Ислам в Боснии и Герцеговине
Ислам по странам |
---|
Исламский портал |
Ислам по странам |
---|
Исламский портал |
Ислам является самой распространенной религией в Боснии и Герцеговине . [2] Он был представлен местному населению в 15 и 16 веках в результате османского завоевания Боснии и Герцеговины .
Мусульмане составляют самую большую религиозную общину в Боснии и Герцеговине (52%) (две другие крупные группы — это православные христиане (31%), почти все из которых идентифицируют себя как сербы , и католики (16%), почти все из которых идентифицируют себя как как хорваты ). [3] Другая оценка, проведенная PEW Research, гласит, что 50% населения составляют мусульмане , 35% православные и только 9% католики . [4]
Почти все боснийские мусульмане идентифицируют себя как боснийцы ; до 1993 года боснийцы мусульманской культуры или происхождения (независимо от религиозной практики) определялись югославскими властями как мусульмани (мусульмане) в этнонациональном смысле (отсюда и заглавная буква М), хотя некоторые люди боснийского или мусульманского происхождения указывали свою национальность ( в этническом смысле, а не строго с точки зрения гражданства) как «югослав» до начала 1990-х годов. Небольшое меньшинство мусульман-немосняков в Боснии и Герцеговине включает албанцев , цыган и турок .
Герцеговины традиционно придерживаются суннитского ислама ханафитской Несмотря на то, что мусульмане Боснии и школы юриспруденции , опрос 2012 года показал, что 54% мусульман Боснии и Герцеговины считают себя просто мусульманами , а 38% заявили, что они мусульмане- сунниты . [5] Существует также небольшая суфийская община, расположенная преимущественно в Центральной Боснии. [6] Небольшая община мусульман-шиитов также присутствует в Боснии. [7] Почти все мусульманские общины в Боснии и Герцеговине называют Исламское сообщество Боснии и Герцеговины своей религиозной организацией.
Конституция Боснии и Герцеговины гарантирует свободу религии, [8] что в целом поддерживается по всей стране.
История
[ редактировать ]Османская эпоха
[ редактировать ]Ислам распространен на Балканах впервые был широко османами в середине-конце 15 века, которые получили контроль над большей частью Боснии в 1463 году и захватили Герцеговину в 1480-х годах. В течение следующего столетия боснийцы, состоящие из коренных христиан и славянских племен, жили в Боснийском королевстве под именем Бошняни. [9] – были обращены в ислам в большом количестве во время исламизации Боснии под властью Османской империи . В эпоху Османской империи имя Бошнянин определенно трансформировалось в нынешний Бошняк («Босняк») с суффиксом -ак, заменяющим традиционный -анин . К началу 1600-х годов примерно две трети населения Боснии были мусульманами. [10] Босния и Герцеговина осталась провинцией Османской империи и получила автономию после боснийского восстания в 1831 году. большое количество мечетей По всей провинции было построено . Большинство мечетей, построенных в эпоху Османской империи, имели относительно скромную конструкцию, часто с одним минаретом и центральным молитвенным залом с несколькими прилегающими фойе.
- Мечеть Фетхия , бывшая церковь Святого Антония, 1266 г.
- Мечеть Муслихудина Чекрекчия , Сараево , 1526 г.
- Мечеть Аладжа , Фоча , 1550 г. (перестроена в 2018 г.)
- Мечеть Караджоз-бег , Мостар , 1557 г.
- Мечеть Али-паши , Сараево , 1560 г.
- Мечеть Сисмана Ибрагим-паши (Мечеть Хаджи Алиджина), Почитель , 1561 г.
- Мечеть Ферхат-паши , Сараево , 1562 г.
- Мечеть Чобания , 1565 г.
- Мечеть Хаджи Ахмеда Дукатара , Ливно , 1574 г.
- Мечеть Ферхат-паши , Баня-Лука , 1579 г. (перестроена в 2016 г.)
- Мечеть Коски Мехмед-паши, Мостар , 1617 г.
- Джиндейская мечеть (Гусейна Чауша), Тузла , 1708 г.
- Мечеть Эсмы Султаны (во время реконструкции), Яйце , 1760 г.
Австро-Венгерская эпоха
[ редактировать ]После Берлинского конгресса 1878 года Босния и Герцеговина перешла под контроль Австро-Венгрии . В 1908 году Австро-Венгрия официально аннексировала регион. В отличие от Испании после Реконкисты, власти Австро-Венгрии не предприняли никаких попыток обратить граждан этой недавно приобретенной территории, поскольку декабрьская конституция гарантировала свободу религии , и поэтому Босния и Герцеговина осталась мусульманской.
Босния , наряду с Албанией и Косово, была единственными частями Османской империи на Балканах, где большое количество людей было обращено в ислам и осталось там после обретения независимости. В других районах бывшей Османской империи, где мусульмане составляли большинство или начали формировать большинство, эти мусульмане были либо изгнаны, ассимилированы/христианизированы, убиты, либо бежали в другие места ( мухаджиры ). [ нужна ссылка ]
Послевоенный период
[ редактировать ]Многие исламские религиозные здания были повреждены или разрушены во время Боснийской войны в 90-е годы, при этом до 80% из более чем 4000 различных зданий [11] несколько мечетей были восстановлены с помощью средств Саудовской Аравии и других стран Ближнего и Дальнего Востока.
Исторически боснийские мусульмане всегда практиковали ту форму ислама, которая находится под сильным влиянием суфизма . Однако после боснийской войны некоторые остатки групп иностранных боевиков с Ближнего Востока, сражавшихся на стороне боснийской армии, некоторое время оставались и пытались распространять ваххабизм среди местного населения. С весьма ограниченным успехом эти иностранцы лишь создали трения между местным мусульманским населением, погруженным в свою традиционную религиозную практику и не имевшим какого-либо предыдущего контакта с этим направлением в исламе, и самими собой. [12]
Хотя эти общины были относительно небольшими и мирными, ограниченными определенным количеством деревень вокруг центральной и северной Боснии, этот вопрос был сильно политизирован местными националистами и официальными лицами, а также официальными лицами и дипломатами из таких стран, как Хорватия, Чехия и Сербия, чтобы суть откровенная фантастика. [13] [14] Тогдашний министр безопасности Боснии и Герцеговины Драган Мектич из СДС резко отреагировал на такую ложь, указав на серьезность таких конспиративных утверждений, и предупредил о возможности дальнейшей опасной политизации и даже актов насилия с целью заклеймить боснийских мусульман как радикалы. [13] [15]
Демография
[ редактировать ]По переписи 2013 года заявленная религиозная принадлежность населения была: ислам (1 790 454 человека) и мусульманин (22 068 человек). Ислам имеет 1,8 миллиона приверженцев, что составляет около 51% населения Боснии и Герцеговины . Исследование PEW показывает, что в Боснии и Герцеговине 52% мусульман. [4] В муниципалитетах Бужим (99,7%) и Теочак (99,7%) проживает самая высокая доля мусульман в Боснии и Герцеговине.
Кантон | Население (2013 г.) | Количество мусульман [16] | % |
---|---|---|---|
Федерация Боснии и Герцеговины | 2,219,220 | 1,581,868 | 71.3% |
Тузла кантон | 445,028 | 395,921 | 89.0% |
Зеница-Добойский кантон | 364,433 | 303,994 | 83.4% |
Сараевский кантон | 413,593 | 350,594 | 84.8% |
Уна-Сана Кантон | 273,261 | 252,758 | 92.5% |
Центральный боснийский кантон | 254,686 | 147,809 | 58.0% |
Герцеговино-Неретванский кантон | 222,007 | 91,395 | 41.2% |
Республика Сербская | 1,228,423 | 172,742 | 14.1% |
Брчко район | 83,516 | 35,844 | 42.9% |
Боснийско-Подринский кантон Горажде | 23,734 | 22,372 | 94.3% |
Посавинский кантон | 43,453 | 8,341 | 19.2% |
Кантон 10 | 84,127 | 7,904 | 9.3% |
Кантон Западная Герцеговина | 94,898 | 780 | 0.8% |
Босния и Герцеговина | 3,531,159 | 1,790,454 | 50.7% |
Год | Число | Процент |
---|---|---|
1872 | 630,456 [17] | 51% |
1879 | 448,613 | 38.73% |
1885 | 492,710 | 36.88% |
1895 | 548,632 | 34.99% |
1910 | 612,137 | 32.25% |
1921 | 588,244 | 31.07% |
1931 | 718,079 | 30.90% |
1948 | 788,403 | 30.73% |
1953 | 891 800 | 31.3% |
1961 | 842,247 | 25.69% |
1971 | 1,482,430 | 39.57% |
1981 | 1.630.033 | 39.52% |
1991 | 1.902.956 | 43.47% |
2013 | 1.790.454 | 50.70% |
Современные отношения
[ редактировать ]Для большинства боснийцев , считающих себя мусульманами, религия часто служит связующим звеном между общинами, а религиозная практика ограничивается редкими посещениями мечети (особенно во время Рамадана и двух праздников Ид ) и важными обрядами посвящения, такими как акика , бракосочетание, и смерть. [ нужна ссылка ] Женские платки, или хиджаб , носят только меньшинство боснийских женщин, либо в основном в религиозных целях (например, чаршаф для молитвы и посещения мечети).
Религиозные лидеры трех основных конфессий утверждают, что соблюдение религиозных обрядов среди молодежи растет, что является выражением растущей идентификации со своим этническим наследием, во многом благодаря национальному религиозному возрождению, которое произошло в результате боснийской войны . [18] Лидеры трех основных религиозных общин отметили, что после окончания боснийской войны они пользуются большей поддержкой со стороны своих верующих. [18] С другой стороны, однако, насилие и страдания, вызванные религиозными конфликтами, привели к тому, что небольшое количество боснийцев полностью отвергли религию. Это атеистическое сообщество сталкивается с дискриминацией и часто подвергается словесным нападкам со стороны религиозных лидеров, называя их «коррумпированными людьми без морали». Согласно последней переписи населения, открыто объявленные атеисты составляют 0,79% населения Боснии. [19]
По данным опроса общественного мнения 1998 года, 78,3% боснийцев в Федерации Боснии и Герцеговины заявили, что они религиозные. [20]
В Боснии и Герцеговине восемь муфтиев расположены в крупных муниципалитетах по всей стране: Сараево , Бихач , Травник , Тузла , Горажде , Зеница , Мостар и Баня-Лука . Главой Исламской общины Боснии и Герцеговины является Хусейн Кавазович . [21]
См. также
[ редактировать ]- Исламское сообщество Боснии и Герцеговины
- Исламизация Боснии и Герцеговины
- боснийцы
- 13-я горнострелковая дивизия СС «Хандшар» (1-я хорватская)
- Преследование мусульман
- Помаки
- Список мечетей в Боснии и Герцеговине
- Список национальных памятников Боснии и Герцеговины
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Религиозный состав по странам, 2010-2050 гг.» . Исследовательский центр Пью . 12 апреля 2015 года . Проверено 22 октября 2017 г.
- ^ «Босния и Герцеговина» . Государственный департамент США . Проверено 2 ноября 2022 г.
- ^ «ЦРУ - Всемирная книга фактов - Босния и Герцеговина» . Cia.gov . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Исследование PEW» (PDF) .
- ^ «Мусульмане мира: единство и разнообразие» (PDF) . Исследовательский центр Пью. 2012. с. 30. Архивировано из оригинала (PDF) 26 января 2017 года . Проверено 7 апреля 2016 г.
- ^ «ЭКСКЛЮЗИВ-N1 с дервишами: Посмотрите редко встречающиеся кадры мистических обрядов» . Ba.n1info.com . Архивировано из оригинала 31 июля 2018 года . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ «Растет обеспокоенность по поводу раскола боснийских шиитов и суннитов | Balkan Insight» . 9 ноября 2016 г.
- ^ «Закон о свободе религии...», Официальный вестник БиГ, 5/04» . Mpr.gov.ba. Архивировано из оригинала (PDF) 29 декабря 2016 года . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ Башич, Денис (2009). Корни религиозной, этнической и национальной идентичности боснийско-герцеговинских [ sic ] мусульман . Университет Вашингтона. ISBN 9781109124637 .
- ^ Малькольм 1995 , с. 71.
- ^ Шацмиллер, Майя (2002). Ислам и Босния: разрешение конфликтов и внешняя политика в многоэтнических государствах . Школа политики Университета Квинса. п. 100.
- ^ «Радикальные исламисты стремятся использовать разочарование в Боснии» . Rferl.mobi . Проверено 14 июня 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Жертвы боснийской войны раскритиковали заявления президента Хорватии о терроризме» . www.balkaninsight.com . 7 сентября 2017 г. Проверено 5 февраля 2019 г.
Министр безопасности Боснии Драган Мектич даже заявил во вторник местному новостному сайту Klix, что существует вероятность того, что террористический акт может быть организован «службами секретной службы», близкими к определенным политикам, чтобы узаконить ложные заявления о росте исламского радикализма в Боснии. .
- ^ «Министр безопасности Боснии отвергает претензии президента Хорватии» . www.total-croatia-news.com . Проверено 5 февраля 2019 г.
- ^ «Мектич: Параразведывательные структуры могут организовать атаку, чтобы представить Боснию и Герцеговину как радикальную» . Klix.ba (на боснийском языке) . Проверено 5 февраля 2019 г.
- ^ «Этнический состав Боснии и Герцеговины 2013» .
- ^ Карпат, К.Х. (1985). Османское население, 1830-1914 гг.: демографические и социальные характеристики . Мэдисон, Висконсин: Прес Университета Висконсина.
- ^ Перейти обратно: а б «Босния и Герцеговина: Отчет о свободе вероисповедания в мире, 2006 г.» . Государственный департамент США — Бюро демократии, прав человека и труда. 15 сентября 2006 г.
- ^ Дубенский, Джойс С. (2016). Миротворцы в действии: Профили религиозного миростроительства . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 391. ИСБН 9781107152960 . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ Великоня, Митя (2003). Религиозное разделение и политическая нетерпимость в Боснии и Герцеговине . Издательство Техасского университета A&M. п. 261. ИСБН 1585442267 . Проверено 6 января 2011 г.
- ^ «Исламское сообщество в Боснии и Герцеговине - Главная» . Rijaset.ba . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 14 июня 2016 г.
Библиография
[ редактировать ]- Ашерич-Тодд, Инес (2015). Дервиши и ислам в Боснии: суфийские аспекты формирования боснийского мусульманского общества . Османская империя и ее наследие. Том. 58. Лейден : Издательство Brill . дои : 10.1163/9789004288447 . ISBN 978-90-04-27821-9 . ISSN 1380-6076 . S2CID 127053309 .
- Бугарель, Ксавье (2005). «Балканские мусульманские диаспоры и идея «европейского ислама» » . В Дуличе, Томислав (ред.). Балканские течения. Очерки в честь Кьелла Магнуссона . Уппсальские мультиэтнические документы. Том. 49. Уппсала : Издательство Уппсальского университета . стр. 147–165. S2CID 158986618 — через Halshs.archives-ouvertes.fr .
- Бугарель, Ксавье (2012) [2007]. «Боснийский ислам как« европейский ислам »: ограничения и изменения концепции». В аль-Азме, Азиз; Фокас, Эффи (ред.). Ислам в Европе: разнообразие, идентичность и влияние (PDF) . Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 96–124. дои : 10.1017/CBO9780511809309.007 . ISBN 9780511809309 . S2CID 91182456 .
- Чезари, Джоселин, изд. (2014). «Часть III: Старая европейская земля ислама» . Оксфордский справочник по европейскому исламу . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . стр. 427–616. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199607976.001.0001 . ISBN 978-0-19-960797-6 . LCCN 2014936672 . S2CID 153038977 .
- Фридман, Франсин (2000). Милонас, Харрис (ред.). «Славяне-мусульмане Боснии и Герцеговины (со ссылкой на Санджака Нови-Пазара): ислам как национальная идентичность». Национальные документы . 28 (1). Кембридж : Издательство Кембриджского университета от имени Ассоциации изучения национальностей : 165–180. дои : 10.1080/00905990050002498 . eISSN 1465-3923 . ISSN 0090-5992 . S2CID 154938106 .
- Гринберг, Роберт Д. (2009). «Диалекты, миграции и этническое соперничество: случай Боснии и Герцеговины». Журнал славянского языкознания . 17 (1/2). Блумингтон, Индиана : Издательство Славика ( Издательство Индианского университета ): 193–216. дои : 10.1353/jsl.0.0022 . JSTOR 24600141 . S2CID 154466698 .
- Малькольм, Ноэль (1995). История Боснии . Новый Либер. ISBN 953-6045-03-6 .
- Малечкова, Йитка (2020). «Цивилизация славянских мусульман Боснии и Герцеговины». «Турок» в чешском воображении (1870-1923) . Студия Имагологии. Том. 26. Лейден : Издательство «Брилл» . стр. 118–158. дои : 10.1163/9789004440791_005 . ISBN 978-90-04-44077-7 . ISSN 0927-4065 .
- Рачиус, Эгдунас, изд. (2020). Ислам в посткоммунистической Восточной Европе: между воцерковлением и секьюритизацией . Мусульманские меньшинства. Том. 35. Лейден : Издательство Brill . ISBN 978-90-04-42534-7 . ISSN 1570-7571 . LCCN 2020907634 .
- Шушко, Джевада, изд. (2019). И мусульмане, и европейцы: диаспора и мигрантская идентичность боснийцев . Мусульманские меньшинства. Том. 30. Лейден : Издательство Brill . ISBN 978-90-04-39402-5 . ISSN 1570-7571 . LCCN 2018061684 .
- Желязкова, Антонина (июль 1994 г.). «Проникновение и адаптация ислама в Боснии с пятнадцатого по девятнадцатый век». Журнал исламских исследований . 5 (2: Ислам на Балканах ). Оксфорд : Издательство Оксфордского университета : 187–208. дои : 10.1093/jis/5.2.187 . eISSN 1471-6917 . ISSN 0955-2340 . JSTOR 26195615 . S2CID 144333779 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Акьол, Риада Асимович (13 января 2019 г.). «Босния предлагает модель либерального европейского ислама» . Атлантика . Вашингтон, округ Колумбия. Архивировано из оригинала 13 января 2019 года . Проверено 18 апреля 2021 г.
- Аллиеви, Стефано; Марешаль, Бриджит; Дассетто, Феличе; Нильсен, Йорген С. , ред. (2003). Мусульмане в расширенной Европе: религия и общество . Мусульманские меньшинства. Лейден : Издательство Brill . ISBN 978-90-04-13201-6 . ISSN 1570-7571 . S2CID 142974009 .
- Беншейх, Галеб; Брахими-Семпер, Адам (19 мая 2019 г.). «Ислам в Юго-Восточной Европе» . www.francecultural.fr (на французском языке). Париж : Культура Франции . Проверено 25 марта 2021 г.
- Бугарель, Ксавье; Клейер, Натали, ред. (2001). Новый балканский ислам. Мусульмане, действующие лица посткоммунизма, 1990–2000 гг. (на французском языке). Париж : Мезоннёв и Лароз. ISBN 2-7068-1493-4 .
- Бугарель, Ксавье; Клейер, Натали (2013). Мусульмане Юго-Восточной Европы: от империй к балканским государствам . Земли и люди ислама (на французском языке). Париж : IISMM - Картала. ISBN 978-2-8111-0905-9 – через Cairn.info .
- Клейер, Натали (2004). The Balkans Musmuss, or the ислам «другой Европы» » «Балканские мусульмане, или ислам «другой Европы» / Религии, власть и общество: Центральная Европа, Балканы, СНГ 16–27 : Париж . ) . французском на документация : Французская языке :
- Эльбасани, Арольда; Рой, Оливье , ред. (2015). Возрождение ислама на Балканах: от идентичности к религиозности . Ислам и национализм. Бейзингсток : Пэлгрейв Макмиллан . дои : 10.1057/9781137517845 . hdl : 1814/36698 . ISBN 978-1-137-51783-8 . S2CID 164180984 .
- Попович, Александр (1986). Балканский ислам: мусульмане юга Европы в постосманский период . Балканологические публикации (на французском языке). Том 11. Берлин : Восточноевропейский институт Свободного университета Берлина. ISBN 9783447025980 . OCLC 15614864 .
- Штигер, Кирилл (5 октября 2017 г.). «Гибкость славянских мусульман» . Neue Zürcher Zeitung (на немецком языке). Цюрих . Архивировано из оригинала 5 октября 2017 года . Проверено 25 марта 2021 г.