Jump to content

Боснийский национализм

Флаг Республики Босния и Герцеговина , главный национальный флаг боснийцев.

Боснийский национализм ( боснийский : bošnjački nacionalizam ) или боснийский мир ( боснийский : bošnjaštvo ) — это национализм , который утверждает национальность боснийцев и способствует культурному единству боснийцев. [1] Его не следует путать с боснийским национализмом ( сербско-хорватский : bosanski nacionalizam ), часто называемым боснийским миром ( сербско-хорватский : bosanstvo боснийцы рассматриваются как составной народ ), поскольку в преамбуле Конституции Боснии и Герцеговины , тогда как люди те, кто идентифицируют себя как боснийцы по гражданству, таковыми не являются. В данных переписи населения босняков раньше называли мусульманами, но в последний раз эта модель использовалась при переписи 1991 года .

И в прошлом, и в настоящем боснийский национализм во многом основывался на стремлении сохранить территориальную целостность Боснии и Герцеговины и обеспечить национальное и культурное единство и права боснийцев. [2]

Хусейн Капетан Градашчевич , также известный как « Змай од Босне » ( Дракон Боснии), является одним из самых важных боснийских национальных героев.

Самые ранние следы боснийской идентичности первоначально возникли в средневековой Боснии и не имели какого-либо религиозного подтекста. Ситуация оставалась практически неизменной на протяжении всего периода Османской империи с такими терминами, как «Бошнаклар», «Бошнак тайфеси», «Босналы такие», «Босналы кавми». [3] (все это примерно означает «боснийский народ») используется для описания боснийцев в региональном смысле.

После венгерской оккупации Боснии и Герцеговины в 1878 году австрийская австро - администрация официально одобрила Бошняшство («Боснякство») как основу продолжающейся многоконфессиональной боснийской нации. Политика стремилась изолировать Боснию и Герцеговину от ее ирредентистских соседей ( православной Сербии , католической Хорватии и мусульман Османской империи ) и отрицать концепцию хорватской и сербской государственности , которая уже начала распространяться среди католических и Православные общины соответственно. [4] [5] Тем не менее, отчасти из-за доминирующего положения, которого в предыдущие века занимало коренное мусульманское население Османской Боснии, чувство боснийской государственности лелеялось в основном боснийцами-мусульманами, в то время как яростно противостояли им националисты из Сербии и Хорватии, которые вместо этого предпочитали претендовать на боснийское мусульманское население как свое собственное, и этот шаг был отвергнут большинством боснийских мусульман. [6] [7] [8] Австро-венгерский период стал свидетелем возникновения боснийского национализма. Именно в этот период боснийские мусульмане выдвинули политические требования в современном смысле. После 1906 года мусульмане создали несколько политических партий и множество учреждений и ассоциаций, отражавших их этническую и культурную самобытность. [9]

В статье журнала Bošnjak («Бошняк») боснийский писатель и мэр Сараево Мехмед Капетанович заявил, что боснийские мусульмане не были ни хорватами , ни сербами , а представляли собой отдельный, хотя и родственный народ: [10]

В то время как хорваты утверждают, что православные — наши злейшие враги и что сербство — это то же самое, что и православие, сербы изнуряют себя, обращая наше внимание на некую фальшивую историю, с помощью которой они сербизировали весь мир. Мы никогда не будем отрицать, что принадлежим к южнославянской семье; но мы останемся бошняками, как наши предки, и никем иным. [11]

- Мехмед Капетанович, 1891 г.

После основания Югославии югославские в 1918 году унитаристы утверждали, что существует только одна югославская нация и что хорваты , сербы и словенцы были признаны «племенами» югославов. Это исключало признание боснийцев как отдельного народа Югославии. и вызвало разочарование среди боснийцев. [7] В ответ на отсутствие признания в 1919 году была основана Югославская мусульманская организация (ЮМО) при поддержке большинства боснийцев и других славянских мусульман во всем регионе, включая мусульманскую интеллигенцию и социальную элиту, которые стремились защитить боснийскую и мусульманскую идентичность, в том числе религиозные, социальные и экономические права в Боснии и Герцеговине . [7] JMO принимал участие в правительстве ненадолго в 1928 году, а затем дольше, с 1935 по 1938 год, в котором он участвовал в правительстве с целью сохранения территориальной целостности Боснии и Герцеговины в противовес планам создания автономной Хорватии , которая владела территорией Боснии и Герцеговины. . [7] Усилия JMO по предотвращению раздела Боснии и Герцеговины провалились, и в 1939 году была создана Бановина Хорватии . [2]

Боснийский национализм получил серьезный удар во время Второй мировой войны , когда Югославия была захвачена державами Оси , а Босния и Герцеговина была аннексирована Независимым Государством Хорватия (NDH), которое считало боснийцев « хорватами-мусульманами ». [2] К концу 1941 года большая часть боснийской элиты открыто критиковала режим NDH за его политику по отношению к меньшинствам и требовала автономии Боснии и Герцеговины. [2]

С созданием Социалистической Югославии в 1945 году Босния и Герцеговина была восстановлена ​​как территориальное образование и как одна из шести республик, входящих в состав федеративного государства Югославия. [2] Чтобы разрешить сербско-хорватский спор по поводу Боснии и Герцеговины, югославское правительство в 1971 году признало боснийских мусульман в качестве гражданства. [2]

Боснийский национализм усилился с 1980-х годов, особенно после Алией Изетбеговичем публикации Исламской декларации , которая призывала к исламскому обновлению среди боснийцев. Изетбегович был арестован югославскими государственными властями в 1983 году по обвинению в том, что он пропагандировал чисто мусульманскую Боснию, и отбыл пять лет лишения свободы. [2] В 1990 году Изетбегович и другие основали Партию демократического действия , которая стала главной боснийской партией в боснийском парламенте . [2] Начало боснийской войны с 1992 по 1995 год укрепило идентичность боснийских мусульман. [2] В 1993 году слово «боснийец» было официально возрождено как этническое или национальное обозначение, заменив обозначение «мусульманин», используемое властями Югославии. [2]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Джек Дэвид Эллер. От культуры к этнической принадлежности и конфликту: антропологический взгляд на международный этнический конфликт . Издательство Мичиганского университета, 1999. Стр. 262.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Motyl 2001 , pp. 57.
  3. ^ Бабуна, Айдын (1996). Национальное развитие боснийских мусульман . Франкфурт: Питер Ланг. п. 32. ISBN  3-631-47740-6 .
  4. ^ Великоня, Митя (2003). Религиозное разделение и политическая нетерпимость в Боснии и Герцеговине, стр. 130-135 . Издательство Техасского университета A&M. ISBN  1-58544-226-7 .
  5. ^ Роберт Дония, Джон В.А. Файн (2005). Босния и Герцеговина: преданная традиция . Издательство Колумбийского университета. ISBN  9781850652113 . Проверено 30 октября 2012 г.
  6. ^ Публикации, Европа Европа (2003). Центральная и Юго-Восточная Европа, 2004 г., Том 4, Routledge, стр. 110 . ISBN  9781857431865 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Motyl 2001 , pp. 56.
  8. ^ Джек Дэвид Эллер. От культуры к этнической принадлежности и конфликту: антропологический взгляд на международный этнический конфликт . Издательство Мичиганского университета, 1999. Стр. 262.
  9. ^ Бабуна, Айдын (1999). «Национализм и боснийские мусульмане». Восточноевропейский ежеквартальный журнал . XXXIII (2): 196.
  10. ^ Джек Дэвид Эллер. От культуры к этнической принадлежности и конфликту: антропологический взгляд на международный этнический конфликт . Издательство Мичиганского университета, 1999. Стр. 263.
  11. ^ Джек Дэвид Эллер. От культуры к этнической принадлежности и конфликту: антропологический взгляд на международный этнический конфликт . Издательство Мичиганского университета, 1999. с. 263.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e1e0c4d9e39154e5deeec18c83aa0e4e__1699493580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/4e/e1e0c4d9e39154e5deeec18c83aa0e4e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bosniak nationalism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)