Боснийцы
Боснийцы / Боснийцы | |
---|---|
![]() | |
Общая численность населения | |
в. 4 миллиона | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 3,531,159 |
![]() | 538,000 [1] |
![]() | 102,942 [2] |
![]() | 67,969 [3] |
![]() | 58,181 [4] |
![]() | 50,000 [5] |
![]() | 40,000 [6] [7] |
![]() | 39,440 [8] [9] |
![]() | 26,740 [10] |
![]() | 22,404 [11] |
Языки | |
Боснийский , хорватский , сербский | |
Религия | |
Большинство: Суннитский ислам , христианство : ( восточное православие , католицизм ) Меньшинство: Иудаизм , Агностицизм , Атеизм |
Боснийцы ( сербско-хорватский : Bosanci / Босанци ; ср. masc. Bosanac / Босанац , фем. Bosanka / Босанка ) — народ, родной для страны Боснии и Герцеговины , особенно региона Боснии . Как общий демоним , термин «боснийцы» относится ко всем жителям/гражданам страны, независимо от какой-либо этнической, культурной или религиозной принадлежности. Его также можно использовать как обозначение любого выходца из региона Боснии. Кроме того, боснийцем может быть любой, кто имеет гражданство государства Босния и Герцеговина и, таким образом, во многом является синонимом всеобъемлющего национального демонима «боснийцы и герцеговинцы» .
Как общий демоним , термин «боснийцы» не следует путать с этнонимом «боснийцы» , обозначающим этнических боснийцев . Коренные этнические группы Боснии и Герцеговины включают боснийцев , боснийских хорватов и боснийских сербов .
Терминология
[ редактировать ]В современном английском языке термин «боснийцы» является наиболее часто используемым экзонимом для населения Боснии в целом. В старой английской литературе жителей Боснии иногда также называли боснийцами или боснийцами . Все эти термины ( боснийцы , боснийцы , боснийцы ) использовались как взаимозаменяемые, как общие демонимы для всего населения Боснии, включая все этнические и религиозные группы. Указывая на различную религиозную принадлежность среди населения Боснии в целом, английские авторы использовали такие общие термины, как боснийцы-христиане , [12] или боснийцы-мусульмане , [13] а также христианские боснийцы , [14] или мусульманские боснийцы . [15]
С конца 20-го века, когда большинство этнических мусульман в бывшей Югославии подтвердили, что боснийцы являются их этническим обозначением, последующее использование этого конкретного термина в английском языке постепенно адаптировалось к новой ситуации. Сегодня термин «боснийцы» (включая вариант написания «боснийцы ») в основном используется в английском языке для обозначения этнических мусульман , в то время как термин «боснийцы» сохранил свое общее значение, обозначая всех жителей Боснии.
дело о праве людей идентифицировать себя как боснийцев . В Европейском суде по правам человека было выиграно [16]
История
[ редактировать ]
Средневековые боснийцы
[ редактировать ]Название Босния как государство было впервые записано в середине 10 века в греческой форме Βόσονα , обозначающей регион. [17] К тому времени миграционный период раннего средневековья уже закончился. В этот неспокойный период, с начала VI до середины VII века, ранние славяне вторглись в Византийскую империю и расселились по всей Юго-Восточной Европе . Во многих регионах они столкнулись с различными группами ранее романизированного населения бывших римских провинций Далмация , Праэвалитана , Паннония-Секунда , Паннония-Савия и других. Оставшееся романизированное население отступило в основном в горные районы, а южнославянские племена расселились по равнинам и долинам, постепенно объединяясь в ранние княжества. По мере расширения они стали включать в себя и другие прилегающие территории, а позже превратились в более централизованные государства. [18]
В двенадцатом веке был создан Банат Боснии с центром в долине реки Босна . [18] Среди лингвистов и других ученых существует несколько теорий относительно происхождения обоих терминов для региона и реки, а также относительно связи между этими двумя терминами. Предполагается, что название «Босния» могло быть взято из более старого регионального термина, который изначально произошел от названия реки Босна, протекающей через сердце страны. От этого корня местный демоним произошел эндонима в форме Бошняни , обозначающий жителей Боснии.
В течение 13 и 14 веков Банат Боснии постепенно расширялся, включая регионы Соли , Усора , Дони Край и Захумле . Жители всех этих регионов также сохранили свою региональную индивидуальность. К 1377 году Королевство Босния было создано под властью династии Котроманичей . В его состав также входили несколько территорий средневековой Сербии и Хорватии. Как следствие, многие православные христиане и католики стали подданными боснийских правителей наряду с приверженцами местной боснийской церкви , происхождение и природа которой являются предметом постоянных дискуссий среди ученых. [19] Бошняни называются так со времен Стефана II , т.е. как политические подданные боснийских правителей. [20] Принадлежащие к этой секте называли себя просто Крстджани («христиане»). Многие ученые утверждают, что эти боснийские Крстиани были манихейскими дуалистами, связанными с богомилами Болгарии, в то время как другие подвергают сомнению эту теорию, ссылаясь на отсутствие исторических доказательств. Власти как католической, так и православной церкви считали Боснийскую церковь еретической и начали энергичные кампании по прозелитизму, чтобы ограничить ее влияние. В результате этих разделений в средневековой Боснии не сложилась целостная религиозная идентичность, как это произошло в Хорватии и Сербии. [19]
Османская эпоха
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2014 г. ) |
Шли столетия, и Боснийское королевство постепенно начало приходить в упадок. Оно раскололось из-за растущей политической и религиозной разобщенности. К тому времени турки-османы уже закрепились на Балканах . разгромили сербов в битве за Косово Сначала турки и расширились на запад, а затем завоевали всю Боснию и часть соседней Хорватии . Территория, которая частично принадлежала средневековому Хорватскому королевству , а частично Боснийскому королевству, оставалась под властью Османской империи на протяжении веков, так долго, что ее стали называть Турецкой Хорватией (позже — Босанской Краиной ).
Эти события изменили историю Боснии, поскольку многие жители приняли ислам, что усугубило сложную боснийскую этнорелигиозную идентичность. исчезла Боснийская церковь , хотя обстоятельства ее упадка обсуждались не меньше, чем определение ее природы и происхождения. Некоторые историки утверждают, что боснийские Крстиани приняли массово ислам, ища убежища от католических и православных преследований. Другие утверждают, что Боснийская церковь прекратила свою деятельность за много десятилетий до турецкого завоевания. Как бы то ни было, под властью Османской империи среди боснийцев возникла самостоятельная мусульманская община, которая быстро стала доминирующей. К началу 1600-х годов примерно две трети боснийского населения составляли мусульмане. [ нужна ссылка ]
Австро-Венгерская эпоха
[ редактировать ]
Во время австро-венгерской оккупации Боснии и Герцеговины с 1878 по 1918 год Бенджамин Каллай , совместный имперский министр финансов и базирующийся в Вене администратор Боснии, продвигал «Бошняшство» — политику, целью которой было вызвать у народа Боснии «чувство принадлежности к великая и могущественная нация». [21] Политика защищала идеал плюралистической и многоконфессиональной боснийской нации и рассматривала боснийцев как «говорящих на боснийском языке и разделенных на три религии с равными правами». [22] [23] Эта политика пыталась изолировать Боснию и Герцеговину от ее ирредентистских соседей ( православных в Сербии , католиков в Хорватии и мусульман Османской империи ). Империя пыталась воспрепятствовать концепции хорватской или сербской государственности, которая в середине XIX века распространилась на католические и православные общины Боснии и Герцеговины из соседних Хорватии и Сербии. [23] Хорваты и сербы, которые выступали против имперской политики и идентифицировали себя с националистическими идеями, игнорировали претензии на боснийскую государственность и вместо этого считали боснийских мусульман частью своей собственной нации - концепция, которая была отвергнута большинством боснийских мусульман. [24] [25] После смерти Каллая от этой политики отказались. Ко второй половине 1910-х годов национализм стал неотъемлемым фактором боснийской политики, при этом национальные политические партии, соответствующие трем группам, доминировали на выборах в Сейм Боснии . [23]
Югославская эпоха
[ редактировать ]В период становления Югославии как государства в политическом истеблишменте Боснии и Герцеговины доминировали политики сербов и хорватов; ни один из двух терминов, боснийский или боснийский, не был признан для обозначения народа как составной нации. [26] [27] Следовательно, боснийские мусульмане или все, кто заявлял о своей боснийской/боснийской этнической принадлежности, были отнесены в статистике населения Югославии к категории «региональной принадлежности». Эта классификация использовалась в последней югославской переписи населения, проведенной в 1991 году в Боснии и Герцеговине.
Классификации переписи населения в бывшей Югославии часто подвергались политическим манипуляциям, поскольку подсчет населения имел решающее значение для власти каждой группы. В поправках к конституции 1947 года боснийские мусульмане просили выбрать вариант «боснийский». Но в переписи 1948 года им был предоставлен только выбор: идентифицировать себя как «этнически необъявленные мусульмане», «сербы-мусульмане» или «хорваты-мусульмане» (подавляющее большинство выбрало первый вариант). [27] В переписи 1953 года была введена категория «югославы, этнически необъявленные»; подавляющее большинство тех, кто отнесся к этой категории, были боснийскими мусульманами. [27]
В переписи 1961 года боснийцы или боснийские мусульмане были отнесены к категории этнической группы, определенной как группа «мусульманско-этнической принадлежности», а не как югославская «составная нация» наряду с сербами и хорватами. В 1964 году Четвертый съезд Боснийской партии подтвердил право боснийцев на самоопределение . В 1968 году на заседании боснийского Центрального комитета боснийцы были признаны отдельной нацией, хотя руководство решило не использовать боснийское или боснийское имя. [27] [28] вариант « мусульмане по национальности Поэтому в качестве компромисса в переписи 1971 года в качестве категории был введен ». Это была официальная категория, использовавшаяся боснийцами до последней переписи населения Югославии в 1991 году. [27]
Современная эпоха
[ редактировать ]В 1990-е годы было введено название боснийцы вместо термина «мусульманин по национальности». [29] Это привело к тому, что боснийцы и мусульмане иногда использовались как синонимы в политическом контексте. [30] На протяжении столетий Османской империи различия между гражданами (в целях налогообложения, военной службы и т. д.) проводились в первую очередь на основе религиозной принадлежности человека, которая была тесно связана с этнической принадлежностью.
Решение гражданина идентифицировать себя как боснийца, похоже, зависит от того, связывают ли он свою идентичность больше с боснийским государством или территорией, а не со своей религиозной принадлежностью, особенно в случае боснийцев. [31] Число людей, идентифицировавших себя как боснийцы согласно последней переписи населения (2013 г.), точно неизвестно, однако оно не превышает 2,73%, поскольку именно это количество людей, идентифицировавших себя как «другие» и «боснийцы», указано в этом разделе. Категория «Другие».
Религия
[ редактировать ]Согласно последней переписи населения (2013 г.) Боснии и Герцеговины, людей, идентифицирующих себя как «боснийцев», было относительно мало, поэтому трудно установить религиозную связь между этой группой людей и некоторыми религиями, присутствующими в этой стране.
По словам Тоне Бринги, писательницы и антрополога, она говорит о Боснии и боснийцах:
«Ни боснийская , ни хорватская , ни сербская идентичность не может быть полностью понята со ссылкой только на ислам или христианство соответственно, а должна рассматриваться в конкретном боснийском контексте, который привел к общей истории и местоположению среди боснийцев как исламского, так и христианского происхождения. ." [32]
По словам Бринги, в Боснии существует особая «трансэтническая культура», которая охватывает каждую этническую группу и делает различные религии, включая христианство и ислам, « синергически взаимозависимыми ». [32] Тем не менее, большое количество боснийцев являются светскими , и эта тенденция усилилась после Второй мировой войны в Боснии и Герцеговине, поскольку они были частью коммунистической политической системы , которая отвергала традиционную организованную религию.
Идентификация
[ редактировать ]
Согласно последней официальной переписи населения, проведенной в Боснии и Герцеговине, большая часть населения принадлежит к боснийской , хорватской или сербской национальности. Однако некоторые люди идентифицируют себя как «боснийцы» по национальности, они перечислены в категории «Другие» (наряду со всеми другими вариантами, такими как этнические мусульмане , евреи , цыгане и т. д.). По последней переписи населения (2013 г.), «Других» было около 2,7%.
В «Всемирной книге фактов ЦРУ» , используемой в этой статье в качестве источника цифр, не упоминается единственная «боснийская» национальность. Вместо этого в нем упоминаются «боснийский(е), герцеговинский(ые)», тем самым подчеркивая региональное значение и справедливость между этими терминами.
Этнические меньшинства на этой территории, такие как евреи , цыгане , албанцы , черногорцы и другие, могут рассматривать слово «боснийский» как прилагательное, изменяющее их этническую принадлежность (например, «боснийские цыгане») для обозначения места проживания. В других случаях они используют (с равными правами) термин «герцеговинцы».
Кроме того, значительная часть населения Боснии и Герцеговины считает, что термин «боснийцы» определяет людей, которые составляют отдельную коллективную культурную идентичность или этническую группу. Однако, согласно последней переписи населения (2013 г.), эта численность не превышает 1,05%. [33] Из них 56,65% - исламисты/мусульмане, 30,93% - нерелигиозные, 5,15% - православные и 5,09% - католики. [34]
В опросе 2007 года, проведенном Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), 57% опрошенных в первую очередь идентифицировали себя по этнической принадлежности, а 43% выбрали «быть гражданином Боснии и Герцеговины». Кроме того, 75% опрошенных положительно ответили на вопрос: «Считаете ли вы себя не только [боснийцем, хорватом, сербом], но и гражданином всей Боснии и Герцеговины?». В том же опросе 43% заявили, что идентифицируют себя как гражданина Боснии и Герцеговины в качестве основной идентичности, 14% идентифицируют себя с определенной этнической или религиозной группой, а 41% выбрали двойную идентичность. [35] [36]
Согласно исследованию Университета Черногории , проведенному факультетом спорта и физического воспитания в Никшиче (Черногория) и Университетом Нови-Сада в Сербии , боснийцы — самые высокие в мире. [37] [38] [39] [40]
См. также
[ редактировать ]- Герцеговинцы
- Сербы Боснии и Герцеговины
- Хорваты Боснии и Герцеговины
- Евреи Боснии и Герцеговины
- Список боснийцев и герцеговинцев
- Армия Республики Босния и Герцеговина
- Боснийско-хорватская война
- Боснийско-сербская война (1326–1329)
- Боснийская война
- Боснийская кириллица
- Культура Боснии и Герцеговины
- Демография Боснии и Герцеговины
- Боснийская лилия
- Список патриотических песен Боснии и Герцеговины
- Республика Босния и Герцеговина
- СР Босния и Герцеговина
- боснийские американцы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Статистический отчет - Микроперепись - Население по мигрантскому происхождению - Первоначальные результаты 2022 г.» . 20 апреля 2023 г. Проверено 17 июля 2023 г.
- ^ «Перепись населения США» . 24 марта 2022 г.
- ↑ Статистическое досье по иммиграции , заархивировано 7 ноября 2017 г. в Wayback Machine , Caritas, 2017 г.
- ^ «Иностранцы, родившиеся за границей, по стране и году рождения» . Центральная статистика . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ Мигранты в Европе - Опрос: Норвегия. Архивировано 24 июля 2011 г., в Wayback Machine.
- ^ «Двусторонние отношения Боснии и Герцеговины и Франции» . Дипломатия Франции:: Министерство Европы и иностранных дел . Архивировано из оригинала 14 декабря 2023 года . Проверено 4 января 2023 г.
- ^ «Презентация Боснии и Герцеговины» . Дипломатия Франции:: Министерство Европы и иностранных дел . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ «20680-Страна рождения человека (полный классификационный список) по полу — Австралия» (загрузка Microsoft Excel) . Перепись 2006 года . Австралийское статистическое бюро . Проверено 22 августа 2010 г.
- ^ «20680-Происхождение (полный список классификации) по полу — Австралия» (загрузка Microsoft Excel) . Перепись 2006 года . Австралийское статистическое бюро . Проверено 22 августа 2010 г.
- ^ «Население этнического происхождения» . Проверено 4 июля 2018 г.
- ^ «Статистика Дании: FOLK2: Население на 1 январь по полу, возрасту, происхождению, стране происхождения и гражданству» . Статистическое управление Дании . Проверено 1 октября 2013 г.
- ^ Эванс 1876 , с. 109, 141.
- ^ Сэндвит 1865 , с. 33.
- ^ Вулес 1877 , с. 221.
- ^ Найт 1854 , с. 54.
- ^ Делони, Гай (3 ноября 2021 г.). «Боснийский лидер разжигает опасения по поводу распада Балкан» . Новости Би-би-си . Проверено 3 ноября 2021 г.
- ^ Моравчик 1967 , с. 160-161.
- ^ Jump up to: а б Прекрасный 1991 год .
- ^ Jump up to: а б Прекрасный 1994 год .
- ^ Пейо Чошкович (июль 2000 г.). «Взгляды на историю Боснии и боснийской церкви» . Журнал - Институт истории Хорватии (на хорватском языке). 32–33 (1). Факультет философии, Загреб , FF press. ISSN 0353-295X . Проверено 15 февраля 2013 г.
Тесно с этим связано происхождение и функционирование названия боснийцы, которое в отечественных оригинальных материалах использовалось для обозначения политических подданных боснийских правителей времен Стефана II. Котроманич.
- ^ Шугар, Питер Ф. (1963). Индустриализация Боснии и Герцеговины: 1878-1918 гг . Вашингтонский университет Press. п. 201.
- ^ Рамет, Сабрина П. (2008). «Национализм и «идиотизм» деревни: случай Сербии». Сербия, Хорватия и Словения в мире и в войне: Избранные сочинения, 1983–2007 гг . ЛИТ Верлаг Мюнстер. стр. 74–76. ISBN 978-3-03735-912-9 .
- ^ Jump up to: а б с Великоня, Митя (1992). Религиозное разделение и политическая нетерпимость в Боснии и Герцеговине . Издательство Техасского университета A&M. ISBN 978-1-58544-226-3 .
- ^ Центральная и Юго-Восточная Европа , 2004, Том 4, стр. 110.
- ^ Банак, Иво (1988). Национальный вопрос в Югославии: истоки, история, политика . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-9493-2 .
- ^ Клеменчич, Матяж (2004). Разнообразные народы бывшей Югославии: Справочник . АВС-КЛИО. п. 113. ИСБН 1-57607-294-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и Банак, Иво (1988). Национальный вопрос в Югославии: истоки, история, политика . Издательство Корнельского университета. стр. 287–288. ISBN 0-8014-9493-1 .
- ^ Костич, Роланд (2007). Амбивалентный мир: внешнее миростроительство, угроза идентичности и примирение в Боснии и Герцеговине. Отчет №78 . Уппсала, Швеция: Уппсальский университет. п. 65. ИСБН 9789150619508 .
- ^ Топерич, Саша; Юнвер Ной, Айлин, ред. (2018). Турция и трансатлантические отношения . Издательство Брукингского института. п. Сноски. ISBN 9781947661066 .
- ^ Мюленбек, Филип Эмиль, изд. (2012). Религия и холодная война: глобальная перспектива . Издательство Университета Вандербильта. п. 183. ИСБН 9780826518521 .
- ^ Кейл, Соерен (2014). «Религиозный плюрализм и многонациональный федерализм в Боснии и Герцеговине» . В Рекехо, Ферран; Нагель, Клаус-Юрген (ред.). Политика религии и национализма: федерализм, консоциационализм и отделение . Рутледж. стр. 91–92. ISBN 9781317566052 .
- ^ Jump up to: а б Шацмиллер, Майя (2002). Ислам и Босния: разрешение конфликтов и внешняя политика в многоэтнических государствах . McGill-Queen's Press. п. 32. ISBN 978-0-7735-2413-2 .
- ^ Этническая/национальная принадлежность, религия и родной язык 2019 , с. 27.
- ^ Этническая/национальная принадлежность, религия и родной язык, 2019 , стр. 918, 920.
- ^ «ПРООН опубликовала крупное исследование по вопросам возвращения, идентичности, политики и социального доверия» . Программа развития ООН для Боснии и Герцеговины. 07.07.2007. Архивировано из оригинала 27 июля 2007 г. Проверено 27 июля 2007 г.
- ^ «Пульс гражданства» . Программа развития ООН для Боснии и Герцеговины. 07.07.2007. стр. 19–20 . Проверено 27 июля 2007 г.
- ^ Попович, Стево; Белица, Душко; Танасе, Габриэла Дойна; Милашинович, Райко (2015). «Рост тела и его оценка с использованием измерений размаха рук у взрослых жителей Боснии и Герцеговины» . Черногорский журнал спортивной науки и медицины . 4 (1): 29–36 . Проверено 25 мая 2017 г.
- ^ Попович, С.; Белица, Д.; Танасе, Грузия; Милашинович, Р. (2015). «(PDF) Рост тела и его оценка с использованием измерений размаха рук у взрослых жителей Боснии и Герцеговины» (.pdf) . Черногорский журнал спортивной науки и медицины . 4 (1): 29–36 . Проверено 25 мая 2017 г.
- ^ «Самые высокие страны мира» . Worldatlas.com . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ Бриско, Джейк (17 июня 2016 г.). «10 самых высоких стран в 2017 году — самый высокий средний рост по странам — The Gazette Review» . Обзор газеты . Проверено 25 мая 2017 г.
Литература
[ редактировать ]- Дония, Роберт Дж.; Хорошо, Джон Ван Антверпен младший (1994). Босния и Герцеговина: преданная традиция . Лондон: Херст и компания. ISBN 9781850652113 .
- Этническая/национальная принадлежность, религия и родной язык (PDF) . Сараево: Агентство статистики Боснии и Герцеговины. 2019.
- Эванс, Артур Дж. (1876). Через Боснию и Герцеговину (1-е изд.). Лондон: Лонгманс, Грин и компания.
- Хорошо, Джон Ван Антверпен младший (1991) [1983]. Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0472081497 .
- Хорошо, Джон Ван Антверпен младший (1994) [1987]. Позднесредневековые Балканы: критический обзор с конца двенадцатого века до османского завоевания . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0472082604 .
- Найт, Чарльз , изд. (1854 г.). Английская циклопедия: новый словарь универсальных знаний . Том. 2. Лондон: Брэдбери и Эванс.
- Моравчик, Дьюла , изд. (1967) [1949]. Константин Багрянородный: De Administando Imperio (2-е исправленное изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Центр византийских исследований Думбартон-Оукс. ISBN 9780884020219 .
- Сандвит, Хамфри (1865). Заметки о южнославянских странах в Австрии и Турции в Европе . Эдинбург и Лондон: Уильям Блэквуд и сыновья.
- Вулес, Гораций, изд. (1877). Правда: Еженедельный журнал . Том. 1. Лондон: Анри Лабушер.