Ислам в Таджикистане
Ислам по странам |
---|
Исламский портал |
Суннитский ислам , безусловно, является наиболее широко распространенной религией в Таджикистане . Суннитский ислам ханафитской школы является признанной религиозной традицией Таджикистана с 2009 года. [2] Согласно сообщению Госдепартамента США за 2009 год , население Таджикистана на 98% состоит из мусульман (приблизительно 95% суннитов и 3% шиитов ). [3] с некоторыми суфийскими орденами .
Демография и ранняя история
[ редактировать ]Ислам , преобладающая религия всей Центральной Азии , был принесен в регион арабами в седьмом веке. С этого времени ислам стал неотъемлемой частью таджикской культуры. Например, государство Саманидов стало ярым покровителем исламской архитектуры и распространило исламо-персидскую культуру глубоко в сердце Центральной Азии. Кроме того, Исмаил Самани , которого считают отцом таджикской нации, продвигал мусульманскую миссионерскую деятельность по всему региону. Население Центральной Азии начало твердо принимать ислам в значительных количествах, особенно в Таразе , ныне на территории современного Казахстана . Гуго Рудольф фон Штумм , лейтенант Вестфальского гусарского полка , наблюдавший за Хивинским походом Константина Петровича фон Кауфмана в 1873 году , отмечал, что таджики «довольно небрежно соблюдали религиозные заповеди пророка ». [4] В советскую эпоху усилия по секуляризации общества были в основном безуспешными, а в постсоветскую эпоху наблюдался заметный рост религиозной практики. Число мусульман, постящихся во время священного месяца Рамадан , велико; до 99% мусульман в сельской местности и 70% в городах постились в последний месяц Рамадан (2004 г.). Большинство мусульман-шиитов , особенно исмаилитов , проживают в отдаленной Горно-Бадахшанской области, а также в некоторых районах южной Хатлонской области и в Душанбе . Среди других религий русское православие исповедуют только живущие в нем русские, хотя в начале 1990-х годов русская община значительно сократилась. Некоторые другие небольшие христианские группы теперь пользуются относительной свободой вероисповедания. Также существует очень маленькая еврейская община.
Шиитский ислам
[ редактировать ]Суннитская ветвь ислама имеет 1200-летнюю историю. [ нужна ссылка ] традиция среди оседлого населения Средней Азии, в том числе и у таджиков . Группа меньшинства, памирцы , являются членами гораздо меньшей конфессии шиитского ислама, низаритского исмаилизма , которая впервые завоевала приверженцев в Центральной Азии в начале десятого века. [ нужна ссылка ] Несмотря на преследования, исмаилизм выжил в отдаленных горах Памира, и они являются последователями Ага Хана . Согласно переписи населения Pew Research Center 2009 года, в Таджикистане проживает более 400 000 шиитов, что составляет 7% населения Таджикистана. [5]
советская эпоха
[ редактировать ]Традиционной чадрой, которую носили в Таджикистане до наших дней, была фаранджи, но во времена Худжума советские коммунисты предоставили женщинам равные с мужчинами гражданские права и запретили ношение «репрессивной одежды», такой как чадра. [6] [7]
В течение семи десятилетий политического контроля советские политики не смогли искоренить исламскую традицию. Самая жесткая из советских антиисламских кампаний происходила с конца 1920-х по конец 1930-х годов как часть общесоюзной кампании против религии в целом. В этот период многие мусульманские функционеры были убиты, а религиозное обучение и соблюдение обрядов были резко ограничены. После нападения Германии на Советский Союз в 1941 году официальная политика в отношении ислама смягчилась. Одним из последовавших изменений стало создание в 1943 году официально санкционированной исламской иерархии Центральной Азии — Управления мусульман Центральной Азии . Вместе с тремя аналогичными организациями в других регионах Советского Союза с большим мусульманским населением эта администрация контролировалась Кремлем , который требовал лояльности от религиозных чиновников. Хотя ее административный персонал и структура были неадекватны для удовлетворения потребностей мусульманского населения региона, администрация сделала возможным легальное существование некоторых исламских институтов, а также деятельность религиозных функционеров, небольшого количества мечетей и религиозного обучения. в двух семинариях в Узбекистан . [ нужна ссылка ]
В начале 1960-х годов правление Никиты Хрущева усилило антиисламскую пропаганду. Затем, в 1970-х и 1980-х годах, кремлевское руководство несколько раз призывало к возобновлению усилий по борьбе с религией, включая ислам. Обычно такие кампании включали перевод мечетей в светское использование; попытки заново отождествить традиционные, связанные с исламом обычаи, с национализмом, а не с религией; и пропаганда, связывающая ислам с отсталостью, суевериями и фанатизмом. Официальная враждебность по отношению к исламу возросла в 1979 году в связи с советским военным вмешательством в соседнем Афганистане и растущей напористостью исламских возрожденцев в ряде стран. С этого времени и в раннюю постсоветскую эпоху некоторые официальные лица в Москве и Таджикистане предупреждали об экстремистской исламской угрозе. Несмотря на все эти усилия, ислам оставался важной частью идентичности таджиков и других мусульманских народов Таджикистана вплоть до конца советской эпохи и в первые годы независимости. [ нужна ссылка ]
Последние события
[ редактировать ]В октябре 2005 года Министерство образования Таджикистана запретило ученицам носить исламские платки в светских школах. Ношение хиджаба или головного платка, который традиционно носят мусульманки, и других религиозных символов «недопустимо в светских школах и нарушает конституцию и новый закон об образовании», заявил министр образования Абдуджабор Рахмонов. Он выразил обеспокоенность тем, что ученики проводят слишком много времени в мечетях в ущерб своему образованию. "Многие проводят вечера в мечетях и не делают домашнее задание", - сказал Рахмонов, добавив, что во время священного для ислама месяца Рамадан многие не посещали занятия после пятничной молитвы.
Совсем недавно, согласно неподтвержденным данным, правительство Таджикистана закрыло сотни незарегистрированных мечетей , что заставило местных жителей поверить в то, что репрессии на самом деле направлены против религии ислама . [8] По имеющимся данным, некоторые мечети были разрушены, а другие превращены в салоны красоты. [8] Некоторые предполагают, что репрессии являются результатом опасений правительства по поводу того, что мечети являются «небезопасными» или что имамы могут вести себя не «ответственно». [8]
Таджикистан отметил 2009 год как год памяти мусульманского юриста-суннита Абу Ханифы , поскольку в стране прошел международный симпозиум, в котором приняли участие научные и религиозные лидеры. [9] О строительстве одной из крупнейших мечетей в мире на средства Катара было объявлено в октябре 2009 года. Мечеть планировалось построить в Душанбе, а строительство завершилось к 2014 году. [10] В 2010 году в Таджикистане прошла сессия Организации Исламская конференция, в Душанбе собрались делегации 56 государств-членов. [11]
В мечети не разрешается впускать женщин, для детей разрешено только контролируемое государством религиозное образование, а в Таджикистане запрещено ношение длинных бород. [12] [13]
В Таджикистане мечетям запрещено совершать пятничную молитву лицам моложе 18 лет. [14] [15]
Правительство закрыло мечети и запретило иностранное религиозное образование. [16] С начала 2011 года правительство Таджикистана закрыло 1500 мечетей, в дополнение к запрету на ношение хиджаба для детей, запрету на использование громкоговорителей для призыва к молитве, запрету входить в мечети женщинам и мониторингу имамов и студентов, обучающихся исламское образование за границей, проповеди в мечети, одобренные правительством, и ограничение проповедей в мечети 15 минутами. [17] Мусульмане испытали самые негативные последствия от «Закона о религии», принятого правительством Таджикистана, который ограничил проповеди имамов во время свадеб, превратив «Соборные мечети» в единственное законное место для проповедей имамов, причем проповеди были запрещены в пяти странах. Пятикратные мечети являются небольшими мечетями и обслуживают ограниченное число людей, в то время как средние и большие мечети относятся к категории соборных мечетей, девочек, носивших хиджаб, исключили из школ, а ношение хиджаба и бороды в паспорте запрещено. фотографии. [18] Мечети были снесены и закрыты правительством Таджикистана под предлогом того, что они не были зарегистрированы и, следовательно, не рассматривались правительством как мечети. [19] Таджикистан преследует религиозные группы, такие как Свидетели Иеговы, евреи, христиане и мусульмане, которые пытаются избежать контроля со стороны правительства, синагоги, церкви и мечети закрыты и разрушены, только определенному количеству мечетей разрешено работать, а государству должен одобрить всю «религиозную деятельность», к которой не допускается участие лицам моложе 18 лет. [20] Здания для богослужений Свидетелей Иеговы, протестантские церкви, еврейская синагога и мусульманские мечети подверглись нападениям, были разрушены и закрыты; молиться запрещено в общественных местах, установлены строгие ограничения на религию. [21] Таджикистан заставил религиозные общины пройти перерегистрацию в правительстве и закрыть мечети и церкви, отказавшиеся в перерегистрации в 2009 году. [22] Церкви, синагоги и мечети были разрушены правительством Таджикистана. [23] Разрешение правительства требуется для таджиков, желающих заниматься религиоведением в зарубежных странах, а религиозная деятельность мусульман, в частности, подлежит контролю со стороны правительства Таджикистана. [24] В Таджикистане установлен государственный контроль над исламскими медресе, имамами и мечетями. [25] Список «тем» проповедей для имамов составлен правительством Таджикистана. [26] В городах разрешено иметь только определенное количество мечетей, и только религиозные здания, санкционированные правительством, могут проводить религиозные мероприятия. В школах запрещен хиджаб, частные религиозные занятия запрещены, в мечетях не разрешено принимать детей на религиозные службы, а незарегистрированные мечети закрыты. [27] [28] [29] Религиозные вопросы запрещены для лиц младше 18 лет, в общественных зданиях запрещено носить бороды, в школах запрещено ношение хиджаба, незарегистрированные мечети закрываются, а проповеди подчиняются правительству. [30] Только если «при условии, что ребенок выразит желание учиться», семья может преподавать религию своим детям, в то время как правительство Таджикистана запретило любое несемейное частное образование. [31] Ислам и мусульмане подвергаются контролю со стороны правительства Таджикистана, штаты решают, какие проповеди читать имамы, правительство выплачивает зарплату имамам, и в Таджикистане есть только одно медресе. [32]
Свидетели Иеговы признаны незаконными в Таджикистане. [33] Христианский центр «Обильная жизнь», протестантская церковь «Эхио» и свидетели Иеговы обвинили Таджикистан во лжи о том, что они не были объявлены незаконными на Варшавской конференции ОБСЕ по правам человека. [34]
Среди все более религиозных таджиков исламско-арабские имена стали более популярными, чем таджикские. [35]
Правительство Таджикистана использовало слово «проститутка» для обозначения женщин, носящих хиджаб, и принуждало сбривать бороды, а также рассматривало возможность объявить арабо-исламские имена детям вне закона и заставить людей использовать таджикские имена, хотя Имам Али (Эмомали) является Арабское имя и является именем президента Таджикистана. [36] [37] [38] [39] [40] Президент Таджикистана Рахмон (Рахмон) заявил, что персидский эпос «Шахнаме» следует использовать в качестве источника имен, а предлагаемый им закон намекает, что мусульманские имена будут запрещены после его законов против хиджаба и бороды. [41]
Исламская паранджа черного цвета подверглась нападкам и публичной критике со стороны президента Таджикистана Эмомали Рахмона . [7]
Партия исламского возрождения Таджикистана была запрещена правительством Таджикистана и признана террористической организацией . [42] [43] [44] Однако впоследствии иранское правительство посетило Иран, член Партии исламского возрождения, что было превращено в дипломатический протест со стороны Таджикистана. [45]
Ограничения ислама в Таджикистане привели к резкому сокращению числа людей с большими бородами и хиджабами. [46] Таджикистан запрещает салафизм под названием «ваххабит», которое применяется к формам ислама, не разрешенным правительством. [47] В целях создания лучшего светского государства таджикская полиция закрыла 160 магазинов исламской одежды, 13 000 мужчин были насильно побриты, а арабские имена были запрещены парламентом Таджикистана в рамках секуляристской кампании президента Эмомали Раджмона. [48] [49] [50] [51] [52]
В Узбекистане и Таджикистане женщины носили чадру, закрывающую все лицо и тело, как паранджа и фаранджи. Традиционной чадрой, которую носили в Центральной Азии до наших дней, была фаранджи, но она была запрещена советскими коммунистами. [6] однако президент Таджикистана Эмомали ошибочно пытался заявить, что чадра не является частью таджикской культуры. [7]
См. также
[ редактировать ]- Ислам по странам
- Шиитский ислам в Таджикистане
- Демография Таджикистана
- Религия в Таджикистане
- Мир Сайид Али Хамадани
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Центральная Азия :: ТАДЖИКИСТАН» . ЦРУ Всемирная книга фактов. 15 ноября 2021 года. Архивировано из оригинала 20 августа 2021 года . Проверено 24 января 2021 г.
- ^ «Все новости» . Архивировано из оригинала 25 августа 2010 года . Проверено 14 февраля 2015 г.
- ^ «Таджикистан» . Государственный департамент США . Архивировано из оригинала 3 сентября 2020 года . Проверено 14 февраля 2015 г.
- ^ фон Штумм, Хьюго Рудольф [на немецком языке] (1876). Хенви, Ф. (ред.). Поход России против Хивы в 1873 году . Часть 1. Перевод Мосы, П. Калькутта: Издательство Министерства иностранных дел. стр. 267–270 . Проверено 4 января 2024 г. - через Google Книги .
- ^ «Картирование мирового мусульманского населения» . Проект Pew Research Center «Религия и общественная жизнь» . 07.10.2009. Архивировано из оригинала 30 июля 2013 г. Проверено 29 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Камолудин Абдуллаев; Шахрам Акбарзахе (27 апреля 2010 г.). Исторический словарь Таджикистана . Пугало Пресс. стр. 381–. ISBN 978-0-8108-6061-2 . Архивировано из оригинала 5 марта 2023 года . Проверено 2 ноября 2016 г. .
- ^ Jump up to: а б с Паннье, Брюс (1 апреля 2015 г.). «Спорные модные заявления Центральной Азии» . Радио Свободная Европа Радио Свобода . Архивировано из оригинала 15 июля 2015 года . Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с "show/104470.html" . Времена Земли. Архивировано из оригинала 16 октября 2018 г. Проверено 20 января 2016 г.
- ^ «Сегодня исполняется 18 лет независимости и успехов Таджикистана» . СегодняЗаман . Архивировано из оригинала 11 октября 2014 года . Проверено 14 февраля 2015 г.
- ^ Дэниел Бардсли. «Катар платит за гигантскую мечеть в Таджикистане» . Архивировано из оригинала 29 ноября 2016 года . Проверено 14 февраля 2015 г.
- ^ «Высшая исламская организация провела встречу министров иностранных дел в Душанбе» . РадиоСвободная Европа/РадиоСвобода . Архивировано из оригинала 21 сентября 2016 года . Проверено 14 февраля 2015 г.
- ^ Морелло, Кэрол (3 ноября 2015 г.). «Керри подталкивает эксцентричного, автократического лидера Туркменистана к правам человека» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 23 октября 2017 года . Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ «Керри призывает Таджикистан не переусердствовать в подавлении ислама – Ближнего Востока – полос» . www.stripes.com . Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ «Таджикистан запрещает молодежи посещать мечети и церкви» . АФП . ДУШАНБЕ. 3 августа 2011 г. Архивировано из оригинала 3 июля 2020 г. . Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ «Таджикистан движется к запрету молодежи посещать мечети, церкви» . АФП . 21 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 г.
- ^ «Таджикистан: Власти запрещают детям и молодежи входить в мечети» . Осродек Студио Всходнич . 2011-06-29. Архивировано из оригинала 2 февраля 2016 г. Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ Гобл, Пол (2 июня 2011 г.). «С начала 2011 года власти Таджикистана закрыли 1500 мечетей» . Евразийское обозрение . Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года.
- ^ Байрам, Мушфиг (19 июня 2009 г.). «ТАДЖИКИСТАН: Закон о религии сильнее всего влияет на мусульман» . Служба новостей Форума 18 . Архивировано из оригинала 16 ноября 2018 года . Проверено 29 декабря 2020 г. .
- ^ Байрам, Мушфиг (25 января 2011 г.). «ТАДЖИКИСТАН: Когда мечеть не мечеть?» . Служба новостей Форума 18 . Архивировано из оригинала 24 мая 2020 года . Проверено 29 декабря 2020 г. .
- ^ Байрам, Мушфиг; Кинахан, Джон (17 марта 2011 г.). «ТАДЖИКИСТАН: Исследование свободы вероисповедания, март 2011 г.» . Служба новостей Форума 18 . Архивировано из оригинала 24 мая 2020 года . Проверено 29 декабря 2020 г. .
- ^ Байрам, Мушфиг (20 января 2009 г.). «ТАДЖИКИСТАН: «Нет прав на организацию молитв» » . Служба новостей Форума 18 . Архивировано из оригинала 24 мая 2020 года . Проверено 29 декабря 2020 г. .
- ^ Байрам, Мушфиг (10 декабря 2009 г.). "ТАДЖИКИСТАН: Более половины религиозных общин будут "нелегальными"?" . Служба новостей Форума 18 . Архивировано из оригинала 16 ноября 2018 года . Проверено 29 декабря 2020 г. .
- ^ Корли, Феликс (10 октября 2007 г.). «ТАДЖИКИСТАН: Власти сносят мечети, синагоги и церкви под угрозой» . Служба новостей Форума 18 . Архивировано из оригинала 17 мая 2019 года . Проверено 29 декабря 2020 г. .
- ^ Байрам, Мушфиг (26 мая 2011 г.). "ТАДЖИКИСТАН: Скоро будет принят запрет на религиозное образование за рубежом без разрешения государства?" . Служба новостей Форума 18 . Архивировано из оригинала 24 мая 2020 года . Проверено 29 декабря 2020 г. .
- ^ Содиков, Александр (1 марта 2011 г.). «Мечети и исламское образование находятся под пристальным вниманием в Таджикистане» . Евразийский ежедневный монитор . 8 (41). Фонд Джеймстауна. Архивировано из оригинала 2 февраля 2016 года . Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ Наджибулла, Фарангис (10 января 2011 г.). «Правительство Таджикистана опубликует список утвержденных тем проповедей» . Радио Свободная Европа Радио Свобода . Архивировано из оригинала 23 сентября 2016 года . Проверено 10 ноября 2015 г.
- ^ Freedom House (11 декабря 2014 г.). Свобода в мире 2014: Ежегодный обзор политических прав и гражданских свобод . Издательство Rowman & Littlefield. стр. 685–. ISBN 978-1-4422-4707-9 . Архивировано из оригинала 5 марта 2023 года . Проверено 1 ноября 2020 г.
- ^ «Таджикистан» . Дом Свободы . 2012. Архивировано из оригинала 23 октября 2017 г. Проверено 10 ноября 2015 г.
- ^ «Таджикистан» . Дом Свободы . 2011. Архивировано из оригинала 23 октября 2017 г. Проверено 10 ноября 2015 г.
- ^ Всемирный доклад 2015: События в Таджикистане 2014 года . 8 января 2015 г. Архивировано из оригинала 24 июля 2018 г. Проверено 10 ноября 2015 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Катрин Ленц-Райманн (декабрь 2014 г.). Секьюритизация ислама: порочный круг: борьба с терроризмом и свобода религии в Центральной Азии . расшифровка Верлаг. стр. 193–. ISBN 978-3-8394-2904-4 . Архивировано из оригинала 05 марта 2023 г. Проверено 1 ноября 2020 г.
- ^ Байрам, Мушфиг (3 марта 2014 г.). «ТАДЖИКИСТАН: Государственный контроль над исламом усиливается» . Служба новостей Форума 18 . Архивировано из оригинала 15 сентября 2017 года . Проверено 29 декабря 2020 г. .
- ^ Корли, Феликс (18 октября 2007 г.). «ТАДЖИКИСТАН: Свидетели Иеговы запрещены» . Служба новостей Форума 18 . Архивировано из оригинала 18 августа 2020 года . Проверено 29 декабря 2020 г. .
- ^ Байрам, Мушфиг (8 октября 2008 г.). «ТАДЖИКИСТАН: Четыре религиозные общины отвергают претензии правительства к ОБСЕ» . Служба новостей Форума 18 . Архивировано из оригинала 24 мая 2020 года . Проверено 29 декабря 2020 г. .
- ^ Наджибулла, Фарангис; Наврузшох, Зарангез (6 октября 2010 г.). «В Таджикистане исламские имена — новая мода» . Радио Свободная Европа Радио Свобода . Архивировано из оригинала 26 сентября 2011 года . Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ Триллинг, Дэвид (8 мая 2015 г.). «Таджикистан обсуждает запрет на арабские имена как часть подавления ислама» . Хранитель . Архивировано из оригинала 5 июля 2020 года . Проверено 17 декабря 2016 г.
- ^ Триллинг, Дэвид (5 мая 2015 г.). «Таджикистан рассматривает возможность запрета мусульманских имен» . EurasiaNet.org . Архивировано из оригинала 7 июля 2018 года . Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ Путц, Кэтрин (9 мая 2015 г.). «Таджикистан рассматривает вопрос о запрете арабских имен» . Дипломат . Архивировано из оригинала 7 сентября 2020 года . Проверено 12 февраля 2021 г.
- ^ Веб-деск (8 мая 2015 г.). «После бород и хиджабов Таджикистан хочет запретить имена, звучащие по-арабски» . «Экспресс Трибьюн» . Архивировано из оригинала 7 июля 2018 года . Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ Наджибулла, Фарангис; Гандж, Ганджинай; Холикзод, Мирзонаби (19 апреля 2015 г.). «Таджики взвешивают запрет на «плохие имена» » . Радио Свободная Европа Радио Свобода . Архивировано из оригинала 23 сентября 2016 года . Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ Оранж, Ричард (3 июня 2011 г.). «Президент Таджикистана предупреждает родителей об опасности «страшных имен» » . Телеграф . Алматы. Архивировано из оригинала 20 июля 2018 г. Проверено 4 апреля 2018 г.
- ^ Паннье, Брюс (9 ноября 2015 г.). «Охота на ведьм в Таджикистане» . Радио Свободная Европа Радио Свобода . Архивировано из оригинала 23 сентября 2016 г. Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ Таджикская служба РСЕ/РС (29 сентября 2015 г.). «Закрывшаяся Исламская партия Таджикистана названа террористической группировкой» . Rferl.org . Архивировано из оригинала 15 мая 2016 г. Проверено 20 января 2016 г.
- ^ «Таджикистан готов скатиться обратно к войне» . Архивировано из оригинала 12 августа 2020 г. Проверено 21 января 2016 г.
- ^ «Таджики раскритиковали приглашение в Иран запрещенного политика» . Архивировано из оригинала 5 марта 2016 г. Проверено 25 января 2016 г.
- ^ Наджибулла, Фарангис (1 декабря 2015 г.). «Поскольку Таджикистан ограничивает ислам, есть ли риск дестабилизации?» . Rferl.org . Архивировано из оригинала 23 сентября 2016 г. Проверено 20 января 2016 г.
- ^ Паращук, Иоанна (29 октября 2015 г.). «Репрессии в Таджикистане против ислама помогают вербовщикам ИГ » . Rferl.org . Архивировано из оригинала 23 сентября 2016 г. Проверено 20 января 2016 г.
- ^ «В Таджикистане бреют бороды 13 тысяч мужчин, чтобы покончить с радикализмом» . Аль-Джазира на английском языке. Архивировано из оригинала 03 августа 2020 г. Проверено 20 января 2016 г.
- ^ «Бородары и похитители шарфов Хатлона» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2016 г. Проверено 25 января 2016 г.
- ^ «Таджикистан борется с бородами ради «борьбы с радикализацией» » . Новости Би-би-си . 21 января 2016 г. Архивировано из оригинала 30 марта 2020 г. . Проверено 21 июня 2018 г.
- ^ «В 2015 году в Таджикистане сбрили бороды 13 тысяч мужчин. Вот почему» . 22 января 2016 г. Архивировано из оригинала 22 октября 2016 г. Проверено 25 января 2016 г. .
- ^ «Таджикистан движется к запрету арабских имен и браков между двоюродными братьями и сестрами» . Архивировано из оригинала 14 сентября 2016 г. Проверено 25 января 2016 г.
- В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Карагианнис, Эммануэль (март 2006 г.). «Вызов радикального ислама в Таджикистане: Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Национальные документы . 34 (1): 1–20. дои : 10.1080/00905990500504806 . S2CID 128834688 .
- Горшунова, Ольга, Таджикский шаманизм (Средняя Азия) , в шаманизме. Энциклопедия мировых верований, практик и культуры, том 1. Под редакцией Евы Джейн Нойманн Фридман и Марико Намба Вальтер. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, 2004. стр. 629–633.
- Чопра, Р.М., «СУФИЗМ» (Происхождение, Рост, Затмение, Возрождение), 2016, Анурадха Пракашан, Нью-Дели, ISBN 978-93-85083-52-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Таджикистан: Горожане стремятся к сообществу посредством принятия шариата
- Доктор Курбанов, Руслан. Большинство, миноритаризированное правительством: мусульмане в Таджикистане. На Ислам.нет. 19 мая 2012 г.