Jump to content

Исламизация Боснии и Герцеговины

Значительное количество людей в бывшем Королевстве Босния обратились в ислам после завоевания Османской империей во второй половине 15 века, что придало ему уникальный характер в Балканском регионе. потребовалось более ста лет, Исламу чтобы стать религией большинства. [ 1 ] Многие ученые сходятся во мнении, что исламизация боснийского населения не была насильственной, а была по большей части мирной и добровольной. [ 2 ]

За этим процессом, по-видимому, стояли несколько факторов. Самым важным было то, что христианство имело относительно неглубокие корни в Боснии до османского владычества. В Боснии не было сильной христианской церковной организации, которая могла бы иметь сильных последователей, что было результатом нехватки священников и конкуренции между католической и восточно-православной церквями, а также раскольнической боснийской церковью , которая рухнула незадолго до прибытия османов. Это оставило большинство людей религиозно незаинтересованными и восприимчивыми к призывам исламских институтов. Этой восприимчивости способствовало развитие среди многих людей своего рода народного христианства, основанного на различных практиках и церемониях, которое можно было адаптировать к форме народного ислама, популярной во время вторжения. [ 3 ]

Одна из теорий относительно того, почему обращение в ислам было более распространено в Боснии, чем в других местах на Балканах, заключается в том, что боснийская церковь практиковала богомильство . Богомилизм считался главной дуалистической ересью католической церковью , против которой Папа Иоанн XXII даже начал крестовый поход в 1325 году. Таким образом, многие приверженцы боснийской церкви были более восприимчивы к обращению в ислам. Фактически в богомильской традиции существовало несколько практик, напоминавших ислам : они отвергали Крест как религиозный символ , считали идолопоклонством поклоняться религиозным изображениям, реликвиям или святым и даже молились пять раз в день (читая . Молитва Господня ) [ 4 ] Однако среди историков не принято считать, что Боснийская церковь была богомильской.

Эту теорию поддерживают некоторые историки, в том числе сэр Томас Арнольд , но другие историки считают ее чрезмерным упрощением . Отмечается, что боснийцы всех христианских конфессий приняли ислам, в том числе из католической и православной церквей, а не только из боснийской церкви. [ 5 ] Кроме того, большая часть населения Боснии не принадлежала к боснийской церкви. [ 6 ] Наконец, под властью Османской империи произошло значительное религиозное обращение во многих направлениях: многие католики перешли в православную церковь и наоборот. [ 5 ]

По мнению ученого Файна, причина, по которой обращение в ислам было более распространено в Боснии (и Албании), в отличие от других территорий, находящихся под властью Османской империи, заключается в том, что в этих регионах существовало множество конкурирующих церквей, ни одна из которых не была доминирующей. Таким образом, боснийцы были менее преданными христианами, чем другие балканцы. [ 5 ]

Еще одно отличие Боснии от других частей Османских Балкан заключалось в том, что на протяжении большей части периода Османской империи Босния была приграничной провинцией, сталкивавшейся с некоторыми из самых важных врагов империи — Австрией, Венгрией и Венецией. Чтобы заполнить обезлюдевшие районы северной и западной Боснии, османы поощряли миграцию большого количества выносливых поселенцев с военными навыками из Сербии и Герцеговины. Некоторые из этих поселенцев были влахами, представителями дославянского балканского населения, которые освоили латинский язык и специализировались на животноводстве, коневодстве, торговле на дальние расстояния и боевых действиях. Большинство из них были членами Сербской Православной Церкви. До османского завоевания в этой церкви было очень мало членов на боснийских землях за пределами Герцеговины и восточной части долины Дрины. Нет точных свидетельств существования каких-либо православных церковных зданий в центральной, северной или западной Боснии до 1463 года. Однако в течение 16 века в этих частях Боснии было построено несколько православных монастырей, очевидно, для обслуживания недавно поселившегося там православного населения. [ 7 ]

Экономическая и социальная выгода также была стимулом стать мусульманином: обращение в ислам давало экономический и социальный статус. В рамках феодальной системы, навязанной османами, только те, кто принял ислам, могли приобретать и наследовать землю и собственность, что давало им политические права – статус, в котором обычно отказывают немусульманам. Однако ряд христианских дворян смогли сохранить свои поместья на ранних этапах османского владычества, сражаясь на стороне Империи, что позволяет предположить, что сохранение своей собственности не было основным стимулом для раннего обращения в ислам. На более низком социально-экономическом уровне большинство новообращенных в ислам смогли превратить свои владения в фермы без права собственности. Внизу социально-экономической лестницы находились крепостные, которые составляли большинство населения и были преимущественно христианами. Кроме того, только мусульмане могли занимать должности в османском государственном аппарате, что давало особые привилегии и гораздо более высокий уровень жизни. Мусульмане также пользовались юридическими привилегиями: христиане не могли предъявлять иски мусульманам, а их показания не могли быть использованы против мусульман в суде. [ 8 ]

Постепенное обращение в ислам происходило с разной скоростью в разных регионах и среди разных групп. Обращение в ислам происходило быстрее в городских районах, которые были центрами обучения и османской администрации, чем в сельской местности. Торговцы сочли выгодным принять ислам, поскольку, будучи мусульманами, они получили большую свободу передвижения и государственную защиту своих товаров. Многие профессиональные солдаты также приняли ислам, чтобы обеспечить более быстрое продвижение по службе. [ 9 ]

К 17 веку большинство населения Боснии составляли мусульмане. [ 5 ]

Различные преимущества и привилегии, которые были зарезервированы для мусульман, а также большое количество обращений, которые они поощряли среди коренного населения, со временем привели к появлению преимущественно местного мусульманского правящего класса, который доминировал в политической и экономической власти в Боснии и Герцеговине. В более поздний период Османской империи Босния привлекала мусульманских беженцев из земель, которые были отвоеваны христианскими державами (в основном из Хорватии , Венгрии и Словении ). [ 10 ] Некоторые приняли ислам, чтобы избежать дани девширме (в соответствии с которой сына христианской семьи забирали на военную службу ). В то же время некоторые мусульманские семьи предпочитали призывать своих сыновей (например, в янычары ), поскольку это давало им возможность ходить в школу и продвигаться профессионально. [ 11 ]

Еще одним способом исламизации Боснии была иммиграция. Во время Великой турецкой войны в конце 1600-х годов Османская империя потеряла контроль над большей частью Венгрии и частями северо-западных Балкан. Многие мусульмане из этих регионов бежали в другие части Балкан , в том числе в Боснию. [ 12 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Малькольм (1994), стр. 51–55.
  2. ^ Великоня, Митя (2003). Великоня, Митя (2003) . Издательство Техасского университета A&M. ISBN  978-1-60344-724-9 .
  3. ^ Файн (2002) с. 6; Фридман (1996), стр. 16–18; Малькольм (1994), стр. 41–42; Сахар (1977), стр. 52–53.
  4. ^ Арнольд (1913) с. 198—200
  5. ^ Jump up to: а б с д Файн 2002 , стр. 5–6.
  6. ^ Малькольм (1994) Глава 3
  7. ^ «Босния и Герцеговина — Османская Босния | Британика» .
  8. ^ Фридман 1996 , с. 30; Фридман 2004 , с. 8; Малкольм 1994 , стр. 63–66; Маккарти 1994 , с. 65
  9. ^ Фридман 1996 , стр. 18–19.
  10. ^ Елавич 1983 , стр. 88–89
  11. ^ Траян Стоянович (20 мая 2015 г.). Балканские миры: первая и последняя Европа . Рутледж. п. 201. ИСБН  9781317476153 .
  12. ^ Малькольм (1994) Глава 7
  • Арнольд, Томас В. (1913), Проповедь ислама: история распространения мусульманской веры , Констебль и компания .
  • Файн, Джон В.А. (2002), «Различные религии в истории Боснии: от средневековья до наших дней», в Шацмиллере, Майя (редактор), « Ислам и Босния: разрешение конфликтов и внешняя политика в многоэтнических государствах» , МакГилл Издательство Королевского университета, стр. 3–23 .
  • Фридман, Франсин (2004), Босния и Герцеговина: Политика на грани , Routledge .
  • Фридман, Франсин (1996), Боснийские мусульмане: отрицание нации , WestviewPress .
  • Елавич, Барбара (1983), История Балкан: восемнадцатый и девятнадцатый века , том. 1, Издательство Кембриджского университета .
  • Маккарти, Джастин (1994), «Османская империя: 1800-1878», в Пинсон, Марк (редактор), Мусульмане Боснии и Герцеговины , издательство Гарвардского университета, стр. 54–83 .
  • Малкольм, Ноэль (1994), Босния, Краткая история , издательство Нью-Йоркского университета .
  • Шугар, Питер Ф. (1977), Юго-Восточная Европа под властью Османской империи, 1354–1804 гг ., University of Washington Press .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2fc5df4834a7e9d76aba905468a3323a__1723004700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2f/3a/2fc5df4834a7e9d76aba905468a3323a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Islamization of Bosnia and Herzegovina - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)