Jump to content

Исламский социализм

Исламский социализм – это политическая философия , которая включает исламские принципы в социализм . Этот термин был придуман различными мусульманскими лидерами для описания более духовной формы социализма. Исламские социалисты считают, что учение Корана и Мухаммеда особенно о закяте – не только совместимы с принципами социализма, но и очень поддерживают их. Они черпают вдохновение из раннего государства всеобщего благосостояния в Медине, созданного Мухаммедом. Мусульманские социалисты нашли свои корни в антиимпериализме . Особенно это можно увидеть в трудах Саламы Муссы , который много писал как о социализме, так и о египетском национализме против британского правления. [1]

Мусульманские социалистические лидеры верят в получение легитимности от общества и желают создать правительство, основанное на социальном обеспечении и концепции закята. На практике это проявляется в гарантированных доходах, пенсиях и социальном обеспечении. Это практическое применение идеи исламского социализма имеет историю, восходящую к Мухаммеду и первым халифатам, а также к современным политическим партиям, основанным в 1970-х годах.

Исламские социалисты часто используют Коран для защиты своих позиций. Например, в Пакистане стихи «Человек имеет право только на то, что является результатом его усилий» и «Земля принадлежит Богу» использовались в качестве аргумента в пользу исламского социализма, а также в качестве аргумента против приумножения богатства посредством манипулирование капиталом. [2] Турецкая исламская социалистическая организация « Мусульмане-антикапиталисты» открыто призвала правых мусульман читать Коран и «попытаться опровергнуть тот факт, что он левый». [3]

Ранний ислам

[ редактировать ]

Некоторые ученые, такие как Мухаммад Шаркави и Сами Айяд Ханна, считают Абу Зарра аль-Гифари , сподвижника Мухаммеда, главным предшественником исламского социализма. [4] [5] [6] [7] [8] классом во время Усмана Он протестовал против накопления богатства правящим халифата и призывал к справедливому перераспределению богатства . Первый мусульманский халиф Абу Бакр ввел гарантированный минимальный стандарт дохода, предоставляя каждому мужчине, женщине и ребенку десять дирхамов в год — позже эта цифра была увеличена до двадцати дирхамов. [9]

Советский Союз

[ редактировать ]

По мнению Сами А. Ханны и Ханифа Рамая , одним из первых проявлений исламского социализма было движение Вайси в Татарстане , Россия, в конце 19 и начале 20 веков. Движение выступало против правления Российской империи и было поддержано мусульманскими фермерами, крестьянами и мелкой буржуазией . Оно подверглось репрессиям со стороны российских властей и ушло в подполье в начале 20 века, когда начало сотрудничать с коммунистами, социалистами и социал-демократами в антиправительственной деятельности, а после русской революции 1905 года начало идентифицировать себя как исламское социалистическое движение. . Движение, присоединившееся к большевикам во время русской революции 1917 года . [10] во время которого движение также основало первую экспериментальную исламскую коммуну. Мусульманский социалистический комитет Казани В это время действовал также . После смерти Ленина в 1924 году движение Вяйси заявило о своей независимости от Коммунистической партии; однако он был подавлен во время Великой чистки в 1930-х годах. [10]

Советские политики осознавали, что революционная деятельность вдоль южной границы Советского Союза привлечет внимание капиталистических держав и пригласит их вмешаться. Именно это понимание побудило российское представительство на Бакинском съезде в сентябре 1920 года отвергнуть аргументы национал-коммунистов как непрактичные и контрпродуктивные для революции в целом, не развивая их опасений, что на чаше весов лежит безопасность России. Именно это понимание, в сочетании с недовольством российских большевиков тем, что в их собственных владениях был предложен еще один революционный центр, побудило их к действиям против национал-коммунистов. [11]

Иранскому интеллектуалу Мухаммеду Нахшабу приписывают первый синтез шиизма и европейского социализма. [12] Движение Нахшаба основывалось на принципе, согласно которому ислам и социализм не являются несовместимыми, поскольку оба стремились к достижению социального равенства и справедливости. Его теории были выражены в его диссертации на степень бакалавра законов этики. [13] В 1943 году Нахшаб основал Движение богопоклонников-социалистов , одну из шести первоначальных организаций-членов Национального фронта . [14] Организация была основана в результате слияния двух группировок: кружка старшеклассников Нахшаба в Дар аль-Фануне и кружка Джалаледдина Аштияни, состоящего примерно из 25 студентов инженерного факультета Тегеранского университета . Первоначально организация была известна как Лига патриотических мусульман. В нем сочетались религиозные чувства, национализм и социалистические мысли. [15] После переворота 1953 года , возглавляемого Национальным фронтом против правительства Мохаммеда Мосаддыка , исламский социализм в Иране принял более радикальный поворот: была создана Организация борьбы за освобождение рабочего класса , которая использовала марксистские идеи под влиянием Али Шариати и участвовала в вооруженная борьба против правительства шаха Ирана , завершившаяся участием в иранской революции , свергнувшей шаха в 1979 году. [16] [17] [18] Однако это движение противоречило Исламской республике, созданной после революции. [10]

Влиятельные фигуры, такие как Джалал Аль-Ахмад и Али Шариати, также называют мусульманскими социалистами.

Британская Индия

[ редактировать ]

Из Южной Азии ученый Деобанди и за независимость Индии активист движения Убайдулла Синдхи отправился в Россию через Афганистан в 1910-х годах. Он оставался в послереволюционной России до 1923 года, где изучал социализм и участвовал в дискуссиях с коммунистами-революционерами. Из России он переехал в Турцию, где развил свои идеи исламского социализма, проводя параллели между исламом и коммунизмом в их акценте на справедливом распределении богатства. Наряду с синдхи, в 1920-х и 1930-х годах другой менее известный ученый, Хифзур Рахман Сохарви , также обнаружил, что ислам и марксизм совместимы, имея множество общих идей о социальной структуре и экономике. [10]

Пакистан

[ редактировать ]

Исламский социализм был также важен для идеологии Пакистана , поскольку его основатель Мухаммед Али Джинна 26 марта 1948 года перед толпой в Читтагонге заявил, что «вы всего лишь выражаете мои чувства и чувства миллионов мусульман, когда вы говорите, что Пакистан должен основываться на надежных основах социальной справедливости и исламского социализма, который подчеркивает равенство и братство людей», [19] в то время как первый премьер-министр Пакистана Лиакат Али Хан 25 августа 1949 года сказал в том же духе:

Сегодня говорят о множестве «измов», но мы убеждены, что для нас существует только один «изм», а именно исламский социализм, который, в двух словах, означает, что каждый человек в этой стране имеет равные права. права на питание, кров, одежду, образование и медицинские услуги. Страны, которые не могут обеспечить это для своего народа, никогда не смогут прогрессировать. Экономическая программа, составленная около 1350 лет назад, до сих пор остается для нас лучшей экономической программой. Фактически, какие бы системы люди ни пробовали, все они в конечном итоге возвращаются к исламскому социализму, каким бы именем они его ни назвали. [20]

Джинны Мусульманская лига , которая была первой правящей партией в Пакистане, включала в себя ряд исламских социалистов, хотя они были относительно маргинальными в партии. Также влиятельным в Пакистане был Гулам Ахмед Первез , исламский учёный, который пропагандировал Коранизм и уделял особое внимание изучению современных наук. Хотя его критиковали более консервативные ученые, он присоединился к Джинне и Мухаммаду Икбалу , первый из которых назначил его редактором журнала «Талу-э-Ислам» , где он писал и публиковал статьи, поддерживающие социалистическую интерпретацию Кора. Ан, утверждая, что «социализм лучше всего обеспечивает соблюдение положений Корана о собственности, справедливости и распределении богатства», и выступая за прогрессивное, нетеократическое правительство и применение науки и аграрной реформы для дальнейшего экономического развития. [10] Первез, в рамках своего применения коранической мысли к политической идеологии, заявил, что ад - это «... общество, в котором люди, находящиеся во власти злой социально-экономической системы, изо всех сил пытаются накопить богатство». [21] Во время президентства Мухаммада Аюб Хана в Пакистане в 1960-х годах Ханиф Рамай возглавил группу интеллектуалов в Лахоре по развитию идей исламского социализма, опираясь на идеи Первеза и Халифы Абдул Хакима , а также мыслителей -баасистов, таких как Мишель Афлак . Рамай и его единомышленники оказали влияние на Зульфикара Али Бхутто, основал Пакистанскую народную партию когда он вместе с Джалалудином Абдур Рахимом , и они оказали основное идеологическое влияние на манифест партии. Рамай обозначил приоритеты исламского социализма, предлагаемого ПНП, включая ликвидацию феодализма и неконтролируемого капитализма, усиление государственного регулирования экономики, национализацию крупных банков, отраслей промышленности и школ, поощрение совместного управления на фабриках и построение демократических институтов. Они контекстуализировали эту политику как современное расширение принципов равенства и справедливости, содержащихся в Коране и практиковавшихся под властью Мухаммеда в Медине и Мекке . Однако во время пребывания Бхутто у власти в 1970-е годы он свернул свою программу реформ и углубил связи Пакистана с консервативной, богатой нефтью страной. Монархии Персидского залива после нефтяного кризиса 1973 года , провели чистку левых радикалов ПНП и пошли на уступки исламистским партиям, пытаясь их умиротворить. [10] Партия в 1967 году приняла лозунг «Ислам — наша вера; демократия — наша политика; социализм — наша экономика; вся власть — народу ». [22]

Афганистан

[ редактировать ]

) была марксистской , Хотя Народно-демократическая партия Афганистана (пришедшая к власти после Саурской революции она начала использовать риторику, подчеркивающую сходство между социализмом и исламом, после того, как ее реформы вызвали сопротивление со стороны религиозных консерваторов и землевладельцев. [10] Самой острой дилеммой для Нура Мухаммада Тараки , первого президента Демократической Республики Афганистан , было установление партийной линии в отношении ислама , балансирование уважения к его принципам с марксистско-ленинскими идеалами. Несмотря на проведение молитв в Рамадан и примирительные речи, статья I секретной конституции НДПА подтвердила веру партии в марксистско-ленинские идеалы. Тараки стремился примирить это с исламом, предлагая « прогрессивный , современный, чистый ислам», свободный от «плохих традиций, суеверий и ошибочных убеждений». Это свидетельствовало о стремлении Тараки объединить исламские ценности с социалистическими принципами, отражающими форму исламского социализма, хотя оно и столкнулось с негативной реакцией со стороны исламского духовенства и сельского населения. [23] [24]

Индонезия

[ редактировать ]

В Индонезии бывший коммунист Тан Малака страны был влиятельным исламским социалистическим мыслителем во время борьбы за независимость , утверждая, что коммунизм и ислам совместимы и что они должны сформировать основу для национальной революции Индонезии, и полагая, что ислам можно использовать для объединения рабочего класса. во всем мусульманском мире. Хотя Малака умер в 1949 году, в том же году, когда Индонезия обрела независимость, первый президент страны Сукарно опирался на его идеи: он поддерживал идеологические концепции, включавшие как религиозные, так и социалистические идеи, такие как Панчасила и Насаком . [10]

Йеменский социализм

[ редактировать ]
Али Насер , Абдель Фаттах Исмаил и Абдулла Абдель Раззак Бадиб на фестивале партии «Народный авангард» портреты Карла Маркса , Фридриха Энгельса и Владимира Ленина. в 1970-е годы, за ними

В июне 1969 года радикальное марксистское крыло НФО пришло к власти в результате события, известного как « Корректирующий ход» . Это радикальное крыло реорганизовало страну в Народно-Демократическую Республику Йемен (НДРЮ) 30 ноября 1970 года. [25] Впоследствии все политические партии были объединены в Фронт национального освобождения , переименованный в Йеменскую социалистическую партию , которая стала единственной легальной партией. Народно-Демократическая Республика Йемен установила тесные связи с Советским Союзом , Германской Демократической Республикой , Кубой , Организацией освобождения Палестины . Конституция Восточной Германии 1968 года даже послужила своего рода образцом первой конституции НДРЮ. [26]

Крупнейшие коммунистические державы оказали помощь в строительстве вооруженных сил НДРЮ. Мощная поддержка Москвы привела к тому, что советские военно-морские силы получили доступ к военно-морским объектам в Южном Йемене.Наиболее значимая среди них — советская военно-морская и авиационная база на острове Сокотра для действий в Индийском океане. [27] [28] [29]

Идеи и концепции

[ редактировать ]

Один из пяти столпов ислама , закят — это практика раздачи милостыни, основанная на накопленном богатстве (приблизительно 2,5% всех финансовых активов, принадлежащих в течение одного лунного года). В отличие от садаки , благотворительности, она обязательна для всех финансово обеспеченных взрослых мусульман и считается актом благочестия, посредством которого человек выражает заботу о благополучии своих собратьев-мусульман, а также о сохранении социальной гармонии между богатыми и бедными. [30] Закят способствует более справедливому перераспределению богатства и воспитывает чувство солидарности среди членов уммы ( что означает «сообщество»). [31]

Закят призван препятствовать накоплению капитала и стимулировать инвестиции. Поскольку человек должен платить закят из чистого богатства, богатые мусульмане вынуждены инвестировать в прибыльные предприятия, иначе их богатство будет медленно разрушаться. Кроме того, средства производства, такие как оборудование, фабрики и инструменты, освобождаются от закята, что дополнительно стимулирует инвестирование богатства в производительный бизнес. [32] Личные активы, такие как одежда, домашняя мебель и одно жилье, не считаются активами, подлежащими закяту.

Согласно Корану, есть восемь категорий людей ( аснаф ), которые имеют право на получение средств закята: [33] [34]

  1. Те, кто живет в абсолютной нищете ( Аль-Фукара ).
  2. Те, кого сдерживают, потому что они не могут удовлетворить свои основные потребности ( Аль-Масакин ).
  3. Сами сборщики закята ( Аль-Амилина Алайха ).
  4. Немусульмане, симпатизирующие исламу или желающие принять ислам ( Аль-Муаллафату Кулубухум ).
  5. Люди, которых пытаются освободить от рабства или рабства. Также включает в себя выплату выкупа или кровавых денег, т.е. дийа ( Фир-Рикаб ).
  6. Те, кто влез в огромные долги, пытаясь удовлетворить свои основные потребности ( Аль-Гаримин ).
  7. Те, кто борется за религиозное дело или дело Бога ( Фи Сабилиллах ) [34] или для джихада на пути Аллаха [35] или те, кто не входит в состав наемных солдат. [36] [37]
  8. Дети улицы, или путники ( Ибнус-Сабил ).

Согласно хадису, семья Мухаммеда не должна потреблять закят. Закят не следует отдавать своим родителям, бабушкам и дедушкам, детям, внукам или супругам. Также запрещено тратить средства закята на инвестиции вместо того, чтобы напрямую отдавать их тем, кто в них нуждается. [38] Некоторые ученые не согласны с тем, следует ли включать в число бедных, отвечающих критериям, немусульман. Некоторые утверждают, что закят можно выплачивать немусульманам, но только после того, как будут удовлетворены потребности мусульман. [38] Фи Сабилиллах - самый известный аснаф в мусульманских обществах Юго-Восточной Азии, где в широком смысле он включает финансирование миссионерской работы, коранических школ и всего остального, что служит обществу в целом. [39] Закят можно использовать для финансирования джихада на пути Аллаха. Деньги закята следует использовать при условии, что усилия направлены на поднятие знамени ислама. [40] [41] Кроме того, средства закята могут быть потрачены на управление централизованной системой сбора закята.

Исторически сложилось так, что Абул А'ла Маудуди отстаивал концепцию закята. [42] По мнению Маудуди, закят должен быть в первую очередь в форме налогов с должности, называемой казначейством, которая будет управлять собранным закятом и следить за его правильным распределением. [42] Если кто-то умрет, не оставив семьи, которая могла бы передать свое богатство, то это богатство будет передано в управление казначейству. [42]

В Соединенном Королевстве, согласно опросу 4000 человек, проведенному Зарине Харас, мусульмане сегодня жертвуют на благотворительность больше, чем люди других религий. [43] Сегодня, по скромным оценкам, годовой закят в 15 раз превышает глобальные взносы на гуманитарную помощь. [44]

Государство всеобщего благосостояния

[ редактировать ]

Понятия благосостояния и пенсии были введены в раннем исламском праве как формы закята или благотворительности. Закят является одним из пяти столпов ислама и был введен в действие при халифате Рашидун в VII веке. Эта практика продолжалась и в эпоху Аббасидов халифата. Налоги использовались закят и джизью ), собираемые в казну исламского правительства, для обеспечения доходов нуждающихся ( включая , в том числе бедных, пожилых людей , сирот , вдов и инвалидов . По словам исламского юриста Аль-Газали (1058–1111), правительство также должно было создать запасы продовольствия в каждом регионе на случай стихийного бедствия или голода . [45] [46]

ввел различные программы социального обеспечения Во времена халифата Рашидун халиф Умар . При его правлении равенство распространялось на всех граждан, даже на самого халифа, поскольку Умар считал, что «никто, как бы он ни был важен, не должен жить так, чтобы отличать его от остального народа». Сам Умар жил «простой жизнью и отстранялся от любой мирской роскоши», например, как он часто носил «изношенную обувь и обычно был одет в залатанную одежду» или как он спал «на голом полу мечеть » . Ограничения на богатство также были установлены для губернаторов и чиновников, которых часто «увольняли, если они проявляли какие-либо внешние признаки гордости или богатства, которые могли отличать их от народа». Это была первая попытка стереть «классовые различия, которые неизбежно могли привести к конфликту». Умар также позаботился о том, чтобы государственная казна не тратилась на «ненужную роскошь», поскольку он считал, что «деньги будут лучше потрачены, если они пойдут на благо людей, а не на безжизненные кирпичи». [46]

Инновационные реформы социального обеспечения Умара во время халифата Рашидун включали введение социального обеспечения . Сюда входило страхование по безработице , которое появилось в западном мире только в 19 веке. В Халифате Рашидун всякий раз, когда граждане получали ранения или теряли трудоспособность, ответственностью государства становилось обеспечение удовлетворения их минимальных потребностей, при этом безработные и их семьи получали пособие из государственной казны. [46] Пенсии по возрасту были назначены пожилым людям, [45] который вышел в отставку и мог «рассчитывать на получение стипендии из государственной казны». О брошенных детях также заботились: сто дирхамов на развитие каждого сироты ежегодно тратилось . Умар также представил концепцию государственной опеки и общественной собственности , когда он внедрил систему вакфа , или благотворительного фонда , которая передала «богатство от отдельного человека или немногих в социальную коллективную собственность», чтобы предоставлять «услуги обществу на уровне большой." Например, Умар купил землю у Бану Харита и превратил ее в благотворительный фонд, а это означало, что «прибыль и продукция от земли шли на благо бедных, рабов и путешественников». [46]

Во время великого голода 18 года хиджры (638 г. н.э. ) Умар провел дальнейшие реформы, такие как введение нормирования продуктов питания с использованием купонов , которые раздавались нуждающимся и могли быть обменены на пшеницу и муку. Другой инновационной концепцией, которая была введена, была концепция порога бедности , при которой были предприняты усилия по обеспечению минимального уровня жизни . Это гарантировало, что ни один гражданин империи не будет страдать от голода. Чтобы определить черту бедности, Умар приказал провести эксперимент , чтобы проверить, сколько просителей муки потребуется, чтобы прокормить человека в течение месяца. Он обнаружил, что 25 провидцев муки могут накормить 30 человек, и пришел к выводу, что 50 провидцев муки будет достаточно, чтобы накормить человека в течение месяца. В результате он распорядился, чтобы каждый бедняк получал продовольственную норму в размере 50 серов муки в месяц. Кроме того, бедным и инвалидам были гарантированы денежные стипендии. Однако, чтобы некоторые граждане не воспользовались государственными услугами, «попрошайничество и лень не допускались» и «ожидалось, что те, кто получал государственные льготы, будут вносить свой вклад в жизнь общества». [46]

Дальнейшие реформы позже произошли при Халифате Омейядов . Зарегистрированные солдаты, ставшие инвалидами службы, получали пенсию по инвалидности , аналогичные положения были предусмотрены для инвалидов и бедняков в целом. Халиф Аль-Валид I назначил нуждающимся выплаты и услуги, в том числе деньги для бедных, проводников для слепых, слуг для калек и пенсии для всех инвалидов, чтобы им никогда не приходилось просить милостыню. Халифы Аль-Валид II и Умар ибн Абдул-Азиз снабжали слепых и калеков деньгами и одеждой, а также слугами для последних. Это продолжалось и при аббасидском халифе Аль-Махди . [47] Тахир ибн Хусейн , губернатор провинции Хорасан Аббасидского халифата, заявил в письме своему сыну, что пенсии из казны должны предоставляться слепым, чтобы заботиться о бедных и обездоленных в целом, чтобы не оставить без внимания жертв угнетения, которые не могут жаловаться и не знают, как отстаивать свои права , и что пенсии должны назначаться жертвам бедствий, а также вдовам и сиротам, которых они оставляют. «Идеальный город», описанный философами исламскими Аль-Фараби и Авиценной , также выделяет средства инвалидам. [48]

Когда общины страдали от голода, правители часто поддерживали их такими мерами, как освобождение от налогов, ввоз продуктов питания и благотворительные выплаты, гарантируя, что у всех будет достаточно еды. Однако частная благотворительность через трастовые учреждения часто играла большую роль в борьбе с голодом, чем государственные меры. [49] С IX века средства казны также использовались в благотворительных фондах с целью строительства и поддержки государственных учреждений, часто медресе образовательных учреждений Бимаристана . и больниц [50]

Никула Хаддад , зять Фарах Антун , был сирийским писателем из православной христианской семьи, который, возможно, написал первую книгу о социализме на арабском языке под названием « Аль-Иштиракия» . [1] Хаддад верил в государство всеобщего благосостояния, где правительство будет обеспечивать занятость, медицину, образование и пенсии по старости. [1] Хаддаду, наряду с Антуном и Шибли католиком Шумайилом , приписывают влияние на произведения Саламы Муссы , известного египетского писателя из коптской семьи, который писал о египетском национализме и позже основал недолговечную социалистическую партию в Египет. [1]

Гарантированный минимальный доход

[ редактировать ]

Гарантированный минимальный доход – это система [51] социального обеспечения , которое гарантирует, что все граждане или семьи имеют доход, достаточный для жизни, при условии соблюдения определенных условий. Право на получение помощи обычно определяется гражданством , проверкой материального положения и либо доступностью рынка труда , либо готовностью выполнять общественные работы . Основная цель гарантированного минимального дохода – борьба с бедностью . Если гражданство является единственным требованием, система превращается в универсальный базовый доход . Первый мусульманский халиф Абу Бакр ввел гарантированный минимальный стандарт дохода, предоставляя каждому мужчине, женщине и ребенку десять дирхамов в год — позже эта цифра была увеличена до двадцати дирхамов. [52] Некоторые, но не все исламские социалисты выступают за обновление и расширение этой политики.

Исламские социалистические идеологии

[ редактировать ]

Мусульманские социалисты считают, что социализм совместим с исламским учением, и обычно придерживаются светских форм социализма. Однако некоторые мусульманские социалисты считают, что социализм следует применять в рамках ислама, и существуют многочисленные исламские социалистические идеологии. [ нужна ссылка ]

В современную эпоху исламский социализм можно разделить на две формы: левую и правую . Левое крыло ( Сиад Барре , Хаджи Мисбах , Али Шариати, Ясир Арафат , Абдулла аль-Алайли и Джалал Аль-э Ахмад ) выступало за пролетарский интернационализм , внедрение исламского шариата, одновременно поощряя мусульман присоединяться или сотрудничать с международными социалистическими или марксистскими организациями. движения. Правые социалисты ( Мохаммед Икбал , Агус Салим , Джамаль ад-Дин Асад-Абади , Муса ас-Садр и Махмуд Шалтут ) идеологически ближе к третьему позиционизму , поддерживая не только социальную справедливость , эгалитарное общество и всеобщее равенство , но и исламский возрождение и внедрение шариата. Они также отвергают полное принятие классовой борьбы и держатся на расстоянии от других социалистических движений.

Каддафиизм

[ редактировать ]
Каддафи с лидером румынских коммунистов Николае Чаушеску в Бухаресте, Румыния, 1974 год.

Муаммар Каддафи изложил свою версию исламского социализма в «Зеленой книге» , которая была опубликована в трех частях (1975, 1977, 1978 гг.). [53] [54] Зеленая книга находилась под сильным влиянием панарабского египетского лидера Гамаля Абдель Насера ​​и послужила основой для Исламского легиона . [55]

Зеленая книга отвергает современную либеральную демократию, основанную на выборах представителей , а также капитализм , и вместо этого предлагает тип прямой демократии, контролируемой Всеобщим народным комитетом , который допускает прямое политическое участие для всех взрослых граждан. [56] В книге говорится, что « свобода выражения мнения является правом каждого физического лица, даже если он решает вести себя иррационально, выражать свое безумие». В «Зеленой книге» говорится, что свобода слова основана на государственной собственности на книгоиздатели, газеты, теле- и радиостанции на том основании, что частная собственность была бы недемократична.

Параграф в книге об отмене денег аналогичен параграфу в Фридриха Энгельса . «Принципах коммунизма» [57] Каддафи писал: «Последний шаг – это когда новое социалистическое общество достигнет стадии, когда исчезнут прибыль и деньги. удовлетворены. На этом заключительном этапе прибыль автоматически исчезнет, ​​и в деньгах не будет необходимости». [58]

В практическом плане, хотя Каддафи и выступал против исламистских движений, он проводил социально консервативную политику, такую ​​как запрет на продажу и употребление алкоголя, закрытие ночных клубов и подавление марксистской деятельности в университетах и ​​колледжах. [10]

По словам Раймонда Д. Гастиля, ОРФ находился под влиянием исламской социалистической философии Каддафи. [59]

Анатолийский социализм (Кува-и Сейяре)

[ редактировать ]

Анатолийский исламский социализм первоначально поддерживался Черкесом Этемом , который был лидером османского ополчения черкесского происхождения, который первоначально получил известность благодаря борьбе и победам против союзных держав, вторгшихся в Анатолию после Первой мировой войны , а затем во время турецкой войны за независимость . [60] [61] [62]

Кува-и Сейаре был создан отрядом черкесских и абхазских добровольцев под руководством Черкеса Этхема. Группа считала себя полицейским отрядом, борющимся с теми, кто нарушает общее благо Анатолии. [63] [64] Со временем, когда исламские социалистические взгляды Этема стали более распространенными, они дистанцировались от Кемаля Ататюрка и турецкого национального движения в конечном итоге выступили против него. [64] [65] [66]

Исламская экономика

[ редактировать ]

движение Вяйси

[ редактировать ]

Движение Вяиси, основанное Бахаветдином Вяйсевым, представляло собой религиозное, социальное и политическое движение, которое имело место в Татарстане конца девятнадцатого и начале двадцатого века и других татаронаселенных частях России. Доктрины Вайси поощряли неповиновение гражданскому закону и властям в пользу следования Корану и шариату. Сторонники движения уклонились от военной службы, отказались платить сборы и иметь при себе российский паспорт. Движение также включало в себя элементы классовой борьбы и национализма . Движение Вяйси объединяло татарских земледельцев, ремесленников и мелкую буржуазию и пользовалось широкой популярностью во всем регионе.

Несмотря на уход в подполье после ареста Бахаветдина Вайсева в 1884 году, движение продолжало иметь сильных последователей. Сын Бахаветдина Вайсева, Чайнан Вайсев, возглавил движение после его смерти в 1893 году. Приблизительно 100 членов были арестованы и сосланы в 1897 году после того, как призывали людей не участвовать в переписи населения. Движение Вяйси увеличилось в размерах после первой русской революции 1905–1907 годов, и к 1908 году насчитывалось почти 15 000 последователей в Казанской губернии , Оренбурге и других губерниях Средней Азии . Последователи Вяйси поддержали советское правительство после Октябрьской революции 1917 года и организовали полк Красной Армии во время Гражданской войны в России . Члены движения дистанцировались от российских большевиков и основали автономную коммуну Янья Болгар в Чистополе в 1920-х годах, но подверглись преследованиям и были распущены во время Великой чистки 1930-х годов.

Исламский марксизм

[ редактировать ]

Исламский марксизм пытается применить марксистские экономические, политические и социальные учения в рамках ислама. Традиционные формы марксизма антирелигиозны и поддерживают атеизм , что привело к тому, что многие мусульмане отвергли марксизм. Однако близость марксистских и исламских идеалов социальной справедливости побудила некоторых мусульман принять свои собственные формы марксизма с 1940-х годов. Исламские марксисты верят, что ислам отвечает потребностям общества и может приспособить или направить социальные изменения, которых надеется достичь марксизм. Исламские марксисты также пренебрежительно относятся к традиционным марксистским взглядам на материализм и религию. [67]

Как термин, он использовался для описания Али Шариати (в книге « Шариати и Маркс: критика «исламской» критики марксизма» Асефа Баята ). Его также иногда используют при обсуждении иранской революции 1979 года .

Сомалийский революционный социализм

[ редактировать ]
Сиад Барре ок. 1969 , дольше всех находившийся на посту главы государства Сомалийской Демократической Республики . [68]

Сомалийская революционная социалистическая партия (СРСП) была создана военным режимом Сиада Барре в Сомалийской Демократической Республике под советским руководством в 1976 году как попытка примирить официальную государственную идеологию с официальной государственной религией путем адаптации марксистско-ленинских заповедей к местным обстоятельствам. . Особое внимание уделялось мусульманским принципам социального прогресса, равенства и справедливости, которые, по утверждению правительства, составляли основу научного социализма , а также его собственный акцент на самодостаточности , участии общественности и народном контроле, а также прямой собственности на средства производства . В рамках социалистической политики Барре были национализированы основные отрасли промышленности и фермы , включая банки, страховые компании и фермы по сбыту нефти. Хотя СРСП поощряла частные инвестиции в ограниченных масштабах, администрация по-прежнему считала себя по сути социалистической.

Известные мусульманские социалисты

[ редактировать ]

Исламские социалистические или левые организации

[ редактировать ]

Суннитские социалистические группы

[ редактировать ]

Исторический

[ редактировать ]

Шиитские социалистические группы

[ редактировать ]

Исторический

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Рид, Дональд М. (1974). «Сирийские христиане и ранний социализм в арабском мире». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 5 (2): 177–193. дои : 10.1017/S0020743800027811 . JSTOR   162588 . S2CID   161942887 .
  2. ^ Конн, Харви М. (1976). «Исламский социализм в Пакистане: обзор» . Исламские исследования . 15 (2): 111–121. ISSN   0578-8072 . JSTOR   20846988 .
  3. ^ «Антикапиталистические мусульмане: и консерваторам, и левым следует задаться вопросом». Т24 (на английском языке) . Проверено 22 декабря 2020 г.
  4. ^ Оксфордская энциклопедия современного исламского мира . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . 1995. с. 19 . ISBN  0-19-506613-8 . ОСЛК   94030758 .
  5. ^ «Абу Зарр аль-Гифари» . Оксфордские исламские исследования онлайн . Архивировано из оригинала 18 июня 2013 года . Проверено 23 января 2010 г.
  6. ^ И еще раз Абу Зарр . Проверено 15 августа 2011 г.
  7. ^ Ханна, Сами А.; Гарднер, Джордж Х. (1969). Арабский социализм: документальный обзор . Лейден: Э. Дж. Брилл . стр. 273–274 . Проверено 23 января 2010 г. - через Google Книги .
  8. ^ Ханна, Сами А. (1969). «Ат-Такафул аль-Иджтимаи и исламский социализм» . Мусульманский мир . 59 (3–4): 275–286. дои : 10.1111/j.1478-1913.1969.tb02639.x . Архивировано из оригинала 13 сентября 2010 года.
  9. ^ «Социальная заработная плата – средние альтернативы» . Проверено 4 мая 2015 г.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Парача, Надим Ф. (21 февраля 2013 г.). «Исламский социализм: история слева направо» . рассвет.com . Проверено 21 ноября 2020 г.
  11. ^ Беннигсен, Александр А. (15 сентября 1980 г.). Мусульманский национальный коммунизм в Советском Союзе: революционная стратегия для колониального мира . Издательство Чикагского университета . п. 76. ИСБН  978-0-226-04236-7 . Проверено 10 июля 2013 г. - через Google Книги .
  12. ^ Абрамян, Ерванд (1982). Иран между двумя революциями . Принстонские исследования Ближнего Востока. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета . п. 463. ИСБН  0691101345 – через Google Книги .
  13. ^ Рахнаме, Али (1998). Исламский утопист: политическая биография Али Шариати . Лондон: IB Tauris . п. 26. ISBN  9781860645525 – через Google Книги .
  14. ^ Джавадзаде, Абдолрахим (2007). Марксисты в мусульманах: иранская ирония (PDF) (доктор философии). Международный университет Флориды . Архивировано из оригинала (PDF) 19 июля 2011 года . Проверено 28 сентября 2022 г.
  15. ^ Рахнаме, Али (1998). Исламский утопист: политическая биография Али Шариати . Лондон: IB Tauris . п. 25. ISBN  9781860645525 – через Google Книги .
  16. ^ Рейсинежад, Араш (2018). Шах Ирана, иракские курды и ливанские шииты . Пэлгрейв Макмиллан . п. 8. АСИН   B07FBB6L8Y .
  17. ^ Мазиар, Бехруз (2000). У повстанцев есть причина: провал левых сил в Иране . ИБ Таурис . п. 72. ИСБН  1860646301 .
  18. ^ Забир, Сепер (2011). Иран после революции (RLE Иран А) . Рутледж . п. 140. ИСБН  978-0-415-61069-8 .
  19. ^ Испахани, Мирза Абол Хасан (1966). Кайд-и-Азам Джинна, каким я его знал . Форвард Публикаций Траст. п. 236.
  20. ^ Казими, Мухаммад Реза (2003). Лиакат Али Хан: его жизнь и творчество . Издательство Оксфордского университета . стр. 326–327.
  21. ^ Конн, Харви М. (1976). «Исламский социализм в Пакистане: обзор». Исламские исследования . 15 (2): 111–121. JSTOR   20846988 .
  22. ^ Шах, Акил (2014). Армия и демократия Военная политика в Пакистане . Издательство Гарвардского университета . п. 327.
  23. ^ Война в Афганистане . дои : 10.1007/978-1-349-20761-9 .
  24. ^ «Двухпартийный коммунизм Афганистана» . Academic.oup.com . Проверено 16 июня 2024 г.
  25. ^ «Ежегодник Организации Объединенных Наций 1970 год» . Управление общественной информации ООН. 31 декабря 1970 года . Проверено 31 октября 2020 г.
  26. ^ Мюллер, Мириам М. (2015). Призрак бродит по Аравии – Как немцы принесли свой марксизм в Йемен . Билефельд: Стенограмма. стр. 257 и далее. ISBN  978-3-8376-3225-5 . Архивировано из оригинала 30 мая 2016 года . Проверено 30 мая 2016 г. .
  27. ^ «32. Южный Йемен (1967–1990)» . uca.edu . Проверено 21 мая 2022 г.
  28. ^ Коэн, Сол Бернард (2003). Геополитика Мир-Системы . Роуман и Литтлфилд. п. 197. ИСБН  978-0-8476-9907-0 .
  29. ^ «Джимми Картер и Вторая йеменская война: меньший шок 1979 года? | Центр Вильсона» . www.wilsoncenter.org . Проверено 21 мая 2022 г.
  30. ^ Скотт, Джеймс К. (1985). Оружие слабых: бытовые формы крестьянского сопротивления . Издательство Йельского университета . п. 171. ИСБН  978-0-300-03641-1 .
  31. ^ Джавад, Рана (2009). Социальное обеспечение и религия на Ближнем Востоке: взгляд Ливана . Политическая пресса. п. 60. ИСБН  978-1-86134-953-8 .
  32. ^ Абдалла аль-Шейх, Девин Дж. Стюарт , «Закят», Оксфордская энциклопедия исламского мира .
  33. ^ Ариф, Мохамед (1991). Исламский добровольный сектор в Юго-Восточной Азии: Ислам и экономическое развитие Юго-Восточной Азии . Институт исследований Юго-Восточной Азии. п. 38. ISBN  981-3016-07-8 .
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Салих, Массачусетс Мохамед (2004). Де Ваал, Александр (ред.). Исламизм и его враги на Африканском Роге . Издательство Университета Индианы . стр. 148–149. ISBN  978-0-253-34403-8 .
  35. ^ Йонссон, Дэвид Дж. (май 2006 г.). Исламская экономика и последний джихад . Ксулон Пресс. ISBN  9781597819800 . Проверено 4 мая 2015 г.
  36. ^ Бенда-Бекманн, Франц фон (2007). Социальное обеспечение между прошлым и будущим: амбонские сети ухода и поддержки . ЛИТ Верлаг, Мюнстер. п. 167. ИСБН  978-3-8258-0718-4 . Цитата: Закят буквально означает «то, что очищает». Это форма жертвоприношения, которая очищает мирские блага от мирских, а иногда и нечистых средств их приобретения, и которая, по воле Бога, должна быть направлена ​​на благо общества.
  37. ^ TW Juynboll, Руководство по знанию магометанских законов согласно учению шафиитской школы, 3-е издание, Brill Academic, стр. 85–88
  38. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Виссер, Ганс; Виссер, Гершель (2009). Исламские финансы: принципы и практика . Издательство Эдварда Элгара. п. 29. ISBN  978-1-84542-525-8 .
  39. ^ Ариф, Мохамед (1991). Исламский добровольный сектор в Юго-Восточной Азии: Ислам и экономическое развитие Юго-Восточной Азии . Институт исследований Юго-Восточной Азии. п. 39. ИСБН  981-3016-07-8 .
  40. ^ «Закят (милостыня)» .
  41. ^ «Основы Ислама» . Архивировано из оригинала 4 января 2005 года . Проверено 13 июня 2014 г.
  42. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Маудуди, Абул Ала (1955). Экономическая проблема человека и ее исламское решение (PDF) . Лахор. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  43. ^ «Мусульмане жертвуют на благотворительность больше, чем другие, согласно опросу, проведенному в Великобритании» . nbcnews.com. 22 июля 2013 года . Проверено 29 июля 2013 г.
  44. ^ «Анализ: революция помощи на основе религии в мусульманском мире?» . irinnews.org. 1 июня 2012 года . Проверено 2 декабря 2012 г.
  45. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кроун, Патрисия (2005), Средневековая исламская политическая мысль , Издательство Эдинбургского университета , стр. 308–9, ISBN  0-7486-2194-6
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Хамид, Шади (август 2003 г.), «Исламская альтернатива? Равенство, перераспределительное правосудие и государство всеобщего благосостояния в халифате Умара», Renaissance: Monthly исламский журнал , 13 (8) (см. онлайн )
  47. ^ Кроун, Патриция (2005), Средневековая исламская политическая мысль , Издательство Эдинбургского университета , стр. 307, ISBN  0-7486-2194-6
  48. ^ Кроун, Патриция (2005), Средневековая исламская политическая мысль , Издательство Эдинбургского университета , стр. 308, ISBN  0-7486-2194-6
  49. ^ Кроун, Патриция (2005), Средневековая исламская политическая мысль , Издательство Эдинбургского университета , стр. 309, ISBN  0-7486-2194-6
  50. ^ Кроун, Патрисия (2005), Средневековая исламская политическая мысль , Издательство Эдинбургского университета , стр. 309–310 и 312, ISBN  0-7486-2194-6
  51. История базового дохода . Архивировано 21 июня 2008 г. в Wayback Machine , Basic Income Earth Network (BIEN) , получено 18 июня 2009 г.
  52. ^ Грейс Кларк: Пакистанский закят и ушр как система социального обеспечения
  53. ^ Эспозито, Джон Л. (7 октября 1999 г.). Исламская угроза: миф или реальность? . Политология. Издательство Оксфордского университета . стр. 77–78 .
  54. ^ Эспозито, Джон Л. (9 сентября 1993 г.). Исламская угроза: миф или реальность? . Политология. Издательство Оксфордского университета . стр. 80–82 . «Наш социализм одновременно арабский».
  55. ^ «Официальные лица США рассматривают конфликт в Чаде как серьезное испытание воли Каддафи» . Гейнсвилл Сан . Служба новостей Нью-Йорк Таймс. 19 августа 1983 года.
  56. ^ Вандевалле, Дирк Дж. (2006). История современной Ливии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN  0-521-85048-7 . Проверено 26 августа 2011 г. революционные комитеты.
  57. ^ Энгельс, Фридрих (1847). «Раздел 18». Принципы коммунизма - через Интернет-архив марксистов . Наконец, когда весь капитал, все производство, весь обмен будут собраны в руках нации, частная собственность исчезнет сама собой, деньги станут излишними, а производство настолько расширится, а человек так изменится, что общество сможет отказаться от всего, что осталось от старых экономических привычек.
  58. ^ аль-Каддафи, Муаммар (1976). Зеленая книга, Решение экономической проблемы: социализм . Ливия: Народный комитет – через Интернет-архив .
  59. ^ Гастиль, Раймонд Д. (1 января 1997 г.). Свобода в мире: Ежегодный обзор политических прав и гражданских свобод, 1997–1998 гг . Издатели транзакций . п. 453. ИСБН  9781560004035 – через Google Книги .
  60. ^ Черкес Этем [приписывается] (2014). Мои воспоминания (к 150-летию Черкесской трагедии) [ Мои воспоминания ] (на турецком языке). Стамбул: Наши книги. ISBN  9786055476465 .
  61. ^ « Черкес Этем защищается: Я взял на себя инициативу за Родину». Радикальный (на турецком языке). Стамбул. 9 ноября 2014 г.
  62. ^ Салихоглу, М. Латиф (21 сентября 2015 г.). «Официальное восстановление чести Этема Черкеса». Новая Азия (на турецком языке). Стамбул.
  63. ^ Угурлу, Нурер (2007). Черкесский Этем Силы Кувайи Сейяре [ Черкесский Этем Силы Кувайи Планета ] (на турецком языке). Официальные публикации. ISBN  9789757651574 .
  64. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шенер, Джемаль (2007). ( Черкесский Этемский инцидент на турецком языке). Золотые книги. ISBN  9789752108356 .
  65. ^ Веди, Захария. «Черкесский Этем» [Черкесский Этем]. Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 15 июля 2021 г.
  66. ^ Угурлу, Нурер (2007). Кувайи Сейяре [ Планета Кувайи ] (на турецком языке). Официальное издательство. п. 357. ИСБН  9789757651574 .
  67. ^ «Марксизм и ислам» . Архивировано из оригинала 5 мая 2015 года . Проверено 4 мая 2015 г.
  68. ^ Джеймс, Джордж (3 января 1995 г.). «Свергнутый диктатор Сомали Мохаммед Сиад Барре мертв» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 1 июля 2017 года .
  69. ^ Раз, Ронен (1996). «Интерпретации мысли Кавакиби, 1950-1980-е годы» . Ближневосточные исследования . 32 (1). Тейлор и Фрэнсис, ООО: 179–190. дои : 10.1080/00263209608701097 . ISSN   0026-3206 . JSTOR   4283781 . Проверено 1 июня 2023 г. Третьей темой, которая затрагивалась в литературе о Кавакиби, был социализм, особенно с начала 1960-х годов, когда арабский социализм стал поддерживаемой государством идеологией в Египте, Сирии и Ираке. Социальная критика Кавакиби и его призывы к социальной справедливости были интерпретированы большинством авторов как социалистические по своей природе, при этом Абд ар-Рахман Бурдж избегал анахронизма и отмечал, что Кавакиби имел в виду «то, что мы называем сегодня социализмом». Мухаммад Саад аль-Уриан пошел дальше в своем анализе, чтобы объяснить различия между арабским социализмом, пионером которого, предположительно, был Кавакиби, и коммунизмом. Это объяснение, распространенная практика среди арабских интеллектуалов того времени, фокусировалось на отношении к религии как основному дифференцирующему элементу двух идеологий.
  70. ^ Кахин, Джордж МакТ. (1993). «Памяти Мохаммада Нацира (1907-1993)» . Индонезия (56): 159–165. ISSN   0019-7289 .
  71. ^ Ашраф, Ахмад (5 апреля 2012 г.) [15 декабря 2007 г.]. «ИСЛАМ В ИРАНЕ xiii. ИСЛАМСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В ИРАНЕ ХХ ВЕКА» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника Фаск. 2. Том. XIV. Нью-Йорк: Издательство Персидской библиотеки. стр. 100-1 157–172 . Получено 12 сентября.
  72. ^ Исламская политика для будущего, Идеологическая программа Меджлиса Вахдат-э-Муслимин (Пакистан) , (2016), стр. 25
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dad6ad6599eddab3c9789d96c549d4bc__1718541780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/bc/dad6ad6599eddab3c9789d96c549d4bc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Islamic socialism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)