Мирсаид Султан-Галиев
Мирсаид Султан-Галиев | |
---|---|
Мирсаид Султан-Галиев Мирсает Солтангалиев | |
Рожденный | |
Умер | 28 января 1940 г. Москва , Советский Союз | (47 лет)
Национальность | татарский |
Занятие | Политик |
Политическая партия | Коммунистическая партия Советского Союза |
Движение | Антиимпериализм , Третий мир , Пантюркизм , Национал-коммунизм |
Султан Мирсаид Хайдаргалиевич - , romanized: Mirsäyet Xäydärğäli ulı SoltanğälievГалиев [1] произносится [ˌmirsæˈjet xæɪˌdærɣæˈli ulɯ sɔlˌtɑnɣæˈliəf] ; Русский : Мирсаид Хайдаргалиевич Султан-Галиев ; 13 июля 1892 — 28 января 1940), также известный как Мирза Султан-Галиев , был татарским революционером -большевиком , занявшим видное положение в Коммунистической партии России в начале 1920-х годов. Он был архитектором мусульманского « национального коммунизма ». Его взгляды рассматривались как прямая угроза политике Коминтерна ; в 1923 году он был ненадолго заключен в тюрьму и исключен из Коммунистической партии. В 1928 году его повторно арестовали и заключили в тюрьму на шесть лет. Затем он был снова арестован в 1937 году и казнен в 1940 году, в сталинский период.
Молодость семья и
Султан-Галиев, сын учителя, родился 13 июля 1892 года в селе Елембетьево Уфимской губернии , Башкирии тогда входившей в состав Российской империи . [2] У него было трудное и бедное детство. Его отец зарабатывал очень мало денег, работая школьным учителем, и этого было недостаточно, чтобы прокормить жену и 12 детей, и его часто переводили с места на место. Кроме того, между его родителями существовала значительная и продолжительная напряженность, поскольку они происходили из самых разных слоев татарского общества. Султан-Галиев позже писал: «Моя мать была дочерью князя – дворянки, а отец – простым «мишаром», и это нередко резало глаза моему отцу». [3]
Хотя его родители не могли позволить себе отправить его в частную школу, Султан-Галиев смог многому научиться у своего отца и в мактабе последнего , который следовал «новому методу» преподавания мактаба, основанному Исмаилом Гаспринским (1851–1851). 1914). С юных лет Султан-Галиев изучал русский язык и читал многие русские классики из библиотеки отца. В школе своего отца он учился с 8 до 15 лет, изучая татарский и арабский язык, историю, географию и математику, а также получил базовые знания Корана и шариата . Все это, особенно знание русского языка, во многом помогло ему поступить в 1907 году в Казанское педагогическое училище (см. Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет ). [4]
Заядлый читатель русской литературы произведения Толстого и Пушкина , он переводил на татарский язык . В 1913 году он женился на Раузе Чанышевой, ставшей ведущей фигурой женского движения. Они расстались из-за личных проблем в 1918 году.
Политическая деятельность [ править ]
Султан-Галиев впервые обратился к революционным идеям во время неудавшейся революции 1905 года . После поражения революции он переехал в Баку , где попал в поле зрения Наримана Нариманова . К революционным идеям он увлекся еще во время учебы на преподавателя в Татарском педагогическом училище в Казани . [5] В это время он также получил свои первые уроки социализма. Будущий большевик А. Насыбуллин и будущие басмачи (см. Басмаческий бунт ) А. Ишмурзин дарили ему книги по теории социализма и беседовали с ним о книгах. [6]
Окончив в 1911 году педагогическое училище, Султан-Галиев начал свою карьеру «полуголодным сельским школьным учителем и библиотекарем». В 1912 году он также начал публиковать статьи в различных газетах на русском и татарском языках , первоначально под разными псевдонимами, такими как «Сухой», «Сын народа», «Учитель-татарин». ]," "Карамас-калинец", а затем с 1914 года под своим именем. В этот же период он также "тайно распространял антиправительственные прокламации в мусульманских деревнях Уфимской губернии и выступал против установления русских или христианизированных татар учителя мусульманских школ. [7]
Первая мировая война и большевики [ править ]
Как и для большинства людей его поколения, Первая мировая война сыграла большую роль в его личной трансформации. С началом войны Султан-Галиев и его жена Рауза Чанышева переехали в Баку , где Султан-Галиев начал писать для различных газет. Похоже, он впитал в разнообразное население города, состоящее из азербайджанцев, армян, грузин, русских, татар и иранцев, глубокое и растущее недовольство царским самодержавием , его сопротивлением реформам и подходами к военным действиям. Политический климат в Баку в сочетании с восстанием мусульман против призыва в армию в Средней Азии в 1916 году заставили его порвать с реформаторским джадидизмом его юности и двигаться к революционному социализму. [6]
В мае 1917 года Султан-Галиев участвовал во Всероссийской мусульманской конференции в Москве и был избран в созданный ею Всероссийский мусульманский совет. В июле того же года он поехал в Казань , где встретил Мулланура Вахитова , вместе с которым помог создать Мусульманский социалистический комитет с программой, близкой к программе большевиков. В ноябре 1917 вступил в большевистскую фракцию Российской социал-демократической рабочей партии . После создания Наркомната в июне 1917 года Султан-Галиеву было предложено возглавить мусульманский отдел. В январе 1918 года был создан Центральный комиссариат по делам мусульман во Внутренней России и Сибири ( Муском ) под председательством Вахитова, а Султан-Галиев был представителем Российской коммунистической партии. Он был назначен председателем Центральной мусульманской военной коллегии, когда она была создана в июне 1918 года. Он писал для журнала « Жизнь национальностей». Мустафа Суфи исполнял обязанности его секретаря. [8] В Мускоме Султан-Галиев также познакомился с Исмаилом Фирдевсом , крымскотатарским революционером, ставшим одним из его ближайших идейных последователей и общественных сторонников. [9]
В декабре 1917 года в ответ на обвинения некоторых татар в том, что он предает свой народ большевикам, Султан-Галиев написал откровенное объяснение своего решения присоединиться к большевикам:
Теперь я перехожу к своему сотрудничеству с большевиками. Скажу следующее: я с ними общаюсь не из подхалима. Любовь к своему народу, заложенная во мне, влечет меня к нему. Я иду к ним не с целью предать наш народ, не для того, чтобы испить его кровь. Нет! Нет! Я иду туда, потому что всей душой верю в правоту дела большевиков. Я знаю это; это мое убеждение. Так что ничто не удалит это из моей души. Я понимаю, что лишь часть большевиков смогла осуществить то, что было обещано в начале революции. [Но] только они остановили войну. Только они стремятся передать судьбы национальностей в свои руки. Только они раскрыли, кто начал мировую войну. Что меня к ним не приводит? Они также объявили войну английскому империализму, угнетающему Индию, Египет, Афганистан, Персию и Аравию. Именно они подняли оружие против французского империализма, порабощающего Марокко, Алжир и другие арабские государства Африки. Как я мог не пойти к ним? Видите ли, они провозгласили слова, которые никогда не были произнесены от сотворения мира в истории Российского государства. Обратившись ко всем мусульманам России и Востока, они объявили, что Стамбул должен оказаться в руках мусульман. Они сделали это в то время, как английские войска, захватив Иерусалим, обратились к евреям со словами: «Собирайтесь скорее в Палестине, мы создадим для вас европейское государство». [10]
Революция [ править ]
В годы Гражданской войны активно участвовал в организации обороны Казани от белых в августе 1918 года и ликвидации оппозиции после ее изгнания. Он также способствовал тому, что башкирский народ во главе с Зеки Велиди Тоганом перешел на сторону большевиков, что ослабило военный потенциал армии Колчака . Его знание национальных движений на Востоке завоевало ему доверие Сталина и других высокопоставленных партийных и правительственных деятелей. Многие задачи Султан-Галиев выполнял по личному указанию Сталина. В апреле 1919 года его снова срочно отправили на Восточный фронт чтобы помочь укрепить боевой дух 21-й татарской дивизии у Малмыжа после того, как весеннее наступление Колчака вынудило Красную Армию отдать Ижевск белым , . В июне 1919 года он был направлен в Казань по просьбе местной большевистской администрации для помощи в решении национального вопроса среди татар, но вскоре был отозван Лениным в Москву для работы над национальным вопросом в Наркомнаце до 1922 года. [11]
Теория [ править ]
Султан-Галиев был сторонником того, что сегодня рассматривается как часть экономической и политической школы, вращающейся вокруг теории зависимости . Его мнение о том, что пролетариат империалистического ядра вместе с его буржуазией будет продолжать угнетать «трудящихся Востока» после того, как социалистическая революция в ядре будет осуществлена, можно увидеть в его речи на девятой конференции Татарский обком партии:
В случае успеха революции в Англии пролетариат продолжит угнетать колонии и проводить политику существующего буржуазного правительства; ибо оно заинтересовано в эксплуатации этих колоний. Чтобы предотвратить угнетение тружеников Востока, мы должны объединить мусульманские массы в коммунистическое движение, которое будет нашим собственным и автономным.
- Мирсаид Султан-Галиев, 1923 г. [12]
Приведенная выше «цитата» представляет собой отрывок из речи, приписываемой Султан-Галиеву. Это было озвучено на конференции, в которой не участвовал сам Султан-Галиев (уже исключенный из партии).
Султан-Галиев далее считал, что внутри империи те регионы, которые были завоеваны или колонизированы, должны иметь приоритет или работать вместе во время революции, а не просто революция, ограниченная основными странами . Причина этого заключалась в том, что если бы революция произошла изолированно, империалистическая страна могла бы легко использовать ресурсы своих колоний для победы над любым революционным движением. Однако, если такое движение координируется с движениями в колониях или завоеванных провинциях, шансы на успех революции увеличиваются, поскольку возможности защищающейся стороны эксплуатировать и использовать ресурсы своих колониальных владений значительно ослабляются, если не побежден полностью. Султан-Галиев привел примеры провала Спартаковского восстания и Венгерской Советской Республики .
Галиев распространил свою критику колониализма и государств, которые использовали колониализм, на Америку, где он осудил действия Америки против коренных народов Америки .
Если бы можно было вычислить степень эксплуатации Востока западным капиталом и в связи с этим его косвенное участие в возникновении власти европейской и американской буржуазии, которая его эксплуатировала и продолжает эксплуатировать, то мы бы видите, что львиная доля материальных и духовных богатств «белых» украдена с Востока и построена за счет крови и пота сотен миллионов трудящихся масс «туземцев» всех цветов и рас.Необходимо было, чтобы десятки миллионов аборигенов Америки и Африки погибли, а богатая культура инков была полностью стерта с лица земли, чтобы современная «свободолюбивая» Америка с ее «космополитической культурой» «прогресса и технологий». Гордые небоскребы Чикаго, Нью-Йорка и других городов построены на костях «краснокожих» и негров, замученных бесчеловечными плантаторами, и на дымящихся руинах разрушенных городов инков.
— Мирсаид Султан-Галиев, [13]
Султан-Галиев далее утверждал, что к началу ХХ века мир разделился на два лагеря: империалистическую и эксплуататорскую половину мира и эксплуатируемую половину. Султан-Галиев часто называл членов империалистического мира «митрополитами». Галиев утверждал, что финансовая культура митрополитов имела два основных свойства. Во-первых, методы производства и распределения товаров первой необходимости находились в руках митрополита. Например, Султан-Галиев подчеркнул, что большая часть промышленности, ее методы обращения (например, банки) и способы связи (например, телеграммы) были монополизированы митрополитами, так что этими основными товарами и услугами пользовалось исключительно население. стран-метрополий. Примечательно, что Галиев не возложил вину за это на культуру метрополий, а вместо этого возложил вину на динамичную ситуацию, меняющуюся власть государства. Второе свойство было обнаружено в эффективности производства и распределения и в том, как она была максимизирована с помощью паразитизма и реакционных взглядов. Султан-Галиев утверждал, что основа этого не закончилась монополистическим капитализмом и империализмом, но его корни также не были в культурах или расах метрополий. Султан-Галиев пояснил, что процесс обращения к помощи монопольного капитала состоит из следующих элементов. Во-первых, основным элементом столичной экономики является доступ экономики к дешевому сырью. Галиев упомянул уровень эксплуатации и то, как ее удалось сохранить, предотвращая рост националистических и антиколониалистических настроений в колониях путем жесткого подавления любого такого движения. Во-вторых, Галиев утверждал, что между отдельными национальными группами идет бесконечная конкурентная война за колониальные владения и поместья. Иными словами, с одной стороны, происходит продолжающийся рост социальных конфликтов между метрополитенами и их колониями, а с другой стороны, здесь скрываются и истоки национальных различий между разными штаммами руководителей метрополий.
Второй элемент заключался в обеспечении дешевой продажи и производства промышленных товаров. Султан-Галиев указал на развитие технологии производства, которое происходило за счет эксплуатации промышленных рабочих стран-метрополий и аналогичную практику в колониях. По мнению Галиева, отношения между митрополитом и колониями двусторонние. Во-первых, в виде сырья и рабочей силы. Во-вторых, с точки зрения эксплуатации на рынках. Султан-Галиев утверждал, что эта эксплуатация осуществлялась не только посредством рабства или военной мощи. С этим вопросом связано усиление колониальной политики, направленной на сохранение промышленных товаров в качестве постоянных рынков сбыта. Этот последний элемент процесса развития столичных материальных культур, считал Султан-Галиев, был особенно важен для отношений между колониями и метрополией, поскольку именно этот элемент составлял основную динамику метрополитенов и главную причину всех происходящих социальных отклонений. в процессе развития современного человечества.
Султан-Галиев приказал этим отклонениям, рассматривая, во-первых, эксплуатацию ресурсов, особенно в колониях, с точки зрения общих интересов человечества. А во-вторых, круговорот глобального производства и иррациональный порядок этого общего круговорота, приводящий к потере или уничтожению значительного количества человеческой энергии. Галиев привел пример производства и экспорта кожи или хлопка из Тибета или Индии в Британскую империю , которые затем использовались для изготовления обуви или рубашек, а затем отправлялись обратно в исходную страну. Однако противоположный метод применяется при производстве необходимых потребительских товаров, таких как транспортные средства или машины. Тем самым Султан-Галиев утверждал, что более морально было бы превратить сырье в необходимые потребительские товары в стране его происхождения.
Султан-Галиев особо обратил внимание на гонку вооружений между колониальными державами и написал, что такая гонка ведется не только против колоний, но и против других стран-метрополий. Султан-Галиев отметил, что человеческая энергия тратилась массово и неэффективно для того, чтобы поддерживать статус-кво и существующие структуры производства (упомянутые выше отклонения) в упорядоченном виде. Препятствование естественному развитию производительных сил колониальных владений (составлявших значительную часть мирового населения) на этих основаниях создавало неравенство между населением стран-метрополий и населением колоний. Султан-Галиев доказывал важность последствий империалистической войны и ее последствий в виде последующих «революционных землетрясений» (Султан-Галиев описывает волну революций, произошедших после Первой мировой войны) и их последствий в политике митрополита. нации. Султан-Галиев считал, что такая диспозиция повлекла за собой два важных последствия. Во-первых, из-за этих противоречий разрушается сам собой существующий культурный материал народа митрополита, то есть отделение нации от частной собственности. Во-вторых, с этим связано развитие условий, обеспечивающих возможность освобождения колонизированных народов. Таким образом, конфликт между митрополитами улучшает положение антиколониальных движений.
Султан-Галиев также верил в то, что он называл «энергетическим материализмом», как средство обеспечения социалистической революции в колонизированных и эксплуатируемых странах посредством формирования «Колониального Интернационала». Идеи энергичного материализма сравнивают с движением «Вперёд» в большевистской партии. [14]
Разногласия с большевиками [ править ]
Султан-Галиев хотел дать марксизму аргумент, что Российская империя угнетала мусульманское общество, за исключением нескольких крупных землевладельцев и буржуазии. Несмотря на эту попытку синтеза, большевики считали его чрезмерно терпимым к национализму и религии. [15] а в 1923 году его обвинили в националистических , панисламских и пантюркских уклонах, арестовали и исключили из партии.
Его освободили, но со смертью Ленина в 1924 году он потерял своего единственного защитника и остался политическим изгоем, за которым постоянно следила государственная безопасность. В эти годы он путешествовал по делам Охотничьего союза и время от времени писал обзоры и переводы. Его сопровождала вторая жена Фатима Ерзина, на которой он женился в 1918 году, и двое детей.
В 1928 году он был арестован вторично и приговорен к расстрелу в июле 1930 года. Однако в январе 1931 года его приговор был заменен десятью годами каторжных работ за национализм и антисоветскую деятельность. В 1934 году его освободили и разрешили жить в Саратовской области . В начале 1937 г. его снова арестовали и заставили дать признательные показания; он был признан виновным в том, что являлся «организатором и фактическим руководителем антисоветской националистической группы», который вел «активную борьбу против Советской власти» и партии «на основе пантюркизма и панисламизма, с целью отторжение от Советской России тюрко-татарских областей и создание в них буржуазно-демократического Туранского государства». В декабре 1939 года ему был вынесен смертный приговор, который был приведен в исполнение 28 января 1940 года в Москве. [16]
Ссылки [ править ]
- ^ «Татарская таблица соответствия кириллицы-римлянины (Соглашение BGN/PCGN 2007 г.)» (PDF) . Национальное агентство геопространственной разведки . Проверено 4 февраля 2022 г.
- ↑ В очень длинном автобиографическом письме, написанном вскоре после ареста (около 23 мая 1923 года), Султан-Галиев писал: «Я родился в Башкирии, в башкирском селе Шипаево (по-русски оно называется, кажется, Белембеево, Стерлитамакский кантон)». Мирсаид Султан-Галиев: статьи, выступления, документы , сост. Гиззатуллина И.Г., Шарафутдинова Д.Р. (Казань:Татарское книжное изд-во, 1992), с. 386.
- ^ Р. Г. Ланда, «Мирсаид Султан-Галиев», Вопросы истории КПСС 1999 (8): 56. Мишарские (мишарские) татары — этническая подгруппа волжских татар, говорящая на западном диалекте татарского языка , происходящая из Мордовии и живущий в Башкирии со времен позднего средневековья; подробнее см. «Татары» и прокрутите вниз до «Мишарские татары».
- ↑ Ландер, «Мирсаид Султан-Галиев», стр. 55-56.
- ^ I.R. Tagirov (ed.), Neizvestnyi Sultan-Galiev: Rassekrechennye dokumenty i materialy (Kazan': Tatarskoe knyzhnoe izdatel'stvo, 2002), p. 11.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ландер, «Мерцид Султан-Галиев», с. 58.
- ↑ Ландер, «Мерцид Султан-Галиев», с. 57.
- ↑ Левое крыло Коммунистической партии Турции , автор Enternasyonalist Komunist Sol, октябрь 2008 г.
- ^ Seitbekirov, Eldar (3 August 2015). "Влияние революции 1905 года на национально-освободительное движение крымских татар" [Influence of the Revolution of 1905 on the Crimean Tatar national liberation movement]. New Voice of Crimea (in Russian) . Retrieved 23 February 2023 .
- ^ И.Г. Гиззатуллин, Д.Р. Шарафутдинов (составители), Мирсаид Султан-Галиев. Статья, выступления, документы (Казань: Татарское книжное издательство, 1992), с. 52. Письмо Султан-Галиева было опубликовано 19 декабря 1917 года в газете «Кояш» , той самой газете, которая опубликовала атаку на симпатии Султан-Галиева двумя днями ранее, что является явным признаком открытости политических дебатов в Казани в то время.
- ↑ Мирсаид Султан-Галиев: Его характер и судьба, Ш. Ф. Мухамедьяров и Б.Ф. Султанбеков, Исследование Центральной Азии, Vol. 9, № 2, стр. 109-117, 1990 Общество исследований Центральной Азии.
- ^ Cited by Z.I. Gimranov at the Ninth Conference of the Tatar Obkom in the Стенографический отчет IX областной конференции Татарской организации РКП(б) (Kazan, 1930), in: A.A. Bennigsen & S.E. Wimbush, Muslim National Communism in the Soviet Union . Chicago & London: The University of Chicago Press. p. 231
- ^ «Две статьи Мирсаида Султан-Галиева, 1919 год. | Anti-Imperialism.org» . сайт антиимпериализм . Архивировано из оригинала 29 июня 2020 года . Проверено 15 января 2022 г.
- ^ Шенальп, Орсан. «Энергетический материализм: связь Богданова Султана Галиева с конференцией по историческому материализму в Лондоне» .
- ^ Сталин, биография Роберта Сервиса, стр. 154.
- ^ И.Р. Тагиров (ред.), Неизвестный Султан-Галиев: Рассекреченные документы и материалы (Казань: Татарское книжное издательство, 2002), док. 112, с. 384. Документ 110 является фактическим приговором, в котором Султан-Галиев признан виновным в том, что он был «организатором и фактическим руководителем антисоветской националистической группы», ведшим «активную борьбу против Советской власти» и партии «на основании пантюркизма и панисламизма с целью отторжения от Советской России тюрко-татарских областей и создания в них буржуазно-демократического Туранского государства» (с. 382-383).
Дальнейшее чтение [ править ]
- МакКоли, Мартин. Кто есть кто в России с 1900 года (1997) стр. 90.
- Шеналп, Орсан и Хайрдин, Асим (2019) Программа мировой революции с Востока и призрак Колониального Интернационала: перевод книги Султана Галиева «Некоторые наши соображения об основах социально-политического, экономического и культурного развития» тюркских народов Азии и Европы» и другие исторические документы, Противоречия Журнал критической мысли , Том 2, № 2 [1]
- Какынч, Халит, Wizart Publications (2017). «Красный Туран: Султангалиев»
- Беннигсен, Александр, Файард (1986). «Султан Галиев, отец Третьей мировой революции (Неизвестные истории)»
Внешние ссылки [ править ]
- Социальная революция и Восток автора Султан Галиев
- Матье Рено, Идея мусульманского национального коммунизма: о Мирсаиде Султан-Галиеве , журнал Viewpoint, 23 марта 2015 г.
- Султан Галиев – забытый предшественник
- Дело Султана-Галиева Марксистско-ленинского исследовательского бюро, отчет № 3, 1995 г.
- Размышления об основах социально-политического, экономического и культурного развития тюркских народов Азии и Европы Султана Галиева
- 1892 рождения
- 1940 смертей
- Переводчики 20-го века
- большевики
- Казненные политики
- Жертвы Великой чистки из России
- Члены Коммунистической партии Советского Союза казнены Советским Союзом
- мусульманские социалисты
- Национал-коммунизм в Советском Союзе
- Советские диссиденты
- Советские марксисты
- Советские мусульмане
- Советские политики
- Советские реабилитации
- Татары казнены Советским Союзом
- Татарский народ России
- татарские революционеры
- татарские писатели
- Переводчики с русского
- Переводчики татарского языка
- Выпускники Коммунистического университета трудящихся Востока