Аман
Аман ( иврит : הָמָן Хаман ; также известный как Аман Агагиянин ) — главный антагонист Книги Эстер , который, согласно еврейской Библии, был чиновником при дворе Персидской империи при царе Артаксерксе , обычно называемом Ксерксом I ( умер в 465 г. до н. э. ), но традиционно приравнивался к Артаксерксу I или Артаксерксу II . [ 1 ] Как указывает его эпитет Агагит , Аман был потомком Агага , царя амаликитян . Некоторые комментаторы интерпретируют это падение как символическое из-за его схожего характера. [ 2 ] [ 3 ]
В повествовании Книги Эстер Аман был гордым и амбициозным человеком, который требовал, чтобы все кланялись ему в знак уважения. Однако еврей по имени Мардохей отказался поклониться ему, что разгневало Амана. Желая отомстить, Аман убедил царя издать указ об всех евреев уничтожении в Персидской империи. Заговор Амана был сорван царицей Эстер , которая также была еврейкой и скрывала свою личность от царя. Эстер раскрыла Артаксерксу план Амана и умоляла его пощадить ее народ. Царь был возмущен предательством Амана и вместо этого приказал казнить его.
Этимология и значение имени
[ редактировать ]Имя приравнивается к персидскому имени Оманес. [ 4 ] ( Древнеперсидский : 𐎡𐎶𐎴𐎡𐏁 , Иманиш ), зафиксированный греческими историками. Для него было предложено несколько этимологий: оно связано с персидским словом Hamayun , что означает «прославленный». [ 4 ] [ 5 ] (в словарях имен обычно указано значение «великолепный»); со священным напитком Хаома ; [ 4 ] или с персидским именем Вохуман , что означает «хорошие мысли». Библейский критик XIX века Йенсен связал его с эламским богом Хумбаном , но эта точка зрения была отвергнута более поздними учеными. [ 6 ] Ариман , зороастрийский дух разрушения, также был предложен в качестве этимона . [ нужна ссылка ] Хошандер предполагает, что Аман — это священнический титул, а не имя собственное. [ 7 ]
Аман в еврейской Библии
[ редактировать ]Как описано в Книге Эстер , Аман был сыном Хаммедаты Агагитянина. После того как Аман был назначен главным министром царя Артаксеркса , все царские слуги были обязаны поклониться Аману, но Мордехай отказался это сделать. Возмущенный этим и зная о еврейской национальности Мардохея, Аман убедил Артаксеркса позволить ему убить всех евреев в Персидской империи . [ 8 ]
Заговору помешала царица Эстер , недавняя жена царя, которая сама была еврейкой. Эстер пригласила Амана и царя на два банкета. На втором банкете она сообщила царю, что Аман замышляет убить ее (и других евреев). Это разозлило царя, который еще больше разгневался, когда (ненадолго выйдя из комнаты и вернувшись) он обнаружил, что Аман упал на ложе Эстер, намереваясь просить пощады у Эстер, но царь истолковал это как сексуальное домогательство. [ 9 ]
По приказу царя Аман был повешен на 50 локтей высотой виселице , первоначально построенной самим Аманом по совету его жены Зереш , чтобы повесить Мардохея. [ 10 ] Тела десяти сыновей Амана также были повешены после того, как они погибли в битве с евреями. [ 11 ] Евреи также убили около 75 000 своих врагов в целях самообороны . [ 12 ]
Очевидную цель этой необычно высокой виселицы можно понять из географии Сузханы : дом Амана (где находился шест), вероятно, находился в городе Сузы (ровная местность), тогда как царская цитадель и дворец располагались на возвышенности. курган примерно на 15 метров выше города. Такой высокий столб позволил бы Аману наблюдать за трупом Мардохея во время обеда в царском дворце, если бы его планы сработали так, как было задумано. [ 13 ]
Аман в других источниках
[ редактировать ]Мидраш
[ редактировать ]По словам Ханана б. Рава , его матерью была 'Аматла'и, потомка 'Оребти' (также 'ÔrƝbtā' ворона ), очевидно, патриарха крупного нехардеанского дома. [ 14 ] [ 15 ]
TgEsth1 и TgEsth3 называют его «Аман, сын Хамедаты, потомок Агага, сына Амалика». Таргум Шени дает родословную Амана следующим образом: «Аман, сын Хаммедаты Агагитянина, сына Хады, [ а ] сын Кузы, [ б ] сын Алипилота, [ с ] Они от Бога, они от Богов, [ д ] сын Пероса, сын Ма'дана [ и ] , сын Балагана, [ ж ] сын Антимира, [ г ] сын Хадруса, [ ч ] сын Шегара, сын Негара, [ я ] сын Пармашты, сын Вайзаты, сын Агага, сын Сумкара, сын Амалика , сын наложницы Елифаза, сына Исава ». [ 16 ] [ 17 ] очевидно, пропущено несколько поколений . Между Агагом , казненным пророком Самуилом во времена царя Саула , и Амаликом, жившим несколькими сотнями лет раньше, [ нужна ссылка ] Согласно Мидрашу Абба Горион , Амана также называли Мемуканом , поскольку он был «предназначен для наказания». [ 18 ]
В раввинистической традиции Аман считается архетипом зла и гонителем евреев. Попытавшись истребить евреев Персии и став тем самым их злейшим врагом, Аман, естественно, стал центром многих талмудических легенд. Будучи одно время крайне бедным, он продал себя в рабство Мардохею. [ 19 ] Он работал парикмахером в Кефар Карзуме двадцать два года. [ 20 ] На одежде Амана было вышито идолопоклонническое изображение, так что поклонявшиеся ему по повелению царя поклонялись и этому изображению. [ 21 ]
Аман был также астрологом , и когда он собирался определить время геноцида евреев, он сначала бросил жребий , чтобы определить, какой день недели будет наиболее благоприятным для этой цели. [ 3 ] Однако каждый день оказывался под некоторым влиянием, благоприятным для евреев. [ 3 ] Затем он попытался определить месяц, но обнаружил, что то же самое верно для каждого месяца; таким образом, Нисан был благоприятен для иудеев из-за пасхальной жертвы; Ияр из-за маленькой Песаха. [ 3 ] Но когда он прибыл в Адар, он обнаружил, что его зодиакальный знак — Рыбы , и сказал: «Теперь я смогу проглотить их, как рыбы, которые глотают друг друга» (Эстер Рабба 7; Таргум Шени 3). [ 3 ]
У Амана было 365 советников, но ни один из них не был таким хорошим, как совет его жены Зереш. [ 3 ] Она побудила Амана построить виселицу для Мардохея, уверив его, что это единственный способ одержать победу над своим врагом, ибо до сих пор праведники всегда спасались от всякой другой смерти. [ 3 ] Поскольку Бог предвидел, что самого Амана будут повесить на виселице, он спросил, какое дерево согласится послужить орудием смерти. Каждое дерево, заявляя, что оно используется для какой-то святой цели, возражало против того, чтобы его осквернило нечистое тело Амана. Только терновое дерево не могло найти себе оправдания и поэтому предложило себя на виселицу (Эстер Раба 9; Мидраш Абба Горион 7 (изд. Бубер, Вильна, 1886); в Таргуме Шени об этом рассказывается несколько иначе).
Согласно Таргум Шени , он убил пророка Даниила , которому удалось дожить до правления Артаксеркса (Таргум Шеини на Есфирь, 4, 11).
Коран
[ редактировать ]В Коране ( Аман основном писании ислама) ( арабский : هامان , латинизированный : Хаман ) — это человек, упомянутый и связанный с фараоном Исхода. Ислам зародился в 610 году нашей эры. В «Энциклопедии Корана» МакОлиффа, среди других источников, «Аман» считается арабизированной формой египетского слова «Ха-Амана». [ 22 ] [ 23 ] Мухаммад Асад утверждал, что Аман — это Ха-Амен, сокращенно от первых нескольких букв титула Первосвященника Амона hm.ntr. в своей книге « Послание Корана » [ 24 ] Однако некоторые ученые не согласны с теорией о том, что Коранический Аман является египетским титулом, а не именем и самим библейским персонажем. [ 25 ] [ 26 ]
Аман появляется шесть раз в Коране. [ 27 ] четыре раза с фараоном и дважды один, [ 28 ] где Бог послал Моисея пригласить фараона, Амана и их народ к монотеизму и искать защиты израильтян, которых мучили Аман и фараон. Назвав Моисея колдуном и лжецом, фараон отверг призыв Моисея поклоняться Богу Моисея и отказался освободить израильских детей. Фараон поручил Аману построить высокую башню из обожженных кирпичей, чтобы фараон мог подняться и увидеть Бога Моисея. Фараон, Аман и их армия на колесницах, преследовавшая бегущих детей Израиля, утонули в Красном море , когда расступившаяся вода сомкнулась над ними. Подчинение фараона Богу в момент смерти и полного уничтожения было отвергнуто, но его труп был сохранен в качестве урока для потомков и мумифицирован. [ 29 ]
Иосиф Флавий
[ редактировать ]Иосиф Флавий упоминает Амана в своих «Иудейских древностях» . Рассказ Иосифа Флавия об этой истории основан на переводе Септуагинты Книги Эстер и других греческих и еврейских источниках, некоторые из которых уже не сохранились.
Септуагинта
[ редактировать ]Греческая версия Книги Эстер, известная как Септуагинта, изображает Амана особым образом: [ 30 ]
1. Аман упоминается как «македонец» и описывается как «пришельец» для Персии. [ 31 ] Эта характеристика представляет его как чужака, а не настоящего перса.
2. Амана обвиняют в заговоре с целью передачи суверенитета Персии македонянам, а евреев царь называет «верными персами». [ 32 ] Это изображает Амана нелояльным человеком, замышляющим заговор против Персии.
3. В различных отрывках Аман упоминается как «Агагитянин» (Амаликитянин), [ 33 ] «Гогите» (от проклятого города Гога), «Эбугайос» (необъяснимый термин), [ 34 ] и «Бугеан». [ 35 ] Эти ярлыки служат для того, чтобы еще больше обозначить Амана как чужеземца и врага.
4. Текст предполагает, что Аман представляет библейских амаликитян, воплощение зла, которое Бог повелевает уничтожить. [ 36 ] Таким образом, Аман символизирует зло, с которым евреи должны бороться в каждом поколении до окончательного эсхатологического торжества Царства Божия. [ 37 ]
Вульгата
[ редактировать ]Как и в Септуагинте, казнь Амана неоднозначна, наводя на мысль как о повешении , так и о распятии . Объект размером в пятьдесят локтей, описанный как ксилон в Септуагинте ( древнегреческий : ξύλον , латинизированный : xulon , букв. «дерево»), также двусмысленно упоминается как «дерево» ( лат . lignum ). В переводе Вульгаты Эстер 7:10, кроме того, упоминается патибулум используемый в другом месте для описания крестовины при распятии, когда описывается судьба Амана : , он приготовился к Мордехаю. [ 38 ] В углу потолка Сикстинской капеллы , изображающая находится фреска казнь Амана Микеланджело ; Аман показан распятым, подобно типичным католическим изображениям распятия Иисуса , хотя ноги раздвинуты, а аппарат напоминает натуральное дерево высотой менее пятидесяти локтей.
английские переводы
[ редактировать ]В переводах в Книге Эстер описания казни Амана эта тема рассматривается по-разному. В Библии Уиклифа упоминаются как tre (дерево), так и iebat (виселица), тогда как Ковердейл предпочитал виселицу (виселицу). В Женевской Библии использовалось дерево , но в версии короля Иакова были виселица и повешение наиболее распространенными вариантами перевода ; в Библии Дуэ -Реймса позже использовалась виселица . [ 38 ] В буквальном переводе Янга использовалось дерево и повесить . В «Новой международной версии» , «Общеанглийской Библии » и «Новом живом переводе» используется «прокол» для иврита : ויתלו и «полюс» для иврита : העץ . [ 39 ] [ 40 ]
Как бог
[ редактировать ]Якоб Хошандер утверждал, что имя Амана и имя его отца Хамедаты упоминаются Страбоном как Оманус и Анадатус , которым поклонялись вместе с Анахитой в городе Зела . Хошандер предполагает, что Аман, если связь верна, может быть священническим титулом, а не именем собственным. [ 7 ] Имена Страбона не упоминаются в персидских текстах как боги; однако Талмуд [ 41 ] и Иосиф Флавий [ 42 ] интерпретируйте описание придворных, кланяющихся Аману в Эстер 3:2, как поклонение (другие ученые полагают, что «Оманус» относится к Воху Мана ). [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ]
Пуримские традиции
[ редактировать ]Еврейский праздник Пурим . посвящен истории освобождения евреев и поражения Амана В этот день публично читают Книгу Эстер, и при каждом упоминании имени Амана поднимается много шума и волнений. Различные шумогенераторы ( граггеры ) используются для выражения пренебрежения к Аману путем «затирания» его имени во время чтения Мегилы . выпечку, известную как хаменташен (на идише «карманы Амана»; известная на иврите как אזני המן , озней Аман В этот день традиционно едят , «уши Амана»).
С 1890-х годов несколько ученых «согласились рассматривать [Книгу] Эстер как исторический миф или ритуал » и в целом пришли к выводу, что Пурим берет свое начало в вавилонском или персидском мифе или празднике (хотя какой из них является предметом обсуждения). . [ 46 ] [ 47 ]
В литературе и популярной культуре
[ редактировать ]Данте Божественная комедия
[ редактировать ]Аман в момент казни появляется в начале 17-й песни «Чистилища» Данте в «Божественной комедии» . Образ возникает в виде спонтанного видения, данного персонажу Данте-паломнику, цель которого — представить обвинителей Амана, Ахасевра, Есфирь и Мардохея, как символы праведного гнева. В этой вдохновленной Богом галлюцинации вымышленный Данте видит Амана как « un распятия », человека, подвергающегося распятию . [ 48 ]
Романы
[ редактировать ]В романе Маргарет Митчелл «Унесенные ветром » (1936) Аман упоминается в сцене, в которой Ретту Батлеру , находящемуся в тюрьме, грозит повешение.
В Агаты Кристи романе «Таинственное дело в Стайлсе» Аман упоминается в сцене, где Пуаро , расследующий убийство, говорит, что «повесит его так же высоко, как Амана».
Визуальные медиа
[ редактировать ]Аман охарактеризован как злой визирь султана в отрывке « Алия-Дин » телевизионного фильма 1994 года «Скуби-Ду!». в «Арабских ночах» .
Он показан как главный антагонист в эпизоде Южного парка 1999 года « Джубили », в котором он изображается пытающимся вернуться в мир смертных, чтобы снова править евреями.
Персонаж был изображен в американском художественном фильме « Одна ночь с королем» (2006), которого сыграл Джеймс Каллис .
Американские детские телевизионные мультфильмы, в которых рассказывается библейская история Амана, включают эпизод «Царица Эстер» сериала « Величайшее приключение: Истории из Библии» (1985–1992), где его озвучивает Вернер Клемперер , и созданный компьютером мультфильм. сериал VeggieTales (2000), в котором он изображается «мистером Лантом» в эпизоде «Эстер, девушка, которая стала королевой».
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хошандер, Джейкоб (1918). «Книга Есфири в свете истории» . Еврейский ежеквартальный обзор . 9 (1/2): 1–41. дои : 10.2307/1451208 . hdl : 2027/uc1.c100234370 . ISSN 0021-6682 . JSTOR 1451208 .
- ^ «Эстер 3 Кембриджская Библия для школ и колледжей» . Библейский центр .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хирш, Эмиль; Селигсон, М.; Шехтер, Соломон (1904). «АМАН АГАГИТ» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Том. 6. Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. п. 189–190. Проверено 13 февраля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Компакт-диск Энциклопедия иудаики, издание 1.0, 1997 г., Аман.
- ^ Калими, Исаак (2023). Книга Эстер между иудаизмом и христианством . Издательство Кембриджского университета. п. 111. ИСБН 978-1-009-26612-3 .
- ^ Патон 1908 .
- ^ Перейти обратно: а б Хошандер 1918 .
- ^ «Эсфирь 3» . www.sefaria.org .
- ^ «Есфирь 7:2» . www.sefaria.org .
- ^ «Есфирь 7:9» . www.sefaria.org .
- ^ «Есфирь 9:6» . www.sefaria.org .
- ^ «Есфирь 9:16» . www.sefaria.org .
- ^ Иегуда Ланди, Пурим и Персидская империя , с. 83
- ^ Бава Батра 91а, Эйн Яаков
- ^ Кидушин 70б
- ^ «Всеобъемлющий арамейский лексикон» . Cal.huc.edu . Проверено 01 марта 2021 г.
- ^ Патон, Льюис Бейлс (1908). Критический и экзегетический комментарий к книге Есфири . Чарльз Скрибнер. ISBN 978-0-8370-6297-6 .
- ^ «Мемухан - это Аман: объяснение классического пуримского медраша» . 24 марта 2016 г.
- ^ Мегилла 15а
- ^ Мегилла 16а
- ^ Эстер Раба 7
- ^ А. Х. Джонс, «Хаман», в Дж. Д. МакОлиффе (ред.), Энциклопедия Корана , 2002, Том II, соч. цит., с. 399
- ^ Асад, Мухаммед (1980). Послание Корана . Гибралтар: Дар аль-Андалус. п. 751.
- ^ Асад, Мухаммед (1980). Послание Корана . Гибралтар: Дар аль-Андалус. п. 751.
- ^ Сильверштейн, Адам «Сокрытие Эстер, раскрытие ее истории: восприятие библейской книги в исламских странах», Oxford University Press, 2018, стр. 20-21.
- ^ Рейнольдс, Габриэль Саид «Коран и Библия: текст и комментарии», Yale University Press, 2018, стр. 603-604.
- ^ Ногель, С.Б.; Уиллер, Б.М. (2010). «Аман». Пророки от А до Я в исламе и иудаизме . Серия руководств от А до Я. Пугало Пресс. п. 131. ИСБН 978-1-4617-1895-6 . Проверено 23 сентября 2021 г.
- ^ «Поиск в Коране – Поиск хамана в Коране, Священный Коран в английском переводе Мохсина Хана – все слова » . SearchTruth.com .
- ^ «Коран, Сура 10:92, обратите внимание: фразы «мы спасем вас» (nunajjika نُنَجِّيكَ) и «чтобы вы были» (litakūna لِتَكُونَ) все написаны (адресованы) во втором лице единственного числа, таким образом, грамматически говоря, там обращается к одному человеку, а именно к фараону, как видно из предыдущих стихов (Сура 10:90–91)» .
Итак, сегодня Мы спасем вас в теле, чтобы вы были знамением для тех, кто последует за вами. И действительно, многие из людей Наших знамений невнимательны.
- ^ Лакок, Андре. «АМАН В КНИГЕ ЭСФИР». S2CID 28428883 .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - ^ Эстер 16:10
- ^ Эстер 8:12-14.
- ^ Есфирь 3:1, 8:3, 9:10, 9:24.
- ^ Эстер 9:24 (Синайский кодекс)
- ^ Дополнения к Есфири 12:6.
- ↑ Исход 17:8–16, Числа 24:7, Второзаконие 25:17–19, 1 Царств 15, 1 Паралипоменон 4:42–43.
- ^ Мидраш Шохер Тов 9:10
- ^ Перейти обратно: а б «Эсфирь 7:9–10, апостольская полиглотная Библия на английском языке» . Изучайте Библию . Проверено 5 апреля 2020 г.
- ^ «Сравните переводы Есфирь 7:9» . Инструменты для изучения Библии . Проверено 5 апреля 2020 г.
- ^ «Сравните переводы Есфирь 7:10» . Инструменты для изучения Библии . Проверено 5 апреля 2020 г.
- ^ «Синедрион 61б» . www.sefaria.org . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ «Иосиф: Иудейские древности, Книга XI» . penelope.uchicago.edu . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Матасса, Лидия Д.; Сильверман, Джейсон М. (2011). Текст, теология и мастерок: новые исследования в библейском мире . Wipf и Stock Publishers. ISBN 978-1-60899-942-2 .
- ^ Справочник востоковедения: Ближний и Средний Восток . Брилл. 1991. ISBN 978-90-04-09271-6 .
- ^ Дети, Манекджи Нуссерванджи (1914). Зороастрийское богословие: от древнейших времен до наших дней . сл
- ^ Мур, Кэри А. (1971). Эстер . Даблдэй. См. раздел «Нееврейское происхождение Пурима». Страницы 46-49. «Каноническому статусу Эстер, возможно, противостояли те евреи, которые видели в книге защиту еврейского праздника, который, как следует из самого названия (*пур [то есть жребий]», iii 7; см. также ix 26) , был неевреем по происхождению. Конечно, современные ученые сочли объяснение имени Пурима в IX 26 натянутым и неубедительным. Более того, «светский» характер праздника предполагает языческое происхождение, то есть ни молитвы, ни жертвоприношения не указаны, но в Талмуде, Мегила 7б, разрешено питье до избытка... пурим - это еврейская форма слова Вавилонское слово... Попытки отождествить Пурим с более ранним еврейским или греческим праздником не были ни обычными, ни убедительными, начиная с 1890-х годов , когда Генрих Циммерн и Питер Йенсен приравняли Мардохея и Эстер к вавилонским богам Мардуку и Иштар , Аману и Астинь с эламскими богами Хумманом и Машти, праздником Пурима вавилонского происхождения, был популярен. Хотя такие ученые, как Йенсен, Зиммем, Хьюго Винклер, Бруно Мейснер и другие, выбрали в качестве прототипа Пурима разные вавилонские мифы или праздники, а именно: «Эпос о Гильгамеше» , «Вавилонская история сотворения мира», « Миф о Таммузе - Иштар» и «Праздник Загмук» , соответственно, все они согласились рассматривать Эстер как историзированный миф или ритуал. Однако в последнее время персидское происхождение Пурима получило поддержку среди ученых».
- ^ Мур, Кэри А. «Эстер, Книга», изд. Дэвид Ноэль Фридман, The Anchor Yale Bible Dictionary (Нью-Йорк: Doubleday, 1992), 637-638 «Конечно, языческое происхождение Пурима также помогло бы объяснить «светский» способ его празднования, т.е. и даже пьяное поведение (ср. выше Мег. 7б). Кроме того, языческое происхождение праздника также могло бы помочь объяснить отсутствие различных религиозных элементов в этой истории... Но даже в последнее время ученые снова обращаются к Палестине). о происхождении фестиваля... Отсутствие историчности: [Р]аре - ученый 20-го века, который принимает эту историю за чистую монету».
- ^ Данте Алигьери, Божественная комедия , Чистилище XVII, строка 26.
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Хирш, Эмиль; Селигсон, М.; Шехтер, Соломон (1904). «АМАН АГАГИТ» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Том. 6. Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. п. 189–190.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Аманом, на Викискладе?