Могила Эстер и Мордехая
Могила Эстер и Мордехая | |
---|---|
Родное имя Гробница Эстер и Мордехая (на персидском языке) Могила Эстер и Мордехая ( на иврите) Музей Эстер и Мардохея (на армянском языке) | |
Тип | Мавзолей |
Расположение | Хамадан , Иран |
Могила Эстер и Мордехая персидский : آرامگەه استير و مردخای , Могила Эстер и Мордехая ; иврит : Եսթ ( ; армянский : Словарь Эстер и Мордехая NC ev t'angarany — могила расположен в Хамадане , Иран. ) Иранские евреи и иранские христиане считают, что здесь находятся останки библейской царицы Эстер и ее двоюродной сестры. [ 1 ] Мордехая , и это самое важное место паломничества евреев и христиан в Иране. [ 2 ] [ 3 ] Об этом нет упоминания ни в Вавилонском , ни в Иерусалимском Талмуде , а иранская еврейская традиция не поддерживается евреями за пределами Ирана. [ 4 ]
История
[ редактировать ]Гробница Эстер и Мордехая находится в Хамадане, внутри мавзолея, предположительно построенного в 1600-х годах. [ 2 ] и впервые засвидетельствовано в 11 веке. Вениамин Туделинский посетил город, в котором, по его подсчетам, проживало 50 000 евреев, и описал гробницу как перед синагогой. [ 4 ] [ 5 ] Шахин Ширази XIV века в своей книге «Ардашир-намах» был первым известным персидским евреем, написавшим о снах Эстер и Мордехая и о путешествии, которое они совершили в Хамадан, заявив, что они умерли в синагоге с разницей в час. Повествование о Ширази может происходить из более ранних иудео-персидских источников, ныне исчезнувших. [ 4 ] [ 6 ] По данным Национальной библиотеки Израиля , французский исследователь в начале 20-го века обнаружил драгоценности в нише, расположенной в потолке мавзолея, и поместил их в Лувр . В нем добавляется, что корона среди тайника, по мнению еврейской общины Хамадана, принадлежала Эстер. [ 2 ] Ни одно из этих утверждений не похоже на правду. [ 2 ]
В 1850 году это место посетил Дж. Дж. Беньямин и написал, что здесь проживало около 500 еврейских семей и было три синагоги. Гробницы он описал как расположенные в великолепном здании прямо внутри городских стен, которое местные евреи посещали ежемесячно и где в Пурим читали Книгу Эстер и к гробницам прижимали ладони верующие. [ 4 ] [ 7 ] Десять лет спустя Йехиэль Фишель Кастельман также похвалил великолепие гробниц, сославшись на предание местных жителей о том, что ее построил некто Кир, сын Эстер; На куполе была написана дата, но он не смог ее прочитать. [ 4 ] [ 8 ] Якоб Эдуард Полак в том же десятилетии описал святыню как единственное место, куда совершали паломничества персидские евреи, и написал о ней как о центре еврейского квартала и их единственном национальном святом месте в Персии. Он записал надписи на дубовых гробах внутри: заключительные разделы Книги Эстер вместе с именами трех жертвователей, которые внесли свой вклад в ремонт, и дату 1309/10 г. н.э. В отдельной комнате была написана дата 1140 г. н.э. [ 4 ] [ 9 ] Правительство Ирана утверждает, что нынешнее строение восходит к Ильханату , а надпись на иврите датирует постройку сооружения «1618 годом» ( א׳תרי״ח ) был записан путешественником в 1910 году, [ 10 ] хотя неясно, какой календарь использовался для этой даты. [ 11 ]
В 1891 году гробница была описана как состоящая из внешней и внутренней камеры, увенчанной куполом высотой около 50 футов (15 м). Купол был покрыт синей плиткой, но большая ее часть отпала. Во внешней камере находилось несколько могил достойных евреев. [ 12 ] Менахем ха-Леви, раввин Хамадана, писал в 1932 году, что здание имело высоту 20 м, что на дверном проеме была надпись из главы Исайи 26-й , что первая комната была построена два столетия назад над могилой врача и посланник из Хеврона , и что в центре комнаты был похоронен главный раввин Хамадана XIX века. Между главными гробницами он описал проход в пещеру внизу, к которой можно было получить доступ для обслуживания. [ 4 ] [ 13 ] Археолог Эрнст Герцфельд отверг идею о том, что кенотафы были связаны с Эстер и Мордехаем, утверждая, что они были похоронены в Сузах , и утверждал, что вместо этого это могила Шушандухт , дочери позднеантичного экзиларха Хуны бар Натана , жены Йездигерда I , и мать Бахрама В. [ 4 ] [ 14 ] По мнению Стюарта К. Брауна, это место, скорее всего, действительно является гробницей Шушандухта, еврейской супруги сасанидского царя Йездигерда (399–420). [ 15 ] Местная легенда гласит, что яма между двумя гробницами ведет прямо в Иерусалим. [ 2 ]
Город Хамадан , в котором расположена святыня, является древней Хагматаной/Экбатаной, столицей Мидийской империи , которая также служила одной из трех одновременных столиц последующей империи Ахеменидов . Это династия, к которой Библия относит историю Эстер и Мордехая, которая является основой современного еврейского праздника Пурим .
Гробница вместе с храмом Бандар-Аббас Вишну и христианским кладбищем в Эсламшехре стали объектом поджогов в середине мая 2020 года. Разрушения были минимальными и ограничивались дымом, при этом, как сообщается, сам пожар не привел к серьезным повреждениям конструкции. Хотя многочисленные еврейские организации по всему миру осудили инцидент и потребовали быстрого расследования, правительство Ирана не отреагировало ни на сообщение, ни на призывы к арестам. [ 16 ] Расследование, проведенное чиновниками Хамадана, подтвердило незначительные повреждения от дыма и объявило, что восстановительные работы начнутся на той же неделе, но воздержалось от комментариев по поводу причины пожара. На изображениях входа в комплекс видно, что Звезда Давида входа, , расположенная на фрамуге была частично разрушена, а также два небольших граффити по обе стороны от дверного косяка — одно изображение Касема Сулеймани с надписью «Жесткая месть», а другое — изображение Хезболлы. генерала Секретарь Хасан Насралла подписал подпись: «Обещание выполнено», хотя повреждение Звезды Давида датировано 2017 годом. [ 17 ] В октябре 2023 года гробницы были осквернены в результате войны между Израилем и ХАМАСом в секторе Газа . [ 18 ] 3 апреля 2024 года, после взрыва Израилем в 2024 году иранского посольства в Дамаске , святыня снова подверглась нападению со стороны нападавших с коктейлями Молотова. Губернатор Хамадана сообщил о незначительном ущербе после того, как преступников заметили на видеонаблюдении. Мавзолей является важным местом паломничества, особенно для иранских евреев, а также христиан и мусульман. [ 19 ]
Альтернативное местоположение
[ редактировать ]Другая традиция, впервые зафиксированная в средние века , помещает могилы Эстер и Мордехая на галилейском археологическом участке Кфар-Барам , недалеко от кибуца одноименного Барам , вдоль с северной границы Израиля Ливаном . [ 20 ] [ 21 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Эжен Фланден (1840)
-
Эжен Фланден (1840)
-
Интерьер (2008)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Отрывок из Библейских ворот: Эстер 2:7, Эстер 2:15 - Новая версия короля Иакова» . Библейский шлюз . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Возмущение по поводу поджога гробницы Мордехая и Эстер в Иране», The Times of Israel, 15 мая 2020 г.
- ^ «Иранская гробница Эстер привлекает паломников всех религиозных направлений» . Гаарец . 22 марта 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Нетцер, Амнон (2012) [1998]. «Эсфирь и Мордехай». Энциклопедия Ираника . Том. III:6 (Интернет-изд.). Нью-Йорк. стр. 657–658.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Бенджамин Туделинский, Маршрут раввина Бенджамина Туделовского , изд. и тр. А. Ашер, Нью-Йорк, 1840, стр.57.
- ^ В. Бахер, «Le Livre d'Ezra de Schahin Schirazi», Revue des études juives 55, 1908a, стр. 280-313; I dem ., Zwei jüdisch-persische Dichter Schahin und Imrani , Страсбург, 1908b.
- ^ Израиль Джозеф Беньямин II, Пять лет путешествия по Востоку 1846-1851 гг. , Париж, 1856 г., стр. 153-56.
- ^ Ю. Ф. Кастельман, Масаот шалиях Цефат бе-арцот ха-мизрах , Иерусалим, 1942, стр. 71-72.
- ^ Дж. Э. Поллак, «Евреи в Персии, Мордехай и Грамбал Эстер», Ежегодник для израильтян , Вена, 1856 г., стр. 142–52.
- ^ [Мацева Мордехай ха-Цадик и Эстер ха-Малка…] [Картинка Пурима] . Национальная библиотека Израиля . 1910.
- ^ Общество еврейских исследований (Франция) (1898 г.). Обзор иудаики (на французском языке). Общество еврейских исследований. п. 243 . Проверено 15 мая 2024 г.
- ^ Епископ Изабелла Л. (1891). Путешествия по Персии и Курдистану: включая лето в регионе Верхний Карун и посещение несторианских райев; с портретом, картами и иллюстрациями . Том. II. Лондон: Мюррей. стр. 153–154.
- ↑ М. ха-Леви, Мордехай ве-Эстер бе-Шушан , Иерусалим, 1932.
- ^ Э. Э. Герцфельд, Археологическая история Ирана , Лондон, 1935, стр. 104-7.
- ^ Стюарт Браун (1997). «Экбатана». В Эрике М. Мейерсе (ред.). Оксфордская энциклопедия археологии Ближнего Востока . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. стр. 186–187.
- ^ Вайнталь, Бенджамин (17 мая 2020 г.). "В Иране подожжена еврейская святыня Эстер и Мордехая - сообщает" . «Джерузалем Пост» . Проверено 3 февраля 2024 г.
- ^ «Антисемитизм и ненависть, организованные в Исламской Республике + Фото» [Антисемитизм и ненависть, организованные в Исламской Республике + Фото] (на персидском языке). 1 июня 2016 г. Архивировано из оригинала 31 августа 2021 г. Проверено 3 февраля 2024 г.
- ^ «Иранцы осквернили могилы Мордехая и Эстер, евреи просили защиты» . Национальные новости Израиля . 26 октября 2023 г. Проверено 3 февраля 2024 г.
- ^ «Иранцы осквернили могилы Мордехая и Эстер, евреи просили защиты» . Иранский международный . 3 апреля 2024 г. Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ Фройнд, Майкл (9 марта 2009 г.). «Где могила Мордехая и Эстер?» . НУ Жизнь . Проверено 3 февраля 2024 г.
- ^ Таль, Ривка (28 февраля 2001 г.). «Оно не закопано » www.chareidi.org . Проверено 3 февраля 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Яшарпур, Далия (2010). «Эсфирь и Мордехай – Гробница» . В Нормане А. Стиллмане (ред.). Энциклопедия евреев в исламском мире . Брилл Онлайн.
- Эстер
- Здания и сооружения в провинции Хамадан
- Еврейские мавзолеи
- места еврейского паломничества
- Евреи и иудаизм в Персии и Иране
- Восточно-православные места паломничества
- Христианство в Иране
- Мавзолеи в Иране
- Религиозные здания и сооружения в Иране
- Могилы библейских людей
- Женщины и смерть
- Туристические достопримечательности провинции Хамадан
- Пустыня