АЭК Маршрутмастер
АЭК Маршрутмастер | |
---|---|
![]() RM8, первый серийный Routemaster, на автобусном ралли в 1995 году. | |
Обзор | |
Производитель | Ассоциированная компания по оборудованию |
Производство | 1954–1968 |
Кузов и шасси | |
Макет | Передний двигатель, задний привод |
Двери | 0 пассажирских дверей, 1 постоянно открытый вход сзади и 1 дверь водителя. |
Тип пола | Ступенька для входа |
Шасси | Цельный, с передним и задним подрамниками |
Силовой агрегат | |
Двигатель | AEC AV590 9,6 л или AEC AV690 11,3 л или Лейланд О.600 9,8 л 6-цилиндровый дизельный Модернизация: Cummins ISCe / Cummins ISBe ДАФ Ивеко Скания |
Емкость | 57–72 сидячих места |
Выходная мощность | 115 л.с. (86 кВт) (AEC AV590) |
Передача инфекции | AEC 4-ступенчатая автоматическая/полуавтоматическая |
Размеры | |
Длина | 27 футов 6 дюймов (8,38 м) 30 футов 0 дюймов (9,14 м) |
Ширина | 8 футов (2,44 м) |
Высота | 14 футов 4 + 1 ⁄ 2 дюйма (4,38 м) |
Снаряженная масса | 7,35 длинных тонн (7,47 т; 8,23 коротких тонны) |
Хронология | |
Предшественник | AEC Регент III RT |
Преемник | Новый Маршрутмастер |

AEC Routemaster — это с передним расположением двигателя двухэтажный автобус , который был разработан компанией London Transport и построен компаниями Associated Equipment Company (AEC) и Park Royal Vehicles . Первый прототип был построен в сентябре 1954 года, а последний поставлен в 1968 году. Компоновка автомобиля была традиционной для того времени: полукабина, передний двигатель и открытая задняя платформа, хотя туристический вариант оснащался задние двери платформы. Также были произведены автомобили с передним входом и дверями-платформами, а также уникальный прототип с передним входом и двигателем, установленным сзади поперечно.
Первые Routemasters поступили на вооружение London Transport в феврале 1956 года, а последние были выведены из регулярного обслуживания в декабре 2005 года, хотя два исторических маршрута TfL впоследствии эксплуатировались Routemasters в центре Лондона до 2019 года. [1]
Большинство Routemasters были построены для London Transport , хотя небольшое количество было построено для British European Airways и Northern General Transport Company . Всего было построено 2876 Routemasters, из которых 1280 все еще существуют. [2]
Будучи новаторской конструкцией, Routemaster пережил несколько моделей, заменявших его в Лондоне, пережил приватизацию бывших автобусных операторов London Transport и использовался другими операторами по всей Великобритании. В современном общественном транспорте Великобритании старомодные особенности стандартного Routemaster одновременно хвалили и критиковали. Открытая платформа, хотя и подвергалась воздействию непогоды, позволяла садиться и выходить в других местах, кроме официальных остановок; а наличие кондуктора позволило сократить время посадки и обеспечить оптимальную безопасность, но с большими трудозатратами. По сравнению с современными автобусами конструкция с высоким полом была недоступна для инвалидов и затрудняла посадку с тяжелым багажом или колясками.
В 2006 году Routemaster был признан одним из 10 лучших дизайнерских символов Великобритании, включая Concorde , Mini , Supermarine Spitfire , карту метро Лондона , World Wide Web и телефонную будку K2 . [3] [4] В 2009 году Routemaster был выбран Королевской почтой для выпуска памятных почтовых марок «Классика британского дизайна» . [5] В конце 2000-х началась работа над новым автобусом Routemaster, вдохновленным традиционным дизайном Routemaster. Он поступил на вооружение в феврале 2012 года. [6]
Дизайн
[ редактировать ]Routemaster был разработан между 1947 и 1956 годами командой под руководством А.А.М. Дарранта и Колина Кертиса, а дизайн автомобиля разработал Дуглас Скотт. [7] [8] Задача проекта заключалась в том, чтобы создать автомобиль, который был бы легче (следовательно, более экономичным), простым в эксплуатации и который можно было бы обслуживать с помощью существующих методов технического обслуживания на недавно открытом заводе в Олденхэме , но с более простыми и менее затратными процедурами обслуживания. В результате автомобиль вмещал 64 пассажира, несмотря на то, что он на три четверти тонны (0,84 коротких тонны; 0,76 т) легче автобусов семейства RT, вмещающих 56 человек.
Первой задачей при сдаче в эксплуатацию была замена лондонских троллейбусов , которые сами заменили трамваи , и начало замены старых типов дизельных автобусов. Routemaster был спроектирован компанией London Transport и построен в Park Royal Vehicles , а ходовая часть предоставлена дочерней компанией AEC. Обе компании принадлежали компании Associated Commercial Vehicles, которая в 1962 году была поглощена Leyland Motors . [9]

Это был инновационный дизайн, в котором использовался легкий алюминий наряду с технологиями, разработанными в авиастроении во время Второй мировой войны . [10] Помимо новой облегченной цельной конструкции, он также впервые на автобусе представил независимую переднюю подвеску , гидроусилитель руля , полностью автоматическую коробку передач и силовое гидравлическое торможение . [2] Это удивило некоторых первых водителей, которые нашли шасси неожиданно легким и маневренным по сравнению со старыми моделями, особенно тем, которое изображено на пленке во время испытаний на Chiswick Works раме . Кадры того, как RM200 проходит испытание на занос в Чизвике, были включены в фильм 1971 года « В автобусах» . [11]
Routemaster был отходом от традиционного метода конструкции шасси и кузова. Это был один из первых «интегральных» автобусов. [2] с комбинацией стального подрамника «А» (включая двигатель, рулевое управление и переднюю подвеску) и заднего стального подрамника «В» (несущего задний мост и подвеску), соединенных алюминиевым кузовом. Коробка передач устанавливалась на нижней части кузова валами к двигателю и заднему мосту. Однако более поздние довоенные лондонские троллейбусы ранее имели бесшассивную конструкцию.
Прототипы
[ редактировать ]
В период с 1956 по 1958 год компания London Transport ввела в эксплуатацию четыре прототипа Routemasters. [13] Первые два были построены на лондонском транспортном заводе в Чизвике, третий - Вейманном в Аддлстоуне , а четвертый, экспериментальный вагон Green Line , на Восточном автобусном заводе в Лоустофте . Третий и четвертый имели двигатели и механические агрегаты Leyland. [2] Routemaster впервые был представлен на коммерческом автосалоне Earl's Court в 1954 году. [10] [14]
В 1961 году в качестве испытания были построены 24 более длинных RML (30 футов [9,14 м] по сравнению со стандартными 27 футов 6 дюймов [8,38 м]), которые поступили в производство с 1965 года. В 1962 году была опробована концепция RMF с передним входом, с RMF1254 на основе пробных RML. Его выставляли и осматривали, что привело к производству небольшого количества автобусов RMF и RMA.
В 1964 году, незадолго до начала массового производства RML, последних Routemasters с передним расположением двигателя, AEC начала работу над прототипом с передним расположением двигателя и задним расположением двигателя, FRM1. [15] Построенный в 1966 году, он регулярно курсировал по Лондону, затем использовался в турне London Coaches , а затем был снят с производства в 1983 году. Его прозвали Fruitmaster.
Производство
[ редактировать ]
Производство механических компонентов осуществлялось в основном на заводе AEC в Саутхолле (хотя значительная часть из них имела двигатели Leyland ), а изготовление кузовов и окончательная сборка - на заводе Park Royal Vehicles . [9]
Хотя к тому времени, когда Routemaster был запущен в серийное производство, правила уже разрешали двухосные двухэтажные автобусы длиной до 30 футов (9,14 метра), большинство серийных экземпляров имели длину 27 футов 6 дюймов (8,38 метра). футов 11 дюймов (9,12 метра) «длинные» типы задерживаются из-за сопротивления профсоюзов дополнительной работе для проводников. [16]
Сорт | Тип | Фары | Длина | Число | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
РМ | стандартный автобус с задней лестницей и открытым задним входом | Одинокий | 27,5 футов (8,38 м) | 2,123 | |
РМЛ | длинный автобус с задней лестницей и открытым задним входом | Одинокий | 29,91 футов (9,12 м) | 524 | |
РМЦ | стандартный автобус с задней лестницей и задним входом с дверью | Твин | 27,5 футов (8,38 м) | 69 | |
РКЛ | длинный автобус с задней лестницей и задним входом с дверью | Твин | 29,91 футов (9,12 м) | 43 | |
РМФ | длинный автобус с парадной лестницей и парадными входными дверями | Одинокий | 29,91 футов (9,12 м) | 51 | все, кроме одного для Северной генеральной транспортной компании |
РМА | стандартный автобус с парадной лестницей и парадными входными дверями | Твин | 27,5 футов (8,38 м) | 65 | для British European Airways и используется с прицепом для багажа |
ФРМ | удлиненный автобус с парадной лестницей и парадными входными дверями | Одинокий | 31,3 фута (9,54 м) | 1 | Прототип одноместного оператора новой формы с задним расположением двигателя |
Класс РМ и РМЛ
[ редактировать ]Компания London Transport приняла 2123 RM и 524 RM. RML представлял собой стандартный RM с характерной и, казалось бы, неуместной секцией полуокна, добавленной посередине, дающей восемь дополнительных мест. Это не было кардинальным изменением, поскольку в нем использовался модульный подход к конструкции Routemaster, который впоследствии скопировали другие производители. [16] Код RML первоначально использовался для идентификации «Routemaster Leyland», а код RML первоначально обозначал ER (Extended Routemaster). [16] У RM и RML было место под задней лестницей, где, когда не взималась плата за проезд, кондуктор мог стоять, не мешая посадке/высадке пассажиров. На RM были предусмотрены места для 64 пассажиров (на RML – 72).
Класс RMC и RCL
[ редактировать ]
RMC представлял собой автобусную версию для маршрутов Зеленой линии . У RMC были модифицированная подвеска и интерьер, обеспечивающие больший запас хода и более комфортный ход, дверь с электроприводом вместо открытой платформы и полуавтоматическая коробка передач с более высокими передаточными числами. [17] [18] RCL представлял собой длинную версию RMC с более мощным двигателем и аналогичными характеристиками тренерского типа. [19] Было предусмотрено 57 мест в RMC и 65 в RCL. [20]
Класс RMF и RMA
[ редактировать ]Классы RMF и RMA представляли собой серийные версии Routemaster с передним входом, в первую очередь для использования за пределами Лондона и авиакомпаний. [21] Как и у RMC/RCL, у них была дверь с электроприводом, но в передней части автобуса, рядом с лестницей. После выставления и демонстрации другим эксплуатантам RMF не вызвал особого интереса, если не считать заказа от Northern General Transport Company (RMF) и, в сокращенном варианте, от British European Airways (RMA).
Северный Генерал
[ редактировать ]
British Electric Traction Дочерняя компания Northern General Transport Company представила RMF в 1964/65 году: первоначальная партия из 18 машин, за ней последовали еще 32, а позже к ним присоединился прототип RMF1254. [21] [22] Этот заказ вызвал значительный интерес и вызвал недоумение в автобусной отрасли, поскольку компания Northern была одним из крупнейших инвесторов в новые заднемоторные модели Leyland Atlanteans .
Однако компания Northern делила многие маршруты с United Automobile Services , которая эксплуатировала Bristol Lodekka , а Atlantean не соответствовал их производительности и удовлетворенности пассажиров, поэтому Northern предложила RMF как лучший вариант. Они были оснащены двигателями Leyland и задним мостом с повышенным передаточным числом для работы на более длинных магистральных маршрутах. [23] Другими заметными отличиями были стандартная однопанельная передняя шторка, раздвижные окна и цельное ветровое стекло водителя.


(Беатрикс – EYY 776B)
В настоящее время принадлежит и модернизируется в рамках проекта «Автобус из Лондона в Японию в рамках проекта Routemaster Bus». [24]
Они действовали в различных северных красно-кремовых ливреях. [25] [26] получив маково-красную корпоративную раскраску и названия Северного флота NBC в эпоху Национальной автобусной компании . На автопарке RMF красовалась давняя реклама, характерная для автобусов северо-востока Англии: «Магазин в Биннсе ». Экипажи Northern Routemasters очень нравились их экипажам: высокое передаточное число означало хороший разгон на дальних маршрутах, таких как Ньюкасл — Дарлингтон , а гидроусилитель руля хорошо ценился на загруженных городских маршрутах в Гейтсхеде и Сандерленде . Их служба на севере также привела к появлению странного вида Routemaster с рулонным знаком «X1 Скандинавия», соединяющегося с паромом DFDS из Норт-Шилдса в Скандинавию . [27]
Однако на протяжении 1970-х годов иметь кондукторов на междугородных перевозках становилось все более нерентабельно. Несмотря на удовлетворенность водителей и клиентов, у Northern не было другого выбора, кроме как заменить их. В 1977 году компания Northern разместила крупный заказ на Bristol VR у компаний Eastern Coach Works и Willowbrook Bodywork, чтобы заменить их. Вывод начался в мае 1977 года, последний раз был выведен в октябре 1980 года. Большинство из них было списано, хотя 14 были проданы компании London Transport. В эксплуатацию поступил только один самолет с открытым верхом компании London Coaches . [28]
Британские европейские авиалинии
[ редактировать ]British European Airways приобрела 65 самолетов RMA меньшей длины (с прицепами) в 1966/67 году для использования в автобусном сообщении между аэровокзалом Западного Лондона и аэропортом Хитроу . [29] Они были рассчитаны на движение со скоростью 70 миль в час по автомагистрали М4 . [30] Вывод средств начался в январе 1975 года, когда British Airways прекратила обслуживание в марте 1979 года. Все 65 RMA в конечном итоге были проданы компании London Transport. [28] [31]
Безопасность
[ редактировать ]Открытая платформа может быть опасной, поскольку пассажиры могут садиться, выходить и стоять на платформе в любое время, даже если автобус движется на высокой скорости. Из-за этого люди могут упасть и серьезно пораниться. Помогает наличие кондуктора, который регулирует доступ на платформу, но кондуктору также приходится собирать плату за проезд по всему автобусу, и даже если он находится на платформе, он не может предотвратить все инциденты. Бывший мэр Лондона Кен Ливингстон заявил в 2013 году, что Routemasters слишком опасны: около двенадцати человек в год погибают, упав с них во время его пребывания на посту мэра. [32]
Цветовые схемы
[ редактировать ]
Учитывая долговечность Routemaster, экземпляры были окрашены в честь серебряного и золотого юбилеев королевы . В 1977 году 25 Routemasters были окрашены в серебристый цвет и временно изменили нумерацию SRM1 на SRM25 в честь серебряного юбилея, а в 2002 году 50 автобусов были окрашены в золотой цвет, включая три RM и 12 RML. [28] [33]

Во время приватизации в Лондоне в 1986 году несколько частных операторов выиграли контракты на предоставление услуг, в том числе маршрутов, обслуживаемых Routemaster. До того, как в 1997 году компания London Transport, орган, проводящий торги по контрактам, ввела правило 80% красного цвета для ливрей, некоторые из этих новых участников управляли Routemasters в некрасных ливреях, в первую очередь Kentish Bus на маршруте 19 и Borehamwood Travel Services на маршруте 13 .
Routemaster обратился ко многим новым операторам за пределами Лондона, которые появились в Великобритании после 1986 года после дерегулирования автобусного транспорта . Несколько традиционных операторов приобрели бывшие в употреблении Routemasters как дешевый способ расширения своего автопарка в ответ на конкуренцию со стороны новых операторов после дерегулирования. [34] и новые операторы также выбрали его как необычный автобус. Окрашенные в различные цвета, они использовались в регулярной эксплуатации в Бедфорде , Блэкпуле , [35] Бернли , [36] Карлайл , Корби , Донкастер , [37] Данди , Глазго , [38] Халл , [39] Манчестер , [40] Перт , [41] Ротерхэм . [42] Скарборо , [43] Саутгемптон и Саутенд-он-Си .
Один из самых ранних, если не самый ранний, примеров дерегулирования использования Routemasters был в начале истории Stagecoach Group , которая к 2014 году стала одним из крупнейших операторов в Великобритании. Компания Stagecoach использовала винтажные Routemasters в своей новой корпоративной окраске полностью белого цвета с красными, оранжевыми и синими полосами, чтобы начать одно из своих первых предприятий Magic Bus в Глазго в конце 1980-х годов.
В середине 1980-х годов Clydeside Scottish приобрела 114 Routemasters для использования в Глазго , многие из которых были перекрашены на Aldenham Works. Большинство из них были отозваны в 1990 году.
К концу этого периода, в июле 1994 года, в Ридинге новый оператор Reading Mainline создал парк Routemaster из 45 человек, чтобы конкурировать с уже существующим оператором Reading Buses , став крупнейшим оператором Routemasters за пределами Лондона. Они использовали кондукторов, чтобы соревноваться в скорости в центре города, а на окраинах использовали заднюю платформу для управления участками маршрута. В 1998 году Reading Mainline была продана компании Reading Buses; некоторые Routemasters продолжали использоваться до июля 2000 года. [44]
Из-за затрат на эксплуатацию старых автобусов с двумя экипажами, а также общего сокращения числа операторов, автобусов и служб в годы, последовавшие за дерегулированием по мере слияния или закрытия конкурентов, использование Routemasters за пределами Лондона в 1990-е годы сократилось. Многие из этих автобусов вернулись в Лондон, чтобы помочь в программе ремонта, в качестве доноров запчастей или для увеличения размера автопарка.
Отказ от основного обслуживания в Лондоне привел к новому всплеску использования Routemasters за пределами Лондона. [34] но в меньших масштабах, чем сразу после дерегуляции. После 2000 года Routemasters в основном использовались на небольших новых или сезонных маршрутах.
Зеленая ливрея
[ редактировать ]
Первыми зелеными Routemasters, помимо прототипа CRL4, теперь RMC4, были 69 RMC (Routemaster Coach) для на зеленой линии работы . Они были такой же длины, как и RM, но имели роскошные сиденья, багажники, полосовые фонари и двери на платформе. [45] [46] Более поздние 43 RCL (Routemaster Coach удлиненный) были той же длины, что и RML, но снова с сиденьями для тренеров и дверями платформы.
Сто зеленых Routemasters на базе RML были поставлены в 1965/66 году для работы в сельской местности. Три из них были переданы Центральному (Красному) флоту в 1969 году в обмен на три XA Leyland Atlanteans .
1 января 1970 года эти зеленые Routemasters были переданы недавно созданной компании London Country Bus Services , дочерней компании Национальной автобусной компании , созданной для того, чтобы взять на себя управление сельской местностью London Transport. London Country объявила, что намерена перевести все свои службы на работу одного человека, чего она достигла к 1981 году, сделав всех Routemasters ненужными. Многие из них были проданы обратно компании London Transport, и RMC стали инструкторами вместе с большинством RCL.
Большинство RML, бывших в стране, которые были проданы обратно LT в конце 1970-х годов, прослужили дольше с красной окраской, чем со своей оригинальной зеленой окраской. [ нужна ссылка ] (Большинство отработали 14 лет в зеленых автобусах, но более 20 лет в красных автобусах).На некоторых RCL были сняты двери платформ, и они поступили на вооружение как красные автобусы. RMC4 (бывший CRL4) хранился у London Country, но позже был продан, когда была продана NBC.
Взлет и упадок
[ редактировать ]Пиковое использование лондонским транспортом
[ редактировать ]Пик эпохи Routemaster пришелся на первые 25 лет его эксплуатации, до сентября 1982 года, когда этот тип начал выводиться из эксплуатации и передаваться в учебный флот из-за сокращения обслуживания.
Первым лондонским автобусным маршрутом, которым управляла Routemaster, был маршрут 2 , состоявшийся 8 февраля 1956 года, с номером RM1. Тот же автобус с измененной передней частью появился на выставке лорд-мэра в ноябре 1956 года. [47] Класс RM поступил на вооружение с 1959 года для замены троллейбусов, выпуск которых закончился в мае 1962 года. Последующие Routemasters, последние 500 из которых были RML, начали заменять автобусы предыдущего поколения, AEC Regent RT и Leyland Titan RTL и RTW. RML также вытеснили RM на центральных маршрутах, чтобы справиться с более высокими нагрузками. [16] Последний Routemaster поступил на вооружение в марте 1968 года.
Первоначальная концепция включала в себя плановый капитальный ремонт и модернизацию парка самолетов на заводе LT в Олденхэме, обычно каждые пять лет. Автобусы были полностью разобраны и восстановлены, и остались с завода почти такими же новыми. Поскольку количество Routemasters сократилось, были введены финансовые сокращения и появились новые автобусы, не подходящие для этой практики, от процедуры капитального ремонта отказались, а завод Aldenham Works закрылся в ноябре 1986 года. [28] Тщательность системы Олденхема была основной причиной того, что Routemaster и его предшественники так долго прослужили на службе в Лондоне.
Упадок в Лондоне
[ редактировать ]
Многие маршруты были переведены на работу только для водителей («DOO» или «OMO») в 1970-х годах, чтобы снизить эксплуатационные расходы и в ответ на нехватку персонала. Некоторое время также существовала нехватка запчастей для Routemasters, усугубленная закрытием AEC. [48] С введением одноэтажных услуг Red Arrow и успешным переходом на современные автобусы OMO с задним расположением двигателя по всей стране компания London Transport рассмотрела возможность замены Routemasters современными автобусами.
Эксплуатация Routemaster постепенно сократилась только до центральных районов, при этом RML заменили RM, где считалось, что Routemaster по-прежнему обеспечивает эффективное средство перевозки достаточно большого количества людей, чтобы оправдать экономику работы двумя экипажами. [49] Быстрое ускорение и прочная конструкция Routemaster оказались более подходящими для городских условий, чем некоторые более современные модели. [49]
Флот оставался в основном нетронутым в течение примерно 15 лет после прекращения производства в 1968 году, причем его вывод из эксплуатации в основном происходил из-за пожаров. После поражения Совета Большого Лондона в Палате лордов по поводу схемы субсидирования проезда в сентябре 1982 года последовало значительное сокращение услуг. Следовательно, начался первый вывод средств, причем многие из этих ранних списаний были отправлены на металлолом. Продолжающаяся практика преобразования маршрутов в эксплуатацию одним человеком привела к постоянному увеличению количества изъятых средств. Эта практика в значительной степени прекратилась к 1988 году, и лишь немногие из них были отменены до 1992 года.
В 1986 году некоторые из Routemasters, приобретенных у British European Airways, London Country и Northern General, у которых были двери, а не открытая платформа, были отремонтированы на Aldenham Works и введены в эксплуатацию в рамках возобновленной экскурсионной операции London Transport The Original London Sightseeing Tour вместе с RCL. (некоторые переоборудованы в автобусы с открытым верхом), [50] RMF [21] и RMA. [31] [51]
Приватизация лондонских автобусов
[ редактировать ]
В апреле 1989 года, готовясь к приватизации лондонского автобусного сообщения , компания London Buses была разделена на 11 независимых бизнес-единиц, основанных на разных гаражах. Восемь подразделений унаследовали Routemasters: CentreWest , East London , Leaside , London Central , London General , London Northern , London United и South London . [52] За это время, после выхода из строя и преждевременного отзыва объявленных классов автомобилей на замену, таких как Daimler Fleetlines , срок службы Routemasters, от которых еще не избавились, был продлен до приватизации. Там, где тендеры на новые маршруты требовали использования Routemaster, они были арендованы у London Buses. [52]
В период с сентября по ноябрь 1994 года все подразделения были проданы. В процессе торгов по новым лондонским маршрутам все маршруты, обслуживаемые Routemaster, кроме одного ( 139 ), сохранили свои теперь частные Routemasters. [2] на пятилетний период контракта, в результате чего был проведен дальнейший ремонт.
Продление жизни
[ редактировать ]
После прекращения производства в AEC Southall и последующего закрытия завода в Олденхэме возникли новые возможности продления срока службы Routemaster, если они хотят продолжать работать. Это имело смысл, поскольку даже к 1987 году, когда некоторые автобусы выглядели явно изношенными, проверки London Buses показали, что базовая конструкция автобусов все еще была в порядке. [48] требующий только замены двигателей и обновления интерьера/экстерьера.
С 1992 по 1994 год все RML, кроме двух, были отремонтированы для дальнейшей службы в течение десяти лет. Эту работу, включавшую обновление интерьера в соответствии с современными вкусами и замену двигателей Cummins или Iveco , выполнили компании South Yorkshire Transport , TB Precision, Nottingham Truck & Bus и одно из новых бизнес-подразделений London Buses — Leaside Buses. Также были модернизированы двигатели ста RM. [53] [2] После приватизации, в 1996 году, London Central RM компании на маршруте 36 , Stagecoach London RML компании для маршрутов 8 и 15 и Arriva London RM компании на маршруте 159 получили новые двигатели Scania и ряд тонких доработок, включая окна в стиле бункера. . [2]
В 2001/02 году при новом мэре Лондона Кене Ливингстоне компания Transport for London (TfL) приобрела 50 RM из различных источников, включая Reading Mainline и два из Италии. Из них 43 были отремонтированы компанией Marshall Bus в период с мая 2001 по август 2002 года и получили двигатели Cummins в сочетании с автоматической коробкой передач Allison . Они также прошли полный капитальный ремонт кузова, включая новые окна бункера. Первые 22 были сданы в аренду компании London Sovereign для использования на маршруте 13 , десять отправились в Arriva London для использования на маршруте 38 , а остальные - в First London , London Central и London United . После того, как Marshall Bus перешел в администрацию, Arriva London построила еще шесть, хотя и без капитального ремонта кузова и с сохранением окон, открывающихся на четверть. [28]
Вывод из Лондона
[ редактировать ]

В начале 2000-х годов велись дебаты по вопросу о том, заменить или сохранить службу Routemaster в Лондоне. Сторонники ссылались на его постоянную механическую пригодность, скорость посадки и туристический потенциал, в то время как оппоненты указывали на экономику эксплуатации все более старых автобусов, когда теперь доступны более новые, большие и доступные автобусы. [54] Оппоненты также особо указали на недоступность Routemaster в свете готовящегося принятия соответствующего законодательства, которое означало, что все новые автобусы, которые сейчас вводятся в эксплуатацию в Лондоне, должны будут иметь конструкцию с низким полом . Появление технологии продажи билетов вне автобуса также уменьшило аргументы в пользу сокращения времени простоя, поскольку карта Oyster и автоматы по продаже билетов вне автобуса сократят время, необходимое пассажирам для посадки в автобус.
Ливингстон изначально поддерживал сохранение Routemasters и их проводников. [54] ввод в эксплуатацию 49 отремонтированных автобусов. [55] Однако Ливингстон решил заменить парк Routemaster автобусами с низким полом после кампании групп по защите прав инвалидов, большого количества людей, пострадавших в результате падения с открытой задней платформы, и осознания сложности попыток использовать автобусы с высоким полом. со своими детьми. [56]
В марте 2003 года Питер Хенди , тогдашний управляющий директор наземного транспорта TfL, отметил, что создание доступного автобусного парка с низким полом является более высоким приоритетом, чем сохранение исторических автобусов Routemaster. [57] Несмотря на критику со стороны СМИ и общественности, [58] [59] Остальные услуги были впоследствии заменены с августа 2003 года двухэтажными или сочлененными автобусами с низким полом, поскольку существующие контракты на автобусы были продлены. [60]
Вывод средств начался в даты, указанные ниже, по мере истечения пятилетних контрактов.
Маршрут | Прекращено | Оператор | Заменено на |
---|---|---|---|
15 | 29 августа 2003 г. | Восточный Лондон | двухэтажные автобусы |
11 | 31 октября 2003 г. | Лондонский генерал | двухэтажные автобусы |
23 | 14 ноября 2003 г. | Первый Лондон | двухэтажные автобусы |
94 | 23 января 2004 г. | Трансдев Лондон Юнайтед | двухэтажные автобусы |
6 | 26 марта 2004 г. | Метролайн | двухэтажные автобусы |
98 | 26 марта 2004 г. | Метролайн | двухэтажные автобусы |
8 | 4 июня 2004 г. | Восточный Лондон | двухэтажные автобусы |
7 | 2 июля 2004 г. | Первый Лондон | двухэтажные автобусы |
137 | 9 июля 2004 г. | Лондон прибывает | двухэтажные автобусы |
9 | 3 сентября 2004 г. | Трансдев Лондон Юнайтед | двухэтажные автобусы |
73 | 3 сентября 2004 г. | Лондон прибывает | сочлененные автобусы |
390 | 3 сентября 2004 г. | Метролайн | двухэтажные автобусы |
12 | 5 ноября 2004 г. | Лондон Центральный | сочлененные автобусы |
36 | 28 января 2005 г. | Лондон Центральный | двухэтажные автобусы |
19 | 1 апреля 2005 г. | Лондон прибывает | двухэтажные автобусы |
14 | 22 июля 2005 г. | Лондонский генерал | двухэтажные автобусы |
22 | 22 июля 2005 г. | Лондонский генерал | двухэтажные автобусы |
13 | 21 октября 2005 г. | Трансдев Лондон Соверен | двухэтажные автобусы |
38 | 28 октября 2005 г. | Лондон прибывает | сочлененные автобусы |
159 | 9 декабря 2005 г. | Лондон прибывает | двухэтажные автобусы |
8 декабря 2005 года AEC Regent III RT . на маршруте 159 появились 24 специальных автобуса, в том числе сохранившиеся модели RM и RML, а также их предшественники из семейства автобусов [61]
9 декабря 2005 года последние Routemasters проехали по 159-му маршруту . [62] По совету полиции, вместо обычной смены примерно до 23:00, последние службы Routemaster работали в середине дня. RM2217 совершил последний вылет из Мраморной арки в 12:08. Из-за сильной задержки потребовалось 10 минут, чтобы повернуть на последний поворот в автобусный гараж Брикстона , и он прибыл в 14:06. Последние рейсы приветствовали толпы любителей автобусов, а также протестующие за права инвалидов, приветствовавшие вывод войск. [62] [63]
В результате вывода к январю 2006 года на всех автобусных маршрутах Лондона использовались автобусы с низким полом благодаря самому большому доступному автобусному парку в мире. [64]
После 2005 г.
[ редактировать ]Лондонские исторические маршруты
[ редактировать ]
В ноябре 2005 года были введены исторические маршруты 9 и 15 , работающие ежедневно до 18:30, дублирующие короткие участки двух регулярных лондонских автобусных маршрутов. [65] Маршруты наследия 9 и 15 были закрыты 25 июля 2014 года и 29 сентября 2019 года. [66] [67]
Два оператора, First London и Stagecoach London , эксплуатировали по десять автобусов, выбранных из партии, отремонтированной Marshall Bus в 2001/02 году. [68]
Во время эксплуатации Heritage Route 15 компания Stagecoach East London отремонтировала свои Routemasters, удалив некоторые современные функции, которые были добавлены во время ремонта Marshall, и заменив их копиями оригинального оборудования. Это было сделано компанией Hants & Dorset Trim и включало полный капитальный ремонт и перекраску внутри и снаружи, возвращение золотых надписей, черных номерных знаков и установку современных светодиодных указателей поворота спереди, а также светодиодных указателей поворота и фонарей сзади. (Светодиодные сборки были спроектированы так, чтобы выглядеть похожими на круглые фонари, которые были установлены изначально.) Желтые поручни были заменены стальными с белым покрытием, что также является отсылкой к оригинальному дизайну. Первый отремонтированный автомобиль был доставлен обратно в Stagecoach East London в январе 2016 года.
TfL подтвердила отмену исторических маршрутов в 2021 году, тем самым временно прекратив регулярные рейсы Routemaster в любую точку Лондона. [69]
В 2022 году TfL одобрила открытие частного туристического исторического маршрута оператора Londoner Buses. С 15 октября 2022 года маршрут А начался от станции Ватерлоо до площади Пикадилли . Маршрут проходит мимо таких знаковых достопримечательностей, как Биг-Бен и Вестминстерский мост , и обслуживается исключительно автобусами AEC Routemaster. [70] [71] В отличие от предыдущих маршрутов наследия, здесь взимается более высокая цена, чем за стандартный проезд на автобусе TfL, однако билет действителен в течение всего дня. [71] В октябре 2023 года маршрут A был заменен маршрутом T15, который в основном аналогичен предыдущему маршруту 15 Heritage компании TfL и проходит от станции Ватерлоо через Чаринг-Кросс, Олдвич и город до станции Tower Gateway DLR . [72]
Беговые дни
[ редактировать ]
Лондонский музей автобусов , а также другие транспортные общества иногда проводят мероприятия один или два раза в год, на которых Routemaster (или другие автобусы) курсируют по определенному маршруту и открыты для публики.
Тур и чартерное использование
[ редактировать ]
Помимо маршрута наследия Лондона, последняя крупная операция Routemasters была в Эдинбурге , где Lothian Buses туристическая компания Mac Tours использовала Routemasters с открытым верхом в регулярных турах. [68] Последние были отозваны в октябре 2016 года. [73] [74]
Автобусный тур послеобеденного чая работает как туристическая услуга в Лондоне. [75] Многие Routemasters продолжают использоваться в качестве чартерных автобусов как у компаний, которые их эксплуатировали в Лондоне, так и у нишевых чартерных операторов. [68]
Routemasters также экспортировались, причем некоторые из них получили дальнейшее обслуживание в Австралии, Канаде ( Виктория, Британская Колумбия , Ниагарский водопад, Онтарио и Торонто ), Китае, Колумбии, Хорватии, Фолклендских островах , Малайзии, Новой Зеландии, Шри-Ланке и США. . [76] Несколько Stagecoach Routemasters были экспортированы в Монреаль в Канаде, где Stagecoach предоставляет туристические услуги по городу. [77]
Использование в популярной культуре
[ редактировать ]Красный двухэтажный автобус — эмблема Лондона. BBC заявляет: «вездесущие черные такси и красные двухэтажные автобусы имеют долгую и запутанную историю, глубоко укоренившуюся в лондонских традициях». [78] Он был представлен на церемонии закрытия Олимпийских игр 2008 года в Пекине , где Дэвид Бекхэм , Джимми Пейдж и Леона Льюис представляли Великобританию во время этапа передачи Олимпийских игр 2012 года (которые пройдут в Лондоне), где все трое ехали на стадионе Routemaster, а Пейдж и Льюис выступали». Сплошная любовь ». [79]
В декабре 2014 года PepsiCo бренд 7 Up работал с изобретательницей пряжи Магдой Сайег, чтобы полностью связать оригинальный автобус Routemaster. «Номер 7up», как его называли, вышел на улицы Лондона на два дня в декабре 2014 года. [80]
В июне 2015 года организация Music Heritage London ввела регулярное автобусное сообщение с использованием Routemaster RML на кольце между Ричмондом , Твикенхемом и Теддингтоном, чтобы подчеркнуть огромное влияние, которое этот район оказал на одно из самых определяющих десятилетий в Британии 20-го века и на контркультуру, породившую свингующие 60-е. Лондон. Маршрут маршрутного автобуса Swinging 60s и номер автобуса были 60-х годов, на его часовом маршруте было 18 выделенных автобусных остановок. [81] Этот трансфер работал до конца чемпионата мира по регби в октябре 2015 года, и теперь его заменил туристический автобус Swinging 60s Tour Bus , который до сих пор использует RML Routemaster в своих многочисленных турах по музыкальным площадкам и местам Лондона. [82]
The Prodigy использовали автобус для обложки своего альбома No Tourists 2018 года . В открытии эпизода 1 серии 7 «Хастла» использовался AEC Routemaster с открытым верхом на Вестминстерском мосту , в котором команда «Хастла» показывала японским инвесторам доступную недвижимость для покупки и неявно закрывала продажу, включая Биг-Бен и / или здание парламента . [83]
Новый Маршрутмастер
[ редактировать ]
Популярность Routemaster была настолько велика, что продолжали поступать многочисленные призывы к производству новой версии автомобиля. 3 сентября 2007 года кандидат в мэры от консерваторов Борис Джонсон объявил, что рассматривает возможность внедрения современной версии Routemaster (и отказа от эксплуатации сочлененных автобусов ). В декабре 2007 года британский журнал Autocar поручил ведущему разработчику автобусов Капоко, разработчику инновационного Optare Solo , разработать подробные предложения по Routemaster нового поколения. [84]
Джонсон в принципе поддержал проект Capoco и предложил провести официальный конкурс проектов по разработке нового Routemaster, если он станет мэром Лондона в 2008 году. После его избрания этот конкурс проводился для общих идей и детальных проектов с денежными призами за выигрышные работы. Результаты конкурса были опубликованы 19 декабря 2008 года, победившие и другие хорошие предложения были переданы производителям автобусов для разработки окончательного проекта. В число победителей вошли два совместных проекта «целого автобуса», один из которых был представлен Capoco, а другой — Aston Martin и Foster + Partners . [85]
Первоначально названный New Bus for London, а затем New Routemaster , восемь прототипов были введены в эксплуатацию на маршруте 38 в феврале 2012 года, причем маршрут 24 стал первым маршрутом, полностью преобразованным в июне 2013 года. [86] К 2017 году флот насчитывал 1000 человек. [87]
Городской мастер Скопье
[ редактировать ]В 2010 году правительство Республики Македония 202 двухэтажных автобуса заказало у китайского производителя Yutong , два из которых были автобусами-кабриолетами со съемной крышей для туристов, а остальные 200 — городскими автобусами для столицы Скопье. . Автобусы должны были быть выполнены в стиле «ретро», как у Routemasters. Бывшие лондонские двухэтажные автобусы использовались в Скопье до землетрясения в Скопье 1963 года , в результате которого было разрушено 75–80% инфраструктуры города.
Прототип автобуса появился на улицах Скопье 1 марта 2011 года. [88] Первые автобусы-кабриолеты (со съемной крышей) и 65 городских автобусов поступили в эксплуатацию 6 сентября 2011 года, все под названием City Master. [89] Остальные автобусы, а также еще 15 кабриолетов, заказанные в конце 2011 года, должны были прибыть к концу 2013 года.
Сохранение
[ редактировать ]
Из-за своего дизайна и статуса относительно большое количество Routemasters оказалось в руках частных владельцев и компаний после того, как их вывели из эксплуатации в Лондоне.
Прапорщик
[ редактировать ]Автобусный дилер Ensignbus занимался продажей Routemasters, как он уже давно делал это с другими лондонскими автобусами. В декабре 2004 года компания Ensignbus провела розыгрыш 32 Routemasters, которые были доступны по цене 2000 фунтов стерлингов каждый тем, кто сможет доказать, что у них есть финансы для их хранения и ухода за ними. [90] [91]
Юбилеи
[ редактировать ]25 июля 2004 года 98 Routemasters выстроились в ряд в Финсбери-парке в честь 50-летия первого появления RM1. [92] [93] Повторное мероприятие произошло в июле 2014 года по случаю 60-летия, на котором присутствовали 136 Routemasters. [94] [95] Routemaster 70 планируется провести в парке Финсбери в июле 2024 года в ознаменование 70-летия. [96] [97]
Яркие примеры
[ редактировать ]



- В феврале и августе 1986 года RM1 и RM2 были переданы на хранение Лондонскому музею транспорта. [28]
- В феврале 1974 года RML3 был продан Кобэмскому автобусному музею (ныне Лондонский автобусный музей ). [28] (L в данном случае обозначала Лейланда ). На этом автомобиле установлена копия оригинальной передней части.
- Прототип автобуса RMC4 (первоначально CRL4) сохранен Роджером Райтом из Лондонской автобусной компании и оснащен копией оригинальной передней части. [ нужна ссылка ]
- 28 апреля 2010 года Роджер Райт репатриировал 1371 и 1620 ринггитов, а также семь RT и два RTL из Шарлоттауна, Остров Принца Эдуарда , Канада. Лондонская автобусная компания приобрела автопарк у Abegweit Tours and Travel Agency Inc., базирующегося в Шарлоттауне, которое управляло ими с 1965 года. Автобусы были доставлены в Галифакс, Новая Шотландия, для отправки в Великобританию. Некоторые из них предназначены для туристической эксплуатации в Лондоне, а остальные будут храниться в музеях. [98]
- Первый серийный Routemaster, RM8, хранится в клубе RM8. Он был представлен на выставке коммерческих автомобилей 1958 года как новый автобус для Лондона. Он использовался на заводе Chiswick Works в качестве экспериментальной машины, на которой было испытано множество модификаций Routemaster. Автобус, наконец, поступил на общественную службу в гараже Сидкап в марте 1976 года, став последним введенным в эксплуатацию Routemaster и последним автобусом с открытой платформой, введенным в эксплуатацию в Великобритании. Он обслуживал LT в гараже Сидкапа, пока в 1985 году гараж не стал «одиночным». Затем его сохранила группа RM8, которая впоследствии стала клубом RM8. В июле 2008 года автобус был восстановлен в том виде, в котором он выглядел на выставке коммерческих автомобилей 1958 года, с копиями плакатов и жалюзи. [99]
- 1000-й Routemaster, RM1000, был передан компании London Transport на церемонии в Southall Works 16 октября 1961 года и принят в качестве шоу-автоса сотрудниками гаража Кройдон ; в мае 1987 года он был передан на консервацию Группе по сохранению RM1000. [100] [101]
- Уникальный заднемоторный передний вход Routemaster, FRM1, был передан на сохранение в Лондонский музей транспорта для консервации в 1983 году. [15]
- RM1737 был шоу-автобусом автобусного гаража Ash Grove в начале 1980-х годов. [ нужна ссылка ] Он перешел в собственность TfL и выставлен в Лондонском музее транспорта.
- RM737 был шоу-автобусом в гараже Harrow Weald. [ нужна ссылка ] и, несмотря на то, что он ежедневно работал на маршруте 140 , его регулярно видели на митингах по охране природы. Купленный командой шоу-автобусов при переоборудовании маршрута 140, это был первый сохранившийся стандартный экземпляр. В настоящее время им управляет частная компания The Red Bus Ltd. в Эдинбурге .
- RM1403 был первым Routemaster, переоборудованным в открытый верх. Он был переоборудован в 1984 году в Олденхэме с использованием особой изогнутой конструкции крыши, которую можно было увидеть только на двух Routemasters. RM1403 — единственный в мире Leyland Routemaster с открытым верхом, который в настоящее время принадлежит компании A Route 2 Hire. Автобус несколько раз появлялся на публике, в том числе перевозил футбольную команду Уотфорд и команду Brawn GP F1.
- RM2217, который выполнял последний регулярный рейс Routemaster в Лондоне в декабре 2005 года, был сохранен Arriva London в своем парке наследия вместе с RM5 и RM6, а также первым серийным автобусом RMC RMC1453 и другими. Автобус также появляется на обложке (с автором в роли водителя) книги Яна Нэрна 1966 года «Лондон Нэрна» .
- RML2408 был отправлен в Макао в 2021 году и постоянно находится в The Londoner Macao . [102]
- RML2537 хранится в открытом виде в Лонг-Бич, Калифорния, и эксплуатируется совместно с судном Queen Mary , которое постоянно стоит там в качестве плавучего отеля.
- Последний Routemaster, построенный для Лондона, RML2760, остается у Stagecoach London . [103] [104]
- Первый RCL, RCL2218, хранится в Центре транспортного наследия Ноттингема . [ нужна ссылка ]
- Несколькими RMA управляют Джо Леттс и Big Red Bus Company. [105]
- RML 2520 принадлежит компании и IdeaSquare ЦЕРН размещается на ее рабочем месте в Швейцарии. Он используется как двухэтажный конференц-зал и находится в полностью рабочем состоянии, проехав от Лондона до Женевы. [106] [107]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кэмпбелл, Люси (13 апреля 2021 г.). «Транспорт Лондона отказывается от последней исторической службы автобусов Routemaster» . Хранитель . Проверено 13 апреля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г История Ассоциации маршрутных мастеров
- ^ «Длинный список представлен для национального голосования по любимому публике образцу великого британского дизайна» . Би-би-си. 18 ноября 2016 г.
- ^ «Конкорд признан лучшим символом Великобритании» . Би-би-си. 18 ноября 2016 г.
- ^ «На фотографиях: марки Royal Mail с классическим британским дизайном» . Хранитель . 13 января 2009 года . Проверено 30 сентября 2022 г.
- ^ «Новый автобус Routemaster начинает курсировать по дорогам Лондона» . Би-би-си. 27 февраля 2012 года . Проверено 19 апреля 2013 г.
- ↑ Лебединая песня для Big Red Bus The Independent , 22 сентября 1994 г.
- ↑ Некролог Колина Кертиса , The Daily Telegraph, 5 октября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Об AEC AEC Саутхолл
- ^ Перейти обратно: а б Описание книги «Автобус, который мы любили», 12 сентября 2006 г. Londonbooks.co.uk. Архивировано из оригинала 21 февраля 2014 года.
- ^ «В автобусах (1972, Рег Варни)» . Автобусы на экране . Архивировано из оригинала 31 июля 2012 года.
- ^ Автобус Routemaster типа RM RM1 (Брошюра). Лондонский музей транспорта. 2018.
- ↑ Routemaster в эксплуатации после суровых испытаний коммерческого двигателя , 10 февраля 1956 г.
- ^ "Прототип автобуса для лондонского транспорта" Railway Gazette , 24 сентября 1954 г., стр. 354
- ^ Перейти обратно: а б Routemaster с передним входом Загородный автобус
- ^ Перейти обратно: а б с д Длинные автобусы. Часть 1. Деревенский автобус
- ^ Coach RMs Загородный автобус
- ^ Двухэтажные автобусы Routemaster для коммерческого транспорта по маршрутам зеленой линии , 29 июня 1962 г.
- ^ Long Coaches Загородный автобус
- ↑ Большие автобусы Routemaster для Green Line Commercial Motor , 30 октября 1964 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Routemaster с передним входом Загородный автобус
- ^ LTB продает коммерческий двигатель RM1254 , 2 декабря 1966 г.
- ^ Северные мастера маршрутов Северные мастера маршрутов
- ^ «Лондон — Япония на автобусе Routemaster» . Фейсбук . Проверено 13 января 2022 г.
- ^ «Изображение Northern General 2115 (FPT 585C) в северной ливрее» . Myweb.tiscali.co.uk. Архивировано из оригинала 23 июля 2018 года . Проверено 19 апреля 2013 г.
- ^ «Изображение Northern General 2116 (FPT 586C) в северной ливрее» . Myweb.tiscali.co.uk . Проверено 19 апреля 2013 г.
- ^ «Northern General 3105 (FPT 591C) с жалюзи назначения для службы X1 в Скандинавию» . Myweb.tiscali.co.uk. Архивировано из оригинала 23 июля 2018 года . Проверено 19 апреля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Блэкер, Кен (2007). Routemaster, том второй, 1970–2005 гг . Харроу Уилд: Столичный транспорт. ISBN 978-185414-303-7 .
- ^ BEA заказывает 65 буксировщиков прицепов Routemasters Commercial Motors , 2 апреля 1965 г.
- ^ BEA Routemasters, часть 1 Загородный автобус
- ^ Перейти обратно: а б BEA Routemasters, часть 2 Загородный автобус
- ^ «Кен Ливингстон: на Routemasters погибло слишком много людей» . ИТВ . Лондон. 5 октября 2013 года . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ Длинные автобусы, часть 6. Загородный автобус
- ^ Перейти обратно: а б «Маршрутные мастера за пределами Лондона» . Автобусная площадка AEC . Архивировано из оригинала 24 июля 2008 года.
- ↑ Блэкпулские сражения на Commercial Motor , 19 июля 1990 г.
- ↑ Мягкое мыло Eastenders Burnley Commercial Motor , 7 апреля 1988 г.
- ^ Южный Йоркшир контратакует Commercial Motor , 2 августа 1990 г.
- ↑ SBG создает Commercial Motor , 11 января 1986 г.
- ↑ Routemasters для коммерческого двигателя Восточного Йоркшира , 2 июня 1988 г.
- ↑ Конец Commercial Motor , 31 мая 1990 г.
- ↑ Уотерворт предупреждает Magicbus Commercial Motor , 5 апреля 1990 г.
- ↑ Terrier Challenges SYT Commercial Motor , 21 июня 1990 г.
- ↑ Примроуз присоединяется к битве за Commercial Motor в городе Скарборо , 14 декабря 1989 г.
- ^ Чтение основной автобусной зоны
- ^ "Двухэтажные вагоны Routemaster Green Line" Railway Gazette , 29 июня 1962 г., стр. 757
- ^ «LTE вводит в эксплуатацию вагоны» Железнодорожный вестник , 24 августа 1962 г., стр. 263
- ^ Маршалл, принц (1972) (1972). Колеса Лондона . Журнал «Санди Таймс». п. 108. ИСБН 0-7230-0068-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Длинные автобусы, часть 3, деревенский автобус
- ^ Перейти обратно: а б The Long Buses 2 Загородный автобус
- ^ Long Coaches Загородный автобус
- ^ Лондонские автобусы активизируют осмотр достопримечательностей Commercial Motor, 17 мая 1986 г.
- ^ Перейти обратно: а б Длинные автобусы, часть 4, деревенский автобус
- ^ «РМ наконец-то возрождается». Неделя автобусов . № 3. Питерборо: Emap. 7 марта 1992 г. с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б «Кен Ливингстон отвечает на ваши вопросы» . Новости Би-би-си . 4 декабря 1998 года . Проверено 27 августа 2021 г.
- ^ Эванс, Роджер; Ливингстон, Кен (13 июня 2005 г.). «Реконструкция маршрутного мастера» . Время вопросов мэра . Проверено 27 августа 2021 г.
- ^ Ливингстон, Кен (2012). Так не скажешь: мемуары . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-28041-4 . OCLC 785989207 .
Один лондонец из десяти обнаружил, что не может забраться на Routemaster. Сюда не входят люди, испытывающие трудности с багажом, покупками или детьми. Я понял проблему только тогда, когда начал возить Тома и Мию на багги.
- ^ Вебстер, Бен (19 марта 2003 г.). «Маршрутные мастера отправляются на пенсию» . Таймс . ISSN 0140-0460 . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ Лидалл, Росс (20 июня 2005 г.). «Последнее ура Routemaster» . Вечерний стандарт . Проверено 27 августа 2021 г.
- ^ «Реакция автобусов, когда мэр объявляет об изменениях» . Хранитель . 7 февраля 2004 г. Проверено 27 августа 2021 г.
- ^ «Лондонские автобусы — Бенди-автобусы» . Транспорт для Лондона . Ноябрь 2003 г. Архивировано из оригинала 9 декабря 2004 г.
- ^ The Routemaster в 2005 году - Конец классическим ирландским автобусам
- ^ Перейти обратно: а б «Маршрутмастер совершает последний путь» . Новости Би-би-си . 9 декабря 2005 года . Проверено 26 августа 2021 г.
- ^ «Тысячи людей прощаются с автобусом Routemaster» . Обзор пресс-секретаря . 10 декабря 2005 года . Проверено 27 августа 2021 г.
Но было несколько несогласных, которые пришли в пятницу, в том числе протестующие за права инвалидов, которые держали плакаты с надписью: «Маршрутный мастер, скатертью дорога».
- ^ «Транспорт Лондона получил награду Independent Living Award» . Транспорт для Лондона . 14 декабря 2007 года . Проверено 10 августа 2021 г.
У нас самая большая в мире сеть автобусов, оборудованных для людей с ограниченными возможностями.
- ↑ Touring Routemasters отправились в путь BBC News 14 ноября 2005 г.
- ^ Предложение по автобусному сообщению: Маршрут 9. Архивировано 28 сентября 2021 г. в Wayback Machine Transport для Лондона.
- ^ «TfL подтверждает, что Heritage Routemasters не вернется» . keybuses.com . 9 апреля 2021 г. Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «АЭК в эксплуатации» . Автобусная площадка AEC . Архивировано из оригинала 27 ноября 2017 года.
- ^ Лайонс, Марк (9 апреля 2021 г.). «TfL подтверждает, что наследие Routemasters не вернется» . Ключевые автобусы . Великобритания . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ «Лондонские автобусы – посетите Лондон на историческом автобусе!» . www.londonerbuses.co.uk . Проверено 28 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уэйвелл, Крис (12 октября 2022 г.). «Появился новый регулярный лондонский автобусный маршрут с использованием старинных Routemasters» . Тайм-аут в Лондоне . Проверено 16 октября 2022 г.
- ^ «Лондонские автобусы — посетите Лондон на историческом автобусе!» . www.londonerbuses.co.uk . Проверено 19 февраля 2024 г.
- ^ Последние дни наших автобусных туров MacTours и Routemasters по Эдинбургу, 27 октября 2016 г.
- ^ Конец дороги для старинных экскурсионных автобусов Эдинбурга Edinburgh Evening News, 7 ноября 2016 г.
- ^ Автобусный тур послеобеденного чая
- ^ галереи Шоу-автобус
- ↑ Routemasters недавно прибыли в Канаду Focus Transport, 31 декабря 2012 г.
- ^ «Углубление истории рыбы с жареным картофелем» . Би-би-си . Проверено 19 июня 2022 г.
- ^ Найт, Том (17 июня 2008 г.). «Лондонская рэп-группа развевает флаг на Олимпийских играх в Пекине» . «Дейли телеграф» . Лондон. ISSN 0307-1235 . ОСЛК 49632006 . Архивировано из оригинала 10 января 2022 года . Проверено 5 декабря 2017 г.
- ^ Нина Аззарелло (4 декабря 2014 г.). «Вязаный двухэтажный автобус выезжает на улицы Лондона в рамках кампании 7up» . Дизайнбум . Проверено 9 июля 2017 года .
- ^ «Шаттл-шаттл Swinging 60-х приезжает в Ричмонд, Твикенхэм и Теддингтон | Журналы Richmond & Barnes Magazine: Ричмонд, Ист-Шин, Теддингтон, Питершем, Сент-Маргаретс, Твикенхем, Хэмптон-Хилл, Кью и Барнс» . Шингейт (Журнал Wandsworth). 24 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 15 июля 2018 г. Проверено 9 июля 2017 года .
- ^ Пол Эндакотт. "Дом" . 60sbus.Лондон . Проверено 9 июля 2017 года .
- ^ «Афера, серия 7, серия 1» . BBC Один . Проверено 25 июня 2022 г.
- ↑ Times Online Blueprint для «сына Routemaster», 19 декабря 2007 г., получено 15 апреля 2008 г.
- ^ Routemaster, Лондон, Fosters + Partners, получено 14 сентября 2009 г.
- ^ «Новый автобус Routemaster начинает курсировать по дорогам Лондона» . Новости Би-би-си . 27 февраля 2012 г.
- ^ Лондонские автобусы Routemaster: Wrightbus получит заказ на сумму 60 миллионов фунтов стерлингов BBC News, 3 февраля 2016 г.
- ^ Двухэтажные автобусы для Skopje Times of Malta , 2 марта 2011 г.
- ↑ Дух Routemaster живет в самом сердце Македонии Evening Standard, 5 ноября 2010 г.
- ^ Длинный автобус, часть 7, деревенский автобус
- ↑ Большая распродажа автобусов BBC News , 10 декабря 2004 г.
- ^ «Routemaster отмечает 50-летие» . Новости Би-би-си . Лондон. 24 июля 2004 года . Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ «Маршрутный мастер 50 – 25 июля 2004 г.» . Великобритания: AEC Саутхолл . Проверено 8 февраля 2014 г.
- ^ Коул, Дэвид (22 июля 2014 г.). «Маршрутный мастер прославляет лондонскую икону в парке Финсбери» . Покупатель автобусов . Питерборо . Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ «Маршрутмастер 60». Автобусы . № 714. Великобритания. Сентябрь 2014. стр. 25–29.
- ^ «Маршрутмастер 70» . Ассоциация маршрутных мастеров . Великобритания . Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ Миллар, Алан (август 2023 г.). «Готовимся к трем и десяти годам Routemaster» . Автобусы . № 821. Великобритания. п. 68.
- ^ «Двухэтажные туристические автобусы покидают Шарлоттаун» , CBC News, дата обращения 29 апреля 2010 г.
- ^ Routemaster Том 1 Кен Блэкер Capital Transport ISBN 1-85414-131-7, паб 1981, стр. 42-43 и Routemaster Vol2 Кен Блэкер Capital Transport ISBN 1-85414-142-2, паб, 1992 г., стр. 20.
- ^ "1000-й автобус Routemaster" Железнодорожный вестник , 27 октября 1961 г., стр. 495
- ^ Страница энтузиастов AEC Southall. Подробности о 1000 ринггитов.
- ^ «【🇬🇧 ➡ 🇲🇴 #Классический лондонский оригинальный двухэтажный автобус Routemaster приземляется в Макао】» в Макао . Автобусы / Транспорт / Станция информации о погоде Проверено 21 января 2022 г. .
- ^ «Последний построенный Routemaster уходит в отставку» . Автобус-дилижанс . Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года.
- ^ Автобус AEC Routemaster 1968 года - Лондонский автобусный музей RML2760
- ^ Страница фестивалей Big Red Bus Festival, подробности за 1000 ринггитов.
- ^ Тойвонен, Харри; Томас, Крис (2016). IdeaSquare — История красного автобуса . Швейцария: ЦЕРН . Проверено 29 июля 2023 г. - через YouTube.
- ^ «Быстрая перемотка вперед через прототипирование» . Идея Квадрат . Швейцария . Проверено 29 июля 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с AEC Routemaster , на Викискладе?
- Routemaster.org.uk Официальный сайт Ассоциации Routemaster
- Вариации на тему Routemaster
- Общество АЭК
- Парк королевских автомобилей
- Автобусная остановка Яна: RM. Архивировано 19 апреля 2009 г. в Wayback Machine.
- На Capoco Routemaster RMXL
- Сайт энтузиастов Стива
- Фан-сайт автобусов Routemaster
- Классика Curbside: AEC Routemaster 1958 года