Jump to content

Ислам в Польше

Ислам в Европе
в процентах от населения страны [1]
  90–100%
  70–90%
  50–70%
Босния и Герцеговина
  30–40%
Северная Македония
  10–20%
  5–10%
  4–5%
  2–4%
  1–2%
  < 1%
мечеть Гданьская

Постоянное присутствие ислама в Польше началось в 14 веке. С этого времени оно ассоциировалось в первую очередь с татарами-липками , многие из которых поселились в Речи Посполитой, продолжая при этом свои традиции и религиозные верования. Первые значительные нетатарские группы мусульман прибыли в Польшу в 1970-х годах, хотя они составляют очень незначительное меньшинство.

Сегодня менее 0,1% населения Польши являются мусульманами. [2] Большинство мусульман в Польше являются суннитами . [3] [4]

Начало [ править ]

Первые татарские ( липкинские ) поселенцы прибыли в 14 веке. Хотя мусульмане участвовали в более ранних монгольских вторжениях в Польшу в 13 веке, они имели чисто военный характер, и нет никаких следов заселения или обращения какой-либо части польского населения.

С другой стороны, арабские купцы, в том числе мусульмане, прибыли на польские земли во времена Мешко I , о чем свидетельствует большое количество арабских монет, найденных в многочисленных археологических памятниках по всей современной Польше. [5]

Прибывшие в 14 веке татарские Великого княжества племена поселились на землях Литовского . Искусные воины и великие наемники, их заселению способствовали великие князья литовские, среди них Гедиминас , Альгирдас и Кястутис . Татарам, поселившимся в Литве, Малороссии и современной восточной Польше, было разрешено сохранить свою исламскую религию в обмен на военную службу. Первоначальные поселения были в основном временными, и большинство татар вернулись на родину после истечения срока службы. Однако в конце 14 века великий князь Витаутас (по имени татар Ваттад , то есть защитник мусульман ) и его брат король Владислав Ягелло начали заселять татар на польско-литовско -тевтонском пограничье. Липкинские татары , как их называют, мигрировали из земель Золотой Орды и в значительной части служили в польско-литовской армии. Самой крупной из таких групп, прибывших в этот район, было племя Тохтамыша , которое в 1397 году восстало против своего бывшего покровителя. Тамерлан и попросил убежища в Великом княжестве. Все татары под его командованием получили статус шляхты (дворянства) - традиция, которая сохранялась до конца Речи Посполитой в конце 18 века. [6] Легкая татарская конница, использовавшаяся как в качестве застрельщиков, так и в качестве разведывательных войск, принимала участие во многих сражениях против иностранных армий в XV веке и впоследствии, включая Грюнвальдскую битву , в которой татары сражались под командованием своего лидера Джалал ад-Дина хана .

16–18 века [ править ]

В XVI и XVII веках на землях Речи Посполитой нашли убежище дополнительные татары , в основном ногайского и крымского происхождения. После этого до 1980-х годов мусульманская вера в Польше ассоциировалась прежде всего с татарами. Подсчитано, что в 17 веке в Речи Посполитой проживало около 15 000 татар. [5] при общей численности населения 8 миллионов человек. Многочисленные царские привилегии, а также внутренняя автономия, предоставленная монархами Речи Посполитой, позволили татарам на протяжении веков сохранить свою религию, традиции и культуру. Наиболее известные военные кланы получили гербы и статус шляхты , в то время как многие другие семьи растворились в сельском и бюргерском обществе. Первые татарские поселения были основаны вблизи крупных городов Речи Посполитой, чтобы обеспечить быструю мобилизацию войск. Помимо религиозной свободы, татарам разрешалось жениться на польских и русинских женщинах католической или православной веры, что было редкостью в Европе того времени. Наконец, майская конституция предоставила татарам представительство в польском сейме .

Пожалуй, единственный момент в истории, когда липкинские татары воевали против Речи Посполитой, произошел во время так называемого Липкинского восстания 1672 года. «Потоп» и последовавший за ним период постоянных войн заставили шляхту центральной Польши ассоциировать мусульманских липков с вторгшимися силами. Османской империи . Это, в сочетании с Контрреформацией, продвигаемой династией Васа, привело к тому, что Сейм постепенно ограничил привилегии польских мусульман; Среди принятых мер были запрещение ремонта старых мечетей и воспрепятствование строительству новых, запрет крепостного права христиан при мусульманах, запрет брака христианок с мусульманами, введение ограничений на владение собственностью среди татар. Польско -османские войны усилили дискриминационную атмосферу против них и привели к антиисламским публикациям и нападкам. [7]

Хотя король Польши Иоанн Казимир пытался ограничить ограничения их религиозных свобод и эрозию их древних прав и привилегий, шляхта выступила против. Наконец, в 1672 году, во время войны с османами , липкинские татарские полки (численностью до 3000 человек), дислоцированные в Подолье на юго-востоке Польши, покинули Речь Посполитую в начале польско-турецких войн, продолжавшихся до конец 17 века с Карловицким миром 1699 года. Хотя Липки первоначально воевали на стороне победивших турок, вскоре их лагерь разделился на сторонников турок и значительную часть татар, недовольных османским владычеством. Хотя после Бучачского договора татарам были предоставлены земли вокруг крепостей Бар и Каменец-Подольский , свободы, которыми пользовалась их община в Османской империи, были гораздо меньшими, чем в Речи Посполитой. Наконец, в 1674 году, после победы поляков при Хочиме , липкинские татары, удерживавшие Подолию для Турции из крепости Бар, были осаждены войсками Яном Собеским , и была заключена сделка, согласно которой Липки вернутся на польскую сторону при условии восстановления их древних прав и привилегий. Все татары были помилованы Собеским, и большинство из них приняли участие в его походе на Турцию, закончившемся блестящей победой в битве под Веной . [8] Липкинское восстание легло в основу романа «Пожар в степи» (Пан Володыевский) , заключительного тома , получившей Нобелевскую премию исторической «Трилогии» Генрика Сенкевича . Экранизация 1969 года «Полковник Володыёвский» режиссера Ежи Хоффмана с Даниэлем Ольбрыхским в главной роли в роли Ази Тухай-бейович имела один из крупнейших кассовых успехов в истории польского кино .

Хотя к XVIII веку большая часть татар, служивших в армии, стала полонизированной , а низы мусульманской общины постепенно переняли русинский язык (предшественник современного белорусского языка ), традиции сохранились. Это привело к формированию самобытной мусульманской культуры Центральной Европы, в которой элементы мусульманской ортодоксальности смешались с религиозной терпимостью и относительно либеральным обществом. Например, женщины в липкинском татарском обществе традиционно имели те же права, что и мужчины, имели равный статус и могли посещать общие несегрегированные школы.

20 век [ править ]

Мечеть Крушиняны (слева) и Мечеть Бохоники (справа), старейшие мечети в Польше, внесенные в список исторических памятников Польши . [9]

К началу 20-го века татары-липки настолько интегрировались в польское общество, что присоединились к своим римско-католическим братьям в массовых миграциях в Соединенные Штаты , которые породили американскую Полонию , и даже основали собственную мечеть в Бруклине, Нью-Йорк . который используется до сих пор. [10] В 1919 году, с началом польско-советской войны , два татарских офицера, служивших в польской армии, полковник Мацей Байрашевский и капитан Давид Янович-Чайнский, начали формировать татарский кавалерийский полк, сражавшийся вместе с польской армией . Это подразделение, преобразованное после войны в эскадрон, продолжило традиции татарских воинских формирований Речи Посполитой и стало одним из самых заметных достижений польско-татарской общины ХХ века. [11] С восстановлением независимости Польши татарская община Польши насчитывала около 6000 человек (по данным всенародной переписи 1931 года), преимущественно населяя районы Виленского , Новогрудского и Белостокского воеводств . Большая община липкинских татар осталась за пределами Польши, в основном в Литве и Белоруссии (особенно в Минске, столице Белорусской ССР ). Несмотря на свою небольшую численность, татарская община составляла одно из самых ярких национальных меньшинств Польши. Мусульманская религиозная ассоциация [ pl ] (основана в 1917 г.) сосредоточила свое внимание на сохранении мусульманской веры и религиозных убеждений. В то же время Культурно-просветительская ассоциация польских татар работала над сохранением и укреплением татарской культуры и традиций. был создан Татарский национальный музей В 1929 году в Вильно , а в 1931 году — Татарский национальный архив. Все призванные в армию мусульмане были направлены в татарский конный эскадрон 13-го кавалерийского полка, которому разрешалось использовать собственную форму и знамена. Армейская присяга солдат-мусульман отличалась от присяги солдат других конфессий и приносилась в присутствии Али Исмаила Вороновича , главного имама Войска Польского . [12]

Во время и после Второй мировой войны татарские общины Польши постигли судьбу всего гражданского населения новых немецко-советских, а затем и польско-советских приграничья. Татарская интеллигенция была по большей части уничтожена немецкими оккупантами в ходе операции АБ , в то время как большая часть гражданского населения подверглась послевоенному изгнанию. После войны большинство татарских поселений было аннексировано Советским Союзом , и только три остались в Польше ( Бохоники , Крушиняны и Сокулка ). Однако значительное количество татар перешло на польскую сторону границы и поселилось в нескольких местах на востоке Польши (особенно в Белостоке и близлежащих городах), а также в западной и северной Польше (особенно в Гданьске и Гожуве-Велькопольском ). . Сегодня в Польше проживает не более 400–4 000 мусульман татарского происхождения, а гораздо более крупная и активная татарская община проживает в Беларуси, а также в Литве. В 1971 году была возобновлена ​​деятельность Мусульманской религиозной ассоциации, а с 1991 года действует также Общество мусульман Польши. В следующем году была восстановлена ​​и Ассоциация польских татар.

Перепись 2002 года показала лишь 447 человек, заявивших татарскую национальность. [13] По данным переписи 2011 года, в Польше проживает 1916 татар (в том числе 1251 человек, заявивших о сложной национально-этнической идентичности, например, идентифицирующих себя как поляк и татар). [14] В последние годы усиление притеснений со стороны Александра Лукашенко авторитарного правительства в Беларуси и экономические трудности побуждают все большее количество татар Липки приезжать в Польшу.

В ноябре 2010 года памятник польскому исламскому лидеру Дариушу Ягелло был открыт в портовом городе Гданьске на церемонии, на которой присутствовал президент Бронислав Коморовский , а также представители татар со всей Польши и из-за границы. Памятник является символом важной роли татар в истории Польши. Памятник является первым в своем роде, установленным в Европе.

Татары проливали свою кровь во всех восстаниях за национальную независимость. Их кровь просочилась в основы возрожденной Польской Республики.

Президент Польши Бронислав Коморовский на открытии памятника в Гданьске.

Последние годы [ править ]

Мусульманско-татарское кладбище в Варшаве

Помимо традиционных татарских общин, с 1960-х годов Польша также стала домом для небольшой мусульманской общины иммигрантов.

В 1960-х и 1970-х годах Польша привлекла ряд иммигрантов из многих дружественных социалистам арабоязычных мусульманских государств Ближнего Востока и Северной Африки . Некоторые из них решили остаться в Польше. В конце 1980-х годов это сообщество стало более активным и организованным. Они построили мечети и молитвенные дома в Варшаве , Белостоке , Гданьске (построенном татарской общиной), Вроцлаве , Люблине и Познани . Есть также молельные комнаты в Быдгоще , Кракове , Лодзи , Ольштыне , Катовице и Ополе . [15]

После свержения польского коммунистического режима в 1989 году в Польшу приехали и другие иммигранты-мусульмане. Относительно заметными группами являются турки и другие этнические славяне-мусульмане из бывшей Югославии . Есть также небольшие группы иммигрантов из Бангладеш , Афганистана и других стран, а также сообщество беженцев из Чечни .

Польское шиитское меньшинство включает иностранных студентов, мигрантов и сотрудников посольств, в основном из таких стран, как Ирак , Иран , Бахрейн , Ливан , а также местных жителей, принявших ислам. В настоящее время шииты в стране не имеют собственной отдельно стоящей мечети, но они собираются на еженедельную пятничную молитву и на основные исламские праздники.

Точное количество мусульман, проживающих в Польше, остается неизвестным, поскольку последняя общенациональная перепись, проведенная Центральным статистическим управлением в 2011 году, не включала вопрос о религии.

Татаро-салафитские отношения [ править ]

Продолжается конфликт между коренными польскими мусульманами-суннитами- татарами-липками , которые имеют уникальный подход к исламу и живут в Польше уже 600 лет, и все более громкой группой, состоящей в основном из иностранцев, спонсируемых иностранцами, но также и новообращенных коренных жителей. , группа мусульман-суннитов, придерживающихся салафитского движения . Конфликт разделяет мусульман-суннитов страны и вызывает бюрократическую неразбериху, поскольку обе стороны претендуют на представительство мусульман-суннитов страны. Мусульмане-сунниты «коренного происхождения» (липкинские татары) управляют Muzułmański Związek Religijny w Rzeczypospolitej Polskiej (Мусульманский религиозный союз в Польской Республике), а мусульмане-сунниты «иностранного происхождения» управляют Liga Muzułmańska w Rzeczypospolitej Polskiej (Мусульманская лига в Польской Республике). . Последняя в основном состоит из иностранцев, проживающих в стране, таких как арабы, бенгальцы, чеченцы и т. д. Лига Музулманска также является филиалом всемирной организации «Братья-мусульмане» . [16]

Исламофобия [ править ]

Несмотря на то, что мусульмане в Польше составляют менее 0,1% от общей численности населения, стереотипы , вербальные, насильственные и физические проявления антиисламизма широко распространены и, в основном, социально приемлемы. [2] [17] Сообщается о вандализме и нападениях на очень немногие существующие мечети. [18] [19] а женщины (особенно новообращенные), которые покрывают себя, считаются «предателями» своей собственной культуры. [ нужна ссылка ]

С 1 января 2013 года как мусульмане, так и евреи Польши пострадали от запрета Европейского Союза на ритуальный убой после того, как законодатели сочли халяльную и кошерную практику несовместимой с законодательством о правах животных , в частности с Законом о защите животных 1997 года. В декабре 2014 года Конституционный трибунал постановил , что запрет является неконституционным на том основании, что он нарушает свободу вероисповедания, гарантированную польскими законами и конституцией . Оба способа забоя животных были незаконными в стране с 1 января 2013 года по декабрь 2014 года, то есть почти два года, и до сих пор являются спорной темой из-за опасений жестокого обращения с животными, связанного с этими методами.

В мае 2016 года, незадолго до Всемирного дня молодежи 2016 года , полиция Кракова спросила иностранцев, в основном представителей мусульманской общины, живущих в городе, «знают ли они каких-нибудь террористов». [20] Офис польского омбудсмена распространил заявление, что подобные действия являются оскорбительными и неприемлемыми.

Восприятие [ править ]

Отношение в Польше к исламу (опрос CBOS, 2015 г.) [21]
Заявление Полностью согласен Согласен (Всего согласовано) Не согласен (Всего не согласен) Категорически не согласен Трудно сказать
Мусульмане нетерпимы к обычаям и ценностям, отличным от их собственных. 26% 38% (64%) 10% (12%) 2% 24%
Мусульмане, проживающие в странах Западной Европы, как правило, не усваивают обычаев и ценностей, характерных для большинства населения этой страны. 25% 38% (63%) 12% (14%) 2% 23%
Ислам поощряет насилие больше, чем другие религии. 25% 32% (57%) 14% (19%) 5% 24%
Мусульмане обычно соглашаются применять насилие против последователей различных религий. 20% 31% (51%) 18% (24%) 6% 25%
Большинство мусульман осуждают террористические атаки, совершенные мусульманскими фундаменталистами. 12% 38% (50%) 16% (21%) 5% 29%
Бедность и плохое образование больше способствуют фундаментализму и терроризму, чем религиозные правила ислама. 19% 30% (49%) 21% (28%) 7% 23%
Мусульмане справедливо чувствуют себя обиженными и протестуют против сатирического представления их веры. 14% 30% (44%) 24% (35%) 11% 21%
Большинство мусульман не питает враждебного отношения к последователям других религий. 7% 32% (39%) 23% (31%) 8% 30%

мусульмане Известные

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Религиозный состав по странам, 2010-2050 гг.» . Исследовательский центр Пью . 12 апреля 2015 года . Проверено 22 октября 2017 г.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Почему поляки так неправильно относятся к мусульманам в своей стране?» . открытая демократия . 13 января 2017 г. Архивировано из оригинала 26 апреля 2017 г. Проверено 27 мая 2017 г.
  3. ^ Стелла Брозек (Права человека без границ): Ислам в Польше (PDF). Архивировано 24 сентября 2015 г. в Wayback Machine.
  4. ^ Большой карманный словарь Мейера в 24 томах, том 17, стр. 5931. Мангейм, 2006. ( а также Брокгауз )
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «История ислама в Польше» . Официальный сайт Религиозного союза мусульман Польши . Архивировано из оригинала 5 ноября 2005 г. Проверено 23 февраля 2006 г.
  6. ^ Селим Мирза-Юшенский Хазбиевич (1993). «Татарское дворянство в Речи Посполитой» . Вербум Нобиле . 2 (февраль 1993 г.). Архивировано из оригинала 5 января 2006 года.
  7. ^ Ширин Акинер (2009). Религиозный язык белорусско-татарского Китаба: культурный памятник ислама в Европе: с транслитерацией латинского алфавита татарско-белорусского Китаба Британской библиотеки (OR 13020) на компакт-диске . Отто Харрасовиц Верлаг. стр. 53–54. ISBN  978-3-447-03027-4 .
  8. ^ Михал Мохоцкий (2005). Липкинское восстание . Игривая компания. Архивировано из оригинала 25 мая 2007 г. Проверено 23 февраля 2006 г.
  9. Постановление Президента Республики Польша от 22 октября 2012 г. о признании «Бохоники и Крушиняны – мечети и мизары» историческим памятником , Вестник Законов. Законы 2012 года, п. 1275
  10. ^ «Религия: Рамадан» . Время . 15 ноября 1937 года. Архивировано из 26 августа 2009 г. оригинала Проверено 7 апреля 2011 г.
  11. ^ Петр Боравски (1991). «Татарский уланский полк имени Мустафы Ахматовича» . Страна, польский еженедельник (Окленд, Новая Зеландия) . 3 (11 августа). Архивировано из оригинала 8 июня 2008 года.
  12. ^ «Имамат Войска Польского» . Официальный сайт Религиозного союза мусульман Польши . Архивировано из оригинала 16 апреля 2013 года . Проверено 23 февраля 2006 г.
  13. ^ Национальные и этнические меньшинства в Польше (на польском языке)
  14. Численность населения по типам и сложности национально-этнической идентификации в 2011 году. Архивировано 30 июля 2014 года в Wayback Machine . Проверено 18 декабря 2014 г.
  15. ^ «Польские мусульманские организации» . Архивировано из оригинала 2 июля 2007 г. Проверено 23 февраля 2006 г.
  16. ^ Виктор-Мах, Доброслава (2008). «Мусульманские организации в Польше» . Обзор ИСИМ . 22 : 34–35 – через academia.edu.
  17. ^ «SETA: Отчет об исламофобии в Европе за 2015 год» (PDF) . islamophobiaeurope.com . Архивировано (PDF) из оригинала 21 сентября 2017 г. Проверено 27 мая 2017 г.
  18. ^ «Вандалы нападают на историческую польскую мечеть» . thenews.pl . Архивировано из оригинала 16 декабря 2014 г. Проверено 10 декабря 2014 г.
  19. ^ «Поджог мечети заставляет польских евреев сравнивать Хрустальную ночь» . 19 октября 2013 г. Архивировано из оригинала 08 марта 2017 г. Получено 30 мая 2018 г. - через Huff Post.
  20. ^ SA, Виртуальная Польша Медиа. «Новости страны и мира — все важное — WP» . news.wp.pl. ​Архивировано из оригинала 23 мая 2016 г. Проверено 23 мая 2016 г.
  21. ^ «Отношение к исламу и мусульманам» (PDF) . Михал Феликсиак (на польском языке). CBOS. Март 2015 г. Архивировано (PDF) из оригинала 7 июля 2015 г. Проверено 29 апреля 2015 г.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Петр Боравский; Александр Дубинский (1986). Польские татары . Варшава: Искры. стр. 270. ISBN.  83-207-0597-5 .
  • Петр Боравски (1986). Татары в бывшей Речи Посполитой . Варшава: Народный издательский кооператив. стр. 317. ISBN  83-205-3747-9 .
  • Ян Тышкевич (1989). татары в Литве и Польше; исследования истории 13-18 веков . Варшава: Национальное научное издательство . стр. 343. ISBN  83-01-08894-Х .
  • Рышард Сацюк (1989). Подляские татары . Белосток: Белостокский краеведческий музей. стр. 36.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 260220480233f272dcd374ddd00d77cd__1719169140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/26/cd/260220480233f272dcd374ddd00d77cd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Islam in Poland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)