Ислам в Румынии
Ислам по странам |
---|
![]() |
![]() |
Исламу в Румынии следуют лишь 0,4 процента населения, но он имеет 700-летнюю традицию в Северной Добрудже , регионе на побережье Черного моря , который был частью Османской империи на протяжении почти пяти столетий (ок. 1420-1878). В современной Румынии большинство приверженцев ислама принадлежат к татарской и турецкой этническим общинам и исповедуют суннитское учение. Исламская религия является одним из 18 обрядов, удостоенных государственного признания .
Согласно традиции, ислам впервые утвердился на местном уровне вокруг суфийского лидера Сари Салтика в византийскую эпоху. Исламское присутствие в Северной Добрудже расширялось благодаря османскому надзору и последующей иммиграции, но с конца 19 века оно неуклонно сокращалось. В Валахии и Молдавии, двух Дунайских княжествах , эпоха османского сюзеренитета не сопровождалась ростом числа мусульман, присутствие которых там всегда было маргинальным. Группы исламских колонистов, также связанные с Османской империей, в других частях современной Румынии были переселены в результате экспансии Габсбургов или различных других политических изменений.
После того, как Северная Добруджа вошла в состав Румынии после русско-турецкой войны 1877–1878 годов , община сохранила свой самоопределяющийся статус. Ситуация изменилась во время коммунистического режима , когда румынские мусульмане подвергались определенному надзору со стороны государства, но группа снова эмансипировалась после румынской революции 1989 года. Ее интересы представляет муфтият ( Mufiyatul Cultului Musulman din România ), который был создан как воссоединение двух отдельных таких учреждений.
Демография и организация
[ редактировать ]
По переписи 2022 года 76 215 человек, примерно 0,4% от общей численности населения, указали, что их религией является ислам. [2] отмечая рост по сравнению с 2011 годом, когда 64 337 человек заявили о своей приверженности исламу. [3] Подавляющее большинство мусульман Румынии — сунниты, исповедующие ханафитскую школу. Этнически это в основном татары ( крымские татары и ряд ногайцев ), за ними следуют турки, а также цыгане-мусульмане (по одной оценке, до 15 000 человек), [4] албанцы (около 3000), [5] и группы иммигрантов с Ближнего Востока . Членов мусульманской общины цыганского меньшинства в просторечии называют « турецкими цыганами ». [4] Традиционно они менее религиозны, чем люди, принадлежащие к другим исламским общинам, а их культура сочетает исламские обычаи с социальными нормами цыган . [4]
Девяносто семь процентов румынских мусульман являются жителями двух округов, образующих Северную Добруджу: восемьдесят пять процентов проживают в округе Констанца и двенадцать процентов в округе Тулча . [6] Остальные в основном населяют городские центры, такие как Бухарест , Брэила , Кэлэрашь , Галац , Джурджу и Дробета-Турну-Северин . [7] В одном муниципалитете Добромир мусульманское большинство. [8]
Всего в Румынии целых восемьдесят мечетей . [5] или, согласно данным Министерства культуры и по делам религии Румынии , семьдесят семь. [7] Город Констанца с ее Большой мечетью Констанца и местом расположения муфтията является центром румынского ислама; Мангалия , недалеко от Констанцы, является местом монументальной мечети, построенной в 1575 году ( см. Мечеть Эсмахана Султана ). [5] [9] [10] Эти две мечети являются признанными государством историческими памятниками, как и мечети в Харшове , Амзаче , Бабадаге и Тулче , а также гробницы Бабадага двух широко почитаемых суфийских шейхов — предполагаемая могила дервиша Сари Салтика и гробница Гази Али Паши . [7] В Румынии также 108 исламских кладбищ. [7]
Общенациональное исламское сообщество внутри разделено на 50 местных групп мусульман, каждая из которых избирает свой руководящий комитет. [7] Члены обеспечивают финансирование религиозного учреждения, которое дополняется государственными пожертвованиями и субсидиями, а также помощью международных исламских организаций. [7]
Румынии В состав мусульманского духовенства входят имамы , имам-хатипы и муэдзины . [7] По состоянию на 2008 год Министерство культуры и по делам религии признает 35 имамов . [7] Муфтий Констанцы, который является главным представителем общины, избирается тайным голосованием из числа имамов . [7] Ему помогает синодальный орган « Сура Ислам» , который состоит из 23 членов и дает советы по вопросам управления и дисциплины. [7] Нынешний муфтий - Мурат Юсуф . [7]
История
[ редактировать ]Раннее присутствие
[ редактировать ]Первые значительные количества мусульман прибыли в Румынию вместе с печенегами и половцами . Около 1061 года, когда печенеги правили в Валахии и Молдавии, среди них, как и среди половцев, было мусульманское меньшинство. [9] Половцы последовали за печенегами в 1171 году. [9] тогда как венгерские короли расселили печенегов в Трансильвании и других частях своего королевства.
Мусульманское присутствие является традиционным в Добрудже и частично возникло еще до османского правления и создания соседних Дунайских княжеств . И печенеги, и половцы присутствовали в этом районе, где они, вероятно, основали ряд небольших общин. [11] Около 1260 года двум лидерам общины сельджуков Рума , свергнутому султану Кайкаусу II и мистическому Сари Салтику, было разрешено заселить этот регион во время правления Михаила VIII Палеолога , правителя Византийской империи . [7] [9] Кайкаус, прибывший в Добруджу вместе со своим братом и соправителем Кылыч Арсланом IV , [11] Сообщается, что за ним следили около 12 000 его подданных. [9] [11] Такие исследователи, как Франц Бабингер и Георге И. Брэтиану, поддерживают точку зрения, что Салтук и его последователи на самом деле были криптошиитскими алевитами , считала отступниками которых доминирующая суннитская группа центральной Анатолии и которые искали убежища от преследований. [11]
Точное местоположение их самого раннего поселения оспаривается: группа историков предполагает, что группе, вероятно, было поручено защищать византийскую границу на севере, и они поселились в месте, которое позже стало известно как Бабадаг, и вокруг него. [9] [11] в то время как другой сосредотачивает это присутствие на южной Добруджанской полосе земли, известной как Калиакра (ныне в Болгарии ). [11] Кроме того, различные историки утверждают, что эта миграция сельджуков внесла решающий вклад в этногенез гагаузского народа , в котором, по мнению некоторых из них, могли участвовать также половцы, печенеги, огузы и другие тюркские народы . [11] Гагаузы, немногие из которых выжили в Добрудже, составляют большинство восточно-православных , и этот факт объясняется процессом религиозного обращения из ислама. [11]
О присутствии татар особенно свидетельствуют работы берберского путешественника Ибн Баттуты , проезжавшего через этот район в 1334 году. [5] Во времена Ибн Баттуты этот регион считался самым западным владением татарской Золотой Орды , ханства с центром в Евразийской степи . [11] Археология обнаружила, что другая татарская группа, принадлежавшая Золотой Орде, пришла в Добруджу во время правления Ногайского хана и, вероятно, была тесно связана с современными ногайцами. [5] После наступления Тимура войска хана Актая , и здесь поселилось около 100 000 татар. в середине 14 века этот регион посетили [9]
До и после падения Золотой Орды Добруджанские мусульмане, как и крымские татары , были реципиентами ее культурного влияния, а используемым языком был кипчакский . [9] Расширение османского правления, произошедшее при султанах Баязиде I и Мехмеде I , [5] принесло влияние Османской Турции , [9] Добруджа была присоединена к бейлербейлику Румелии поскольку . [5]
Могила Сари Салтика, которая, как сообщается, впервые была возведена в качестве памятника султаном Баязидом, с тех пор остается главной святыней румынского ислама. [11] Храм, который был описан как кенотаф , является одним из многих мест, где шейх предположительно похоронен : подобной традиции придерживаются различные местные общины на Балканах , которые утверждают, что его могила находится в Калиакре, Бабаески , Благай , Эдирне , район Хас , Круя или Свети-Наум . [12] Другие источники утверждают, что Салтук был похоронен в анатолийском городе Изник . [13] в Бузэу , Валахия , или даже на юге, на средиземноморском острове Корфу , или на севере, на польском городе Гданьск . [12] Топоним Бабадаг (по-турецки «Гора старика», позже адаптированный на румынский как Бабадаг ) является вероятной отсылкой к Сари Салтику, а в добружанском мусульманском отчете, записанном летописцем Эвлией Челеби в конце 15 века, говорится, что это имя всплыло вскоре после этого. нападение христиан частично разрушило гробницу. [11]
Старейшее медресе Добруджи и Румынии в целом было создано в Бабадаге по приказу Баязида II (1484 г.); он был перенесен в Меджидию в 1903 году. [5] Начиная с того же периода, группы татар-мусульман и турок-огузов из Анатолии через различные промежутки времени переселялись в Добруджу; [5] в 1525 году значительная их группа, выходцы из портов Самсун и Синоп , двинулась в Бабадаг. [9] Баязид также попросил волжских татар переселиться в северную Добруджу. [5]
В позднесредневековой Валахии и Молдавии
[ редактировать ]
В двух Дунайских княжествах османский сюзеренитет в целом уменьшил влияние на местное население, а влияние ислама само по себе было значительно уменьшено. Валахия и Молдавия пользовались значительной степенью автономии, и их история была отмечена эпизодами восстаний и кратковременной независимости. После 1417 года, когда османское господство над Валахией впервые вступило в силу, города Турну и Джурджу были присоединены как казы , и это правило действовало до Адрианопольского договора 1829 года (статус был ненадолго распространен на Брэилу в 1542 году). [9]
три обращения в ряды действующих или бывших местных господарей В течение следующих столетий задокументированы : валашские князья Раду чел Фрумос (1462–1475) и Михня Турчитул (1577–1591) и молдавский принц Илие II Рареш (1546–1551). На другом конце социального спектра в Молдавии проживало значительное количество татарских рабов , которые разделяли этот статус со всеми местными цыганами ( см. «Рабство в Румынии »). Хотя цыганское рабство также существовало в Валахии, присутствие там татарских рабов не задокументировано и является лишь теоретическим. [14] Население, возможно, в основном состояло из ногайцев-мусульман из буджаков , попавших в плен в стычках, хотя, согласно одной из теорий, первыми из них могли быть половцы, захваченные задолго до первых османских и татарских вторжений. [14]
Вопрос присутствия мусульман на территории двух стран часто рассматривается в контексте отношений между османскими султанами и местными князьями. Румынская историография обычно утверждает, что последние двое были связаны двусторонними договорами с Портой . Одним из главных вопросов был вопрос о капитуляции (османский турецкий язык: ahdnâme ), которая предположительно была согласована между двумя государствами и Османской империей в какой-то момент в средние века. Такие документы не сохранились: современные румынские историки обнаружили, что капитуляции , которые применялись в 18 и 19 веках для защиты прав румын по отношению к османам и которые были подтверждены националистическими дискурсами в 20 веке, были подделками. [15] Традиционно османские документы, относящиеся к Валахии и Молдавии, представляли собой односторонние указы, изданные султаном. [15] В одной компромиссной версии, опубликованной в 1993 году, румынский историк Михай Максим утверждает, что, хотя это были односторонние действия, они рассматривались валашскими и молдавскими правителями как договоры. [16]
Положения, касающиеся мусульманско-христианских отношений, традиционно оценивались с учетом последующей политики. Согласно одной из известных интерпретаций, это означало бы, что османы считали княжества принадлежащими Дар аль-ахд («Обитель Завета»), статус, предоставленный им в обмен на материальную выгоду. [17] Поэтому Османская империя не содержала войска, гарнизоны и не строила военные объекты. [18] Вместо этого, как это случалось в нескольких случаях, османские султаны позволяли своим татарским подданным совершать набеги на Молдавию или Валахию в качестве средства наказания за инакомыслие местных князей. [19] Историк литературы Иоана Федоров отмечает, что отношения между двумя меньшими государствами и османским сюзереном основывались на наборе принципов и правил, которых придерживалась Османская империя, и указывает, что в начале 17 века эта система вызывала восхищение у арабов. -говорит христианский путешественник Павел Алеппский . [20]
17–19 века
[ редактировать ]
К 17 веку, согласно заметкам путешественника Эвлии Челеби , Добруджа также была домом для особой общины людей смешанного турецкого и валашского происхождения. [9] Кроме того, часть общины добруджанских ромов традиционно придерживается ислама; [4] [9] Считается, что оно возникло среди групп цыган, служивших в Османской армии в 16 веке. [4] и, вероятно, включал в себя различных этнических турок, которые не осели в городах или деревнях. [5] Наряду с Добруджей, частью современной Румынии, находящейся под прямым османским правлением в 1551–1718 годах, был Эялет Темешвара ( регион Банат на западе Румынии), который простирался до Арада (1551–1699) и Оради (1661–1699). . [9] Однако несколько тысяч мусульман, поселившихся там, были изгнаны в результате завоевания Габсбургов и поселились в Ада-Кале .
Также было подтверждено присутствие мусульман в двух Дунайских княжествах, в основном турецких торговцев. [21] [22] и небольшие общины цыган-мусульман . [22] Также засвидетельствовано, что во время более поздних правил фанариотов и частых русско-турецких войн османские войска размещались на территории Валахии. [23]
После Крымского ханства завоевания Российской империей (1783 г.) многие татары укрылись в Добрудже, особенно в окрестностях Меджидии. [5] [9] В то время крымские татары стали самой крупной общиной в регионе. [9] Ногайцы в Буджак начали прибывать по окончании русско-турецкой войны 1806–1812 годов , когда Буджак и Бессарабия отошли к России. [9] (они поселились в северном округе Тулча — Исакча и Бабадаг ). Хотин , некогда входивший в состав Молдавии, был местом рождения Алемдара Мустафы-паши , который был великим визирем Османской империи до 1808 года. Еще два великих визиря между 1821 и 1828 годами были выходцами из некогда молдавского города Бендеры : Бендерли Али-паша и Мехмед Селим-паша (по прозвищу Бендерли , что означает «из Бендер»).
В тот же период большие группы черкесов (около 200 000), беженцев от Кавказской войны , были переселены на Балканы, включая Северную Добруджу, османами (населенные пункты с большим черкесским населением в Северной Добрудже включали Исаччу, Славу Черчезу , Круча , Хория и Николае Бэлческу ). [5] [9] В 1860-х годах значительное количество ногайцев, также спасавшихся от российского завоевания, покинули свои дома на Кавказе и присоединились к исходу в Добруджу. [24] В состав других мусульманских общин, присоединившихся к колонизации, входили арабы (группа из 150 семей феллахов из Сирийской провинции , переселенных в 1831–1833 гг.), курды и персы — все эти три общины быстро интегрировались в татарско-турецкую общину. мейнстрим. [5]
Королевство Румыния
[ редактировать ]
Татары в уезде Тульча были изгнаны русскими войсками во время русско-турецкой войны 1877–1878 ( см. Мухаджир Балкан ). [25] Кроме того, после подписания Сан-Стефанского договора черкесы Добруджи и других регионов, освобожденных от османского владычества, были изгнаны, избегая любых контактов между добрруджанскими черкесами и румынскими властями. [26] После конфликта и Берлинского конгресса румынское правительство Иона Брэтиану согласилось распространить гражданские права на нехристиан. [25] был построен памятник в форме небольшой мечети Бухаресте в В 1923 году в парке Карол в знак примирения после Первой мировой войны. Небольшая тюркоязычная мусульманская община проживала на Ада Калех острове в Дунае , к югу от Баната. Османский анклав, а затем часть Австро-Венгрии , которая была передана Румынии в 1923 году.
В конце Второй Балканской войны в 1913 году в состав Королевства Румыния вошла Южная Добруджа , население которой составляло более 50% турков (регион был передан Болгарии в 1940 году). [25] По данным после Первой мировой войны , в Румынии проживало 200 000 мусульман из общего числа в 7 миллионов, большинство из которых составляли турки, проживавшие в двух районах Добруджи (около 178 000). [25] С 1877 года общиной руководили четыре отдельных муфтията. Их число сократилось в межвоенный период , когда в городах Констанца и Тулча располагался муфтият. [7] В 1943 году эти два учреждения снова были объединены вокруг муфия Констанцы. [7] За пределами Добруджи относительно небольшое присутствие албанских мусульман также оставило культурный отпечаток: в 1921 году первый перевод Корана на албанский язык был завершен Ило Митке Кафзези в валашском городе Плоешти . [5]
Сообщается, что до окончания Второй мировой войны религиозно консервативное и аполитичное мусульманское население в целом пользовалось заметной степенью религиозной толерантности. [27] Тем не менее, после 1910 года община постоянно приходила в упадок, и многие деревни с преимущественно мусульманским населением были заброшены. [5]
Коммунизм и послереволюционный период
[ редактировать ]
Мусульманская община Добруджан подвергалась культурным репрессиям во времена коммунистической Румынии . После 1948 года вся собственность исламских учреждений перешла в государственную собственность. [25] В следующем году государственная и светская система обязательного образования выделила специальные классы для татарских и турецких детей. [25] По словам Ирвина, это было частью попытки создать отдельный татарский литературный язык, призванный стать средством ассимиляции татарской общины. [28] Сообщаемое снижение стандартов привело к прекращению отдельной программы образования в 1957 году. [25] Как следствие, после 1959 года обучение на татарских диалектах и турецком языке было поэтапно ликвидировано и стало необязательным. [5] а медресе в Меджидии было закрыто в 1960-х годах. [5] [7] Население Ады-Кале переселилось в Анатолию незадолго до строительства в 1968 году плотины «Железные ворота» совместным югославско -румынским предприятием, в результате чего остров был затоплен. В то же время суфийские традиции не одобрялись коммунистическими чиновниками — в результате их политики суфийские группы стали почти полностью бездействующими. [29]
Однако, по словам историка Закари Т. Ирвина, степень репрессий и рассеяния мусульманской общины в Румынии была ниже, чем в других странах Восточной Европы , а меры были менее суровыми, чем, например, те, которые были приняты против румынских католиков. и протестанты . [30] Государство спонсировало издание Корана , а высшие священнослужители, такие как муфтий Якуб Мехмет и имам Бухареста Реджеп Сали , представляли общину в Великом национальном собрании в Николае Чаушеску . годы правления [31] В 1980-х годах делегация румынских мусульман посетила Иран после того, как в этой стране победила Исламская революция . [31] Они также присоединились к международным организациям, спонсируемым Ливией и Саудовской Аравией . [31] Эти жесты, по словам Ирвина, вызвали лишь несколько возражений со стороны режима. [31]
После румынской революции 1989 года татарский и турецкий языки снова были добавлены в учебную программу для членов соответствующих общин, а в 1993 году медресе Медгидия было вновь открыто как Теолого-педагогическая средняя школа имени президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка . [5] [7] Позже школа получила статус Национального колледжа и известна на румынском языке как Colegiul Național Kemal Atatürk . С 1990-х годов официальные представители мусульманской общины поддерживают тесные отношения с международными неправительственными организациями, такими как Всемирная мусульманская лига . [7] Также после падения коммунизма этнические румыны начали принимать ислам. По словам Мурата Юсуфа, их число исчисляется тысячами, и зачастую это женщины, вышедшие замуж за мужчин-мусульман. В 2014 году член этой общины основал мечеть Марьям . Его община, расположенная в Редиу , в Молдавской области, состоит из новообращенных. [32] [33] Около четырнадцати лет шли дискуссии о строительстве мечети в Бухаресте. В 2015 году премьер-министр Виктор Понта подписал соглашение, позволяющее правительству Турции продолжить работу. [34] Последний должен был выделить 3 млн евро на строительство, а румынское государство пожертвовало 11 000 м3. 2 земли возле Ромэкспо стоимостью 4 миллиона евро. Мечеть могла вместить 2000 человек, на территории располагались медресе и библиотека. [35] Проект вызвал споры: бывший президент Траян Бэсеску предупредил об «ускоренном процессе исламизации», а все основные кандидаты на пост мэра Бухареста выразили оппозицию или призвали к референдуму. [36] [35] План был отменен из-за нехватки средств в 2018 году. [37]
Статистика
[ редактировать ]Год [38] [39] | Население | Примечание |
---|---|---|
1930 | 185,486 | 1.03% |
1949 | 28,782 | 0.18% |
1956 | 34,798 | 0.2% |
1966 | 40,191 | 0.21% |
1977 | 46,791 | 0.22% |
1992 | 55,928 | 0.25% |
2002 | 67,257 | 0.31% |
2011 | 64,337 | 0.34% |
2022 | 76,215 | 0.4% |
Галерея
[ редактировать ]- Мечеть Гази Али-паши, Бабадаг (1609-1610 гг.)
- Османская башня с часами, Джурджу (1771 г.)
- Мечеть Абдул Медгида, Меджидия (1859-1865 гг.)
- Мечеть Азизие , Тулча (1863 г.)
- Мечеть Хунчиар , Констанца (1869 г.)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Религиозный состав по странам, 2010-2050 гг.» . Исследовательский центр Пью . 12 апреля 2015 года . Проверено 22 октября 2017 г.
- ^ «Постоянное население по возрастным группам, по округам и муниципалитетам, городам, коммунам на 1 декабря 2021 г.» (XLS). Национальный институт статистики .
- ^ Ирина Вайновски-Михай, «Румыния», в книге Йоргена Нильсена, Самима Акгонюла, Ахмета Алибашича, Эгдунаса Рациуса (ред.), Ежегодник мусульман в Европе , Brill Publishers , Лейден, 2014, стр.499. ISBN 978-90-04-27754-0
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ана Опришан, Джордж Григоре , «Цыгане-мусульмане в Румынии». Архивировано 12 апреля 2007 г. в Wayback Machine , в информационном бюллетене Международного института изучения ислама в современном мире (ISIM) 8, сентябрь 2001 г., стр.32. Проверено 2 июня 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Джордж Григоре , «Мусульмане в Румынии». Архивировано 26 сентября 2007 г. в Wayback Machine , в информационном бюллетене 3 Международного института изучения ислама в современном мире (ISIM), июль 1999 г., стр.34. Проверено 2 июня 2007 г.
- ^ (на румынском языке) Адина Шутеу, «Европа идет по канату между исламизацией и радикализацией». Архивировано 24 января 2008 г. в Wayback Machine , в Адевэруле , 24 января 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д (на румынском языке) Cultul musulman. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine , в культуры и религии Румынии Министерства Государственном секретариате по делам религии . Проверено 28 февраля 2008 г.
- ^ (на румынском языке) Кристиан Делча, Михай Войня, «Исламская деревня. Репортаж из единственного преимущественно мусульманского населенного пункта в Румынии» , в Адевэруле , 22 ноября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р (на румынском языке) Дэн Тома Дульчиу, «Мусульманское присутствие в румынском пространстве». Архивировано 24 мая 2007 г. в Wayback Machine , в Revista Sud-Est , 2002/2/48. Проверено 2 июня 2007 г.
- ^ Теде Каль , «Мусульманская община Румынии. Путь элиты к маргинализированному меньшинству», в Europa Regional , 3-4/2005, Лейпциг, стр.94-101.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к (на румынском языке) Константин Резакевич, «Гэгаузии» (часть I). Архивировано 26 января 2007 г. в Wayback Machine , в журнале Magazin Istoric , май 1997 г.
- ^ Перейти обратно: а б Александр Попович, «Смерти святых и чудесные гробницы», в книге Жиля Вайнштейна (ред.), Османы и смерть: постоянство и мутации , Brill Publishers , Лейден, Нью-Йорк и Кельн, 1996, стр.98-99. ISBN 90-04-10505-0
- ^ Гробница Сари Салтука. Архивировано 10 августа 2009 г. в Wayback Machine , в ArchNet . Проверено 29 февраля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Виорел Ахим, Цыгане в истории Румынии , Издательство Центрально-Европейского университета , Будапешт, 2004, стр.28. ISBN 963-9241-84-9
- ^ Перейти обратно: а б Буй, стр.79
- ^ Буй, стр.245
- ^ Федоров, с.302-304; Анжела Джиану, «Женщины, мода и европеизация: румынские княжества, 1750-1830», в книге Амила Бутурович, Ирвин Джемиль Шик, Женщины на Османских Балканах: гендер, культура и история , IB Tauris , Лондон и Нью-Йорк, 2007, стр. .202. ISBN 1-84511-505-8
- ^ Штефан Горовей, «Молдова в Доме мира, на краю источников первого века молдавско-османских отношений», в Ежегоднике Ксенопольского института истории и археологии нашей эры , XVII, 1980 г.
- ^ Feodorov, p.304
- ^ Feodorov, p.300-304
- ^ Feodorov, p.301-302
- ^ Перейти обратно: а б Константин К. Джуреску , История Бухареста. С древнейших времен до наших дней , Литературное издательство , Бухарест, 1966, стр.273.
- ^ Неагу Джувара , Между Востоком и Западом. Румынские страны в начале современной эпохи , Humanitas , Бухарест, 1995, стр. 283 (упоминание об османском гарнизоне, дислоцированном недалеко от Бухареста в 1802 году, который вмешался в город, чтобы восстановить порядок после широко распространенной паники по слухам о нападении Османа Пазвантоглу войска)
- ^ Джеймс С. Олсон , Этноисторический словарь Российской и Советской империй , издательская группа Greenwood , Вестпорт и Лондон, 1994, статья «Ногай», стр.514. ISBN 0-313-27497-5
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ирвин, стр.402
- ^ Тица, Диана (16 сентября 2018 г.). «Драматическая история черкесов из Добруджи» . История (на румынском языке).
- ^ Ирвин, стр.402, 404.
- ^ Ирвин, стр.407
- ↑ Натали Клейер, Александр Попович, «Новая эра суфийских тенденций на Балканах». Архивировано 26 сентября 2007 г. в Wayback Machine , в информационном бюллетене 3 Международного института изучения ислама в современном мире (ISIM), июль 1999 г., стр.32. Проверено 2 июня 2007 г.
- ^ Ирвин, стр.402-403.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ирвин, стр.403
- ^ «Мечеть в Редиу для румын, принявших ислам» . Румынская газета (на румынском языке). 28 июня 2014 г.
- ^ Ионеску, Синциана (15 января 2015 г.). «Румынин, принявший ислам, построил мечеть через дорогу от своего дома. «Она для всех мусульман» » . Правда (на румынском языке).
- ^ «Понта, о мечети в Бухаресте: я выполняю соглашение между румынским государством и турецким государством» . Медиафакс . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Как в Бухаресте можно было построить самую большую мечеть Европы. Спорное предложение кандидатов в мэры» . ПроТВ . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Реакция президента Турции на противодействие румын, не желающих мечети в Бухаресте» . Gandul.info (на румынском языке) . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Мусульманская ассоциация отказалась от проекта Великой мечети Бухареста» . Медиафакс . Проверено 20 июля 2018 г.
- ^ «Что перепись 2011 года говорит нам о религии?» (PDF) . Национальный институт статистики Румынии (на румынском языке) . Проверено 23 апреля 2014 г.
- ^ Кеттани, Хусейн (январь 2010 г.). «Мусульманское население мира: 1950–2020». Международный журнал экологических наук и развития : 20. CiteSeerX 10.1.1.180.3753 .
Ссылки
[ редактировать ]- Лучиан Бойя , История и миф в румынском сознании , Издательство Центрально-Европейского университета , Будапешт, 2001. ISBN 963-9116-96-3
- Иоана Федоров, «Османская власть в румынских княжествах по свидетельству арабского путешественника-христианина 17-го века», в книге Б. Михалак-Пикульска, А. Пикульски (ред.), Власть, конфиденциальность и общественный порядок в исламе: материалы 22-й Конгресс Европейского союза арабов и исламистов , Peeters Publishers, Левен, 2006, стр. 295-303. ISBN 90-429-1736-9
- Закари Т. Ирвин, «Судьба ислама на Балканах: сравнение политики четырех государств», в Педро Рамете (редактор), « Религия и национализм в советской и восточноевропейской политике» , Duke University Press , Дарем и Лондон, 1989, п. 378-407. ISBN 0-8223-0891-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- (на румынском и турецком языках) Муфтият Румынии
- Национальный колледж Кемаля Ататюрка в Меджидии , карта школы [ постоянная мертвая ссылка ] вход; организовано Министерством образования, исследований и молодежи Румынии.
- (на румынском языке) Исламская и культурная лига Румынии , неправительственная организация мусульманских студентов в Румынии.
- (на румынском языке) Мусульманская ассоциация Румынии , неправительственная организация румынских мусульман. Архивировано 3 мая 2009 г. в Wayback Machine.