Jump to content

Иорданский национализм

Флаг Иордании
Символы иорданского национализма: фельдмаршал Хабис аль-Маджали и бывший премьер-министр Васфи аль-Таль на международном стадионе Аммана в 1967 году.

Иорданский национализм — это националистическая идеология, которая рассматривает иорданский народ как отдельную нацию и стремится сохранить Иорданию как независимое национальное государство. Оно возникло как одно из трех националистических течений в 1920-х годах и выступало против как палестинского национализма, присутствовавшего в регионе, так и хашимитского арабского национализма, продвигаемого Абдаллой I , первым правителем Трансиорданского эмирата . [1]

Иордания была основана в 1921 году как британский протекторат для выполнения обещаний, данных во время войны своим хашимитским союзникам против османов. Королевская семья Хашимитов столкнулась с вызовом своему правлению со стороны местных племен, поскольку они преследовали «хашимитский арабский национализм» в качестве руководящего принципа своего эмирата. Хашимитский арабизм был посвящен созданию Великой Сирии под властью хашимитов, при этом Трансиордания считалась первым шагом на пути к большему объединению, а не к созданию отдельной нации. [1]

До 1921 года жители Трансиордании определяли себя не через национальную идентичность, а через региональную, исходя из своей религии, деревни или регионализма - поэтому локализм преобладал . Иорданский национализм возник в оппозиции к «иностранным другим», которые определялись как британской, так и хашимитской династией. Хотя иорданская идентичность в то время еще зарождалась, она явно основывалась на антихашимитизме. [1] Ирен Маффи назвала иорданское национальное движение главным препятствием на пути хашимитского панарабизма, а также сильную палестинскую идентичность, которая уже начала формироваться в колониальный период. Иорданский национализм начал развиваться дальше в 1920-х годах и боролся за интересы коренного населения, выступая против политики хашимитов и отвергая их правление как иностранное. [2]

Главной отличительной чертой иорданского национализма было то, что он не стремился к объединению Трансиордании с другими арабскими государствами; он также рассматривал Трансиоранию и Палестину как два отдельных народа и нации, в отличие от попыток хашимитов интегрировать Палестину. Первым выражением национальной идентичности Трансиордании стало Адванское восстание 1923 года, когда племя Адван восстало против династии Хашимитов под лозунгом «Трансиордания для трансиорданцев». Из-за своей оппозиции как панарабскому государству, так и иорданско-палестинскому союзу, иорданское национальное движение также известно как «эксклюзивизм Восточного берега». [3]

Существование национального сообщества в Трансиордании до 1921 года объяснялось ее однородностью: Трансиордания была гораздо более однородной, чем любые другие подмандатные территории на Ближнем Востоке, и единственный значительный раскол среди населения был основан на образе жизни и экономике: 54 % населения ведет оседлый образ жизни и 46% кочуют. Христиане составляли около 10% населения в 1920-х годах и были разделены между греко-католиками, католиками и греко-православными христианами; они составляли значительное меньшинство как в Караке, так и в Солте . Помимо христиан, еще одним значительным меньшинством были черкесы , составлявшие около 5% населения. Несмотря на это, отношения между суннитским большинством и этнорелигиозными меньшинствами были хорошими, и любые конфликты между ними были «не столько вопросом религии или этнической принадлежности, сколько аспектом конкуренции между скотоводами и крестьянами за контроль над землей». [4]

По словам Нура Кёпрюлю, одним из первых проявлений трансиорданской идентичности было восстание Караков 1910 года , утверждая, что оно должно «занимать центральное место в политической истории иорданского образования в отношении его национального строительства». Восстание было спровоцировано чрезмерным налогообложением и политикой призыва на военную службу, проводимой младотурками, которые стремились ускорить османский контроль над до сих пор заброшенной территорией. Помимо караков, восстание поддержали местные друзы, бедуины, а также фермеры-алджуны. К восстанию также присоединилась семья Маджали , которая была местными правителями Карака и была возмущена турецкой националистической политикой младотурков, которая не допускала регионального партикуляризма, поддерживаемого местными трансиорданскими султанами и племенами. [5]

Региональная и политическая столица сирийской провинции Дамаск находилась слишком далеко, чтобы оказать влияние на общество Трансиордании. Таким образом, в регионе вместо сирийской сложилась местная и региональная идентичность. Учитывая маргинальный статус Трансиордании, государственная безопасность практически отсутствовала - в Трансиордании доминировали местные и племенные связи, которые вместо этого обеспечивали защитную социальную и экономическую принадлежность посредством родства и земледелия. Важнейшими племенами Трансиордании были Хувайтат, Бани Сахр, Адван и Бани Хасан. Роджер Оуэн также утверждает, что Трансиорданией управляли косвенно и не подвергали колонизации, что в дальнейшем позволило оставить в неприкосновенности широко распространенный регионализм и трайбализм. [6]

Страна была основана как Трансиорданский эмират в 1921 году в качестве британского протектората в обмен на военный союз против Османской империи 1916 года во время Великого арабского восстания . Когда в том же году Абдалла I сформировал свой первый королевский кабинет, он был полностью лишен выходцев из Трансиордании и состоял исключительно из сирийских националистов. Оуэн заметил, что оно «выглядело как правительство в изгнании и удачно символизировало стремление Абдуллы переехать в Дамаск». Кабинет министров возмутил местное население, вызвав сопротивление коренного населения тому, что было названо «правлением сирийцев». Напряженность между коренными жителями Трансиордании и правительством, в котором доминируют сирийцы, достигла кульминации в восстании Адван в 1923 году - племя Адван стремилось свергнуть хашимитов и заменить их правление новым правительством, состоящим из местных жителей, сохраняя при этом независимость Трансиордании. Поэтому основным лозунгом восстания стал «Трансиордания для трансиорданцев». [3] Помимо восстания Адвана, Абдулла также столкнулся с предупреждениями со стороны племени Бани Сахер , которое угрожало изгнать хашимитов, если они не откажутся от своих панарабских амбиций вместо того, чтобы сосредоточиться на улучшении социальных условий Трансиордании. [7]

В феврале 1928 года Трансиордания подписала соглашение с Соединенным Королевством, которое позволяло британским войскам управлять трансиорданскими объектами безопасности и обороны в обмен на британскую финансовую, военную и политическую поддержку, от которой хашимитский режим становился все более зависимым. Королевское правительство также ввело ограниченное самоуправление Органическим законом 1928 года, который создал выборный законодательный совет в паре с исполнительным советом, но в конечном итоге оставил власть в руках эмира. Это обострило проблему чрезмерного представительства иностранцев: правительственные бюрократы все чаще состоят из британских и палестинских чиновников. Это продолжило сопротивление хашимитскому правлению со стороны местных племен, а также местных султанских династий, таких как Маджалис и Таравна. [5]

Хашимиты продолжали относиться к Трансиордании как к отправной точке Великой Сирии, при этом Абдулла вел переговоры с Комиссией Пиля о включении своего плана переговоров по Западному берегу и Восточному берегу под его правлением. Поскольку это предложение было отклонено, Абдулла отказался от своих сирийских амбиций и вместо этого стремился распространить свое правление на Палестину, активно влияя на палестинскую политику. В сентябре 1945 года Соединенное Королевство предложило передать Палестину под контроль Трансиордании, и Абдулле было разрешено разместить свои войска в Палестине до вывода британских войск в 1948 году, получив контроль над Западным берегом незадолго до провозглашения независимости Израиля. Затем Трансиордания аннексировала Западный берег и сменила название на Иорданию в июне 1949 года. Западный берег был официально интегрирован в состав Иордании 24 апреля 1950 года, в результате чего 700 000 палестинцев оказались под контролем Хашимитов. [5]

Аннексия Иорданией Западного берега укрепила самобытность Иордании, поскольку между ними и палестинцами возникла социально-экономическая и политическая напряженность. Слово «Палестина» и его производные были исключены из названия Иордании, а также полностью удалены из официальных документов, а их использование в конечном итоге было полностью запрещено. К тому времени у палестинцев было сильное чувство собственной, отдельной национальной идентичности, что побудило их выступить против хашимитского контроля. Напряженность между Иорданией и Палестиной достигла кульминации в убийстве короля Абдаллы от руки палестинского националиста в 1951 году. Это привело к повсеместному неприятию национального сообщества между палестинцами и трансиорданцами, причем обе группы вместо этого стремились к отдельной, независимой национальной идентичности. Обе стороны обвиняли друг друга либо в «иорданизации» палестинцев, либо в «палестинизации» Иордании, поскольку аннексия Западного берега сделала палестинцев большинством в стране. [5]

Напряженность прекратилась после Шестидневной войны и израильской оккупации Западного берега . После потери Западного берега Иордания попыталась изгнать со своей территории палестинские организации и боевиков, которые воспринимали иорданскую территорию как плацдарм для палестинского националистического движения. Операции Иордании против деятельности Организации освобождения Палестины привели к «черному сентябрю» 1970 года, когда боевые действия между иорданскими силами безопасности и палестинскими партизанами переросли в гражданскую войну. Война еще больше усилилась после вторжения Сирии в Иорданию. Однако Сирия понесла тяжелые потери и была вынуждена уйти, а палестинские организации были успешно изгнаны из Иордании, вместо этого переместив свои штаб-квартиры в Сирию и Ливан. В 1988 году Хусейн из Иордании официально отделил Иорданию от палестинской политики, заявив, что «Иордания — это Иордания» и «Палестина — это Палестина». Это ознаменовало момент, когда хашимитская династия отказалась от своих панарабских амбиций в пользу отдельной иорданской идентичности. [5]

См. также

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Нанес, Стефани (2010). «Хашимитизм, иорданская национальная идентичность и эпизод Абу-Оды» . Журнал арабских исследований . 18 (1). Институт арабских исследований: 162–195. JSTOR   27934081 .
  2. ^ Маффи, Ирен (2011). Создание иорданской национальной идентичности. Краткий музеографический рассказ о сложном процессе. в: Города, городская практика и государственное строительство в Иордании . стр. 143–160. doi : 10.4000/books.ifpo.1737 .
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кассай, Али (2011). Исключение Аммана из иорданской национальной идентичности в: Города, городская практика и национальное строительство в Иордании . стр. 256–271. doi : 10.4000/books.ifpo.1748 .
  4. ^ Уилсон, Мэри К. (31 августа 1990 г.). Оуэн, Роджер (ред.). Король Абдалла, Великобритания и создание Иордании . Кембриджская библиотека Ближнего Востока. стр. 55–56. ISBN  978-0521399876 .
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Кёпрюлю, Нюр (2007). Консолидация иорданской национальной идентичности: «Переосмысление внутренних беспорядков и внешних проблем в формировании иорданской идентичности и внешней политики» (доктор философии, диссертация Департамента международных отношений). Ближневосточный технический университет.
  6. ^ Уилсон, Мэри К. (31 августа 1990 г.). Оуэн, Роджер (ред.). Король Абдалла, Великобритания и создание Иордании . Кембриджская библиотека Ближнего Востока. п. 58. ИСБН  978-0521399876 .
  7. ^ Уилсон, Мэри К. (31 августа 1990 г.). Оуэн, Роджер (ред.). Король Абдалла, Великобритания и создание Иордании . Кембриджская библиотека Ближнего Востока. стр. 62–65. ISBN  978-0521399876 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d8585aa02bd41f59985af3f08eb3c29c__1710365880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d8/9c/d8585aa02bd41f59985af3f08eb3c29c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jordanian nationalism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)