Михаил (архангел)
Майкл | |
---|---|
Архангел, Князь (Повелитель) Небесного Воинства | |
Почитается в | иудаизм Все христианские конфессии, почитающие святых ислам Вера Бахаи |
Главный храм | Мон-Сен-Мишель , Святилище Святого Архангела Михаила. |
Праздник |
|
Атрибуты | знамя, весы , взвешивание душ, меч, убийство сатаны или дракона |
Покровительство | Защитник еврейского народа, [1] Хранитель католической церкви, [2] Ватикан, [3] [4] Франция, Германия, [5] Нормандия , Киев , умирающие люди, бедные души , [6] банкиры , бакалейщики , полицейские , военнослужащие |
Майкл , [Примечания 1] также называемый Святым Михаилом Архангелом , Архангелом Михаилом и Святым Михаилом Таксиархом. [7] [ мертвая ссылка ] Архангел иудаизме в христианстве , исламе , и бахаи вере . Самые ранние сохранившиеся упоминания о его имени встречаются в еврейских произведениях третьего и второго веков до нашей эры, часто, но не всегда апокалиптических, где он является главой ангелов и архангелов , а также князем-хранителем Израиля и отвечает за забота об Израиле . [8] [9] [10] [11] Христианство сохранило почти все еврейские традиции, касающиеся его. [12] и он прямо упоминается в Откровении 12 :7–12: [13] где он сражается с сатаной , [14] и в Послании Иуды , где автор обличает еретиков, противопоставляя их Михаилу. [15]
иудаизм
[ редактировать ]Книга Еноха [10] перечисляет его как одного из семи архангелов (остальные имена — Уриил , Рагуил , Рафаил , Сариил , Гавриил и Ремиил ), которые в Книге Товита «стоят наготове и входят пред славой Господней». [11] Тот факт, что представлен Михаил, подразумевает знание о нем и других названных ангелах. [10] [16] Он снова упоминается в последних главах Книги Даниила , еврейского апокалипсиса, написанного во втором веке до нашей эры, хотя действие происходит в шестом веке, в котором человек, одетый в льняное полотно (так и не идентифицированный, но, вероятно, архангел Гавриил ) говорит Даниилу, что он и «Майкл, твой принц» участвует в битве с « принцем Персии », после чего в конце времен «восстанет Михаил, великий принц, защищающий твой народ». [17] [18]
Енох сыграл важную роль в установлении выдающегося места Михаила среди ангелов или архангелов, а в более поздних еврейских произведениях он считается их главой, посредником в Торе (законе Бога) и стоящим по правую руку от ангелов. престол Божий. [8] В традициях кумранской общины он защищает или возглавляет народ Божий в эсхатологической (т. е. последней) битве. [19] А в других писаниях он отвечает за заботу об Израиле (и он может быть «подобным сыну человеческому», упомянутому в Даниила 7:13–14) и командующему небесными армиями; он защитник Израиля, оспаривающий притязания сатаны на тело Моисея; он ходатайствует между Богом и человечеством и служит Первосвященником в небесном святилище; и он сопровождает души умерших праведников в Рай. [9]
Новый Завет
[ редактировать ]Семь архангелов (или четыре – традиции различаются, но всегда включают Михаила) ассоциировались с ветвями меноры , священного семисвечника в Храме, как семь духов перед престолом Божьим, и это отражено в Книге. Откровения 4:5 («От престола исходили молнии и раскаты и раскаты грома, и пред престолом горели семь светильников огненных, которые суть семь духов Божиих» – ESV). [20] Михаил прямо упоминается в Откровении 12:7-12, где он сражается с сатаной и изгоняет его с небес, чтобы он больше не имел доступа к Богу в качестве обвинителя (его формальная роль в Ветхом Завете). [14] Падение сатаны при пришествии Иисуса знаменует собой отделение Нового Завета от иудаизма. [21] В Луки 22:31 Иисус говорит Петру, что сатана попросил у Бога разрешения «просеять» учеников с целью обвинить их, но обвинению противостоит Иисус, который, таким образом, берет на себя роль ангелов, и особенно Михаил, в иудаизме. [22]
Имя Михаила во второй раз упоминается в Послании Иуды , страстном призыве верующих во Христа сражаться с ересью. [23] В стихах 9–10 автор обличает еретиков, противопоставляя их архангелу Михаилу, который, споря с сатаной из-за тела Моисея, «не дерзнул вынести приговор «клеветы», но сказал: «Накажет вас Господь! ' [24]
Коран и другие мусульманские традиции
[ редактировать ]В мусульманских произведениях Михаила обычно называют Микаилом, но в одном случае, когда он упоминается в Коране, его называют Микалем. [25] Единственное упоминание в Коране встречается в QS 2:98, когда евреи Медины потребовали от Мухаммеда назвать им имя ангела, от которого он получил свои откровения; когда он сказал им, что это был Гавриил, иудеи сказали, что Гавриил был их врагом, и что откровения исходили от Михаила. [26] В хадисах (изречениях о Пророке, собранных его последователями) Мухаммед упоминает Гавриила и Михаила как двух ангелов, которые показали ему рай и ад, и в первые годы ислама мусульмане повторяли имена обоих в обязательных ежедневных молитвах. (салат). [27] Место Михаила и некоторых других архангелов четко не указано в основных источниках, а среди обычных мусульман сведения о них черпаются из неисламских источников, особенно еврейских. [27]
Более поздние традиции
[ редактировать ]иудаизм
[ редактировать ]Согласно раввинской традиции , Михаил выступал в роли защитника Израиля и иногда ему приходилось сражаться с князьями других народов (Даниил 10:13), в частности с ангелом Самаэлем , обвинителем Израиля. Их вражда началась с того момента, когда Самаэль был сброшен с небес и попытался утащить Михаила с собой, что потребовало вмешательства Бога. [28] [29]
Идея о том, что Михаил был защитником евреев, стала настолько распространенной, что, несмотря на раввинский запрет на обращение к ангелам как к посредникам между Богом и его народом, он занял место в еврейской литургии: «Когда человек нуждается, он должен молитесь непосредственно Богу, а не Михаилу и Гавриилу ». [30] Иеремия обращается к нему с молитвой. [31]
Раввины заявляют , что Михаил вступил в роль защитника во времена библейских патриархов. Рабби Элиезер бен Яаков сказал, что он спас Авраама из печи, в которую его бросил Нимрод (Мидраш Бытие Раба, xliv. 16). Некоторые говорят, что он был «сбежавшим» (Бытие 14:13 ), который рассказал Аврааму, что Лот был взят в плен (Мидраш Пирке Р. Эл.), и который защитил Сарру от осквернения со стороны Авимелеха.
Михаил помешал Исааку принести жертву своему отцу, заменив его бараном. Он спас Иакова , еще находясь в утробе матери, от смерти Самаэля. [32] Позже он не позволил Лавану причинить вред Иакову ( Пирке Де-Рабби Элиезер , xxxvi).
Мидраш « Исход Раба» утверждает, что Михаил выполнил свою функцию защитника Израиля во время Исхода и уничтожил Сеннахирима . армию [33]
христианство
[ редактировать ]Раннехристианские взгляды и верования
[ редактировать ]Михаила почитали как целителя во Фригии (современная Турция). [34]
Самое раннее и самое известное святилище Михаила на древнем Ближнем Востоке также было связано с целебными водами. Это был Михаэлион, построенный в начале четвертого века Константином Великим в Халкидоне , на месте более раннего храма под названием Сосфенион . [35]
Епифаний Саламинский (ок. 310–320–403) в своем коптско-арабском «Гексемероне» назвал Михаила заменой сатаны . Соответственно, после падения сатаны Михаил был назначен на ту должность, которой служил сатана, когда он еще был одним из благородных ангелов. [36]
Картина, изображающая архангела, убивающего змея, стала основным произведением искусства в Михаилионе после того, как Константин победил Лициния недалеко от него в 324 году. Это способствовало развитию стандартной иконографии архангела Михаила как святого-воина, убивающего дракона. [35] Михаилион был великолепной церковью и со временем стал образцом для сотен других церквей восточного христианства ; они распространяли поклонение Архангелу. [37]
В четвертом веке святого Василия Великого проповедь ( De Angelis ) поставила святого Михаила над всеми ангелами. Его называли «Архангелом», потому что он предвещает других ангелов, и в Иуды 1:9 к нему используется титул Ἀρχανγέλος (архангелос). [34] В шестом веке взгляды на Михаила как на целителя сохранялись в Риме; после чумы больные спали по ночам в церкви Кастель Сант-Анджело (посвященной ему за спасение Рима), ожидая его явления. [38]
В шестом веке рост почитания Михаила в Западной церкви выразился в посвященных ему праздниках, как записано в Леонинском Сакраментарии . седьмого века Геласианский сакраментарий включал праздник «Св. Михаэлиса Архангела» восьмого века , как и григорианский сакраментарий . Некоторые из этих документов относятся к Базилике Архангелов (уже не сохранившейся) на улице Виа Салария в Риме. [34]
Ангелология иерархии Псевдо -Дионисия , широко читаемая начиная с шестого века, дала Михаилу место в ангелов . Позже, в тринадцатом веке, другие, такие как Бонавентура, считали его принцем Серафимов , первого из девяти ангельских орденов. Согласно Фоме Аквинскому ( Сумма Ia. 113.3), он является Князем последнего и низшего хора, Ангелов. [34]
католицизм
[ редактировать ]Католики часто называют Михаила «Святым Михаилом, Архангелом». [39] или «Святой Михаил», титул, не указывающий на канонизацию . его обычно называют В христианских ектениях «Святым Михаилом», как и в « Литании святых » . В сокращенной версии, используемой в Пасхальном бдении , он единственный из ангелов и архангелов упоминается по имени, а святые Гавриил и Рафаил опускаются. [40]
В римско-католических учениях святой Михаил имеет четыре основные роли или должности. [34] Его первая роль — лидер Армии Бога и лидер небесных сил в их победе над силами ада. [41] Его считают ангельским образцом добродетелей «духовного воина», а его борьбу со злом воспринимают как «внутреннюю битву». [42]
Вторая и третья роли Михаила в католическом учении связаны со смертью. В своей второй роли он — ангел смерти, несущий души христиан на небеса. В этой роли он спускается в час смерти и дает каждой душе шанс искупить свою вину перед смертью; тем самым повергнув дьявола и его приспешников в ужас. Католические молитвы часто упоминают эту роль Михаила. В своей третьей роли он взвешивает души на своих идеально сбалансированных весах. По этой причине его часто изображают держащим весы. [43]
В своей четвертой роли святой Михаил, особый покровитель избранного народа в Ветхом Завете, одновременно является хранителем Церкви. Святого Михаила почитали военные рыцарские ордена в Средние века . Названия деревень вокруг Бискайского залива отражают эту историю. Более того, несомненно по той же причине он считался покровителем ряда городов и стран. [44] [45]
Католическая традиция включает также такие элементы, как Молитва Святому Михаилу , в которой конкретно содержится просьба к верующим «защищаться» святым. [46] [47] [48] Венчик Святого Михаила состоит из девяти приветствий, по одному на каждый хор ангелов. [49] [50]
Молитва святому Архангелу Михаилу
[ редактировать ]Святой Михаил Архангел | Святой Архангел Михаил, |
Восточное и восточное православие
[ редактировать ]Восточные православные присваивают Михаилу титул Архистратига , или «Верховного главнокомандующего Небесных воинств». [53] Православные молятся своим ангелам-хранителям и, прежде всего, Михаилу и Гавриилу. [54]
Восточные православные всегда сильно почитали ангелов. В наше время их называют термином «Бестелесные Силы». [55] В течение года православные отмечают ряд праздников, посвященных Архангелу Михаилу. [55]
Архангел Михаил упоминается во многих восточно-православных гимнах и молитвах, а его иконы широко используются в восточно-православных церквях. [56] На многих восточно-православных иконах Христа сопровождает несколько ангелов, среди которых преобладающей фигурой является Михаил. [56]
В России главнокомандующему Михаилу посвящено множество монастырей, соборов, придворных и купеческих церквей; в большинстве российских городов есть церковь или часовня, посвященная Архангелу Михаилу. [57] [58]
В Украине Архангел Михаил является покровителем столицы Киева. Он стал популярен еще со времен князя Всеволода Киевской Руси.
В то время как в Сербской Православной Церкви святому Савве принадлежит особая роль как основателю ее автокефалии и ему посвящена крупнейшая церковь Белграда, столицы Белграда православный собор , кафедральный храм патриарха, посвящен Архангелу Михаилу (в Сербской Православной Церкви). Сербский: Арханђел Михаило / Arhanđel Mihailo ).
Место Михаила в Коптской Православной Церкви Александрии – как святого заступника . Он тот, кто возносит Богу молитвы праведных, кто сопровождает души умерших на небо, кто побеждает диавола. Его литургически празднуют 12-го числа каждого коптского месяца . [59] В Александрии в начале четвертого века ему была посвящена церковь 12-го числа месяца Паони . 12 числа месяца Хатхор — праздник назначения Михаила на небеса, где Михаил стал главой ангелов. [60]
протестантизм
[ редактировать ]Протестанты признают Михаила архангелом. Англиканская , и методистская традиции признают четырех архангелов: Михаила Рафаила , Гавриила и Уриила . [61] [62] Спорный англиканский епископ Роберт Клейтон (ум. 1758) предположил, что Михаил был Логосом , а Гавриил — Святым Духом . [63] Разногласия по поводу взглядов Клейтона привели к тому, что правительство возбудило против него судебное преследование, но он умер до назначенного обследования. [64] [65]
церкви Лютеранские церкви Св . Михаила в Гамбурге и церкви Св. Михаила в Хильдесхайме названы в честь Михаила. Во времена Баха ежегодный праздник Михаила и всех ангелов 29 сентября регулярно отмечался праздничным богослужением в лютеранских церквях, для которого Бах сочинил несколько кантат, например хоральную кантату Herr Gott, dich loben alle wir, BWV 130 в 1724 году, Es erhub sich ein Streit , BWV 19 , в 1726 году и Man Singet mit Freuden vom Sieg , BWV 149 , в 1728 или 1729 году.
Многие протестантские богословы определяют отношения (например, типологические ) между Михаилом и Христом, в том числе:
Мартин Лютер [66] Эрнст Вильгельм Хенгстенберг , [67] Эндрю Уиллет [68] Герман Вициус [69] В. Л. Александр , Якобус Ода, [70] Кампегиус Витринга , [71] Филип Меланхтон , [72] Хью Бротон , [73] Фрэнсис Юниус [74] Хеверник [75] Амандус Поланус [76] Иоганнес Эколампадиус , [77] Сэмюэл Хорсли , [78] Уильям Кинкейд [79] Джон Кальвин [80] Исаак Уоттс , [81] Джон Браун , [82] и Джеймс Вуд. [83]
Чарльз Сперджен однажды заявил, что Иисус — «истинный Михаил». [84] и «единственный Архангел». [85]
Джон Гилл комментирует 9-ю главу Иуды: «Но архангел Михаил… Под которым подразумевается не сотворенный ангел, а вечный, Господь Иисус Христос…» [86]
Адвентисты седьмого дня
[ редактировать ]Адвентисты седьмого дня верят, что «Михаил» — это лишь один из многих титулов, относящихся к ранее существовавшему Христу или Сыну Божьему. По мнению адвентистов, такая точка зрения никоим образом не противоречит вере в полную божественность и вечное предсуществование Иисуса Христа и ни в малейшей степени не унижает Его личность и деятельность. [87] Согласно адвентистскому богословию, Михаил считался «вечным Словом» и тем, кем было создано все сущее. Затем Слово родилось воплотившимся как Иисус. [88]
Они верят, что имя «Михаил» означает «Тот, Кто подобен Богу» и что как «Архангел» или «начальник или глава ангелов» он вел ангелов, и, таким образом, утверждение в Откровении 12: 7–9 идентифицирует / относится к Иисус как Михаил. [89]
Свидетели Иеговы
[ редактировать ]Свидетели Иеговы считают, что Михаил — это еще одно имя Иисуса на небесах , в его дочеловеческом и послевоскресенном существовании. [90] Они говорят определенный артикль в Иуды 9. [91] - имея в виду «архангела Михаила» - идентифицирует Михаила как единственного архангела. Они считают Михаила синонимом Христа, описанного в 1 Фессалоникийцам 4:16. [92] как нисходящий «с повелительным криком, с гласом архангела и со звуком трубы». [93] [94] [95]
Они верят, что выдающиеся роли, отведенные Михаилу в Даниила 12:1, [96] Откровение 12:7, [97] Откровение 19:14, [98] и Откровение 16 [99] идентичны ролям Иисуса: он избран, чтобы вести народ Божий, и единственный, кто «встает», идентифицируя их как одно и то же духовное существо. Поскольку они отождествляют Михаила с Иисусом, он поэтому считается первым и величайшим из всех Божьих небесных сыновей, главным посланником Бога, который берет на себя ведущую роль в отстаивании владычества Бога , освящает Его имя, борется со злыми силами сатаны и защищает заветный народ Божий. земля. [100] Свидетели Иеговы также отождествляют Михаила с « Ангелом Господним », который вел и защищал израильтян в пустыне. [101] В их самых ранних учениях говорилось, что Архангелу Михаилу нельзя поклоняться, и что он отличается от Иисуса. [102]
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней
[ редактировать ]Члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней верят, что Михаил — это Адам , Ветхий днями (Дан. 7), князь и патриарх рода человеческого. Они также считают, что Михаил помогал Иегове ( предземной форме Иисуса ) в сотворении мира под руководством Бога-Отца ( Элогима ); под руководством Отца Михаил также изгнал сатану с небес. [103] [104] [105] [106]
ислам
[ редактировать ]В исламе Михаил, или Микаил, [107] Говорят, что ангел осуществляет Божье провидение, а также природные явления, такие как дождь. [108] Он является одним из четырех архангелов наряду с Джибрилем (Габриэлем, с которым он часто встречается в паре), Исрафилом (ангелом-трубачом) и Азраилом (ангелом смерти). [109]
Михаилу в исламе поручено обеспечивать питанием тела и души, а также он отвечает за универсальные или экологические события и часто изображается как архангел милосердия. Говорят, что он дружелюбен, просит Бога о милости к людям и, согласно мусульманским легендам, является одним из первых, кто подчинился приказу Бога поклониться Адаму . [110] [108] Он также несет ответственность за награды, раздаваемые хорошим людям в этой жизни. Из слез Михаила создаются ангелы, его помощники. [111]
По единодушному мнению исламских ученых и священнослужителей, в качестве материала для толкования аята суры Аль-Имран 3:124 были включены различные хадисы, в которых говорится, что Гавриил: [112] [113] Майкл, Рафаэль [114] [Примечания 2] [Примечания 3] и тысячи лучших ангелов с третьего уровня неба пришли на битву при Бадре. [118] В различных традициях хадисов, связанных с сурой Аль-Имран 3:124 , утверждается, что эти ангелы приняли форму Зубайра ибн аль-Аввама , товарища Мухаммеда . [Примечания 4] [121]
В версии хадиса как говорящий, что Габриэль и Михаил пришли к нему, и когда Габриэль ан -Насаи Мухаммед цитируется сел справа от него, а Михаил слева от него, Габриэль велел ему читать Коран в одном режиме: и Майкл посоветовал ему спрашивать больше, пока он не достигнет семи модусов, каждый из которых будет достаточно полезен для здоровья. [122] Согласно другому хадису в «Сахих Муслима» , сообщается, что Михаил вместе с Габриэлем, оба одетые в белое, сопровождали Мухаммеда в день битвы при Ухуде . [123] Сафиур Рахман Мубаракпури записал в своих историографических работах по Корану и откровениям хадисов в биографии Пророка , что Саад ибн Аби Ваккас свидетельствовал, что видел Джибриля и Микаила во время этой битвы. [124]
В шиитском исламе в Дуа Умм Давуд, мольбе, которую, как сообщается, передал шестой имам Джафар ас-Садик , чтеец посылает благословение Михаилу (его имя пишется как Микаил): [125] [126]
О Аллах! Благослови Михаила-Ангела Твоего милосердия и созданного для доброты и искателя прощения и сторонника послушных людей.
В повествовании о сотворении Адама его послали принести горсть земли, но Земля не отдала ни кусочка себя, часть которого сгорит. Это сформулировано Аль-Талаби , в повествовании которого говорится, что Бог говорит Земле, что некоторые будут подчиняться ему, а другие нет. [127]
Вера Бахаи
[ редактировать ]Архангел Михаил, кажется, никогда публично не упоминался Бахауллой , Абдул-Баха , Шоги Эффенди или даже Всемирным Домом Справедливости . В публикациях бахаи, интерпретирующих Книгу Откровения из Нового Завета, говорится, что Бахаулла был главным князем Персии. [128] [129] предсказан как Михаил, который одержит «окончательную победу над драконом». Или Михаил, «Подобный Богу», считается Бахауллой, а архангел Михаил считается эманацией Ход или «славы» в еврейском мистицизме. [130] – потому что «Бахаулла» означает великолепие или славу Бога.
Гностицизм
[ редактировать ]В « Тайной книге Иоанна» , тексте второго века, найденном в кодексах Наг-Хаммади гностических , Михаил поставлен под контроль демонов, которые помогают Ялдаваофу создать Адама , вместе с шестью другими людьми по имени Уриэль, Асменедас, Сафасатоил, Аармуриам, Ричрам, и Амиорпс. [131] Согласно Оригену Александрийскому в его работе «Против Цельса» , Михаил был изображен на диаграмме офитов в виде льва . [132]
Праздники
[ редактировать ]В Общем римском календаре , Англиканском календаре святых и Лютеранском календаре святых праздник архангела отмечается в Михайловский день, 29 сентября. Этот день также считается праздником святых Михаила, Гавриила и Рафаэля в Общем римском календаре и праздником святого Михаила и всех ангелов в соответствии с Англиканской церковью. [133]
В Восточной Православной Церкви главный праздник Святого Михаила приходится на 8 ноября (те, кто использует юлианский календарь, отмечают его в то время, когда по григорианскому календарю сейчас 21 ноября), почитая его вместе с остальными «Бестелесными Силами Небесными» ( т. е. ангелы ) как их Верховного Главнокомандующего (Собор Архангела Михаила и других бестелесных сил), а Чудо в Хонах отмечается 6 сентября. [134] [135]
В календаре епархии англиканской церкви Труро 8 мая — праздник святого Михаила, защитника Корнуолла . Архангел Михаил — один из трех святых покровителей Корнуолла . [136] Праздник Явления св. Михаила Архангела отмечается англо-католиками 8 мая. [137] Со времен средневековья до 1960 года этот день также отмечался в Римско-католической церкви; Праздник посвящен явлению архангела на горе Гаргано в Италии . [138]
В Коптской Православной Церкви главный праздник приходится на 12 Хатхор и 12 Паони , литургически он отмечается 12-го числа каждого коптского месяца.
Праздник святителя Михаила и всех ангелов отмечается обряде 29 сентября в РПЦЗ Западном . [139]
День явления святого Михаила в 492 году на горе Гаргано отмечается . 8 мая [140] Память посвящения святого Михаила Архангела празднуется 29 сентября ( Антиохийский викариат Западного обряда ). [141]
День посвящения Святого Михаила святилища Мон-Сен-Мишель святым Обером Авраншским отмечается 16 октября. [142]
7 апреля Восточная Православная Церковь вспоминает освобождение пророка Иеремии из темницы Михаилом. [143]
Покровительства и заказы
[ редактировать ]В позднесредневековом христианстве Михаил вместе со святым Георгием стал покровителем рыцарства . , а сейчас также считается покровителем полицейских, фельдшеров и военных [45] [144]
После победоносной битвы при Лехфельде против венгров в 955 году Михаил был покровителем Священной Римской империи и до сих пор является покровителем современной Германии и других немецкоязычных регионов, ранее входивших в состав королевства.
В середине-конце пятнадцатого века Франция была одним из четырех дворов в западном христианском мире, не имевших рыцарского ордена. [145] Позже, в пятнадцатом веке, Жан Молине прославил первобытный ратный подвиг архангела как «первый когда-либо совершенный подвиг рыцарства и рыцарской доблести». [146] Таким образом, Михаил был естественным покровителем первого рыцарского ордена Франции, Ордена Святого Михаила 1469 года. [145] В британской системе наград рыцарский орден, основанный в 1818 году, также назван в честь этих двух святых — Орден Святого Михаила и Святого Георгия ( см. также : Орден Святого Михаила ). [147]
До 1878 года наплечник Святого Архангела Михаила можно было носить как часть римско-католического архиебратства . В настоящее время зачисление разрешено, поскольку этот святой наплечник остается одним из 18, утвержденных Церковью.
Помимо того, что он является покровителем воинов, больные и страждущие также считают архангела Михаила своим покровителем. [148] Согласно легенде о его явлении в восьмом веке на Мон-Сен-Мишель во Франции, Архангел является покровителем мореплавателей в этом знаменитом святилище. [34] После евангелизации Германии, где горы часто посвящались языческим богам, христиане передали многие горы под покровительство Архангела, и по всей Германии появились многочисленные горные часовни Святого Михаила. [34]
Точно так же святилище Святого Михаила (Сан-Мигель Араларкоа), старейшее христианское здание в Наварре (Испания), расположено на вершине холма Араларского хребта и хранит останки Каролингов. Святой Мишель – это древний культ Наварры и восточного Гипускоа , почитаемый басками , окутанный легендами и считающийся борцом против язычества и ереси. Он стал символом защиты католицизма, а также баскских традиций и ценностей в начале двадцатого века. [149]
Он был покровителем Брюсселя со времен средневековья. [150] Город Архангельск в России назван в честь Архангельска. Украина и ее столица Киев также считают Михаила своим покровителем и защитником. [151]
В Линлитгоу , Шотландия, Святой Михаил был покровителем города с тринадцатого века, а приходская церковь Святого Михаила была построена в 1134 году. С четырнадцатого века Святой Михаил является покровителем города Дамфрис в Шотландии, где посвященная ему церковь была построена в южной части города, на кургане с видом на реку Нит . [152]
англиканское сестричество , посвященное Святому Михаилу под названием « Сообщество Святого Михаила и всех ангелов» . В 1851 году было основано [153] Конгрегация Святого Архангела Михаила (CSMA), также известная как Отцы-михаэлиты , представляет собой религиозный орден Римско-католической церкви, основанный в 1897 году. Регулярные каноники Ордена Святого Архангела Михаила (OSM) представляют собой Орден исповедующих религиозные в Англиканской церкви в Северной Америке , североамериканском компоненте англиканского движения за перестройку . [154]
город Архангельск в России и субъект федерации Архангельская область Именем Михаила Архангела названы .
В армии США Святого Михаила считают покровителем десантников и, в частности, 82-й воздушно-десантной дивизии . [155] Одним из первых сражений, в которых подразделение впервые получило боевое крещение, является битва при Сен-Миеле во время Первой мировой войны.
Беретный знак французских десантников представляет собой крылатую руку, сжимающую кинжал, олицетворяющую Святого Михаила. [156] Святой Михаил является покровителем итальянского спецназа 9-го полка «Полковник Москин» и итальянской государственной полиции. Святой Михаил ( по-хорватски : Свети Миховил ) является покровителем хорватской полиции и хорватской армии , его праздник также отмечается как День полиции в Хорватии. [157]
Легенды
[ редактировать ]иудаизм
[ редактировать ]Существует легенда, которая, судя по всему, имеет еврейское происхождение и была принята коптами , о том, что Михаил был сначала послан Богом, чтобы привести Навуходоносора (около 600 г. до н.э.) против Иерусалима, и что Михаил впоследствии был очень активен в освобождение своего народа из вавилонского плена. [158] Согласно мидрашу Бытия Раба , Михаил спас Хананию и его спутников из огненной печи . [159] Михаил действовал во времена Есфири : «Чем больше Аман обвинял Израиль на земле, тем больше Михаил защищал Израиль на небесах». [160] Именно Михаил напомнил Артаксерксу , что он ; должник Мардохея [161] и существует предание, что Михаил явился первосвященнику Гиркану , обещая ему помощь. [162]
Согласно «Иудейским легендам» , архангел Михаил был главой группы ангелов, ставивших под сомнение решение Бога создать человека на Земле. Вся группа ангелов, за исключением Михаила, была сожжена огнем. [163]
христианство
[ редактировать ]Восточная Православная Церковь празднует Чудо в Хоне 6 сентября. [164] Благочестивое предание, окружающее это событие, гласит, что Иоанн Апостол , проповедуя неподалеку, предсказал появление Михаила в Черетопе близ озера Салда , где вскоре после ухода Апостола появился целебный источник; в благодарность за исцеление дочери один паломник построил на этом месте церковь. [165] Местные язычники, завидующие целебной силе источника и церкви, пытаются затопить церковь, перенаправив реку, но Архангел, «подобный огненному столбу», расколол скалу, чтобы открыть ее. новое русло ручья, направляющее поток от церкви. [166] Предполагается, что легенда возникла раньше реальных событий, но тексты пятого-седьмого веков, в которых говорится о чуде в Хоне, легли в основу конкретных парадигм «правильного подхода» к ангельским посредникам для более эффективных молитв в христианской культуре. [167]
, Англия, существует легенда В конце пятого века в Корнуолле о том, что Архангел явился рыбакам на горе Святого Михаила . [168] По мнению автора Ричарда Фримена Джонсона, эта легенда, скорее всего, является националистическим поворотом мифа. [168] Легенды Корнуолла также гласят, что сама гора была построена гигантами. [169] и что король Артур сражался там с великаном. [170]
Легенда о явлении Архангела примерно в 490 году нашей эры в уединенной пещере на вершине холма Монте-Гаргано в Италии сразу же после этого приобрела поклонников среди лангобардов , а к восьмому веку паломники прибыли даже из Англии. [171] Тридентский календарь включал праздник явления 8 мая, дату победы 663 года над греческими неаполитанцами , которую лангобарды Манфредонии приписывали святому Михаилу. [34] Праздник оставался в римском литургическом календаре до тех пор, пока не был удален в редакции Папы Иоанна XXIII . Святилище Монте-Сант-Анджело в Гаргано является крупным местом паломничества католиков.
Согласно римским легендам, архангел Михаил появился с мечом над мавзолеем Адриана , пока в Риме продолжалась разрушительная чума, очевидно, в ответ на молитвы Папы Григория I Великого (ок. 590–604) о прекращении чумы. После того, как чума закончилась, в честь этого случая папа назвал мавзолей « Кастель Сант-Анджело » (Замок Святого Ангела), под этим именем он известен до сих пор. [38]
Согласно нормандской легенде, Михаил явился святому Оберу , епископу Авранша , в 708 году и дал указание построить церковь на скалистом островке, ныне известном как Мон-Сен-Мишель . [172] [173] [174] В 960 году герцог Нормандии построил бенедиктинское аббатство, и оно остается основным местом паломничества. на горе [174]
Португальская , кармелитка монахиня- Антония д'Астонако сообщила о явлении и личном откровении архангела Михаила который сказал этому преданному Слуге Божьему в 1751 году, что он хотел бы, чтобы его чтили и прославляли Бога молитвой девяти специальные призывы. Эти девять призывов соответствуют обращениям к девяти хорам ангелов и являются источником знаменитого Венчика Святого Михаила . Это частное откровение и молитвы были одобрены Папой Пием IX в 1851 году. [49] [175]
С 1961 по 1965 год четыре школьницы сообщили о нескольких явлениях архангела Михаила в маленькой деревне Гарабандал в Испании. Сообщалось, что в Гарабандале явления архангела Михаила возвещали о прибытии Девы Марии . Католическая церковь не одобрила и не осудила явления Гарабандаля . [176]
В литературе, музыке и искусстве
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]В английской эпической поэме Потерянный рай» « Джона Мильтона 1667 года Михаил командует армией ангелов, верных Богу, против мятежных сил сатаны . Вооруженный мечом из арсенала Бога, он побеждает сатану в личном бою, ранив его бок. [177]
В переводе Генри Уодсворта Лонгфелло середины тринадцатого века «Золотой легенды» Майкл — один из ангелов семи планет. Он ангел Меркурия. [178]
Музыка
[ редактировать ]Марк-Антуан Шарпантье , Битва архангела Михаила на небесах с драконом , H.410, оратория для солистов, двойного хора, струнных и континуо (1683). [179]
Художественные изображения
[ редактировать ]В христианском искусстве Архангел Михаил может изображаться один или с другими ангелами, такими как Гавриил . Некоторые изображения с Габриэлем датируются восьмым веком, например, каменный гроб в церкви Нотр-Дам-де-Мортен во Франции. [180]
Широко воспроизведенный образ Матери Неустанной Помощи , иконы критской школы , изображает Михаила слева, несущего копье и губку распятия Иисуса , а Гавриила справа от Марии и Иисуса . [181]
На многих изображениях Михаил представлен как ангельский воин, полностью вооруженный шлемом, мечом и щитом. [34] На щите может быть латинская надпись Quis ut Deus или греческая надпись Christos Dikaios Krites или ее инициалы. [182] Он может стоять над змеем, драконом или поверженной фигурой сатаны, которого иногда пронзает копьем. [34] Иконография Михаила, убивающего змея, восходит к началу четвертого века, когда император Константин победил Лициния в битве при Адрианополе в 324 году нашей эры, недалеко от Михаилиона , церкви, посвященной Архангелу Михаилу. [35]
Константин чувствовал, что Лициний был агентом сатаны, и связал его со змеем, описанным в Книге Откровения ( 12:9 ). [183] После победы Константин заказал изображение себя и своих сыновей, убивающих Лициния в виде змея (символика, заимствованная из христианского учения об Архангеле, которому он приписывал победу). Подобная картина, на этот раз с самим Архангелом Михаилом, убивающим змея, затем стала основным произведением искусства в Михаэлионе и в конечном итоге привела к стандартной иконографии Архангела Михаила как святого-воина . [35]
В менее распространенных изображениях Михаил держит весы, взвешивает души усопших и держит книгу жизни (как в Книге Откровения ), чтобы показать, что он участвует в суде. [180] Микеланджело изобразил эту сцену на алтарной стене Сикстинской капеллы . [184]
В византийском искусстве Михаил часто изображался как сановник княжеского двора, а не как воин, сражавшийся с сатаной, или с весами для взвешивания душ в Судный день . [185]
- IX века. Архангел Михаил на мукурской фреске
- Андрея Рублёва Автономное изображение ок. 1408
- Взвешивание душ в Судный день , Ганс Мемлинг , 15 век.
- Михаил побеждает падших ангелов , с картины Луки Джордано ок. 1660–1665 гг.
- Бронзовая статуя архангела Михаила, стоящая на вершине замка Сант-Анджело , созданная в 1753 году Питером Антоном фон Вершаффельтом .
- Икона Михаила на северной диаконской двери иконостаса Хайдудорога . Архангел часто изображается на дверях иконостасов как защитник святилища.
- Архангел Михаил Эмили Янг на территории Новой церкви Сент-Панкрас . Надпись на мемориальной доске: «В память жертв взрывов 7 июля 2005 года и всех жертв насилия. «Я подниму очи мои к холмам»»
- Святой Архангел Михаил и Дракон . Римско-католический приход Королевы Архангелов, Кларенс, Пенсильвания
- Победа Святого Михаила над дьяволом , скульптура Джейкоба Эпштейна 1958 года на стене нового собора Ковентри , Англия.
Церкви, посвященные Святому Михаилу
[ редактировать ]- Церковь Святого Михаила (значения)
- Приход Сан-Мигель-Арканхель ( es ), Сан-Мигель-де-Альенде , Гуанахуато , Мексика, объект Всемирного наследия
- Сакра ди Сан-Микеле (аббатство Святого Михаила), недалеко от Турина , Италия.
- Пфаррей Бриксен Святой Михаил с Белой башней , Бриксен , Италия
- Собор Святого Михаила и Святой Гудулы в Брюсселе , Бельгия.
- Мон-Сен-Мишель , Нормандия , Франция – объект Всемирного наследия
- Базилика собора Святого Михаила (Торонто) , Канада
- Михайловский собор (Ижевск) , Россия
- Михайловский собор, Циндао , Китай
- Католическая церковь Святого Михаила, Шарджа , Объединенные Арабские Эмираты
- Чудов монастырь в Московском Кремле.
- Архангельский собор Московского Кремля – объект Всемирного наследия
- Святилище Монте-Сант-Анджело , Гаргано , Италия – объект Всемирного наследия
- Сент-Майклс-Маунт , Корнуолл , Великобритания
- Св. Майкл, Миннесота
- Базилика Святого Михаила, Мирамичи , Канада
- Скеллиг-Майкл у западного побережья Ирландии – объект Всемирного наследия.
- Собор Святого Михаила , Ковентри , Великобритания
- Михайловский Златоверхий монастырь , Киев , Украина
- Церковь Святого Михаила, Вена в Вене , Австрия
- Базилика Таябас , Таябас, Кесон , Филиппины
- Церковь Святого Михаила, Берлин , Германия
- Церковь Сан-Мигель (Манила) , Филиппины
- Святого Михаила Иезуитская церковь , Мюнхен , Германия
- Собор Святого Михаила, Белград в Белграде , Сербия
- Собор Святого Архангела Михаила в Гаму, Исабела , Филиппины
- Миссия Сан-Мигель-Арканхель , Сан-Мигель, Калифорния, США, одна из калифорнийских миссий.
- Святой Михаил у Северных ворот , Оксфорд , Великобритания
- Св. Святого Михаила Римско-католическая церковь , Клуж-Напока , Румыния.
- Церковь Святого Михаила, Мумбаи , Индия
- Церковь Святого Михаила, Штип , Республика Северная Македония
- Церковь Святого Михаила и всех ангелов, Полватте
- Церковь Святого Михаила, Черчилль , Великобритания
- Церковь Сан-Мигель Архангел , Марилао, Булакан, Филиппины
- Церковь Св. Михаила Архангела , Церковь Св. Михаила Архангела
- Святой Михаил Архангел, Лланиблодвел , Англия
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ ( Иврит: [миксаэль] ; Иврит : מִיכָאֵל , латинизированный : Mīḵā'ēl , букв. «Кто подобен Эль [Богу]?»; Греческий : Μιχαήλ , латинизированный : Михаил ; Латынь : Майкл ; Арабский : ميخAIل, مِيكَالَ , латинизированный : Микаил, Микал, Микаил )
- ^ найдено в Мустадраке аль-Сахихайне. [115] Полное повествование от Аль-Хакима ан-Нишапури было следующим: ... Абу Абдулла Мухаммад бин Якуб сообщил от Ибрагима бин Абдуллы Аль-Саади, который рассказал нам о Мухаммаде бин Халид бин Усме, рассказал нам Мусу бин Якуб, рассказал мне Абу Аль- Хувайрис, что Мухаммад бин Джубайр бин Мутим рассказал ему, что он слышал, как Али – да будет доволен им Бог – обращается к людям и сказал: «Когда я выходил из колодца Бадра, подул сильный ветер, подобный которого я никогда не видел, затем он ушел, затем пришел сильный ветер, подобного которому я никогда не видел, кроме того, что был до него, затем он ушел, затем пришел сильный ветер, которого я не видел прежде. Я никогда не видел ничего подобного, кроме того, что был до него, и первым ветром был Гавриил, спустившийся среди тысячи ангелов с Посланником Божьим – да благословит его Господь и даруй ему мир – и вторым ветром был Михаил, который спустился среди множества ангелов. тысяча ангелов справа от Посланника Божьего – да благословит Бог его и его семью и дарует им мир – и Абу Бакр был справа от него, а третьим ветром был Исрафил. Он спустился с тысячей ангелов на стороне Посланника Божьего – да пребудут с ним и его семьей Божьи молитвы и мир – и я был на правой стороне. Когда Всевышний победил своих врагов, Посланник Божий – да пребудут с ним и его семьей мир и молитвы Божии – нес меня на своей лошади, я взорвался и упал на пятки, я молился Всемогущему Богу. ... Ибн аль-Мулькин , знаток хадисов из Кордовы 13-14 веков нашей эры, оценил этот хадис так, что он нашел слабые места в цепочке Мусы ибн Якуба и Абу аль-Хувайриса, поэтому он счел, что в этом хадисе есть недостатки. [116] В более позднем исследовании Али Хасана аль-Халаби отмечается еще один хадис, подтверждающий участие Рафаэля в Бадре. [114]
- ^ Согласно исламской вере в слабую цепочку хадисов, Исрафил был признан ангелом, которому было поручено трубить на трубе Армагеддона . [117] Суюти упомянул Исрафила как муэдзина среди ангелов, обладавшего четырьмя крыльями, в то время как Суюти также упомянул, что другой рассказчик Исрафил вместо этого обладал двенадцатью крыльями. [118] Исрафил также упоминается Суюти как муэдзин среди ангелов и член группы крупнейших архангелов, несущих на своей спине Трон Божий . [118] Абу Бакар аль-Худхали полагал, что ангел, трубящий в рог, отличался от Исрафила, в то время как Абу Саид аль-Худри упомянул, что трубающий в рог на самом деле состоял из двух ангелов, в то время как он поддержал мнение, что Исрафил также был одним из трубящих. [118] Мухаммад Насируддин аль-Албани считал, что этот хадис является мункарским и ему не следует доверять. [119]
- ↑ Согласно одному хадису, Мухаммеду сказали, что ангелы, появившиеся в битве при Бадре, имели самый высокий статус и были «лучшими из ангелов», по мнению Габриэля. [120]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Библейские врата, Даниил 12:1» . Biblegateway.com . Проверено 21 июля 2010 г.
- ^ Албан Батлер , Жития отцов, мучеников и других главных святых . 12 томов. Б. Дорнин, 1821 г.; п. 117
- ^ «Бенедикт XVI присоединяется к Папе Франциску в посвящении Ватикана святому Архангелу Михаилу» . news.va. Архивировано из оригинала 9 июля 2017 г. Проверено 5 июля 2013 г.
- ^ «Святой Архангел Михаил – Святые и ангелы» . Католик.орг . Проверено 27 декабря 2012 г.
- ^ Кок, Клаудия (8 декабря 2021 г.). «Святой Архангел Михаил: покровитель Германии» . die-tagespost.de .
- ^ Кок, Клаудия (8 декабря 2021 г.). «Святой Архангел Михаил: покровитель Германии» . Donaukurier.de .
- ^ «Это так называется в Православной Церкви» . archive.org .
- ^ Перейти обратно: а б Асале 2020 , с. 55.
- ^ Перейти обратно: а б Ханна 2011 , с. 33-54.
- ^ Перейти обратно: а б с Ханна 2011 , с. 33.
- ^ Перейти обратно: а б Барнс 1993 , с. 54.
- ^ Ханна 2011 , с. 54.
- ^ Откровение 12: 7–12.
- ^ Перейти обратно: а б Бромили 1971 , с. 156-157.
- ^ Ханна 2011 , с. 46.
- ^ Коллинз 1999 , с. 339.
- ^ Коллинз 1984 , стр. 34–36.
- ^ Хилл 2008 , с. 176.
- ^ Фальбуш 1999 , с. 674.
- ^ Баркер 2006 , с. 123.
- ^ Бромили 1971 , с. 157.
- ^ Бромили 1971 , с. 156.
- ^ Грин 2008 , с. 18.
- ^ Грин 2008 , с. 79.
- ^ Хьюз 1885 , с. 348.
- ^ Ноэгель и Уилер 2002 , стр. 218.
- ^ Перейти обратно: а б Капмак 2017 , с. 1042.
- ^ Пиркей Де-Рабби Элиезер xxvi
- ^ «Еврейская энциклопедия – Михаил» . Еврейская энциклопедия . Проверено 18 февраля 2009 г.
- ^ Да. Бер. ix. 13а
- ^ Барух Апок. Эфиопский, ix. 5
- ^ Мидраш Абкир, в Ялке, Быт. 110
- ^ Мидраш Исход Раба xviii. 5
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Св. Михаил Архангел» . www.newadvent.org .
- ^ Перейти обратно: а б с д Ричард Фриман Джонсон (2005), Святой Михаил Архангел в средневековой английской легенде ISBN 1-84383-128-7 ; стр. 33–34
- ^ Монферрер-Сала, JP (2014). «Еще раз об арабизированной именной форме Иблис», Studia Orientalia Electronica, 112, 55-70. Получено с https://journal.fi/store/article/view/9526. Архивировано 3 августа 2019 г. в Wayback Machine.
- ^ Анна Джеймсон (2004), Священное и легендарное искусство ISBN 0-7661-8144-8 ; п. 92
- ^ Перейти обратно: а б Албан Батлер, Жития отцов, мучеников и других главных святых . 12 томов. Дублин: Джеймс Даффи, 1866; п. 320
- ^ Онлайн, католик. «Святой Михаил Архангел, защити нас в бою – молитвы» . Католик онлайн .
- ^ Кадуолладер, Алан Х.; Майкл Трейнор (2011). Колоссы в пространстве и времени . Ванденхук и Рупрехт. п. 323. ИСБН 978-3-525-53397-0 . Проверено 27 декабря 2012 г.
- ^ Донна-Мари О'Бойл, Молитвенник католических святых OSV Publishing, 2008 г. ISBN 1-59276-285-9 стр. 60
- ^ Старр 2007 , с. 2.
- ^ Старр 2007 , с. 39.
- ^ Батлер 1821 , с. 117.
- ^ Перейти обратно: а б Майкл МакГрат, Покровители и защитники . Литургическое обучение, 2001. ISBN 1-56854-109-0 .
- ^ «Молитва святому Михаилу» . ЭВТН . Архивировано из оригинала 10 июля 2019 г. Проверено 1 ноября 2011 г.
- ^ Мэтью Бансон, Путеводитель по церкви католического альманаха , OSV Publishing, 2001 г. ISBN 0-87973-914-2 стр. 315
- ^ Эми Велборн, Слова, которые мы молимся . Лойола Пресс, 2004. ISBN 0-8294-1956-X , с. 101.
- ^ Перейти обратно: а б Болл 2003 , с. 123.
- ^ EWTN «Венчик Святого Архангела Михаила. Архивировано 29 октября 2010 г. в Wayback Machine »
- ^ «Сообщение пресс-службы Святого Престола» . press.vatican.va . Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ «Ресурсы католического информационного агентства» . Проверено 29 мая 2024 г.
- ^ Баун, Джейн (2007). Сказки из другой Византии . Издательство Кембриджского университета. п. 391 и др. ISBN 978-0-521-82395-1 . Проверено 27 декабря 2012 г.
- ^ Восточно-православное богословие: современный читатель Дэниела Б. Кленденина (2003) ISBN 0801026512 , с. 75
- ^ Перейти обратно: а б Энциклопедия восточного православного христианства Джона Энтони МакГакина (2011) ISBN 1405185392 с. 30
- ^ Перейти обратно: а б Восточная православная церковь: ее мысль и жизнь , Эрнст Бенц (2008) ISBN 0202362981 , с. 16
- ^ География России и ее соседей , Михаил С. Блинников (2010) ISBN, с. 203
- ^ Архитектура русской идентичности с 1500 года по настоящее время , Джеймс Кракрафт (2003). ISBN 0801488281 , с. 42
- ^ Две тысячи лет коптского христианства , Отто Фридрих Август Мейнардус (2010) ISBN 977-424-757-4 стр. 27, 117, 147
- ^ Деньги, земля и торговля: экономическая история мусульманского Средиземноморья , Нелли Ханна (2002) ISBN 1-86064-699-9 , с. 226
- ^ Арментраут, Дон С. (1 января 2000 г.). Епископальный словарь Церкви . Church Publishing, Inc. с. 14. ISBN 9780898697018 .
- ^ Методистский журнал New Connexion и евангелический репозиторий, том XXXV, третья серия . Лондон: Уильям Кук. 1867. с. 493.
- ^ Клейтон, Роберт (13 февраля 1751 г.). «Очерк о духе» . Лондон, напечатано: [и т. д.] – через Интернет-архив.
- ^ Национальный биографический словарь : Клейтон, Роберт
- ^ Джон Уолш, Колин Хейдон и Стивен Тейлор, ред. (1993) Англиканская церковь ок. 1689 – ок. 1833: от терпимости к трактарианству . Кембридж: Издательство Кембриджского университета ISBN 0-521-41732-5 ; п. 47
- ^ Лютер, Мартин; Кнааке, Иоахим Карл Фридрих (1883). Фабрики. Критическое полное издание. [Ред. JKF Knaake et al.] . Робартс-Университет Торонто. Веймар Х. Бёлаус. п. 570. ИСБН 978-3-7400-0036-3 .
- ^ Хенгстенберг, Эрнст Вильгельм (1858). Христология Ветхого Завета: и комментарий к мессианским предсказаниям . Т. и Т. Кларк. п. 304.
- ^ Гексапла в Данииле: то есть шестикратный комментарий к божественнейшему пророчеству Даниила, согласно методу, предложенному в «Гексапле о Бытии и Исходе» Эндрю Уиллета. [С текстом и приложением.] . Кантрелл Легг. 1610. с. 466.
- ^ Вициус, Герман (1823). Священные рассуждения: о том, что обычно называют апостольским символом веры . А. Фуллертон и компания; и Халл, Блэки и компания Глазго: и проданы. п. 439.
- ^ ОДА, Джеймс (1755). Ода Иакову... Комментарий к ангелам (на латыни). у М. Виш п. 1058
- ^ Витринга, Кампегиус (1741 г.). Объяснение книги пророков Исайи, ...: В работу включены знания о древних моавитянских землях, ... / Через труды и увлечения Кампегиуса Витринга... ; Переведено с латыни и снабжено необходимыми закладками Будевином тер Брааком ... (на голландском языке). Ян и Хенд. ван дер Дейстер и Абрахам Каллевир. п. 562.
- ^ Меланхтон, Филипп (1543). Комментарий к Пророку Даниилу (на латыни). Луффт. п. 141.
- ^ Бротон, Хью (1599). Комментарий к Даниилу: впервые написан на английском языке Хью Бротоном, теперь дан на латыни Джоном Борилом, Mittelburgens (на латыни). Себастьян Хенрикпетри. п. 91.
- ^ Робинсон, Томас (1892). Гомилетический комментарий к книге Даниила: с подробными примечаниями и указателями . Библиотека Принстонской духовной семинарии. Лондон: Р. Д. Дикинсон. п. 227.
- ^ Хеверник, Генрих Андреас Кристоф (1832). Комментарий к книге Даниила (на немецком языке). Ф. Пертес. п. 499.
- ^ Полансдорф, Амандус Поланус фон (1606). О пророке Данииле, самом сложном по размеру своих видений, самом августейшем по величию своих пророчеств (на латыни). Вальдкирх. п. 1195
- ^ Околампадиус, Иоганнес (1553 г.). В книге Иова экзегеты... (на латыни). Криспин п. 259.
- ^ ХОРСЛИ, САМУЭЛ (1829). ПРОПОВЕДИ . п. 27.
- ^ Кинкейд, Уильям (1829). Библейское учение о Боге, Иисусе Христе, Святом Духе, искуплении, вере и избрании: к нему предваряются некоторые мысли о естественном богословии и истине откровения . Библиотека Принстонской духовной семинарии. Нью-Йорк: HR Пирси, принтер. п. 152.
- ^ Кальвин, Жан (1852–1853). Комментарии к книге Пророка Даниила; . Робартс – Университет Торонто. Эдинбург, Общество переводов Кальвина. п. 253.
- ^ Уоттс, Исаак (1795). Слава Христа как Богочеловека: представлена в трех беседах... с приложением, содержащим сокращенное изложение бесед доктора Томаса Гудвина о славе и царстве Христа... Библиотека Принстонской теологической семинарии. Бостон: Отпечатано Мэннингом и Лорингом для Дэвида Уэста. п. 223.
- ^ Браун, Джон (1807). Словарь Священной Библии Брауна ...: Все, включающее полную и наиболее интересную библиотеку знаний Священных Писаний . М. Ангус и сын. п. 179.
- ^ Министр.), Джеймс ВУД (Уэслианский (1825 г.). Словарь Священной Библии: содержащий исторический отчет о людях; географический отчет о местах ... и объяснение апеллятивных терминов, упомянутых в Ветхом и Новом Завете. ... Извлечено в основном из книг Брауна, Калмета и т. Д. Десятое издание Caxton Press, стр. 165.
- ^ Сперджен, Чарльз Хэддон (1866). Утро за утром: ежедневные чтения для семьи или в туалете . Пассмор и Алебастр. п. 277.
- ^ Сперджен, Чарльз Хэддон. Проповеди Сперджена, том 14: 1868 г. Лулу.com. п. 414. ИСБН 978-1-77356-132-5 .
- ^ Гилл, Джон (1746–1748). Изложение Нового Завета .
- ^ Адвентисты седьмого дня отвечают на вопросы по доктрине. Архивировано 13 мая 2021 г. в Wayback Machine , Review and Herald Publishing Association, Вашингтон, округ Колумбия, 1957. Глава 8 «Христос и Михаил Архангел».
- ^ Адвентисты седьмого дня: Во что они верят? Вэл Вальдек Пилигрим Публикации (5 апреля 2005 г.), стр. 16
- ^ «Остаток» . Адвентистский мир. Архивировано из оригинала 24 июля 2012 г. Проверено 5 декабря 2011 г.
- ↑ Рассуждение на основе Священных Писаний, 1985, Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов, с. 218
- ^ Джуд 9
- ^ 1 Фессалоникийцам 4:16.
- ^ Понимание Священного Писания . Том. 2. Общество Сторожевой Башни. стр. 393–394 . Проверено 1 мая 2013 г.
- ^ учит Библия Чему на самом деле ? . Общество Сторожевой Башни. стр. 218–219 . Проверено 1 мая 2013 г.
- ^ «Ангелы: как они влияют на человечество» . Сторожевая Башня . Общество Сторожевой Башни: 21–25. 15 марта 2007 года . Проверено 1 мая 2013 г.
- ^ Даниил 12:1
- ^ Откровение 12:7.
- ^ Откровение 19:14.
- ^ Откровение 16
- ^ учит Библия Чему на самом деле ? . Общество Сторожевой Башни. п. 87.
- ^ «Ваш лидер один, Христос». Сторожевая башня : 21. 15 сентября 2010 г.
- ^ «Имя Иисуса» (PDF) . Сторожевая Башня . Том. 1, нет. 4. Ноябрь 1879 г. с. 48.
{{cite magazine}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Милле, Роберт Л. (февраль 1998 г.), «Человек Адам» , Лиахона
- ↑ Учение и Заветы 27:11.
- ↑ Учение и Заветы 107:53–56.
- ↑ Учение и Заветы 128:21.
- ^ «Царь Даниэль» Христианский Коран? Исследование сирийской подоплеки Корана, представленное в работе Кристофа Люксенберга, «JLARC 3, 44–71 (2009)» (PDF) . Школа истории, археологии и религии . Проверено 17 декабря 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Микаль – ангел, смысл и ислам» . Британская энциклопедия . Проверено 5 августа 2021 г.
- ^ «Центр мусульманско-еврейского взаимодействия» . Usc.edu. Архивировано из оригинала 2 февраля 2015 г. Проверено 28 января 2015 г.
- ^ Джон Л. Эспозито Оксфордский словарь ислама Oxford University Press ISBN 978-0-195-12559-7 стр. 200
- ^ Макдональд, Джон (1964). «Сотворение человека и ангелов в эсхатологической литературе: [Перевод отрывков из неопубликованного собрания преданий]». Исламские исследования . 3 (3): 285–308. JSTOR 20832755 .
- ^ Ибн Касир (ум. 1373) . «Тафсир ибн Касир (английский): Сура Але Имран» . Коран 4 У. Интерпретация . Проверено 22 декабря 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ аль-Мисри, Махмуд (2015). Сподвижники Пророка, том 1: Зубайр бин Аввам [ Сподвижник Пророка, том 1: Зубайр бин Аввам ] (на индонезийском и арабском языках). Библиотека Ибн Касира. п. Шаджа Зубайр ибн аль-Аввам Радхияллаху ан (храбрость Зубайра ибн аль-Аввама ; Махмуд аль-Мисри ; официальная рецензия на книгу Басаламы ; цитирование различных дополнительных источников, таких как Сахих Бухари, Сахих Муслим , Сияр Алам Нубала, Ат-Тирмизи , Пророческая биография Ибн Хишама и др. ISBN 9789791294386 . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хаким, Сайфуддин (2015). «Апаках Малаикат Исрафил Бертугас Мениуп Сангкакала пада Хари Киамат? (1)» . Мусульманин.or.id (на индонезийском языке) . Проверено 14 декабря 2021 г.
[О Адам, соверши свой хадж] «Что сказано об Адаме – мир ему – что, когда он совершал хадж, ангелы сказали ему: «О Адам, соверши свой хадж»: это не доказано «[Из. польза занятия с учащимися знаний /16/Зуль-Хиджа/1432] __________________» ...Уместно ли нам после всего этого хранить молчание этим людям об этом ложном утверждении, и дать им от нас к чему они обратились, и проглотили свою слюну. Не лучше ли нам, защищая его, не сделать того, что мы сделали, призывая к этому? Тогда мы нерадивы!
- ^ аль-Нишапури, аль-Хаким. «Китабу Марифат Шахабату Радхияллаху Анхум: Габриэль, Михаил и Исрафил спускаются в битве при Бадре». Мустадрак аля Сахихайн . Исламвеб: Исламвеб . Проверено 13 декабря 2021 г.
4488 - Передал Абу Абдулла Мухаммад ибн Якуб через Ибрагима бин Абдуллу Аль Саади, от Мухаммада бин Халида бин Атмы, от Мусы бин Якуба, который сообщил Абу Хувайриту, что Мухаммад бин Джабир бин Мутим, сказал ему
- ^ Абу Хафс Умар бин Али бин Ахмад бин Мухаммад бин Абдулла Аль-Аншари Аль-Вади Асий Аль-Андалуси Ат-Тукуруви Аль-Мишри Асы-Сьяфии, Сираджуддин. «Краткое содержание золотой книги» [китаб мухтасар талхис альдхахабии]. Исламвеб . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ Хаким, Сайфуддин (2015). «Ангелу Исрафилу поручено протрубить в трубу в Судный день? (2)» [Поручено ли ангелу Рафаилу протрубить в трубу Армагеддона в Судный день? (2)]. Мусульманин.or.id (на индонезийском языке) . Проверено 14 декабря 2021 г.
Тафсир Аль-Куртуби, 7/20 (Мактабах Шамила); Ат-Тадзкира би Ахваалиль Маута ва Умуурил Ахира, 1/488 (Мактабах Сямила).; Фатхул Баари 11/368 (Мактабах Шямила); см. «Аль-Иман» Бадал Маута, стр. 112. ; Шарх аль-Ибана: Аль-Иман бин Нафхи Аш-Шуур, 5/33.; Шарх аль-Акида аль-Вашития, 1/59-60 (Мактабах Асы-Сямила). в то время как в другой книге: Всевышний Аллах повелевает Исрафилу, одному из ангелов, которым поручено нести Трон, дуть в изображения (Сиарх Аль-Акида Ас-Сафарийания, 1/467).
- ^ Перейти обратно: а б с д Аль-Суюти (2021). Мухаммад как Саид Басюни, Абу Хаджир; Ясир, Мухаммед (ред.). Тайны ангельского царства (Религия / Ислам / Общие сведения) (на индонезийском языке). Перевод Мишабула Мунира. Библиотека Аль-Каутсар. стр. 29–33, 172. ISBN. 9789795929512 . Проверено 6 февраля 2022 г.
Цитируя Ибнул Мубарака из книги аз-Зухд ; ад Дурр аль-Маншур, цепное повествование от Ибнуль Мубарака до Ибн Шихаба (1/92)
- ^ Мухаммад Насируддин аль-Албани (2001). Собиратель хадисов и следов , которые были выведены и оценены Его Высокопреосвященством Шейхом Мухаммадом Насир ад-Дином аль-Албани, да помилует его Бог, во всех его книгах, во всех его книгах ] (Хадис -- Тексты --) . - Авторитеты -- Критика, Текстология -- Герменевтика) (на арабском языке). Мактаба аль-Ислам. п. 12 . Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ Кадхи, Ясир (2016). «Жизни сахабов 39 - Аз-Зубайр ибн аль-Аввам - PT 01» . Мусульманский центр . Мусульманское центральное аудио . Проверено 4 декабря 2021 г.
- ↑ Бин Аль-Хасан и Аль-Димашки (2012 , стр. 622, Аль-Зубайр рассказал нам, он сказал: И Абу Аль-Макаррам Укба бин Макрам Аль-Даби рассказал мне, Мусаб бин Салам Аль-Тамими рассказал мне, на со слов Саада бин Тарифа, со слов Абу Джафара Мухаммада бин Али, он сказал: «В день Бадра у Аль-Зубайра бин Аль-Аввама был желтый тюрбан)
- ^ Ат-Тебризи, Хатиб. Мишкат аль-Масабих 2215 - Превосходные качества Корана - Книга достоинств Корана, Хадис 2215 - Sunnah.com . Проверено 5 августа 2021 г.
- ^ Сахих Муслим, Книга добродетелей (№ 43), Хадис 63 (ссылка: Сахих Муслим 2306a)
- ^ Сафиур Рахман Мубаракпури (2021). Найра, Абу (ред.). Период Медины; Военные действия накануне битвы при Ухуде и Ахзабе [ Период Медины: военные действия накануне битвы при Ухуде и Ахзабе ] (электронная книга) (Религия / Общие сведения, Религия / Ислам / Общие сведения, Религия / Ислам / История, Религия / Ссылка) (на индонезийском языке). Перевод Абу Ахсана. Библиотека Хикам. стр. 78–79. ISBN 9786233114158 . Проверено 12 марта 2022 г.
- ^ «Аамаль и Умме Давуд» .
- ^ «Дуа Умм Дауд» (PDF) . www.wilayatmission.org . Проверено 13 февраля 2021 г.
- ^ Рождение Пророка Мухаммада: Преданное благочестие в суннитском исламе - с. 21, Мэрион Холмс Кац, 2007 г.
- ^ Логика Откровения Святого Иоанна | Стивен Биб | Издательский фонд Бахаи | 2001 | стр. 103-104
- ^ Даниил 10:7-13.
- ^ Распечатанный Апокалипсис|Роберт Ф. Риггс|Философская библиотека, Inc.|1982|стр. 160 164
- ^ Марвин Мейер ; Уиллис Барнстон (30 июня 2009 г.). «Тайная книга Иоанна». Гностическая Библия . Шамбала . Проверено 06 февраля 2022 г.
- ^ Ориген (248). «Ориген против Цельса, глава XXX». . Том. IV. Перевод Фредерика Кромби – через Wikisource .
- ^ Святой Михаил Архангел в средневековой английской легенде Ричарда Фримена Джонсона, 2005 г. ISBN 1-84383-128-7 стр. 105
- ^ Иконы и святые Восточной Православной Церкви Альфредо Традиго, 2006 г. ISBN 0-89236-845-4 стр. 46
- ↑ «Спутник Блэквелла по восточному христианству , 2010 г.» Кен Парри ISBN 1-4443-3361-5 стр. 242
- ^ "BBC - Открытый Корнуолл - История Легенды о святом Пиране" . www.bbc.co.uk.
- ^ Английский Миссал для мирян ; 3-е изд. Лондон: В. Нотт, 1958; стр. 625–627
- ^ Кросс и Ливингстон (ред.) ODCC ; п. 613
- ^ «РПЦЗ Западного Обряда (Дом)» . rocorwr . Проверено 9 июля 2022 г.
- ^ "МИХАИЛ, АРХАНГЕЛ – Древо" . drevo-info.ru (in Russian) . Retrieved 2022-07-09 .
- ^ «Календарь» . Православная церковь Святого Григория Великого . 11 января 2012 г. Проверено 9 июля 2022 г.
- ^ Фермер, Дэвид (2011). Оксфордский словарь святых (пятое, исправленное издание). Великобритания: ОУП Оксфорд. п. 309. ИСБН 978-0-19-959660-7 .
- ^ «Эфиопский синаксарий» (PDF) .
- ^ Болл 2003 , с. 586.
- ^ Перейти обратно: а б Рыцари Короны: Монархические рыцарские ордена в Европе позднего средневековья 1325–1520 гг. , Д'Арси Джонатан Дакр Бултон, 2000 г. ISBN 0-85115-795-5 стр. 427–428.
- ^ Отмечено Йоханом Хейзингой , «Убыль средневековья» (1919, 1924:56.
- ^ Ангелы в раннем современном мире Александра Уолшэм, Cambridge University Press, 2006 г. ISBN 0-521-84332-4 стр. 2008 год
- ↑ Святые покровители Майкла Фреза, 1992 г. ISBN 0-87973-464-7 стр. 170
- ^ Дронда, Хавьер (2013). Со Христом или против Христа: Религия и антиреспубликанская мобилизация в Наварре (1931–1936) . Тафалла: Чалапарта. стр. 54–55. ISBN 978-84-15313-31-1 .
- ^ Нидерландская скульптура 1450–1550 гг. работы Пола Уильямсона, 2002 г. ISBN 0-8109-6602-6 стр. 42
- ^ Восточное православие глазами Запада , Дональд Фэйрберн, 2002 г. ISBN 0-664-22497-0 стр. 148
- ^ «История Дамфриса» . loreburne.co.uk. Архивировано из оригинала 18 октября 2016 года . Проверено 29 ноября 2017 г.
- ^ Всех Святых, сестры бедных: англиканское сестричество в девятнадцатом веке (Рекордное общество англиканской церкви), Сьюзен Мамм 200 ISBN 0-85115-728-9 стр. 48
- ^ «Gansu Fast 3_официальная лотерейная покупка» www.orderofstmichaelanglican.com Архивировано из оригинала 29 декабря 2019 г. Проверено 13 февраля 2021 г.
- ↑ Уголок капеллана: Святой Михаил, покровитель воздушно-десантных войск и вооруженных сил . Архивировано 21 ноября 2021 г. в Wayback Machine . Объединенная база Элмендорф-Ричардсон на Аляске.
- ^ «История: 2-й иностранный парашютный полк | Информация о Французском Иностранном легионе» .
- ^ и День Святого Михаила официально отмечаются на сайте mup.gov.hr. День полиции Министерство внутренних дел . Опубликовано 29 сентября 2022 г.
- ^ Амелино , «Сказки и романы христианского Египта», ii. 142 и след.
- ^ Мидраш Бытие Раба xliv. 16
- ^ Мидраш Эстер Раба III. 8
- ^ Таргум Эстер, VI. 1
- ^ комп. Иосиф Флавий, «Муравей». xiii. 10, § 3
- ^ Гинзберг, Луи, Еврейские легенды, Том. I: Ангелы и сотворение человека. Архивировано 1 декабря 2017 г. в Wayback Machine (перевод Генриетты Сольд), Johns Hopkins University Press: 1998, ISBN 0-8018-5890-9
- ^ Макарий Симона Петры, Синаксарион: Жития святых Православной Церкви , пер. Кристофер Хукуэй (Святой монастырь Благовещения Богородицы, 1998 г.) ISBN 960-85603-7-3 ), с. 47.
- ^ Синаксарион, с. 47.
- ^ Синаксарион, с. 48.
- ^ Пирс, Гленн (2001). Тонкие тела: представление ангелов в Византии . Издательство Калифорнийского университета. п. 144. ИСБН 0-520-22405-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Святой Михаил Архангел в средневековой английской легенде Ричарда Фримена Джонсона, 2005 г. ISBN 1-84383-128-7 стр. 68
- ↑ Популярные романы Запада Англии Роберта Ханта, 2009 г. ISBN 0-559-12999-8 стр. 238
- ^ Мифы и легенды Британии и Ирландии Ричарда Джонса, 2006 г. ISBN 1-84537-594-7 стр. 17
- ^ Средневековое государство: эссе, представленные Джеймсу Кэмпбеллу Джоном Робертом Мэддикоттом, Дэвидом Майклом Паллисером, Джеймсом Кэмпбеллом, 2003 г. ISBN 1-85285-195-3 стр. 10–11.
- ^ Мон-Сен-Мишель: монах рассказывает о своем аббатстве , Жан-Пьер Мутон, Оливье Миньон, 1998 г. ISBN 2-7082-3351-3 стр. 55–56.
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Мон-Сен-Мишель» . www.newadvent.org .
- ^ Перейти обратно: а б Паломничество: от Ганга до Грейсленда: энциклопедия, Том 1 , Линда Кей Дэвидсон, Дэвид Мартин Гитлиц, 2002 г. ISBN 1-57607-004-2 стр. 398
- ^ EWTN Венчик Святого Архангела Михаила. Архивировано 29 октября 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Майкл Фриз, 1993, Голоса, видения и явления , OSV Publishing ISBN 0-87973-454-X с. 267
- ^ Джон Мильтон, Потерянный рай , 1674 г., Книга VI, строка 320. Архивировано 19 февраля 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Лонгфелло, Генри Уодсворт (1851). Золотая легенда . Бостон: Тикнор, Рид и Филдс.
- ↑ Битва архангела Михаила на небесах с драконом.
- ^ Перейти обратно: а б Святой Михаил Архангел в средневековой английской легенде Ричарда Фримена Джонсона, 2005 г. ISBN 1-84383-128-7, стр. 141–147.
- ^ Иконы и святые Восточной Православной Церкви Альфредо Традиго, 2006 г. ISBN 0-89236-845-4 стр. 188
- ^ Болл 2003 , с. 520.
- ^ «Константин и христианская империя» Чарльза Мэтсона Одала, 2004 г. ISBN 0-415-17485-6 стр. 315
- ^ «Сайт Ватикана: Сикстинская капелла» . Vaticanstate.va. Архивировано из оригинала 26 мая 2010 г. Проверено 21 июля 2010 г.
- ^ Святые в искусстве Розы Джорджи, Стефано Зуффи, 2003 г. ISBN 0-89236-717-2 стр. 274–276.
Источники
[ редактировать ]- Асале, Брук Айеле (2020). 1 Енох как христианское Писание . Пиквик. ISBN 9781532691157 .
- Болл, Энн (2003). Энциклопедия католических обрядов и практик . ISBN 0-87973-910-Х .
- Баркер, Маргарет (2006). «Ангел Рафаил в книге Товита» . В Бредине, Марк (ред.). Исследования книги Товита . А&С Черный. ISBN 9780567082299 .
- Барнс, Уильям Х. (1993). «Архангелы» . В Кугане, Майкл Дэвид; Мецгер, Брюс М. (ред.). Оксфордский справочник Библии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199743919 .
- Бромили, Джеффри Уильям · (1971). «Сатана» . Богословский словарь Нового Завета . Том. 7. Альбанские книги. ISBN 9780802822499 .
- Батлер, Альбан (1821). Жития отцов, мучеников и других главных святых . в двенадцати томах. Б. Дорнин.
- Капмак, Сенап (2017). "Майкл" . В Капмаке, Сенап (ред.). Ислам: Всемирная энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 9781610692175 .
- Коллинз, Джон Дж. (1984). Дэниел: С введением в апокалиптическую литературу . Эрдманс. ISBN 9780802800206 .
- Коллинз, Джон Дж. (1999). «Габриэль» . В Ван дер Тоорне, Карел; Бекинг, Боб; Ван дер Хорст, Питер Виллем (ред.). Словарь божеств и демонов в Библии . Эрдманс. ISBN 9780802824912 .
- Фальбуш, Эрвин (1999). «Воплощение» . В Бромили, Джеффри Уильям (ред.). Энциклопедия христианства . Том. 2. Эрдманс. ISBN 9789004116955 .
- Грин, Джин (2008). Иуды и 2 Петра . Бейкер. ISBN 9780801026720 .
- Ханна, Даррелл Д. (2011). Михаил и Христос: Михаилская традиция и ангельская христология . Випф и Сток. ISBN 9781610971539 .
- Хилл, Эндрю Э. (2008). «Даниил-Малачи» . В Лонгмане, Тремпер; Гарланд, Дэвид Э. (ред.). Библейский комментарий толкователя . Том. 8. Зондерван . ISBN 9780310268932 .
- Хьюз, Томас Патрик (1885). Словарь ислама . У. Х. Аллен. ISBN 9788120606722 .
- Ногель, Скотт Б.; Уилер, Брэннон М. (2002). Исторический словарь пророков в исламе и иудаизме . Пугало Пресс. ISBN 9780810866102 .
- Старр, Мирабай (2007). Святой Михаил: Архангел . Звучит правда. ISBN 978-1-59179-627-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эслер, Филип Фрэнсис (2017). Божий суд и придворные в Книге наблюдателей . Wipf и Stock Publishers. ISBN 9781625649089 .
- Граббе, Лестер (2003). «Товит». В Данне, Джеймс Д.Г. (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с архангелом Михаилом, на Викискладе?
- Цитаты, связанные с Михаилом (архангелом) в Wikiquote
- Михаил (архангел)
- Адам и Ева в мормонизме
- Ангелы в Книге Еноха
- Ангелы смерти
- Архангелы
- Архангелы в христианстве
- Архангелы в Исламе
- Архангел в иудаизме
- Христианские святые из Нового Завета
- Христианские святые из Ветхого Завета
- Восточно-православные святые
- Герои мифологии и легенд
- Отдельные ангелы
- Святые покровители Франции
- Коранические фигуры