Ислам в Польше
90–100% | |
70–90% | |
50–70% | Босния и Герцеговина |
30–40% | Северная Македония |
10–20% | |
5–10% | |
4–5% | |
2–4% | |
1–2% | |
< 1% |
Ислам по странам |
---|
Исламский портал |
Постоянное присутствие ислама в Польше началось в 14 веке. С этого времени оно ассоциировалось в первую очередь с татарами-липками , многие из которых поселились в Речи Посполитой, продолжая при этом свои традиции и религиозные верования. Первые значительные нетатарские группы мусульман прибыли в Польшу в 1970-х годах, хотя они составляют очень незначительное меньшинство.
Сегодня менее 0,1% населения Польши являются мусульманами. [2] Большинство мусульман в Польше являются суннитами . [3] [4]
Начало [ править ]
Первые татарские ( липкинские ) поселенцы прибыли в 14 веке. Хотя мусульмане участвовали в более ранних монгольских вторжениях в Польшу в 13 веке, они имели чисто военный характер, и нет никаких следов заселения или обращения какой-либо части польского населения.
С другой стороны, арабские купцы, в том числе мусульмане, прибыли на польские земли во времена Мешко I , о чем свидетельствует большое количество арабских монет, найденных в многочисленных археологических памятниках по всей современной Польше. [5]
Прибывшие в 14 веке татарские Великого княжества племена поселились на землях Литовского . Искусные воины и великие наемники, их заселению способствовали великие князья литовские, среди них Гедиминас , Альгирдас и Кястутис . Татарам, поселившимся в Литве, Малороссии и современной восточной Польше, было разрешено сохранить свою исламскую религию в обмен на военную службу. Первоначальные поселения были в основном временными, и большинство татар вернулись на родину после истечения срока службы. Однако в конце 14 века великий князь Витаутас (по имени татар Ваттад , то есть защитник мусульман ) и его брат король Владислав Ягелло начали заселять татар на польско-литовско -тевтонском пограничье. Липкинские татары , как их называют, мигрировали из земель Золотой Орды и в значительной части служили в польско-литовской армии. Самой крупной из таких групп, прибывших в этот район, было племя Тохтамыша , которое в 1397 году восстало против своего бывшего покровителя. Тамерлан и попросил убежища в Великом княжестве. Все татары под его командованием получили статус шляхты (дворянства) - традиция, которая сохранялась до конца Речи Посполитой в конце 18 века. [6] Легкая татарская конница, использовавшаяся как в качестве застрельщиков, так и в качестве разведывательных войск, принимала участие во многих сражениях против иностранных армий в XV веке и впоследствии, включая Грюнвальдскую битву , в которой татары сражались под командованием своего лидера Джалал ад-Дина хана .
16–18 века [ править ]
В XVI и XVII веках на землях Речи Посполитой нашли убежище дополнительные татары , в основном ногайского и крымского происхождения. После этого до 1980-х годов мусульманская вера в Польше ассоциировалась прежде всего с татарами. Подсчитано, что в 17 веке в Речи Посполитой проживало около 15 000 татар. [5] при общей численности населения 8 миллионов человек. Многочисленные царские привилегии, а также внутренняя автономия, предоставленная монархами Речи Посполитой, позволили татарам на протяжении веков сохранить свою религию, традиции и культуру. Наиболее известные военные кланы получили гербы и статус шляхты , в то время как многие другие семьи растворились в сельском и бюргерском обществе. Первые татарские поселения были основаны вблизи крупных городов Речи Посполитой, чтобы обеспечить быструю мобилизацию войск. Помимо религиозной свободы, татарам разрешалось жениться на польских и русинских женщинах католической или православной веры, что было редкостью в Европе того времени. Наконец, майская конституция предоставила татарам представительство в польском сейме .
Пожалуй, единственный момент в истории, когда липкинские татары воевали против Речи Посполитой, произошел во время так называемого Липкинского восстания 1672 года. «Потоп» и последовавший за ним период постоянных войн заставили шляхту центральной Польши ассоциировать мусульманских липков с вторгшимися силами. Османской империи . Это, в сочетании с Контрреформацией, продвигаемой династией Васа, привело к тому, что Сейм постепенно ограничил привилегии польских мусульман; Среди принятых мер были запрещение ремонта старых мечетей и воспрепятствование строительству новых, запрет крепостного права христиан при мусульманах, запрет брака христианок с мусульманами, введение ограничений на владение собственностью среди татар. Польско -османские войны усилили дискриминационную атмосферу против них и привели к антиисламским публикациям и нападкам. [7]
Хотя король Польши Иоанн Казимир пытался ограничить ограничения их религиозных свобод и эрозию их древних прав и привилегий, шляхта выступила против. Наконец, в 1672 году, во время войны с османами , липкинские татарские полки (численностью до 3000 человек), дислоцированные в Подолье на юго-востоке Польши, покинули Речь Посполитую в начале польско-турецких войн, продолжавшихся до конец 17 века с Карловицким миром 1699 года. Хотя Липки первоначально воевали на стороне победивших турок, вскоре их лагерь разделился на сторонников турок и значительную часть татар, недовольных османским владычеством. Хотя после Бучачского договора татарам были предоставлены земли вокруг крепостей Бар и Каменец-Подольский , свободы, которыми пользовалась их община в Османской империи, были гораздо меньшими, чем в Речи Посполитой. Наконец, в 1674 году, после победы поляков при Хочиме , липкинские татары, удерживавшие Подолию для Турции из крепости Бар, были осаждены войсками Яном Собеским , и была заключена сделка, согласно которой Липки вернутся на польскую сторону при условии восстановления их древних прав и привилегий. Все татары были помилованы Собеским, и большинство из них приняли участие в его походе на Турцию, закончившемся блестящей победой в битве под Веной . [8] Липкинское восстание легло в основу романа «Пожар в степи» (Пан Володыевский) , заключительного тома , получившей Нобелевскую премию исторической «Трилогии» Генрика Сенкевича . Экранизация 1969 года «Полковник Володыёвский» режиссера Ежи Хоффмана с Даниэлем Ольбрыхским в главной роли в роли Ази Тухай-бейович имела один из крупнейших кассовых успехов в истории польского кино .
Хотя к XVIII веку большая часть татар, служивших в армии, стала полонизированной , а низы мусульманской общины постепенно переняли русинский язык (предшественник современного белорусского языка ), традиции сохранились. Это привело к формированию самобытной мусульманской культуры Центральной Европы, в которой элементы мусульманской ортодоксальности смешались с религиозной терпимостью и относительно либеральным обществом. Например, женщины в липкинском татарском обществе традиционно имели те же права, что и мужчины, имели равный статус и могли посещать общие несегрегированные школы.
20 век [ править ]
К началу 20-го века татары-липки настолько интегрировались в польское общество, что присоединились к своим римско-католическим братьям в массовых миграциях в Соединенные Штаты , которые породили американскую Полонию , и даже основали собственную мечеть в Бруклине, Нью-Йорк . который используется до сих пор. [10] В 1919 году, с началом польско-советской войны , два татарских офицера, служивших в польской армии, полковник Мацей Байрашевский и капитан Давид Янович-Чайнский, начали формировать татарский кавалерийский полк, сражавшийся вместе с польской армией . Это подразделение, преобразованное после войны в эскадрон, продолжило традиции татарских воинских формирований Речи Посполитой и стало одним из самых заметных достижений польско-татарской общины ХХ века. [11] С восстановлением независимости Польши татарская община Польши насчитывала около 6000 человек (по данным всенародной переписи 1931 года), преимущественно населяя районы Виленского , Новогрудского и Белостокского воеводств . Большая община липкинских татар осталась за пределами Польши, в основном в Литве и Белоруссии (особенно в Минске, столице Белорусской ССР ). Несмотря на свою небольшую численность, татарская община составляла одно из самых ярких национальных меньшинств Польши. Мусульманская религиозная ассоциация (основана в 1917 г.) сосредоточила свое внимание на сохранении мусульманской веры и религиозных убеждений. В то же время Культурно-просветительская ассоциация польских татар работала над сохранением и укреплением татарской культуры и традиций. был создан Татарский национальный музей В 1929 году в Вильно , а в 1931 году — Татарский национальный архив. Все призванные в армию мусульмане были направлены в татарский конный эскадрон 13-го кавалерийского полка, которому разрешалось использовать собственную форму и знамена. Армейская присяга солдат-мусульман отличалась от присяги солдат других конфессий и приносилась в присутствии Али Исмаила Вороновича , главного имама Войска Польского . [12]
Во время и после Второй мировой войны татарские общины Польши постигли судьбу всего гражданского населения новых немецко-советских, а затем и польско-советских приграничья. Татарская интеллигенция была по большей части уничтожена немецкими оккупантами в ходе операции АБ , в то время как большая часть гражданского населения подверглась послевоенному изгнанию. После войны большинство татарских поселений было аннексировано Советским Союзом , и только три остались в Польше ( Бохоники , Крушиняны и Сокулка ). Однако значительное количество татар перешло на польскую сторону границы и поселилось в нескольких местах на востоке Польши (особенно в Белостоке и близлежащих городах), а также в западной и северной Польше (особенно в Гданьске и Гожуве-Велькопольском ). . Сегодня в Польше проживает не более 400–4 000 мусульман татарского происхождения, а гораздо более крупная и активная татарская община проживает в Беларуси, а также в Литве. В 1971 году была возобновлена деятельность Мусульманской религиозной ассоциации, а с 1991 года действует также Общество мусульман Польши. В следующем году была восстановлена и Ассоциация польских татар.
Перепись 2002 года показала лишь 447 человек, заявивших татарскую национальность. [13] По данным переписи 2011 года, в Польше проживает 1916 татар (в том числе 1251 человек, заявивших о сложной национально-этнической идентичности, например, идентифицирующих себя как поляк и татар). [14] В последние годы усиление притеснений со стороны Александра Лукашенко авторитарного правительства в Беларуси и экономические трудности побуждают все большее количество татар Липки приезжать в Польшу.
В ноябре 2010 года памятник польскому исламскому лидеру Дариушу Ягелло был открыт в портовом городе Гданьске на церемонии, на которой присутствовал президент Бронислав Коморовский , а также представители татар со всей Польши и из-за границы. Памятник является символом важной роли татар в истории Польши. Памятник является первым в своем роде, установленным в Европе.
Татары проливали свою кровь во всех восстаниях за национальную независимость. Их кровь просочилась в основы возрожденной Польской Республики.
— Президент Польши Бронислав Коморовский на открытии памятника в Гданьске.
Последние годы [ править ]
Помимо традиционных татарских общин, с 1960-х годов Польша также стала домом для небольшой мусульманской общины иммигрантов.
В 1960-х и 1970-х годах Польша привлекла ряд иммигрантов из многих дружественных социалистам арабоязычных мусульманских государств Ближнего Востока и Северной Африки . Некоторые из них решили остаться в Польше. В конце 1980-х годов это сообщество стало более активным и организованным. Они построили мечети и молитвенные дома в Варшаве , Белостоке , Гданьске (построенном татарской общиной), Вроцлаве , Люблине и Познани . Есть также молельные комнаты в Быдгоще , Кракове , Лодзи , Ольштыне , Катовице и Ополе . [15]
После свержения польского коммунистического режима в 1989 году в Польшу приехали и другие иммигранты-мусульмане. Относительно заметными группами являются турки и другие этнические славяне-мусульмане из бывшей Югославии . Есть также небольшие группы иммигрантов из Бангладеш , Афганистана и других стран, а также сообщество беженцев из Чечни .
Польское шиитское меньшинство включает иностранных студентов, мигрантов и сотрудников посольств, в основном из таких стран, как Ирак , Иран , Бахрейн , Ливан , а также местных жителей, принявших ислам. В настоящее время шииты в стране не имеют собственной отдельно стоящей мечети, но они собираются на еженедельную пятничную молитву и на основные исламские праздники.
Точное количество мусульман, проживающих в Польше, остается неизвестным, поскольку последняя общенациональная перепись, проведенная Центральным статистическим управлением в 2011 году, не включала вопрос о религии.
Татаро-салафитские отношения [ править ]
Продолжается конфликт между коренными польскими мусульманами-суннитами- татарами-липками , которые имеют уникальный подход к исламу и живут в Польше уже 600 лет, и все более громкой группой, состоящей в основном из иностранцев, спонсируемых иностранцами, но также и новообращенных коренных жителей. , группа мусульман-суннитов, придерживающихся салафитского движения . Конфликт разделяет мусульман-суннитов страны и вызывает бюрократическую неразбериху, поскольку обе стороны претендуют на представительство мусульман-суннитов страны. Мусульмане-сунниты «коренного происхождения» (липкинские татары) управляют Muzułmański Związek Religijny w Rzeczypospolitej Polskiej (Мусульманский религиозный союз в Польской Республике), а мусульмане-сунниты «иностранного происхождения» управляют Liga Muzułmańska w Rzeczypospolitej Polskiej (Мусульманская лига в Польской Республике). . Последняя в основном состоит из иностранцев, проживающих в стране, таких как арабы, бенгальцы, чеченцы и т. д. Лига Музулманска также является филиалом всемирной организации «Братья-мусульмане» . [16]
Исламофобия [ править ]
Несмотря на то, что мусульмане в Польше составляют менее 0,1% от общей численности населения, стереотипы , вербальные, насильственные и физические проявления антиисламизма широко распространены и, в основном, социально приемлемы. [2] [17] Сообщается о вандализме и нападениях на очень немногие существующие мечети. [18] [19] а женщины (особенно новообращенные), которые покрывают себя, считаются «предателями» своей собственной культуры. [ нужна ссылка ]
С 1 января 2013 года как мусульмане, так и евреи Польши пострадали от запрета Европейского Союза на ритуальный убой после того, как законодатели сочли халяльную и кошерную практику несовместимой с законодательством о правах животных , в частности с Законом о защите животных 1997 года. В декабре 2014 года Конституционный трибунал постановил , что запрет является неконституционным на том основании, что он нарушает свободу вероисповедания, гарантированную польскими законами и конституцией . Оба способа забоя животных были незаконными в стране с 1 января 2013 года по декабрь 2014 года, то есть почти два года, и до сих пор являются спорной темой из-за опасений жестокого обращения с животными, связанного с этими методами.
В мае 2016 года, незадолго до Всемирного дня молодежи 2016 года , полиция Кракова спросила иностранцев, в основном представителей мусульманской общины, живущих в городе, «знают ли они каких-нибудь террористов». [20] Офис польского омбудсмена распространил заявление, что подобные действия являются оскорбительными и неприемлемыми.
Восприятие [ править ]
Заявление | Полностью согласен | Согласен (Всего согласовано) | Не согласен (Всего не согласен) | Категорически не согласен | Трудно сказать |
---|---|---|---|---|---|
Мусульмане нетерпимы к обычаям и ценностям, отличным от их собственных. | 26% | 38% (64%) | 10% (12%) | 2% | 24% |
Мусульмане, проживающие в странах Западной Европы, как правило, не усваивают обычаев и ценностей, характерных для большинства населения этой страны. | 25% | 38% (63%) | 12% (14%) | 2% | 23% |
Ислам поощряет насилие больше, чем другие религии. | 25% | 32% (57%) | 14% (19%) | 5% | 24% |
Мусульмане обычно соглашаются применять насилие против последователей различных религий. | 20% | 31% (51%) | 18% (24%) | 6% | 25% |
Большинство мусульман осуждают террористические атаки, совершенные мусульманскими фундаменталистами. | 12% | 38% (50%) | 16% (21%) | 5% | 29% |
Бедность и плохое образование больше способствуют фундаментализму и терроризму, чем религиозные правила ислама. | 19% | 30% (49%) | 21% (28%) | 7% | 23% |
Мусульмане справедливо чувствуют себя обиженными и протестуют против сатирического представления их веры. | 14% | 30% (44%) | 24% (35%) | 11% | 21% |
Большинство мусульман не питает враждебного отношения к последователям других религий. | 7% | 32% (39%) | 23% (31%) | 8% | 30% |
мусульмане Известные
- Томаш Мишкевич , муфтий Польского мусульманского религиозного союза
- Юзеф Бем , инженер и генерал, османский паша , национальный герой Польши и Венгрии , фигура, тесно связанная с другими европейскими патриотическими движениями.
- Селим Хазбиевич , политолог и писатель
- Осман Ахматович , академик и химик
- Александр Еляшевич , командир части Войска Польского.
- Якуб Шинкевич , религиовед и писатель
- Вели Бек Едигар , командующий польской армией.
- Джахангир бек Казимбейли , офицер польской армии.
- Исрафил Исрафилов , офицер польской армии.
- Мамед Халидов , польский боец смешанных единоборств русского происхождения.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ «Религиозный состав по странам, 2010-2050 гг.» . Исследовательский центр Пью . 12 апреля 2015 года . Проверено 22 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Почему поляки так неправильно относятся к мусульманам в своей стране?» . открытая демократия . 13 января 2017 г. Архивировано из оригинала 26 апреля 2017 г. Проверено 27 мая 2017 г.
- ^ Стелла Брозек (Права человека без границ): Ислам в Польше (PDF). Архивировано 24 сентября 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Большой карманный словарь Мейера в 24 томах, том 17, стр. 5931. Мангейм, 2006. ( а также Брокгауз )
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «История ислама в Польше» . Официальный сайт Религиозного союза мусульман Польши . Архивировано из оригинала 5 ноября 2005 г. Проверено 23 февраля 2006 г.
- ^ Селим Мирза-Юшенский Хазбиевич (1993). «Татарское дворянство в Речи Посполитой» . Вербум Нобиле . 2 (февраль 1993 г.). Архивировано из оригинала 5 января 2006 года.
- ^ Ширин Акинер (2009). Религиозный язык белорусско-татарского Китаба: культурный памятник ислама в Европе: с транслитерацией латинского алфавита татарско-белорусского Китаба Британской библиотеки (OR 13020) на компакт-диске . Отто Харрасовиц Верлаг. стр. 53–54. ISBN 978-3-447-03027-4 .
- ^ Михал Мохоцкий (2005). Липкинское восстание . Игривая компания. Архивировано из оригинала 25 мая 2007 г. Проверено 23 февраля 2006 г.
- ↑ Постановление Президента Республики Польша от 22 октября 2012 г. о признании «Бохоники и Крушиняны – мечети и мизары» историческим памятником , Вестник Законов. Законы 2012 года, п. 1275
- ^ «Религия: Рамадан» . Время . 15 ноября 1937 года. Архивировано из 26 августа 2009 г. оригинала Проверено 7 апреля 2011 г.
- ^ Петр Боравски (1991). «Татарский уланский полк имени Мустафы Ахматовича» . Страна, польский еженедельник (Окленд, Новая Зеландия) . 3 (11 августа). Архивировано из оригинала 8 июня 2008 года.
- ^ «Имамат Войска Польского» . Официальный сайт Религиозного союза мусульман Польши . Архивировано из оригинала 16 апреля 2013 года . Проверено 23 февраля 2006 г.
- ^ Национальные и этнические меньшинства в Польше (на польском языке)
- ↑ Численность населения по типам и сложности национально-этнической идентификации в 2011 году. Архивировано 30 июля 2014 года в Wayback Machine . Проверено 18 декабря 2014 г.
- ^ «Польские мусульманские организации» . Архивировано из оригинала 2 июля 2007 г. Проверено 23 февраля 2006 г.
- ^ Виктор-Мах, Доброслава (2008). «Мусульманские организации в Польше» . Обзор ИСИМ . 22 : 34–35 – через academia.edu.
- ^ «SETA: Отчет об исламофобии в Европе за 2015 год» (PDF) . islamophobiaeurope.com . Архивировано (PDF) из оригинала 21 сентября 2017 г. Проверено 27 мая 2017 г.
- ^ «Вандалы нападают на историческую польскую мечеть» . thenews.pl . Архивировано из оригинала 16 декабря 2014 г. Проверено 10 декабря 2014 г.
- ^ «Поджог мечети заставляет польских евреев сравнивать Хрустальную ночь» . 19 октября 2013 г. Архивировано из оригинала 08 марта 2017 г. Получено 30 мая 2018 г. - через Huff Post.
- ^ SA, Виртуальная Польша Медиа. «Новости страны и мира — все важное — WP» . news.wp.pl. Архивировано из оригинала 23 мая 2016 г. Проверено 23 мая 2016 г.
- ^ «Отношение к исламу и мусульманам» (PDF) . Михал Феликсиак (на польском языке). CBOS. Март 2015 г. Архивировано (PDF) из оригинала 7 июля 2015 г. Проверено 29 апреля 2015 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Петр Боравский; Александр Дубинский (1986). Польские татары . Варшава: Искры. стр. 270. ISBN. 83-207-0597-5 .
- Петр Боравски (1986). Татары в бывшей Речи Посполитой . Варшава: Народный издательский кооператив. стр. 317. ISBN 83-205-3747-9 .
- Ян Тышкевич (1989). татары в Литве и Польше; исследования истории 13-18 веков . Варшава: Национальное научное издательство . стр. 343. ISBN 83-01-08894-Х .
- Рышард Сацюк (1989). Подляские татары . Белосток: Белостокский краеведческий музей. стр. 36.