Jump to content

Могила Фирдоуси

Могила Фирдоуси
Могила Фирдоуси
Карта
Общая информация
Архитектурный стиль Иранская архитектура
Город или город Мешхед ,
Страна Иран
Завершенный 1934
Проектирование и строительство
Архитектор(ы) Хушанг Сейхун

Гробница Фирдоуси ( персидский : آرامጋه فردوسی , Âramgâh-e Ferdowsi ) — комплекс гробниц, состоящий из белого мраморного основания и декоративного здания, возведенного в честь персидского поэта Фирдоуси, расположенного в Тусе, Иран , в провинции Хорасан Разави . Он был построен в начале 1930-х гг. [ 1 ] при режиме Реза-шаха и использует в основном элементы архитектуры Ахеменидов, чтобы продемонстрировать богатую культуру и историю Ирана. Строительство мавзолея, а также его эстетический дизайн являются отражением культурного и геополитического статуса Ирана того времени.

Фирдоуси , влиятельный персидский поэт и автор персидского эпоса Шахнаме , умер в 1020 году   нашей эры в Тусе , Иран (Персия), в том же городе, в котором он родился. [ 2 ] Несмотря на весь свой литературный вклад, Фирдоуси при жизни не получил признания. И только после его смерти его стихи завоевали ему восхищение. В течение сотен лет его местом упокоения было не что иное, как небольшое святилище с куполом, воздвигнутое Газневидским правителем Хорасана , без какого-либо постоянного здания в саду его дома, где его первоначально похоронила дочь Фирдоуси. [ 3 ] В первые годы 20-го   века Иран начал осознавать свою решающую роль в определении идентичности Ирана . [ 3 ]

Надгробие Надера и Фирдоуси в Мешхеде, 1970-е годы.

Лишь в 1934 году иранское правительство, находившееся тогда под контролем Реза-шаха , первого короля династии Пехлеви , признало культурную и литературную ценность Фирдоуси и воздвигло постоянную гробницу в его честь. [ 3 ] поэта Также было проведено празднование тысячелетия , на которое были приглашены ученые из ряда стран, в том числе советского Таджикистана , Индии , Армении и Европы ( Германии , Франции , Англии ). Были собраны средства, в основном пожертвования ученых- парсов , на строительство статуи поэта на месте его могилы. [ нужны разъяснения ] Семья Пехлеви использовала Фирдоуси для повышения культурного престижа Ирана, но при этом едва не стоило Фирдоуси его могилы, поскольку после исламской революции разочарование в иранском шахе едва не привело к разрушению гробницы революционерами. [ 3 ] [ 4 ]


Основная надпись гробницы Фирдоуси. Пехлеви (I) официально открывает мавзолей Фирдоуси для публичного посещения после завершения конференции тысячелетия Фирдоуси.


Первоначально гробница была спроектирована иранским архитектором Хаджем Хосейном Лурзаде , который, помимо гробницы Фердоуси, также создал около 842 мечетей , а также частный дворец Рамсара, часть украшения дворца Мармар, мечеть Имама Хоссейна в Тегеране , Мечеть Мотахари и различные части храма Хазрат-и-Сейед-о-Шухада в Кербеле , Ирак . [ 5 ] Нынешний дизайн сооружения приписывается в основном Кариму Тахерзаде , который заменил старый куполообразный дизайн Лурзаде на современный кубический дизайн. [ 6 ]


Гробница Фирдоуси, напоминающая гробницу Кира Великого , построена в стиле ахеменидской архитектуры . Существует четкая связь между выбором архитектурного стиля и политикой Ирана того времени. За четыре года до прихода к власти в 1922 году Реза-шаха группа светских иранских реформистов создала « Общество национального наследия » (СНХ, или по-персидски анджоман-е асар-е мели ). [ 7 ] Состоящая в основном из образованных на Западе интеллектуалов, выступающих за реформы, таких как Абдолхосейн Теймурташ , Хасан Пирния , Мостоуфи ол-Мамалек , Мохаммед Али Форуги , Фируз Мирза Фирус Носрат ад-Доуле и Кейхосров Шахрох , SNH сыграла решающую роль в получении средств от Иранский парламент. [ 7 ] Ирана Кейхосров Шахрох, представитель зороастрийцев в иранском парламенте, был особенно активен в возрождении архитектуры Ахеменидов и Сасанидов в Иране в 1930-х годах. [ 7 ] [ 8 ]


Конструктивные детали

[ редактировать ]

Основная структура гробницы имеет прямоугольную форму с большим садом, окружающим ее и взаимодействующим со структурой в персидском стиле садоводства, известном как Чар-баг (или Чахарбах, что в переводе с персидского языка означает « четыре сада »). В центре креста, созданного ножками окружающего его сада, находится здание, построенное преимущественно из белого мрамора . Здание можно разделить на «широкую камеру», лежащую у основания, и кубическое сооружение наверху с четырьмя колоннами, окружающими его, со сценами из эпоса Шахнаме и текстом, украшающим его. Тело поэта фактически похоронено в центре прямоугольной широкой камеры под кубом с четырьмя колоннами . [ 3 ] От самой нижней точки широкой камеры до уровня куба ведут двенадцать (12) ступенек. Широкое основание имеет общую высоту 16 м. Здание имеет равные размеры по 30 м с каждой стороны.

Ниже приведены схематические изображения широкого основания гробницы и части здания с воздуха, а также их топография:


Уникальной особенностью конструкции гробницы Фирдоуси было ее сходство с гробницей Кира Великого в Пасаргадах . Гробница Кира также имеет прямоугольную конструкцию, расположенную на прямоугольном, постепенно поднимающемся основании. [ 9 ] Это сходство является преднамеренным, поскольку проектировщик этого здания намеревался отменить первоначальный ахеменидский архитектурный стиль. Фактически, каждая грань здания имеет зороастрийский символ, известный как Фаравахар . Это не случайно. Сегодня это имеет множество применений в архитектуре Ахеменидов, в основном в Персеполе в провинции Фарс . «Общество национального наследия Ирана» (SNH) во многом полагалось на использование Фаравахара, поскольку это было символическое изображение древнего Ирана со времен Ахеменидов. [ 5 ] [ 7 ] Многие постройки 1930-х годов, в том числе тогдашний Национальный банк Ирана, использовали Фаравахар, что неудивительно, учитывая, что тот же архитектор, который создал гробницу Фердоуси, также создал Национальный банк Ирана. [ 5 ]

Более пристальный взгляд на здание показывает, что в углах прямоугольной конструкции имеется по четыре колонны, каждая с двумя полузаглубленными колоннами, выступающими в виде глубоких фризов на каждой грани конструкции. Каждая колонна фриза имеет коробку, за которой следует знак быка с двумя рогами, который очень похож, если не является точной имитацией дизайна колонны Персеполя. Колонны украшены рифлением на 3/4 длины, при этом последняя часть сохранена. Общий эффект призван создать грандиозный жест. Колонны достигают высоты самого здания, высота которого составляет 30 метров. (ширина здания также 30 м). [ 10 ] Мраморные украшения используются для украшения сайдинга и пола конструкции «широкое основание», а также стены. В конструкции обычно используются персидские цветочные узоры (концентрические цветочные узоры, состоящие из цветка с семью (7) овальными гранулами, окружающими центральный круг) и шестиугольные мраморные узоры.

Сравнение колонн Персеполя и колонн, использованных в мавзолее Фирдоуси:

Исторический контекст

[ редактировать ]

История Ирана тесно связана с геополитическими изменениями, которые произошли с момента основания империи Ахеменидов в Персиде вплоть до современного Ирана. Два главных события имеют решающее значение в истории Ирана, особенно в его литературной истории, касающейся Фирдоуси: арабское завоевание Персии и монгольское вторжение в Персию.

Фирдоуси прожил жизнь бедняка, постоянно переезжая от двора к двору, и в конце концов умер бедным вдовцом, потеряв единственного сына. [ 3 ] Тус когда-то был богатым городом в Большом Хорасане , но его неоднократно разграбляли турки-огузы , монголы и узбеки из степи. [ 3 ] Это, а также растущее влияние Мешада как политического и религиозного центра в Хорасане сформировало опыт Фирдоуси и во многом повлияло на его творчество, поскольку Тус потерял престиж. Кроме того, арабский язык обрел престиж на землях, завоеванных арабами, и существовала угроза среднего персидского языка потери в пользу арабского языка . Роль Фирдоуси имеет решающее значение, поскольку, используя наименьшее количество заимствованных слов, он перевел среднеперсидский язык (пехлеви) на современный персидский язык (фарси). [ 11 ]

В период, предшествовавший строительству мавзолея, националистические настроения в Иране были высокими. [ 12 ] Возобновилось чувство национальной идентичности, отчасти из-за давления, ощущаемого иностранными державами, включая постоянную англо-персидскую политическую борьбу, особенно по вопросам нефти, а отчасти из-за неспособности династии Каджаров защитить иранские земли в Центральной Азии от русским и на востоке англичанам. Англо-Иранская нефтяная компания (АМОК) была важным источником раздора для иранцев. Один журналист, обучавшийся в этот период времени, отражает личный опыт, полученный им и его коллегами:

Мы поддерживали Реза-шаха и хотели поддержать его усилия по созданию современного национального государства, которое избавило бы нас от нашей отсталости. В это время мы говорили о паниранизме, или воссоединении Афганистана с Ираном. Мы также говорили о национализме. Фирдоуси стал очень популярным отчасти из-за поддержки его Реза-шаха, а также отчасти из-за националистических импульсов, которые вдохновлял шахнаме. [ 12 ]

На архитектуру гробницы Фирдоуси также повлияла личная жизнь поэта, отражающая постоянную борьбу между бедным поэтом и ленивым королем, невзгоды и надежды. Общество национального наследия в 1930-х годах, опираясь на попытку поэта возродить персидский язык, также попыталось возродить персидскую культуру и иранскую идентичность посредством архитектуры. [ 13 ] Во многом это было воспринято буквально: персидские стихи из Шахнаме были выгравированы на белых мраморных гранях здания мавзолея поэта.

После иранской революции и гробница Фирдоуси, и даже мавзолей Кира Великого пережили первоначальный хаос. Одной из самых опасных угроз для структуры было то, что новый режим приравнял ее к поздней династии Пехлеви и разрушил. Однако это не так, и вместо этого было поддержано новым местным правительством, поскольку Фирдоуси был набожным мусульманином- шиитом . [ 14 ]

Дизайн интерьера

[ редактировать ]
Вид изнутри


» Фирдоуси « Шахнаме вдохновляет рассказы о героических поступках главных героев, сражающихся против своих противников. В этом смысле это национальный эпос , который включает в себя не только вымышленных и литературных деятелей, но также включает в себя части истории доисламского Ирана. Это привело к тому, что интерьер здания Фирдоуси отразил те же героические сцены. [ 1 ] Главным архитектором, ответственным за дизайн интерьера гробницы Фирдоуси, является Ферайдун Садеги , который создал сцены глубокого фриза с использованием трехмерных статуй, каждая из которых изображает сцену из Шахнаме . Ростам , герой книги Шахнаме, находится в центре внимания большинства сцен внутри здания. Поскольку «Шахнаме» по сути является текстом, художественное воссоздание его героических сцен многочисленно. [ 1 ] В центре здания, окруженного фризовыми сценами и другими художественными произведениями, находится надгробие поэта. На надгробии на фарси (персидском языке) выгравировано описание вклада Фирдоуси в жизнь персоязычных народов, а в конце оно заканчивается указанием даты рождения поэта, даты его смерти и даты постройки мавзолея.

Могила Фирдоуси с сопроводительным текстом

Персидская надпись на могиле:

Во имя Бога, жизни и мудрости. Это благоприятное место является могилой мастера персидского языка и певца национальных историй Ирана Хакима Аболкасема Фердоси Туси, чьи слова являются жизненной силой страны Иран, и его могила вечна в сердцах людей этой земли. . Дата рождения: 329 г. хиджры - Дата смерти: 411 г. хиджры - Дата постройки гробницы: 1353 г. хиджры

Бесплатный английский перевод:

Во имя бога жизни и мудрости. Это место является местом упокоения его (Хакима Абул-Касема Фердоуси Туси), который продвинул искусство языка среди говорящих на персидском языке и хранителя национального эпоса Ирана и его национальных историй. Его слова дали новую жизнь Ирану, и ему есть место в сердцах его народа...

Более точный перевод на английский :

Во имя Бога жизни и мудрости. Это благоприятное место является местом упокоения мастера носителей персидского языка и автора иранских национальных сказаний, мудреца Абул-Касема Фердоуси Туси, чьи высказывания наполняют страну Иран новой жизнью и чья могила вечно живет в сердца людей этой земли. Дата рождения: 329 г. лунной хиджры - дата смерти: 411 г. лунной хиджры - дата возведения мавзолея: 1353 г. лунной хиджры [перевод Ивонны Новицкой ].


Наследие

[ редактировать ]

Сегодня могила Фирдоуси является одной из самых фотографируемых в Иране. [ 3 ] миллионы посетителей из разных провинций Ирана Ежегодно посмотреть на гробницу приезжают иностранные высокопоставленные лица, туристы и другие персоязычные люди из Европы , Азии и Ближнего Востока . Это место также посещают . Самым последним был визит министра туризма Ирака в июле 2013 года. [ 15 ] Это место также вдохновило многих персидских поэтов, в том числе иранского поэта Мехди Ахаван-Салеса , который на самом деле физически похоронен недалеко от могилы Фирдоуси, в его собственной могиле на территории комплекса Фирдоуси. иранский классический певец Мохаммад Реза Шаджарян В комплексе также похоронен .


  1. ^ Jump up to: а б с А. Шахпур, Шахбази (15 декабря 1999 г.). «Фирдоуси, Абул-Касем. Мавзолей» . Энциклопедия Ираника . Колумбийский университет . Проверено 27 марта 2014 г.
  2. ^ Махмуд Омидсалар (ноябрь 2011 г.). Поэтика и политика иранского национального эпоса «Шахнаме» . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 52–3. ISBN  9781137001283 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Рами Йелда (2012). Персидская одиссея: возвращение к Ирану . АвторДом. ISBN  9781477202913 .
  4. ^ Николас Джуббер (2010). Пить арак с бороды [священнослужителя]: путешествие по вывернутым наизнанку мирам Ирана и Афганистана . Да Капо Пресс. стр. 61–2. ISBN  9780306819018 .
  5. ^ Jump up to: а б с Хабиболла Аятоллахи (2003). Книга Ирана: История иранского искусства . Альхода Великобритания. стр. 291–5. ISBN  9789649449142 .
  6. ^ Афшин Мараши (2011). Национализация Ирана: культура, власть и государство, 1870–1940 гг . Вашингтонский университет Press. стр. 126–8. ISBN  9780295800615 .
  7. ^ Jump up to: а б с д Бьянка Девос, Кристоф Вернер (22 августа 2013 г.). Культура и культурная политика при Реза-шахе: государство Пехлеви, новая буржуазия и создание современного общества в Иране . Рутледж. стр. 101–3. ISBN  9781135125530 .
  8. ^ Юкка Джокилехто (2007). «9.1.5». История архитектурной консервации . Рутледж. ISBN  9781136398490 .
  9. ^ Джеймс Фергюссон (1851). Восстановленные дворцы Ниневии и Персеполя: очерк древней ассирийской и персидской архитектуры, Том 5 . Дж. Мюррей. стр. 214–216 и 206–209 (Куб Зороастра: стр. 206).
  10. ^ «Гробница Фирдоуси, Тоос-Хорасан-Иран» . Где находится Иран . Проверено 27 марта 2014 г.
  11. ^ Эксуорси, Майкл (16 февраля 2010 г.). История Ирана: Империя разума . Основные книги. стр. 66–8. ISBN  9780786731985 .
  12. ^ Jump up to: а б Афшин Молави (2010). Душа Ирана: борьба нации за свободу . WW Нортон и компания. стр. 40–50. ISBN  9780393078756 .
  13. ^ Лалех Шахида (2004). Сила иранских повествований: тысяча лет исцеления . Университетское издательство Америки. стр. 125–6. ISBN  9780761827467 .
  14. ^ Афшин Молави (2002). Персидские паломничества: путешествия по Ирану . WW Нортон и компания. стр. 69–72 . ISBN  9780393051193 . Фердоуси набожный мусульманин.
  15. ^ «Министр туризма Ирака посетил могилу Фирдоуси» . ИРНА . ИРНА. 25 июля 2013 года . Проверено 27 марта 2014 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f2be4fe44b8cf4173031a6d919150ff9__1718334780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/f9/f2be4fe44b8cf4173031a6d919150ff9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tomb of Ferdowsi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)