Jump to content

Мирсаид Султан-Галиев

Мирсаид Султан-Галиев
Мирсаид Султан-Галиев
Мирсает Солтангалиев
Портрет Султана-Галиева
Рожденный ( 1892-07-13 ) 13 июля 1892 г.
Умер 28 января 1940 г. ( 1940-01-28 ) (47 лет)
Москва , Советский Союз
Национальность татарский
Занятие Политик
Политическая партия Коммунистическая партия Советского Союза
Движение Антиимпериализм , Третий мир , Пантюркизм , Национал-коммунизм

Султан Мирсаид Хайдаргалиевич - , romanized: Mirsäyet Xäydärğäli ulı SoltanğälievГалиев [1] произносится [ˌmirsæˈjet xæɪˌdærɣæˈli ulɯ sɔlˌtɑnɣæˈliəf] ; Русский : Мирсаид Хайдаргалиевич Султан-Галиев ; 13 июля 1892 — 28 января 1940), также известный как Мирза Султан-Галиев , был татарским революционером -большевиком , занявшим видное положение в Коммунистической партии России в начале 1920-х годов. Он был архитектором мусульманского « национального коммунизма ». Его взгляды рассматривались как прямая угроза политике Коминтерна ; в 1923 году он был ненадолго заключен в тюрьму и исключен из Коммунистической партии. В 1928 году его повторно арестовали и заключили в тюрьму на шесть лет. Затем он был снова арестован в 1937 году и казнен в 1940 году, в сталинский период.

Молодость семья и

Султан-Галиев, сын учителя, родился 13 июля 1892 года в селе Елембетьево Уфимской губернии , Башкирии тогда входившей в состав Российской империи . [2] У него было трудное и бедное детство. Его отец зарабатывал очень мало денег, работая школьным учителем, и этого было недостаточно, чтобы прокормить жену и 12 детей, и его часто переводили с места на место. Кроме того, между его родителями существовала значительная и продолжительная напряженность, поскольку они происходили из самых разных слоев татарского общества. Султан-Галиев позже писал: «Моя мать была дочерью князя – дворянки, а отец – простым «мишаром», и это нередко резало глаза моему отцу». [3]

Хотя его родители не могли позволить себе отправить его в частную школу, Султан-Галиев смог многому научиться у своего отца и в мактабе последнего , который следовал «новому методу» преподавания мактаба, основанному Исмаилом Гаспринским (1851–1851). 1914). С юных лет Султан-Галиев изучал русский язык и читал многие русские классики из библиотеки отца. В школе своего отца он учился с 8 до 15 лет, изучая татарский и арабский язык, историю, географию и математику, а также получил базовые знания Корана и шариата . Все это, особенно знание русского языка, во многом помогло ему поступить в 1907 году в Казанское педагогическое училище (см. Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет ). [4]

Заядлый читатель русской литературы произведения Толстого и Пушкина , он переводил на татарский язык . В 1913 году он женился на Раузе Чанышевой, ставшей ведущей фигурой женского движения. Они расстались из-за личных проблем в 1918 году.

Политическая деятельность [ править ]

Султан-Галиев впервые обратился к революционным идеям во время неудавшейся революции 1905 года . После поражения революции он переехал в Баку , где попал в поле зрения Наримана Нариманова . К революционным идеям он увлекся еще во время учебы на преподавателя в Татарском педагогическом училище в Казани . [5] В это время он также получил свои первые уроки социализма. Будущий большевик А. Насыбуллин и будущие басмачи (см. Басмаческий бунт ) А. Ишмурзин дарили ему книги по теории социализма и беседовали с ним о книгах. [6]

Окончив в 1911 году педагогическое училище, Султан-Галиев начал свою карьеру «полуголодным сельским школьным учителем и библиотекарем». В 1912 году он также начал публиковать статьи в различных газетах на русском и татарском языках , первоначально под разными псевдонимами, такими как «Сухой», «Сын народа», «Учитель-татарин». ]," "Карамас-калинец", а затем с 1914 года под своим именем. В этот же период он также "тайно распространял антиправительственные прокламации в мусульманских деревнях Уфимской губернии и выступал против установления русских или христианизированных татар учителя мусульманских школ. [7]

Первая мировая война и большевики [ править ]

Как и для большинства людей его поколения, Первая мировая война сыграла большую роль в его личной трансформации. С началом войны Султан-Галиев и его жена Рауза Чанышева переехали в Баку , где Султан-Галиев начал писать для различных газет. Похоже, он впитал в разнообразное население города, состоящее из азербайджанцев, армян, грузин, русских, татар и иранцев, глубокое и растущее недовольство царским самодержавием , его сопротивлением реформам и подходами к военным действиям. Политический климат в Баку в сочетании с восстанием мусульман против призыва в армию в Средней Азии в 1916 году заставили его порвать с реформаторским джадидизмом его юности и двигаться к революционному социализму. [6]

В мае 1917 года Султан-Галиев участвовал во Всероссийской мусульманской конференции в Москве и был избран в созданный ею Всероссийский мусульманский совет. В июле того же года он поехал в Казань , где встретил Мулланура Вахитова , вместе с которым помог создать Мусульманский социалистический комитет с программой, близкой к программе большевиков. В ноябре 1917 вступил в большевистскую фракцию Российской социал-демократической рабочей партии . После создания Наркомната в июне 1917 года Султан-Галиеву было предложено возглавить мусульманский отдел. В январе 1918 года был создан Центральный комиссариат по делам мусульман во Внутренней России и Сибири ( Муском ) под председательством Вахитова, а Султан-Галиев был представителем Российской коммунистической партии. Он был назначен председателем Центральной мусульманской военной коллегии, когда она была создана в июне 1918 года. Он писал для журнала « Жизнь национальностей». Мустафа Суфи исполнял обязанности его секретаря. [8] В Мускоме Султан-Галиев также познакомился с Исмаилом Фирдевсом , крымскотатарским революционером, ставшим одним из его ближайших идейных последователей и общественных сторонников. [9]

В декабре 1917 года в ответ на обвинения некоторых татар в том, что он предает свой народ большевикам, Султан-Галиев написал откровенное объяснение своего решения присоединиться к большевикам:

Теперь я перехожу к своему сотрудничеству с большевиками. Скажу следующее: я с ними общаюсь не из подхалима. Любовь к своему народу, заложенная во мне, влечет меня к нему. Я иду к ним не с целью предать наш народ, не для того, чтобы испить его кровь. Нет! Нет! Я иду туда, потому что всей душой верю в правоту дела большевиков. Я знаю это; это мое убеждение. Так что ничто не удалит это из моей души. Я понимаю, что лишь часть большевиков смогла осуществить то, что было обещано в начале революции. [Но] только они остановили войну. Только они стремятся передать судьбы национальностей в свои руки. Только они раскрыли, кто начал мировую войну. Что меня к ним не приводит? Они также объявили войну английскому империализму, угнетающему Индию, Египет, Афганистан, Персию и Аравию. Именно они подняли оружие против французского империализма, порабощающего Марокко, Алжир и другие арабские государства Африки. Как я мог не пойти к ним? Видите ли, они провозгласили слова, которые никогда не были произнесены от сотворения мира в истории Российского государства. Обратившись ко всем мусульманам России и Востока, они объявили, что Стамбул должен оказаться в руках мусульман. Они сделали это в то время, как английские войска, захватив Иерусалим, обратились к евреям со словами: «Собирайтесь скорее в Палестине, мы создадим для вас европейское государство». [10]

Революция [ править ]

Фотография вместе со второй женой Фатимой Эрзиной в 1919 году.

В годы Гражданской войны активно участвовал в организации обороны Казани от белых в августе 1918 года и ликвидации оппозиции после ее изгнания. Он также способствовал тому, что башкирский народ во главе с Зеки Велиди Тоганом перешел на сторону большевиков, что ослабило военный потенциал армии Колчака . Его знание национальных движений на Востоке завоевало ему доверие Сталина и других высокопоставленных партийных и правительственных деятелей. Многие задачи Султан-Галиев выполнял по личному указанию Сталина. В апреле 1919 года его снова срочно отправили на Восточный фронт чтобы помочь укрепить боевой дух 21-й татарской дивизии у Малмыжа после того, как весеннее наступление Колчака вынудило Красную Армию отдать Ижевск белым , . В июне 1919 года он был направлен в Казань по просьбе местной большевистской администрации для помощи в решении национального вопроса среди татар, но вскоре был отозван Лениным в Москву для работы над национальным вопросом в Наркомнаце до 1922 года. [11]

Теория [ править ]

Султан-Галиев был сторонником того, что сегодня рассматривается как часть экономической и политической школы, вращающейся вокруг теории зависимости . Его мнение о том, что пролетариат империалистического ядра вместе с его буржуазией будет продолжать угнетать «трудящихся Востока» после того, как социалистическая революция в ядре будет осуществлена, можно увидеть в его речи на девятой конференции Татарский обком партии:

В случае успеха революции в Англии пролетариат продолжит угнетать колонии и проводить политику существующего буржуазного правительства; ибо оно заинтересовано в эксплуатации этих колоний. Чтобы предотвратить угнетение тружеников Востока, мы должны объединить мусульманские массы в коммунистическое движение, которое будет нашим собственным и автономным.

- Мирсаид Султан-Галиев, 1923 г. [12]

Приведенная выше «цитата» представляет собой отрывок из речи, приписываемой Султан-Галиеву. Это было озвучено на конференции, в которой не участвовал сам Султан-Галиев (уже исключенный из партии).

Султан-Галиев далее считал, что внутри империи те регионы, которые были завоеваны или колонизированы, должны иметь приоритет или работать вместе во время революции, а не просто революция, ограниченная основными странами . Причина этого заключалась в том, что если бы революция произошла изолированно, империалистическая страна могла бы легко использовать ресурсы своих колоний для победы над любым революционным движением. Однако, если такое движение координируется с движениями в колониях или завоеванных провинциях, шансы на успех революции увеличиваются, поскольку возможности защищающейся стороны эксплуатировать и использовать ресурсы своих колониальных владений значительно ослабляются, если не побежден полностью. Султан-Галиев привел примеры провала Спартаковского восстания и Венгерской Советской Республики .

Галиев распространил свою критику колониализма и государств, которые использовали колониализм, на Америку, где он осудил действия Америки против коренных народов Америки .

Если бы можно было вычислить степень эксплуатации Востока западным капиталом и в связи с этим его косвенное участие в возникновении власти европейской и американской буржуазии, которая его эксплуатировала и продолжает эксплуатировать, то мы бы видите, что львиная доля материальных и духовных богатств «белых» украдена с Востока и построена за счет крови и пота сотен миллионов трудящихся масс «туземцев» всех цветов и рас.Необходимо было, чтобы десятки миллионов аборигенов Америки и Африки погибли, а богатая культура инков была полностью стерта с лица земли, чтобы современная «свободолюбивая» Америка с ее «космополитической культурой» «прогресса и технологий». Гордые небоскребы Чикаго, Нью-Йорка и других городов построены на костях «краснокожих» и негров, замученных бесчеловечными плантаторами, и на дымящихся руинах разрушенных городов инков.

Мирсаид Султан-Галиев, [13]

Султан-Галиев далее утверждал, что к началу ХХ века мир разделился на два лагеря: империалистическую и эксплуататорскую половину мира и эксплуатируемую половину. Султан-Галиев часто называл членов империалистического мира «митрополитами». Галиев утверждал, что финансовая культура митрополитов имела два основных свойства. Во-первых, методы производства и распределения товаров первой необходимости находились в руках митрополита. Например, Султан-Галиев подчеркнул, что большая часть промышленности, ее методы обращения (например, банки) и способы связи (например, телеграммы) были монополизированы митрополитами, так что этими основными товарами и услугами пользовалось исключительно население. стран-метрополий. Примечательно, что Галиев не возложил вину за это на культуру метрополий, а вместо этого возложил вину на динамичную ситуацию, меняющуюся власть государства. Второе свойство было обнаружено в эффективности производства и распределения и в том, как она была максимизирована с помощью паразитизма и реакционных взглядов. Султан-Галиев утверждал, что основа этого не закончилась монополистическим капитализмом и империализмом, но его корни также не были в культурах или расах метрополий. Султан-Галиев пояснил, что процесс обращения к помощи монопольного капитала состоит из следующих элементов. Во-первых, основным элементом столичной экономики является доступ экономики к дешевому сырью. Галиев упомянул уровень эксплуатации и то, как ее удалось сохранить, предотвращая рост националистических и антиколониалистических настроений в колониях путем жесткого подавления любого такого движения. Во-вторых, Галиев утверждал, что между отдельными национальными группами идет бесконечная конкурентная война за колониальные владения и поместья. Иными словами, с одной стороны, происходит продолжающийся рост социальных конфликтов между метрополитенами и их колониями, а с другой стороны, здесь скрываются и истоки национальных различий между разными штаммами руководителей метрополий.

Второй элемент заключался в обеспечении дешевой продажи и производства промышленных товаров. Султан-Галиев указал на развитие технологии производства, которое происходило за счет эксплуатации промышленных рабочих стран-метрополий и аналогичную практику в колониях. По мнению Галиева, отношения между митрополитом и колониями двусторонние. Во-первых, в виде сырья и рабочей силы. Во-вторых, с точки зрения эксплуатации на рынках. Султан-Галиев утверждал, что эта эксплуатация осуществлялась не только посредством рабства или военной мощи. С этим вопросом связано усиление колониальной политики, направленной на сохранение промышленных товаров в качестве постоянных рынков сбыта. Этот последний элемент процесса развития столичных материальных культур, считал Султан-Галиев, был особенно важен для отношений между колониями и метрополией, поскольку именно этот элемент составлял основную динамику метрополитенов и главную причину всех происходящих социальных отклонений. в процессе развития современного человечества.

Султан-Галиев приказал этим отклонениям, рассматривая, во-первых, эксплуатацию ресурсов, особенно в колониях, с точки зрения общих интересов человечества. А во-вторых, круговорот глобального производства и иррациональный порядок этого общего круговорота, приводящий к потере или уничтожению значительного количества человеческой энергии. Галиев привел пример производства и экспорта кожи или хлопка из Тибета или Индии в Британскую империю , которые затем использовались для изготовления обуви или рубашек, а затем отправлялись обратно в исходную страну. Однако противоположный метод применяется при производстве необходимых потребительских товаров, таких как транспортные средства или машины. Тем самым Султан-Галиев утверждал, что более морально было бы превратить сырье в необходимые потребительские товары в стране его происхождения.

Султан-Галиев особо обратил внимание на гонку вооружений между колониальными державами и написал, что такая гонка ведется не только против колоний, но и против других стран-метрополий. Султан-Галиев отметил, что человеческая энергия тратилась массово и неэффективно для того, чтобы поддерживать статус-кво и существующие структуры производства (упомянутые выше отклонения) в упорядоченном виде. Препятствование естественному развитию производительных сил колониальных владений (составлявших значительную часть мирового населения) на этих основаниях создавало неравенство между населением стран-метрополий и населением колоний. Султан-Галиев доказывал важность последствий империалистической войны и ее последствий в виде последующих «революционных землетрясений» (Султан-Галиев описывает волну революций, произошедших после Первой мировой войны) и их последствий в политике митрополита. нации. Султан-Галиев считал, что такая диспозиция повлекла за собой два важных последствия. Во-первых, из-за этих противоречий разрушается сам собой существующий культурный материал народа митрополита, то есть отделение нации от частной собственности. Во-вторых, с этим связано развитие условий, обеспечивающих возможность освобождения колонизированных народов. Таким образом, конфликт между митрополитами улучшает положение антиколониальных движений.

Султан-Галиев также верил в то, что он называл «энергетическим материализмом», как средство обеспечения социалистической революции в колонизированных и эксплуатируемых странах посредством формирования «Колониального Интернационала». Идеи энергичного материализма сравнивают с движением «Вперёд» в большевистской партии. [14]

Разногласия с большевиками [ править ]

Фотография Султан-Галиева от 14 декабря 1928 года.

Султан-Галиев хотел дать марксизму аргумент, что Российская империя угнетала мусульманское общество, за исключением нескольких крупных землевладельцев и буржуазии. Несмотря на эту попытку синтеза, большевики считали его чрезмерно терпимым к национализму и религии. [15] а в 1923 году его обвинили в националистических , панисламских и пантюркских уклонах, арестовали и исключили из партии.

Его освободили, но со смертью Ленина в 1924 году он потерял своего единственного защитника и остался политическим изгоем, за которым постоянно следила государственная безопасность. В эти годы он путешествовал по делам Охотничьего союза и время от времени писал обзоры и переводы. Его сопровождала вторая жена Фатима Ерзина, на которой он женился в 1918 году, и двое детей.

В 1928 году он был арестован вторично и приговорен к расстрелу в июле 1930 года. Однако в январе 1931 года его приговор был заменен десятью годами каторжных работ за национализм и антисоветскую деятельность. В 1934 году его освободили и разрешили жить в Саратовской области . В начале 1937 г. его снова арестовали и заставили дать признательные показания; он был признан виновным в том, что являлся «организатором и фактическим руководителем антисоветской националистической группы», который вел «активную борьбу против Советской власти» и партии «на основе пантюркизма и панисламизма, с целью отторжение от Советской России тюрко-татарских областей и создание в них буржуазно-демократического Туранского государства». В декабре 1939 года ему был вынесен смертный приговор, который был приведен в исполнение 28 января 1940 года в Москве. [16]

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Татарская таблица соответствия кириллицы-римлянины (Соглашение BGN/PCGN 2007 г.)» (PDF) . Национальное агентство геопространственной разведки . Проверено 4 февраля 2022 г.
  2. В очень длинном автобиографическом письме, написанном вскоре после ареста (около 23 мая 1923 года), Султан-Галиев писал: «Я родился в Башкирии, в башкирском селе Шипаево (по-русски оно называется, кажется, Белембеево, Стерлитамакский кантон)». Мирсаид Султан-Галиев: статьи, выступления, документы , сост. Гиззатуллина И.Г., Шарафутдинова Д.Р. (Казань:Татарское книжное изд-во, 1992), с. 386.
  3. ^ Р. Г. Ланда, «Мирсаид Султан-Галиев», Вопросы истории КПСС 1999 (8): 56. Мишарские (мишарские) татары — этническая подгруппа волжских татар, говорящая на западном диалекте татарского языка , происходящая из Мордовии и живущий в Башкирии со времен позднего средневековья; подробнее см. «Татары» и прокрутите вниз до «Мишарские татары».
  4. Ландер, «Мирсаид Султан-Галиев», стр. 55-56.
  5. ^ I.R. Tagirov (ed.), Neizvestnyi Sultan-Galiev: Rassekrechennye dokumenty i materialy (Kazan': Tatarskoe knyzhnoe izdatel'stvo, 2002), p. 11.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ландер, «Мерцид Султан-Галиев», с. 58.
  7. Ландер, «Мерцид Султан-Галиев», с. 57.
  8. Левое крыло Коммунистической партии Турции , автор Enternasyonalist Komunist Sol, октябрь 2008 г.
  9. ^ Seitbekirov, Eldar (3 August 2015). "Влияние революции 1905 года на национально-освободительное движение крымских татар" [Influence of the Revolution of 1905 on the Crimean Tatar national liberation movement]. New Voice of Crimea (in Russian) . Retrieved 23 February 2023 .
  10. ^ И.Г. Гиззатуллин, Д.Р. Шарафутдинов (составители), Мирсаид Султан-Галиев. Статья, выступления, документы (Казань: Татарское книжное издательство, 1992), с. 52. Письмо Султан-Галиева было опубликовано 19 декабря 1917 года в газете «Кояш» , той самой газете, которая опубликовала атаку на симпатии Султан-Галиева двумя днями ранее, что является явным признаком открытости политических дебатов в Казани в то время.
  11. Мирсаид Султан-Галиев: Его характер и судьба, Ш. Ф. Мухамедьяров и Б.Ф. Султанбеков, Исследование Центральной Азии, Vol. 9, № 2, стр. 109-117, 1990 Общество исследований Центральной Азии.
  12. ^ Cited by Z.I. Gimranov at the Ninth Conference of the Tatar Obkom in the Стенографический отчет IX областной конференции Татарской организации РКП(б) (Kazan, 1930), in: A.A. Bennigsen & S.E. Wimbush, Muslim National Communism in the Soviet Union . Chicago & London: The University of Chicago Press. p. 231
  13. ^ «Две статьи Мирсаида Султан-Галиева, 1919 год. | Anti-Imperialism.org» . сайт антиимпериализм . Архивировано из оригинала 29 июня 2020 года . Проверено 15 января 2022 г.
  14. ^ Шенальп, Орсан. «Энергетический материализм: связь Богданова Султана Галиева с конференцией по историческому материализму в Лондоне» .
  15. ^ Сталин, биография Роберта Сервиса, стр. 154.
  16. ^ И.Р. Тагиров (ред.), Неизвестный Султан-Галиев: Рассекреченные документы и материалы (Казань: Татарское книжное издательство, 2002), док. 112, с. 384. Документ 110 является фактическим приговором, в котором Султан-Галиев признан виновным в том, что он был «организатором и фактическим руководителем антисоветской националистической группы», ведшим «активную борьбу против Советской власти» и партии «на основании пантюркизма и панисламизма с целью отторжения от Советской России тюрко-татарских областей и создания в них буржуазно-демократического Туранского государства» (с. 382-383).

Дальнейшее чтение [ править ]

  • МакКоли, Мартин. Кто есть кто в России с 1900 года (1997) стр. 90.
  • Шеналп, Орсан и Хайрдин, Асим (2019) Программа мировой революции с Востока и призрак Колониального Интернационала: перевод книги Султана Галиева «Некоторые наши соображения об основах социально-политического, экономического и культурного развития» тюркских народов Азии и Европы» и другие исторические документы, Противоречия Журнал критической мысли , Том 2, № 2 [1]
  • Какынч, Халит, Wizart Publications (2017). «Красный Туран: Султангалиев»
  • Беннигсен, Александр, Файард (1986). «Султан Галиев, отец Третьей мировой революции (Неизвестные истории)»

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b30131705335c6a9a7f8c900faaf05c4__1710074880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/c4/b30131705335c6a9a7f8c900faaf05c4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mirsaid Sultan-Galiev - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)