Ислам в Катаре
Ислам по странам |
---|
Исламский портал |
Катар — страна с мусульманским большинством, в которой ислам является государственной религией. Салафитская версия ислама является спонсируемой государством разновидностью суннитского ислама в стране, что делает Катар одним из двух салафитских государств в мусульманском мире , наряду с Саудовской Аравией . [1]
Местное население, состоящее из катарцев, все мусульмане, хотя в Катаре много иностранных рабочих, что варьирует мусульманское население. По данным Всемирной книги фактов ЦРУ , по состоянию на 2010 год примерно 67,7% населения составляют мусульмане, 13,8% — христиане, еще 13,8% — индуисты и 3,1% — буддисты. [2] В стране хорошо известны иностранные рабочие, в основном из Южной Азии , которые составляют большую часть населения Катара. По состоянию на конец 2013 года в стране насчитывалось 1848 мечетей. [3]
История
[ редактировать ]Ислам распространился по всему арабскому региону в VII веке в результате череды широкомасштабных конфликтов, приведших к исламизации коренных арабских язычников . Мухаммад послал своего первого военного посланника Аль-Алаа Аль-Хадрами к Мунзиру ибн Саве Аль-Тамими , правителю региона Бахрейн, который простирался от побережья Кувейта до юга Катара, в 628 году нашей эры с приглашением ему принять ислам, как он пригласил другие королевства и империи своего времени, такие как Византия и Персия. Мунзир, отвечая Мухаммеду, объявил о принятии ислама, и большинство жителей Катара стали мусульманами, что ознаменовало начало исламской эры в Катаре. [4]
Вполне вероятно, что некоторые оседлые жители Катара не сразу приняли ислам. Исаак Ниневийский епископ VII века, , сирийский христианский которого в некоторых церквях причисляют к лику святых , родился в Катаре. [5] [6] Среди других известных христианских ученых этого периода, родом из Бет Катрайе, - Дадишо Катрайя , Габриэль Катарский и Ахоб Катарский. Однако к концу VII века большинство христиан либо приняли ислам, либо мигрировали в другие места. [7]
Считается, что в первые годы существования ислама жители Катара придерживались радикальной хариджитской идеологии. [8] Во время Второй Фитны известный хариджитский полководец по имени Катар ибн аль-Фуджаа , которого называли самым популярным и могущественным хариджитским лидером, [9] возглавил Азарик, подразделение хариджитов, в многочисленных сражениях. [10] Он носил титул Амира аль-Мумина и правил радикальным движением Азарика более 10 лет. [11] Родился в Аль-Хувайре в Катаре. [12] он также отчеканил первые известные харджитские монеты, самая ранняя из которых датирована 688 или 689 годом. [10] Исторический флаг Катара был просто красным, что соответствовало красному знамени, традиционно используемому мусульманами-харджитами. [13]
Ислам в образовании
[ редактировать ]На высшем уровне образования исламоведение преподается в Катарском университете и на факультете исламоведения Университета Хамада бен Халифы (HBKU), где предлагается степень магистра. Шейха Моза бинт Насер , супруга отца-эмира и мать нынешнего эмира, является самой известной выпускницей. [14]
В Education City также находится Центр исламского законодательства и этики (CILE), аналитический центр, основанный в 2012 году и возглавляемый швейцарским политическим философом, профессором Тариком Рамаданом из Оксфордского университета . [15]
Роль ислама в научных открытиях также была областью интересов Катарского фонда, а недавно было создано Общество мусульманских ученых, в состав которого вошли видные члены. В 2010 году началось совместное предприятие Bloomsbury Publishing и Qatar Foundation, в рамках которого они опубликовали книгу «Наука в исламе». [16]
Религиозное министерство Катара использует Фанар, Катарский исламский культурный центр, в качестве информационно-просветительского центра ислама. Культурный центр Фанар участвует в различных социальных, религиозных и образовательных мероприятиях. Помимо размещения одной из крупнейших мечетей в Катаре, центр также издает религиозные исследования и проводит уроки арабского языка и ислама . Среди объектов Фанара — библиотека с исламской литературой и рукописями. [17]
Демография
[ редактировать ]Суннитский ислам
[ редактировать ]Сунниты составляют большинство мусульманского населения Катара - более 90%. [18] Большинство суннитов придерживаются салафитской интерпретации ислама. Государственной мечетью страны является мечеть Имама Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба , названная в честь салафита Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба из Неджда . [19]
Шиитский ислам
[ редактировать ]Шииты составляют около 10% мусульманского населения Катара. [20] Некоторые из наиболее известных торговых семей Катара исторически были шиитами. Катарским шиитам предоставлена религиозная свобода, и некоторые из них занимают государственные должности. [21] В отличие от шиитов в соседнем Бахрейне , катарские шииты имеют такую же одежду, диалект и культуру, как и катарские сунниты. [22] Однако внутри страны имело место небольшое количество социальных конфликтов между шиитами и суннитами. Одним из примечательных примеров является попытка сноса шиитского кладбища недалеко от Дохи в 2011 году группой ваххабитских экстремистов, предположительно связанных с исламским министерством Катара . Получив известие об этом событии, эмир Катара Хамад бен Халифа осудил попытку и в знак уважения присутствовал на шиитских похоронах. [21]
Исламские праздники
[ редактировать ]Рамадан
[ редактировать ]Рамадан , девятый и самый почитаемый месяц исламского календаря , имеет огромное значение для мусульман всего мира. Для этого периода характерно обязательное соблюдение поста ( саума ), приверженцы которого воздерживаются от употребления пищи и напитков от рассвета до заката. В Катаре начало и кульминация Рамадана определяются Комитетом по наблюдению Луны при Министерстве вакуфов и по делам ислама . Этот комитет наблюдает серп луны, сигнализирующий как об окончании Рамадана, так и о наступлении Ид аль-Фитра , праздника разговения. Циклический характер лунного исламского календаря, в котором продолжительность месяцев чередуется от 29 до 30 дней, каждый год сдвигает дату его начала примерно на десять дней раньше. [23]
Перед началом поста катарцы участвуют в подготовительных ритуалах и общественных собраниях, примером которых является соблюдение Шаабана , за месяц до Рамадана, с ан-нафла празднованием . Семьи делятся традиционными блюдами, такими как зайцы и тарид, с соседями и менее удачливыми. Во время Рамадана города Катара украшаются праздничными украшениями и проводятся несколько торжеств перед постом. Отели, рестораны и культурные заведения проводят специальные мероприятия и предлагают рекламные акции. [23]
Ежедневный пост начинается на восходе солнца, после употребления сухура , предрассветной еды, предназначенной для поддержания людей в течение дня. Ифтар — это трапеза, отмечающая завершение поста на закате, которая обычно начинается с употребления фиников . Это сопровождается традиционной стрельбой из пушки Рамадана , практика, имеющая историческое значение. Эта традиция, продолжающаяся и по сей день в Катаре, транслируется в прямом эфире по национальному телевидению , и ее можно наблюдать в различных местах, таких как Сук Вакиф , культурная деревня Катара и мечеть Имама Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба . В часы после ифтара в городе кипит жизнь: предприятия и культурные заведения вновь открываются после дневного закрытия. Молитвы таравих проводятся в мечетях после вечерней молитвы ( иша ) для завершения чтения Корана к завершению Рамадана. [23]
В прошлом аль-Мусахарати бродил по фарджанам (районам) в течение месяца Рамадан, ударяя в барабан, чтобы разбудить людей на сухур. [24] Эта игра на барабанах сопровождалась исламскими песнопениями, такими как «Просыпайся, спящий, чтобы поклониться создателю». Когда-то эта традиция была распространена в стране, но в настоящее время она редко практикуется, хотя в последние годы наблюдается ее возрождение. [25]
Ид
[ редактировать ]Празднование Ид в Катаре проходит в знаменательные даты по исламскому лунному календарю. Двумя главными праздниками являются Курбан-байрам и Курбан-байрам . Ид аль-Фитр, что означает «праздник разговения», отмечается в первый день десятого месяца после Рамадана . Это событие означает завершение поста и способствует благотворительности, при этом катарские домохозяйства любезно делают пожертвования на различные цели. В этот общенациональный праздник в дневное время закрываются учебные заведения, офисы и коммерческие учреждения. В торговых центрах и на общественных площадках проходят оживленные выставки и массовые мероприятия. [26] Первый фестиваль Ид аль-Фитр, организованный Qatar Tourism , стартовал 4 мая 2022 года и длился три дня. Торжества прошли на набережной Дохи с выступлениями катарских и арабских музыкантов. По оценкам, каждый день торжества посещали от 10 000 до 15 000 зрителей. [27]
Ид аль-Адха, известный как «праздник жертвоприношения», совпадает с завершением хаджа , паломничества в Мекку . Это торжественное событие, отмечаемое на десятый день Зу аль-Хиджа , отмечает повествование о жертвоприношении Пророка Ибрагима. Семьи собираются для молитв и праздников, отражая суть единства и преданности, изображенную в повествовании Корана. Традиционные обычаи предполагают раздачу мяса жертвенных животных родственникам и обездоленным. [26]
Во время праздника Курбан-байрам дети охотно ходят по окрестностям, бурно обмениваясь приветствиями и собирая свою « Идию » – традиционный денежный подарок. Эта ценная практика усиливает праздничную атмосферу, поскольку молодые люди декламируют народные песни и фразы, проходя от дома к дому. Праздничные приветствия, такие как « Ид Мубарак » и «Ид Саид», приносят благословения и радость, а «Куль ам ва энта би-хаир» выражают пожелания крепкого здоровья и процветания. [26]
Исламские традиции
[ редактировать ]Хая Бая — региональная традиция, насчитывающая несколько столетий, которую практикуют девочки в возрасте от 8 до 12 лет в День Арафа , девятый день Зу аль-Хиджа по исламскому календарю , который предшествует Курбан-Байрам . Он назван в честь Dracaena trifasciata , широко известного как змеиное растение на английском языке и Hayya Bayya в Катаре. [28] альтернативно пишется hia bia . [29] В бедуинском обществе, хотя мальчики традиционно занимались ручным трудом и забоем животных в месяцы, предшествовавшие Курбан-байраму, от молодых девушек такой работы не ожидалось; таким образом, они использовали свое время, чтобы заботиться и выращивать растения, особенно змеиное растение, но могли также включать в себя такие зерна, как пшеница и ячмень . Эти растения выращивали в небольших плетеных корзинах из пальмовых листьев. Эти корзины выращивали и выращивали около восьми дней или более, начиная с первого дня Зу аль-Хиджа. Затем их бросали в море на закате в День Арафа, что символизировало большие жертвоприношения, связанные с Курбан-байрамом. [28]
Во время этого церемониального жертвоприношения девушки одеваются в традиционную одежду, например, в аль-бахнак, вышитый нитью зари , и исполняют песни, специфичные для этого случая, например, молятся Богу, чтобы сделать их праздник радостным и о благополучном возвращении паломников из хаджа . Исторически это обеспечивало альтернативную форму участия девочек в праздничных мероприятиях Курбан-Байрама. Культурные учреждения продолжают пропагандировать и применять эту практику. [28]
Исламские достопримечательности для посетителей
[ редактировать ]Мечеть Образовательного города известна своей архитектурой, украшенной арабской каллиграфией . Он вмещает 1800 человек в главном молитвенном зале и 1000 человек во внутреннем дворе. [30]
Музей исламского искусства в Дохе , построенный в 2008 году, был вдохновлен исламской архитектурой . [31] Музей исламского искусства представляет исламское искусство трех континентов, насчитывающее более 1400 лет. [32] Его коллекция включает в себя изделия из металла, керамики, ювелирных изделий, изделий из дерева, текстиля и стекла, полученные с трех континентов и датируемые 7-20 веками. [33]
Комплекс Священного Корана и науки шейха Абдуллы Аль Ансари был открыт на площади более 5000 квадратных метров в Хазм Аль-Мархия , Доха, в 2014 году. Комплекс содержит множество религиозных и литературных произведений, в нем расположены Дом катарского календаря, Центр исламских исследований, и Библиотека шейха Аль-Ансари. Он был назван в честь основателя Катарского альманаха , который служил важным путеводителем для мусульман всего Персидского залива с момента его первой публикации в 1950-х годах. [34]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Ямани, Май (2009). «От хрупкости к стабильности: стратегия выживания саудовской монархии». Современные арабские дела . 2 (1): 90–105. дои : 10.1080/17550910802576114 .
- ^ «Катар» . Всемирная книга фактов . Центральное разведывательное управление. 22 июня 2022. Раздел: Человек и общество – Религии. Последнее обновление 30 мая 2017 г. Проверено 9 июня 2017 г.
- ^ «Национальный день / Достижения Министерства вакафов и ислама» . menafn.com . Катарское информационное агентство. 12 декабря 2014 года . Проверено 28 декабря 2015 г.
- ^ «История Катара» . Амири Диван. Архивировано из оригинала 22 января 2008 года.
- ^ Фромхерц, Аллен (13 апреля 2012 г.). Катар: современная история . Издательство Джорджтаунского университета. п. 2041. ИСБН 978-1-58901-910-2 .
- ^ О'Махони, Энтони; Лусли, Эмма (2010). Восточное христианство на современном Ближнем Востоке (Культура и цивилизация на Ближнем Востоке) . Рутледж. п. 23. ISBN 978-0415548038 .
- ^ «Христианство в Персидском заливе в первые века ислама» (PDF) . Оксфордский университет Брукса. Архивировано из оригинала (PDF) 28 мая 2015 года . Проверено 14 декабря 2015 г.
- ^ «Катар» . Географический . 78 (2): 12 февраля 2006 г. Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 г. Проверено 14 декабря 2015 г.
- ^ Ло, Мбайе (2009). Понимание мусульманского дискурса: язык, традиции и послание бен Ладена . Университетское издательство Америки. п. 56. ИСБН 978-0761847489 .
- ^ Jump up to: а б Гайзер, Адам Р. (2010). «Что мы узнаем о ранних хариджитах и ибадиях из их монет?» . Журнал Американского восточного общества .
- ^ Санбол, Амира (2012). Женщины Персидского залива . Блумсбери Великобритания. п. 42. ИСБН 978-1780930435 .
- ^ аль-Аклам . Том. 1. Визарат аль-Сакафа ва-аль-Иршад.
Он был упомянут в «Смерти знатных людей» Ибн Ханкана Абу Наамы Катари бин Аль-Фуджи, которого зовут Джауна, где Мазин бин Язид, где Зияд, где Хабатар бин Малик, где Амр, где Тахим бин Мар Аль-Тамими Аль-Тасибани, он родился на юго-востоке деревни Аль-Хувайр, к северу от Катара, в
- ^ Полные флаги мира (Dk) . Издательство ДК. 2014. с. 185. ИСБН 978-1409353713 .
- ^ «Награждены выпускники 2015 года» . Галф Таймс . 6 мая 2015 г.
- ^ «Центр CILE – о нас» . САЙЛ. 2012. Архивировано из оригинала 18 октября 2016 г. Проверено 6 января 2016 г.
- ^ «Издательство Bloomsbury Qatar Foundation и фонд Delfina объявляют победителя программы резидентуры арабских писателей» . Аль Баваба . 5 марта 2015 г.
- ^ Мохаммед Хасан Аль-Кувари; Марьям Хулайфи; Джамиля Абдулла Ахмед; Савсан Аль-Хаддад (2013). «Справочник культурных учреждений Катара» (PDF) (на арабском языке). Министерство культуры, искусств и наследия. п. 28. Архивировано из оригинала (PDF) 2 декабря 2015 г.
- ^ «Катар — Профиль страны» . о.com . Архивировано из оригинала 21 января 2016 года . Проверено 5 января 2016 г.
- ^ «Катар принимает ваххабизм для усиления регионального влияния» . Ближний Восток онлайн. 18 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 10 ноября 2015 г. Проверено 5 января 2016 г.
- ^ «Картирование мусульманского населения мира» (PDF) . Форум Pew по религии и общественной жизни. Октябрь 2009 г. Архивировано из оригинала (PDF) 15 декабря 2016 г. . Проверено 5 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Камрава, Мехран (26 мая 2015 г.). Катар: маленькое государство, большая политика (обновленная версия) . Издательство Корнельского университета. стр. 185–188. ISBN 978-0801454301 .
- ^ Майкл Стивенс (26 ноября 2012 г.). «Ашура в Катаре» . Открытая демократия. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 5 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с «Традиции Рамадана в Катаре» . Посетите Катар . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ «Ар-Рая в сопровождении моих фокусников в Дохе» (на арабском языке). Аль Райя. 4 мая 1987 года . Проверено 10 июня 2024 г.
- ^ Карджули, Асмахан (14 марта 2024 г.). «Традиция Мсахарати возвращается в Катар в этот Рамадан» . Новости Дохи . Проверено 10 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Традиции Ид в Катаре» . Посетите Катар . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ Гичуки, Кэтрин В. (4 мая 2022 г.). «Фестиваль Ид начинается с размахом» . Катар Трибьюн . Проверено 8 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Аль-Сайед, Мохаммед (10 августа 2019 г.). «Внушение любви к наследию в душах девушек… живое – это катарская традиция в День Арафатской паузы» (на арабском языке). Доха: Аль-Джазира . Проверено 6 июня 2024 г.
- ^ «Инвентарный список национального нематериального культурного наследия Катара» (PDF) . Министерство культуры, искусств и наследия. п. 8 . Проверено 6 июня 2024 г.
- ^ «Образовательная городская мечеть» . Посетите Катар . Проверено 11 мая 2024 г.
- ^ «Музей исламского искусства» . Арка Сеть . Проверено 11 мая 2024 г.
- ^ «О Музее исламского искусства» . www.mia.org.qa. Проверено 20 мая 2022 г.
- ^ «Музей исламского искусства организует онлайн-сессию по астролябиям» . thepeninsulaqatar.com . 05 мая 2021 г. Проверено 23 ноября 2021 г.
- ^ «О Совете» (на арабском языке). Комплекс шейха Абдуллы Аль Ансари . Проверено 11 мая 2024 г.