Jump to content

Ислам в Таджикистане

Секты ислама в Таджикистане (2003 г.) [1]
Религии процент
Суннитский ислам
95%
Шиитский ислам
3%

Суннитский ислам , безусловно, является наиболее широко распространенной религией в Таджикистане . Суннитский ислам ханафитской школы является признанной религиозной традицией Таджикистана с 2009 года. [2] Согласно сообщению Госдепартамента США за 2009 год , население Таджикистана на 98% состоит из мусульман (приблизительно 95% суннитов и 3% шиитов ). [3] с некоторыми суфийскими орденами .

Демография и ранняя история

[ редактировать ]

Ислам , преобладающая религия всей Центральной Азии , был принесен в регион арабами в седьмом веке. С этого времени ислам стал неотъемлемой частью таджикской культуры. Например, государство Саманидов стало ярым покровителем исламской архитектуры и распространило исламо-персидскую культуру глубоко в сердце Центральной Азии. Кроме того, Исмаил Самани , которого считают отцом таджикской нации, продвигал мусульманскую миссионерскую деятельность по всему региону. Население Центральной Азии начало твердо принимать ислам в значительных количествах, особенно в Таразе , ныне на территории современного Казахстана . Гуго Рудольф фон Штумм , лейтенант Вестфальского гусарского полка [ де ] , наблюдавший за Хивинским походом Константина Петровича фон Кауфмана в 1873 году , отмечал, что таджики «довольно небрежно соблюдали религиозные заповеди пророка ». [4] В советскую эпоху усилия по секуляризации общества были в основном безуспешными, а в постсоветскую эпоху наблюдался заметный рост религиозной практики. Число мусульман, постящихся во время священного месяца Рамадан , велико; до 99% мусульман в сельской местности и 70% в городах постились в последний месяц Рамадан (2004 г.). Большинство мусульман-шиитов , особенно исмаилитов , проживают в отдаленной Горно-Бадахшанской области, а также в некоторых районах южной Хатлонской области и в Душанбе . Среди других религий русское православие исповедуют только живущие в нем русские, хотя в начале 1990-х годов русская община значительно сократилась. Некоторые другие небольшие христианские группы теперь пользуются относительной свободой вероисповедания. Также существует очень маленькая еврейская община.

Шиитский ислам

[ редактировать ]

Суннитская ветвь ислама имеет 1200-летнюю историю. [ нужна ссылка ] традиция среди оседлого населения Средней Азии, в том числе и у таджиков . Группа меньшинства, памирцы , являются членами гораздо меньшей конфессии шиитского ислама, низаритского исмаилизма , которая впервые завоевала приверженцев в Центральной Азии в начале десятого века. [ нужна ссылка ] Несмотря на преследования, исмаилизм выжил в отдаленных горах Памира, и они являются последователями Ага Хана . Согласно переписи населения Pew Research Center 2009 года, в Таджикистане проживает более 400 000 шиитов, что составляет 7% населения Таджикистана. [5]

советская эпоха

[ редактировать ]

Традиционной чадрой, которую носили в Таджикистане до наших дней, была фаранджи, но во времена Худжума советские коммунисты предоставили женщинам равные с мужчинами гражданские права и запретили ношение «репрессивной одежды», такой как чадра. [6] [7]

В течение семи десятилетий политического контроля советские политики не смогли искоренить исламскую традицию. Самая жесткая из советских антиисламских кампаний происходила с конца 1920-х по конец 1930-х годов как часть общесоюзной кампании против религии в целом. В этот период многие мусульманские функционеры были убиты, а религиозное обучение и соблюдение обрядов были резко ограничены. После нападения Германии на Советский Союз в 1941 году официальная политика в отношении ислама смягчилась. Одним из последовавших изменений стало создание в 1943 году официально санкционированной исламской иерархии Центральной Азии — Управления мусульман Центральной Азии . Вместе с тремя аналогичными организациями в других регионах Советского Союза с большим мусульманским населением эта администрация контролировалась Кремлем , который требовал лояльности от религиозных чиновников. Хотя ее административный персонал и структура были неадекватны для удовлетворения потребностей мусульманского населения региона, администрация сделала возможным легальное существование некоторых исламских институтов, а также деятельность религиозных функционеров, небольшого количества мечетей и религиозного обучения. в двух семинариях в Узбекистан . [ нужна ссылка ]

В начале 1960-х годов правление Никиты Хрущева усилило антиисламскую пропаганду. Затем, в 1970-х и 1980-х годах, кремлевское руководство несколько раз призывало к возобновлению усилий по борьбе с религией, включая ислам. Обычно такие кампании включали перевод мечетей в светское использование; попытки заново отождествить традиционные, связанные с исламом обычаи, с национализмом, а не с религией; и пропаганда, связывающая ислам с отсталостью, суевериями и фанатизмом. Официальная враждебность по отношению к исламу возросла в 1979 году в связи с советским военным вмешательством в соседнем Афганистане и растущей напористостью исламских возрожденцев в ряде стран. С этого времени и в раннюю постсоветскую эпоху некоторые официальные лица в Москве и Таджикистане предупреждали об экстремистской исламской угрозе. Несмотря на все эти усилия, ислам оставался важной частью идентичности таджиков и других мусульманских народов Таджикистана вплоть до конца советской эпохи и в первые годы независимости. [ нужна ссылка ]

Последние события

[ редактировать ]
Медресе в Истрашане .

В октябре 2005 года Министерство образования Таджикистана запретило ученицам носить исламские платки в светских школах. Ношение хиджаба или головного платка, который традиционно носят мусульманки, и других религиозных символов «недопустимо в светских школах и нарушает конституцию и новый закон об образовании», заявил министр образования Абдуджабор Рахмонов. Он выразил обеспокоенность тем, что ученики проводят слишком много времени в мечетях в ущерб своему образованию. "Многие проводят вечера в мечетях и не делают домашнее задание", - сказал Рахмонов, добавив, что во время священного для ислама месяца Рамадан многие не посещали занятия после пятничной молитвы.

Совсем недавно, согласно неподтвержденным данным, правительство Таджикистана закрыло сотни незарегистрированных мечетей , что заставило местных жителей поверить в то, что репрессии на самом деле направлены против религии ислама . [8] По имеющимся данным, некоторые мечети были разрушены, а другие превращены в салоны красоты. [8] Некоторые предполагают, что репрессии являются результатом опасений правительства по поводу того, что мечети являются «небезопасными» или что имамы могут вести себя не «ответственно». [8]

Таджикистан отметил 2009 год как год памяти мусульманского юриста-суннита Абу Ханифы , поскольку в стране прошел международный симпозиум, в котором приняли участие научные и религиозные лидеры. [9] О строительстве одной из крупнейших мечетей в мире на средства Катара было объявлено в октябре 2009 года. Мечеть планировалось построить в Душанбе, а строительство завершилось к 2014 году. [10] В 2010 году в Таджикистане прошла сессия Организации Исламская конференция, в Душанбе собрались делегации 56 государств-членов. [11]

В мечети не разрешается впускать женщин, для детей разрешено только контролируемое государством религиозное образование, а в Таджикистане запрещено ношение длинных бород. [12] [13]

В Таджикистане мечетям запрещено совершать пятничную молитву лицам моложе 18 лет. [14] [15]

Правительство закрыло мечети и запретило иностранное религиозное образование. [16] С начала 2011 года правительство Таджикистана закрыло 1500 мечетей, в дополнение к запрету на ношение хиджаба для детей, запрету на использование громкоговорителей для призыва к молитве, запрету входить в мечети женщинам и мониторингу имамов и студентов, обучающихся исламское образование за границей, проповеди в мечети, одобренные правительством, и ограничение проповедей в мечети 15 минутами. [17] Мусульмане испытали самые негативные последствия от «Закона о религии», принятого правительством Таджикистана, который ограничил проповеди имамов во время свадеб, превратив «Соборные мечети» в единственное законное место для проповедей имамов, причем проповеди были запрещены в пяти странах. Пятикратные мечети являются небольшими мечетями и обслуживают ограниченное число людей, в то время как средние и большие мечети относятся к категории соборных мечетей, девочек, носивших хиджаб, исключили из школ, а ношение хиджаба и бороды в паспорте запрещено. фотографии. [18] Мечети были снесены и закрыты правительством Таджикистана под предлогом того, что они не были зарегистрированы и, следовательно, не рассматривались правительством как мечети. [19] Таджикистан преследует религиозные группы, такие как Свидетели Иеговы, евреи, христиане и мусульмане, которые пытаются избежать контроля со стороны правительства, синагоги, церкви и мечети закрыты и разрушены, только определенному количеству мечетей разрешено работать, а государству должен одобрить всю «религиозную деятельность», к которой не допускается участие лицам моложе 18 лет. [20] Здания для богослужений Свидетелей Иеговы, протестантские церкви, еврейская синагога и мусульманские мечети подверглись нападениям, были разрушены и закрыты; молиться запрещено в общественных местах, установлены строгие ограничения на религию. [21] Таджикистан заставил религиозные общины пройти перерегистрацию в правительстве и закрыть мечети и церкви, отказавшиеся в перерегистрации в 2009 году. [22] Церкви, синагоги и мечети были разрушены правительством Таджикистана. [23] Разрешение правительства требуется для таджиков, желающих заниматься религиоведением в зарубежных странах, а религиозная деятельность мусульман, в частности, подлежит контролю со стороны правительства Таджикистана. [24] В Таджикистане установлен государственный контроль над исламскими медресе, имамами и мечетями. [25] Список «тем» проповедей для имамов составлен правительством Таджикистана. [26] В городах разрешено иметь только определенное количество мечетей, и только религиозные здания, санкционированные правительством, могут проводить религиозные мероприятия. В школах запрещен хиджаб, частные религиозные занятия запрещены, в мечетях не разрешено принимать детей на религиозные службы, а незарегистрированные мечети закрыты. [27] [28] [29] Религиозные вопросы запрещены для лиц младше 18 лет, в общественных зданиях запрещено носить бороды, в школах запрещено ношение хиджаба, незарегистрированные мечети закрываются, а проповеди подчиняются правительству. [30] Только если «при условии, что ребенок выразит желание учиться», семья может преподавать религию своим детям, в то время как правительство Таджикистана запретило любое несемейное частное образование. [31] Ислам и мусульмане подвергаются контролю со стороны правительства Таджикистана, штаты решают, какие проповеди читать имамы, правительство выплачивает зарплату имамам, и в Таджикистане есть только одно медресе. [32]

Свидетели Иеговы признаны незаконными в Таджикистане. [33] Христианский центр «Обильная жизнь», протестантская церковь «Эхио» и свидетели Иеговы обвинили Таджикистан во лжи о том, что они не были объявлены незаконными на Варшавской конференции ОБСЕ по правам человека. [34]

Среди все более религиозных таджиков исламско-арабские имена стали более популярными, чем таджикские. [35]

Правительство Таджикистана использовало слово «проститутка» для обозначения женщин, носящих хиджаб, и принуждало сбривать бороды, а также рассматривало возможность объявить арабо-исламские имена детям вне закона и заставить людей использовать таджикские имена, хотя Имам Али (Эмомали) является Арабское имя и является именем президента Таджикистана. [36] [37] [38] [39] [40] Президент Таджикистана Рахмон (Рахмон) заявил, что персидский эпос «Шахнаме» следует использовать в качестве источника имен, а предлагаемый им закон намекает, что мусульманские имена будут запрещены после его законов против хиджаба и бороды. [41]

Исламская паранджа черного цвета подверглась нападкам и публичной критике со стороны президента Таджикистана Эмомали Рахмона . [7]

Партия исламского возрождения Таджикистана была запрещена правительством Таджикистана и признана террористической организацией . [42] [43] [44] Однако впоследствии иранское правительство посетило Иран, член Партии исламского возрождения, что было превращено в дипломатический протест со стороны Таджикистана. [45]

Ограничения ислама в Таджикистане привели к резкому сокращению числа людей с большими бородами и хиджабами. [46] Таджикистан запрещает салафизм под названием «ваххабит», которое применяется к формам ислама, не разрешенным правительством. [47] В целях создания лучшего светского государства таджикская полиция закрыла 160 магазинов исламской одежды, 13 000 мужчин были насильно побриты, а арабские имена были запрещены парламентом Таджикистана в рамках секуляристской кампании президента Эмомали Раджмона. [48] [49] [50] [51] [52]

В Узбекистане и Таджикистане женщины носили чадру, закрывающую все лицо и тело, как паранджа и фаранджи. Традиционной чадрой, которую носили в Центральной Азии до наших дней, была фаранджи, но она была запрещена советскими коммунистами. [6] однако президент Таджикистана Эмомали ошибочно пытался заявить, что чадра не является частью таджикской культуры. [7]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Центральная Азия :: ТАДЖИКИСТАН» . ЦРУ Всемирная книга фактов. 15 ноября 2021 года. Архивировано из оригинала 20 августа 2021 года . Проверено 24 января 2021 г.
  2. ^ «Все новости» . Архивировано из оригинала 25 августа 2010 года . Проверено 14 февраля 2015 г.
  3. ^ «Таджикистан» . Государственный департамент США . Архивировано из оригинала 3 сентября 2020 года . Проверено 14 февраля 2015 г.
  4. ^ фон Штумм, Хьюго Рудольф [на немецком языке] (1876). Хенви, Ф. (ред.). Поход России против Хивы в 1873 году . Часть 1. Перевод Мосы, П. Калькутта: Издательство Министерства иностранных дел. стр. 267–270 . Проверено 4 января 2024 г. - через Google Книги .
  5. ^ «Картирование мирового мусульманского населения» . Проект Pew Research Center «Религия и общественная жизнь» . 07.10.2009. Архивировано из оригинала 30 июля 2013 г. Проверено 29 декабря 2021 г.
  6. ^ Jump up to: а б Камолудин Абдуллаев; Шахрам Акбарзахе (27 апреля 2010 г.). Исторический словарь Таджикистана . Пугало Пресс. стр. 381–. ISBN  978-0-8108-6061-2 . Архивировано из оригинала 5 марта 2023 года . Проверено 2 ноября 2016 г. .
  7. ^ Jump up to: а б с Паннье, Брюс (1 апреля 2015 г.). «Спорные модные заявления Центральной Азии» . Радио Свободная Европа Радио Свобода . Архивировано из оригинала 15 июля 2015 года . Проверено 9 ноября 2015 г.
  8. ^ Jump up to: а б с "show/104470.html" . Времена Земли. Архивировано из оригинала 16 октября 2018 г. Проверено 20 января 2016 г.
  9. ^ «Сегодня исполняется 18 лет независимости и успехов Таджикистана» . СегодняЗаман . Архивировано из оригинала 11 октября 2014 года . Проверено 14 февраля 2015 г.
  10. ^ Дэниел Бардсли. «Катар платит за гигантскую мечеть в Таджикистане» . Архивировано из оригинала 29 ноября 2016 года . Проверено 14 февраля 2015 г.
  11. ^ «Высшая исламская организация провела встречу министров иностранных дел в Душанбе» . РадиоСвободная Европа/РадиоСвобода . Архивировано из оригинала 21 сентября 2016 года . Проверено 14 февраля 2015 г.
  12. ^ Морелло, Кэрол (3 ноября 2015 г.). «Керри подталкивает эксцентричного, автократического лидера Туркменистана к правам человека» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 23 октября 2017 года . Проверено 9 ноября 2015 г.
  13. ^ «Керри призывает Таджикистан не переусердствовать в подавлении ислама – Ближнего Востока – полос» . www.stripes.com . Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 12 января 2022 г.
  14. ^ «Таджикистан запрещает молодежи посещать мечети и церкви» . АФП . ДУШАНБЕ. 3 августа 2011 г. Архивировано из оригинала 3 июля 2020 г. . Проверено 9 ноября 2015 г.
  15. ^ «Таджикистан движется к запрету молодежи посещать мечети, церкви» . АФП . 21 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 г.
  16. ^ «Таджикистан: Власти запрещают детям и молодежи входить в мечети» . Осродек Студио Всходнич . 2011-06-29. Архивировано из оригинала 2 февраля 2016 г. Проверено 9 ноября 2015 г.
  17. ^ Гобл, Пол (2 июня 2011 г.). «С начала 2011 года власти Таджикистана закрыли 1500 мечетей» . Евразийское обозрение . Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года.
  18. ^ Байрам, Мушфиг (19 июня 2009 г.). «ТАДЖИКИСТАН: Закон о религии сильнее всего влияет на мусульман» . Служба новостей Форума 18 . Архивировано из оригинала 16 ноября 2018 года . Проверено 29 декабря 2020 г. .
  19. ^ Байрам, Мушфиг (25 января 2011 г.). «ТАДЖИКИСТАН: Когда мечеть не мечеть?» . Служба новостей Форума 18 . Архивировано из оригинала 24 мая 2020 года . Проверено 29 декабря 2020 г. .
  20. ^ Байрам, Мушфиг; Кинахан, Джон (17 марта 2011 г.). «ТАДЖИКИСТАН: Исследование свободы вероисповедания, март 2011 г.» . Служба новостей Форума 18 . Архивировано из оригинала 24 мая 2020 года . Проверено 29 декабря 2020 г. .
  21. ^ Байрам, Мушфиг (20 января 2009 г.). «ТАДЖИКИСТАН: «Нет прав на организацию молитв» » . Служба новостей Форума 18 . Архивировано из оригинала 24 мая 2020 года . Проверено 29 декабря 2020 г. .
  22. ^ Байрам, Мушфиг (10 декабря 2009 г.). "ТАДЖИКИСТАН: Более половины религиозных общин будут "нелегальными"?" . Служба новостей Форума 18 . Архивировано из оригинала 16 ноября 2018 года . Проверено 29 декабря 2020 г. .
  23. ^ Корли, Феликс (10 октября 2007 г.). «ТАДЖИКИСТАН: Власти сносят мечети, синагоги и церкви под угрозой» . Служба новостей Форума 18 . Архивировано из оригинала 17 мая 2019 года . Проверено 29 декабря 2020 г. .
  24. ^ Байрам, Мушфиг (26 мая 2011 г.). "ТАДЖИКИСТАН: Скоро будет принят запрет на религиозное образование за рубежом без разрешения государства?" . Служба новостей Форума 18 . Архивировано из оригинала 24 мая 2020 года . Проверено 29 декабря 2020 г. .
  25. ^ Содиков, Александр (1 марта 2011 г.). «Мечети и исламское образование находятся под пристальным вниманием в Таджикистане» . Евразийский ежедневный монитор . 8 (41). Фонд Джеймстауна. Архивировано из оригинала 2 февраля 2016 года . Проверено 9 ноября 2015 г.
  26. ^ Наджибулла, Фарангис (10 января 2011 г.). «Правительство Таджикистана опубликует список утвержденных тем проповедей» . Радио Свободная Европа Радио Свобода . Архивировано из оригинала 23 сентября 2016 года . Проверено 10 ноября 2015 г.
  27. ^ Freedom House (11 декабря 2014 г.). Свобода в мире 2014: Ежегодный обзор политических прав и гражданских свобод . Издательство Rowman & Littlefield. стр. 685–. ISBN  978-1-4422-4707-9 . Архивировано из оригинала 5 марта 2023 года . Проверено 1 ноября 2020 г.
  28. ^ «Таджикистан» . Дом Свободы . 2012. Архивировано из оригинала 23 октября 2017 г. Проверено 10 ноября 2015 г.
  29. ^ «Таджикистан» . Дом Свободы . 2011. Архивировано из оригинала 23 октября 2017 г. Проверено 10 ноября 2015 г.
  30. ^ Всемирный доклад 2015: События в Таджикистане 2014 года . 8 января 2015 г. Архивировано из оригинала 24 июля 2018 г. Проверено 10 ноября 2015 г. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
  31. ^ Катрин Ленц-Райманн (декабрь 2014 г.). Секьюритизация ислама: порочный круг: борьба с терроризмом и свобода религии в Центральной Азии . расшифровка Верлаг. стр. 193–. ISBN  978-3-8394-2904-4 . Архивировано из оригинала 05 марта 2023 г. Проверено 1 ноября 2020 г.
  32. ^ Байрам, Мушфиг (3 марта 2014 г.). «ТАДЖИКИСТАН: Государственный контроль над исламом усиливается» . Служба новостей Форума 18 . Архивировано из оригинала 15 сентября 2017 года . Проверено 29 декабря 2020 г. .
  33. ^ Корли, Феликс (18 октября 2007 г.). «ТАДЖИКИСТАН: Свидетели Иеговы запрещены» . Служба новостей Форума 18 . Архивировано из оригинала 18 августа 2020 года . Проверено 29 декабря 2020 г. .
  34. ^ Байрам, Мушфиг (8 октября 2008 г.). «ТАДЖИКИСТАН: Четыре религиозные общины отвергают претензии правительства к ОБСЕ» . Служба новостей Форума 18 . Архивировано из оригинала 24 мая 2020 года . Проверено 29 декабря 2020 г. .
  35. ^ Наджибулла, Фарангис; Наврузшох, Зарангез (6 октября 2010 г.). «В Таджикистане исламские имена — новая мода» . Радио Свободная Европа Радио Свобода . Архивировано из оригинала 26 сентября 2011 года . Проверено 9 ноября 2015 г.
  36. ^ Триллинг, Дэвид (8 мая 2015 г.). «Таджикистан обсуждает запрет на арабские имена как часть подавления ислама» . Хранитель . Архивировано из оригинала 5 июля 2020 года . Проверено 17 декабря 2016 г.
  37. ^ Триллинг, Дэвид (5 мая 2015 г.). «Таджикистан рассматривает возможность запрета мусульманских имен» . EurasiaNet.org . Архивировано из оригинала 7 июля 2018 года . Проверено 9 ноября 2015 г.
  38. ^ Путц, Кэтрин (9 мая 2015 г.). «Таджикистан рассматривает вопрос о запрете арабских имен» . Дипломат . Архивировано из оригинала 7 сентября 2020 года . Проверено 12 февраля 2021 г.
  39. ^ Веб-деск (8 мая 2015 г.). «После бород и хиджабов Таджикистан хочет запретить имена, звучащие по-арабски» . «Экспресс Трибьюн» . Архивировано из оригинала 7 июля 2018 года . Проверено 9 ноября 2015 г.
  40. ^ Наджибулла, Фарангис; Гандж, Ганджинай; Холикзод, Мирзонаби (19 апреля 2015 г.). «Таджики взвешивают запрет на «плохие имена» » . Радио Свободная Европа Радио Свобода . Архивировано из оригинала 23 сентября 2016 года . Проверено 9 ноября 2015 г.
  41. ^ Оранж, Ричард (3 июня 2011 г.). «Президент Таджикистана предупреждает родителей об опасности «страшных имен» » . Телеграф . Алматы. Архивировано из оригинала 20 июля 2018 г. Проверено 4 апреля 2018 г.
  42. ^ Паннье, Брюс (9 ноября 2015 г.). «Охота на ведьм в Таджикистане» . Радио Свободная Европа Радио Свобода . Архивировано из оригинала 23 сентября 2016 г. Проверено 9 ноября 2015 г.
  43. ^ Таджикская служба РСЕ/РС (29 сентября 2015 г.). «Закрывшаяся Исламская партия Таджикистана названа террористической группировкой» . Rferl.org . Архивировано из оригинала 15 мая 2016 г. Проверено 20 января 2016 г.
  44. ^ «Таджикистан готов скатиться обратно к войне» . Архивировано из оригинала 12 августа 2020 г. Проверено 21 января 2016 г.
  45. ^ «Таджики раскритиковали приглашение в Иран запрещенного политика» . Архивировано из оригинала 5 марта 2016 г. Проверено 25 января 2016 г.
  46. ^ Наджибулла, Фарангис (1 декабря 2015 г.). «Поскольку Таджикистан ограничивает ислам, есть ли риск дестабилизации?» . Rferl.org . Архивировано из оригинала 23 сентября 2016 г. Проверено 20 января 2016 г.
  47. ^ Паращук, Иоанна (29 октября 2015 г.). «Репрессии в Таджикистане против ислама помогают вербовщикам ИГ » . Rferl.org . Архивировано из оригинала 23 сентября 2016 г. Проверено 20 января 2016 г.
  48. ^ «В Таджикистане бреют бороды 13 тысяч мужчин, чтобы покончить с радикализмом» . Аль-Джазира на английском языке. Архивировано из оригинала 03 августа 2020 г. Проверено 20 января 2016 г.
  49. ^ «Бородары и похитители шарфов Хатлона» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2016 г. Проверено 25 января 2016 г.
  50. ^ «Таджикистан борется с бородами ради «борьбы с радикализацией» » . Новости Би-би-си . 21 января 2016 г. Архивировано из оригинала 30 марта 2020 г. . Проверено 21 июня 2018 г.
  51. ^ «В 2015 году в Таджикистане сбрили бороды 13 тысяч мужчин. Вот почему» . 22 января 2016 г. Архивировано из оригинала 22 октября 2016 г. Проверено 25 января 2016 г. .
  52. ^ «Таджикистан движется к запрету арабских имен и браков между двоюродными братьями и сестрами» . Архивировано из оригинала 14 сентября 2016 г. Проверено 25 января 2016 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Карагианнис, Эммануэль (март 2006 г.). «Вызов радикального ислама в Таджикистане: Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Национальные документы . 34 (1): 1–20. дои : 10.1080/00905990500504806 . S2CID   128834688 .
  • Горшунова, Ольга, Таджикский шаманизм (Средняя Азия) , в шаманизме. Энциклопедия мировых верований, практик и культуры, том 1. Под редакцией Евы Джейн Нойманн Фридман и Марико Намба Вальтер. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, 2004. стр. 629–633.
  • Чопра, Р.М., «СУФИЗМ» (Происхождение, Рост, Затмение, Возрождение), 2016, Анурадха Пракашан, Нью-Дели, ISBN   978-93-85083-52-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: de7d0ccfe8ffe600f8d249e702722d26__1712671380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/de/26/de7d0ccfe8ffe600f8d249e702722d26.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Islam in Tajikistan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)