайхани неизвестна, поскольку обе книги имели одинаковое название, часто смешивались, а книга Джайхани утеряна, так что ее можно лишь приблизительно реконструировать по произведениям других авторов ( в основном из восточных частей исламского мира [11] ), которые, похоже, повторно использовали часть его содержимого. [10] [12] По словам Василия Бартольда , Джайхани основывал свою книгу прежде всего на данных, которые он собрал сам, но также в значительной степени повторно использовал работу Хордадбе. [10] В отличие от школы Балхи, географы традиции Хордадбе-Джайхани стремились описать весь мир, каким они его знали, включая земли, общества и культуры немусульман. [13] как визиря империи Саманидов , позволила ему собрать много ценной информации от людей в далеких странах. Дипломатическая переписка Джайхани, [14] Тем не менее, Аль-Масуди раскритиковал Джайхани за чрезмерный акцент на геологических особенностях ландшафтов, звезд и геометрии, систем налогообложения, торговых дорог и станций, которыми якобы мало кто пользовался, при игнорировании крупных населенных пунктов, провинций, военных дорог и войск. [15]
Школа Балхи
[ редактировать ]Балхийская школа наземного картографирования, зародившаяся Абу Зайдом аль-Балхи (из Балха ) в начале X века в Багдаде и значительно развитая Истахри , [11] имел консервативный и религиозный характер: его интересовало только описание мамлакат аль-ислам («исламские земли»), которые школа разделяла на 20 или более иклимов («климов» или провинций). [13] Балхи и его последователи переориентировали географические знания, чтобы привести их в соответствие с определенными концепциями, содержащимися в Коране , подчеркнули центральное значение Мекки и Аравии и игнорировали неисламский мир. [13] Это отличало их от более ранних географов, таких как Ибн Хордадбе и Аль-Масуди , которые описывали весь мир таким, каким они его знали. [13] Географы этой школы, такие как Истахри , аль-Мукаддаси и Ибн Хаукаль , много писали о народах, продуктах и обычаях регионов мусульманского мира, мало интересуясь немусульманскими сферами. [4] мира и выпустил атласы , каждый из которых содержал карту мира и двадцать региональных карт. [2] : 194
Региональная картография
[ редактировать ]Исламскую региональную картографию обычно делят на три группы: созданную « школой Балхи », тип, разработанный Мухаммадом аль-Идриси , и тип, который уникально встречается в « Книге раритетов» . [4]
Карты балхских школ определяли политические, а не продольные границы и охватывали только мусульманский мир. На этих картах расстояния между различными «остановками» (городами или реками) выровнены. Единственными формами, использованными в дизайне, были вертикали, горизонтали, углы в 90 градусов и дуги кругов; ненужные географические подробности были исключены. Этот подход аналогичен тому, который используется в картах метрополитена , наиболее примечательным из которых является « Лондонского метрополитена Карта метро в 1931 году » Гарри Бека . [4] : 85–87
Аль-Идриси определил свои карты по-другому. Он считал протяженность известного мира равной 160° и должен был символизировать 50 собак по долготе и разделить регион на десять частей, каждая шириной 16°. Что касается широты, он разделил известный мир на семь «климов», определяемых продолжительностью самого длинного дня. На его картах можно найти многие доминирующие географические объекты. [4]
Книга о появлении Земли
[ редактировать ]Мухаммада ибн Мусы аль-Хорезми Книга «Китаб Сурат аль-Ард» («Книга о появлении Земли») была завершена в 833 году. Это переработанная и дополненная версия « , Птолемея Географии» состоящая из списка из 2402 координат города и другие географические объекты после общего введения. [16]
Аль-Хорезми, самый известный географ Аль-Мамуна , исправил сильное завышение Птолемеем длины Средиземного моря. [2] : 188 (от Канарских островов до восточных берегов Средиземного моря); Птолемей переоценил ее в 63 градуса долготы , тогда как аль-Хорезми почти правильно оценил ее почти в 50 градусов долготы. Географы Аль-Мамуна «также изображали Атлантический и Индийский океаны как открытые водоемы , а не закрытые моря , как это делал Птолемей». [17] Таким образом, Аль-Хорезми установил главный меридиан Старого Света на восточном берегу Средиземного моря, в 10–13 градусах к востоку от Александрии (начальный меридиан, ранее установленный Птолемеем) и в 70 градусах к западу от Багдада . Большинство средневековых мусульманских географов продолжали использовать нулевой меридиан аль-Хорезми. [2] : 188 Другие используемые нулевые меридианы были установлены Абу Мухаммадом аль-Хасаном аль-Хамдани и Хабашом аль-Хасибом аль-Марвази в Удджайне , центре индийской астрономии , и другим анонимным писателем в Басре . [2] : 189
Аль-Бируни
[ редактировать ]Абу Райхан аль-Бируни (973–1048) разработал новый метод определения радиуса Земли посредством наблюдения за высотой горы. Он осуществил это в Нандане в Пинд Дадан Хане (современный Пакистан). [18] Он использовал тригонометрию для расчета радиуса Земли, используя измерения высоты холма и измерения угла падения горизонта от вершины этого холма. Его расчетный радиус Земли в 3928,77 миль был на 2% выше фактического среднего радиуса в 3847,80 миль. [19] Его оценка была дана как 12 803 337 локтей , поэтому точность его оценки по сравнению с современным значением зависит от того, какое преобразование используется для локтей. Точная длина локтя не ясна; при 18-дюймовом локте его оценка составит 3600 миль, тогда как при 22-дюймовом локте его оценка составит 4200 миль. [20] Одна из существенных проблем этого подхода заключается в том, что Аль-Бируни не знал об атмосферной рефракции и не принимал ее во внимание. В своих расчетах он использовал угол падения 34 угловых минуты, но рефракция обычно может изменить измеренный угол падения примерно на 1/6, что делает его расчет точным только с точностью до 20% от истинного значения. [21]
В своем Кодексе Масудикус (1037 г.) Аль-Бируни выдвинул теорию существования суши вдоль огромного океана между Азией и Европой , или того, что сегодня известно как Америка . Он приводил доводы в пользу ее существования на основе своих точных оценок окружности Земли и размеров Афро-Евразии , которая, как он обнаружил, охватывала лишь две пятых окружности Земли, полагая, что геологические процессы, которые привели к возникновению Евразии, наверняка должны были иметь породили земли в огромном океане между Азией и Европой. Он также предположил, что по крайней мере часть неизвестной территории будет лежать в пределах известных широт, на которых люди могут обитать, и, следовательно, будет заселена. [22]
Таблица Роджериана
[ редактировать ]Арабский географ Мухаммад аль-Идриси создал свой средневековый атлас Tabula Rogeriana или «Отдых для тех, кто желает путешествовать по странам » в 1154 году. Он включил в себя знания об Африке , Индийском океане и Дальнем Востоке, собранные арабскими купцами и исследователями. с информацией, унаследованной от географов-классиков, чтобы создать наиболее точную карту мира в досовременные времена. [23] При финансовой поддержке Рожера II Сицилийского (1097–1154 гг.) аль-Идриси использовал знания, собранные в Университете Кордовы , и платил чертежникам, чтобы те совершали путешествия и составляли карты своих маршрутов. В книге Земля описывается как сфера с окружностью 22 900 миль (36 900 км), но нанесена на карту ее в виде 70 прямоугольных секций. Примечательные особенности включают правильные двойные источники Нила, побережье Ганы и упоминание Норвегии. Климатические зоны были главным организационным принципом. Вторая и сокращенная копия 1192 года под названием « Сад радостей» известна ученым как « Маленький Идриси» . [24]
По поводу работы аль-Идриси С. П. Скотт прокомментировал: [23]
Составление Эдриси знаменует новую эпоху в истории науки . Его историческая информация не только наиболее интересна и ценна, но и описания многих частей Земли по-прежнему авторитетны. В течение трех столетий географы копировали его карты без изменений. Относительное положение озер, образующих Нил, как оно очерчено в его работе, не сильно отличается от того, которое было установлено Бейкером и Стэнли более семисот лет спустя, и число их то же самое. Механический гений автора не уступал его эрудиции. Небесная и земная планисфера из серебра, которую он построил для своего царственного покровителя, имела почти шесть футов в диаметре и весила четыреста пятьдесят фунтов; на одной стороне были выгравированы зодиак и созвездия, на другой — разделенные для удобства на сегменты — массы земли и воды с соответствующим положением в различных странах.
- С. П. Скотт, История мавританской империи в Европе.
Атлас Аль-Идриси, первоначально называвшийся по-арабски Нужат , служил основным инструментом для итальянских, голландских и французских картографов с 16 по 18 век. [25]
Карта Пири Рейса
[ редактировать ]Карта Пири Рейса — карта мира , составленная в 1513 году османским адмиралом и картографом Пири Рейсом . Сохранилась примерно треть карты; показаны западные побережья Европы и Северной Африки , а также побережье Бразилии на нем с достаточной точностью различные атлантические острова, в том числе Азорские и Канарские острова . Изображены , а также мифический остров Антилия и, возможно, Япония .
Другие
[ редактировать ]Сухраб, мусульманский географ конца X века, сопровождал книгу географических координат инструкциями по созданию прямоугольной карты мира с равнопрямоугольной или цилиндрической равноудаленной проекцией. [4] Самая ранняя сохранившаяся карта с прямоугольными координатами датируется 13 веком и приписывается Хамдалле аль-Мустафи аль- Казвини , который основал ее на работе Сухраба. Ортогональные Юго параллельные линии были разделены интервалом в один градус, а карта была ограничена -Западной Азией и Центральной Азией . Самые ранние сохранившиеся карты мира, основанные на прямоугольной сетке координат, приписываются аль-Муставфи в 14 или 15 веке (который использовал инвервалы в десять градусов для линий) и Хафиз-и Абру (умер в 1430 году). [2] : 200–01
В XI веке караханидский тюркский учёный Махмуд аль-Кашгари первым нарисовал уникальную исламскую карту мира . [26] где он освещал города и места тюркских народов Средней Внутренней и Азии . Он показал озеро Иссык-Куль (ныне Киргизия ) как центр мира.
Ибн Баттута (1304–1368?) написал «Рихла» (Путешествия) на основе трех десятилетий путешествий, охватывающих более 120 000 км через Северную Африку, Южную Европу и большую часть Азии.
Мусульманские астрономы и географы знали о магнитном склонении к 15 веку, когда египетский астроном Абд аль-Азиз аль-Вафаи (ум. 1469/1471) измерил его как 7 градусов от Каира . [27]
Инструменты
[ редактировать ]Мусульманские ученые изобрели и усовершенствовали ряд научных инструментов в области математической географии и картографии. К ним относятся астролябия , квадрант , гномон , небесная сфера , солнечные часы и компас . [1]
Астролябия
[ редактировать ]Астролябии были приняты и получили дальнейшее развитие в средневековом исламском мире , где мусульманские астрономы ввели в конструкцию угловые масштабы. [28] добавление кружков, обозначающих азимуты на горизонте . [29] Он широко использовался во всем мусульманском мире, главным образом как средство навигации и как способ определения Киблы , направления на Мекку . восьмого века Математик Мухаммад аль-Фазари — первый человек, которому приписывают создание астролябии в исламском мире. [30]
Математическая основа была установлена мусульманским астрономом Альбатениусом в его трактате «Китаб аз-Зидж» (ок. 920 г. н. э.), который был переведен на латынь Платоном Тибуртином ( De Motu Stellarum ). Самая ранняя сохранившаяся астролябия датируется 315 годом хиджры (927–28 гг. н.э.). В исламском мире астролябии использовались для определения времени восхода и восхода неподвижных звезд, а также для планирования утренних молитв ( салат ). В 10 веке ас-Суфи впервые описал более 1000 различных применений астролябии в таких разнообразных областях, как астрономия , астрология , навигация , геодезия , хронометраж, молитва, намаз , кибла и т. д. [31] [32]
Компас
[ редактировать ]Самое раннее упоминание о компасе в мусульманском мире встречается в персидском сборнике сказок 1232 года. [34] [35] где компас используется для навигации во время путешествия по Красному морю или Персидскому заливу . [36] Описанный железный лист в форме рыбы указывает на то, что этот ранний китайский дизайн распространился за пределы Китая. [37] Самое раннее арабское упоминание о компасе в виде магнитной стрелки в чаше с водой происходит из работы Байлака аль-Кибджаки, написанной в 1282 году во время пребывания в Каире. [34] [38] Аль-Кибджаки описал компас с иглой и чашей, который использовался для навигации во время его путешествия из Сирии в Александрию в 1242 году. [34] Поскольку автор описывает, как он был свидетелем использования компаса во время путешествия на корабле примерно сорок лет назад, некоторые ученые склонны соответственно датировать его первое появление в арабском мире . [34] Аль-Кибджаки также сообщает, что моряки в Индийском океане использовали железную рыбу вместо игл. [39]
В конце 13-го века йеменский султан и астроном аль-Малик аль-Ашраф описал использование компаса как « указатель Киблы », чтобы найти направление на Мекку . [40] В трактат об астролябиях и солнечных часах аль-Ашраф включает несколько параграфов, посвященных конструкции чаши компаса (таса). Затем он использует компас, чтобы определить северную точку, меридиан (хатт нишф ан-нахар) и Киблу. Это первое упоминание о компасе в средневековых исламских научных текстах и самое раннее известное его использование в качестве индикатора Киблы, хотя аль-Ашраф не утверждал, что был первым, кто использовал его для этой цели. [33] [41]
В 1300 году арабский трактат, написанный египетским астрономом и муэдзином Ибн Симуном, описывает сухой компас, используемый для определения киблы. Однако, как и компас Перегрина, компас Ибн Симуна не имел карты компаса. [33] В XIV веке сирийский астроном и хронометрист Ибн аль-Шатир (1304–1375) изобрел устройство для измерения времени, сочетающее в себе универсальные солнечные часы и магнитный компас. Он изобрел его с целью определения времени молитв . [42] арабские мореплаватели также представили 32-точечную компасную розетку . В это время [43] В 1399 году египтянин сообщает о двух разных видах магнитного компаса. Один инструмент представляет собой «рыбу» из ивы или тыквы, в которую вставлена магнитная игла и запечатана смолой или воском, чтобы предотвратить проникновение воды. Другой инструмент — сухой компас. [39]
В 15 веке описание, данное Ибн Маджидом при совмещении компаса с полярной звездой, указывает на то, что он осознавал магнитное склонение . Точное значение склонения дано Изз ад-Дином аль-Вафани (1450-е годы в Каире). [36]
Домодернистские арабские источники относятся к компасу, используя термин ṭāsa (буквально «чаша») для плавающего компаса или ālat al-qiblah («инструмент киблы») для обозначения устройства, используемого для ориентации в направлении Мекки. [36]
Фридрих Хирт предположил, что арабские и персидские торговцы, узнавшие о полярности магнитной стрелки от китайцев, применили компас для навигации раньше китайцев. [44] Однако Нидхэм назвал эту теорию «ошибочной» и «она возникла из-за неправильного перевода» термина чиа-лин, найденного в Чжу Юя книге «Застольные беседы в Пинчжоу» . [45]
Известные географы
[ редактировать ]Географы традиции Хордадбе-Джайхани
[ редактировать ]- Ибн Хордадбе (820–912): Китаб аль-Масалик ва-л-Мамалик («Книга дорог и королевств») [10]
- Абу Абдаллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Джайхани (умер в 925 г.): Китаб аль-Масалик валь-Мамалик («Книга дорог и королевств», утеряна) [10]
- Ахмад ибн Руста (10 век) [14]
- Аль-Масуди (896–956): [10] [46] Золотые луга [46]
- Аль-Бакри ( ок. 1040–1094) [14]
- Гардизи (умер в 1061 г.) [14]
- Мухаммад Ауфи [14]
Балхинская школа географов
[ редактировать ]- Абу Зайд аль-Балхи (850–934): Сувар аль-акалим («Образы климата»). [11] или аль-Амтила ва-сувар аль-ард («Сходства и образы Земли»), написанный в 920 году или позже. [11]
- Истахри (умер в середине X века): аль-Масалик валь-Мамалик («Дороги и королевства»). [47] [48]
- Ибн Хаукал (умер после 978 г.): [13] [49] Китаб Сурат аль-ард [13] («Книга лица Земли»)
- Аль-Макдиси ( ок. 945/946–991): [13] [49] Ахсан ат-такасим фи маарфат аль-акалим [13] («Лучшие разделы, касающиеся знаний о климате») [13]
- Абу аль-Фида (Абульфеда, 1273–1331 гг.): [13] Таквим аль-Булдан («Правильный отчет о землях») [13]
- (вероятно) Хафиз-и Абру (умер в 1430 г.) [13]
- Истахри (умер в середине X века): аль-Масалик валь-Мамалик («Дороги и королевства»). [47] [48]
Другие
[ редактировать ]- Аль-Кинди (Алкинд, 801–873 гг.)
- Якуби (умер в 897 г.)
- Ад-Динавари (820–898)
- Хамдани (893–945)
- Ибн аль-Факих (10 век)
- Ахмад ибн Фадлан (10 век)
- Ибн аль-Хайсам (Альхазен, 965–1039)
- Абу Райхан Бируни (973–1048)
- Ибн Сина (Авиценна, 980–1037)
- Мухаммад аль-Идриси (Дресес, 1100–1165)
- Ибн Джубайр (1145–1217)
- Якут аль-Хамави (1179–1229)
- Хамдолла Мостоуфи (1281–1349)
- Ибн аль-Варди (1291–1348)
- Ибн Баттута (1304–1370-е гг.)
- Ибн Халдун (1332-1406)
- Ахмад бин Маджид (родился в 1432 г.)
- Махмуд аль-Кашгари (1005–1102)
- Пири Рейс (1465–1554)
- Амин Рази (16 век)
Галерея
[ редактировать ]- Карта мира Аль-Масуди (10 век)
- Схематическая карта Сицилии в Арабской книге курьезов
- Карта мира X века, составленная Ибн Хаукалем .
- Персидский залив на региональной карте Атласа ислама
- Карта из Махмуда аль-Кашгари (11 век) Дивана
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Буанг, Амрия (2014). «География в исламском мире». Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах . Спрингер. стр. 1–5. дои : 10.1007/978-94-007-3934-5_8611-2 . ISBN 978-94-007-3934-5 .
Яркой чертой достижений мусульманских ученых в области математической географии и картографии было изобретение научных инструментов измерения. Среди них были астролябия (астролябия), руба (квадрант), гномон, небесная сфера, солнечные часы и компас.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кеннеди, Эдвард С. (1996). «Математическая география». В Рашиде, Рошди; Морелон, Режис (ред.). Энциклопедия истории арабской науки . Том. 3. Рутледж. стр. 185–201. ISBN 978-0-415-12410-2 .
- ^ Джеральд Р. Тиббетс, Начало картографической традиции , в: Джон Брайан Харли, Дэвид Вудворд: Картография в традиционных исламских и южноазиатских обществах , Чикаго, 1992, стр. 90–107 (97–100), ISBN 0-226-31635-1
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эдсон и Сэвидж-Смит (2004) [ нужна полная цитата ]
- ^ Jump up to: а б Эдсон и Сэвидж-Смит 2004 , стр. 61–63.
- ^ Кутсер, Т.; Бергманс, Л. (2005). Математика и Божественное . Эльзевир . п. 169 . ISBN 978-0-444-50328-2 .
- ^ О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф. , «Абу Аррайхан Мухаммад ибн Ахмад аль-Бируни» , Архив истории математики MacTutor , Университет Сент-Эндрюс
- ^ Кинг, Дэвид А. (1996). «Астрономия и исламское общество: Кибла, гномика и хронометраж». В Рашиде, Рошди (ред.). Энциклопедия истории арабской науки . Том. 1. Лондон, Великобритания и Нью-Йорк, США: Routledge . стр. 128–184.
- ^ Рэнкин, Билл (2006). «Справочник по проекциям» . Радикальная картография .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Босворт и Азимов 2003 , с. 217–218.
- ^ Jump up to: а б с д Босворт и Азимов 2003 , с. 218.
- ^ Минорский 1937 , с. xvi–xvii.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Босворт и Азимов 2003 , с. 219.
- ^ Jump up to: а б с д и Минорский 1937 , с. XVIII.
- ^ Минорский 1937 , с. XVIII.
- ^ О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф. , «Картография» , Архив истории математики MacTutor , Университет Сент-Эндрюс
- ^ Ковингтон, Ричард (2007). «Нация, идентичность и увлечение судебной медициной в Шерлоке Холмсе и CSI» . Saudi Aramco World, май – июнь 2007 г. 10 (3): 17–21. дои : 10.1177/1367877907080149 . S2CID 145173935 . Архивировано из оригинала 12 мая 2008 г. Проверено 6 июля 2008 г.
- ^ Пингри 2010b .
- ^ Спаравинья, Амелия (2013). «Наука Аль-Бируни» . Международный научный журнал . 2 (12): 52–60. arXiv : 1312.7288 . дои : 10.18483/ijSci.364 . S2CID 119230163 .
- ^ Дуглас ( 1973, стр.211 )
- ^ Хут, Джон Эдвард (2013). Утраченное искусство находить свой путь . Издательство Гарвардского университета. стр. 216–217. ISBN 9780674072824 .
- ^ Старр, С. Фредерик (12 декабря 2013 г.). «Итак, кто открыл Америку? | История сегодня» . www.historytoday.com . Проверено 6 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Скотт, СП (1904). История мавританской империи в Европе . Издательство Гарвардского университета. стр. 461–2.
- ^ «Слайд № 219: Карты мира аль-Идриси» . Генри Дэвис Консалтинг . Архивировано из оригинала 26 июня 2006 г. Проверено 8 сентября 2019 г.
- ^ Глик, Томас Ф.; Ливси, Стивен; Уоллис, Фейт (2014). Средневековая наука, технологии и медицина: энциклопедия . Рутледж. п. 261. ИСБН 9781135459321 .
- ^ Герман А. Старейшая тюркская карта мира (1076 г. гл.) // Imago Mundi: Ежегодник старой картографии. — Берлин, 1935. — Т.л. — стр. 21-28.
- ^ Бармор, Фрэнк Э. (апрель 1985 г.), «Ориентация турецкой мечети и вековое изменение магнитного склонения», Журнал ближневосточных исследований , 44 (2), University of Chicago Press : 81–98 [98], doi : 10.1086 /373112 , S2CID 161732080
- ^ См. стр. 289 из Мартин, LC (1923), «Геодезические и навигационные инструменты с исторической точки зрения», Труды Оптического общества , 24 (5): 289–303, Бибкод : 1923TrOS...24..289M , doi : 10.1088/1475- 4878/24/5/302 , ISSN 1475-4878 .
- ^ Берггрен, Дж. Леннарт (2007), «Математика в средневековом исламе» , Кац, Виктор Дж. (редактор), «Математика Египта, Месопотамии, Китая, Индии и ислама: справочник» , Princeton University Press , стр. 519, ISBN 978-0-691-11485-9
- ^ Ричард Нельсон Фрай : Золотой век Персии . п. 163
- ^ Доктор Эмили Винтерберн ( Национальный морской музей ), Использование астролябии , Фонд научных технологий и цивилизации, 2005.
- ^ Лашьез-Рей, Марк; Люмине, Жан-Пьер (2001). Небесная сокровищница: от музыки сфер к покорению космоса . Пер. Джо Ларедо. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 74. ИСБН 978-0-521-80040-2 .
- ^ Jump up to: а б с Шмидл, Петра Г. (1996–97). «Два ранних арабских источника о магнитном компасе» . Журнал арабских и исламских исследований . 1 : 81–132. дои : 10.5617/jais.4547 . http://www.uib.no/jais/v001ht/01-081-132schmidl1.htm#_ftn4. Архивировано 2 сентября 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д Крейц, Барбара М. (1973) «Вклад Средиземноморья в средневековый морской компас», Технология и культура , 14 (3: июль), с. 367–383 JSTOR 3102323
- ^ Джаваме аль-Хекаят ва-лаваме аль-ревайат Мухаммада аль-Ауфи
- ^ Jump up to: а б с Шмидл, Петра Г. (08 мая 2014 г.). "Компас". В Ибрагиме Калине (ред.). Оксфордская энциклопедия философии, науки и технологий в исламе . Издательство Оксфордского университета. стр. 144–6. ISBN 978-0-19-981257-8 .
- ^ Нидхэм с. 12-13 « ...что плавающий железный лист в форме рыбы распространился за пределы Китая как техника, мы знаем из описания Мухаммада аль-Ауфи всего двести лет спустя »
- ^ Китаб Канз ат-туджар фи марифат аль-ахджар
- ^ Jump up to: а б «Ранние арабские источники о магнитном компасе» (PDF) . Lancaster.ac.uk . Проверено 2 августа 2016 г.
- ^ Сэвидж-Смит, Эмили (1988). «Мастерская арабиста: современные тенденции в изучении средневековой исламской науки и медицины». Исида . 79 (2): 246–266 [263]. дои : 10.1086/354701 . ПМИД 3049439 . S2CID 33884974 .
- ^ Шмидл, Петра Г. (2007). «Ашраф: аль-Малик аль-Ашраф (Мумаххид ад-Дин) Умар ибн Юсуф ибн Умар ибн Али ибн Расул» . В Томасе Хоккей; и др. (ред.). Биографическая энциклопедия астрономов . Нью-Йорк: Спрингер. стр. 66–7. ISBN 9780387310220 . ( PDF-версия )
- ^ ( Кинг 1983 , стр. 547–8)
- ^ Тиббетс, Г. Р. (1973). «Сравнение арабских и китайских навигационных методов». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 36 (1): 97–108 [105–6]. дои : 10.1017/s0041977x00098013 . S2CID 120284234 .
- ^ Хирт, Фридрих (1908). Древняя история Китая до конца династии Чжоу . Нью-Йорк, Издательство Колумбийского университета. п. 134 .
- ^ Нидэм, Джозеф (1962). Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть 1, Физика . Издательство Кембриджского университета. стр. 279–80. ISBN 978-0-521-05802-5 .
- ^ Jump up to: а б Минорский 1937 , с. XIX.
- ^ Босворт и Азимов 2003 , с. 218–219.
- ^ Минорский 1937 , с. XVIII–XIX, 5.
- ^ Jump up to: а б Минорский 1937 , с. XVIII–XIX.
Источники
[ редактировать ]- Алави, С.М. Зиауддин (1965), Арабская география в девятом и десятом веках , Алигарх : Издательство Aligarh University Press
- Босворт, CE; Азимов, М.С., ред. (2003). История цивилизаций Центральной Азии, Том IV. Возраст достижения: 750 г. н.э. – конец пятнадцатого века . Дели: Публикации Мотилала Банарсидасса. п. 745. ИСБН 9788120815964 .
- Дуглас, А. Виберт (1973), «Аль-Бируни, персидский ученый, 973–1048», Журнал Королевского астрономического общества Канады , 67 : 209–211, Бибкод : 1973JRASC..67..209D
- Эдсон, Эвелин; Сэвидж-Смит, Эмили (2004). Сэвидж-Смит, Эмили (ред.). Средневековые взгляды на космос . Оксфорд: Бодлианская библиотека . ISBN 978-1-85124-184-2 .
- Кинг, Дэвид А. (1983), «Астрономия мамлюков», Isis , 74 (4): 531–555, doi : 10.1086/353360 , S2CID 144315162
- Кинг, Дэвид А. (2002), «Арабский текст Vetustissimus о Quadrans Vetus», Журнал истории астрономии , 33 : 237–255, doi : 10.1177/002182860203300302 , S2CID 125329755
- Кинг, Дэвид А. (декабрь 2003 г.), «Англия 14-го века или Багдад 9-го века? Новые взгляды на неуловимый астрономический инструмент под названием Navicula de Venetiis», Centaurus , 45 (1–4): 204–226, doi : 10.1111 /j.1600-0498.2003.450117.x
- Кинг, Дэвид А. (2005), В синхронизации с небесами, Исследования астрономического хронометража и приборов в средневековой исламской цивилизации: инструменты массовых вычислений , Brill Publishers , ISBN 90-04-14188-Х
- МакГрэйл, Шон (2004), Лодки мира , Oxford University Press , ISBN 0-19-927186-0
- Минорский, Владимир (1937). Худуд аль-Алам, «Регионы мира. Персидская география», 372 г. хиджры – 982 г. н. э., перевод и объяснение В. Минорского (PDF) . Лондон: Luzac & Co. 546.
- Мотт, Лоуренс В. (май 1991 г.), Развитие руля направления, 100–1337 гг. Нашей эры: технологическая сказка , диссертация , Техасский университет A&M
- Пингри, Дэвид (2010b). «БЕРУНЕ, АБУ РАЙХАН iv. География» . www.iranicaonline.org . Проверено 4 июля 2018 г.
- Рашед, Рошди; Морелон, Режис (1996), Энциклопедия истории арабской науки , том. 1 и 3, Рутледж , ISBN 0-415-12410-7
- Фуат (2000) литературы История Сезгин , арабской ,
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )