Jump to content

Басмаческое движение

(Перенаправлено из «Восстание басмачей» )
Басмаческое движение
Часть Первой мировой войны и Гражданской войны в России.

Бухара в осаде войсками Красной Армии и горит во время Бухарской операции , 1 сентября 1920 года.
Дата 1916–1934
Расположение
Результат Советско-афганская победа
Территориальный
изменения
Красная Армия захватила Туркестан.
Воюющие стороны
 Российская Республика
(1917)
 Российская СФСР
 • Turkestan ASSR
 • Киргизская АССР
 Khorezm PSR
 Бухарская ПСР
 Советский Союз
(с 30 декабря 1922 г.)

При поддержке:
Армения Армянские националисты

В сотрудничестве с:
Королевство Афганистан Сторонники Амануллы
(1929)
 Афганистан
(1930)
Басмаческое движение
 Хивинское ханство (1918–20)
Россия Белая армия
Алашская автономия (1919–20) [1]

 Бухарский эмират (1920 г.)
При поддержке:
 Афганистан
(до середины 1922 г.) [2]
Эмират Афганистан (1929) Саккависты (1929) [3]
Командиры и лидеры
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Михаил Фрунзе
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Grigory Sokolnikov
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Pyotr Kobozev
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Yakov Melkumov
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Vitaly Primakov
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Василий Шорин
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Август Корк
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Семен Пугачев
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Михаил Левандовский
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Константин Авксентьевский
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Vladimir Lazarevich
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Магаза Масанчи
Бухарская Народная Советская Республика Файзулла Ходжаев
Королевство Афганистан Мохаммад Надир Шах   #
Королевство Афганистан Сардар Шах Вали Хан
Королевство Афганистан Гулам Наби Хан
Энвер-паша  
Ибрагим Бек  
Иргаш бек [ ru ]  
Мадам бей [ ru ]  
Хивинское ханство Джунаид Хан
Бухарский эмират Мухаммад Алим Хан
Корширмат
Россия Konstantin Monstrov  
Эмират Афганистан (1929) Хабибулла Калакани  Выполнено
Сила
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Туркестанский фронт :
120,000–160,000 [4]
Возможно, 30 000 на пике своего развития, более 20 000 (конец 1919 г.) [5]
Жертвы и потери
9338 человек погибли или умерли от болезней
29 617 раненых и больных (январь 1921 г. - июль 1922 г.) [6]
516 убитых
867 раненых и больных (октябрь 1922 г. - июнь 1931 г.) [7]
Итого: 40 000+
9854+ погибших
30 484+ раненых или больных
Неизвестный

Погибли десятки тысяч мирных жителей. [8] [9] По словам Сокола, несколько сотен тысяч казахов и кыргызов убиты или выселены, неизвестное количество умерло от голода. [10] Альтернативная оценка:

150 000 погибших в 1916 году. [11]

Басмаческое движение [12] было восстанием против имперской российской и советской власти в Средней Азии повстанческих групп, вдохновленных исламскими верованиями .

Корни движения лежат в борьбе против призыва в армию в 1916 году, которая вспыхнула, когда Российская империя начала призывать мусульман на военную службу во время Первой мировой войны . [13] Через несколько месяцев после Октябрьской революции 1917 года большевики началась Гражданская война в захватили власть во многих частях Российской империи, и России . Туркестанские мусульманские политические движения попытались сформировать автономное правительство в городе Коканд , в Ферганской долине . Большевики начали штурм Коканда в феврале 1918 года и устроили генеральную резню до 25 000 человек. [8] [9] Резня сплотила поддержку басмачей, которые вели партизанскую и обычную войну, захватив контроль над значительной частью Ферганской долины и большей частью Туркестана . Известными лидерами группы были Энвер-паша , а затем Ибрагим-бек .

В начале 1920-х годов судьба движения менялась, но к 1923 году обширные кампании Красной Армии нанесли басмачам множество поражений. После крупных кампаний Красной Армии и уступок в отношении экономической и исламской практики в середине 1920-х годов военные успехи и народная поддержка басмачей снизились. [14] Сопротивление советскому руководству действительно вспыхнуло вновь, хотя и в меньшей степени, в ответ на кампании коллективизации в предвоенную эпоху . [15]

Этимология

[ редактировать ]

Термин «Басмач» имеет узбекское происхождение и означает «Бандит» или «Разбойник». [16] [17] которое, вероятно, произошло от слова «баскинджи», что означает «нападающий». [18] Русские использовали этот термин для обозначения бойцов сопротивления в Центральной Азии, и он широко использовался по всему региону для их обозначения, пытаясь убедить общественность в том, что боевики были не более чем преступниками. [16] [19]

До мировой войны Первой Русский Туркестан управлялся из Ташкента как край или генерал-губернаторство. К востоку от Ташкента Ферганская долина представляла собой этнически разнообразный, густонаселенный регион, разделенный между оседлыми земледельцами (часто называемыми сартами ) и кочевниками (в основном киргизами). Под властью России он был преобразован в крупный хлопководческий регион. [20] В результате экономического развития в регионе появилась мелкая промышленность, но некоторые ученые предполагают, что местные рабочие жили хуже, чем их российские коллеги, а новое богатство от хлопка распределялось неравномерно; многие фермеры оказались в долгах. Многие преступники организовались в банды, составив основу раннего движения басмачей, когда оно зародилось в Ферганской долине. [21]

Установление цен на хлопок во время Первой мировой войны усугубило ситуацию, и вскоре образовался крупный безземельный сельский пролетариат . Мусульманское духовенство осудило азартные игры и алкоголизм , которые стали обычным явлением, а преступность значительно выросла. [22]

Крупные беспорядки в Русском Туркестане вспыхнули в 1916 году, когда царское правительство прекратило освобождение мусульман от военной службы. Это вызвало среднеазиатское восстание 1916 года , сосредоточенное на территории современного Казахстана и Узбекистана , которое было подавлено введением военного положения. Напряженность между выходцами из Центральной Азии (особенно казахами) и русскими поселенцами привела к крупномасштабной резне с обеих сторон. Тысячи людей погибли, а сотни тысяч бежали, в основном в соседнюю Китайскую Республику . [23] Среднеазиатское восстание 1916 года было первым массовым антироссийским инцидентом в Центральной Азии и подготовило почву для местного сопротивления после падения царя Николая II в следующем году. [24]

Подавление восстания представляло собой целенаправленную кампанию по уничтожению казахских и киргизских племен со стороны русских воинов и поселенцев. Сотни тысяч казахов и киргизов были убиты или изгнаны. Этническая чистка имела свои корни в политике царского правительства по этнической гомогенизации. [25]

Конфликт

[ редактировать ]

Кокандская автономия и начало военных действий

[ редактировать ]
Флаг басмаческого движения

После Февральской революции 1917 года мусульманские политические силы начали организовываться. Члены Всероссийского мусульманского совета сформировали Шура -и Ислам (Исламский совет), джадидистскую организацию, стремившуюся к созданию федеративного демократического государства с автономией для мусульман. [26] Более консервативные религиозные ученые сформировали Улема Джемьети (Совет ученых), больше озабоченный защитой исламских институтов и законов шариата . Вместе эти мусульманские националисты образовали коалицию, но она распалась после Октябрьской революции, когда джадиды оказали поддержку захватившим власть большевикам. Ташкентский Совет солдатских и рабочих депутатов , организация, в которой доминировали российские железнодорожники и колониальные пролетарии, отверг участие мусульман в правительстве. Уязвленные этим очевидным подтверждением колониального правления, Шураи Ислам воссоединились с улемами Джемьети, чтобы сформировать Кокандское автономное правительство. Это должно было стать ядром автономного [27] государство в Туркестане, регулируемое законами шариата. [28]

Здание Ташкентского Совета в 1917 году.

Ташкентский Совет первоначально признал власть Коканда , но ограничил свою юрисдикцию старой мусульманской частью Ташкента и потребовал последнего слова в региональных делах. После жестоких беспорядков в Ташкенте отношения испортились, и, несмотря на левые взгляды многих его членов, Коканд присоединился к белым . [29] Политически и в военном отношении мусульманское правительство начало искать защиту. С этой целью банда вооруженных грабителей во главе с Иргаш-беем была амнистирована и завербована для защиты Коканда. [ когда? ] [27] Однако этот отряд не смог противостоять наступлению на Коканд сил Ташкентского Совета. В феврале 1918 года солдаты Красной Армии основательно разграбили Коканд и устроили так называемый « погром ». [30] в результате которого погибло около 25 000 человек. [8] [9] Эта резня, а также казнь многих ферганских крестьян, подозреваемых в хранении хлопка и продуктов питания, вызвали возмущение мусульманского населения. Иргаш-бей поднял оружие против Советов, объявив себя «Верховным лидером Исламской армии», и восстание басмачей началось всерьез. [31]

Эмир Саид Алим Хан Бухарский (1880–1944), последний эмир Бухары.

Тем временем советские войска временно свергли бухарского эмира Саида Алим-хана в пользу левой фракции младобухарцев во главе с Файзуллой Ходжаевым . Русские войска были отброшены бухарским населением после периода грабежей, и эмир на какое-то время сохранил свой трон. [32] В Хивинском ханстве лидер басмачей Джунаид-хан сверг российскую марионетку и подавил модернизирующее движение левых младохивинцев . [33]

Первый этап восстания в Ферганской долине

[ редактировать ]

Претензии Иргаш-бея на руководство армией верующих получили признание духовенства Ферганской долины , и вскоре он стал контролировать значительную боевую силу. Широкомасштабные кампании по национализации , проводимые из Ташкента, привели к экономическому коллапсу, а Ферганская долина столкнулась с голодом из-за отсутствия импорта зерна. Все эти факторы побудили людей присоединиться к басмачам. Ташкентский Совет не смог сдержать восстание, и в конце 1918 года децентрализованные отряды боевиков общей численностью около 20 000 человек контролировали Фергану и сельскую местность вокруг Ташкента. Иргаш-бей столкнулся с конкурирующими командирами, такими как Мадамин-бей , которого поддерживали более умеренные мусульманские фракции, но он обеспечил формальное, номинальное руководство движением на совете в марте 1919 года. [9]

Поскольку Ташкентский Совет находился в уязвимом военном положении, большевики предоставили русским поселенцам возможность организовать собственную оборону, создав Ферганскую Крестьянскую Армию . Часто это сопровождалось жестокими репрессиями за нападения басмачей как со стороны советских войск, так и со стороны российских фермеров. [31] Однако жесткая политика военного коммунизма вызвала недовольство крестьянской армии ташкентским Советом. В мае 1919 года Мадамин-бей заключил союз с поселенцами, повлекший за собой пакт о ненападении и создание коалиционной армии. Новые союзники разработали планы создания совместного российско-мусульманского государства с механизмами разделения власти и культурных прав для обеих групп. [34] [35] Однако споры по поводу исламской ориентации басмачей привели к распаду союза, и как Мадамин, так и поселенцы потерпели поражение от мусульманской Волжско-татарской Красной бригады. [36] Жители Ферганской долины были измотаны суровой зимой 1919-20 годов, и в марте Мадамин-бей перешел на советскую сторону. [37] Между тем, помощь голодающим достигла региона в рамках более умеренной Новой экономической политики , а земельная реформа и амнистия успокоили жителей Ферганы. В результате движение басмачей утратило контроль над большинством населенных пунктов и в целом сократилось.

Умиротворение Ферганы длилось недолго. Летом 1920 года Советы чувствовали себя в достаточной безопасности, чтобы реквизировать продовольствие и мобилизовать призывников-мусульман. Результатом стало возобновление восстания и распространение новых групп басмачей, подпитываемых религиозными лозунгами. [38] Возобновление конфликта приведет к распространению движения басмачей по всему Туркестану.

Басмачи в Хиве и Бухаре.

[ редактировать ]

В январе 1920 года Красная Армия захватила Хиву и создала Временное младохивинское правительство. Джунаид-хан со своими последователями бежал в пустыню, и в Хорезмской области зародилось движение басмачей. [39] К концу года Советы свергли правительство младохивинцев, а мусульманские националисты бежали, чтобы присоединиться к Джунаиду, значительно усилив его силы. [40]

В августе того же года эмир Бухары был окончательно свергнут, когда Красная Армия захватила Бухару . Из ссылки в Афганистане эмир руководил движением бухарских басмачей, поддерживаемый разгневанным населением и духовенством. Боевики действовали от имени эмира и находились под командованием Ибрагим-бея, вождя племени. [41] Войска басмачей в течение длительного периода успешно действовали как в Хиве, так и в Бухаре. Повстанческое движение также начало распространяться на Казахстан , а также на таджикские и туркменские земли. [40]

Энвер-паша и расцвет басмаческого движения

[ редактировать ]
Переговоры с басмачами, Фергана , 1921 год.

В ноябре 1921 года Энвер-паша , бывший военный министр Турции и один из главных организаторов геноцида армян , прибыл в Бухару, чтобы помочь советским военным усилиям. Энвер-паша был сторонником турецко-советского союза против британцев и завоевал доверие советских властей. Однако вскоре он дезертировал и стал единственным и наиболее важным лидером басмачей, централизовав и оживив движение. [41] Энвер-паша намеревался создать пантюркскую конфедерацию, охватывающую всю Среднюю Азию, а также Анатолию и китайские земли. [41] Его призыв к джихаду получил широкую поддержку, и ему удалось превратить партизан-басмачей в армию численностью 16 000 человек. К началу 1922 года значительная часть Бухарской Народной Советской Республики , включая Самарканд и Душанбе, оказалась под контролем басмачей. Тем временем дунганский мусульманин Магаза Масанчи сформировал Дунганский кавалерийский полк для борьбы на стороне Советов против басмачей. [42]

Поражение движения

[ редактировать ]
Туркестанский фронт, 1922 год.
Советская Средняя Азия в 1922 году

Теперь, опасаясь полной потери Туркестана, советские власти снова приняли двойную стратегию для подавления восстания: политическое примирение и культурные уступки наряду с подавляющей военной мощью. Религиозные уступки восстановили законы шариата, а школы Корана и земли вакфов были восстановлены. [43] Москва стремилась сделать борьбу местной, создав добровольческое ополчение, состоящее из крестьян-мусульман, под названием « Красные палки» , и, по оценкам, 15-25 процентов советских войск в этом регионе были мусульманами. [4] Советы в первую очередь полагались на тысячи регулярных солдат Красной Армии, ветеранов Гражданской войны, теперь поддерживаемых поддержкой с воздуха . Стратегия уступок с авиаударами оказалась успешной, и когда в мае 1922 года Энвер-паша отклонил мирное предложение и выдвинул ультиматум с требованием вывести все войска Красной Армии из Туркестана в течение пятнадцати дней, Москва была хорошо подготовлена ​​к конфронтации. В июне 1922 года советские части под командованием генерала разгромили силы басмачей Какурина в битве при Кафруне. Красная Армия начала оттеснять повстанцев на восток, отбивая значительную территорию. Сам Энвер погиб в неудавшейся последней кавалерийской атаке 4 августа 1922 года недалеко от Балджуана (на территории современного Таджикистана ). Его преемник Селим-паша продолжил борьбу, но в конце концов бежал в Афганистан в 1923 году.

В июле-августе 1923 года в результате крупного советского наступления удалось вытеснить басмачей из Гарма . [44] Присутствие басмачей сохранялось в Ферганской долине до 1924 года, а боевиков там возглавлял Корширмат (или Курширмат), который возобновил восстание в 1920 году. По данным британской разведки, [45] что Курширмат располагал силами в 5000-6000 человек. Однако после многих лет войны народная поддержка басмачей иссякла. Крестьяне хотели вернуться к работе, особенно теперь, когда советская политика снова сделала Туркестан пригодным для жизни. Силы Курширмата сократились примерно до 2000 человек, многие из которых прибегли к бандитизму. [45] и вскоре он сбежал в Афганистан. [46] Туркестан к этому моменту был истощен войной. 200 000 человек покинули таджикские земли, оставив две трети пахотных земель заброшенными. Меньшие разрушения наблюдались в Фергане. [46]

Трансграничные операции на севере Афганистана

[ редактировать ]
Хабибулла Калакани на фото со своими последователями в Афганистане предоставил убежище бойцам-басмачам

В январе 1929 года, после прихода к власти в Афганистане в ходе ) , Хабибулла Калакани разрешил действовать на севере Афганистана повстанцам-басмачам, которые затем обосновались в Имансейиде, Хан-Абаде , Ростаке , Талокане , Файзабаде Гражданской войны в Афганистане ( 1928–1929 Конец марта 1929 года. [44] В середине марта 1929 года афганские басмачи предприняли два рейда на Советский Союз: первый — на Амударью, к юго-западу от Куляба , а второй предпринял Курбаши Керим Бердой с 100 отрядами басмачей. Оба вторжения были разбиты. [44] Дальнейшие вторжения были отражены 17 марта и 7 апреля. [44] 12 апреля повстанцы-басмачи успешно форсировали реку Пяндж и захватили город Тогмай. Вскоре после этого эти силы достигли Дзафра и Кеврона. 13 апреля басмачи захватили Калай-Хумб . [44] а несколько дней спустя оккупировали Гашион, а 15-го числа захватили Ванч, который Советы отбили на следующий день. [44]

Из-за нападений басмачей Советский Союз направил в Афганистан из Термеза 15 апреля небольшой отряд под командованием Виталия Примакова для поддержки свергнутого афганского короля Амануллы-хана . Эти силы Красной Армии численностью от 700 до 1000 человек в конечном итоге взяли под свой контроль города Мазари-Шариф и Ташкурган . [47] В ходе советской операции басмачи продолжали совершать набеги через границу, захватив 20 апреля Калай-Лябоб, а 21 апреля после ожесточенного боя захватив Нимичи в 35 км к востоку от Гарма. [44] В период с 20 по 22 апреля на территорию Советского Союза перешли еще несколько отрядов басмачей, один из которых добрался до Тавильдары, а 30 апреля его остановила охрана. 22 апреля басмачи захватили Гарм, который Советы отбили либо в тот же день, либо на следующий день. 24 апреля Советы начали крупное контрнаступление и в тот же день отбили Калаи-Лиабоб. 3 мая последние отряды басмачей отошли в Афганистан. [44]

Красная Армия планировала направиться в Кабул, чтобы вернуть его у саккавистов Аманулле-хану. [48] Однако операция была остановлена ​​после того, как Москва узнала, что к британскому владычеству . Аманулла Хан бежал в изгнание 23 мая [49] Кроме того, причиной отмены операции было названо недовольство международного сообщества (в то время Советский Союз пытался получить международное признание). [48] Последнее советское подразделение вернулось из Афганистана в июне 1929 года. [48]

После того, как саккависты проиграли гражданскую войну и Калакани был казнен, премьер-министр Афганистана Мохаммад Хашим-хан от имени нового короля Мохаммеда Надир-шаха потребовал от Ибрагим-бека сложить оружие против Советского Союза, но тот отказался. [50] Афганистан и Советский Союз договорились о новой интервенции, начатой ​​Красной Армией в июне 1930 года под командованием полковника Якова Мелкумова . [48] Кавалерийская бригада продвинулась на 50–70 км вглубь северного Афганистана и находилась под тщательным контролем, чтобы не «тронуть» фермы и собственность местных жителей, чтобы не задеть их националистические или религиозные чувства. Это было относительно успешным, поскольку местные жители Афганистана были дружелюбны и направляли их. Ибрагим-бек сначала хотел сражаться, но, узнав о силе кавалерии и отсутствии сочувствия со стороны местных афганцев, он отказался от планов. В результате Советы не встретили организованного сопротивления и сумели уничтожить басмачей и их пособников. Юрты , где в долине реки, в том числе села Ак-Тепе и Алиабад проживали басмачи, и имущество басмачей были сожжены, хотя местное афганское население осталось нетронутым. Басмачи и пособники потеряли 839 человек, тогда как у Советской армии была одна потеря (от утопления) и два ранения. [51] [52]

Периодические операции басмачей после победы СССР

[ редактировать ]

После того как басмаческое движение было уничтожено как политическая и военная сила, скрывавшиеся в горных районах боевики вели партизанскую войну. К 1926 году восстание басмачей утихло в большей части Центральной Азии. Однако стычки и периодические боевые действия вдоль границы с Афганистаном продолжались до начала 1930-х годов. Джунаид-хан угрожал Хиве в 1926 году, но в конце концов был сослан в 1928 году. [46] Два выдающихся командира, Файзал Максум и Ибрагим-бей, продолжали действовать за пределами Афганистана и провели ряд рейдов в Таджикскую Советскую Социалистическую Республику в 1929 году. Ибрагим Бек возглавил кратковременное возрождение движения, когда коллективизация усилила сопротивление и сумела задержать политику. до 1931 года в Туркмении, но вскоре был пойман и казнен. Затем движение практически заглохло. [44] [53] Последняя крупная боевая операция басмачей произошла в октябре 1933 года, когда войска Джунаид-хана потерпели поражение в пустыне Каракумы. К 1934 году движение басмачей прекратилось. [54]

Последствия

[ редактировать ]

Лидеры коренных народов начали сотрудничать с советскими властями, и большое количество выходцев из Центральной Азии присоединились к Советской коммунистической партии в соответствии с ленинской и сталинской населения политикой коренного . Многие заняли высокие посты в правительствах Узбекской, Таджикской, Кыргызской, Казахской и Туркменской Советских Социалистических Республик , образованных на базе Туркестанской АССР в 1924 году. Во время советизации Средней Азии ислам стал центром антирелигиозных кампаний. Правительство закрыло большинство мечетей, репрессируя исламских священнослужителей и нацеливаясь на символы исламской идентичности, такие как чадра. [55] Узбеков, которые продолжали исповедовать мусульманство, считали националистами и часто подвергали тюремному заключению или казни. Сталинская коллективизация и индустриализация продолжались, как и везде в Советском Союзе.

Характер движения

[ редактировать ]

Басмаческое движение характеризуется как национально-освободительное движение. [56] целью которого было положить конец иностранному правлению на территориях Центральной Азии, тогда известных как Туркестан, а также на протекторатах Хивы и Бухары. Предполагается, что «басмачи» — тюркское слово, обозначающее бандита или мародера, например, банды воров, охотившихся на караваны в регионе, происходящее от слова басмак — совершать набеги, давить. [ нужна ссылка ] Термин «басмачи» часто использовался в советских источниках из-за его уничижительного значения. [57]

Советы изображали это движение как состоящее из разбойников, движимых исламским фундаментализмом , ведущих контрреволюционную войну при поддержке британских агентов. [58] В действительности басмачи представляли собой разнообразную и многогранную группу, получавшую незначительную иностранную помощь. [ нужна ссылка ] не относились к басмачам благосклонно Западные державы , считая их потенциальными врагами. [ нужна ссылка ] из-за пантюркистской и панисламистской идеологии, которой придерживались некоторые из их лидеров. Однако некоторые группы басмачей получали поддержку со стороны британских и турецких спецслужб, и чтобы отрезать эту помощь извне, специальные воинские отряды Красной Армии маскировались под силы басмачей и успешно перехватывали поставки. [ нужна ссылка ]

Хотя многие боевики руководствовались призывами к джихаду , [59] Басмачи пользовались поддержкой многих идеологических лагерей и основных слоев населения. В тот или иной момент [ нечеткий ] [ когда? ] Басмачи пользовались поддержкой джадидских реформаторов, пантюркских идеологов и левых туркестанских националистов. [60] Крестьяне и кочевники, долгое время выступавшие против российского колониального правления, враждебно отреагировали на антиисламскую политику и советские реквизиции продовольствия и скота. Тот факт, что большевизм в Туркестане был во власти русских колонистов в Ташкенте [61] заставило царское и советское правление выглядеть идентичными. Ряды басмачей пополнились теми, кто остался без работы из-за плохих экономических условий, и теми, кто чувствовал, что противостоит посягательству на их образ жизни. [62] Первые бойцы-басмачи были бандитами, как следует из их названия, и они вернулись к бандитизму, когда движение позже сошло на нет. [46] Хотя басмачи в определенных моментах были относительно сплочены, в целом движение пострадало от распыления. [ нужна ссылка ] Соперничество между различными лидерами и более серьезные этнические споры между кыргызами и узбеками или туркменами создали серьезные проблемы для движения. [ нужна ссылка ]

[ редактировать ]

Восстание показано в нескольких « Остернах », таких как «Белое солнце пустыни» , «Седьмая пуля » и «Телохранитель» , а также в телесериале «Государственная граница» .

См. также

[ редактировать ]
  1. В союзе с ним и контрреволюционными разбойничьими бандами бея Мадамина с 10 июля 1919 г. по январь 1920 г.
  2. ^ Мухаммад, Файз; Хазара, Файз Мухаммад Катиб (1999). Кабул в осаде: отчет Файза Мухаммеда о восстании 1929 года . Издательство Маркуса Винера. п. 12. ISBN  9781558761551 .
  3. Саккависты воевали только на севере Афганистана.
  4. ^ Jump up to: а б Мусульманский вызов Москвы: Советская Центральная Азия , Майкл Рывкин, стр. 35
  5. ^ Советский разъединение: история национальной проблемы в СССР, Богдан Нагайло, Виктор Свобода, с. 40, 1990.
  6. ^ Кривошеев, Григорий (ред.), Советские потери и боевые потери в двадцатом веке «12 827 убитых или убитых», стр. 43, Лондон: Greenhill Books, 1997.
  7. ^ Генерал-лейтенант Г.Ф.КРИВОШЕЕВ (1993 г.). «ПОТЕРИ СОВЕТСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ В ВОЙНАХ, БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ, ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ» (PDF) . МОСКОВСКОЕ ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО. п. 56 . Проверено 21 июня 2015 г.
  8. ^ Jump up to: а б с Узбекистан, Томас Р. Маккрей, Чарльз Ф. Грицнер, стр. 30, 2004, ISBN   1438105517 .
  9. ^ Jump up to: а б с д Марта Б. Олкотт, Басмачи или восстание свободных людей в Туркестане , 1918-24, 355.
  10. ^ Баберовски и Деринг-Мантёфель 2009 , стр. 202.
  11. ^ Моррисон, Александр (2017). «Восстание 1916 года в русской Средней Азии. Эдвард Деннис Сокол. Предисловие С. Фредерика Старра. Балтимор: Johns Hopkins University Press, 2016 (оригинальное издание 1954 года). x, 187 стр. Библиография. Указатель. Цифры» . Славянское обозрение . 76 (3): 772–778. дои : 10.1017/slr.2017.185 . ISSN   0037-6779 . S2CID   166171560 .
  12. ^ Паренти, Кристиан (28 июня 2011 г.). Тропик хаоса: изменение климата и новая география насилия . Общественные дела. ISBN  978-1-56858-662-5 . Эти традиционалисты, протомуджахеды, которых в Советском Союзе называли басмачами, что означает «бандиты», называли себя сторонниками ислама, тюркского национализма и антикоммунизма. Одну из этих банд мусульманских повстанцев возглавлял Энвер-паша.
  13. ^ Виктор Спольников, «Воздействие войны в Афганистане на бывшие советские республики Центральной Азии», в книге Хафиза Малика, изд., Центральная Азия: ее стратегическое значение и перспективы на будущее (Нью-Йорк: St. Martin's Press, 1994), 101.
  14. ^ Майкл Рывкин, Мусульманский вызов Москвы: Советская Центральная Азия (Армонк: ME Sharpe, Inc, 1990), 41.
  15. ^ Марта Б. Олкотт, «Восстание басмачей или свободных людей в Туркестане, 1918-24», Советские исследования , Vol. 33, № 3 (июль 1981 г.), 361.
  16. ^ Jump up to: а б Абдуллаев, Камолудин (10 августа 2018 г.). Исторический словарь Таджикистана . Роуман и Литтлфилд. ISBN  978-1-5381-0252-7 . Восстание распространялось, и по мере того, как оно набирало силу, большевики стали называть его бойцов басмачами, что на местных языках означает «бандит». Готовясь осенью 1920 года к Гиссарской экспедиции, командование Туркфронта рассматривало ее как...
  17. ^ Хиро, Дилип (ноябрь 2011 г.). Внутри Центральной Азии: политическая и культурная история Узбекистана, Туркменистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Турции и Ирана . Абрамс. ISBN  978-1-59020-378-1 . Основная проблема коммунистов теперь заключалась в том, как противостоять продолжающемуся националистическому движению басмачей (что по-узбекски означает «бандит»).
  18. ^ [1] Басмаческое движение изнутри: рассказ Зеки Велиди Тогана
  19. ^ Гудсон, Ларри П. (28 октября 2011 г.). Бесконечная война в Афганистане: провал государства, региональная политика и подъем Талибана . Вашингтонский университет Press. ISBN  978-0-295-80158-2 .
  20. ^ Ричард Лоренц, Экономические основы движения басмачей в Ферганской долине , в книге «Возрождение мусульманских общин: исторические перспективы национальности, политики и оппозиции в бывшем Советском Союзе и Югославии», редакторы: Андреас Каппелер, Герхард Симон, Герог Бруннер, 1994, с. 280.
  21. ^ Ричард Лоренц, Экономические основы движения басмачей в Ферганской долине , в книге «Возрождение мусульманских общин: исторические перспективы национальности, политики и оппозиции в бывшем Советском Союзе и Югославии», редакторы: Андреас Каппелер, Герхард Симон, Герог Бруннер, 1994, с. 282.
  22. ^ Ричард Лоренц, Экономические основы движения басмачей в Ферганской долине , в книге «Возрождение мусульманских общин: исторические перспективы национальности, политики и оппозиции в бывшем Советском Союзе и Югославии», редакторы: Андреас Каппелер, Герхард Симон, Герог Бруннер, 1994, с. 284.
  23. ^ Кэтрин Евтухова, Ричард Стайтс, История России: Народы, легенды, события, силы (Бостон: Houghton Mifflin Company, 2004), 265
  24. ^ Хафиз Малик, Центральная Азия , стр.101.
  25. ^ Баберовски и Деринг-Мантёфель 2009 , стр. 201–202.
  26. ^ Ричард Лоренц, Экономические основы басмаческого движения в Ферганской долине, 186.
  27. ^ Jump up to: а б Ричард Лоренц, Экономические основы басмаческого движения в Ферганской долине , 290.
  28. ^ Марта Б. Олкотт, Басмачи или восстание свободных людей в Туркестане , 1918-24, 354.
  29. Майкл Рывкин, «Мусульманский вызов Москвы» , 22.
  30. ^ Ричард Лоренц, Экономические основы басмаческого движения в Ферганской долине , 291.
  31. ^ Jump up to: а б Ричард Лоренц, Экономические основы басмаческого движения в Ферганской долине , 293.
  32. ^ Ричард Лоренц, Экономические основы басмаческого движения в Ферганской долине , 32.
  33. Майкл Рывкин, «Мусульманский вызов Москвы» , 24.
  34. ^ Ричард Лоренц, Экономические основы басмаческого движения в Ферганской долине , 295.
  35. ^ Марта Б. Олкотт, Басмачи или восстание свободных людей в Туркестане , 1918-24, 356.
  36. Майкл Рывкин, «Мусульманский вызов Москвы» , 34.
  37. ^ Ричард Лоренц, Экономические основы басмаческого движения в Ферганской долине , 296.
  38. Майкл Рывкин, «Мусульманский вызов Москвы» , 35.
  39. Фазал-Ур-Рахим Хан Марват, Басмаческое движение в советской Средней Азии , 160.
  40. ^ Jump up to: а б Михаил Рывкин, «Мусульманский вызов Москвы» , 36.
  41. ^ Jump up to: а б с Марта Б. Олкотт, Басмачи или восстание свободных людей в Туркестане, 1918-24, 358.
  42. ^ Джозеф Л. Вечински (1994). Современная энциклопедия российской и советской истории, Том 21 . Академическая международная пресса. п. 125. ИСБН  0-87569-064-5 . Проверено 1 января 2011 г.
  43. ^ Марта Б. Олкотт, Басмачи или восстание свободных людей в Туркестане , 1918-24, 357.
  44. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Риттер, Уильям С. (1990). «Восстание в горах: Фузайл Максум и оккупация Гарма, весна 1929 года». Журнал современной истории 25: 547. дои : 10.1177/002200949002500408 .
  45. ^ Jump up to: а б Йылмаз Шухназ, «Османский воин за границей: Энвер-паша как эмигрант». Ближневосточные исследования 35, вып. 4 (1999), стр. 47-30.
  46. ^ Jump up to: а б с д Михаил Рывкин, «Мусульманский вызов Москвы» , 42.
  47. ^ Ларри П. Гудсон (2011). Бесконечная война в Афганистане . Вашингтонский университет Press. ISBN  978-0295801582 .
  48. ^ Jump up to: а б с д Дж. Брюс Амштуц (1994). Афганистан: первые пять лет советской оккупации . Издательство ДИАНА. п. 14 . ISBN  9780788111112 .
  49. ^ Родрик Брейтуэйт (2011). Афганцы: Русские в Афганистане 1979-89 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 29 . ISBN  9780199911516 .
  50. ^ "История в лицах. "Наполеон из Локая". Часть II" . abdunazarov.ru . Archived from the original on 4 February 2016 . Retrieved 11 January 2022 .
  51. ^ "Павел Аптекарь" .
  52. ^ История Афганской войны 1990-х годов и превращение Афганистана в источник угроз для Центральной Азии.
  53. ^ Риттер, Уильям С. (1985). «Завершающий этап ликвидации антисоветского сопротивления в Таджикистане: Ибрагим Бек и басмачи, 1924-31». Советские исследования 37 (4).
  54. ^ Такер, Спенсер К. (29 октября 2013 г.). Энциклопедия повстанческого движения и борьбы с повстанцами: Новая эра современной войны: Новая эра современной войны . АВС-КЛИО. п. 61. ИСБН  9781610692809 .
  55. ^ Пайпс, Ричард (1955). «Мусульмане советской Средней Азии: тенденции и перспективы (часть I)». Ближневосточный журнал . 9 (2): 149–150. JSTOR   4322692 .
  56. Мусульманский вызов Москвы: Советская Центральная Азия , Майкл Рывкин, стр. 43.
  57. ^ Басмачи - Оксфордские исламские исследования онлайн
  58. ^ Ричард Лоренц, «Экономические основы движения басмачей в Ферганской долине», в книге Андреаса Каппелерма Герхарда Саймона, Эдварда Олворта, редактора, « Возрождение мусульманских общин: исторические перспективы национальности, политики и оппозиции в бывшем Советском Союзе и Югославии» (Дарем : Издательство Университета Дьюка, 1994), 277.
  59. ^ Ричард Лоренц, Экономические основы басмаческого движения в Ферганской долине , 293.
  60. ^ Марта Б. Олкотт, «Восстание басмачей или свободных людей в Туркестане, 1918-24», Советские исследования , Vol. 33, № 3 (июль 1981 г.), 252.
  61. ^ Ричард Лоренц, Экономические основы басмаческого движения в Ферганской долине , 289.
  62. ^ Фазал-Ур-Рахим Хан Марват, Басмаческое движение в советской Центральной Азии (Исследование политического развития) (Пешавар, Emjay Books International: 1985), 151.

Библиография

[ редактировать ]
  • Баберовски, Йорг; Деринг-Мантейфель, Ансельм (2009). Гейер, Майкл; Фитцпатрик, Шейла (ред.). За пределами тоталитаризма: сравнение сталинизма и нацизма . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-89796-9 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Мари Броксап : Басмачи. Центральноазиатское исследование , Vol. 2 (1983), № 1, стр. 57–81.
  • Марко Буттино: «Этническая принадлежность и политика в гражданской войне: о басмачестве в Фергане», Cahiers du monde russe et sovietique , Vol. 38, № 1–2 (1997).
  • Сэр Олаф Каро : Советская империя: турки Центральной Азии и сталинизм, 2-е изд., Лондон, Macmillan (1967) ISBN   0-312-74795-0
  • Жозеф Кастань . Басмачи: национальное движение выходцев из Средней Азии от Октябрьской революции 1917 года до октября 1924 года. Париж: Éditions E. Leroux, 1925.
  • Мустафа Чокай : «Движение басмачей в Туркестане», The Asiatic Review Vol.XXIV (1928)
  • Pavel Gusterin : История Ибрагим-бека. Басмачество одного курбаши с его слов. — Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. — 60 с. — ISBN   978-3-659-13813-3 .
  • Б. В. Лунин: Басмачество Tashkent (1984)
  • Гленда Фрейзер: «Басмачи (части I и II)», Исследование Центральной Азии , Том. 6 (1987), № 1, стр. 1–73 и № 2, стр. 7–42.
  • Баймирза Хаит : Басмачи. Национальная борьба Туркестана в 1917-1934 годах. Кёльн , Дрейсам-Верлаг (1993)
  • М. Холдсворт: «Советская Центральная Азия, 1917–1940», Советские исследования , Том. 3 (1952), № 3, стр. 258–277.
  • Александр Маршалл: «Турецкий фронт: Фрунзе и развитие советской борьбы с повстанцами в Центральной Азии» в книге Тома Эверетта-Хита (ред.) «Центральная Азия. Аспекты перехода», RoutledgeCurzon, Лондон, 2003; ISBN   0-7007-0956-8 (ткань) ISBN   0-7007-0957-6 (пбк.)
  • Яков Нальский: В горах Восточной Бухары. (Повесть по воспоминаниям сотрудников КГБ) Dushanbe (1984)
  • Марта Б. Олкотт: «Басмачи или восстание свободных людей в Туркестане 1918-24 гг.», Советские исследования , Vol. 33 (1981), № 3, стр. 352–369.
  • Хасан Б. Паксой, «БАСМАЧИ»: Турецкое национально-освободительное движение 1916–1930-х годов, Архивировано 1 февраля 2017 г. в Wayback Machine современной энциклопедии религий в России и Советском Союзе (FL: Academic International Press), 1991, Vol. 4, стр. 5–20.
  • Зеки Велиди Тоган, [2] Мемуары.
  • Фазал-ур-Рахим Хан Марват: Басмаческое движение в советской Средней Азии: исследование политического развития. , Пешавар, Emjay Books International (1985)
  • Зеки Велиди Тоган, Мемуары: национальное существование и культурная борьба Туркестана и других восточных тюрков-мусульман (2011). Полный текстовый перевод оригинала 1969 года. Перевод Паксоя. [3]
  • Х. Турсунов: Восстание 1916 Года в Средней Азии и Казахстане. Tashkent (1962)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ef171d3aa094b2f24a9988e125dc57b5__1722727740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/b5/ef171d3aa094b2f24a9988e125dc57b5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Basmachi movement - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)