Jump to content

Панисламизм

(Перенаправлено с «Панисламист» )
Ислам по странам :     сунниты     Шииты   Бедро

Панисламизм ( араб . الوحدة الإسلامية ) — политическое движение , выступающее за единство мусульман в рамках одной исламской страны или государства — часто халифата. [ 1 ] – или международная организация с исламскими принципами. Исторически сложилось так, что после османизма , который был направлен на единство всех османских граждан, панисламизм был пропагандирован в Османской империи в последней четверти XIX века султаном Абдул Хамидом II. [ 2 ] с целью предотвращения сепаратистских движений мусульманских народов империи.

Панисламизм отличается от паннационалистических идеологий, например, панарабизма , рассматривая умму (мусульманское сообщество) как средоточие преданности и мобилизации, включая веру Таухид , руководствуясь Корана и Сунны учениями , исключая этническую принадлежность. и раса как основные объединяющие факторы.

Основными лидерами панисламистского движения была триада Джамал ад-Дина Афгани (1839–1897), Мухаммада Абдо (1849–1905) и Сайида Рашида Риды (1865–1935), которые активно участвовали в антиколониальных усилиях по противодействовать проникновению европейцев на мусульманские земли. Они также стремились укрепить исламское единство, которое, по их мнению, было самой мощной силой для мобилизации мусульман против имперского господства. [ 3 ] После завоевания Ибн Саудом Аравийского полуострова панисламизм получил поддержку во всем исламском мире . Во второй половине 20-го века панисламисты конкурировали с левыми националистическими идеологиями в арабском мире, такими как насеризм и баасизм . [ 4 ] [ 5 ] В разгар Холодной войны в 1960-х и 1970-х годах Саудовская Аравия и союзные страны в мусульманском мире возглавили панисламистскую борьбу, направленную на борьбу с распространением коммунистической идеологии и ограничением растущего советского влияния в мире. [ 6 ]

Классические доктрины

[ редактировать ]

Арабский термин Умма , встречающийся в Коране. [ 7 ] и исламская традиция , [ 8 ] [ 9 ] исторически использовался для обозначения мусульман в целом, независимо от расы, этнической принадлежности и т. д. [ 10 ] [ 9 ] Этот термин использовался в политическом смысле классическими исламскими учеными, например, такими как аль-Маварди в «Ахкам аль-Султанийя», где он обсуждает контракт имамата уммы, «предписанный для преемственности пророчества» в защите религии и управлении дела мира. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Аль-Газали также говорит об Умме в политическом смысле. [ 15 ] [ 16 ] например, в его работе «Фадия аль-Батинья ва Фадаил аль-Мустажария». [ 17 ] [ 18 ]

Фахруддин ар-Рази , который также говорит об Умме в политическом смысле, цитируется следующим образом: [ 19 ] [ 15 ]

Мир – это сад, поливателем которого является династия, являющаяся властью. Хранителем этой власти является шариат, и шариат также является политикой, которая сохраняет королевство; королевство — это город, который создает армия; армия гарантирована богатством; богатство приобретается подданными (уммой), которые становятся слугами посредством справедливости; справедливость – ось благополучия мира.

- ар-Рази в своей книге «Джами аль-Улум». [ 19 ] [ 15 ]

По мнению некоторых ученых [ ВОЗ? ] Цели идеологии в качестве модели берут первые годы ислама - правление Мухаммеда и ранний халифат - особенно во время золотого века ислама , поскольку принято считать, что в эти годы мусульманский мир был сильным, единым и свободным от коррупции. [ 20 ]

Происхождение

[ редактировать ]

Многие ученые утверждают, что доктрины панисламизма можно было наблюдать еще в эпоху исламской Иберии , Сицилийского эмирата , Пороховых империй ( Османской , Сефевидской и Великих Моголов ) и ряда мусульманских султанатов и королевств, несмотря на наличие и занятость немусульманских подданных мусульманскими державами. [ 21 ] В XVIII веке множество движений за пуританское исламское обновление возникло . Среди них возрожденческие движения трех ведущих религиозных реформаторов – шаха Вали Аллаха из Дели (1702–1763), араба Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба (1703–1792) и нигерийца Усмана дан Фодио (1755–1816) – широко считаются предшественниками панисламистской мысли современной эпохи. Несмотря на свои призывы к пуританским реформам , эти движения не были политически обеспокоены международной ситуацией в мусульманском мире и не разработали комплексных панисламистских программ по борьбе с западной угрозой . Поскольку они не призывали к возрождению международного исламского образования , их идеи и влияние ограничивались местным региональным контекстом Западной Африки , Аравии и Южной Азии . [ 22 ]

Несмотря на свое многообразие, эти мусульманские реформаторы XVIII века были едины в своем осуждении упадка нравственности и призывах к возрождению основанного на Священных Писаниях благочестия. Вдохновленные этими движениями, исламские реформаторы на рубеже XIX века приняли новые стратегии преодоления кризиса, с которым столкнулся мусульманский мир, путем адаптации к быстро развивающейся трансформации своей эпохи. Предлагаемые ими подходы теперь колебались между открытым восхищением западной идеологией общественного прогресса, опосредованной технологиями, и явным отказом от нее на основании аксиоматического превосходства идеализированной исламской культуры, коренящейся в библейских предписаниях. Два крупнейших учёных раннего колониального Египта Абд ар-Рахман аль-Джабарти (ум. 1825) и Рифаа ат-Тахтави (ум. 1872) представляли эти интеллектуальные направления. В то время как Рифаа ат-Тахтави был примером первого, Абд ар-Рахман аль-Джабарти представлял второй, основанный на Библии подход. [ 23 ]

Современная эпоха

[ редактировать ]

Конец 19 века

[ редактировать ]

В современную эпоху панисламизм отстаивал Джамал ад-Дин аль-Афгани , который стремился к единству мусульман для сопротивления колониальной оккупации мусульманских земель. Афгани опасался, что национализм разделит мусульманский мир, и считал, что мусульманское единство важнее этнической идентичности. [ 24 ] Хотя иногда его называют «либеральным», [ 25 ] аль-Афгани не выступал за конституционное правительство, а просто предполагал «свержение отдельных правителей, которые были слабыми или подчинялись иностранцам, и их замену сильными и патриотичными людьми». [ 26 ] По словам его биографа, в обзоре теоретических статей его парижской газеты не было ничего «в пользу политической демократии или парламентаризма». [ 26 ]

В то время как Афгани был сторонником революции сверху, его ученик Абдо верил в революцию снизу, посредством религиозных и образовательных реформ. Несмотря на огромное влияние аль-Афгани на Абду, последний в конечном итоге дистанцировался от политического пути Афганистана. Вместо этого он сосредоточил внимание на постепенных усилиях в области образования, которые он считал более эффективными инструментами реформ. Он раскритиковал афганских и панисламистских интеллектуалов за их политическую деятельность. Афгани имел ожесточенные споры с Абду и регулярно обвинял его в робости и унылости. [ 27 ]

Начало 20 века

[ редактировать ]

Исламский юрист Мухаммад Рашид Рида – ученик Абду и Афгани – с другой стороны, был признанным антиимпериалистом и сторонником пуританской революции, вдохновленный его ностальгией по ранним эпохам ислама. По словам Риды, финансируемые государством ученые пренебрегли возрождением ранних исламских традиций в мусульманской умме . Он считал, что объединение исламского сообщества будет возможно только через восстановление исламского халифата , который будет соблюдать шариат (исламский закон). Его влиятельный исламский журнал «Аль-Манар» пропагандировал антибританское восстание, а также исламское возрождение, основанное на принципах салафии . Позиционирует себя как преемника панисламистского активизма Афгани и Абду; Рида призвал к панисламскому проекту, основанному на возрождении исламского халифата во главе с арабами и реформировании мусульман. [ 28 ] В 1920-х годах Рида сформулировал всеобъемлющую доктрину исламского государства в своем знаменитом трактате « Аль-Хилафа ау аль-Имама аль-Узма » («Халифат или Возвышенный Имамат»), в котором он призвал мусульман стремиться построить политическую систему, основанную на на вере; а не национализм . Он выступал против растущего принятия западных идей среди мусульман , утверждая, что только возвращение к исламу восстановит законное положение мусульман в современную эпоху. Панисламские сети, возглавляемые Рашидом Ридой и его соратниками, сыграли центральную роль в дальнейшем развитии исламистских движений. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]

Движение Салафия Риды выступало за панисламистскую солидарность, которая включала социально-политическую кампанию за установление шариата (исламских законов). После Первой мировой войны Рида и его ученики стали самыми большими противниками секуляристов и националистов ; и яростно атаковал все формы демократических идей. [ 32 ] Формулируя свое панисламистское видение, Рашид Рида писал в «Аль-Манаре» в 1902 году:

«В целом, под исламским единством я подразумеваю то, что лидеры ( ахль аль-халь валь-акд ) среди ученых и видных деятелей должны встретиться и составить книгу постановлений, основанную на глубоко укоренившихся основах Божественного Закона. согласуется с потребностями времени, проста в использовании и свободна от разногласий ( хилаф ), затем Верховный Имам приказывает правителям мусульман применять его ( аль-'амаль бихи )» . [ 33 ]

Чтобы оценить растущую важность панисламистского движения в эти годы, Лотроп Стоддард в своей книге 1921 года «Новый мир ислама» рассмотрел рост панисламистской прессы, написав, что «в 1900 году во всей исламской в мире не более 200 пропагандистских журналов», как он выражается, но «к 1906 году их было 500, а в 1914 году их было значительно больше 1000». [ 34 ]

Постосманская эпоха

[ редактировать ]

После отмены Халифата в 1924 году панисламизм мобилизовал мусульманские массы как традиционалистских, так и реформаторских движений в исламе , вдохновленные идеями Рашида Риды. движения Реформистские , возглавляемые Ридой, станут более фундаменталистскими и буквалистскими; подчеркивая приверженность идеализированной эпохе салафов и попытку возродить утраченные традиции. [ 35 ] Общественно-политические взгляды Рашида Риды символизировали сближение доктрин реформистского , салафитского и панисламистского движений. [ 36 ] В 1920-х годах Рида и его ученики-салафиты основали Ассоциацию молодых мусульман (YMMA); влиятельная исламистская молодежная организация, возглавившая нападки на либеральные тенденции и западную культуру . Это создало благоприятные условия для роста различных исламистских революционных движений. [ 32 ]

Эволюция раннего панисламистского движения в постколониальном мире была тесно связана с исламизмом . Ведущие исламисты, такие как Сайид Кутб , [ 37 ] Абул Ала Маудуди и аятолла Хомейни подчеркнули свою веру в то, что возврат к традиционным законам шариата снова сделает ислам единым и сильным. Экстремизм в исламе восходит к 7 веку, к хариджитам . [ нужен лучший источник ] Исходя из своей по сути политической позиции, они разработали крайние доктрины, которые отличали их как от основных мусульман-суннитов, так и от мусульман-шиитов. Хариджиты были особенно известны радикальным подходом к такфиру , согласно которому они объявляли других мусульман неверующими и, следовательно, считали их достойными смерти. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ]

В период деколониализма после мировой войны Второй арабский национализм затмил исламизм, который осуждал национализм как неисламский. В арабском мире светские панарабские партии – Баас и Насеристские партии – имели ответвления почти в каждой арабской стране и пришли к власти в Египте , Ливии , Ираке и Сирии . Исламисты подверглись жестоким репрессиям; ее главный мыслитель Сайид Кутб был заключен в тюрьму, подвергся пыткам и позже был казнен. [ 41 ] Президент Египта Насер считал идею мусульманского единства угрозой арабскому национализму . [ 42 ] [ нужен лучший источник ]

В 1950-х годах правительство Пакистана , как и многие другие мусульманские страны, выступало за мусульманское сотрудничество, однако усилия Пакистана были осложнены его участием в Багдадском пакте и прозападной внешней дипломатией в свете палестино-израильского конфликта, однако позже отношения стали намного лучше. Многие мусульманские страны подозревали, что Пакистан стремится к лидерству в мусульманском мире, чтобы помочь западным державам в отношениях с другими мусульманскими государствами. [ 43 ] [ нужен лучший источник ]

Шестидневная война

[ редактировать ]

После поражения арабских армий в Шестидневной войне исламизм и панислам начали менять свою относительную позицию популярности с национализмом и панарабизмом. Политические события в мусульманском мире в конце 1960-х годов убедили многие мусульманские государства изменить свои прежние идеи и положительно отреагировать на цель Пакистана по созданию мусульманского единства. Насер отказался от своей оппозиции панисламской платформе, и такие события способствовали проведению первой конференции на высшем уровне глав мусульманских государств в Рабате в 1969 году. Эта конференция в конечном итоге была преобразована в постоянный орган под названием Организация Исламская конференция . [ 44 ]

После 1979 года: иранская революция и афганский джихад.

[ редактировать ]

В 1979 году иранская революция отстранила от власти шаха Мохаммада Резу Пехлеви . Десять лет спустя, в 1989 году; Афганские моджахеды при значительной поддержке Соединенных Штатов успешно вытеснят Советский Союз из Афганистана . Панисламские мусульмане-сунниты, такие как Маудуди и «Братья-мусульмане» , приветствовали создание нового халифата, по крайней мере, как долгосрочный проект. [ 45 ] Шиитский лидер Рухолла Хомейни [ Примечание 1 ] также принял единое исламское надгосударство [ Примечание 2 ] но видел, что его возглавлял (шиитский) религиозный ученый фикха ( факих ). [ 52 ]

Эти события активизировали исламистов во всем мире и повысили их популярность среди мусульманской общественности. На всем Ближнем Востоке, и в частности в Египте , различные ветви « Братьев-мусульман» бросили серьезный вызов светским националистическим или монархическим мусульманским правительствам. В Пакистане «Джамаат -и-Ислами» пользовалась народной поддержкой, особенно после создания ММА , а в Алжире ожидалось, что ФИС После распада Советского Союза победит на отмененных выборах в 1992 году . «Хизб-ут-Тахрир» стала Панисламистская сила в Центральной Азии и за последние пять лет заручилась некоторой поддержкой со стороны арабского мира . [ 53 ]

Недавним сторонником панисламизма был покойный премьер-министр Турции и основатель «Милли Горуш» движения Неджметтин Эрбакан , который отстаивал идею Панисламского союза (Ислам Бирлиги) и предпринял шаги в своем правительстве для достижения этой цели, создав « восьмерку развивающихся стран» (или D8, в отличие от G8 ) в 1996 году с Турцией, Египтом, Ираном, Пакистаном, Индонезией, Малайзией, Нигерией и Бангладеш. Его видение заключалось в постепенном объединении мусульманских стран посредством экономического и технологического сотрудничества, аналогичного ЕС , с единой денежной единицей (ислам-динари). [ 54 ] совместные аэрокосмические и оборонные проекты, развитие нефтехимических технологий, региональная сеть гражданской авиации и постепенное принятие демократических ценностей. Хотя организация встречалась на уровне президента и кабинета министров и умеренные проекты сотрудничества продолжаются до сих пор, импульс был мгновенно утерян, когда так называемый постмодернистский переворот 28 февраля 1997 года в конечном итоге сверг правительство Эрбакана. [ 55 ]

См. также

[ редактировать ]

Международные организации:

История:

Примечания

[ редактировать ]
  1. Хомейни заявил, что мусульмане должны «объединиться и твердо противостоять западным и высокомерным державам». [ 46 ] «Создание исламского государства во всем мире принадлежит к великим целям революции». [ 47 ] В прошлом он обнимал Сайида Кутба. [ 48 ] [ 49 ] Он объявил неделю рождения Мухаммеда (неделю с 12 по 17 числа Раби аль-авваля ) неделей Единства . Затем в 1981 году он объявил последнюю пятницу Рамадана Международным днем ​​Кудса . [ 50 ]
  2. ^ "...империалисты в конце Первой мировой войны разделили Османское государство, создав на его территориях около десяти или пятнадцати мелких государств. Затем каждое из них было поручено одному из своих слуг или группе.... В целях Чтобы обеспечить единство исламской уммы ,... нам крайне необходимо создать правительство... Формирование такого правительства послужит сохранению дисциплинированного единства мусульман...." [ 51 ]
  1. ^ Бисенове (февраль 2004 г.). «Османизм, панисламизм и халифат: дискурс на рубеже 20-го века» (PDF) . БАРКИЯ . Том. 9, нет. 1. Американский университет в Каире: Программа исследований Ближнего Востока. Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2015 года . Проверено 26 апреля 2013 г.
  2. Таккуша, Мохаммед Сухайль, «История Османской империи», стр. 489, 490.
  3. ^ Мотадел, Дэвид (2014). Ислам и европейские империи . Грейт-Кларендон-стрит, Оксфорд, OX2 6DP, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. стр. 35, 175. ISBN.  978-0-19-966831-1 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  4. ^ Али, Мухамад (2016). «4: Контроль над политикой и бюрократизация религии». Ислам и колониализм: становление современными в Индонезии и Малайе . The Tun – Holyrood Road, 12 (2f) Jackson's Entry, Эдинбург, Великобритания: Издательство Эдинбургского университета. п. 150. ИСБН  978-1-4744-0920-9 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  5. ^ Роберт Уорли, Дуэйн (2012). «6: Стратегии после холодной войны». Согласование целей, путей и средств . Вашингтон, округ Колумбия, США: Университет Джонса Хопкинса. п. 168. ИСБН  978-1-105-33332-3 .
  6. ^ М. Люти, Лоренц (2020). «20: Ближний Восток». Холодные войны: Азия, Ближний Восток, Европа . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк 10006, США: Издательство Кембриджского университета. п. 494. дои : 10.1017/9781108289825 . ISBN  978-1-108-41833-1 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  7. ^ например [ Коран   21:91 ]
  8. ^ например, Сахих аль-Бухари Том. 9, Книга 92, Хадис 384
  9. ^ Jump up to: а б Денни, FM, «Умма», в: Энциклопедия ислама, второе издание, под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс. Консультация онлайн 19 июня 2020 г.
  10. ^ Ватт, В. Монтгомери (1972). Мухаммед в Медине . Оксфорд: Кларендон Пресс.
  11. ^ Ахкам аль-Султания аль-Маварди, Глава 1
  12. ^ Фаузан, Ахмад. «Характер лидерства по мнению имама аль-Маварди и его актуальность в Индонезии: исследование книги Аль-Ахкам ас-Султанийя». ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ (2018): 39-50.
  13. ^ Мансор, Одно Имя Один. «Абу Хасан аль-Маварди: первый исламский политолог». (2015): 1-8.
  14. ^ Гёккир, Неджметтин. «Мусульманское сообщество/Умма в меняющемся обществе: реконтекстуализация Корана в политическом контексте». Полушария 24 (2009): 29.
  15. ^ Jump up to: а б с Акрам, Эджаз. «Мусульманская умма и ее связь с транснациональной мусульманской политикой». Исламоведение (2007): 402.
  16. ^ Кирабаев, Нур и Майтем Аль-Джанаби. «Политическая философия Аль-Газали». 4-я Международная конференция по современному образованию, социальным и гуманитарным наукам (ICCESSH 2019). Атлантис Пресс, 2019.
  17. ^ Газали, Фадия аль-Батинья ва Фадаил аль-Мустажария
  18. ^ Андалуси, Абдулла (22 сентября 2017 г.). «Движение Имама Газали за объединение Уммы и Халифата» . Проверено 19 июня 2020 г.
  19. ^ Jump up to: а б Ламбтон, Энн К.С. Государство и правительство в средневековом исламе. Рутледж, 2013.
  20. ^ Джордж Салиба (1994), История арабской астрономии: планетарные теории во время золотого века ислама, стр. 245, 250, 256–257. Издательство Нью-Йоркского университета, ISBN   0-8147-8023-7 .
  21. ^ Чапра, Мухаммад Умер (2014). Мораль и справедливость в исламской экономике и финансах . Издательство Эдварда Элгара. стр. 62–63. ISBN  9781783475728 .
  22. ^ Айдын, Джемиль (2017). «Глава 1: Имперская умма до девятнадцатого века». Идея мусульманского мира . Кембридж, Массачусетс, и Лондон, Англия: Издательство Гарвардского университета. стр. 32–33. ISBN  9780674050372 . Трое ведущих сторонников обновления — Шах Вали Аллах из Дели (1702–1763), Наджди Мухаммад ибн Абд аль Ваххаб (1703–1792) и нигериец Усман дан Фодио (1755–1816) — часто считаются инициаторами панисламизма. ... эти разрозненные трое не были особенно обеспокоены глобальной ситуацией в исламе или воображаемым мусульманским миром. Они не ответили на вторжение европейских империй в Индийский океан и на африканские побережья. Они не разрабатывали панисламские идеи о западной угрозе и не пытались сформулировать эссенциалистский глобальный ислам. Они также не оказали никакого глобального влияния... их идеи и влияние следует понимать в конкретном контексте Западной Африки, Аравии и Южной Азии.
  23. ^ Ар-Рашид, Керстен, Штерин, Мадави, Кэрол, Марат; Хартунг, Ян-Петер (2015). «3: Кто говорит о каком халифате?: Индийское движение Халифат и его последствия». Демистификация Халифата: историческая память и современный контекст . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 82. ИСБН  978-0-19-932795-9 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  24. ^ Энциклопедия World Book , изд. 2018 г., св. «Мусульмане»
  25. ^ например, современного английского поклонника Уилфрида Скавена Бланта (см.: Уилфрид Скавен Блант, Тайная история английской оккупации Египта (Лондон: Анвин, 1907), стр. 100).
  26. ^ Jump up to: а б Никки Р. Кедди, Сайид Джамал ад-Дин «аль-Афгани»: политическая биография (Беркли: University of California Press, 1972), стр. 225–226.
  27. ^ Мотадел, Дэвид (2014). Ислам и европейские империи . Грейт-Кларендон-стрит, Оксфорд, OX2 6DP, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. стр. 35, 184–187. ISBN  978-0-19-966831-1 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  28. ^ «Панисламское движение». Таймс . Лондон, Англия. 13 марта 1902 года.
  29. ^ Мотадел, Дэвид (2014). Ислам и европейские империи . Издательство Оксфордского университета. стр. 35, 175, 187, 190, 197. ISBN.  978-0-19-966831-1 .
  30. ^ Милтон-Эдвардс, Беверли (2005). Исламский фундаментализм с 1945 года . Издательство Рутледж. п. 23. ISBN  0-203-57276-9 .
  31. ^ Беннетт, Эндрю М. (2013). «История ислама и Аль-Каида: учебник для понимания роста исламистских движений в современном мире» . Онлайн-обзор международного права Пейс . 3 (10). ЮРИДИЧЕСКАЯ ШКОЛА УНИВЕРСИТЕТА ПАСЕ: 344–345 – через DigitalCommons.
  32. ^ Jump up to: а б Юсеф, Майкл (1985). «9: Египетский национализм на заре двадцатого века». Бунт против современности: мусульманские фанатики и Запад . Э. Дж. Брилл, Лейден, Нидерланды: Brill. п. 57. ИСБН  90-04-07559-3 .
  33. ^ Сейкали, Самир М. (2009). «1- Присвоение прошлого: реконструкция досовременной исламской мысли двадцатого века». Настройка идентичности на современном арабском Востоке . Бейрут, Ливан: Издательство Американского университета Бейрута . п. 24. ISBN  978-9953-9019-6-1 .
  34. ^ Стоддард, Лотроп (1921). Новый мир ислама . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера . п. 80.
  35. ^ Ачкар, Гилберт (2010). Арабы и Холокост: Арабо-израильская война повествований . 26 Вестборн Гроув, Лондон w2 5RH, Великобритания: Actes Sud. стр. 105–106. ISBN  978-0-86356-835-0 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  36. ^ Салер, Майкл; Ханссен, Йенс (2015). «17: Ближний Восток». Мир Фин-де-Секля . Парк-сквер, 2, Милтон-Парк, Абингдон, Оксон OX14 4RN: Рутледж. п. 275. ИСБН  978-0-415-67413-3 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  37. ^ Шейх аль-Фаузан предостерегает против книг Сайида Кутба | Шейх Салих аль Фаузан , 2 мая 2016 г. , получено 19 мая 2021 г.
  38. ^ «Еще одна битва с «истинно верующими» ислама » . Глобус и почта .
  39. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 августа 2014 г. Проверено 19 августа 2013 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  40. ^ Джебара, Мохамад Джебара Море Мохамад. «Имам Мохамад Джебара: Плоды дерева экстремизма» . Гражданин Оттавы .
  41. ^ «Национализм против ислама» . Аль Джазира. 18 февраля 2008 года . Проверено 29 декабря 2016 г.
  42. ^ Х. Ризви (15 января 1993 г.). Пакистан и геостратегическая среда: исследование внешней политики . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. стр. 72–. ISBN  978-0-230-37984-8 .
  43. ^ Х. Ризви (15 января 1993 г.). Пакистан и геостратегическая среда: исследование внешней политики . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. стр. 71–. ISBN  978-0-230-37984-8 .
  44. ^ Х. Ризви (15 января 1993 г.). Пакистан и геостратегическая среда: исследование внешней политики . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. стр. 73–. ISBN  978-0-230-37984-8 .
  45. ^ Фармер, Брайан Р. (2007). Понимание радикального ислама: средневековая идеология XXI века . Питер Лэнг. п. 83. ИСБН  9780820488431 . Проверено 29 декабря 2016 г.
  46. ^ «Имам подчеркнул единство между шиитами и суннитами: аятолла Мусави Джазайери» . Имам Хомейни . Проверено 3 декабря 2015 г.
  47. ^ ( Ресалат , 25 марта 1988 г.) (цитируется на стр. 69, Конституция Ирана Асгара Ширази, Таврида, 1997 г.)
  48. ^ Унал, Юсуф (ноябрь 2016 г.). «Сайид Кутб в Иране: перевод исламистского идеолога в Исламской Республике». Журнал исламских и мусульманских исследований . Издательство Университета Индианы. 1 (2): 35–60. дои : 10.2979/jims.1.2.04 . JSTOR 10.2979/jims.1.2.04. S2CID 157443230 – через JSTOR.
  49. ^ Калверт, Джон (2018). Сайид Кутб и истоки радикального исламизма . Лондон: К. Херст и компания. (Издательство) ООО. п. 3. ISBN   978-1-84904-949-8 .
  50. ^ «Незавершенный кризис Ирана Назенин Ансари, 16–09–2009» . Opendemocracy.net. 18 сентября 2009 года . Проверено 19 марта 2010 г.
  51. ^ Хомейни, Рухолла (ок. 1980). Исламское правительство: управление юриста . Альхода Великобритания. п. 29. ISBN  9789643354992 . Проверено 29 декабря 2016 г.
  52. ^ Хомейни, Рухолла, Ислам и революция , Mizan Press, стр.59
  53. Растущая привлекательность «Хизб-ут-Тахрир» в арабском мире. Архивировано 3 июля 2007 г. в Фонде Wayback Machine Джеймстауна.
  54. ^ [1] Валюта Эрбакана
  55. ^ [2] Архивировано 17 декабря 2014 г. в истории Wayback Machine D8.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 60fe75307c9f25f4020d9575d5a69297__1722462600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/60/97/60fe75307c9f25f4020d9575d5a69297.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pan-Islamism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)