Аман
Аман ( иврит : הָמָן Хаман ; также известный как Аман Агагиянин ) — главный антагонист Книги Эстер , который, согласно еврейской Библии, был чиновником при дворе Персидской империи при царе Артаксерксе , которого обычно называют Ксерксом I ( умер в 465 г. до н. э. ), но традиционно приравнивался к Артаксерксу I или Артаксерксу II . [1] Как указывает его эпитет Агагит , Аман был потомком Агага , царя амаликитян . Некоторые комментаторы интерпретируют это падение как символическое из-за его схожего характера. [2] [3]
В повествовании Книги Эстер Аман был гордым и амбициозным человеком, который требовал, чтобы все кланялись ему в знак уважения. Однако еврей по имени Мардохей отказался поклониться ему, что разгневало Амана. Желая отомстить, Аман убедил царя издать указ об всех евреев уничтожении в Персидской империи. Заговор Амана был сорван царицей Эстер , которая также была еврейкой и скрывала свою личность от царя. Эстер раскрыла Артаксерксу план Амана и умоляла его пощадить ее народ. Царь был возмущен предательством Амана и вместо этого приказал казнить его.
Этимология и значение имени
[ редактировать ]Имя приравнивается к персидскому имени Оманес. [4] ( Древнеперсидский : 𐎡𐎶𐎴𐎡𐏁 , Иманиш ), зафиксированный греческими историками. Для него было предложено несколько этимологий: оно связано с персидским словом Hamayun , что означает «прославленный». [4] [5] (в словарях имен обычно указано значение «великолепный»); со священным напитком Хаома ; [4] или с персидским именем Вохуман , что означает «хорошие мысли». Библейский критик XIX века Йенсен связал его с эламским богом Хумбаном , но эта точка зрения была отвергнута более поздними учеными. [6] Ариман , зороастрийский дух разрушения, также был предложен в качестве этимона . [ нужна ссылка ] Хошандер предполагает, что Аман — это священнический титул, а не имя собственное. [7]
Аман в еврейской Библии
[ редактировать ]Как описано в Книге Эстер , Аман был сыном Хаммедаты Агагитянина. После того как Аман был назначен главным министром царя Артаксеркса , все царские слуги были обязаны поклониться Аману, но Мордехай отказался это сделать. Возмущенный этим и зная о еврейской национальности Мардохея, Аман убедил Артаксеркса позволить ему убить всех евреев в Персидской империи . [8]
Заговору помешала царица Эстер , недавняя жена царя, которая сама была еврейкой. Эстер пригласила Амана и царя на два банкета. На втором банкете она сообщила царю, что Аман замышляет убить ее (и других евреев). Это разозлило царя, который еще больше разгневался, когда (после непродолжительного выхода из комнаты и возвращения) он обнаружил, что Аман упал на ложе Эстер, намереваясь просить пощады у Эстер, но царь истолковал это как сексуальное домогательство. [9]
По приказу царя Аман был повешен на 50 локтей высотой виселице , первоначально построенной самим Аманом по совету его жены Зереш , чтобы повесить Мардохея. [10] Тела десяти сыновей Амана также были повешены после того, как они погибли в битве с евреями. [11] Евреи также убили около 75 000 своих врагов в целях самообороны . [12]
Очевидную цель этой необычно высокой виселицы можно понять из географии Сузханы : дом Амана (где находился шест), вероятно, находился в городе Сузы (ровная местность), тогда как царская цитадель и дворец располагались на возвышенности. курган примерно на 15 метров выше города. Такой высокий столб позволил бы Аману наблюдать за трупом Мардохея во время обеда в царском дворце, если бы его планы сработали так, как было задумано. [13]
Аман в других источниках
[ редактировать ]Мидраш
[ редактировать ]По словам Ханана б. Рава , его матерью была 'Аматла'и, потомка 'Оребти' (также 'ÔrƝbtā' ворона ), очевидно, патриарха крупного нехардеанского дома. [14] [15]
TgEsth1 и TgEsth3 называют его «Аман, сын Хамедаты, потомок Агага, сына Амалика». Таргум Шени дает родословную Амана следующим образом: «Аман, сын Хаммедаты Агагитянина, сына Хады, [а] сын Кузы, [б] сын Алипилота, [с] сын Диоса, сын Диоса, [д] сын Пероса, сын Ма'дана [и] , сын Балагана, [ф] сын Антимира, [г] сын Хадруса, [час] сын Шегара, сын Негара, [я] сын Пармашты, сын Вайзаты, сын Агага, сын Сумкара, сын Амалика , сын наложницы Елифаза, сына Исава ». [16] [17] очевидно, пропущено несколько поколений . Между Агагом , казненным пророком Самуилом во времена царя Саула , и Амаликом, жившим несколькими сотнями лет раньше, [ нужна ссылка ] Согласно Мидрашу Абба Горион , Амана также называли Мемуканом , поскольку он был «предназначен для наказания». [18]
В раввинистической традиции Аман считается архетипом зла и гонителем евреев. Попытавшись истребить евреев Персии и став тем самым их злейшим врагом, Аман, естественно, стал центром многих талмудических легенд. Будучи одно время крайне бедным, он продал себя в рабство Мардохею. [19] Он работал парикмахером в Кефар Карзуме двадцать два года. [20] На одежде Амана было вышито идолопоклонническое изображение, так что поклонявшиеся ему по повелению царя поклонялись и этому изображению. [21]
Аман был также астрологом , и когда он собирался определить время геноцида евреев, он сначала бросил жребий , чтобы определить, какой день недели будет наиболее благоприятным для этой цели. [3] Однако каждый день оказывался под некоторым влиянием, благоприятным для евреев. [3] Затем он попытался определить месяц, но обнаружил, что то же самое верно для каждого месяца; таким образом, Нисан был благоприятен для иудеев из-за пасхальной жертвы; Ияр из-за маленькой Песаха. [3] Но когда он прибыл в Адар, он обнаружил, что его зодиакальный знак — Рыбы , и сказал: «Теперь я смогу проглотить их, как рыбы, которые глотают друг друга» (Эстер Рабба 7; Таргум Шени 3). [3]
У Амана было 365 советников, но ни один из них не был таким хорошим, как совет его жены Зереш. [3] Она побудила Амана построить виселицу для Мардохея, уверив его, что это единственный способ одержать победу над своим врагом, ибо до сих пор праведники всегда спасались от всякой другой смерти. [3] Поскольку Бог предвидел, что самого Амана будут повесить на виселице, он спросил, какое дерево согласится послужить орудием смерти. Каждое дерево, заявляя, что оно используется для какой-то святой цели, возражало против того, чтобы его осквернило нечистое тело Амана. Только терновое дерево не могло найти себе оправдания и поэтому предложило себя на виселицу (Эстер Раба 9; Мидраш Абба Горион 7 (изд. Бубер, Вильна, 1886); в Таргуме Шени об этом рассказывается несколько иначе).
Согласно Таргум Шени , он убил пророка Даниила , которому удалось дожить до правления Артаксеркса (Таргум Шеини на Есфирь, 4, 11).
Коран
[ редактировать ]В Коране ( Аман основном писании ислама) ( арабский : هامان , латинизированный : Хаман ) — это человек, упомянутый и связанный с фараоном Исхода. Ислам зародился в 610 году нашей эры. В «Энциклопедии Корана» МакОлиффа, среди других источников, «Аман» считается арабизированной формой египетского слова «Ха-Амана». [22] [23] Мухаммад Асад утверждает, что Аман - это Ха-Амен, как сокращение первых нескольких букв титула Первосвященника Амона hm.ntr в его книге « Послание Корана ». [24] Однако некоторые ученые не согласны с теорией о том, что Коранический Аман является египетским титулом, а не именем и самим библейским персонажем. [25] [26]
Аман появляется шесть раз в Коране. [27] четыре раза с фараоном и дважды один, [28] где Бог «Аллах» послал Моисея пригласить фараона, Амана и их народ к монотеизму и искать защиты израильтян, которых мучили Аман и фараон. Назвав Моисея колдуном и лжецом, фараон отверг призыв Моисея поклоняться Богу Моисея и отказался освободить израильских детей. Фараон поручил Аману построить высокую башню из обожженных кирпичей, чтобы фараон мог подняться и увидеть Бога Моисея. Фараон, Аман и их армия на колесницах, преследовавшая бегущих детей Израиля, утонули в Красном море , когда расступившаяся вода сомкнулась над ними. Подчинение фараона Богу в момент смерти и полного уничтожения было отвергнуто, но его труп был сохранен в качестве урока для потомков и мумифицирован. [29]
Иосиф Флавий
[ редактировать ]Иосиф Флавий упоминает Амана в своих «Иудейских древностях» . Рассказ Иосифа Флавия об этой истории основан на переводе Септуагинты Книги Эстер, а также на других греческих и еврейских источниках, некоторые из которых уже не сохранились.
Септуагинта
[ редактировать ]Греческая версия Книги Эстер, известная как Септуагинта, изображает Амана особым образом: [30]
1. Аман упоминается как «македонец» и описывается как «пришельец» для Персии. [31] Эта характеристика представляет его как чужака, а не настоящего перса.
2. Амана обвиняют в заговоре с целью передачи суверенитета Персии македонянам, а евреев царь называет «верными персами». [32] Это изображает Амана нелояльным человеком, замышляющим заговор против Персии.
3. В различных отрывках Аман упоминается как «Агагитянин» (амаликитянин), [33] «Гогите» (от проклятого города Гога), «Эбугайос» (необъяснимый термин), [34] и «Бугеан». [35] Эти ярлыки служат для того, чтобы еще больше обозначить Амана как чужеземца и врага.
4. Текст предполагает, что Аман представляет библейских амаликитян, воплощение зла, которое Бог повелевает уничтожить. [36] Таким образом, Аман символизирует зло, с которым евреи должны бороться в каждом поколении до окончательного эсхатологического торжества Царства Божия. [37]
Вульгата
[ редактировать ]Как и в Септуагинте, казнь Амана неоднозначна, наводя на мысль как о повешении , так и о распятии . Объект размером пятьдесят локтей, описанный как ксилон в Септуагинте ( древнегреческий : ξύλον , латинизированный : xulon , букв. «дерево»), также двусмысленно упоминается как «дерево» ( лат . lignum ). В переводе Вульгаты Эстер 7:10, кроме того, упоминается патибулум , который используется в других местах для описания крестовины при распятии, когда описывается судьба Амана: suspensus est itaque Aman in patibulo quod paraverat Mardocheo , «поэтому Аман был подвешен на патибулуме». он готовился к Мордехаю». [38] В углу потолка Сикстинской капеллы , изображающая находится фреска казнь Амана Микеланджело ; Аман показан распятым, подобно типичным католическим изображениям распятия Иисуса , хотя ноги раздвинуты, а аппарат напоминает натуральное дерево высотой менее пятидесяти локтей.
английские переводы
[ редактировать ]В переводах в Книге Эстер описания казни Амана эта тема рассматривается по-разному. В Библии Уиклифа упоминаются как tre (дерево), так и iebat (виселица), тогда как Ковердейл предпочитал виселицу (виселицу). В Женевской Библии использовалось дерево , но в версии короля Иакова были виселица и повешение наиболее распространенными вариантами перевода ; в Библии Дуэ -Реймса позже использовалась виселица . [38] В буквальном переводе Янга использовалось дерево и повесить . В «Новой международной версии» , «Общеанглийской Библии » и «Новом живом переводе» используется «прокол» для иврита : ויתלו и «полюс» для иврита : העץ . [39] [40]
Как бог
[ редактировать ]Якоб Хошандер утверждал, что имя Амана и имя его отца Хамедаты упоминаются Страбоном как Оманус и Анадатус , которым поклонялись вместе с Анахитой в городе Зела . Хошандер предполагает, что Аман, если связь верна, может быть священническим титулом, а не именем собственным. [7] Имена Страбона не упоминаются в персидских текстах как боги; однако Талмуд [41] и Иосиф Флавий [42] интерпретируйте описание придворных, кланяющихся Аману в Эстер 3:2, как поклонение (другие ученые полагают, что «Оманус» относится к Воху Мана ). [43] [44] [45]
Пуримские традиции
[ редактировать ]Еврейский праздник Пурим . посвящен истории освобождения евреев и поражения Амана В этот день публично читают Книгу Эстер, и при каждом упоминании имени Амана поднимается много шума и волнений. Различные шумовки ( граггеры ) используются для выражения пренебрежения к Аману путем «затирания» его имени во время чтения Мегилы . выпечку, известную как хаменташен (на идише «карманы Амана»; известная на иврите как אזני המן , озней Аман В этот день традиционно едят , «уши Амана»).
С 1890-х годов несколько ученых «согласились рассматривать [Книгу] Эстер как исторический миф или ритуал » и в целом пришли к выводу, что Пурим берет свое начало в вавилонском или персидском мифе или празднике (хотя какой из них является предметом обсуждения). . [46] [47]
В литературе и популярной культуре
[ редактировать ]Данте Божественная комедия
[ редактировать ]Аман в момент казни появляется в начале 17-й песни «Чистилища» Данте в «Божественной комедии» . Образ возникает в виде спонтанного видения, данного персонажу Данте-паломнику, цель которого — представить обвинителей Амана, Ахасевра, Есфирь и Мардохея, как символы праведного гнева. В этой вдохновленной Богом галлюцинации вымышленный Данте видит Амана как « un распятия », человека, подвергающегося распятию . [48]
Романы
[ редактировать ]В романе Маргарет Митчелл «Унесенные ветром » (1936) Аман упоминается в сцене, в которой Ретту Батлеру , находящемуся в тюрьме, грозит повешение.
В Агаты Кристи романе «Таинственное дело в Стайлсе» Аман упоминается в сцене, где Пуаро , расследующий убийство, говорит, что «повесит его так же высоко, как Амана».
Визуальные медиа
[ редактировать ]Аман охарактеризован как злой визирь султана в отрывке « Алия-Дин » телевизионного фильма 1994 года «Скуби-Ду!». в «Арабских ночах» .
Он показан как главный антагонист в эпизоде Южного парка 1999 года « Джубили », в котором он изображается пытающимся вернуться в мир смертных, чтобы снова править евреями.
Персонаж был изображен в американском художественном фильме « Одна ночь с королем» (2006), которого сыграл Джеймс Кэллис .
Американские детские телевизионные мультфильмы, в которых рассказывается библейская история Амана, включают эпизод «Царица Эстер» сериала « Величайшее приключение: Истории из Библии» (1985–1992), где его озвучивает Вернер Клемперер , и созданный компьютером мультфильм. сериал VeggieTales (2000), в котором он изображается «мистером Лантом» в эпизоде «Эстер, девушка, которая стала королевой».
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хошандер, Джейкоб (1918). «Книга Есфири в свете истории» . Еврейский ежеквартальный обзор . 9 (1/2): 1–41. дои : 10.2307/1451208 . hdl : 2027/uc1.c100234370 . ISSN 0021-6682 . JSTOR 1451208 .
- ^ «Эстер 3 Кембриджская Библия для школ и колледжей» . Библейский центр .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хирш, Эмиль; Селигсон, М.; Шехтер, Соломон (1904). «АМАН АГАГИТ» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Том. 6. Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. п. 189–190. Проверено 13 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Компакт-диск Энциклопедия иудаики, издание 1.0, 1997 г., Аман.
- ^ Калими, Исаак (2023). Книга Эстер между иудаизмом и христианством . Издательство Кембриджского университета. п. 111. ИСБН 978-1-009-26612-3 .
- ^ Патон 1908 .
- ^ Jump up to: а б Хошандер 1918 .
- ^ «Эсфирь 3» . www.sefaria.org .
- ^ «Есфирь 7:2» . www.sefaria.org .
- ^ «Есфирь 7:9» . www.sefaria.org .
- ^ «Есфирь 9:6» . www.sefaria.org .
- ^ «Есфирь 9:16» . www.sefaria.org .
- ^ Иегуда Ланди, Пурим и Персидская империя , с. 83
- ^ Бава Батра 91а, Эйн Яаков
- ^ Кидушин 70б
- ^ «Всеобъемлющий арамейский лексикон» . Cal.huc.edu . Проверено 01 марта 2021 г.
- ^ Патон, Льюис Бейлс (1908). Критический и экзегетический комментарий к книге Есфири . Чарльз Скрибнер. ISBN 978-0-8370-6297-6 .
- ^ «Мемухан - это Аман: объяснение классического пуримского медраша» . 24 марта 2016 г.
- ^ Мегилла 15а
- ^ Мегилла 16а
- ^ Эстер Раба 7
- ^ А. Х. Джонс, «Хаман», в Дж. Д. МакОлиффе (ред.), Энциклопедия Корана , 2002, Том II, соч. цит., с. 399
- ^ Асад, Мухаммед (1980). Послание Корана . Гибралтар: Дар аль-Андалус. п. 751.
- ^ Асад, Мухаммед (1980). Послание Корана . Гибралтар: Дар аль-Андалус. п. 751.
- ^ Сильверстайн, Адам «Сокрытие Эстер, раскрытие ее истории: восприятие библейской книги в исламских странах», Oxford University Press, 2018, стр. 20-21.
- ^ Рейнольдс, Габриэль Саид «Коран и Библия: текст и комментарии», Yale University Press, 2018, стр. 603-604.
- ^ Ногель, С.Б.; Уилер, Б.М. (2010). «Аман». Пророки от А до Я в исламе и иудаизме . Серия руководств от А до Я. Пугало Пресс. п. 131. ИСБН 978-1-4617-1895-6 . Проверено 23 сентября 2021 г.
- ^ «Поиск в Коране – Поиск хамана в Коране القران الكريم в английском переводе Мохсина Хана – все слова» . SearchTruth.com .
- ^ «Коран, Сура 10:92, обратите внимание: фразы «мы спасем вас» (nunajjika نُنَجِّيكَ) и «чтобы вы были» (litakūna لِتَكُونَ) все написаны (адресованы) во втором лице единственного числа, таким образом, грамматически говоря, там обращается к одному человеку, а именно к фараону, как видно из предыдущих стихов (Сура 10:90–91)» .
Итак, сегодня Мы спасем вас в теле, чтобы вы были знамением для тех, кто последует за вами. И действительно, многие из людей Наших знамений невнимательны.
- ^ Лакок, Андре. «АМАН В КНИГЕ ЭСФИР». S2CID 28428883 .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - ^ Эстер 16:10
- ^ Эстер 8:12-14.
- ^ Есфирь 3:1, 8:3, 9:10, 9:24.
- ^ Эстер 9:24 (Синайский кодекс)
- ^ Дополнения к Есфири 12:6.
- ↑ Исход 17:8–16, Числа 24:7, Второзаконие 25:17–19, 1 Царств 15, 1 Паралипоменон 4:42–43.
- ^ Мидраш Шохер Тов 9:10
- ^ Jump up to: а б «Эсфирь 7:9–10, апостольская полиглотная Библия на английском языке» . Изучайте Библию . Проверено 5 апреля 2020 г.
- ^ «Сравните переводы Есфирь 7:9» . Инструменты для изучения Библии . Проверено 5 апреля 2020 г.
- ^ «Сравните переводы Есфирь 7:10» . Инструменты для изучения Библии . Проверено 5 апреля 2020 г.
- ^ «Синедрион 61б» . www.sefaria.org . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ «Иосиф: Иудейские древности, Книга XI» . penelope.uchicago.edu . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Матасса, Лидия Д.; Сильверман, Джейсон М. (2011). Текст, теология и мастерок: новые исследования в библейском мире . Wipf и Stock Publishers. ISBN 978-1-60899-942-2 .
- ^ Справочник востоковедения: Ближний и Средний Восток . Брилл. 1991. ISBN 978-90-04-09271-6 .
- ^ Дхалла, Манекджи Нуссерванджи (1914). Зороастрийское богословие: от древнейших времен до наших дней . сл
- ^ Мур, Кэри А. (1971). Эстер . Даблдэй. См. раздел «Нееврейское происхождение Пурима». Страницы 46-49. «Каноническому статусу Эстер, возможно, противостояли те евреи, которые видели в книге защиту еврейского праздника, который, как следует из самого названия (*пур [то есть жребий]», iii 7; см. также ix 26) , был неевреем по происхождению. Конечно, современные ученые сочли объяснение имени Пурима в IX 26 натянутым и неубедительным. Более того, «светский» характер праздника предполагает языческое происхождение, то есть не указано ни молитв, ни жертвоприношений, но в Талмуде, Мегилла 7б, разрешено питье до излишества... пурим - это древнееврейская форма слова Вавилонское слово... Попытки отождествить Пурим с более ранним еврейским или греческим праздником не были ни обычными, ни убедительными, начиная с 1890-х годов , когда Генрих Циммерн и Питер Йенсен приравняли Мардохея и Эстер к вавилонским богам Мардуку и Иштар , Аману и Астинь с эламскими богами Хумманом и Машти, вавилонского происхождения Пурима, была популярна. Хотя такие ученые, как Йенсен, Зиммем, Хьюго Винклер, Бруно Мейснер и другие, выбрали в качестве прототипа Пурима разные вавилонские мифы или праздники, а именно: «Эпос о Гильгамеше» , «Вавилонская история сотворения мира», « Миф о Таммузе - Иштар» и «Праздник Загмук» , соответственно, все они согласились рассматривать Эстер как историзированный миф или ритуал. Однако в последнее время персидское происхождение Пурима получило поддержку среди ученых».
- ^ Мур, Кэри А. «Эстер, Книга», изд. Дэвид Ноэль Фридман, The Anchor Yale Bible Dictionary (Нью-Йорк: Doubleday, 1992), 637-638 «Конечно, языческое происхождение Пурима также могло бы помочь объяснить «светский» способ его празднования, т.е. и даже пьяное поведение (см. выше Мег. 7б). Кроме того, языческое происхождение праздника также могло бы помочь объяснить отсутствие различных религиозных элементов в этой истории... Но даже в последнее время ученые снова обращаются к Палестине). о происхождении фестиваля... Отсутствие историчности: [Р]аре - ученый 20-го века, который принимает эту историю за чистую монету».
- ^ Данте Алигьери, Божественная комедия , Чистилище XVII, строка 26.
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Хирш, Эмиль; Селигсон, М.; Шехтер, Соломон (1904). «АМАН АГАГИТ» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Том. 6. Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. п. 189–190.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Аманом, на Викискладе?