Басмаческое движение
Басмаческое движение | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Первой мировой войны и Гражданской войны в России. | |||||||||
Бухара в осаде войсками Красной Армии и горит во время Бухарской операции , 1 сентября 1920 года. | |||||||||
| |||||||||
Воюющие стороны | |||||||||
Российская Республика (1917) Российская СФСР • Turkestan ASSR • Киргизская АССР Khorezm PSR Бухарская ПСР Советский Союз (с 30 декабря 1922 г.) При поддержке: Сторонники Амануллы (1929) Афганистан (1930) | Басмаческое движение Хивинское ханство (1918–20) Белая армия Алашская автономия (1919–20) [1] Бухарский эмират (1920 г.) При поддержке: Афганистан (до середины 1922 г.) [2] Саккависты (1929) [3] | ||||||||
Командиры и лидеры | |||||||||
Михаил Фрунзе Grigory Sokolnikov Pyotr Kobozev Yakov Melkumov Vitaly Primakov Василий Шорин Август Корк Семен Пугачев Михаил Левандовский Константин Авксентьевский Vladimir Lazarevich Магаза Масанчи Файзулла Ходжаев Мохаммад Надир Шах # Сардар Шах Вали Хан Гулам Наби Хан | Энвер-паша † Ибрагим Бек † Иргаш бек † Мадам бей † Джунаид Хан Мухаммад Алим Хан Корширмат Konstantin Monstrov † Хабибулла Калакани | ||||||||
Сила | |||||||||
Туркестанский фронт : 120,000–160,000 [4] | Возможно, 30 000 на пике своего развития, более 20 000 (конец 1919 г.) [5] | ||||||||
Жертвы и потери | |||||||||
9338 человек погибли или умерли от болезней 29 617 раненых и больных (январь 1921 г. - июль 1922 г.) [6] 516 убитых 867 раненых и больных (октябрь 1922 г. - июнь 1931 г.) [7] Итого: 40 000+ 9854+ погибших 30 484+ раненых или больных | Неизвестный | ||||||||
Погибли десятки тысяч мирных жителей. [8] [9] По словам Сокола, несколько сотен тысяч казахов и кыргызов убиты или выселены, неизвестное количество умерло от голода. [10] Альтернативная оценка: 150 000 погибших в 1916 году. [11] |
История Таджикистана |
---|
Хронология |
Портал Таджикистана |
Басмаческое движение [12] было восстанием против имперской российской и советской власти в Средней Азии повстанческих групп, вдохновленных исламскими верованиями .
Корни движения лежат в борьбе против призыва в армию в 1916 году, которая вспыхнула, когда Российская империя начала призывать мусульман на военную службу во время Первой мировой войны . [13] Через несколько месяцев после Октябрьской революции 1917 года большевики началась Гражданская война в захватили власть во многих частях Российской империи, и России . Туркестанские мусульманские политические движения попытались сформировать автономное правительство в городе Коканд , в Ферганской долине . Большевики начали штурм Коканда в феврале 1918 года и устроили генеральную резню до 25 000 человек. [8] [9] Резня сплотила поддержку басмачей, которые вели партизанскую и обычную войну, захватив контроль над значительной частью Ферганской долины и большей частью Туркестана . Известными лидерами группы были Энвер-паша , а затем Ибрагим-бек .
В начале 1920-х годов судьба движения менялась, но к 1923 году обширные кампании Красной Армии нанесли басмачам множество поражений. После крупных кампаний Красной Армии и уступок в отношении экономической и исламской практики в середине 1920-х годов военные успехи и народная поддержка басмачей снизились. [14] Сопротивление советскому руководству действительно вспыхнуло вновь, хотя и в меньшей степени, в ответ на кампании коллективизации в предвоенную эпоху . [15]
Этимология
[ редактировать ]Термин «Басмач» имеет узбекское происхождение и означает «Бандит» или «Разбойник». [16] [17] которое, вероятно, произошло от слова «баскинджи», что означает «нападающий». [18] Русские использовали этот термин для обозначения бойцов сопротивления в Центральной Азии, и он широко использовался по всему региону для их обозначения, пытаясь убедить общественность в том, что боевики были не более чем преступниками. [16] [19]
Фон
[ редактировать ]До мировой войны Первой Русский Туркестан управлялся из Ташкента как край или генерал-губернаторство. К востоку от Ташкента Ферганская долина представляла собой этнически разнообразный, густонаселенный регион, разделенный между оседлыми земледельцами (часто называемыми сартами ) и кочевниками (в основном киргизами). Под властью России он был преобразован в крупный хлопководческий регион. [20] В результате экономического развития в регионе появилась мелкая промышленность, но некоторые ученые предполагают, что местные рабочие жили хуже, чем их российские коллеги, а новое богатство от хлопка распределялось неравномерно; многие фермеры оказались в долгах. Многие преступники организовались в банды, составив основу раннего движения басмачей, когда оно зародилось в Ферганской долине. [21]
Установление цен на хлопок во время Первой мировой войны усугубило ситуацию, и вскоре образовался крупный безземельный сельский пролетариат . Мусульманское духовенство осудило азартные игры и алкоголизм , которые стали обычным явлением, а преступность значительно выросла. [22]
Крупные беспорядки в Русском Туркестане вспыхнули в 1916 году, когда царское правительство прекратило освобождение мусульман от военной службы. Это вызвало среднеазиатское восстание 1916 года , сосредоточенное на территории современного Казахстана и Узбекистана , которое было подавлено введением военного положения. Напряженность между выходцами из Центральной Азии (особенно казахами) и русскими поселенцами привела к крупномасштабной резне с обеих сторон. Тысячи людей погибли, а сотни тысяч бежали, в основном в соседнюю Китайскую Республику . [23] Среднеазиатское восстание 1916 года было первым массовым антироссийским инцидентом в Центральной Азии и подготовило почву для местного сопротивления после падения царя Николая II в следующем году. [24]
Подавление восстания представляло собой целенаправленную кампанию по уничтожению казахских и киргизских племен со стороны русских воинов и поселенцев. Сотни тысяч казахов и киргизов были убиты или изгнаны. Этническая чистка имела свои корни в политике царского правительства по этнической гомогенизации. [25]
Конфликт
[ редактировать ]Кокандская автономия и начало военных действий
[ редактировать ]После Февральской революции 1917 года мусульманские политические силы начали организовываться. Члены Всероссийского мусульманского совета сформировали Шура -и Ислам (Исламский совет), джадидистскую организацию, стремившуюся к созданию федеративного демократического государства с автономией для мусульман. [26] Более консервативные религиозные ученые сформировали Улема Джемьети (Совет ученых), больше озабоченный защитой исламских институтов и законов шариата . Вместе эти мусульманские националисты образовали коалицию, но она распалась после Октябрьской революции, когда джадиды оказали поддержку захватившим власть большевикам. Ташкентский Совет солдатских и рабочих депутатов , организация, в которой доминировали российские железнодорожники и колониальные пролетарии, отверг участие мусульман в правительстве. Уязвленные этим очевидным подтверждением колониального правления, Шураи Ислам воссоединились с улемами Джемьети, чтобы сформировать Кокандское автономное правительство. Это должно было стать ядром автономного [27] государство в Туркестане, регулируемое законами шариата. [28]
Ташкентский Совет первоначально признал власть Коканда , но ограничил свою юрисдикцию старой мусульманской частью Ташкента и потребовал последнего слова в региональных делах. После жестоких беспорядков в Ташкенте отношения испортились, и, несмотря на левые взгляды многих его членов, Коканд присоединился к белым . [29] Политически и в военном отношении мусульманское правительство начало искать защиту. С этой целью банда вооруженных грабителей во главе с Иргаш-беем была амнистирована и завербована для защиты Коканда. [ когда? ] [27] Однако этот отряд не смог противостоять наступлению на Коканд сил Ташкентского Совета. В феврале 1918 года солдаты Красной Армии основательно разграбили Коканд и устроили так называемый « погром ». [30] в результате которого погибло около 25 000 человек. [8] [9] Эта резня, а также казнь многих ферганских крестьян, подозреваемых в хранении хлопка и продуктов питания, вызвали возмущение мусульманского населения. Иргаш-бей поднял оружие против Советов, объявив себя «Верховным лидером Исламской армии», и восстание басмачей началось всерьез. [31]
Тем временем советские войска временно свергли бухарского эмира Саида Алим-хана в пользу левой фракции младобухарцев во главе с Файзуллой Ходжаевым . Русские войска были отброшены бухарским населением после периода грабежей, и эмир на какое-то время сохранил свой трон. [32] В Хивинском ханстве лидер басмачей Джунаид-хан сверг российскую марионетку и подавил модернизирующее движение левых младохивинцев . [33]
Первый этап восстания в Ферганской долине
[ редактировать ]Претензии Иргаш-бея на руководство армией верующих получили признание духовенства Ферганской долины , и вскоре он стал контролировать значительную боевую силу. Широкомасштабные кампании по национализации , проводимые из Ташкента, привели к экономическому коллапсу, а Ферганская долина столкнулась с голодом из-за отсутствия импорта зерна. Все эти факторы побудили людей присоединиться к басмачам. Ташкентский Совет не смог сдержать восстание, и в конце 1918 года децентрализованные отряды боевиков общей численностью около 20 000 человек контролировали Фергану и сельскую местность вокруг Ташкента. Иргаш-бей столкнулся с конкурирующими командирами, такими как Мадамин-бей , которого поддерживали более умеренные мусульманские фракции, но он обеспечил формальное, номинальное руководство движением на совете в марте 1919 года. [9]
Поскольку Ташкентский Совет находился в уязвимом военном положении, большевики предоставили русским поселенцам возможность организовать собственную оборону, создав Ферганскую Крестьянскую Армию . Часто это сопровождалось жестокими репрессиями за нападения басмачей как со стороны советских войск, так и со стороны российских фермеров. [31] Однако жесткая политика военного коммунизма вызвала недовольство крестьянской армии ташкентским Советом. В мае 1919 года Мадамин-бей заключил союз с поселенцами, повлекший за собой пакт о ненападении и создание коалиционной армии. Новые союзники разработали планы создания совместного российско-мусульманского государства с механизмами разделения власти и культурных прав для обеих групп. [34] [35] Однако споры по поводу исламской ориентации басмачей привели к распаду союза, и как Мадамин, так и поселенцы потерпели поражение от мусульманской Волжско-татарской Красной бригады. [36] Жители Ферганской долины были измотаны суровой зимой 1919-20 годов, и в марте Мадамин-бей перешел на советскую сторону. [37] Между тем, помощь голодающим достигла региона в рамках более умеренной Новой экономической политики , а земельная реформа и амнистия успокоили жителей Ферганы. В результате движение басмачей утратило контроль над большинством населенных пунктов и в целом сократилось.
Умиротворение Ферганы длилось недолго. Летом 1920 года Советы чувствовали себя в достаточной безопасности, чтобы реквизировать продовольствие и мобилизовать призывников-мусульман. Результатом стало возобновление восстания и распространение новых групп басмачей, подпитываемых религиозными лозунгами. [38] Возобновление конфликта приведет к распространению движения басмачей по всему Туркестану.
Басмачи в Хиве и Бухаре.
[ редактировать ]В январе 1920 года Красная Армия захватила Хиву и создала Временное младохивинское правительство. Джунаид-хан со своими последователями бежал в пустыню, и в Хорезмской области зародилось движение басмачей. [39] К концу года Советы свергли правительство младохивинцев, а мусульманские националисты бежали, чтобы присоединиться к Джунаиду, значительно усилив его силы. [40]
В августе того же года эмир Бухары был окончательно свергнут, когда Красная Армия захватила Бухару . Из ссылки в Афганистане эмир руководил движением бухарских басмачей, поддерживаемый разгневанным населением и духовенством. Боевики действовали от имени эмира и находились под командованием Ибрагим-бея, вождя племени. [41] Войска басмачей в течение длительного периода успешно действовали как в Хиве, так и в Бухаре. Повстанческое движение также начало распространяться на Казахстан , а также на таджикские и туркменские земли. [40]
Энвер-паша и расцвет басмаческого движения
[ редактировать ]В ноябре 1921 года Энвер-паша , бывший военный министр Турции и один из главных организаторов геноцида армян , прибыл в Бухару, чтобы помочь советским военным усилиям. Энвер-паша был сторонником турецко-советского союза против британцев и завоевал доверие советских властей. Однако вскоре он дезертировал и стал единственным и наиболее важным лидером басмачей, централизовав и оживив движение. [41] Энвер-паша намеревался создать пантюркскую конфедерацию, охватывающую всю Среднюю Азию, а также Анатолию и китайские земли. [41] Его призыв к джихаду получил широкую поддержку, и ему удалось превратить партизан-басмачей в армию численностью 16 000 человек. К началу 1922 года значительная часть Бухарской Народной Советской Республики , включая Самарканд и Душанбе, оказалась под контролем басмачей. Тем временем дунганский мусульманин Магаза Масанчи сформировал Дунганский кавалерийский полк для борьбы на стороне Советов против басмачей. [42]
Поражение движения
[ редактировать ]Теперь, опасаясь полной потери Туркестана, советские власти снова приняли двойную стратегию для подавления восстания: политическое примирение и культурные уступки наряду с подавляющей военной мощью. Религиозные уступки восстановили законы шариата, а школы Корана и земли вакфов были восстановлены. [43] Москва стремилась сделать борьбу местной, создав добровольческое ополчение, состоящее из крестьян-мусульман, под названием « Красные палки» , и, по оценкам, 15-25 процентов советских войск в этом регионе были мусульманами. [4] Советы в первую очередь полагались на тысячи регулярных солдат Красной Армии, ветеранов Гражданской войны, теперь поддерживаемых поддержкой с воздуха . Стратегия уступок с авиаударами оказалась успешной, и когда в мае 1922 года Энвер-паша отклонил мирное предложение и выдвинул ультиматум с требованием вывести все войска Красной Армии из Туркестана в течение пятнадцати дней, Москва была хорошо подготовлена к конфронтации. В июне 1922 года советские части под командованием генерала разгромили силы басмачей Какурина в битве при Кафруне. Красная Армия начала оттеснять повстанцев на восток, отбивая значительную территорию. Сам Энвер погиб в неудавшейся последней кавалерийской атаке 4 августа 1922 года недалеко от Балджуана (на территории современного Таджикистана ). Его преемник Селим-паша продолжил борьбу, но в конце концов бежал в Афганистан в 1923 году.
В июле-августе 1923 года в результате крупного советского наступления удалось вытеснить басмачей из Гарма . [44] Присутствие басмачей сохранялось в Ферганской долине до 1924 года, а боевиков там возглавлял Корширмат (или Курширмат), который возобновил восстание в 1920 году. По данным британской разведки, [45] что Курширмат располагал силами в 5000-6000 человек. Однако после многих лет войны народная поддержка басмачей иссякла. Крестьяне хотели вернуться к работе, особенно теперь, когда советская политика снова сделала Туркестан пригодным для жизни. Силы Курширмата сократились примерно до 2000 человек, многие из которых прибегли к бандитизму. [45] и вскоре он сбежал в Афганистан. [46] Туркестан к этому моменту был истощен войной. 200 000 человек покинули таджикские земли, оставив две трети пахотных земель заброшенными. Меньшие разрушения наблюдались в Фергане. [46]
Трансграничные операции на севере Афганистана
[ редактировать ]1929
[ редактировать ]В январе 1929 года, после прихода к власти в Афганистане в ходе ) , Хабибулла Калакани разрешил действовать на севере Афганистана повстанцам-басмачам, которые затем обосновались в Имансейиде, Хан-Абаде , Ростаке , Талокане , Файзабаде Гражданской войны в Афганистане ( 1928–1929 Конец марта 1929 года. [44] В середине марта 1929 года афганские басмачи предприняли два рейда на Советский Союз: первый — на Амударью, к юго-западу от Куляба , а второй предпринял Курбаши Керим Бердой с 100 отрядами басмачей. Оба вторжения были разбиты. [44] Дальнейшие вторжения были отражены 17 марта и 7 апреля. [44] 12 апреля повстанцы-басмачи успешно форсировали реку Пяндж и захватили город Тогмай. Вскоре после этого эти силы достигли Дзафра и Кеврона. 13 апреля басмачи захватили Калай-Хумб . [44] а несколько дней спустя оккупировали Гашион, а 15-го числа захватили Ванч, который Советы отбили на следующий день. [44]
Из-за нападений басмачей Советский Союз направил в Афганистан из Термеза 15 апреля небольшой отряд под командованием Виталия Примакова для поддержки свергнутого афганского короля Амануллы-хана . Эти силы Красной Армии численностью от 700 до 1000 человек в конечном итоге взяли под свой контроль города Мазари-Шариф и Ташкурган . [47] В ходе советской операции басмачи продолжали совершать набеги через границу, захватив 20 апреля Калай-Лябоб, а 21 апреля после ожесточенного боя захватив Нимичи в 35 км к востоку от Гарма. [44] В период с 20 по 22 апреля на территорию Советского Союза перешли еще несколько отрядов басмачей, один из которых добрался до Тавильдары, а 30 апреля его остановила охрана. 22 апреля басмачи захватили Гарм, который Советы отбили либо в тот же день, либо на следующий день. 24 апреля Советы начали крупное контрнаступление и в тот же день отбили Калаи-Лиабоб. 3 мая последние отряды басмачей отошли в Афганистан. [44]
Красная Армия планировала направиться в Кабул, чтобы вернуть его у саккавистов Аманулле-хану. [48] Однако операция была остановлена после того, как Москва узнала, что к британскому владычеству . Аманулла Хан бежал в изгнание 23 мая [49] Кроме того, причиной отмены операции было названо недовольство международного сообщества (в то время Советский Союз пытался получить международное признание). [48] Последнее советское подразделение вернулось из Афганистана в июне 1929 года. [48]
1930
[ редактировать ]После того, как саккависты проиграли гражданскую войну и Калакани был казнен, премьер-министр Афганистана Мохаммад Хашим-хан от имени нового короля Мохаммеда Надир-шаха потребовал от Ибрагим-бека сложить оружие против Советского Союза, но тот отказался. [50] Афганистан и Советский Союз договорились о новой интервенции, начатой Красной Армией в июне 1930 года под командованием полковника Якова Мелкумова . [48] Кавалерийская бригада продвинулась на 50–70 км вглубь северного Афганистана и находилась под тщательным контролем, чтобы не «тронуть» фермы и собственность местных жителей, чтобы не задеть их националистические или религиозные чувства. Это было относительно успешным, поскольку местные жители Афганистана были дружелюбны и направляли их. Ибрагим-бек сначала хотел сражаться, но, узнав о силе кавалерии и отсутствии сочувствия со стороны местных афганцев, он отказался от планов. В результате Советы не встретили организованного сопротивления и сумели уничтожить басмачей и их пособников. Юрты , где в долине реки, в том числе села Ак-Тепе и Алиабад проживали басмачи, и имущество басмачей были сожжены, хотя местное афганское население осталось нетронутым. Басмачи и пособники потеряли 839 человек, тогда как у Советской армии была одна потеря (от утопления) и два ранения. [51] [52]
Периодические операции басмачей после победы СССР
[ редактировать ]После того как басмаческое движение было уничтожено как политическая и военная сила, скрывавшиеся в горных районах боевики вели партизанскую войну. К 1926 году восстание басмачей утихло в большей части Центральной Азии. Однако стычки и периодические боевые действия вдоль границы с Афганистаном продолжались до начала 1930-х годов. Джунаид-хан угрожал Хиве в 1926 году, но в конце концов был сослан в 1928 году. [46] Два выдающихся командира, Файзал Максум и Ибрагим-бей, продолжали действовать за пределами Афганистана и провели ряд рейдов в Таджикскую Советскую Социалистическую Республику в 1929 году. Ибрагим Бек возглавил кратковременное возрождение движения, когда коллективизация усилила сопротивление и сумела задержать политику. до 1931 года в Туркмении, но вскоре был пойман и казнен. Затем движение практически заглохло. [44] [53] Последняя крупная боевая операция басмачей произошла в октябре 1933 года, когда войска Джунаид-хана потерпели поражение в пустыне Каракумы. К 1934 году движение басмачей прекратилось. [54]
Последствия
[ редактировать ]Лидеры коренных народов начали сотрудничать с советскими властями, и большое количество выходцев из Центральной Азии присоединились к Советской коммунистической партии в соответствии с ленинской и сталинской населения политикой коренного . Многие заняли высокие посты в правительствах Узбекской, Таджикской, Кыргызской, Казахской и Туркменской Советских Социалистических Республик , образованных на базе Туркестанской АССР в 1924 году. Во время советизации Средней Азии ислам стал центром антирелигиозных кампаний. Правительство закрыло большинство мечетей, репрессируя исламских священнослужителей и нацеливаясь на символы исламской идентичности, такие как чадра. [55] Узбеков, которые продолжали исповедовать мусульманство, считали националистами и часто подвергали тюремному заключению или казни. Сталинская коллективизация и индустриализация продолжались, как и везде в Советском Союзе.
Характер движения
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2023 г. ) |
Басмаческое движение характеризуется как национально-освободительное движение. [56] целью которого было положить конец иностранному правлению на территориях Центральной Азии, тогда известных как Туркестан, а также на протекторатах Хивы и Бухары. Предполагается, что «басмачи» — тюркское слово, обозначающее бандита или мародера, например, банды воров, охотившихся на караваны в регионе, происходящее от слова басмак — совершать набеги, давить. [ нужна ссылка ] Термин «басмачи» часто использовался в советских источниках из-за его уничижительного значения. [57]
Советы изображали это движение как состоящее из разбойников, движимых исламским фундаментализмом , ведущих контрреволюционную войну при поддержке британских агентов. [58] В действительности басмачи представляли собой разнообразную и многогранную группу, получавшую незначительную иностранную помощь. [ нужна ссылка ] не относились к басмачам благосклонно Западные державы , считая их потенциальными врагами. [ нужна ссылка ] из-за пантюркистской и панисламистской идеологии, которой придерживались некоторые из их лидеров. Однако некоторые группы басмачей получали поддержку со стороны британских и турецких спецслужб, и чтобы отрезать эту помощь извне, специальные воинские отряды Красной Армии маскировались под силы басмачей и успешно перехватывали поставки. [ нужна ссылка ]
Хотя многие боевики руководствовались призывами к джихаду , [59] Басмачи пользовались поддержкой многих идеологических лагерей и основных слоев населения. В тот или иной момент [ нечеткий ] [ когда? ] Басмачи пользовались поддержкой джадидских реформаторов, пантюркских идеологов и левых туркестанских националистов. [60] Крестьяне и кочевники, долгое время выступавшие против российского колониального правления, враждебно отреагировали на антиисламскую политику и советские реквизиции продовольствия и скота. Тот факт, что большевизм в Туркестане был во власти русских колонистов в Ташкенте [61] заставило царское и советское правление выглядеть идентичными. Ряды басмачей пополнились теми, кто остался без работы из-за плохих экономических условий, и теми, кто чувствовал, что противостоит посягательству на их образ жизни. [62] Первые бойцы-басмачи были бандитами, как следует из их названия, и они вернулись к бандитизму, когда движение позже сошло на нет. [46] Хотя басмачи в определенных моментах были относительно сплочены, в целом движение пострадало от распыления. [ нужна ссылка ] Соперничество между различными лидерами и более серьезные этнические споры между кыргызами и узбеками или туркменами создали серьезные проблемы для движения. [ нужна ссылка ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Восстание показано в нескольких « Остернах », таких как «Белое солнце пустыни» , «Седьмая пуля » и «Телохранитель» , а также в телесериале «Государственная граница» .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ В союзе с ним и контрреволюционными разбойничьими бандами бея Мадамина с 10 июля 1919 г. по январь 1920 г.
- ^ Мухаммад, Файз; Хазара, Файз Мухаммад Катиб (1999). Кабул в осаде: отчет Файза Мухаммеда о восстании 1929 года . Издательство Маркуса Винера. п. 12. ISBN 9781558761551 .
- ↑ Саккависты воевали только на севере Афганистана.
- ^ Jump up to: а б Мусульманский вызов Москвы: Советская Центральная Азия , Майкл Рывкин, стр. 35
- ^ Советский разъединение: история национальной проблемы в СССР, Богдан Нагайло, Виктор Свобода, с. 40, 1990.
- ^ Кривошеев, Григорий (ред.), Советские потери и боевые потери в двадцатом веке «12 827 убитых или убитых», стр. 43, Лондон: Greenhill Books, 1997.
- ^ Генерал-лейтенант Г.Ф.КРИВОШЕЕВ (1993 г.). «ПОТЕРИ СОВЕТСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ В ВОЙНАХ, БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ, ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ» (PDF) . МОСКОВСКОЕ ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО. п. 56 . Проверено 21 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Узбекистан, Томас Р. Маккрей, Чарльз Ф. Грицнер, стр. 30, 2004, ISBN 1438105517 .
- ^ Jump up to: а б с д Марта Б. Олкотт, Басмачи или восстание свободных людей в Туркестане , 1918-24, 355.
- ^ Баберовски и Деринг-Мантёфель 2009 , стр. 202.
- ^ Моррисон, Александр (2017). «Восстание 1916 года в русской Средней Азии. Эдвард Деннис Сокол. Предисловие С. Фредерика Старра. Балтимор: Johns Hopkins University Press, 2016 (оригинальное издание 1954 года). x, 187 стр. Библиография. Указатель. Цифры» . Славянское обозрение . 76 (3): 772–778. дои : 10.1017/slr.2017.185 . ISSN 0037-6779 . S2CID 166171560 .
- ^ Паренти, Кристиан (28 июня 2011 г.). Тропик хаоса: изменение климата и новая география насилия . Общественные дела. ISBN 978-1-56858-662-5 .
Эти традиционалисты, протомуджахеды, которых в Советском Союзе называли басмачами, что означает «бандиты», называли себя сторонниками ислама, тюркского национализма и антикоммунизма. Одну из этих банд мусульманских повстанцев возглавлял Энвер-паша.
- ^ Виктор Спольников, «Воздействие войны в Афганистане на бывшие советские республики Центральной Азии», в книге Хафиза Малика, изд., Центральная Азия: ее стратегическое значение и перспективы на будущее (Нью-Йорк: St. Martin's Press, 1994), 101.
- ^ Майкл Рывкин, Мусульманский вызов Москвы: Советская Центральная Азия (Армонк: ME Sharpe, Inc, 1990), 41.
- ^ Марта Б. Олкотт, «Восстание басмачей или свободных людей в Туркестане, 1918-24», Советские исследования , Vol. 33, № 3 (июль 1981 г.), 361.
- ^ Jump up to: а б Абдуллаев, Камолудин (10 августа 2018 г.). Исторический словарь Таджикистана . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-5381-0252-7 .
Восстание распространялось, и по мере того, как оно набирало силу, большевики стали называть его бойцов басмачами, что на местных языках означает «бандит». Готовясь осенью 1920 года к Гиссарской экспедиции, командование Туркфронта рассматривало ее как...
- ^ Хиро, Дилип (ноябрь 2011 г.). Внутри Центральной Азии: политическая и культурная история Узбекистана, Туркменистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Турции и Ирана . Абрамс. ISBN 978-1-59020-378-1 .
Основная проблема коммунистов теперь заключалась в том, как противостоять продолжающемуся националистическому движению басмачей (что по-узбекски означает «бандит»).
- ^ [1] Басмаческое движение изнутри: рассказ Зеки Велиди Тогана
- ^ Гудсон, Ларри П. (28 октября 2011 г.). Бесконечная война в Афганистане: провал государства, региональная политика и подъем Талибана . Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-80158-2 .
- ^ Ричард Лоренц, Экономические основы движения басмачей в Ферганской долине , в книге «Возрождение мусульманских общин: исторические перспективы национальности, политики и оппозиции в бывшем Советском Союзе и Югославии», редакторы: Андреас Каппелер, Герхард Симон, Герог Бруннер, 1994, с. 280.
- ^ Ричард Лоренц, Экономические основы движения басмачей в Ферганской долине , в книге «Возрождение мусульманских общин: исторические перспективы национальности, политики и оппозиции в бывшем Советском Союзе и Югославии», редакторы: Андреас Каппелер, Герхард Симон, Герог Бруннер, 1994, с. 282.
- ^ Ричард Лоренц, Экономические основы движения басмачей в Ферганской долине , в книге «Возрождение мусульманских общин: исторические перспективы национальности, политики и оппозиции в бывшем Советском Союзе и Югославии», редакторы: Андреас Каппелер, Герхард Симон, Герог Бруннер, 1994, с. 284.
- ^ Кэтрин Евтухова, Ричард Стайтс, История России: Народы, легенды, события, силы (Бостон: Houghton Mifflin Company, 2004), 265
- ^ Хафиз Малик, Центральная Азия , стр.101.
- ^ Баберовски и Деринг-Мантёфель 2009 , стр. 201–202.
- ^ Ричард Лоренц, Экономические основы басмаческого движения в Ферганской долине, 186.
- ^ Jump up to: а б Ричард Лоренц, Экономические основы басмаческого движения в Ферганской долине , 290.
- ^ Марта Б. Олкотт, Басмачи или восстание свободных людей в Туркестане , 1918-24, 354.
- ↑ Майкл Рывкин, «Мусульманский вызов Москвы» , 22.
- ^ Ричард Лоренц, Экономические основы басмаческого движения в Ферганской долине , 291.
- ^ Jump up to: а б Ричард Лоренц, Экономические основы басмаческого движения в Ферганской долине , 293.
- ^ Ричард Лоренц, Экономические основы басмаческого движения в Ферганской долине , 32.
- ↑ Майкл Рывкин, «Мусульманский вызов Москвы» , 24.
- ^ Ричард Лоренц, Экономические основы басмаческого движения в Ферганской долине , 295.
- ^ Марта Б. Олкотт, Басмачи или восстание свободных людей в Туркестане , 1918-24, 356.
- ↑ Майкл Рывкин, «Мусульманский вызов Москвы» , 34.
- ^ Ричард Лоренц, Экономические основы басмаческого движения в Ферганской долине , 296.
- ↑ Майкл Рывкин, «Мусульманский вызов Москвы» , 35.
- ↑ Фазал-Ур-Рахим Хан Марват, Басмаческое движение в советской Средней Азии , 160.
- ^ Jump up to: а б Михаил Рывкин, «Мусульманский вызов Москвы» , 36.
- ^ Jump up to: а б с Марта Б. Олкотт, Басмачи или восстание свободных людей в Туркестане, 1918-24, 358.
- ^ Джозеф Л. Вечински (1994). Современная энциклопедия российской и советской истории, Том 21 . Академическая международная пресса. п. 125. ИСБН 0-87569-064-5 . Проверено 1 января 2011 г.
- ^ Марта Б. Олкотт, Басмачи или восстание свободных людей в Туркестане , 1918-24, 357.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Риттер, Уильям С. (1990). «Восстание в горах: Фузайл Максум и оккупация Гарма, весна 1929 года». Журнал современной истории 25: 547. дои : 10.1177/002200949002500408 .
- ^ Jump up to: а б Йылмаз Шухназ, «Османский воин за границей: Энвер-паша как эмигрант». Ближневосточные исследования 35, вып. 4 (1999), стр. 47-30.
- ^ Jump up to: а б с д Михаил Рывкин, «Мусульманский вызов Москвы» , 42.
- ^ Ларри П. Гудсон (2011). Бесконечная война в Афганистане . Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0295801582 .
- ^ Jump up to: а б с д Дж. Брюс Амштуц (1994). Афганистан: первые пять лет советской оккупации . Издательство ДИАНА. п. 14 . ISBN 9780788111112 .
- ^ Родрик Брейтуэйт (2011). Афганцы: Русские в Афганистане 1979-89 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 29 . ISBN 9780199911516 .
- ^ "История в лицах. "Наполеон из Локая". Часть II" . abdunazarov.ru . Archived from the original on 4 February 2016 . Retrieved 11 January 2022 .
- ^ "Павел Аптекарь" .
- ^ История Афганской войны 1990-х годов и превращение Афганистана в источник угроз для Центральной Азии.
- ^ Риттер, Уильям С. (1985). «Завершающий этап ликвидации антисоветского сопротивления в Таджикистане: Ибрагим Бек и басмачи, 1924-31». Советские исследования 37 (4).
- ^ Такер, Спенсер К. (29 октября 2013 г.). Энциклопедия повстанческого движения и борьбы с повстанцами: Новая эра современной войны: Новая эра современной войны . АВС-КЛИО. п. 61. ИСБН 9781610692809 .
- ^ Пайпс, Ричард (1955). «Мусульмане советской Средней Азии: тенденции и перспективы (часть I)». Ближневосточный журнал . 9 (2): 149–150. JSTOR 4322692 .
- ↑ Мусульманский вызов Москвы: Советская Центральная Азия , Майкл Рывкин, стр. 43.
- ^ Басмачи - Оксфордские исламские исследования онлайн
- ^ Ричард Лоренц, «Экономические основы движения басмачей в Ферганской долине», в книге Андреаса Каппелерма Герхарда Саймона, Эдварда Олворта, редактора, « Возрождение мусульманских общин: исторические перспективы национальности, политики и оппозиции в бывшем Советском Союзе и Югославии» (Дарем : Издательство Университета Дьюка, 1994), 277.
- ^ Ричард Лоренц, Экономические основы басмаческого движения в Ферганской долине , 293.
- ^ Марта Б. Олкотт, «Восстание басмачей или свободных людей в Туркестане, 1918-24», Советские исследования , Vol. 33, № 3 (июль 1981 г.), 252.
- ^ Ричард Лоренц, Экономические основы басмаческого движения в Ферганской долине , 289.
- ^ Фазал-Ур-Рахим Хан Марват, Басмаческое движение в советской Центральной Азии (Исследование политического развития) (Пешавар, Emjay Books International: 1985), 151.
Библиография
[ редактировать ]- Баберовски, Йорг; Деринг-Мантейфель, Ансельм (2009). Гейер, Майкл; Фитцпатрик, Шейла (ред.). За пределами тоталитаризма: сравнение сталинизма и нацизма . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-89796-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мари Броксап : Басмачи. Центральноазиатское исследование , Vol. 2 (1983), № 1, стр. 57–81.
- Марко Буттино: «Этническая принадлежность и политика в гражданской войне: о басмачестве в Фергане», Cahiers du monde russe et sovietique , Vol. 38, № 1–2 (1997).
- Сэр Олаф Каро : Советская империя: турки Центральной Азии и сталинизм, 2-е изд., Лондон, Macmillan (1967) ISBN 0-312-74795-0
- Жозеф Кастань . Басмачи: национальное движение выходцев из Средней Азии от Октябрьской революции 1917 года до октября 1924 года. Париж: Éditions E. Leroux, 1925.
- Мустафа Чокай : «Движение басмачей в Туркестане», The Asiatic Review Vol.XXIV (1928)
- Pavel Gusterin : История Ибрагим-бека. Басмачество одного курбаши с его слов. — Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. — 60 с. — ISBN 978-3-659-13813-3 .
- Б. В. Лунин: Басмачество Tashkent (1984)
- Гленда Фрейзер: «Басмачи (части I и II)», Исследование Центральной Азии , Том. 6 (1987), № 1, стр. 1–73 и № 2, стр. 7–42.
- Баймирза Хаит : Басмачи. Национальная борьба Туркестана в 1917-1934 годах. Кёльн , Дрейсам-Верлаг (1993)
- М. Холдсворт: «Советская Центральная Азия, 1917–1940», Советские исследования , Том. 3 (1952), № 3, стр. 258–277.
- Александр Маршалл: «Турецкий фронт: Фрунзе и развитие советской борьбы с повстанцами в Центральной Азии» в книге Тома Эверетта-Хита (ред.) «Центральная Азия. Аспекты перехода», RoutledgeCurzon, Лондон, 2003; ISBN 0-7007-0956-8 (ткань) ISBN 0-7007-0957-6 (пбк.)
- Яков Нальский: В горах Восточной Бухары. (Повесть по воспоминаниям сотрудников КГБ) Dushanbe (1984)
- Марта Б. Олкотт: «Басмачи или восстание свободных людей в Туркестане 1918-24 гг.», Советские исследования , Vol. 33 (1981), № 3, стр. 352–369.
- Хасан Б. Паксой, «БАСМАЧИ»: Турецкое национально-освободительное движение 1916–1930-х годов, Архивировано 1 февраля 2017 г. в Wayback Machine современной энциклопедии религий в России и Советском Союзе (FL: Academic International Press), 1991, Vol. 4, стр. 5–20.
- Зеки Велиди Тоган, [2] Мемуары.
- Фазал-ур-Рахим Хан Марват: Басмаческое движение в советской Средней Азии: исследование политического развития. , Пешавар, Emjay Books International (1985)
- Зеки Велиди Тоган, Мемуары: национальное существование и культурная борьба Туркестана и других восточных тюрков-мусульман (2011). Полный текстовый перевод оригинала 1969 года. Перевод Паксоя. [3]
- Х. Турсунов: Восстание 1916 Года в Средней Азии и Казахстане. Tashkent (1962)
- Басмаческое движение
- Восстания во время Первой мировой войны
- Советская Средняя Азия
- 1920-е годы в Советском Союзе
- 1930-е годы в Советском Союзе
- Паннационализм
- Крестьянские восстания
- Восстания против Российской империи
- Восстания по этническим группам
- Восстания Гражданской войны в России
- Войны с участием Советской России (1917–1922 гг.)
- Восстания против Советского Союза
- Войны с участием Узбекистана
- Белое движение
- Восстания 20-го века
- Антикоммунистические организации
- Гражданская война в Афганистане (1928–1929)