В виде схематической диаграммы показано не географическое расположение, а взаимное расположение станций , линий , стыковочные отношения станций и тарифные зоны . Основные концепции дизайна были широко использованы для других подобных карт по всему миру. [ 3 ] а также карты других видов транспортных сетей и даже концептуальные схемы. [ 4 ]
Поскольку ранняя транспортная система Лондона управлялась множеством независимых компаний, не было полных карт сети, а только маршрутов отдельных компаний. Карты обычно не были схематическими и представляли собой просто линию, наложенную на обычную карту города . Не было никакой интеграции услуг компаний или какого-либо сотрудничества в сфере рекламы.
В 1907 году The Evening News заказала карманную карту The Evening News London «Tube Map». Это была первая карта, на которой всем линиям был присвоен одинаковый вес, и это была первая карта, на которой для каждой линии использовался разный цвет. [ 9 ]
Еще одна ранняя объединенная карта была опубликована в 1908 году лондонской компанией Underground Electric Railways Company (UERL) совместно с четырьмя другими компаниями метрополитена, которые использовали бренд «Underground» как часть общего рекламного фактора. [ 10 ]
Карта линий метро, 1908 г.
На карте было показано восемь маршрутов: четыре обслуживались UERL и по одному от каждой из четырех других компаний:
Географическая карта представляла собой ограничения, поскольку для достаточной ясности деталей в густонаселенной центральной части карты требовалось опустить оконечности линий округа и метрополии, и поэтому полная сетевая диаграмма не была предоставлена. Проблема усечения сохранялась почти полвека. Хотя все западные ответвления линий Дистрикт и Пикадилли были впервые включены в 1933 году в первую настоящую карту метро Гарри Бека , часть линии Метрополитен за Рикмансвортом не появлялась до 1938 года, а восточный конец линии метрополитена не появлялся до 1938 года. Окружная линия появилась только в середине 1950-х годов.
Карта маршрута продолжала разрабатываться и выпускалась в различных форматах и художественных стилях до 1920 года, когда впервые детали географического фона были опущены на карте, разработанной Макдональдом Гиллом . [ 11 ] Это освободило конструкцию и обеспечило большую гибкость в расположении линий и станций. Маршруты стали более стилизованными, но их расположение осталось в основном географическим. Издание 1932 года было последней географической картой, опубликованной до того, как была представлена схематическая карта Бека.
Первая схематическая карта сети скоростного транспорта Лондона была разработана Гарри Беком в 1931 году. [ 1 ] [ 2 ] Он был сотрудником лондонского метрополитена и понял, что, поскольку железная дорога в основном проходит под землей, физическое расположение станций в значительной степени не имеет значения для путешественника, желающего знать, как добраться от одной станции к другой; имела значение только топология маршрута. Этот подход аналогичен подходу к электрическим схемам, хотя они не послужили источником вдохновения для карты Бека. Однако его коллеги отметили сходство, и однажды он составил карту-шутку, в которой станции заменены символами и названиями электрических цепей, с такой терминологией, как « Бакерлайт » для линии Бейкерлоо . [ 12 ]
С этой целью Бек разработал упрощенную карту со станциями, соединяющими их отрезками прямых линий и рекой Темзой ; и линии, идущие только вертикально, горизонтально или по диагонали 45 °. Чтобы сделать карту более понятной и подчеркнуть связи, Бек различал обычные станции, отмеченные галочками, и пересадочные станции , отмеченные ромбами. Лондонский метрополитен поначалу отнесся к его предложению скептически, поскольку это был незавершенный проект для свободного времени, который предварительно был представлен публике в небольшой брошюре в 1933 году. Однако он сразу же стал популярным, и метрополитен использовал топологические карты для иллюстрации сети, когда-либо существовавшей. с.
Несмотря на сложность создания карты, Беку заплатили всего десять гиней за оформление и дизайн карточного издания (пять гиней за плакат). [ 13 ] После первоначального успеха он продолжал разрабатывать карту Tube до 1960 года, единственным исключением было единственное (и непопулярное) издание 1939 года, созданное Гансом Шегером. [ 14 ] Между тем, не только размещая новые линии и станции, Бек постоянно менял дизайн, например, меняя символ развязки с ромба на круг и изменяя цвета линий Центральной линии с оранжевого на красный, а линии Бакерлоо с красного на красный. коричневый. Окончательный дизайн Бека, созданный в 1960 году, очень похож на нынешнюю карту. Бек жил в Финчли , Северный Лондон , и одна из его карт до сих пор сохранилась на платформе, идущей на юг, на центральной станции Финчли , на Северной линии . [ 15 ]
В 1997 году важность Бека была посмертно признана, а с 2022 года на каждой карте метро напечатано это заявление: «Эта диаграмма представляет собой развитие оригинального дизайна, задуманного в 1931 году Гарри Беком».
Неофициальная карта тарифной зоны 1 , на которой показано примерное географическое расположение станций и линий.
К 1960 году Бек поссорился с сотрудником по связям с общественностью метрополитена Гарольдом Хатчисоном, который сам не был дизайнером, но в том же году разработал свою собственную версию карты метро. Он удалил сглаженные углы дизайна Бека и создал некоторые очень тесные места (особенно вокруг станции Ливерпуль-стрит ), а линии в целом стали менее прямыми. [ 16 ] Тем не менее, Хатчисон также ввел символы развязок (круги только для метро, квадраты для соединений с магистральными линиями British Rail ), которые были черными и пропускали через них несколько линий, в отличие от Бека, который использовал один круг для каждой линии на развязке. окрашены в соответствии с соответствующей линией.
В 1964 году дизайн карты взял на себя Пол Гарбутт, который, как и Бек, создал карту в свободное время из-за своей неприязни к дизайну Хатчисона. Карта Гарбутта восстановила на диаграмме кривые и изгибы, но сохранила черные развязочные круги Хатчисона, хотя квадраты были заменены кругами с точкой внутри. Гарбутт продолжал создавать карты метро еще как минимум 20 лет. Карты-трубы перестали носить имя своего дизайнера в 1986 году, когда элементы карты тогда очень сильно напоминали сегодняшнюю карту. [ 17 ]
В то время как стандартная карта метро не отображала большинство магистральных линий, новый вариант карты, выпущенный в 1973 году, карта «Лондонские железные дороги» была первой, на которой метро и наземные магистральные железнодорожные линии были изображены в схематическом стиле, который очень соответствовал дизайну Бека. . Эта версия была создана Тимом Демутом из рекламного офиса London Transport и спонсировалась совместно British Rail и London Transport. Карта Демута не заменила стандартную карту метро, но продолжала публиковаться в качестве дополнительного ресурса, позже известного как карта «London Connections». [ 18 ]
За прошедшие годы в карту были внесены некоторые изменения. Более поздние проекты включали изменения в сеть, такие как Доклендская легкая железная дорога и продление линии Джубили . Карта также была расширена и теперь включает маршруты, находящиеся под контролем транспорта Лондона, такие как TfL Rail , а также остановки метро, которые соединяются с национальными железными дорогами, ссылками на аэропорты и речные службы . В некоторых случаях теперь отображаются станции, находящиеся в нескольких минутах ходьбы, часто с указанием расстояния между ними, например, Фенчерч-стрит расстояние от до Тауэр-Хилл (эволюция пешеходного маршрута между станциями «Бэнк» и «Монумент» , который когда-то был заметно обозначен на карта). Кроме того, в текущую карту также включены обозначения бесступенчатого доступа.
Кроме того, тарифные зоны добавлены , чтобы пассажиры могли оценить стоимость поездки. Тем не менее, карта остается верной исходной схеме Бека, и многие другие транспортные системы используют схематические карты для представления своих услуг, которые, вероятно, вдохновлены Беком. Факсимиле оригинального дизайна Бека выставлено на южной платформе его местной станции Finchley Central. [ 19 ]
Несмотря на большое количество версий, выпущенных за прошедшие годы, многие пользователи считают, что текущая карта является более или менее оригинальной версией Бека 1930-х годов, что является свидетельством эффективности его замысла. Бек нарисовал версии с другими форматами: 22,5 °, а не 45 ° ( версия парижского метро использует в качестве основы 22,5 ° градусов), а также неиспользованную версию для Олимпийских игр 1948 года . [ нужна ссылка ] .
Одним из основных изменений, которые необходимо было внести в пересмотренную версию карты метро, выпущенную в сентябре 2009 года, было удаление реки Темзы . Река ранее несколько раз исключалась из официальных карт (например, согласно книге Дэвида Лебоффа и Тима Демута, в 1907, 1908 и 1919 годах), а с 1921 года она в течение нескольких лет отсутствовала на карманных картах, разработанных Макдональдом Гиллом . Версия 2009 года без Темзы была первым случаем, когда река не появилась на карте метро со времен карманной карты Стрингмора 1926 года. Последнее удаление привлекло широкое внимание международных средств массовой информации. [ 20 ] и общее неодобрение со стороны большинства лондонцев, а также со стороны тогдашнего мэра Лондона Джонсона Бориса . [ 21 ] Учитывая реакцию, в следующем выпуске диаграммы в декабре 2009 года были восстановлены как речная, так и тарифная зоны.
В последние годы TfL расширила свои железнодорожные услуги, в частности, за счет расширения сети лондонского надземного транспорта , которая взяла на себя ряд национальных железнодорожных линий и включила их в сеть TfL, каждая из которых была преобразована в линию и добавлена к сети TfL. Карта метро. Были внесены дополнительные дополнения, такие как лондонская канатная дорога и границы тарифных зон. Некоторые комментаторы предложили заменить дизайн Бека новым дизайном, который может более комфортно включать новые линии. [ 22 ]
С 2004 года Art on the Underground поручает различным британским и международным художникам создать обложку для карманной карты. [ 23 ] Эти бесплатные карты созданы одной из крупнейших комиссий по общественному искусству в Великобритании, их тираж составляет миллионы экземпляров. [ 24 ] Было создано более 35 различных дизайнов от таких художников, как Рэйчел Уайтред , Яёи Кусама , Трейси Эмин и Дэниел Бурен . [ 25 ]
Разработчики карты решили множество проблем, связанных с максимально четким отображением информации, и иногда принимали разные решения.
Шрифт карты, включая названия станций, — Johnston , в котором вместо буквы «O» используются идеальные круги. Это исторический и общий шрифт для всех вариантов использования TfL: от фасадов станций до жалюзи на автобусах. [ 26 ]
В таблице ниже показано, как изменилось использование цветов со времени первой карты Бека. Текущие цвета взяты из руководства по цветовым стандартам Transport for London. [ 27 ] который определяет точные цвета из палитры Pantone , а также схему наименования цветов, характерную для TfL. Более ранние карты были ограничены количеством доступных цветов, которые можно было четко различить при печати. Усовершенствования в технологии цветной печати уменьшили эту проблему, и карта без особых затруднений справлялась с идентификацией новых линий.
С самого начала пересадочным станциям был присвоен специальный знак, обозначающий их важность, но с годами его форма изменилась. Кроме того, с 1960 года знаки использовались для обозначения станций, обеспечивающих сообщение с British Rail (ныне National Rail ). Были использованы следующие формы:
Кружок (по одному на каждую линию или станцию, где удобно) – стандартная отметка по умолчанию.
Круг (по одному на каждую станцию) — экспериментальная карта 1938 года.
Ромб (по одному на каждую линию) – начало 1930-х гг.
Площадь - развязка с Британскими железными дорогами, 1960–1964 гг.
Круг с точкой внутри - развязка с British Rail, 1964–1970 гг.
С 1970 года на карте рядом с названием станции используется перевернутая (красная на белом) «двойная стрелка» British Rail для обозначения развязок на основных линиях. Если главная станция имеет другое название, чем станция метро, с которой она соединяется, с 1977 года оно отображается в рамке. Теперь показано расстояние между станцией метро и главной станцией.
На современных картах станции, обеспечивающие бесступенчатый доступ, отмечены синим кружком с белым символом инвалидной коляски.
С 2000 года станции с близлежащей пересадкой на причалы речного автобуса на Темзе были отмечены символом небольшой лодки в целях рекламы лондонских речных служб .
Карта метро призвана облегчить понимание сложной сети служб, но невозможно получить полную информацию об услугах, которые работают на каждой линии.
Маршруты с ограниченным обслуживанием иногда обозначались заштрихованными линиями, а на карту добавлялись некоторые усложнения, чтобы показать, где маршруты только в часы пик проходят до таких ответвлений, как ветка до Чешема на линии Metropolitan. Количество маршрутов с ограниченным обслуживанием в последние годы сократилось, поскольку посещаемость восстановилась с минимума начала 1980-х годов. Поскольку теперь отображать меньше ограничений, большинство оставшихся теперь обозначаются в сопроводительном тексте, а не специальными линиями.
Карта метро существует для того, чтобы помочь пассажирам ориентироваться в сети скоростного транспорта Лондона, и вопрос о том, должна ли она играть более широкую роль в помощи людям в навигации по самому Лондону, вызывает сомнения. Был поднят вопрос о том, следует ли отображать на карте магистральные железные дороги, особенно во Внутреннем Лондоне . Метро в значительной степени сопротивляется добавлению дополнительных услуг к стандартной карте метро и вместо этого создает отдельные карты с различной информацией, в том числе:
Карта метро с указанием туннелей : показывает участки линий, находящихся в туннеле. Разработан, чтобы помочь пользователям, страдающим клаустрофобией или другими тревожными состояниями.
Карта London Connections: созданная Ассоциацией компаний по эксплуатации поездов (ATOC), она предоставила ту же информацию, что и карта зон Travelcard компании TfL, но простиралась дальше за пределы тарифных зон 7–9 . Линии национальных железных дорог были подчеркнуты более толстыми линиями и окрашены в соответствии с их железнодорожной компанией (TOC). Эта карта была заменена картой Oyster Rail Services. [ 29 ]
Карты выпускаются разных размеров, наиболее распространенным из которых является Quad Royal (40 × 50 дюймов). [ 30 ] ) размер плаката и карманный размер Планировщика путешествий. Карты, показывающие все маршруты национальных железных дорог, предоставляют полезную дополнительную информацию за счет значительного увеличения сложности, поскольку они содержат почти 700 станций.
На стандартной карте метро появились некоторые линии, не относящиеся к метро:
На первых картах, в которых использовался географический фон, магистральные железные дороги были показаны как часть фона.
До перехода в лондонское метро в 1994 году линия Ватерлоо и Сити эксплуатировалась компанией British Rail и ее предшественниками, но с середины 1930-х годов она появлялась на большинстве карт метро.
Линия Северного Лондона была добавлена на карту в 1977 году. [ 31 ] Хотя он находился в ведении British Rail , а затем Silverlink , он был показан в цветах British Rail/National Rail, но его появление было прерывистым и на протяжении многих лет исключалось из некоторых выпусков карт. В ноябре 2007 года линия была передана компании London Overground и заменена на оранжевую двойную полосу. Полуорбитальный маршрут первоначально пролегал от Ричмонда до Брод-стрит , а затем от Ричмонда до Норт-Вулиджа . Линия проходит теперь от Ричмонда до Стратфорда .
Северная городская линия появилась на оригинальной карте 1908 года как Великая Северная и городская железная дорога. Позже он появился как участок Великой Северной и Городской столичной железной дороги, а затем, с конца 1930-х годов, как часть Северной линии. Услуга была передана British Rail в 1975 году и продолжала появляться до недавнего времени.
Темзлинк вновь открылся в 1988 году после многолетнего закрытия. Он немного облегчает северную линию, поскольку соединяет Кингс-Кросс Сент-Панкрас с Лондонским мостом. Были показаны только центральные участки между Кентиш-Тауном и Лондонским мостом/Слоном и замком. Его появление на картах метро было периодическим, поскольку на протяжении многих лет его исключали из некоторых выпусков карт, прежде чем он был повторно добавлен на официальную карту метро в декабре 2020 года.
Когда в 2010 году компания Transport for London расширила свою наземную службу Лондона, включив в нее линию Восточного Лондона , линия Восточного Лондона, продленная до Кройдона, изменилась со сплошной оранжевой линии на двойную оранжевую полосу. Согласно предложениям 2007 года, добавление линии Южного Лондона к лондонскому надземному метро должно было привести к добавлению южного кольца в будущие карты метро в конце 2010 года. [ 34 ] и по состоянию на май 2013 года он запущен и работает.
Линии лондонского метро на географически точных картах
Как и многие другие карты скоростного транспорта, [ 35 ] [ 36 ] поскольку карта метро игнорирует географию, она может неточно отображать относительную ориентацию и расстояние между станциями. [ 37 ]
Компания Transport for London ранее опубликовала несколько автобусных карт, на которых были показаны приблизительные маршруты маршрутов метро относительно основных улиц и автобусных маршрутов Лондона . [ 38 ] На картах также показано расположение некоторых культурных и географических достопримечательностей.
Картографические интернет-сервисы, такие как Google Maps, предлагают «Транзитный слой», показывающий фактические маршруты, наложенные на стандартную карту улиц. На карте показано метро, лондонское надземное метро, линия Элизабет, линии DLR и станции национальной железной дороги в зонах 1–2. [ 39 ]
на «Карта паука» лондонских автобусов выставке рядом со схемой метро на станции Ватерлоо. Google Doodle в январе 2013 г. (150-летие Tube) Схематическая версия карты метро из Викимедиа. Расположение линий и станций не является географически точным.
«Внешний вид» карты лондонского метро (включая углы 45 °, равномерно расположенные «станции» и некоторые географические искажения) был имитирован многими другими системами метрополитена по всему миру. [ 40 ] [ 41 ] Хотя лондонский метрополитен защищает свои авторские права, он также позволяет делиться своими концепциями с другими транспортными операторами ( даже отдает Амстердамский GVB дань уважения на своей карте). [ 42 ]
Успех карты метро как элемента информационного дизайна привел к появлению множества имитаций ее формата. Вероятно, самым ранним примером является карта железной дороги Сиднейского пригородного и городского метро 1939 года. Она следует стилю Бека, а по размеру, дизайну и планировке она почти клонирует карту Лондона конца 1930-х годов, вплоть до карты Лондона конца 1930-х годов. использование подземного медали . [ 43 ] [ 44 ]
В 2002 году компания Transport for London запустила серию » лондонских автобусов « паукообразных диаграмм , которые будут отображаться на автобусных остановках по всему городу, передавая информацию о маршрутах автобусов в схематическом стиле, аналогичном дизайну Бека. [ 45 ] с прямыми линиями и углами 45°, обозначающими географически искаженные автобусные маршруты, цветными линиями и цифрами для различения услуг, а также графическими маркерами, обозначающими автобусные остановки. Линии метро и железных дорог не включены, но развязки обозначаются соответствующими символами рядом с названиями автобусных остановок, например, знаком «Труба». В отличие от традиционной карты метро, на картах автобусов отображаются услуги, соответствующие конкретным транспортным узлам, а не всей сети. Каждая карта также содержит центральный прямоугольник простой географически точной карты улиц, на которой показано расположение автобусных остановок; за пределами прямоугольника единственный географический объект, который появляется на автобусных картах, — это река Темза. Карты также доступны для загрузки в электронном виде, а коллекции карт заказаны городскими советами Лондона. [ 46 ] Карты автобусов были разработаны для TfL компанией картографического дизайна T-Kartor group. [ 47 ]
Попытки создать альтернативные версии официальной карты Tube продолжаются. В июне 2011 года британский дизайнер Марк Ноад представил свое видение более «географически точной» карты лондонского метро. [ 50 ] Карта представляет собой попытку выяснить, возможно ли создать географически точное представление системы метро, сохранив при этом некоторую ясность исходной схемы Бека. Он использует аналогичные принципы, фиксированные углы линий (30 ° и 60 ° вместо 45 °) и укорачивает концы линий, чтобы сделать их более компактными. [ 51 ] В 2013 году доктор Макс Робертс, преподаватель психологии в Университете Эссекса, проявляющий особый интерес к удобству использования , информационному дизайну и схематическому картографированию, выпустил свою собственную версию карты метро. Его дизайн, основанный на серии концентрических кругов, подчеркивал концепцию недавно завершенной орбитальной петли, окружающей центр Лондона радиальными линиями. [ 52 ] Карта, созданная для иллюстрации статей в Википедии, посвященных трубам , в 2014 году получила высокую оценку за ее ясность и за включение будущих разработок, таких как Crossrail . [ 53 ] [ 54 ]
Дизайн стал настолько широко известен, что теперь можно сразу узнать, что он представляет Лондон. Его изображали на футболках, открытках и других памятных вещах. В 2006 году этот дизайн занял второе место в телевизионном поиске самой известной иконы британского дизайна. [ 56 ] Ученые и дизайнеры широко называют его «классикой дизайна». [ 3 ] [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ] и эти культурные ассоциации запрещают лондонскому метро обычно использовать или изменять дизайн для каких-либо других целей. [ 60 ] Официально это было санкционировано лишь в нескольких случаях:
Дэвида Бута «Галерея Тейт» от Tube (1986) — один из серии рекламных плакатов метрополитена. [ 61 ] В его работе были изображены линии карты, выдавленные из тюбиков с краской (с названием ближайшей станции галереи, Пимлико , на тюбике с краской), и с тех пор она использовалась на обложке карманной карты.
В галерее Тейт Модерн висит «Большая Медведица» Саймона Паттерсона — тонкая пародия на современный дизайн карты, впервые показанная в 1992 году, где названия станций на карте метро были заменены названиями известных личностей.
В 2003 году, одновременно с публикацией книги о схемах метро со всего мира, Лондонский музей транспорта выпустил плакат «Карта метро мира», основанный на схеме Лондона и одобренный TfL.
Форма свиньи, изображенная на линиях карты лондонского метро из книги Пола Миддлвика « Животные в метро». «Животные в метро» - это коллекция из более чем 20 персонажей-животных, изображенных с использованием только линий, станций и развязочных символов на карте лондонского метро, созданная иллюстратором Полом Миддлвиком в 1987 году. В 2003 году эта концепция была использована в рекламной кампании рекламного агентства McCann. -Эриксон для продвижения Лондонского зоопарка . [ 62 ] В мае 2010 года был выпущен детский сборник рассказов «Потерянное имущество», в котором использовались персонажи. Это история о слоне по имени «Слон и Замок», который теряет память, и ему помогает рыба-ангел Ангел. Книга была проиллюстрирована Миддлвиком и написана Джоном Сэйерсом, а ее официальная презентация состоялась в Лондонском музее транспорта .
В 2006 году газета The Guardian опубликовала дизайн, основанный на карте трубок, призванный показать отношения между музыкантами и музыкальными жанрами в 20 веке. [ 63 ]
11 января 2007 года лорд Адонис представил карту с названиями успешных школ и студентов, сдавших экзамены GCSE, в рамках церемонии вручения наград London Student Awards 2007.
В 2007 году Королевская шекспировская компания создала карту, связывающую шекспировских персонажей в соответствии с их чертами характера на диаграмме, которая по сложности напоминает карту.
Студия разработки игр Dinosaur Polo Club создала игру Mini Metro , основная механика которой — эффективное соединение станций в строгом стиле Гарри Бека. [ 64 ]
Стилистические аспекты лондонской диаграммы, такие как цвета и стили линий, отметки станций или символы развязок, также часто используются в рекламе.
^ Журнал Train, Omnibus and Tram Staff Magazine, март 1933 г. - Гарланд, Кен (1994). Карта подземелья мистера Бека . Столичный транспорт. п. 25. ISBN 1-85414-168-6 .
^ Гарланд, Кен (2003). Карта подземелья мистера Бека . Столичный транспорт. п. 19. ISBN 1-85414-168-6 .
^ Гарланд, Кен (1998). Карта подземелья мистера Бека . Столичный транспорт. ISBN 1-85414-168-6 .
^ Марк Уоллингер и др., изд. Луиза Койш, Лабиринт: путешествие по лондонскому андеграундному искусству (Лондон: Art/Books, 2014), 239–41. ISBN 9781908970169
^ Транспорт Лондона (2006). «Труба 2010» . Архивировано из оригинала 15 июля 2011 года . Проверено 3 ноября 2007 г. (карта, иллюстрирующая будущие этапы развития, предложенные TfL в 2006 году, могут быть изменены)
Доу, Эндрю (2005). Сообщить пассажиру, где выйти: Джордж Доу и эволюция схематической карты железных дорог . Лондон: Издательство Capital Transport. ISBN 978-1-85414-291-7 .
Лебофф, Дэвид; Демут, Тим (1999). Не нужно спрашивать! Ранние карты лондонского метрополитена . Лондон: Издательство Capital Transport. ISBN 978-1-85414-215-3 .
Робертс, Максвелл (2005). Карты подземелья после Бека . Лондон: Издательство Capital Transport. ISBN 978-1-85414-286-3 .
Робертс, Максвелл (2012). Разгаданные карты подземелья: исследования в области информационного дизайна . Уивенхо: Максвелл Дж. Робертс. ISBN 978-0-95726-640-7 .
Робертс, Максвелл (2019). Путешествия по карте метро: адаптации, имитации и исследования по всему миру . Лондон: Издательство Capital Transport. ISBN 978-1-85414-444-7 .
Роуз, Дуглас (2016). Лондонское метро: схематическая история (карта). Лондон: Издательство Capital Transport. ISBN 978-1-85414-404-1 .
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: e18db769fd90b32973a3baf958361dc1__1721307180 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/c1/e18db769fd90b32973a3baf958361dc1.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Tube map - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)