инохентизм

Инохентизм (иногда переводится как иннокентизм или инохентистская церковь ; румынский : инохентизм ; русский : иннокентьевцы, иннокентевцы ) — милленаристская и харизматическая христианская секта, отколовшаяся от основного восточного православия в начале 20 века. Церковь была впервые основана в Российской империи , а позже действовала как в Советском Союзе , так и в Румынии . Его основателем был румынский монах Иоанн Левизор , известный под монашеским именем Иноченце .
Инохентисты, которых восточно-православные конфессии считают еретиками, традиционно организовывались в подпольную церковь и когда-то процветали в некоторых частях Бессарабии . Иноченце и его последователи были ошибочно выделены за их предполагаемую проповедь свободной любви и других спорных принципов, но движению удалось пережить преследования со стороны России и заслужить преданных последователей, особенно среди румын . После смерти своего лидера оно пришло в упадок, а во время Второй мировой войны подверглось массовой депортации в Приднестровье . Ослабленная советской властью с ее антирелигиозными кампаниями и депортациями из ГУЛАГа , она выживает в небольших общинах на территории Бессарабии – в Румынии, на Украине и в Республике Молдова .
История
[ редактировать ]Начало
[ редактировать ]Корни инохентизма связаны с русским правлением в Бессарабии ( Бессарабская губерния ), когда Русская Православная Церковь была распространена и официальна. Согласно инохентистской традиции, Косэуца 19-летний Иоан Левизор, уроженец , был послан своим отцом отнести некоторые бумаги старосте соседнего села Йорница (сейчас оба села находятся в Молдове). Когда он проходил мимо часовни на месте древнего монастыря, он, как утверждается, услышал голоса, говорящие: «Иоан! Время пришло! Поторопитесь!» три раза и три дня спустя, проходя мимо того же места, он увидел Богородицу , и это явление убедило его стать русским православным монахом в соседнем монастыре Добруша . [ 1 ]
Левизор провел в монастыре три года, где выступал в роли юродивого , притворяясь сумасшедшим, чтобы подтолкнуть остальных к духовному пробуждению . Согласно его житию, другие монахи не любили его, и Левизор страдал от этого, находя утешение в сверхъестественных посещениях Святой Матери. Несмотря на его непопулярность среди монахов, его настоятель архимандрит Порфирий вручил ему ключи от монастыря, и с этой должности он помогал нуждающимся, в том числе раздавал монастырское имущество монахиням близлежащего женского монастыря. [ 2 ] В 1897 году Левизор покинул монастырь и странствовал по Российской империи, переходя из монастыря в монастырь, в конце концов вернувшись в бессарабский монастырь Ноул Нямц , основанный румынскими православными монахами из Нямца . [ 3 ] году новый епископ Кишинева Яков В 1899 стал более открытым к использованию румынского языка в религиозном контексте. Это позволило создать молдавский в Балте (ныне Украина) монастырь, посвященный Феодосию Левицкому , священнику, известному своей благотворительной деятельностью. Именно здесь Левизор принял монашеское имя Иноченце. [ 4 ]
С одобрения Священного Синода в 1909 году Иноченцы перенесли останки Феодосии с кладбища в церковь монастыря. Согласно житиям, произошло чудо: « фарисеи », мучившие Феодосия при его жизни, оказались не в состоянии добраться до гробницы основателя, и только Иноченец смог туда добраться, из-за чего епископу пришлось рукоположить его в сан священник (простой дьякон, как гласит история, не имел бы соответствующих полномочий для выполнения этой задачи). Иноченце использовал свои ораторские способности для пропаганды культа Феодосии. [ 4 ]
Руководство Иноченции
[ редактировать ]
Иноченце, «Небесный император», начал строительство « Нового Иерусалима » в Балте. [ 5 ] и к 1911 году стал известен как чудотворец . [ 6 ] [ 7 ] Последовавшим за этим явлением стало массовое религиозное движение крестьян из разных частей Бессарабии, а также из Подолья и Херсона ; Ученый Чарльз Апсон Кларк описывает Балту Иноченца как «молдавский Лурдес ». [ 6 ] Новообращенные считали Иноченце олицетворением Святого Духа . [ 8 ]
Иеромонаха сначала воодушевляло его монашеское начальство, но российское императорское правительство было встревожено политическими последствиями и распространением неортодоксальной практики, в том числе глоссолалии . Чиновники привлекли психиатров для расследования «балтского психоза»; в их сообщениях говорилось, что инохентизм был либо следствием плохого питания и необразованности (В. С. Яковенко), либо просто шарлатанством его лидеров (А. Д. Коцовский). [ 9 ] Когда большие толпы бессарабских румын (молдаван), собравшихся вокруг монастыря Иноченца, были признаны угрозой, в феврале-марте 1912 года он был переведен в монастырь к северу от Санкт-Петербурга в Мурманске , Олонецкой губернии . [ 10 ]
Община Балты продолжала процветать даже в отсутствие своего лидера, и в декабре 1912 года, в ответ на письмо Иноченца, [ 11 ] сотни бессарабских крестьян продали свое имущество, чтобы переехать к нему в Мурманск. [ 6 ] 5 февраля 1913 года местный настоятель архимандрит Меркурий призвал власти удалить Иноченца и его учеников из монастыря. Через несколько дней российская армия арестовала Иноченца, которого отправили в тюрьму в Петрозаводске , а его сторонников отправили домой в военном конвое . [ 11 ]
23 августа 1913 года Священный Синод осудил Иноченца, которого признал ответственным за «распространение демонических и нервных болезней и даже смертей среди людей». Он оставался в тюрьме, пока не раскаялся; 26 ноября 1914 г. он был освобожден под надзор местного епископа. [ 11 ] Он продолжал проповедовать, но в мае 1915 года был сослан в Соловецкий монастырь , на Белом море , где жил в скиту на отдаленном Анзерском острове . [ 6 ] [ 11 ] Как сообщается, группа сохранила мифическую версию этих событий, предполагающую, что основатель церкви умер мученической смертью: «В 1914 году русские подожгли Новый Иерусалим, и Иноченце подверглось самым ужасающим пыткам и истязаниям. Ибо 40 дней его заковывали в терновый венец и заставляли сидеть обнаженным на битом стекле. У святого вырывали плоскогубцами волосы и ногти и в течение семи дней протыкали копьем его левое ребро. Святой Пророк выдержал все эти мучения, его похоронили в земле, оставив над землей только голову, и еще 33 дня кормили его ядом. На сороковой день пыток и мученичества солнце померкло. и святой вознесся на небо». [ 5 ]
Советский захват и выживание Бессарабии
[ редактировать ]Однако Иноченце был освобожден после Февральской революции 1917 года и вернулся в Балту, воссоединив движение, которое было разделено раскольнической борьбой во время его отсутствия. [ 11 ] Вместе с несколькими сотнями последователей, в основном женщин и румыноязычных , он основал коммуну в Ананьевском районе. Коммуна (названная Рай или Райу , «рай»), как сообщается, была спроектирована бессарабским немцем и разделена на три улицы. Он занимал около 45 гектаров и включал виноградник, фруктовый сад и сад, глубокий пруд, используемый для крещения, деревянную церковь на 600 человек, общежитие и внутреннюю цитадель с башней. [ 12 ] Также был представлен сложный подземный комплекс галерей: из него Иноченце каждый вечер «поднимался на небеса». В этих каменных «пещерах» также располагались отдельные комнаты или молитвенные кельи, и они предположительно были самой привлекательной частью религиозного комплекса. [ 13 ] Иноченце умерла всего несколько месяцев спустя, ближе к концу 1917 года. [ 11 ]
Источники подтверждают, что примерно в 1918 году коммуна находилась под опекой Симеона Левизора (брата Иноченца), которому помогали в этой задаче другие « апостолы » Якоб Дубэсарский и Иван Косэуцкий . [ 14 ] 14 сентября 1920 года монастырь был насильственно закрыт большевиками , а семья Иноченца и лидеры инохентистов были либо убиты, либо арестованы и преданы суду в Одессе . [ 15 ] Заведение Рай продолжало функционировать и в 1920-е годы, когда Ананьев был включен в состав Молдавской АССР . Новая советская администрация попыталась превратить его в колхоз. [ 7 ] под названием «От тьмы к свету». [ 8 ] Однако в 1930 году советская антирелигиозная газета «Безбожник» объявила, что инохентизм искоренен из Советской Молдавии, отметив, что секта все еще действовала в румынской Бессарабии . [ 8 ] Согласно одному румынскому отчету середины 1920-х годов, инохентисты даже обращали в свою веру на западе и юге, среди крестьян из « Старого царства ». [ 16 ] К 1940-м годам общее количество румынских инохентистов составляло 2000 человек. [ 17 ] Выжившие инохентистские секции в советских странах пострадали во время Великой чистки : все инохентистские монахини, все еще жившие в Рае, были казнены НКВД . [ 18 ]
На румынских территориях это движение стало предметом возобновления внимания средств массовой информации и политики, хотя оно вступило в конфликт с преобладающей Румынской православной церковью . Новые хранители инохентистских доктрин, которых Кларк назвал «шарлатанами», [ 6 ] были самопровозглашенными патриархами , считавшимися воплощениями Святого Духа или Второго пришествия Христа . [ 19 ] Правительство восприняло это движение как «вредное» для румынского общества и противоречащее общественному порядку, поэтому в 1925 году инохентистская церковь была официально запрещена. [ 20 ] В 1926 году румынские власти арестовали лидера церкви, который пытался основать новую общину в Будешти . [ 6 ]
Румынские государственные репрессии
[ редактировать ]В середине 1930 года уцелевшие филиалы были исследованы властями, которые взяли с собой полевых репортеров ежедневной газеты Диминяца . Полученные отчеты были собраны и проанализированы румынским ученым и расистом Хенриком Санилевичем , который сосредоточил внимание на своих утверждениях о сексуальной распущенности инохентистов. [ 21 ] В то время прихожане прибегали к проведению мессы в пещерах, лесах и катакомбах Бессарабии ; с 1928 года церковью руководили 35-летний Некулай Барбэ Рожи («Рыжая Борода»), бывший жандарм округа Четатя -Албэ , и два « евнуха » (Ион Антиминиук, Иван Стругарин). [ 19 ]
Сменявшие друг друга румынские правительства продолжали издавать антисектантские директивы, направленные против церкви. Один из таких актов, принятый в 1937 году кабинетом Георгия Тэтэреску , запретил деятельность инохентистов, которых он объединил со старостильными православными , пятидесятниками , назарянами , Церковью Божией апостольской веры , Свидетелями Иеговы и библейскими обществами . [ 22 ] Официальная христианская пропаганда предостерегала румын избегать проповедников-диссидентов, лишенных «благочестивого дара проповеди закона Божьего», будь то инохентисты, « тюдориты » или адвентисты . [ 23 ] Интерес к деятельности последователей Иноченции поддерживал румынский писатель Сабин Великан в его романе 1939 года Pământ nou («Новая земля»); он выдумывает предполагаемые сексуальные практики движения. [ 24 ]
Инохентисты Бессарабии плохо себя чувствовали во время Второй мировой войны. В 1941 году регион перешел из рук в руки между советской администрацией и союзной нацистам Румынией. Восстановление региона благодаря участию Румынии в операции «Барбаросса» приветствовалось румынскими интеллектуалами. В специальном выпуске официального литературного журнала Revista Fundațiilor Regale православный богослов Гала Галактион отдала дань уважения «движению Балта» как румынскому мистическому феномену, поставив под сомнение утверждения о еретических позициях инохентистов. [ 25 ]
Однако летом 1942 года румынский диктатор Ион Антонеску отдал приказ о практически всех отказников от военной службы по убеждениям, депортации в концентрационные лагеря в Приднестровье принадлежащих к инохентистской церкви , вместе с бессарабскими евреями и кочевым цыганами . [ 26 ] В годы правления Антонеску власти Румынской православной церкви также получили помощь в создании специальной миссии в Приднестровье, которая была нацелена на местные инохентистские и баптистские общины. [ 27 ] Некоторые баптисты и свидетели Иеговы вместе с инохентистами были депортированы из других регионов в места интернирования в Приднестровье. [ 28 ] На суде 1946 года Антонеску признал некоторые из этих мер: «Многие румыны, к сожалению, присоединились к этим сектам, чтобы избежать войны [...]. Какова была духовная основа этих сект? Чтобы не брать в руки оружие и не сражаться. Поэтому, когда мы их призвали, они отказались взять в руки оружие. Произошло всеобщее восстание, и я ввел закон о смертной казни . И мне удалось избавиться от этих сект. .Наиболее непокорных я схватил и депортировал». [ 29 ]
ГУЛАГ и позднее возрождение
[ редактировать ]
После того как Бессарабия вновь вошла в состав Советского Союза как Молдавская ССР , инохентисты собрали свои ряды и основали новый центр в городе Бельцы . [ 30 ] Советские власти обвинили их в саботаже государственного плана сельскохозяйственных поставок и сопротивлении коллективизации сельского хозяйства путем удержания зерна у властей. Однако это было общей чертой молдавских крестьян всех вероисповеданий. [ 8 ] В меморандуме от 17 октября 1946 года заместитель министра госбезопасности Молдавской ССР Б. Козаченко сообщал, что практически в каждом селе четырех районов Бессарабии (Бельць, Сорока , Орхей и Кишинев ) имеется по группе инохентистов. и что их священники были одними из «самых реакционных и отсталых». [ 11 ] Результатом этого меморандума стали репрессии против инохентистов, которые начались всего через несколько месяцев. В январе 1947 года десять лидеров иноченистов были приговорены к срокам от шести до десяти лет « исправительно-трудовых лагерей ». [ 31 ]
6 апреля 1949 года началась операция «Юг» как массовая депортация в Сибирь людей (и их семей), подозреваемых в антисоветских настроениях . В их число входило 35 000 человек, не только зажиточные крестьяне и бывшие помещики, но и члены сект, считавшихся незаконными, в том числе инохентисты. Два года спустя, 3 марта 1951 года, началась еще одна волна депортаций — операция «Север» , в ходе которой также были депортированы все члены Свидетелей Иеговы. Депортированным разрешили вернуться домой только после того, как советский лидер Иосиф Сталин умер и Никита Хрущев произнес свою знаменитую речь о десталинизации 1956 года. Согласно отчету 1957 года, 150 инохентистов вернулись в Молдавскую ССР. [ 31 ]
В апреле и мае 1957 года была арестована еще одна группа лидеров инохентистов. Главная местная газета «Советская Молдавия » опубликовала нападки на иноченистов, о них был снят негативный пропагандистский фильм. Преследования усилились во время хрущевской кампании религиозных преследований , продолжавшейся с 1959 по 1964 год. К концу кампании были закрыты 20 нелегальных церквей и все монастыри, которые поддерживали движение с самого начала, все они находились в Молдавская ССР. [ 31 ] Внутренние докладные записки советской администрации показывают, что кампания была относительно успешной: в 1960 году в отчете говорилось, что число иноченистов упало с 2000 до всего лишь 250. Тем не менее, их религиозная группа выжила, и советские власти продолжали публиковать брошюры даже в 1980-е годы. . В 1987 году сообщалось, что община инохентистов все еще существует возле руин монастыря Иноченце в Балте, Украинская ССР . [ 32 ] Тем временем место, где Иноченце начал свою миссию, было превращено в спортзал. [ 33 ]
Внутри Румынии, которая с 1948 по 1989 год находилась под коммунистическим правительством , инохентисты продолжали подвергаться явному запрету наряду со Свидетелями Иеговы, исследователями Библии и другими группами, перечисленными в запретах 1930-х годов. Основным законом было постановление правительства № 243, принятое в сентябре 1948 года. Его результатом стал циркуляр Министерства внутренних дел , в котором перечисленные инохентисты и другие православные отколовшиеся группы были включены в число меньших угроз по сравнению с новыми религиями иностранного происхождения и уточнялись. первого: «Эти запрещенные религиозные объединения активно пропагандируют анархические идеи, которые наносят ущерб общественному мнению и безопасности государства. Все те, кто подозревается в принадлежности к этим сектам, должны содержаться под постоянным наблюдением и выслеживаться во всех их предприятия, и, как только они будут сертифицированы, они должны быть отправлены в суд». [ 34 ]
Хотя инохентизм не входил в число тех движений, которые могли искать помощи за границей и поэтому числились как особо опасные, румынские чиновники даже предполагали, что инохентисты шпионили в пользу США. [ 35 ] Расхождения были отмечены исследователем Николае Ионицэ, который обнаружил, что доморощенные секты, включая инохентизм, гораздо больше подвергались преследованиям, чем международные церкви. [ 36 ]
Возрождение инохентизма происходило в течение двух десятилетий после распада Советского Союза . В конце 1990-х годов пожилая группа инохентистов все еще проживала в Балте, «Новом Иерусалиме», как представлял себе Иноченце. [ 33 ] Украины Еще одно присутствие было замечено в других частях Одесской области . Эта история была освещена в 2010 году газетой «Сегодня» , которая привела случаи инохентистов, ожидавших Второго пришествия, построенного в новом подземном монастыре, и открыто потребовала признать Иноченце святым Русской Православной Церкви (которая до сих пор относится к ним как к святым). еретическая секта). [ 30 ] Однако большинство приверженцев — жители Румынии или Республики Молдова — несколько тысяч, в основном потомки новообращенных 1920-х годов. [ 30 ]
Убеждения
[ редактировать ]Личность
[ редактировать ]Различные внешние свидетели описывали инохентизм как обращенный только к невежественным и суеверным массам. Доктор В.С. Яковенко описывал ее сторонников как страдающих от «злоупотребления спиртными напитками и плохого питания», «духовной тьмы» и «низкого уровня интеллектуального и морального развития», утверждая, что этому вырождению способствовала антимолдавская политика в области образования в Бессарабская губерния , до 1917 года. [ 6 ] Яковенко добавляет: «В своем невежестве [инохентисты] очень доверчивы и принимают за Евангелие все, что слышат, и особенно то, что приходит к ним из церкви и на их родном языке». [ 6 ] Подобную точку зрения позже высказал бессарабский историк Николае Поповский, который упомянул некоторые положительные аспекты движения, а также объяснил его успех слаборазвитостью Бессарабии. [ 37 ] Однако, по мнению румынского богослова Лауренциу Д. Тэнасе, идеологический источник инохентизма следует искать в феномене Раскола 17-го века , который расколол русское православие и имел ряд разветвлений в Румынии. Тэнасе перечисляет инохентизм вместе с липованским православием , духоборцами , молоканами , скопцами , поповцами и безпоповцами . [ 38 ]
Инохентисты были монархистами: в частности, они поддерживали династию Романовых даже после русской революции и присоединения Бессарабии к Румынии, полагая, что Михаил Фёдорович , основатель династии, действительно был архангелом Михаилом ; культ Михаила был слит ими с культом Романовых. [ 8 ] В 1940-х годах один проповедник по имени Иван Георгица (Ион Георгицэ) якобы распространял слухи о том, что Николай II в России еще жив и что он скоро снова придет к власти. Другой инцидент произошел в 1945 или 1946 году. Один член секты по имени Романенко предположительно выдавал себя за царевича Алексея , а другой - за великую княгиню Анастасию в императорских одеждах, когда члены секты падали перед ними на колени и целовали им руки. и ноги. [ 8 ]
Как это ни парадоксально, инохентизм имел наибольшее влияние среди румыноязычных крестьян, как отмечал Поповский: «Даже в тех случаях, когда деревня была населена румынами и иностранцами [...], только румыны придерживались инохентизма. В этих бессарабских уездах были население было инонационального, инохентизм не нашел приверженцев». [ 16 ] Замена славянских проповедей народными речами дала движению импульс и стала частью его культуры. [ 4 ] [ 6 ] Этнограф Дорин Лозовану оценил, что инохентизм сам по себе был массовой формой румынской культурной эмансипации, предлагая место для румынскоязычных людей на юго-западе России и советских землях. Лозовану взял интервью у старых инохентистов в Балте, которые говорили на молдавском диалекте и отказывались подавать заявление на получение украинского гражданства. [ 33 ]
Спорные убеждения
[ редактировать ]Милленаризм (или апокалиптизм ) является одним из наиболее известных аспектов инохентистского учения: как отметил в 1926 году Николае Поповский, Иноченцы проповедовали грядущее пришествие Антихриста . В 1912 году, находясь в Муроме , иеромонах якобы заявил, что конец света наступит 12 апреля 1913 года, требуя запрета браков и восхваляя свободную любовь . [ 39 ] В Балте Левизор якобы держал нескольких любовниц, танцевал с обнаженными девственницами и изобрел ритуал возмазывания мира на гениталии учениц. [ 40 ]
Помимо спонтанных танцев, встречи инохентистов включали прямое откровение и глоссолалию . [ 41 ] В Балте паломники неудержимо дрожали, трясли конечностями, стонали, икали, били себя и говорили на языках. Иногда это происходило даже после того, как они вернулись домой и даже распространялись на других. Многие считали, что это знамения, посланные Богом, чтобы их невинные страдания искупили остальной грешный мир и подготовили мир к Царству Божию . Тех, кого они коснулись, называли « мучениками » и считали, что они обладают сверхъестественными способностями, такими как ясновидение и способность предсказывать будущее . [ 9 ] Говорят, что обращение к унижению возникло во время одного из выступлений Иноченце, когда анонимный верующий намеренно повредил себе череп - основатель церкви назвал почерневший синяк знаком того, что вот-вот появится «Новый человек» с цветной кожей. в мире. [ 42 ]
Эти привычки, наряду с подозрениями в том, что Иноченце был художником уверенности , обострили конфликт между инохентистами и Православной церковью: различные православные миссионеры и ученые выступили с резкими предупреждениями против догмы Иноченце. [ 42 ] Некоторые серьезные опасения по поводу инохентистских учений были высказаны румынской прессой примерно в 1930 году. Диминяца подробно говорил об одобрении движением умерщвления и выборочной кастрации , христианского коммунизма , нудизма , священной проституции , группового секса и злоупотребления алкоголем. [ 43 ] Газета также сообщает, что повышение Барбэ Рошие в сан Патриарха было основано на его утверждении о том, что еще в 1928 году его посетил призрак Иноченце. [ 44 ] Инохентисты проводили специальные молитвенные собрания, во время которых поклонялись фотографии Иноченца, веря, что они переживут чудесные посещения Святого Духа. [ 45 ]
Саниелевич, который доверял этим сообщениям, отметил сходство между инохентистами и более ранними сектантскими движениями в России, как их описал писатель Дмитрий Мережковский ; Развивая свою собственную глобальную теорию, Саниелевич пришел к выводу, что все подобные явления возникли в подпольной « семитской » и « дионисийской » культуре. [ 46 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Клэй, стр. 251–252.
- ^ Клей, с. 252.
- ^ Клей, с. 253.
- ^ Jump up to: а б с Клей, с. 254.
- ^ Jump up to: а б Санелевичи, стр. 105.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Чарльз Апсон Кларк , Бессарабия. Россия и Румыния на Черном море : Глава XI, «Русификация Церкви» , Вашингтонского университета . Электронный текстовый архив
- ^ Jump up to: а б Чарльз Кинг , Молдаване: Румыния, Россия и культурная политика , Hoover Institution Press , Стэнфорд, 2000, стр. 74–75. ISBN 0-8179-9792-X
- ^ Jump up to: а б с д и ж Уолтер Коларц , Религия в Советском Союзе , St. Martin's Press , Нью-Йорк, 1961, стр. 365–367.
- ^ Jump up to: а б Клэй, стр. 254–256.
- ^ Клей, с. 258.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Клей, с. 259.
- ^ Саниелевич, стр. 108–111.
- ^ Саниелевич, стр. 109–110.
- ^ Саниелевич, стр. 110.
- ^ Клэй, стр.259
- ^ Jump up to: а б Санелевичи, стр. 112.
- ^ Удалить, с. 187; Джон, с. 293.
- ^ (на румынском языке) Николае Дабижа , «Бессарабские Катыни» , в литературе и искусстве , No. 24/2010, стр. 1.
- ^ Jump up to: а б Санелевичи, с. 101–105.
- ^ Тэнасе, стр. 35.
- ^ Саниелевич, стр. 90, 100–115.
- ^ (на румынском языке) «Запрет сект и религиозных объединений» , в Веститорул , №. 17–18/1937, стр. 165 (оцифровано университета Бабеш-Бойяи Онлайн-библиотекой Трансильванского ).
- ^ Пр. П. М., «Притча о талантах», в Grănicerul. Ежемесячное издание по воспитанию солдата-пограничника , март 1935 г., стр. 37.
- ^ Джордж Кэлинеску , История румынской литературы от ее истоков до наших дней , Издательство Минерва , Бухарест, 1986, стр. 928, 1027.
- ↑ Гала-концерт Галакция , «Бессарабские монастыри», в журнале Royal Foundations , No. 8–9/1941, с.
- ^ Делетант, с. 187; Иоанид, стр. 198–199, 293; Майкл Манн , Темная сторона демократии. Объяснение этнической чистки , Издательство Кембриджского университета , Кембридж и др., 2006, стр. 305, 316. ISBN 978-0-521-53854-1
- ^ Пол А. Шапиро, «Вера, убийство, воскресение. Железная гвардия и Румынская православная церковь», Кевин П. Спайсер, Антисемитизм, христианская двойственность и Холокост , Indiana University Press , Блумингтон, 2007, стр. 159. ISBN 0-253-34873-0
- ^ Иоаннид, стр. 198–199, 293.
- ^ Удалить, с. 73.
- ^ Jump up to: а б с (на румынском языке) «Таинственные последователи еретика иеромонаха Иночентие» , в румынском интернет-издании Liberă , 22 мая 2010 г.; получено 15 августа 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Клей, с. 260.
- ^ Клей, с. 261.
- ^ Jump up to: а б с (на румынском языке) Дорин Лозовану, «Балта – город, где румыны никогда не здоровались по -русски» , в румынском журнале ( ASTRA ), № 1. 3/1998.
- ^ (на румынском языке) Николае Видение, «1948. Трагедия церквей в Румынии. Законодательство» , в цифровой библиотеке Memoria ; получено 15 августа 2011 г.
- ^ (на румынском языке) Уильям Тоток , «Епископ, Гитлер и безопасность (I)» , в Observator Culture , No. 252-253, декабрь 2004 г.
- ^ (на румынском языке) Николае Ионицэ, «Свидетели Иеговы» в архивах румынской службы безопасности - проблема терпимости к культовой деятельности», в CNSAS Notebooks , No. 2/2008 , стр. 201.
- ^ Саниелевич, стр. 106, 112.
- ^ Тэнасе, стр. 37.
- ^ Саниелевич, стр. 106.
- ^ Саниелевич, стр. 106–108.
- ^ Клэй, стр. 107-1. 254–256; Саниелевич, с. 108.
- ^ Jump up to: а б Санелевичи, стр. 107.
- ^ Саниелевич, стр. 101–115.
- ^ Саниелевич, стр. 104–105.
- ^ Клей, с. 251.
- ^ Санилевичи, здесь и там .
Ссылки
[ редактировать ]- Дж. Юджин Клэй, «Апокалиптика на российском приграничье: Иноченти Левизор и его молдавские последователи», в журнале «Религия, государство и общество» , том 26, выпуск 3–4, 1998, стр. 251–263.
- Деннис Делетант , Забытый союзник Гитлера: Ион Антонеску и его режим, Румыния, 1940–1944 , Пэлгрейв Макмиллан , Лондон, 2006. ISBN 1-4039-9341-6
- Раду Иоаннид , Румыния и Шоа , Maison des Sciences de l'homme , Париж, 2002. ISBN 2-7351-0921-6
- Хенрик Саниелевич , «Пережитки дионисийских мистерий среди еретиков Бессарабии», в Viaa Românească , No. 11–12/1930, стр. 84–122.
- Лаурентиу Д. Тэнасе, Религиозный плюрализм и общество в Румынии , Питер Ланг , Берн, 2008. ISBN 978-3-03911-521-1
- История Бессарабии
- Восточное православие в Румынии
- История христианства в Румынии
- Восточное православие в Молдове
- Восточное православие в Украине
- Восточное православие в Советском Союзе
- Христианские новые религиозные движения
- Христианский социализм
- Христианские конфессии, основанные в 20 веке.
- Христианские организации, основанные в 1908 году.
- Заведения 1908 года в Российской Империи
- Румыния во Второй мировой войне
- Холокост в Приднестровье
- Вынужденная миграция в Советском Союзе
- Политические репрессии в Советском Союзе