Jump to content

География и картография в средневековом исламском мире

Средневековая исламская география и картография относятся к изучению географии и картографии в мусульманском мире во время Золотого века ислама (датируемого по-разному между 8 и 16 веками). Мусульманские учёные продвинулись в традициях картографирования более ранних культур. [1] особенно эллинистические географы Птолемей и Марин из Тира , [2] : 193  в сочетании с тем, что исследователи и купцы узнали в своих путешествиях по Старому Свету ( Афро-Евразии ). [1] Исламская география имела три основные области: исследование и навигация, физическая география , картография и математическая география . [1] Исламская география достигла своего апогея при Мухаммеде аль-Идриси в 12 веке.

8 и 9 века

[ редактировать ]

Исламская география зародилась в VIII веке под влиянием эллинистической географии. [3] в сочетании с тем, что исследователи и купцы узнали в своих путешествиях по Старому Свету ( Афро-Евразии ). [1] Мусульманские ученые занимались обширными исследованиями и мореплаванием в течение 9-12 веков, включая путешествия по мусульманскому миру , а также по таким регионам, как Китай, Юго-Восточная Азия и Южная Африка . [1] Различные исламские ученые внесли свой вклад в развитие географии и картографии, наиболее известными из которых были Аль-Хорезми , Абу Зайд аль-Балхи (основатель «школы Балхи»), Аль-Масуди , Абу Райхан Бируни и Мухаммад аль-Идриси .

покровительствовали аббасидские халифы Багдада . Исламской географии Важным влиянием на развитие картографии было покровительство аббасидского халифа аль-Мамуна , правившего с 813 по 833 год. Он поручил нескольким географам выполнить дуговое измерение , определяющее расстояние на Земле, соответствующее одному градусу широты. вдоль меридиана ( измерение дуги аль-Мамуна ). Таким образом, его покровительство привело к уточнению определения арабской мили ( мили по-арабски) по сравнению со стадионом, используемым в эллинистическом мире. Эти усилия также позволили мусульманам вычислить окружность Земли . Аль-Мамун также приказал изготовить большую карту мира, которая не сохранилась. [4] : 61–63  хотя известно, что тип его картографической проекции был основан на Марине Тирском, а не на Птолемее . [2] : 193 

Птолемея Исламские картографы унаследовали «Альмагест и географию» в 9 веке. Эти работы стимулировали интерес к географии (особенно к газетерам), но не пользовались рабским вниманием. [5] Вместо этого арабская и персидская картография последовала за Аль-Хорезми Птолемея , приняв прямоугольную проекцию, сместив нулевой меридиан на несколько градусов к востоку и изменив многие географические координаты Птолемея.

Получив греческие сочинения напрямую и без латинского посредничества, арабские и персидские географы не пользовались картами ТО . [5]

В 9 веке персидский математик и географ Хабаш аль-Хасиб аль-Марвази применил методы сферической тригонометрии и картографической проекции , чтобы преобразовать полярные координаты в другую систему координат с центром в определенной точке сферы, в этом Кибла. , направление на Мекку . [6] Абу Райхан Бируни (973–1048) позже развил идеи, которые рассматриваются как предвосхищение полярной системы координат. [7] Около 1025 года он описывает полярную равноазимутальную равноудалённую проекцию небесной сферы . [8] : 153  Однако этот тип проекции использовался в древнеегипетских звездных картах и ​​не получил полного развития до 15 и 16 веков. [9]

Традиция Хордадбе-Джайхани

[ редактировать ]

Работы Ибн Хордадбеха ( ок. 870 г.) и Джайхани ( ок. 910-е гг.) легли в основу новой персидско-арабской традиции в Персии и Средней Азии. [10] Точная связь между книгами Хордадбеха и Джайхани неизвестна, поскольку обе книги имели одинаковое название, часто смешивались, а книга Джайхани утеряна, так что ее можно лишь приблизительно реконструировать по произведениям других авторов ( в основном из восточных частей исламского мира [11] ), которые, похоже, повторно использовали часть его содержимого. [10] [12] По словам Василия Бартольда , Джайхани основывал свою книгу прежде всего на данных, которые он собрал сам, но также в значительной степени повторно использовал работу Хордадбе. [10] В отличие от школы Балхи, географы традиции Хордадбе-Джайхани стремились описать весь мир, каким они его знали, включая земли, общества и культуры немусульман. [13] как визиря империи Саманидов , позволила ему собрать много ценной информации от людей в далеких странах. Дипломатическая переписка Джайхани, [14] Тем не менее, Аль-Масуди раскритиковал Джайхани за чрезмерный акцент на геологических особенностях ландшафтов, звезд и геометрии, систем налогообложения, торговых дорог и станций, которыми якобы мало кто пользовался, при игнорировании крупных населенных пунктов, провинций, военных дорог и войск. [15]

Школа Балхи

[ редактировать ]

Балхийская школа наземного картографирования, зародившаяся Абу Зайдом аль-Балхи (из Балха ) в начале X века в Багдаде и значительно развитая Истахри , [11] имел консервативный и религиозный характер: его интересовало только описание мамлакат аль-ислам («исламские земли»), которые школа разделяла на 20 или более иклимов («климов» или провинций). [13] Балхи и его последователи переориентировали географические знания, чтобы привести их в соответствие с определенными концепциями, содержащимися в Коране , подчеркнули центральное значение Мекки и Аравии и игнорировали неисламский мир. [13] Это отличало их от более ранних географов, таких как Ибн Хордадбе и Аль-Масуди , которые описывали весь мир таким, каким они его знали. [13] Географы этой школы, такие как Истахри , аль-Мукаддаси и Ибн Хаукаль , много писали о народах, продуктах и ​​обычаях регионов мусульманского мира, мало интересуясь немусульманскими сферами. [4] мира и выпустил атласы , каждый из которых содержал карту мира и двадцать региональных карт. [2] : 194 

Региональная картография

[ редактировать ]
Карта Фарса из Китаб аль-Масалик валь-Мамалик (Книга почтовых маршрутов и королевств) аль-Истахри

Исламскую региональную картографию обычно делят на три группы: созданную « школой Балхи », тип, разработанный Мухаммадом аль-Идриси , и тип, который уникально встречается в « Книге раритетов» . [4]

Карты балхских школ определяли политические, а не продольные границы и охватывали только мусульманский мир. На этих картах расстояния между различными «остановками» (городами или реками) выровнены. Единственными формами, использованными в дизайне, были вертикали, горизонтали, углы в 90 градусов и дуги кругов; ненужные географические подробности были исключены. Этот подход аналогичен тому, который используется в картах метрополитена , наиболее примечательным из которых является « Лондонского метрополитена Карта метро в 1931 году » Гарри Бека . [4] : 85–87 

Аль-Идриси определил свои карты по-другому. Он считал протяженность известного мира равной 160° и должен был символизировать 50 собак по долготе и разделить регион на десять частей, каждая шириной 16°. Что касается широты, он разделил известный мир на семь «климов», определяемых продолжительностью самого длинного дня. На его картах можно найти многие доминирующие географические объекты. [4]

Книга о появлении Земли

[ редактировать ]

Мухаммада ибн Мусы аль-Хорезми Книга «Китаб Сурат аль-Ард» («Книга о появлении Земли») была завершена в 833 году. Это переработанная и дополненная версия « , Птолемея Географии» состоящая из списка из 2402 координат города и другие географические объекты после общего введения. [16]

Аль-Хорезми, самый известный географ Аль-Мамуна , исправил сильное завышение Птолемеем длины Средиземного моря. [2] : 188  (от Канарских островов до восточных берегов Средиземного моря); Птолемей переоценил ее в 63 градуса долготы , тогда как аль-Хорезми почти правильно оценил ее почти в 50 градусов долготы. Географы Аль-Мамуна «также изображали Атлантический и Индийский океаны как открытые водоемы , а не закрытые моря , как это делал Птолемей». [17] Таким образом, Аль-Хорезми установил главный меридиан Старого Света на восточном берегу Средиземного моря, в 10–13 градусах к востоку от Александрии (начальный меридиан, ранее установленный Птолемеем) и в 70 градусах к западу от Багдада . Большинство средневековых мусульманских географов продолжали использовать нулевой меридиан аль-Хорезми. [2] : 188  Другие используемые нулевые меридианы были установлены Абу Мухаммадом аль-Хасаном аль-Хамдани и Хабашом аль-Хасибом аль-Марвази в Удджайне , центре индийской астрономии , и другим анонимным писателем в Басре . [2] : 189 

Аль-Бируни

[ редактировать ]
Схема, иллюстрирующая метод, предложенный и использованный Аль-Бируни для оценки радиуса и окружности Земли в 11 веке.

Абу Райхан аль-Бируни (973–1048) разработал новый метод определения радиуса Земли посредством наблюдения за высотой горы. Он осуществил это в Нандане в Пинд Дадан Хане (современный Пакистан). [18] Он использовал тригонометрию для расчета радиуса Земли, используя измерения высоты холма и измерения угла падения горизонта от вершины этого холма. Его расчетный радиус Земли в 3928,77 миль был на 2% выше фактического среднего радиуса в 3847,80 миль. [19] Его оценка была дана как 12 803 337 локтей , поэтому точность его оценки по сравнению с современным значением зависит от того, какое преобразование используется для локтей. Точная длина локтя не ясна; при 18-дюймовом локте его оценка составит 3600 миль, тогда как при 22-дюймовом локте его оценка составит 4200 миль. [20] Одна из существенных проблем этого подхода заключается в том, что Аль-Бируни не знал об атмосферной рефракции и не принимал ее во внимание. В своих расчетах он использовал угол падения 34 угловых минуты, но рефракция обычно может изменить измеренный угол падения примерно на 1/6, что делает его расчет точным только с точностью до 20% от истинного значения. [21]

В своем Кодексе Масудикус (1037 г.) Аль-Бируни выдвинул теорию существования суши вдоль огромного океана между Азией и Европой , или того, что сегодня известно как Америка . Он приводил доводы в пользу ее существования на основе своих точных оценок окружности Земли и размеров Афро-Евразии , которая, как он обнаружил, охватывала лишь две пятых окружности Земли, полагая, что геологические процессы, которые привели к возникновению Евразии, наверняка должны были иметь породили земли в огромном океане между Азией и Европой. Он также предположил, что по крайней мере часть неизвестной территории будет лежать в пределах известных широт, на которых люди могут обитать, и, следовательно, будет заселена. [22]

Таблица Роджериана

[ редактировать ]

Арабский географ Мухаммад аль-Идриси создал свой средневековый атлас Tabula Rogeriana или «Отдых для тех, кто желает путешествовать по странам » в 1154 году. Он включил в себя знания об Африке , Индийском океане и Дальнем Востоке, собранные арабскими купцами и исследователями. с информацией, унаследованной от географов-классиков, чтобы создать наиболее точную карту мира в досовременные времена. [23] При финансовой поддержке Рожера II Сицилийского (1097–1154 гг.) аль-Идриси использовал знания, собранные в Университете Кордовы , и платил чертежникам, чтобы те совершали путешествия и составляли карты своих маршрутов. В книге Земля описывается как сфера с окружностью 22 900 миль (36 900 км), но нанесена на карту ее в виде 70 прямоугольных секций. Примечательные особенности включают правильные двойные источники Нила, побережье Ганы и упоминание Норвегии. Климатические зоны были главным организационным принципом. Вторая и сокращенная копия 1192 года под названием « Сад радостей» известна ученым как « Маленький Идриси» . [24]

По поводу работы аль-Идриси С. П. Скотт прокомментировал: [23]

Составление Эдриси знаменует новую эпоху в истории науки . Его историческая информация не только наиболее интересна и ценна, но и описания многих частей Земли по-прежнему авторитетны. В течение трех столетий географы копировали его карты без изменений. Относительное положение озер, образующих Нил, как оно очерчено в его работе, не сильно отличается от того, которое было установлено Бейкером и Стэнли более семисот лет спустя, и число их то же самое. Механический гений автора не уступал его эрудиции. Небесная и земная планисфера из серебра, которую он построил для своего царственного покровителя, имела почти шесть футов в диаметре и весила четыреста пятьдесят фунтов; на одной стороне были выгравированы зодиак и созвездия, на другой — разделенные для удобства на сегменты — массы земли и воды с соответствующим положением в различных странах.

- С. П. Скотт, История мавританской империи в Европе.

Атлас Аль-Идриси, первоначально называвшийся по-арабски Нужат , служил основным инструментом для итальянских, голландских и французских картографов с 16 по 18 век. [25]

Карта Пири Рейса

[ редактировать ]

Карта Пири Рейса карта мира , составленная в 1513 году османским адмиралом и картографом Пири Рейсом . Сохранилась примерно треть карты; показаны западные побережья Европы и Северной Африки , а также побережье Бразилии на нем с достаточной точностью различные атлантические острова, в том числе Азорские и Канарские острова . Изображены , а также мифический остров Антилия и, возможно, Япония .

Сухраб, мусульманский географ конца X века, сопровождал книгу географических координат инструкциями по созданию прямоугольной карты мира с равнопрямоугольной или цилиндрической равноудаленной проекцией. [4] Самая ранняя сохранившаяся карта с прямоугольными координатами датируется 13 веком и приписывается Хамдалле аль-Мустафи аль- Казвини , который основал ее на работе Сухраба. Ортогональные Юго параллельные линии были разделены интервалом в один градус, а карта была ограничена -Западной Азией и Центральной Азией . Самые ранние сохранившиеся карты мира, основанные на прямоугольной сетке координат, приписываются аль-Муставфи в 14 или 15 веке (который использовал инвервалы в десять градусов для линий) и Хафиз-и Абру (умер в 1430 году). [2] : 200–01 

В XI веке караханидский тюркский учёный Махмуд аль-Кашгари первым нарисовал уникальную исламскую карту мира . [26] где он освещал города и места тюркских народов Средней Внутренней и Азии . Он показал озеро Иссык-Куль (ныне Киргизия ) как центр мира.

Ибн Баттута (1304–1368?) написал «Рихла» (Путешествия) на основе трех десятилетий путешествий, охватывающих более 120 000 км через Северную Африку, Южную Европу и большую часть Азии.

Мусульманские астрономы и географы знали о магнитном склонении к 15 веку, когда египетский астроном Абд аль-Азиз аль-Вафаи (ум. 1469/1471) измерил его как 7 градусов от Каира . [27]

Инструменты

[ редактировать ]
Астролябия из Северной Африки 9 века.

Мусульманские ученые изобрели и усовершенствовали ряд научных инструментов в области математической географии и картографии. К ним относятся астролябия , квадрант , гномон , небесная сфера , солнечные часы и компас . [1]

Астролябия

[ редактировать ]

Астролябии были приняты и получили дальнейшее развитие в средневековом исламском мире , где мусульманские астрономы ввели в конструкцию угловые масштабы. [28] добавление кружков, обозначающих азимуты на горизонте . [29] Он широко использовался во всем мусульманском мире, главным образом как средство навигации и как способ определения Киблы , направления на Мекку . восьмого века Математик Мухаммад аль-Фазари — первый человек, которому приписывают создание астролябии в исламском мире. [30]

Математическая основа была установлена ​​мусульманским астрономом Альбатениусом в его трактате «Китаб аз-Зидж» (ок. 920 г. н. э.), который был переведен на латынь Платоном Тибуртином ( De Motu Stellarum ). Самая ранняя сохранившаяся астролябия датируется 315 годом хиджры (927–28 гг. н.э.). В исламском мире астролябии использовались для определения времени восхода и восхода неподвижных звезд, а также для планирования утренних молитв ( салат ). В 10 веке ас-Суфи впервые описал более 1000 различных применений астролябии в таких разнообразных областях, как астрономия , астрология , навигация , геодезия , хронометраж, молитва, намаз , кибла и т. д. [31] [32]

Аль-Ашрафа Схема компаса и Киблы . Из MS Cairo TR 105, скопировано в Йемене, 1293 г. [33]

Самое раннее упоминание о компасе в мусульманском мире встречается в персидском сборнике сказок 1232 года. [34] [35] где компас используется для навигации во время путешествия по Красному морю или Персидскому заливу . [36] Описанный железный лист в форме рыбы указывает на то, что этот ранний китайский дизайн распространился за пределы Китая. [37] Самое раннее арабское упоминание о компасе в виде магнитной стрелки в чаше с водой происходит из работы Байлака аль-Кибджаки, написанной в 1282 году во время пребывания в Каире. [34] [38] Аль-Кибджаки описал компас с иглой и чашей, который использовался для навигации во время его путешествия из Сирии в Александрию в 1242 году. [34] Поскольку автор описывает, как он был свидетелем использования компаса во время путешествия на корабле примерно сорок лет назад, некоторые ученые склонны соответственно датировать его первое появление в арабском мире . [34] Аль-Кибджаки также сообщает, что моряки в Индийском океане использовали железную рыбу вместо игл. [39]

В конце 13-го века йеменский султан и астроном аль-Малик аль-Ашраф описал использование компаса как « указатель Киблы », чтобы найти направление на Мекку . [40] В трактат об астролябиях и солнечных часах аль-Ашраф включает несколько параграфов, посвященных конструкции чаши компаса (таса). Затем он использует компас, чтобы определить северную точку, меридиан (хатт нишф ан-нахар) и Киблу. Это первое упоминание о компасе в средневековых исламских научных текстах и ​​самое раннее известное его использование в качестве индикатора Киблы, хотя аль-Ашраф не утверждал, что был первым, кто использовал его для этой цели. [33] [41]

В 1300 году арабский трактат, написанный египетским астрономом и муэдзином Ибн Симуном, описывает сухой компас, используемый для определения киблы. Однако, как и компас Перегрина, компас Ибн Симуна не имел карты компаса. [33] В XIV веке сирийский астроном и хронометрист Ибн аль-Шатир (1304–1375) изобрел устройство для измерения времени, сочетающее в себе универсальные солнечные часы и магнитный компас. Он изобрел его с целью определения времени молитв . [42] арабские мореплаватели также представили 32-точечную компасную розетку . В это время [43] В 1399 году египтянин сообщает о двух разных видах магнитного компаса. Один инструмент представляет собой «рыбу» из ивы или тыквы, в которую вставлена ​​магнитная игла и запечатана смолой или воском, чтобы предотвратить проникновение воды. Другой инструмент — сухой компас. [39]

В 15 веке описание, данное Ибн Маджидом при совмещении компаса с полярной звездой, указывает на то, что он осознавал магнитное склонение . Точное значение склонения дано Изз ад-Дином аль-Вафани (1450-е годы в Каире). [36]

Домодернистские арабские источники относятся к компасу, используя термин ṭāsa (буквально «чаша») для плавающего компаса или ālat al-qiblah («инструмент киблы») для обозначения устройства, используемого для ориентации в направлении Мекки. [36]

Фридрих Хирт предположил, что арабские и персидские торговцы, узнавшие о полярности магнитной стрелки от китайцев, применили компас для навигации раньше китайцев. [44] Однако Нидхэм назвал эту теорию «ошибочной» и «она возникла из-за неправильного перевода» термина чиа-лин, найденного в Чжу Юя книге «Застольные беседы в Пинчжоу» . [45]

Известные географы

[ редактировать ]

Географы традиции Хордадбе-Джайхани

[ редактировать ]

Балхинская школа географов

[ редактировать ]
  • Абу Зайд аль-Балхи (850–934): Сувар аль-акалим («Образы климата»). [11] или аль-Амтила ва-сувар аль-ард («Сходства и образы Земли»), написанный в 920 году или позже. [11]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Буанг, Амрия (2014). «География в исламском мире». Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах . Спрингер. стр. 1–5. дои : 10.1007/978-94-007-3934-5_8611-2 . ISBN  978-94-007-3934-5 . Яркой чертой достижений мусульманских ученых в области математической географии и картографии было изобретение научных инструментов измерения. Среди них были астролябия (астролябия), руба (квадрант), гномон, небесная сфера, солнечные часы и компас.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Кеннеди, Эдвард С. (1996). «Математическая география». В Рашиде, Рошди; Морелон, Режис (ред.). Энциклопедия истории арабской науки . Том. 3. Рутледж. стр. 185–201. ISBN  978-0-415-12410-2 .
  3. ^ Джеральд Р. Тиббетс, Начало картографической традиции , в: Джон Брайан Харли, Дэвид Вудворд: Картография в традиционных исламских и южноазиатских обществах , Чикаго, 1992, стр. 90–107 (97–100), ISBN   0-226-31635-1
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Эдсон и Сэвидж-Смит (2004) [ нужна полная цитата ]
  5. ^ Jump up to: а б Эдсон и Сэвидж-Смит 2004 , стр. 61–63.
  6. ^ Кутсер, Т.; Бергманс, Л. (2005). Математика и Божественное . Эльзевир . п. 169 . ISBN  978-0-444-50328-2 .
  7. ^ О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф. , «Абу Аррайхан Мухаммад ибн Ахмад аль-Бируни» , Архив истории математики MacTutor , Университет Сент-Эндрюс
  8. ^ Кинг, Дэвид А. (1996). «Астрономия и исламское общество: Кибла, гномика и хронометраж». В Рашиде, Рошди (ред.). Энциклопедия истории арабской науки . Том. 1. Лондон, Великобритания и Нью-Йорк, США: Routledge . стр. 128–184.
  9. ^ Рэнкин, Билл (2006). «Справочник по проекциям» . Радикальная картография .
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж Босворт и Азимов 2003 , с. 217–218.
  11. ^ Jump up to: а б с д Босворт и Азимов 2003 , с. 218.
  12. ^ Минорский 1937 , с. xvi–xvii.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Босворт и Азимов 2003 , с. 219.
  14. ^ Jump up to: а б с д и Минорский 1937 , с. XVIII.
  15. ^ Минорский 1937 , с. XVIII.
  16. ^ О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф. , «Картография» , Архив истории математики MacTutor , Университет Сент-Эндрюс
  17. ^ Ковингтон, Ричард (2007). «Нация, идентичность и увлечение судебной медициной в Шерлоке Холмсе и CSI» . Saudi Aramco World, май – июнь 2007 г. 10 (3): 17–21. дои : 10.1177/1367877907080149 . S2CID   145173935 . Архивировано из оригинала 12 мая 2008 г. Проверено 6 июля 2008 г.
  18. ^ Пингри 2010b .
  19. ^ Спаравинья, Амелия (2013). «Наука Аль-Бируни» . Международный научный журнал . 2 (12): 52–60. arXiv : 1312.7288 . дои : 10.18483/ijSci.364 . S2CID   119230163 .
  20. ^ Дуглас ( 1973, стр.211 )
  21. ^ Хут, Джон Эдвард (2013). Утраченное искусство находить свой путь . Издательство Гарвардского университета. стр. 216–217. ISBN  9780674072824 .
  22. ^ Старр, С. Фредерик (12 декабря 2013 г.). «Итак, кто открыл Америку? | История сегодня» . www.historytoday.com . Проверено 6 июля 2018 г.
  23. ^ Jump up to: а б Скотт, СП (1904). История мавританской империи в Европе . Издательство Гарвардского университета. стр. 461–2.
  24. ^ «Слайд № 219: Карты мира аль-Идриси» . Генри Дэвис Консалтинг . Архивировано из оригинала 26 июня 2006 г. Проверено 8 сентября 2019 г.
  25. ^ Глик, Томас Ф.; Ливси, Стивен; Уоллис, Фейт (2014). Средневековая наука, технологии и медицина: энциклопедия . Рутледж. п. 261. ИСБН  9781135459321 .
  26. ^ Герман А. Старейшая тюркская карта мира (1076 г. гл.) // Imago Mundi: Ежегодник старой картографии. — Берлин, 1935. — Т.л. — стр. 21-28.
  27. ^ Бармор, Фрэнк Э. (апрель 1985 г.), «Ориентация турецкой мечети и вековое изменение магнитного склонения», Журнал ближневосточных исследований , 44 (2), University of Chicago Press : 81–98 [98], doi : 10.1086 /373112 , S2CID   161732080
  28. ^ См. стр. 289 из Мартин, LC (1923), «Геодезические и навигационные инструменты с исторической точки зрения», Труды Оптического общества , 24 (5): 289–303, Бибкод : 1923TrOS...24..289M , doi : 10.1088/1475- 4878/24/5/302 , ISSN   1475-4878 .
  29. ^ Берггрен, Дж. Леннарт (2007), «Математика в средневековом исламе» , Кац, Виктор Дж. (редактор), «Математика Египта, Месопотамии, Китая, Индии и ислама: справочник» , Princeton University Press , стр. 519, ISBN  978-0-691-11485-9
  30. ^ Ричард Нельсон Фрай : Золотой век Персии . п. 163
  31. ^ Доктор Эмили Винтерберн ( Национальный морской музей ), Использование астролябии , Фонд научных технологий и цивилизации, 2005.
  32. ^ Лашьез-Рей, Марк; Люмине, Жан-Пьер (2001). Небесная сокровищница: от музыки сфер к покорению космоса . Пер. Джо Ларедо. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 74. ИСБН  978-0-521-80040-2 .
  33. ^ Jump up to: а б с Шмидл, Петра Г. (1996–97). «Два ранних арабских источника о магнитном компасе» . Журнал арабских и исламских исследований . 1 : 81–132. дои : 10.5617/jais.4547 . http://www.uib.no/jais/v001ht/01-081-132schmidl1.htm#_ftn4. Архивировано 2 сентября 2014 г. в Wayback Machine.
  34. ^ Jump up to: а б с д Крейц, Барбара М. (1973) «Вклад Средиземноморья в средневековый морской компас», Технология и культура , 14 (3: июль), с. 367–383 JSTOR   3102323
  35. ^ Джаваме аль-Хекаят ва-лаваме аль-ревайат Мухаммада аль-Ауфи
  36. ^ Jump up to: а б с Шмидл, Петра Г. (08 мая 2014 г.). "Компас". В Ибрагиме Калине (ред.). Оксфордская энциклопедия философии, науки и технологий в исламе . Издательство Оксфордского университета. стр. 144–6. ISBN  978-0-19-981257-8 .
  37. ^ Нидхэм с. 12-13 « ...что плавающий железный лист в форме рыбы распространился за пределы Китая как техника, мы знаем из описания Мухаммада аль-Ауфи всего двести лет спустя »
  38. ^ Китаб Канз ат-туджар фи марифат аль-ахджар
  39. ^ Jump up to: а б «Ранние арабские источники о магнитном компасе» (PDF) . Lancaster.ac.uk . Проверено 2 августа 2016 г.
  40. ^ Сэвидж-Смит, Эмили (1988). «Мастерская арабиста: современные тенденции в изучении средневековой исламской науки и медицины». Исида . 79 (2): 246–266 [263]. дои : 10.1086/354701 . ПМИД   3049439 . S2CID   33884974 .
  41. ^ Шмидл, Петра Г. (2007). «Ашраф: аль-Малик аль-Ашраф (Мумаххид ад-Дин) Умар ибн Юсуф ибн Умар ибн Али ибн Расул» . В Томасе Хоккей; и др. (ред.). Биографическая энциклопедия астрономов . Нью-Йорк: Спрингер. стр. 66–7. ISBN  9780387310220 . ( PDF-версия )
  42. ^ ( Кинг 1983 , стр. 547–8)
  43. ^ Тиббетс, Г. Р. (1973). «Сравнение арабских и китайских навигационных методов». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 36 (1): 97–108 [105–6]. дои : 10.1017/s0041977x00098013 . S2CID   120284234 .
  44. ^ Хирт, Фридрих (1908). Древняя история Китая до конца династии Чжоу . Нью-Йорк, Издательство Колумбийского университета. п. 134 .
  45. ^ Нидэм, Джозеф (1962). Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть 1, Физика . Издательство Кембриджского университета. стр. 279–80. ISBN  978-0-521-05802-5 .
  46. ^ Jump up to: а б Минорский 1937 , с. XIX.
  47. ^ Босворт и Азимов 2003 , с. 218–219.
  48. ^ Минорский 1937 , с. XVIII–XIX, 5.
  49. ^ Jump up to: а б Минорский 1937 , с. XVIII–XIX.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e97196408a24229673f52d774d3d969e__1718894220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e9/9e/e97196408a24229673f52d774d3d969e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Geography and cartography in the medieval Islamic world - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)