Могила Фирдоуси
Могила Фирдоуси | |
---|---|
Могила Фирдоуси | |
![]() | |
![]() | |
Общая информация | |
Архитектурный стиль | Иранская архитектура |
Город или город | Мешхед , |
Страна | Иран |
Завершенный | 1934 |
Проектирование и строительство | |
Архитектор(ы) | Хушанг Сейхун |
Гробница Фирдоуси ( персидский : آرامጋه فردوسی , Âramgâh-e Ferdowsi ) — комплекс гробниц, состоящий из белого мраморного основания и декоративного здания, возведенного в честь персидского поэта Фирдоуси, расположенного в Тусе, Иран , в провинции Хорасан Разави . Он был построен в начале 1930-х гг. [ 1 ] при режиме Реза-шаха и использует в основном элементы архитектуры Ахеменидов, чтобы продемонстрировать богатую культуру и историю Ирана. Строительство мавзолея, а также его эстетический дизайн являются отражением культурного и геополитического статуса Ирана того времени.
Фон
[ редактировать ]Фирдоуси , влиятельный персидский поэт и автор персидского эпоса Шахнаме , умер в 1020 году нашей эры в Тусе , Иран (Персия), в том же городе, в котором он родился. [ 2 ] Несмотря на весь свой литературный вклад, Фирдоуси при жизни не получил признания. И только после его смерти его стихи завоевали ему восхищение. В течение сотен лет его местом упокоения было не что иное, как небольшое святилище с куполом, воздвигнутое Газневидским правителем Хорасана , без какого-либо постоянного здания в саду его дома, где его первоначально похоронила дочь Фирдоуси. [ 3 ] В первые годы 20-го века Иран начал осознавать свою решающую роль в определении идентичности Ирана . [ 3 ]


Лишь в 1934 году иранское правительство, находившееся тогда под контролем Реза-шаха , первого короля династии Пехлеви , признало культурную и литературную ценность Фирдоуси и воздвигло постоянную гробницу в его честь. [ 3 ] поэта Также было проведено празднование тысячелетия , на которое были приглашены ученые из ряда стран, в том числе советского Таджикистана , Индии , Армении и Европы ( Германии , Франции , Англии ). Были собраны средства, в основном пожертвования ученых- парсов , на строительство статуи поэта на месте его могилы. [ нужны разъяснения ] Семья Пехлеви использовала Фирдоуси для повышения культурного престижа Ирана, но при этом едва не стоило Фирдоуси его могилы, поскольку после исламской революции разочарование в иранском шахе едва не привело к разрушению гробницы революционерами. [ 3 ] [ 4 ]
Первоначально гробница была спроектирована иранским архитектором Хаджем Хосейном Лурзаде , который, помимо гробницы Фердоуси, также создал около 842 мечетей , а также частный дворец Рамсара, часть украшения дворца Мармар, мечеть Имама Хоссейна в Тегеране , Мечеть Мотахари и различные части храма Хазрат-и-Сейед-о-Шухада в Кербеле , Ирак . [ 5 ] Нынешний дизайн сооружения приписывается в основном Кариму Тахерзаде , который заменил старый куполообразный дизайн Лурзаде на современный кубический дизайн. [ 6 ]
Гробница Фирдоуси, напоминающая гробницу Кира Великого , построена в стиле ахеменидской архитектуры . Существует четкая связь между выбором архитектурного стиля и политикой Ирана того времени. За четыре года до прихода к власти в 1922 году Реза-шаха группа светских иранских реформистов создала « Общество национального наследия » (СНХ, или по-персидски анджоман-е асар-е мели ). [ 7 ] Состоящая в основном из образованных на Западе интеллектуалов, выступающих за реформы, таких как Абдолхосейн Теймурташ , Хасан Пирния , Мостоуфи ол-Мамалек , Мохаммед Али Форуги , Фируз Мирза Фирус Носрат ад-Доуле и Кейхосров Шахрох , SNH сыграла решающую роль в получении средств от Иранский парламент. [ 7 ] Ирана Кейхосров Шахрох, представитель зороастрийцев в иранском парламенте, был особенно активен в возрождении архитектуры Ахеменидов и Сасанидов в Иране в 1930-х годах. [ 7 ] [ 8 ]
-
Могила Фирдоуси около 1930-х годов, работы Андре Годара и Теймурташа .
-
Третий архитектурный проект мавзолея Фирдоуси работы Тахерзаде Бехзада.
-
Один из первых билетов, проданных к тысячелетию Фирдоуси, ясно показывает многослойную структуру гробницы.
-
Могила Фирдоуси, Тус, Иран.
-
Памятная медаль в честь тысячелетия Фирдоуси
Конструктивные детали
[ редактировать ]Основная структура гробницы имеет прямоугольную форму с большим садом, окружающим ее и взаимодействующим со структурой в персидском стиле садоводства, известном как Чар-баг (или Чахарбах, что в переводе с персидского языка означает « четыре сада »). В центре креста, созданного ножками окружающего его сада, находится здание, построенное преимущественно из белого мрамора . Здание можно разделить на «широкую камеру», лежащую у основания, и кубическое сооружение наверху с четырьмя колоннами, окружающими его, со сценами из эпоса Шахнаме и текстом, украшающим его. Тело поэта фактически похоронено в центре прямоугольной широкой камеры под кубом с четырьмя колоннами . [ 3 ] От самой нижней точки широкой камеры до уровня куба ведут двенадцать (12) ступенек. Широкое основание имеет общую высоту 16 м. Здание имеет равные размеры по 30 м с каждой стороны.
Ниже приведены схематические изображения широкого основания гробницы и части здания с воздуха, а также их топография:
Уникальной особенностью конструкции гробницы Фирдоуси было ее сходство с гробницей Кира Великого в Пасаргадах . Гробница Кира также имеет прямоугольную конструкцию, расположенную на прямоугольном, постепенно поднимающемся основании. [ 9 ] Это сходство является преднамеренным, поскольку проектировщик этого здания намеревался отменить первоначальный ахеменидский архитектурный стиль. Фактически, каждая грань здания имеет зороастрийский символ, известный как Фаравахар . Это не случайно. Сегодня это имеет множество применений в архитектуре Ахеменидов, в основном в Персеполе в провинции Фарс . «Общество национального наследия Ирана» (SNH) во многом полагалось на использование Фаравахара, поскольку это было символическое изображение древнего Ирана со времен Ахеменидов. [ 5 ] [ 7 ] Многие постройки 1930-х годов, в том числе тогдашний Национальный банк Ирана, использовали Фаравахар, что неудивительно, учитывая, что тот же архитектор, который создал гробницу Фердоуси, также создал Национальный банк Ирана. [ 5 ]
-
Хорошо сохранившаяся колонна в Персеполе . Обратите внимание на двух быков и украшения.
-
Вид с воздуха и профиль здания, стоящего на широком основании.
-
Фасад здания мавзолея Фирдоуси; Обратите внимание на колонны и двух быков.
-
Фотография из Персеполя, на которой изображен Фаравахар, а также цветочное оформление. Подобное, хотя и не точное, цветочное украшение использовано в гробнице Фирдоуси.
-
Национальный банк Ирана в 1946 году с символом Фаравахара вверху.
-
Перспольские абстрактные узоры персидской колонны - интерьер гробницы Фирдоуси
-
Декоративные узоры, деталь фриза с грифонами во дворце Дария в Сузах . Глазурованный кремнистый кирпич, ок. 510 г. до н.э.
-
Вид в профиль здания с изображением символа Фаравахара, а также персидской поэзии, выгравированной на дверных панелях.
-
Вид с воздуха и профиль прямоугольного «широкого основания» гробницы.
-
Этот повторяющийся шестиугольный узор используется для украшения пола «широкого основания».
-
Пруд и фонтаны мавзолея Фирдоуси и больницы Тооса Разави.
-
еще два здания мавзолея Фирдоуси
-
еще два здания мавзолея Фирдоуси
Более пристальный взгляд на здание показывает, что в углах прямоугольной конструкции имеется по четыре колонны, каждая с двумя полузаглубленными колоннами, выступающими в виде глубоких фризов на каждой грани конструкции. Каждая колонна фриза имеет коробку, за которой следует знак быка с двумя рогами, который очень похож, если не является точной имитацией дизайна колонны Персеполя. Колонны украшены рифлением на 3/4 длины, при этом последняя часть сохранена. Общий эффект призван создать грандиозный жест. Колонны достигают высоты самого здания, высота которого составляет 30 метров. (ширина здания также 30 м). [ 10 ] Мраморные украшения используются для украшения сайдинга и пола конструкции «широкое основание», а также стены. В конструкции обычно используются персидские цветочные узоры (концентрические цветочные узоры, состоящие из цветка с семью (7) овальными гранулами, окружающими центральный круг) и шестиугольные мраморные узоры.
Сравнение колонн Персеполя и колонн, использованных в мавзолее Фирдоуси:
Исторический контекст
[ редактировать ]История Ирана тесно связана с геополитическими изменениями, которые произошли с момента основания империи Ахеменидов в Персиде вплоть до современного Ирана. Два главных события имеют решающее значение в истории Ирана, особенно в его литературной истории, касающейся Фирдоуси: арабское завоевание Персии и монгольское вторжение в Персию.
Фирдоуси прожил жизнь бедняка, постоянно переезжая от двора к двору, и в конце концов умер бедным вдовцом, потеряв единственного сына. [ 3 ] Тус когда-то был богатым городом в Большом Хорасане , но его неоднократно разграбляли турки-огузы , монголы и узбеки из степи. [ 3 ] Это, а также растущее влияние Мешада как политического и религиозного центра в Хорасане сформировало опыт Фирдоуси и во многом повлияло на его творчество, поскольку Тус потерял престиж. Кроме того, арабский язык обрел престиж на землях, завоеванных арабами, и существовала угроза среднего персидского языка потери в пользу арабского языка . Роль Фирдоуси имеет решающее значение, поскольку, используя наименьшее количество заимствованных слов, он перевел среднеперсидский язык (пехлеви) на современный персидский язык (фарси). [ 11 ]
В период, предшествовавший строительству мавзолея, националистические настроения в Иране были высокими. [ 12 ] Возобновилось чувство национальной идентичности, отчасти из-за давления, ощущаемого иностранными державами, включая постоянную англо-персидскую политическую борьбу, особенно по вопросам нефти, а отчасти из-за неспособности династии Каджаров защитить иранские земли в Центральной Азии от русским и на востоке англичанам. Англо-Иранская нефтяная компания (АМОК) была важным источником раздора для иранцев. Один журналист, обучавшийся в этот период времени, отражает личный опыт, полученный им и его коллегами:
Мы поддерживали Реза-шаха и хотели поддержать его усилия по созданию современного национального государства, которое избавило бы нас от нашей отсталости. В это время мы говорили о паниранизме, или воссоединении Афганистана с Ираном. Мы также говорили о национализме. Фирдоуси стал очень популярным отчасти из-за поддержки его Реза-шаха, а также отчасти из-за националистических импульсов, которые вдохновлял шахнаме. [ 12 ]
На архитектуру гробницы Фирдоуси также повлияла личная жизнь поэта, отражающая постоянную борьбу между бедным поэтом и ленивым королем, невзгоды и надежды. Общество национального наследия в 1930-х годах, опираясь на попытку поэта возродить персидский язык, также попыталось возродить персидскую культуру и иранскую идентичность посредством архитектуры. [ 13 ] Во многом это было воспринято буквально: персидские стихи из Шахнаме были выгравированы на белых мраморных гранях здания мавзолея поэта.
После иранской революции и гробница Фирдоуси, и даже мавзолей Кира Великого пережили первоначальный хаос. Одной из самых опасных угроз для структуры было то, что новый режим приравнял ее к поздней династии Пехлеви и разрушил. Однако это не так, и вместо этого было поддержано новым местным правительством, поскольку Фирдоуси был набожным мусульманином- шиитом . [ 14 ]
-
Поврежденная скульптура гробницы Фердоуси работы Ферейдуна Седдеги.
Дизайн интерьера
[ редактировать ]
» Фирдоуси « Шахнаме вдохновляет рассказы о героических поступках главных героев, сражающихся против своих противников. В этом смысле это национальный эпос , который включает в себя не только вымышленных и литературных деятелей, но также включает в себя части истории доисламского Ирана. Это привело к тому, что интерьер здания Фирдоуси отразил те же героические сцены. [ 1 ] Главным архитектором, ответственным за дизайн интерьера гробницы Фирдоуси, является Ферайдун Садеги , который создал сцены глубокого фриза с использованием трехмерных статуй, каждая из которых изображает сцену из Шахнаме . Ростам , герой книги Шахнаме, находится в центре внимания большинства сцен внутри здания. Поскольку «Шахнаме» по сути является текстом, художественное воссоздание его героических сцен многочисленно. [ 1 ] В центре здания, окруженного фризовыми сценами и другими художественными произведениями, находится надгробие поэта. На надгробии на фарси (персидском языке) выгравировано описание вклада Фирдоуси в жизнь персоязычных народов, а в конце оно заканчивается указанием даты рождения поэта, даты его смерти и даты постройки мавзолея.

Персидская надпись на могиле:
Во имя Бога, жизни и мудрости. Это благоприятное место является могилой мастера персидского языка и певца национальных историй Ирана Хакима Аболкасема Фердоси Туси, чьи слова являются жизненной силой страны Иран, и его могила вечна в сердцах людей этой земли. . Дата рождения: 329 г. хиджры - Дата смерти: 411 г. хиджры - Дата постройки гробницы: 1353 г. хиджры
Бесплатный английский перевод:
Во имя бога жизни и мудрости. Это место является местом упокоения его (Хакима Абул-Касема Фердоуси Туси), который продвинул искусство языка среди говорящих на персидском языке и хранителя национального эпоса Ирана и его национальных историй. Его слова дали новую жизнь Ирану, и ему есть место в сердцах его народа...
Более точный перевод на английский :
Во имя Бога жизни и мудрости. Это благоприятное место является местом упокоения мастера носителей персидского языка и автора иранских национальных сказаний, мудреца Абул-Касема Фердоуси Туси, чьи высказывания наполняют страну Иран новой жизнью и чья могила вечно живет в сердца людей этой земли. Дата рождения: 329 г. лунной хиджры - дата смерти: 411 г. лунной хиджры - дата возведения мавзолея: 1353 г. лунной хиджры [перевод Ивонны Новицкой ].
-
Сцена фриза внутри гробницы, изображающая мистическую птицу симурга и героя.
-
Еще одна сцена фриза, на этот раз изображающая сцену из «Шахнаме» .
Наследие
[ редактировать ]Сегодня могила Фирдоуси является одной из самых фотографируемых в Иране. [ 3 ] миллионы посетителей из разных провинций Ирана Ежегодно посмотреть на гробницу приезжают иностранные высокопоставленные лица, туристы и другие персоязычные люди из Европы , Азии и Ближнего Востока . Это место также посещают . Самым последним был визит министра туризма Ирака в июле 2013 года. [ 15 ] Это место также вдохновило многих персидских поэтов, в том числе иранского поэта Мехди Ахаван-Салеса , который на самом деле физически похоронен недалеко от могилы Фирдоуси, в его собственной могиле на территории комплекса Фирдоуси. иранский классический певец Мохаммад Реза Шаджарян В комплексе также похоронен .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с А. Шахпур, Шахбази (15 декабря 1999 г.). «Фирдоуси, Абул-Касем. Мавзолей» . Энциклопедия Ираника . Колумбийский университет . Проверено 27 марта 2014 г.
- ^ Махмуд Омидсалар (ноябрь 2011 г.). Поэтика и политика иранского национального эпоса «Шахнаме» . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 52–3. ISBN 9781137001283 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Рами Йелда (2012). Персидская одиссея: возвращение к Ирану . АвторДом. ISBN 9781477202913 .
- ^ Николас Джуббер (2010). Пить арак с бороды [священнослужителя]: путешествие по вывернутым наизнанку мирам Ирана и Афганистана . Да Капо Пресс. стр. 61–2. ISBN 9780306819018 .
- ^ Jump up to: а б с Хабиболла Аятоллахи (2003). Книга Ирана: История иранского искусства . Альхода Великобритания. стр. 291–5. ISBN 9789649449142 .
- ^ Афшин Мараши (2011). Национализация Ирана: культура, власть и государство, 1870–1940 гг . Вашингтонский университет Press. стр. 126–8. ISBN 9780295800615 .
- ^ Jump up to: а б с д Бьянка Девос, Кристоф Вернер (22 августа 2013 г.). Культура и культурная политика при Реза-шахе: государство Пехлеви, новая буржуазия и создание современного общества в Иране . Рутледж. стр. 101–3. ISBN 9781135125530 .
- ^ Юкка Джокилехто (2007). «9.1.5». История архитектурной консервации . Рутледж. ISBN 9781136398490 .
- ^ Джеймс Фергюссон (1851). Восстановленные дворцы Ниневии и Персеполя: очерк древней ассирийской и персидской архитектуры, Том 5 . Дж. Мюррей. стр. 214–216 и 206–209 (Куб Зороастра: стр. 206).
- ^ «Гробница Фирдоуси, Тоос-Хорасан-Иран» . Где находится Иран . Проверено 27 марта 2014 г.
- ^ Эксуорси, Майкл (16 февраля 2010 г.). История Ирана: Империя разума . Основные книги. стр. 66–8. ISBN 9780786731985 .
- ^ Jump up to: а б Афшин Молави (2010). Душа Ирана: борьба нации за свободу . WW Нортон и компания. стр. 40–50. ISBN 9780393078756 .
- ^ Лалех Шахида (2004). Сила иранских повествований: тысяча лет исцеления . Университетское издательство Америки. стр. 125–6. ISBN 9780761827467 .
- ^ Афшин Молави (2002). Персидские паломничества: путешествия по Ирану . WW Нортон и компания. стр. 69–72 . ISBN 9780393051193 .
Фердоуси набожный мусульманин.
- ^ «Министр туризма Ирака посетил могилу Фирдоуси» . ИРНА . ИРНА. 25 июля 2013 года . Проверено 27 марта 2014 г.