Jump to content

Ислам в Румынии

Ислам в Европе
в процентах от населения страны [1]
  90–100%
  70–90%
  50–70%
  30–50%
  10–20%
  5–10%
  4–5%
  2–4%
  1–2%
  < 1%

Исламу в Румынии следуют лишь 0,4 процента населения, но он имеет 700-летнюю традицию в Северной Добрудже , регионе на побережье Черного моря , который был частью Османской империи на протяжении почти пяти столетий (ок. 1420-1878). В современной Румынии большинство приверженцев ислама принадлежат к татарской и турецкой этническим общинам и исповедуют суннитское учение. Исламская религия является одним из 18 обрядов, удостоенных государственного признания .

Согласно традиции, ислам впервые утвердился на местном уровне вокруг суфийского лидера Сари Салтика в византийскую эпоху. Исламское присутствие в Северной Добрудже расширялось благодаря османскому надзору и последующей иммиграции, но с конца 19 века оно неуклонно сокращалось. В Валахии и Молдавии, двух Дунайских княжествах , эпоха османского сюзеренитета не сопровождалась ростом числа мусульман, присутствие которых там всегда было маргинальным. Группы исламских колонистов, также связанные с Османской империей, в других частях современной Румынии были переселены в результате экспансии Габсбургов или различных других политических изменений.

После того, как Северная Добруджа вошла в состав Румынии после русско-турецкой войны 1877–1878 годов , община сохранила свой самоопределяющийся статус. Ситуация изменилась во время коммунистического режима , когда румынские мусульмане подвергались определенному надзору со стороны государства, но группа снова эмансипировалась после румынской революции 1989 года. Ее интересы представляет муфтият ( Mufiyatul Cultului Musulman din România ), который был создан как воссоединение двух отдельных таких учреждений.

Демография и организация

[ редактировать ]
Процент мусульман по населению, 2002 г.

По переписи 2022 года 76 215 человек, примерно 0,4% от общей численности населения, указали, что их религией является ислам. [2] отмечая рост по сравнению с 2011 годом, когда 64 337 человек заявили о своей приверженности исламу. [3] Подавляющее большинство мусульман Румынии — сунниты, исповедующие ханафитскую школу. Этнически это в основном татары ( крымские татары и ряд ногайцев ), за ними следуют турки, а также цыгане-мусульмане (по одной оценке, до 15 000 человек), [4] албанцы (около 3000), [5] и группы иммигрантов с Ближнего Востока . Членов мусульманской общины цыганского меньшинства в просторечии называют « турецкими цыганами ». [4] Традиционно они менее религиозны, чем люди, принадлежащие к другим исламским общинам, а их культура сочетает исламские обычаи с социальными нормами цыган . [4]

Девяносто семь процентов румынских мусульман являются жителями двух округов, образующих Северную Добруджу: восемьдесят пять процентов проживают в округе Констанца и двенадцать процентов в округе Тулча . [6] Остальные в основном населяют городские центры, такие как Бухарест , Брэила , Кэлэрашь , Галац , Джурджу и Дробета-Турну-Северин . [7] В одном муниципалитете Добромир мусульманское большинство. [8]

Всего в Румынии целых восемьдесят мечетей . [5] или, согласно данным Министерства культуры и по делам религии Румынии , семьдесят семь. [7] Город Констанца с ее Большой мечетью Констанца и местом расположения муфтията является центром румынского ислама; Мангалия , недалеко от Констанцы, является местом монументальной мечети, построенной в 1575 году ( см. Мечеть Эсмахана Султана ). [5] [9] [10] Эти две мечети являются признанными государством историческими памятниками, как и мечети в Харшове , Амзаче , Бабадаге и Тулче , а также гробницы Бабадага двух широко почитаемых суфийских шейхов — предполагаемая могила дервиша Сари Салтика и гробница Гази Али Паши . [7] В Румынии также 108 исламских кладбищ. [7]

Общенациональное исламское сообщество внутри разделено на 50 местных групп мусульман, каждая из которых избирает свой руководящий комитет. [7] Члены обеспечивают финансирование религиозного учреждения, которое дополняется государственными пожертвованиями и субсидиями, а также помощью международных исламских организаций. [7]

Румынии В состав мусульманского духовенства входят имамы , имам-хатипы и муэдзины . [7] По состоянию на 2008 год Министерство культуры и по делам религии признает 35 имамов . [7] Муфтий Констанцы, который является главным представителем общины, избирается тайным голосованием из числа имамов . [7] Ему помогает синодальный орган « Сура Ислам» , который состоит из 23 членов и дает советы по вопросам управления и дисциплины. [7] Нынешний муфтий - Мурат Юсуф . [7]

Раннее присутствие

[ редактировать ]

Первые значительные количества мусульман прибыли в Румынию вместе с печенегами и половцами . Около 1061 года, когда печенеги правили в Валахии и Молдавии, среди них, как и среди половцев, было мусульманское меньшинство. [9] Половцы последовали за печенегами в 1171 году. [9] тогда как венгерские короли расселили печенегов в Трансильвании и других частях своего королевства.

Мусульманское присутствие является традиционным в Добрудже и частично возникло еще до османского правления и создания соседних Дунайских княжеств . И печенеги, и половцы присутствовали в этом районе, где они, вероятно, основали ряд небольших общин. [11] Около 1260 года двум лидерам общины сельджуков Рума , свергнутому султану Кайкаусу II и мистическому Сари Салтику, было разрешено заселить этот регион во время правления Михаила VIII Палеолога , правителя Византийской империи . [7] [9] Кайкаус, прибывший в Добруджу вместе со своим братом и соправителем Кылыч Арсланом IV , [11] Сообщается, что за ним следили около 12 000 его подданных. [9] [11] Такие исследователи, как Франц Бабингер и Георге И. Брэтиану, поддерживают точку зрения, что Салтук и его последователи на самом деле были криптошиитскими алевитами , считала отступниками которых доминирующая суннитская группа центральной Анатолии и которые искали убежища от преследований. [11]

Точное местоположение их самого раннего поселения оспаривается: группа историков предполагает, что группе, вероятно, было поручено защищать византийскую границу на севере, и они поселились в месте, которое позже стало известно как Бабадаг, и вокруг него. [9] [11] в то время как другой сосредотачивает это присутствие на южной Добруджанской полосе земли, известной как Калиакра (ныне в Болгарии ). [11] Кроме того, различные историки утверждают, что эта миграция сельджуков внесла решающий вклад в этногенез гагаузского народа , в котором, по мнению некоторых из них, могли участвовать также половцы, печенеги, огузы и другие тюркские народы . [11] Гагаузы, немногие из которых выжили в Добрудже, составляют большинство восточно-православных , и этот факт объясняется процессом религиозного обращения из ислама. [11]

О присутствии татар особенно свидетельствуют работы берберского путешественника Ибн Баттуты , проезжавшего через этот район в 1334 году. [5] Во времена Ибн Баттуты этот регион считался самым западным владением татарской Золотой Орды , ханства с центром в Евразийской степи . [11] Археология обнаружила, что другая татарская группа, принадлежавшая Золотой Орде, пришла в Добруджу во время правления Ногайского хана и, вероятно, была тесно связана с современными ногайцами. [5] После наступления Тимура войска хана Актая , и здесь поселилось около 100 000 татар. в середине 14 века этот регион посетили [9]

До и после падения Золотой Орды Добруджанские мусульмане, как и крымские татары , были реципиентами ее культурного влияния, а используемым языком был кипчакский . [9] Расширение османского правления, произошедшее при султанах Баязиде I и Мехмеде I , [5] принесло влияние Османской Турции , [9] Добруджа была присоединена к бейлербейлику Румелии поскольку . [5]

Могила Сари Салтика, которая, как сообщается, впервые была возведена в качестве памятника султаном Баязидом, с тех пор остается главной святыней румынского ислама. [11] Храм, который был описан как кенотаф , является одним из многих мест, где шейх предположительно похоронен : подобной традиции придерживаются различные местные общины на Балканах , которые утверждают, что его могила находится в Калиакре, Бабаески , Благай , Эдирне , район Хас , Круя или Свети-Наум . [12] Другие источники утверждают, что Салтук был похоронен в анатолийском городе Изник . [13] в Бузэу , Валахия , или даже на юге, на средиземноморском острове Корфу , или на севере, на польском городе Гданьск . [12] Топоним Бабадаг (по-турецки «Гора старика», позже адаптированный на румынский как Бабадаг ) является вероятной отсылкой к Сари Салтику, а в добружанском мусульманском отчете, записанном летописцем Эвлией Челеби в конце 15 века, говорится, что это имя всплыло вскоре после этого. нападение христиан частично разрушило гробницу. [11]

Старейшее медресе Добруджи и Румынии в целом было создано в Бабадаге по приказу Баязида II (1484 г.); он был перенесен в Меджидию в 1903 году. [5] Начиная с того же периода, группы татар-мусульман и турок-огузов из Анатолии через различные промежутки времени переселялись в Добруджу; [5] в 1525 году значительная их группа, выходцы из портов Самсун и Синоп , двинулась в Бабадаг. [9] Баязид также попросил волжских татар переселиться в северную Добруджу. [5]

В позднесредневековой Валахии и Молдавии

[ редактировать ]
Мечеть Эсмахан Султан в Мангалии с османской архитектурой .

В двух Дунайских княжествах османский сюзеренитет в целом уменьшил влияние на местное население, а влияние ислама само по себе было значительно уменьшено. Валахия и Молдавия пользовались значительной степенью автономии, и их история была отмечена эпизодами восстаний и кратковременной независимости. После 1417 года, когда османское господство над Валахией впервые вступило в силу, города Турну и Джурджу были присоединены как казы , и это правило действовало до Адрианопольского договора 1829 года (статус был ненадолго распространен на Брэилу в 1542 году). [9]

три обращения в ряды действующих или бывших местных господарей В течение следующих столетий задокументированы : валашские князья Раду чел Фрумос (1462–1475) и Михня Турчитул (1577–1591) и молдавский принц Илие II Рареш (1546–1551). На другом конце социального спектра в Молдавии проживало значительное количество татарских рабов , которые разделяли этот статус со всеми местными цыганами ( см. «Рабство в Румынии »). Хотя цыганское рабство также существовало в Валахии, присутствие там татарских рабов не задокументировано и является лишь теоретическим. [14] Население, возможно, в основном состояло из ногайцев-мусульман из буджаков , попавших в плен в стычках, хотя, согласно одной из теорий, первыми из них могли быть половцы, захваченные задолго до первых османских и татарских вторжений. [14]

Вопрос присутствия мусульман на территории двух стран часто рассматривается в контексте отношений между османскими султанами и местными князьями. Румынская историография обычно утверждает, что последние двое были связаны двусторонними договорами с Портой . Одним из главных вопросов был вопрос о капитуляции (османский турецкий язык: ahdnâme ), которая предположительно была согласована между двумя государствами и Османской империей в какой-то момент в средние века. Такие документы не сохранились: современные румынские историки обнаружили, что капитуляции , которые применялись в 18 и 19 веках для защиты прав румын по отношению к османам и которые были подтверждены националистическими дискурсами в 20 веке, были подделками. [15] Традиционно османские документы, относящиеся к Валахии и Молдавии, представляли собой односторонние указы, изданные султаном. [15] В одной компромиссной версии, опубликованной в 1993 году, румынский историк Михай Максим утверждает, что, хотя это были односторонние действия, они рассматривались валашскими и молдавскими правителями как договоры. [16]

Положения, касающиеся мусульманско-христианских отношений, традиционно оценивались с учетом последующей политики. Согласно одной из известных интерпретаций, это означало бы, что османы считали княжества принадлежащими Дар аль-ахд («Обитель Завета»), статус, предоставленный им в обмен на материальную выгоду. [17] Поэтому Османская империя не содержала войска, гарнизоны и не строила военные объекты. [18] Вместо этого, как это случалось в нескольких случаях, османские султаны позволяли своим татарским подданным совершать набеги на Молдавию или Валахию в качестве средства наказания за инакомыслие местных князей. [19] Историк литературы Иоана Федоров отмечает, что отношения между двумя меньшими государствами и османским сюзереном основывались на наборе принципов и правил, которых придерживалась Османская империя, и указывает, что в начале 17 века эта система вызывала восхищение у арабов. -говорит христианский путешественник Павел Алеппский . [20]

17–19 века

[ редактировать ]
Мечети в Тимишоаре , 1656 г.

К 17 веку, согласно заметкам путешественника Эвлии Челеби , Добруджа также была домом для особой общины людей смешанного турецкого и валашского происхождения. [9] Кроме того, часть общины добруджанских ромов традиционно придерживается ислама; [4] [9] Считается, что оно возникло среди групп цыган, служивших в Османской армии в 16 веке. [4] и, вероятно, включал в себя различных этнических турок, которые не осели в городах или деревнях. [5] Наряду с Добруджей, частью современной Румынии, находящейся под прямым османским правлением в 1551–1718 годах, был Эялет Темешвара ( регион Банат на западе Румынии), который простирался до Арада (1551–1699) и Оради (1661–1699). . [9] Однако несколько тысяч мусульман, поселившихся там, были изгнаны в результате завоевания Габсбургов и поселились в Ада-Кале .

Также было подтверждено присутствие мусульман в двух Дунайских княжествах, в основном турецких торговцев. [21] [22] и небольшие общины цыган-мусульман . [22] Также засвидетельствовано, что во время более поздних правил фанариотов и частых русско-турецких войн османские войска размещались на территории Валахии. [23]

После Крымского ханства завоевания Российской империей (1783 г.) многие татары укрылись в Добрудже, особенно в окрестностях Меджидии. [5] [9] В то время крымские татары стали самой крупной общиной в регионе. [9] Ногайцы в Буджак начали прибывать по окончании русско-турецкой войны 1806–1812 годов , когда Буджак и Бессарабия отошли к России. [9] (они поселились в северном округе Тулча — Исакча и Бабадаг ). Хотин , некогда входивший в состав Молдавии, был местом рождения Алемдара Мустафы-паши , который был великим визирем Османской империи до 1808 года. Еще два великих визиря между 1821 и 1828 годами были выходцами из некогда молдавского города Бендеры : Бендерли Али-паша и Мехмед Селим-паша (по прозвищу Бендерли , что означает «из Бендер»).

В тот же период большие группы черкесов (около 200 000), беженцев от Кавказской войны , были переселены на Балканы, включая Северную Добруджу, османами (населенные пункты с большим черкесским населением в Северной Добрудже включали Исаччу, Славу Черчезу , Круча , Хория и Николае Бэлческу ). [5] [9] В 1860-х годах значительное количество ногайцев, также спасавшихся от российского завоевания, покинули свои дома на Кавказе и присоединились к исходу в Добруджу. [24] В состав других мусульманских общин, присоединившихся к колонизации, входили арабы (группа из 150 семей феллахов из Сирийской провинции , переселенных в 1831–1833 гг.), курды и персы — все эти три общины быстро интегрировались в татарско-турецкую общину. мейнстрим. [5]

Королевство Румыния

[ редактировать ]
Татары (желтые) и турки (темно-фиолетовые) в Северной Добрудже (1903 г.)

Татары в уезде Тульча были изгнаны русскими войсками во время русско-турецкой войны 1877–1878 ( см. Мухаджир Балкан ). [25] Кроме того, после подписания Сан-Стефанского договора черкесы Добруджи и других регионов, освобожденных от османского владычества, были изгнаны, избегая любых контактов между добрруджанскими черкесами и румынскими властями. [26] После конфликта и Берлинского конгресса румынское правительство Иона Брэтиану согласилось распространить гражданские права на нехристиан. [25] был построен памятник в форме небольшой мечети Бухаресте в В 1923 году в парке Карол в знак примирения после Первой мировой войны. Небольшая тюркоязычная мусульманская община проживала на Ада Калех острове в Дунае , к югу от Баната. Османский анклав, а затем часть Австро-Венгрии , которая была передана Румынии в 1923 году.

В конце Второй Балканской войны в 1913 году в состав Королевства Румыния вошла Южная Добруджа , население которой составляло более 50% турков (регион был передан Болгарии в 1940 году). [25] По данным после Первой мировой войны , в Румынии проживало 200 000 мусульман из общего числа в 7 миллионов, большинство из которых составляли турки, проживавшие в двух районах Добруджи (около 178 000). [25] С 1877 года общиной руководили четыре отдельных муфтията. Их число сократилось в межвоенный период , когда в городах Констанца и Тулча располагался муфтият. [7] В 1943 году эти два учреждения снова были объединены вокруг муфия Констанцы. [7] За пределами Добруджи относительно небольшое присутствие албанских мусульман также оставило культурный отпечаток: в 1921 году первый перевод Корана на албанский язык был завершен Ило Митке Кафзези в валашском городе Плоешти . [5]

Сообщается, что до окончания Второй мировой войны религиозно консервативное и аполитичное мусульманское население в целом пользовалось заметной степенью религиозной толерантности. [27] Тем не менее, после 1910 года община постоянно приходила в упадок, и многие деревни с преимущественно мусульманским населением были заброшены. [5]

Коммунизм и послереволюционный период

[ редактировать ]
Купол Большой мечети Констанцы , увенчанный исламским полумесяцем.

Мусульманская община Добруджан подвергалась культурным репрессиям во времена коммунистической Румынии . После 1948 года вся собственность исламских учреждений перешла в государственную собственность. [25] В следующем году государственная и светская система обязательного образования выделила специальные классы для татарских и турецких детей. [25] По словам Ирвина, это было частью попытки создать отдельный татарский литературный язык, призванный стать средством ассимиляции татарской общины. [28] Сообщаемое снижение стандартов привело к прекращению отдельной программы образования в 1957 году. [25] Как следствие, после 1959 года обучение на татарских диалектах и ​​турецком языке было поэтапно ликвидировано и стало необязательным. [5] а медресе в Меджидии было закрыто в 1960-х годах. [5] [7] Население Ады-Кале переселилось в Анатолию незадолго до строительства в 1968 году плотины «Железные ворота» совместным югославско -румынским предприятием, в результате чего остров был затоплен. В то же время суфийские традиции не одобрялись коммунистическими чиновниками — в результате их политики суфийские группы стали почти полностью бездействующими. [29]

Однако, по словам историка Закари Т. Ирвина, степень репрессий и рассеяния мусульманской общины в Румынии была ниже, чем в других странах Восточной Европы , а меры были менее суровыми, чем, например, те, которые были приняты против румынских католиков. и протестанты . [30] Государство спонсировало издание Корана , а высшие священнослужители, такие как муфтий Якуб Мехмет и имам Бухареста Реджеп Сали , представляли общину в Великом национальном собрании в Николае Чаушеску . годы правления [31] В 1980-х годах делегация румынских мусульман посетила Иран после того, как в этой стране победила Исламская революция . [31] Они также присоединились к международным организациям, спонсируемым Ливией и Саудовской Аравией . [31] Эти жесты, по словам Ирвина, вызвали лишь несколько возражений со стороны режима. [31]

После румынской революции 1989 года татарский и турецкий языки снова были добавлены в учебную программу для членов соответствующих общин, а в 1993 году медресе Медгидия было вновь открыто как Теолого-педагогическая средняя школа имени президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка . [5] [7] Позже школа получила статус Национального колледжа и известна на румынском языке как Colegiul Național Kemal Atatürk . С 1990-х годов официальные представители мусульманской общины поддерживают тесные отношения с международными неправительственными организациями, такими как Всемирная мусульманская лига . [7] Также после падения коммунизма этнические румыны начали принимать ислам. По словам Мурата Юсуфа, их число исчисляется тысячами, и зачастую это женщины, вышедшие замуж за мужчин-мусульман. В 2014 году член этой общины основал мечеть Марьям . Его община, расположенная в Редиу , в Молдавской области, состоит из новообращенных. [32] [33] Около четырнадцати лет шли дискуссии о строительстве мечети в Бухаресте. В 2015 году премьер-министр Виктор Понта подписал соглашение, позволяющее правительству Турции продолжить работу. [34] Последний должен был выделить 3 млн евро на строительство, а румынское государство пожертвовало 11 000 м3. 2 земли возле Ромэкспо стоимостью 4 миллиона евро. Мечеть могла вместить 2000 человек, на территории располагались медресе и библиотека. [35] Проект вызвал споры: бывший президент Траян Бэсеску предупредил об «ускоренном процессе исламизации», а все основные кандидаты на пост мэра Бухареста выразили оппозицию или призвали к референдуму. [36] [35] План был отменен из-за нехватки средств в 2018 году. [37]

Статистика

[ редактировать ]
Год [38] [39] Население Примечание
1930 185,486 1.03%
1949 28,782 0.18%
1956 34,798 0.2%
1966 40,191 0.21%
1977 46,791 0.22%
1992 55,928 0.25%
2002 67,257 0.31%
2011 64,337 0.34%
2022 76,215 0.4%

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Религиозный состав по странам, 2010-2050 гг.» . Исследовательский центр Пью . 12 апреля 2015 года . Проверено 22 октября 2017 г.
  2. ^ «Постоянное население по возрастным группам, по округам и муниципалитетам, городам, коммунам на 1 декабря 2021 г.» (XLS). Национальный институт статистики .
  3. ^ Ирина Вайновски-Михай, «Румыния», в книге Йоргена Нильсена, Самима Акгонюла, Ахмета Алибашича, Эгдунаса Рациуса (ред.), Ежегодник мусульман в Европе , Brill Publishers , Лейден, 2014, стр.499. ISBN   978-90-04-27754-0
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Ана Опришан, Джордж Григоре , «Цыгане-мусульмане в Румынии». Архивировано 12 апреля 2007 г. в Wayback Machine , в информационном бюллетене Международного института изучения ислама в современном мире (ISIM) 8, сентябрь 2001 г., стр.32. Проверено 2 июня 2007 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Джордж Григоре , «Мусульмане в Румынии». Архивировано 26 сентября 2007 г. в Wayback Machine , в информационном бюллетене 3 Международного института изучения ислама в современном мире (ISIM), июль 1999 г., стр.34. Проверено 2 июня 2007 г.
  6. ^ (на румынском языке) Адина Шутеу, «Европа идет по канату между исламизацией и радикализацией». Архивировано 24 января 2008 г. в Wayback Machine , в Адевэруле , 24 января 2008 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д (на румынском языке) Cultul musulman. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine , в культуры и религии Румынии Министерства Государственном секретариате по делам религии . Проверено 28 февраля 2008 г.
  8. ^ (на румынском языке) Кристиан Делча, Михай Войня, «Исламская деревня. Репортаж из единственного преимущественно мусульманского населенного пункта в Румынии» , в Адевэруле , 22 ноября 2015 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р (на румынском языке) Дэн Тома Дульчиу, «Мусульманское присутствие в румынском пространстве». Архивировано 24 мая 2007 г. в Wayback Machine , в Revista Sud-Est , 2002/2/48. Проверено 2 июня 2007 г.
  10. ^ Теде Каль , «Мусульманская община Румынии. Путь элиты к маргинализированному меньшинству», в Europa Regional , 3-4/2005, Лейпциг, стр.94-101.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к (на румынском языке) Константин Резакевич, «Гэгаузии» (часть I). Архивировано 26 января 2007 г. в Wayback Machine , в журнале Magazin Istoric , май 1997 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б Александр Попович, «Смерти святых и чудесные гробницы», в книге Жиля Вайнштейна (ред.), Османы и смерть: постоянство и мутации , Brill Publishers , Лейден, Нью-Йорк и Кельн, 1996, стр.98-99. ISBN   90-04-10505-0
  13. ^ Гробница Сари Салтука. Архивировано 10 августа 2009 г. в Wayback Machine , в ArchNet . Проверено 29 февраля 2008 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б Виорел Ахим, Цыгане в истории Румынии , Издательство Центрально-Европейского университета , Будапешт, 2004, стр.28. ISBN   963-9241-84-9
  15. ^ Перейти обратно: а б Буй, стр.79
  16. ^ Буй, стр.245
  17. ^ Федоров, с.302-304; Анжела Джиану, «Женщины, мода и европеизация: румынские княжества, 1750-1830», в книге Амила Бутурович, Ирвин Джемиль Шик, Женщины на Османских Балканах: гендер, культура и история , IB Tauris , Лондон и Нью-Йорк, 2007, стр. .202. ISBN   1-84511-505-8
  18. ^ Штефан Горовей, «Молдова в Доме мира, на краю источников первого века молдавско-османских отношений», в Ежегоднике Ксенопольского института истории и археологии нашей эры , XVII, 1980 г.
  19. ^ Feodorov, p.304
  20. ^ Feodorov, p.300-304
  21. ^ Feodorov, p.301-302
  22. ^ Перейти обратно: а б Константин К. Джуреску , История Бухареста. С древнейших времен до наших дней , Литературное издательство , Бухарест, 1966, стр.273.
  23. ^ Неагу Джувара , Между Востоком и Западом. Румынские страны в начале современной эпохи , Humanitas , Бухарест, 1995, стр. 283 (упоминание об османском гарнизоне, дислоцированном недалеко от Бухареста в 1802 году, который вмешался в город, чтобы восстановить порядок после широко распространенной паники по слухам о нападении Османа Пазвантоглу войска)
  24. ^ Джеймс С. Олсон , Этноисторический словарь Российской и Советской империй , издательская группа Greenwood , Вестпорт и Лондон, 1994, статья «Ногай», стр.514. ISBN   0-313-27497-5
  25. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ирвин, стр.402
  26. ^ Тица, Диана (16 сентября 2018 г.). «Драматическая история черкесов из Добруджи» . История (на румынском языке).
  27. ^ Ирвин, стр.402, 404.
  28. ^ Ирвин, стр.407
  29. Натали Клейер, Александр Попович, «Новая эра суфийских тенденций на Балканах». Архивировано 26 сентября 2007 г. в Wayback Machine , в информационном бюллетене 3 Международного института изучения ислама в современном мире (ISIM), июль 1999 г., стр.32. Проверено 2 июня 2007 г.
  30. ^ Ирвин, стр.402-403.
  31. ^ Перейти обратно: а б с д Ирвин, стр.403
  32. ^ «Мечеть в Редиу для румын, принявших ислам» . Румынская газета (на румынском языке). 28 июня 2014 г.
  33. ^ Ионеску, Синциана (15 января 2015 г.). «Румынин, принявший ислам, построил мечеть через дорогу от своего дома. «Она для всех мусульман» » . Правда (на румынском языке).
  34. ^ «Понта, о мечети в Бухаресте: я выполняю соглашение между румынским государством и турецким государством» . Медиафакс . Проверено 30 марта 2016 г.
  35. ^ Перейти обратно: а б «Как в Бухаресте можно было построить самую большую мечеть Европы. Спорное предложение кандидатов в мэры» . ПроТВ . Проверено 30 марта 2016 г.
  36. ^ «Реакция президента Турции на противодействие румын, не желающих мечети в Бухаресте» . Gandul.info (на румынском языке) . Проверено 30 марта 2016 г.
  37. ^ «Мусульманская ассоциация отказалась от проекта Великой мечети Бухареста» . Медиафакс . Проверено 20 июля 2018 г.
  38. ^ «Что перепись 2011 года говорит нам о религии?» (PDF) . Национальный институт статистики Румынии (на румынском языке) . Проверено 23 апреля 2014 г.
  39. ^ Кеттани, Хусейн (январь 2010 г.). «Мусульманское население мира: 1950–2020». Международный журнал экологических наук и развития : 20. CiteSeerX   10.1.1.180.3753 .
  • Лучиан Бойя , История и миф в румынском сознании , Издательство Центрально-Европейского университета , Будапешт, 2001. ISBN   963-9116-96-3
  • Иоана Федоров, «Османская власть в румынских княжествах по свидетельству арабского путешественника-христианина 17-го века», в книге Б. Михалак-Пикульска, А. Пикульски (ред.), Власть, конфиденциальность и общественный порядок в исламе: материалы 22-й Конгресс Европейского союза арабов и исламистов , Peeters Publishers, Левен, 2006, стр. 295-303. ISBN   90-429-1736-9
  • Закари Т. Ирвин, «Судьба ислама на Балканах: сравнение политики четырех государств», в Педро Рамете (редактор), « Религия и национализм в советской и восточноевропейской политике» , Duke University Press , Дарем и Лондон, 1989, п. 378-407. ISBN   0-8223-0891-6
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0bbb1f4c249e216fc3d419cf0b3d30ec__1719712980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0b/ec/0bbb1f4c249e216fc3d419cf0b3d30ec.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Islam in Romania - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)