Боснийский национализм
Боснийский национализм ( боснийский : bošnjački nacionalizam ) или боснийский мир ( боснийский : bošnjaštvo ) — это национализм , который утверждает национальность боснийцев и способствует культурному единству боснийцев. [1] Его не следует путать с боснийским национализмом ( сербско-хорватский : bosanski nacionalizam ), часто называемым боснийским миром ( сербско-хорватский : bosanstvo боснийцы рассматриваются как составной народ ), поскольку в преамбуле Конституции Боснии и Герцеговины , тогда как люди те, кто идентифицируют себя как боснийцы по гражданству, таковыми не являются. В данных переписи населения босняков раньше называли мусульманами, но в последний раз эта модель использовалась при переписи 1991 года .
И в прошлом, и в настоящем боснийский национализм во многом основывался на стремлении сохранить территориальную целостность Боснии и Герцеговины и обеспечить национальное и культурное единство и права боснийцев. [2]
История
[ редактировать ]Самые ранние следы боснийской идентичности первоначально возникли в средневековой Боснии и не имели какого-либо религиозного подтекста. Ситуация оставалась практически неизменной на протяжении всего периода Османской империи с такими терминами, как «Бошнаклар», «Бошнак тайфеси», «Босналы такие», «Босналы кавми». [3] (все это примерно означает «боснийский народ») используется для описания боснийцев в региональном смысле.
После венгерской оккупации Боснии и Герцеговины в 1878 году австрийская австро - администрация официально одобрила Бошняшство («Боснякство») как основу продолжающейся многоконфессиональной боснийской нации. Политика стремилась изолировать Боснию и Герцеговину от ее ирредентистских соседей ( православной Сербии , католической Хорватии и мусульман Османской империи ) и отрицать концепцию хорватской и сербской государственности , которая уже начала распространяться среди католических и Православные общины соответственно. [4] [5] Тем не менее, отчасти из-за доминирующего положения, которого в предыдущие века занимало коренное мусульманское население Османской Боснии, чувство боснийской государственности лелеялось в основном боснийцами-мусульманами, в то время как яростно противостояли им националисты из Сербии и Хорватии, которые вместо этого предпочитали претендовать на боснийское мусульманское население как свое собственное, и этот шаг был отвергнут большинством боснийских мусульман. [6] [7] [8] Австро-венгерский период стал свидетелем возникновения боснийского национализма. Именно в этот период боснийские мусульмане выдвинули политические требования в современном смысле. После 1906 года мусульмане создали несколько политических партий и множество учреждений и ассоциаций, отражавших их этническую и культурную самобытность. [9]
В статье журнала Bošnjak («Бошняк») боснийский писатель и мэр Сараево Мехмед Капетанович заявил, что боснийские мусульмане не были ни хорватами , ни сербами , а представляли собой отдельный, хотя и родственный народ: [10]
В то время как хорваты утверждают, что православные — наши злейшие враги и что сербство — это то же самое, что и православие, сербы изнуряют себя, обращая наше внимание на некую фальшивую историю, с помощью которой они сербизировали весь мир. Мы никогда не будем отрицать, что принадлежим к южнославянской семье; но мы останемся бошняками, как наши предки, и никем иным. [11]
- Мехмед Капетанович, 1891 г.
После основания Югославии югославские в 1918 году унитаристы утверждали, что существует только одна югославская нация и что хорваты , сербы и словенцы были признаны «племенами» югославов. Это исключало признание боснийцев как отдельного народа Югославии. и вызвало разочарование среди боснийцев. [7] В ответ на отсутствие признания в 1919 году была основана Югославская мусульманская организация (ЮМО) при поддержке большинства боснийцев и других славянских мусульман во всем регионе, включая мусульманскую интеллигенцию и социальную элиту, которые стремились защитить боснийскую и мусульманскую идентичность, в том числе религиозные, социальные и экономические права в Боснии и Герцеговине . [7] JMO принимал участие в правительстве ненадолго в 1928 году, а затем дольше, с 1935 по 1938 год, в котором он участвовал в правительстве с целью сохранения территориальной целостности Боснии и Герцеговины в противовес планам создания автономной Хорватии , которая владела территорией Боснии и Герцеговины. . [7] Усилия JMO по предотвращению раздела Боснии и Герцеговины провалились, и в 1939 году была создана Бановина Хорватии . [2]
Боснийский национализм получил серьезный удар во время Второй мировой войны , когда Югославия была захвачена державами Оси , а Босния и Герцеговина была аннексирована Независимым Государством Хорватия (NDH), которое считало боснийцев « хорватами-мусульманами ». [2] К концу 1941 года большая часть боснийской элиты открыто критиковала режим NDH за его политику по отношению к меньшинствам и требовала автономии Боснии и Герцеговины. [2]
С созданием Социалистической Югославии в 1945 году Босния и Герцеговина была восстановлена как территориальное образование и как одна из шести республик, входящих в состав федеративного государства Югославия. [2] Чтобы разрешить сербско-хорватский спор по поводу Боснии и Герцеговины, югославское правительство в 1971 году признало боснийских мусульман в качестве гражданства. [2]
Боснийский национализм усилился с 1980-х годов, особенно после Алией Изетбеговичем публикации Исламской декларации , которая призывала к исламскому обновлению среди боснийцев. Изетбегович был арестован югославскими государственными властями в 1983 году по обвинению в том, что он пропагандировал чисто мусульманскую Боснию, и отбыл пять лет лишения свободы. [2] В 1990 году Изетбегович и другие основали Партию демократического действия , которая стала главной боснийской партией в боснийском парламенте . [2] Начало боснийской войны с 1992 по 1995 год укрепило идентичность боснийских мусульман. [2] В 1993 году слово «боснийец» было официально возрождено как этническое или национальное обозначение, заменив обозначение «мусульманин», используемое властями Югославии. [2]
См. также
[ редактировать ]- Антихорватские настроения
- Антисербские настроения
- Подъем национализма в Османской империи § боснийцы
- Боснийское движение национальной гордости
- Великая Босния
- Югославизм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джек Дэвид Эллер. От культуры к этнической принадлежности и конфликту: антропологический взгляд на международный этнический конфликт . Издательство Мичиганского университета, 1999. Стр. 262.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Motyl 2001 , pp. 57.
- ^ Бабуна, Айдын (1996). Национальное развитие боснийских мусульман . Франкфурт: Питер Ланг. п. 32. ISBN 3-631-47740-6 .
- ^ Великоня, Митя (2003). Религиозное разделение и политическая нетерпимость в Боснии и Герцеговине, стр. 130-135 . Издательство Техасского университета A&M. ISBN 1-58544-226-7 .
- ^ Роберт Дония, Джон В.А. Файн (2005). Босния и Герцеговина: преданная традиция . Издательство Колумбийского университета. ISBN 9781850652113 . Проверено 30 октября 2012 г.
- ^ Публикации, Европа Европа (2003). Центральная и Юго-Восточная Европа, 2004 г., Том 4, Routledge, стр. 110 . ISBN 9781857431865 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Motyl 2001 , pp. 56.
- ^ Джек Дэвид Эллер. От культуры к этнической принадлежности и конфликту: антропологический взгляд на международный этнический конфликт . Издательство Мичиганского университета, 1999. Стр. 262.
- ^ Бабуна, Айдын (1999). «Национализм и боснийские мусульмане». Восточноевропейский ежеквартальный журнал . XXXIII (2): 196.
- ^ Джек Дэвид Эллер. От культуры к этнической принадлежности и конфликту: антропологический взгляд на международный этнический конфликт . Издательство Мичиганского университета, 1999. Стр. 263.
- ^ Джек Дэвид Эллер. От культуры к этнической принадлежности и конфликту: антропологический взгляд на международный этнический конфликт . Издательство Мичиганского университета, 1999. с. 263.
Библиография
[ редактировать ]- Мотыль, Александр Дж. (2001). Энциклопедия национализма, том II . Академическая пресса. ISBN 0-12-227230-7 .