Сербский национализм
Сербский национализм утверждает, что сербы — это нация , и способствует культурному и политическому единству сербов. [1] Это этнический национализм , [1] Первоначально возникший в контексте общего подъема национализма на Балканах под властью Османской империи , под влиянием сербского лингвиста Вука Стефановича Караджича и сербского государственного деятеля Илии Гарашанина . [1] Сербский национализм был важным фактором во время Балканских войн , которые способствовали упадку Османской империи , во время и после Первой мировой войны , когда он способствовал распаду Австро-Венгерской империи , а также во время распада Югославии и югославских войн. 1990-х годов. [2]
После 1878 года сербские националисты объединили свои цели с целями югославистов и подражали ведущей роли Пьемонта в Рисорджименто в Италии, утверждая, что Сербия стремилась не только объединить всех сербов в одно государство, но и что Сербия намеревалась стать Южным государством. Славянский Пьемонт, который объединил бы всех южных славян в одно государство, известное как Югославия . [1] Сербские националисты поддерживали централизованное югославское государство, которое гарантировало единство сербов, одновременно сопротивляясь попыткам децентрализации государства. [1] Конституция Видовдана, принятая Югославией в 1921 году, консолидировала страну как централизованное государство под властью сербской монархии Караджорджевичей . [3] Хорватские националисты выступали против централизованного государства и требовали децентрализации и автономной Хорватии в составе Югославии, что было принято югославским правительством в Соглашении Цветковича-Мачека 1939 года. [4] Сербские националисты выступили против соглашения на том основании, что оно ослабляет единство сербского мира , утверждая его важность для Югославии лозунгом «Сильное сербство, сильная Югославия». [3] Вторжение и раздел Югославии во время Второй мировой войны привели к ожесточенному этническому конфликту между националистическими сербами, хорватами , боснийцами и другими, что привело к возникновению весьма жестокого сектантского варианта сербского национализма, возникшего в движении четников . [3]
Децентрализация Социалистической Федеративной Республики Югославии в 1960-х годах и подавление всех этнических националистических настроений привели к ответной реакции и возрождению сербского национализма в 1980-х годах, которые осудили югославизм после Второй мировой войны и децентрализацию Югославии. [3] После распада Югославии в 1990-х годах, когда несколько республик стремились к отделению, сербские националисты потребовали, чтобы все сербы во всех югославских республиках имели право на объединение в общее государство, произошел этнический конфликт между сербами, стремящимися к единству с Сербией, и другими югославскими этническими группами, стремящимися к независимости. [5]
История
Сербская революция
Истоки сербского национализма восходят к 19 веку, начиная с восстаний сербов 1804 года против османского владычества, которые в конечном итоге привели к созданию независимого сербского государства в 1878 году. [2] Однако сами сербские националисты называют истоками движения битву за Косово в сербский национальный и религиозный праздник Видовдан в 1389 году между Сербией и Османской империей, битву, которая имеет важное символическое значение для сербских националистов. [1] Сербский лингвист Вук Стефанович Караджич некоторые авторы считают отцом сербского национализма. [1] Караджич создал лингвистическое определение сербов, которое включало всех носителей штокавского диалекта, независимо от их религиозной принадлежности или географического происхождения. [1] Однако Караджич признал право некоторых штокавскоязычных народов называть себя другими именами, кроме сербов. [1] Немецкий историк Михаэль Вейтманн считает теорию Караджича о том, что все южные славяне являются сербами, «опасной политической и идеологической идеей в научной форме», а чешский историк Ян Рыхлик считает Караджича «пропагандистом большей сербской идеологии». [6] Илия Гарашанин был еще одним ранним сторонником сербского национализма и сторонником Великой Сербии - сербского государства, границы которого были расширены и включили в себя всех сербов Балканского региона. [1]
После того, как Сербия была признана независимым государством в 1878 году, и южные славяне , и сербское правительство считали, что их народы в Габсбургами управляемой Австро-Венгрии, , находятся под оккупацией, что привело к усилению антагонизма между Сербией и Австро-Венгрией с конца 19 века до конца 1878 года. начало 20 века. [1]
Первая мировая война
В 1914 году австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд был убит боснийских сербов революционером Гаврило Принципом , в результате чего Австро-Венгрия обвинила Сербию в причастности и впоследствии объявила войну Сербии, что привело к столкновению союзов и началу Первой мировой войны . [3] Несмотря на тяжелые потери, Сербия извлекла выгоду из победы союзников над Германией и Австро-Венгрией, а впоследствии Сербия присоединилась к территориям, на которые претендовали югославские националисты , и образовало Королевство сербов, хорватов и словенцев , неофициально известное как Югославия , в 1918 году. [3] Сербские националисты придерживаются централистского видения Югославии в отличие от конфедеративного или федеративного государства, за которое пропагандируют несербы. [3] Антагонизм между централизованной Югославией, поддерживаемой сербскими националистами, и децентрализованной Югославией, поддерживаемой хорватскими и словенскими националистами, был основной причиной нестабильного управления в Югославии в межвоенный период . [3]
Югославия
В 1920 году централизованное видение Югославии, поддерживаемое сербскими националистами, было закреплено в Конституции Королевства сербов, хорватов и словенцев, принятой в сербский национальный и религиозный праздник Видовдан , которая стала известна как « Конституция Видовдана » ( сербский : Видовданский устав) ) . Видовданский устав . [3] Антагонизм, возникший между сербскими националистами и хорватскими и словенскими националистами, достиг кульминации в убийстве Степана Радича в 1928 году в зале югославского парламента и последующем ухудшении парламентской демократии в стране. [3] После этого король Александр отменил Конституцию Видовдана, провозгласил королевскую диктатуру и официально переименовал страну в Королевство Югославия. [3] Король Александр проводил политику поощрения современного югославского национализма, что вызвало недовольство среди сербских националистов, которые рассматривали югославский национализм как отрицание сербского национализма. [3] Сербские националисты были возмущены Соглашением Цветковича-Мачека между сербскими и хорватскими политическими лидерами, в соответствии с которым была создана Бановина Хорватии , автономная провинция внутри королевства, которая дала Хорватии фактическую автономию. [3] В ответ сербские националисты основали Сербский культурный клуб , который атаковал новый югославский национализм под лозунгом «Сильное сербство, сильная Югославия». [3]
Югославия была захвачена и оккупирована державами Оси во время Второй мировой войны , когда нацистская Германия создала марионеточные государства на всей территории оккупированной Югославии. [3] Сербский национализм вырос в результате воинственного ответа четников сил Дражи Михайловича как против сил Оси, так и против коммунистических югославских партизан . [3] Война стала свидетелем подъема крайнего антимусульманского варианта сербского национализма, практиковавшегося четниками, убившими боснийских мусульман во время войны. [3]
После Второй мировой войны и захвата власти югославскими партизанами под руководством Иосипа Броз Тито была создана коммунистическая Югославия . Новый режим подавлял национализм любой культуры, которая считалась угрозой государству. [3] Сербский национализм затем был развит в 1960-х годах такими интеллектуалами, как Добрица Чосич , и бросил вызов спонсируемой государством политике югославизма и « Братства и единства ». [3] Позднее изгнание Тито националистически настроенного сербского коммунистического чиновника Александра Ранковича в 1960-х годах было воспринято как нападение на сербский национализм. [3] После свержения Ранковича сербские националистические интеллектуалы все чаще стали рассматривать Югославию как пагубный опыт для сербской нации. [3]
Сербский национализм усилился после смерти Тито в 1980 году. [7] Сербские интеллектуалы начали нарушать ряд табу — например, Бранко Петранович назвал Михайловича, четника , соперника Тито во время Второй мировой войны, важным « антифашистом ». [7] Добрица Чосич присоединился к другим сербским политическим писателям в написании весьма спорного Меморандума Сербской академии наук и искусств 1986 года. [8] Меморандум утверждал, что продвигает решения по восстановлению единства Югославии, но в нем основное внимание уделялось резкому осуждению титоистской Югославии за экономическое подчинение Сербии Хорватии и Словении, а также обвинению этнических албанцев в совершении геноцида против сербов в Косово. [9] Меморандум был резко осужден правящим Союзом коммунистов Югославии , а также правительством Сербии во главе с Иваном Стамболичем . [10] Члены партии, которые позже поддержали сербский национализм, решили следовать линии партии и также осудили Меморандум. Слободан Милошевич , в то время сербский коммунистический чиновник, не говорил публично по этому вопросу, но на встрече с сотрудниками тайной полиции он официально поддержал официальное денонсирование Меморандума правительством, заявив:
Появление Меморандума Сербской академии искусств и наук представляет собой не что иное, как самый темный национализм. Это означает ликвидацию нынешнего социалистического строя нашей страны, то есть распад, после которого нет выживания ни одной нации и народности. Тито ... Политика братства и единства ... является единственной основой, на которой может быть обеспечено выживание Югославии. [10]
Распад Югославии и югославские войны
Однако на фоне роста националистических настроений в Сербии в 1987 году Милошевич стал их главным представителем в коммунистическом истеблишменте. [11] Милошевич поддержал положения Меморандума, которые включали содействие централизации власти в федеральном югославском правительстве с целью уменьшения полномочий республик и автономных провинций, а также националистический девиз «сильная Сербия, сильная Югославия». [11] Во время Антибюрократической революции Милошевич призвал сербов и черногорцев «выйти на улицы» и использовал лозунг «Сильная Сербия, Сильная Югославия», который получил поддержку со стороны сербов, но оттолкнул боснийских мусульман, хорватов, косовских албанцев, македонцев и словенцев. [12] Этим группам программа Милошевича напомнила им сербскую гегемонию в политических делах Королевства Югославии и политику Ранковича. [12]
Милошевич и его сторонники апеллировали к националистическим и популистским страстям, говоря о важности Сербии для мира и используя агрессивную и жестокую политическую риторику. В своей речи в Белграде 19 ноября 1988 года он говорил о Сербии, которая сталкивается с битвами как с внутренними, так и с внешними врагами. [12] В Воеводине демонстранты, поддерживающие Милошевича, среди которых было 500 косовских сербов и местных сербов, провели демонстрацию в столице провинции, обвиняя руководство Воеводины в поддержке сепаратизма и в том, что они являются «предателями». [13] В августе 1988 года во многих местах Сербии и Черногории прошли митинги сторонников Антибюрократической революции, носившие все более жестокий характер, с такими призывами, как «Дайте нам оружие!», «Мы хотим оружия!», «Долго». живая Сербия — смерть албанцам!» и «Черногория — это Сербия!». [14] В том же месяце Милошевич начал усилия, направленные на дестабилизацию правительств Черногории и Боснии и Герцеговины, чтобы позволить ему разместить своих последователей в этих республиках. [14] К 1989 году Милошевич и его сторонники контролировали Центральную Сербию вместе с автономными провинциями Косово и Воеводина, сторонники в руководстве Черногории и агенты сербской службы безопасности предпринимали попытки дестабилизировать правительство в Боснии и Герцеговине. [15] В 1989 году сербские СМИ начали говорить о «предполагаемой угрозе для сербов Боснии и Герцеговины», поскольку напряженность между сербами и боснийскими мусульманами и хорватами возросла из-за поддержки сербами Милошевича. [16] Усилия по распространению культа личности Милошевича в Республике Македония начались в 1989 году с распространения по республике лозунгов, граффити и песен, прославляющих Милошевича. [16] Более того, Милошевич предложил закон о восстановлении прав собственности на землю, принадлежавших сербам в межвоенный период, который фактически обеспечил правовую основу для переезда большого числа сербов в Косово и Македонию, чтобы вернуть себе эти земли, одновременно вытесняя там албанских жителей. [16] Начиная с 1989 года Милошевич оказывал поддержку хорватским сербам, которые ручались за создание автономной провинции для хорватских сербов, против чего выступали коммунистические власти Хорватии. [17] В конце 1980-х годов Милошевич позволил мобилизации сербских националистических организаций пройти беспрепятственно со стороны действий сербского правительства, когда четники проводили демонстрации, а сербское правительство приняло Сербскую православную церковь и восстановило ее легитимность в Сербии. [18]
Милошевич и сербское правительство поддержали трехпалатный законодательный орган, который будет включать Палату граждан, представляющую население Югославии, - систему, которая даст сербам большинство; Палата провинций и республик для представления региональных дел; и Палата объединенного труда. [19] Конкретное одобрение Сербией Палаты граждан и Палаты объединенного труда встретило сопротивление со стороны республик Хорватии и Словении, поскольку они рассматривали эти предложения как усиление власти Сербии и федерального государственного контроля над экономикой, что было противоположно их намерению уменьшить федеральную власть. государственный контроль над экономикой. [19] Словения решительно выступала против планов правительства Милошевича и продвигала свои собственные реформы, которые сделали бы Югославию децентрализованной конфедерацией . [20]
Хорватия и Словения осудили действия Милошевича и стали требовать превращения Югославии в полноценное многопартийное конфедеративное государство. [16] Милошевич утверждал, что он выступает против конфедеративной системы, но также заявил, что в случае создания конфедеративной системы внешние границы Сербии станут «открытым вопросом», намекая, что его правительство будет добиваться создания расширенной сербской федеративной республики, если Югославия будет децентрализована. [21] В 1989 году автономия САП Косово и САП Воеводина была де-факто отменена в результате конституционных реформ, которые передали полномочия от провинций сербскому правительству.
Милошевич отверг независимость Хорватии в 1991 году, и даже после образования Союзной Республики Югославии (СРЮ) она тоже изначально не признала независимость Хорватии. [22] планы Милошевича по выделению территории из Хорватии местным сербам начались в июне 1990 года. Согласно дневнику сербского чиновника Борисава Йовича , [23] Сербское правительство вместе с кликой сторонников Милошевича в югославской армии и ее генеральном штабе тайно приняло план RAM или «рамочный» план, который предусматривал раздел Хорватии и Боснии с целью предоставления больших территорий местным сербам, которые оставаться едиными с Сербией, фактически Великой Сербией. [24] Вооружение и военная техника были размещены на стратегических позициях по всей Хорватии и Боснии для использования сербами, а местные сербы прошли подготовку в качестве полицейских и военизированных солдат для подготовки к войне. [23]
Интервью с правительственными чиновниками, занимающимися политическими делами между Сербией и Республикой Македонией, показали, что Милошевич планировал арестовать политическое руководство Республики Македонии и заменить его политиками, лояльными Сербии, когда Республика Македония еще была частью Югославии. [25] После отделения Республики Македония в 1991 году сербское правительство заявило, что Македония является «искусственной нацией», а Сербия объединилась с Грецией против Республики Македонии, даже предложив раздел Республики Македония между Сербией и Грецией. [25] Милошевич требовал самоопределения сербов в Республике Македония и не признавал независимость Республики Македонии до 1996 года. [25]
Сербские националисты утверждают, что в коммунистической историографии сербы были превращены в угнетателей, четников времен Второй мировой войны клеймили как коллаборационистов как усташей , а массовые убийства сербов преуменьшались. [26]
Список сербских националистических партий
Сербия
- Сербская народная партия (2014–) (парламентская)
- Новая демократическая партия Сербии (1992–) (парламентская)
- Движение за восстановление Королевства Сербия (2017–) (парламентское)
- Сербская радикальная партия (1991–)
- Dveri (1999–)
- Хранители присяги Сербской партии (2012 – настоящее время) [27] [28]
- Объединенная Сербия (2004–)
- Изображение (1993–)
- Сербское действие (2010–)
- Движение Левиафана (2020–)
- Сербские правые (2018–)
- Партия сербского единства (1993–2007) (несуществующая)
- Сербский патриотический альянс (2018–2021) (несуществующий)
- Пути назад нет - Сербия позади (2022–2023 гг.) (несуществующий)
- Лучшая Сербия (2017–2023) (несуществующая)
- Движение 1389 года (несуществующее)
- Национальная машина (несуществующая)
- Царь Лазарь Гвардия (несуществующая)
Республика Сербская
- Сербская демократическая партия (1990–) ( парламентская )
- Альянс независимых социал-демократов (1996–) ( парламентский )
См. также
- Великая Сербия
- Сербизация
- Сербофилия
- сербы
- Подъем национализма в Османской империи
- Албанский национализм
- Боснийский национализм
- Болгарский национализм
- Хорватский национализм
- Венгерский национализм
- Македонский национализм
- Черногорский национализм
- югославизм
- Ирредентизм
- Сепаратизм
- Газиместанская речь
- Распад Югославии
- Косово — это Сербия.
- Национальные символы Сербии
Примечания
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Motyl 2001 , pp. 470.
- ^ Перейти обратно: а б Motyl 2001 , pp. 470–472.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Motyl 2001 , pp. 471.
- ^ Motyl 2001 , pp. 105.
- ^ Motyl 2001 , pp. 472.
- ^ Мелихарек 2015 , стр. 59.
- ^ Перейти обратно: а б Рамет 2006, 322.
- ^ Вахтель 2006 , стр. 86.
- ^ Wachtel 2006 , стр. 85–87.
- ^ Перейти обратно: а б Рамет 2006 , стр. 321.
- ^ Перейти обратно: а б Рамет 2006 , стр. 337.
- ^ Перейти обратно: а б с Рамет 2006 , стр. 119.
- ^ Рамет 2006 , стр. 350
- ^ Перейти обратно: а б Рамет 2006 , стр. 351.
- ^ Рамет 2006 , стр. 354.
- ^ Перейти обратно: а б с д Рамет 2006 , стр. 355.
- ^ Рамет 2006 , стр. 361.
- ^ Рамет 2006 , стр. 349.
- ^ Перейти обратно: а б Рамет 2006 , стр. 338.
- ^ Рамет 2006 , стр. 339.
- ^ Рамет 2006 , стр. 359.
- ^ Шрирам, Мартин-Ортега и Герман 2010 , с. 70.
- ^ Перейти обратно: а б ЛеБор 2004 , стр. 140.
- ^ ЛеБор 2004 , стр. 140–143.
- ^ Перейти обратно: а б с Акерманн 2000 , с. 72.
- ^ А. Павкович (8 января 2016 г.). Фрагментация Югославии: национализм и война на Балканах . Спрингер. стр. 88–. ISBN 978-0-230-28584-2 .
- ^ «О заведении» . Сербская партия «Заветницы» . Проверено 8 апреля 2020 г.
- ^ «Сербские правые мечтают об объединении» . Balkan Insight (на сербском языке). 20 мая 2013 года . Проверено 8 апреля 2020 г.
Ссылки
- Акерманн, Алиса (2000). Сделать мир преобладающим: предотвращение насильственного конфликта в Македонии (1-е изд.). Сиракьюс, Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета. ISBN 978-0-8156-0602-4 .
- ЛеБор, Адам (2004). Милошевич: Биография . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10317-5 .
- Мелихарек, Марош (2015). «Роль Вука. С. Караджича в истории сербского национализма (в контексте европейского языкознания в контексте европейского языкознания первой половины XIX века» . Сербоведческие исследования . 6 (1): 55–74 .
- Мотыль, Александр Дж. (2001). Энциклопедия национализма, том II . Академическая пресса. ISBN 0-12-227230-7 .
- Рамет, Сабрина (2006). Три Югославии: государственное строительство и легитимация, 1918–2005 гг . Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-34656-8 .
- Шрирам, Чандра Лекха; Мартин-Ортега, Ольга; Герман, Джоанна (2010). Война, конфликты и права человека: теория и практика . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-45205-2 .
- Вахтель, Эндрю (2006). Оставаясь актуальными после коммунизма: роль писателя в Восточной Европе . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-86766-8 .
Дальнейшее чтение
- Биргит Бок-Луна (2007). Прошлое в изгнании: сербский национализм и идентичность на расстоянии после Третьей балканской войны . ЛИТ Верлаг Мюнстер. ISBN 978-3-8258-9752-9 .
- Кларк, Кристофер. 2012. Лунатики: как Европа вступила в войну в 1914 году (2012)
- Фалина, Мария. Религия и политика в межвоенной Югославии: сербский национализм и восточно-православное христианство (Bloomsbury Academic, 2023) онлайн-обзор книги
- Форд, Питер (20 марта 2006 г.), «Сербский национализм снова активизируется» , Christian Science Monitor , получено 1 сентября 2011 г.
- Горди, Эрик Д. (2010). Культура власти в Сербии: национализм и разрушение альтернатив . Пенн Стейт Пресс. ISBN 978-0-271-04368-5 .
- Кузио, Тарас (17 декабря 2007 г.). Теоретические и сравнительные взгляды на национализм: новые направления в межкультурных и посткоммунистических исследованиях . там же-Verlag. стр. 178–. ISBN 978-3-8382-5815-7 .
- Левин, Луис. 1914. «Панславизм и европейская политика». Ежеквартальный журнал политологии 29.4 (1914): 664–686. в JSTOR бесплатно
- Макдональд, Дэвид (июль 2005 г.). «Глобализация Холокоста: еврейское «полезное прошлое» в сербском национализме» . ПОРТАЛ: Журнал междисциплинарных международных исследований . 2 (2). дои : 10.5130/portal.v2i2.90 . Проверено 1 сентября 2011 г.
- Мрачевич, Милован (16 августа 2001 г.), «Неохотный путь Сербии к катарсису» , Transitions Online , получено 1 сентября 2011 г.
- Елавич, Чарльз. 1958. Царская Россия и балканский национализм: влияние России во внутренних делах Болгарии и Сербии, 1879-1886 (1958).
- Елавич, Чарльз. 1990. Южнославянские национализмы - учебники и Югославский союз до 1914 года (Ohio State Univ Press, 1990).
- Елавич, Чарльз. 1962. Сербский национализм и вопрос о союзе с Хорватией в девятнадцатом веке (1962).
- Скайф, Роберт (26 мая 2009 г.), «Сербская культура виктимизации и национализма в Европе после холодной войны» , Сербская культура виктимизации и национализма в Европе после холодной войны , ежегодное собрание Южной ассоциации политических наук, Новый Орлеан, в архиве из оригинала от 28 марта 2012 г.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Эриксен, Йенс-Мартин; Стернфельт, Фредерик (8 июля 2005 г.), «Меморандум: корни сербского национализма» , Eurozine , дата обращения 1 сентября 2011 г.
- Пантелич, Братислав (июнь 2007 г.). «Проектирование идентичности – изменение Балкан в первые два столетия: пример Сербии» . Журнал истории дизайна . 20 (2). Издательство Оксфордского университета: 131–144. дои : 10.1093/jdh/epm007 . Архивировано из оригинала 2 июня 2011 года . Проверено 1 сентября 2011 г.
- Пантелич, Братислав (2011). «Воспоминания о забытом времени: миф о вечной нации». Нации и национализм . 17 (2): 443–464. дои : 10.1111/j.1469-8129.2010.00469.x .
- Поса, Кристина (1998). «Инженерная ненависть: корни современного сербского национализма» . Балканистика (11): 69–77.
- Уайт, Джордж В. (2000). «Сербия и сербы». Национализм и территория: построение групповой идентичности в Юго-Восточной Европе . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-8476-9809-7 .
Внешние ссылки
- СМИ, связанные с национализмом в Сербии, на Викискладе?