Огузы-тюрки
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
До 11 века : Туркестан. | |
Языки | |
Огузские языки | |
Религия | |
| |
Родственные этнические группы | |
Тюрки -огузы ( среднетюркский : ٱغُز , латинизированный: Oγuz ) — западнотюркский народ , говоривший на огузской ветви тюркской языковой семьи . [ 3 ] В VIII веке они образовали племенную конфедерацию, условно названную Государством огузов Ябгу в Средней Азии. Сегодня большая часть населения Турции , Азербайджана и Туркменистана является потомками тюрков-огузов. Византийские источники называют их узами ( Οὖζοι , узой ). [ 4 ] К 13 веку термин «огуз» был постепенно вытеснен терминами «туркмен» и «туркман» ( османский турецкий язык : تركمن , латинизированный : Türkmen или Türkmân ). [ 5 ]
Огузская конфедерация мигрировала на запад из района Джети-Су после конфликта с карлуками, союзниками уйгуров . В 9 веке огузы из Приаральских степей вытеснили печенегов на запад из Эмбы и Приуралья . В X веке огузы населяли степи рек Сары-су , Тургай и Эмба к северу от озера Балхаш на территории современного Казахстана . [ 6 ]
Они приняли ислам и адаптировали свои традиции и институты к исламскому миру, став строителями империй с конструктивным чувством государственного управления. В 11 веке род сельджуков- огузов проник в Персию , где основал Великую Сельджукскую империю . В том же веке клан тенгрианцев- огузов, также известный как узы или торки , сверг господство печенегов на границе русских степей; те, кто поселился вдоль границы, постепенно славянизировались ; почти феодальное княжество Блэк Хэт разрослось благодаря собственной военной аристократии. [ 7 ] Другие, преследуемые турками -кипчаками , пересекли нижний Дунай и вторглись на Балканы. [ 8 ] где они были остановлены чумой и стали наемниками византийских имперских войск (1065 г.). [ 9 ] Воины-огузы служили почти во всех исламских армиях Ближнего Востока, начиная с 1000-х годов, а также вплоть до Испании и Марокко. [ 7 ]
В конце 13 века, после падения Сельджуков, Османская династия постепенно завоевала Анатолию с армией, также преимущественно состоящей из огузов. [ 10 ] превосходя другие местные огузские турецкие государства . [ 11 ] По легенде, родословная основателя Османа восходит к Огузу-кагану , легендарному древнему предку тюркского народа . [ 12 ] предоставление османским султанам первенства среди турецких монархов. [ 13 ] Династии Хорезмийцев , Кара Коюнлу , Ак Коюнлу , османы , афшариды и каджары Считается, что происходят от огузско-туркменских племен Бегдили , Йива, Баяндур , Кайи и Афшар соответственно. [ 14 ]
Имя и язык
[ редактировать ]Имя Огуз - общетюркское слово, означающее «племя». К 10 веку исламские источники называли их мусульманами туркменами- , в отличие от тенгристов или буддистов ; и к XII веку этот термин был принят в византийском обиходе, поскольку огузы в подавляющем большинстве были мусульманами. [ 15 ] Название «Огуз» вышло из употребления к 13 веку. [ 5 ]
С лингвистической точки зрения огузы принадлежат к общетюркской говорящей группе, для которой характерны звуковые соответствия, такие как общетюркское /-ʃ/ против огурского /-l/ и общетюркское /-z/ против огурского /-r/ . Внутри общетюркской группы огузские языки разделяют эти нововведения: потеря прототюркских гортанных звуков в суффиксе анлаут, потеря /ɣ/, за исключением после /a/ , /ɡ/ становится либо /j/, либо теряется, озвучивание / t/ на /d/ и из /k/ на /ɡ/ , а */ð/ становится /j/ . [ 16 ]
Их язык принадлежит к огузской группе тюркской языковой семьи. Караханидов Ученый Махмуд аль-Кашгари писал, что из всех тюркских языков огузский язык был самым простым. Он также заметил, что долгое разделение привело к явным различиям между языками западных огузов и кипчаков и языком восточных тюрков. [ 17 ]
Происхождение
[ редактировать ]По мнению историков и лингвистов, прототюркский язык зародился в Средне-Восточной Азии, [ 18 ] потенциально в Алтае-Саянском регионе , Монголии или Туве . [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] Первоначально носители прототюркского языка потенциально были и охотниками-собирателями, и земледельцами, но позже стали кочевым скотоводами . [ 22 ] Ранние и средневековые тюркские группы демонстрировали широкий спектр как восточноазиатских, так и западно-евразийских физических особенностей и генетического происхождения, отчасти благодаря долгосрочным контактам с соседними народами, такими как иранцы , монголы , тохары , уральцы и енисейские народы и другие. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ]
В древние времена они исповедовали тенгристскую религию, возводя множество резных деревянных погребальных статуй, окруженных простыми каменными монолитами -балбалами , и проводили сложные охотничьи и пиршественные ритуалы. [ 26 ]
Во II веке до нашей эры, согласно древним китайским источникам, степная племенная конфедерация, известная как хунну , и их союзники усуни (вероятно, индоевропейский народ ) разгромили соседние индоевропейскоязычные юэчжи и изгнали их из западного Китая. и в Среднюю Азию. Различные научные теории связывают хунну с тюркскими народами и/или гуннами . Бичурин утверждал, что первое использование слова «огуз», по-видимому, было титулом Огуза Кагана , биография которого имеет сходство с рассказом, записанным ханьским китайцем, о лидере хунну Моду Шаньюе (или Мау-Туне), [ 27 ] [ 28 ] основавший империю хунну . Однако повествования об Огуз-хане на самом деле были собраны в хроник ильханидским ученым Сборнике Рашид-ад-Дином в начале 14 века. [ 29 ]
Сыма Цянь записал имя Wūjiē 烏揭 ( LHC : * ʔɔ-gɨat ) или Hūjiē 呼揭 ( LHC : * xɔ-gɨat ), народа, враждебного хунну и живущего непосредственно к западу от них, в районе реки Иртыш. , недалеко от озера Зайсан . [ 30 ] Голден предполагает, что это могут быть китайские версии *Ogur ~ *Oguz , но неопределенность остается. [ 31 ] Согласно одной из теорий, Hūjiē — это просто еще одна транслитерация юэчжи и может относиться к тюркским уйгурам ; однако это противоречиво и имеет мало сторонников среди ученых. [ 32 ]
Юрий Зуев (1960) связывает огузов с западнотюркским племенем姑蘇 Gūsū <( MC * kuo-suo ) в энциклопедии VIII века Tongdian [ 33 ] (или ошибочно Шусу 始蘇 в 11 веке Цзыжи Тунцзянь [ 34 ] ). Зуев также отметил параллель между двумя отрывками:
- один из Тайбо Иньцзин VIII века «Тайная классика Венеры» Ли Цюаня (李猌), в котором упоминаются Три Цюй «Три Цюй » (< MC * k (час) ɨut̚ ) по китайским фильмам Ши Цзяня «Десять стрел» ( OTrk 𐰆𐰣:𐰸 On Oq ) и Цзю Син «Девять фамилий» (OTrk 𐱃𐰔:𐰆𐰍𐰔 Toquz Oğuz ); [ 35 ] и
- другой из » аль-Масуди , «Золотых лугов и драгоценных копей в котором упоминаются три орды тюркских гузов . [ 36 ]
Основываясь на этих источниках, Зуев предполагает, что в VIII веке огузы располагались за пределами юрисдикции Десяти стрел, к западу от Горного Алтая , недалеко от озера Иссык-Куль , реки Талас бассейна и, по-видимому, вокруг бассейна Сырдарьи . близ чумула, карлуков , кайсов , кунсов , шари и др., о которых упоминали аль-Масуди и Шараф аз-Заман ал-Марвази . [ 37 ]
По мнению Ахмада ибн Фадлана , огузы были кочевниками, но также выращивали зерновые культуры, а экономика основывалась на полускотоводческом образе жизни. [ 38 ]
Византийский император Константин VII Багрянородный упоминал узи и мазари ( венгров ) как соседей печенегов . [ 39 ]
Ко времени появления надписей на Орхоне (8 век нашей эры) слово «огуз» применялось в целом ко всем жителям Гектюркского каганата. [ 40 ] Внутри каганата постепенно расширялась община огузов, включавшая в себя другие племена. [ 41 ] Ряд последующих племенных конфедераций носил название Огузов, часто присоединявшееся к цифре, указывающей на количество объединенных племен. К ним относятся ссылки на простых огузов , Уч-Огузов («три Огуза»), Алты Огузов («шесть Огузов»), возможно, Отуз Огузов («тридцать Огузов»), Секиз-Огузов («восемь Огузов») и Токуз-Огуз («девять Огузов»), [ 42 ] первоначально занимавшие разные территории в окрестностях Горного Алтая. Голден (2011) утверждает, что трансоксанские тюрки-огузы, основавшие государство огузов Ябгу, не были той же племенной конфедерацией, что и токуз-огузы, из которых произошли основатели Уйгурского каганата . Истахри и Мухаммад ибн Мухмад ат-Туси сохранили разделение токуз-огузов и огузов. [ 43 ] и Ибн аль-Факих упомянул: «неверных тюрков-огузов, токуз-огузов и карлуков». [ 44 ] Несмотря на это, Голден отмечает путаницу в позднего гектюрков и уйгуров , где огузы , надписях по-видимому, ссылались на токуз-огузов или другую племенную группу, которую также называли огузами без префиксной цифры; эта путаница также отражена у Шарафа аз-Замана аль-Марвази , который перечислил 12 огузских племен, которыми управлял «токуз-хакан» и некоторые из которых были токуз-огузами, на границе Мавераннахра и Хорезма. В лучшем случае огузов, возможно, возглавляла основная группа кланов или племен токуз-огузов. [ 45 ]
середины VIII века тариатских надписях Отмечая, что в в честь уйгурского хагана Баянчура упоминается восставшее против него восставшее племя игдир, Кляшторный рассматривает это как одно из «прямых свидетельств в пользу существования родственных отношений между Токуз-огузы Монголии, гузы Приаралья и современные туркмены », помимо того факта, что Кашгари упоминал игдыров как 14-е из 22 огузских племен; [ 46 ] и что Игдыры составляют часть туркменского племени Чоудур . [ 47 ] В надписи Шайн Усу, также в честь Баянчура, Девять Огузов упоминаются как «[свой] народ» и что он победил Восьми Огузов и их союзников, Девять Татар ; трижды в 749 г. [ 48 ] по мнению Кляшторного [ 49 ] и Чегледы, [ 50 ] восемь племен Девяти-Огузов восстали против ведущего уйгурского племени и переименовали себя в Восьми-Огузов.
Ибн аль-Асир , арабский историк, утверждал, что тюрки-огузы расселились в основном в Трансоксиане , между Каспийским и Аральским морями, в период халифа Аль -Махди (после 775 г. н.э.). К 780 году восточные части Сырдарьи находились под властью тюрков-карлуков , а к западу от них - огузов. Трансоксиана, их главная родина, в последующие столетия стала называться «Огузской степью».
В период правления аббасидского халифа Аль-Мамуна (813–833) имя Огуз начинает появляться в произведениях исламских писателей. Книга Деде Коркут , исторический эпос огузов, содержит исторические отголоски IX и X веков, но, вероятно, была написана несколькими столетиями позже. [ 51 ]
Внешний вид
[ редактировать ]Аль-Масуди описал тюрков-огузов Янгикента как «отличающихся от других тюрков своей доблестью, раскосыми глазами и небольшим ростом». Каменные головы сельджукской элиты, хранящиеся в нью-йоркском Метрополитен-музее, демонстрируют восточноазиатские черты. [ 52 ] Со временем внешний вид тюрков-огузов изменился. Рашид ад-Дин Хамадани заявил, что «из-за климата их черты лица постепенно изменились на таджикские. Поскольку они не были таджиками, таджикские народы называли их туркманами , т.е. тюркоподобными (Тюрк-мананд)» [ а ] . Хафиз Таниш Мир Мухаммад Бухари также рассказал, что «тюркское лицо огузов не осталось таким, каким оно было после их миграции в Трансоксиану и Иран ». Хивинский хан Абу аль-Гази Бахадур в своем чагатайском трактате «Генеалогия туркмен » писал, что «у них (тюрков-огузов) подбородок стал узким, глаза стали большими, лица стали маленькими, а носы начали становиться большими после пяти или шести поколений». Османский историк Мустафа Али прокомментировал в Künhüʾl-aḫbār , что анатолийские турки и османская элита этнически смешаны: «Большинство жителей Рума имеют смешанное этническое происхождение. Среди его знаменитостей есть немногие, чье происхождение не восходит к обращенным в ислам. " [ 55 ]
Социальные единицы
[ редактировать ]Милитаризм , которым были хорошо известны огузские империи, коренился в их многовековом кочевом образе жизни. В целом это было пастушеское общество, обладавшее определенными военными преимуществами, которых не было у оседлых обществ, особенно мобильностью. Союзы по браку и родству, а также системы «социальной дистанции», основанные на семейных отношениях, были соединительной тканью их общества.
В традициях огузов «общество было просто результатом роста отдельных семей». Но такое общество также росло за счет союзов и расширения различных групп, обычно за счет браков. Убежище огузских племен представляло собой шатерообразное жилище, возведенное на деревянных столбах и покрытое кожей, войлоком или тканью ручной работы, которое называлось юртой .
Их кухня включала яхни (тушеное мясо), шашлыки , суп Тойга (что означает «свадебный суп»), кымыз (традиционный напиток турок, приготовленный из ферментированного конского молока), пекмез (сироп из кипяченого виноградного сока) и хельву , приготовленную из пшеничный крахмал или рисовая мука, тутмак (суп с лапшой), юфка (плоский хлеб), катмер (слоеное тесто), чорек (булочки в форме кольца), хлеб, топленые сливки, сыр, йогурт, молоко и айран (разбавленный йогуртный напиток), а также вино.
Социальный порядок поддерживался за счет упора на «правильность в поведении, а также в ритуалах и церемониях». Церемонии собирали разрозненных членов общества, чтобы отпраздновать рождение, половое созревание, бракосочетание и смерть. Такие церемонии сводили к минимуму социальные опасности, а также настраивали людей друг к другу в контролируемых эмоциональных условиях.
Родственные по отцовской линии мужчины и их семьи рассматривались как группа, обладающая правами на определенную территорию, и отличались от соседей по территориальному признаку. Браки часто заключались между территориальными группами, чтобы соседние группы могли стать родственными, но это был единственный организационный принцип, который расширял территориальное единство. Каждая община тюрков-огузов считалась частью более крупного общества, состоящего как из дальних, так и из близких родственников. Это означало «племенную преданность». В обществе огузов обычно не придавалось особого значения богатству и материалистическим объектам, и большинство из них оставались скотоводами, а после оседлости они стали активно заниматься сельским хозяйством.
Статус в семье основывался на возрасте, поле, кровном родстве или брачности. Мужчины, как и женщины, были активны в обществе, но мужчины были основой лидерства и организации. Согласно « Книге Деде Коркут» , демонстрирующей культуру тюрков-огузов, женщины были «опытными наездницами, лучниками и спортсменками». Старцев почитали как хранителей «светской и духовной мудрости».
Родина в Средней Азии
[ редактировать ]В 700-х годах тюрки-огузы основали себе новый дом и владения в районе между Каспийским и Аральским морями и северо-западной частью Трансоксании, вдоль реки Сырдарья. Они двинулись на запад от Алтайских гор, прошли через сибирские степи и поселились в этом регионе, а также проникли на юг России и на Волгу со своих баз в западном Китае. В XI веке тюрки-огузы переняли арабскую письменность, заменив древнетюркский алфавит . [ 56 ]
В своем признанном трактате XI века под названием «Диван Лугхат ат-Турк » караханидский ученый Махмуд из Кашгара упомянул пять огузских городов: Сабран , Ситкюн , Карнак , Сугнак и Карачук (последний из которых был также известен Кашгари как Фараб, [ 57 ] ныне Отрар ; расположен недалеко от гор Карачук на востоке). Расширение от Карачукских гор до Каспийского моря называлось «Огузскими степными землями», откуда тюрки-огузы установили торговые, религиозные и культурные контакты с арабским халифатом Аббасидов, правившим на юге. Это примерно в то же время, когда они впервые приняли ислам и отказались от своей системы верований тенгризма . Арабские историки отмечают, что тюрками-огузами правил ряд царей и вождей.
Именно в этой области они позже основали Империю Сельджуков, и именно из этой области они распространились на запад, в Западную Азию и Восточную Европу во время тюркских миграций с 9 по 12 века. Основателями Османской империи также были тюрки-огузы.
Поэзия и литература
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( март 2020 г. ) |
Огузская турецкая литература включает знаменитую «Книгу Деде Коркут» , которая была признана литературным произведением ЮНЕСКО 2000 года, а также эпосы «Огузнаме» , «Батталнаме» , «Данишменднаме» , «Кёроглу» , которые являются частью литературной истории азербайджанцев, тюрков Турции и туркмен. Современная и классическая литература Азербайджана , Турции и Туркменистана также считается огузской литературой, поскольку была создана их потомками.
Книга Деде Коркута представляет собой ценное собрание эпосов и рассказов, свидетельствующих о языке, образе жизни, религии, традициях и социальных нормах тюрков-огузов в Азербайджане, Турции, Иране (Западный Азербайджан, Голестан) и некоторых его частях. Центральной Азии, включая Туркменистан.
Огуз и Ёрукс
[ редактировать ]Ёрукки — этническая группа огузов, некоторые из которых до сих пор ведут полукочевой образ жизни, в основном населяя горы Анатолии и частично Балканского полуострова. [ 58 ] [ 59 ] Их название происходит от глагола чагатайского языка yörü- «ёрюмек» (ходить), но западнотюркского yürü- (юрюмек в инфинитиве), что означает «идти», причем слова Ёрук или Юрюк обозначают «тех, кто ходит, пешеходы». [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ]
Йёрюки и по сей день представляют собой отдельный сегмент населения Македонии и Фракии , где они поселились еще в 14 веке. [ 63 ] Хотя сегодня йорюки все больше оседлают, многие из них по-прежнему ведут свой кочевой образ жизни, разводя коз и овец в горах Тавр и в более восточных частях средиземноморских регионов (на юге Анатолии ), в Пинде ( Эпир , Греция ), в Шарских горах. ( Северная Македония ), горы Пирин и Родопы ( Болгария ) и Добруджа . [ нужна ссылка ] Более раннее ответвление йорюков, турки Кайлары или Кайылары, были одними из первых турецких колонистов в Европе. [ 63 ] ( Кайлар или Кайлар - турецкое название греческого города Птолемаида , получившего свое нынешнее название в 1928 году) [ 64 ] ранее населявшие части греческих регионов Фессалии и Македонии . Оседлых йорюков можно было встретить до 1923 года, особенно вблизи и в городе Козани .
Список династий огузов
[ редактировать ]Традиционная племенная организация
[ редактировать ]Махмуд аль-Кашгари перечислил 22 племени огузов в Диван Лугхат ат-Тюрк . Кашгари далее писал, что «по происхождению это 24 племени, но два племени Халаджийя отличаются от них [двадцати двух] в определенных отношениях. [ б ] и поэтому не причисляются к ним. Это происхождение». [ 65 ] [ 66 ]
Позже Чаруклуг из списка Кашгари будет исключен. Рашид-ад-Дин и Абу аль-Гази Бахадур добавили еще троих: Кизик, Каркин и Япарли к списку в Джами ат-таварих (Сборник хроник) и Шаджаре-и Тюрк (Генеалогия тюрков) соответственно. [ 67 ] По данным Сельчукнаме , у Огуза-кагана было шестеро детей (Солнце – Гюн, Луна – Ай, Звезда – Йылдыз, Небо – Гёк, Гора – Даг, Море – Дииз), и все шестеро сами стали ханами, каждый из которых возглавлял четыре племени. [ 68 ]
Бозокс (Серые Стрелы)
[ редактировать ]- Гюн Хан
- Кайы ( османы , [ 69 ] Джандариды и Чобаниды )
- Баят ( Каджары , Дулкадириды , Физули )
- Алкаевли
- Караевли
- Привет Хан
- Звездный Хан
- Афшар ( Афшариды и Зенгиды )
- Это интересно
- Багдили ( династия Хорезмиев )
- Каргин
Учокс (Три стрелы)
[ редактировать ]- Гок Хан
- Маунтин Инн
- Салур ( Кади Бурхан ад-Дин , Салгуриды и Караманиды ; см. также: Салары )
- Эймур
- Алаюнтлу
- Юрегир ( Рамаданиды )
- Дииз Хан
- Ыгдыр [ 29 ]
- Бугдюз
- Йива ( государство паршивых овец и огузов Ябгу )
- Кынык (основатели империи Сельджуков ) [ 71 ]
Название племени | Среднетюркский [ 72 ] | турецкий язык (Турция) |
азербайджанский язык (Азербайджан) |
туркменский язык (Туркменистан) |
Значение | срубленный | Тамга |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Кайи (племя) | Кайыг ( Кайыг ) | Кайи | Возвращаться | Парень | сильный | Кречет ( сунгур ) |
|
Баят (племя) | Баят ( бят ) | В течение | В течение | Клятва верности | богатый | Евразийский филин ( говорить ) |
|
Алкаевли (племя) | Алкаболюк ( Тот, кто тебя встречает ) | Алкаевли | Агевли | Это имеет смысл | Белый дом | Пустельга обыкновенная ( дети ) |
|
Караевли (племя) | Karabölük (Караболюк ) | Караевли | Караевли | Гараойли | черный корпус | Малая пустельга ( кёнек желтый ) |
|
пишет (племя) | Язгир ( Язгир ) | Пишет | Пишет | Пишет | распространение | Мерлин ( бить ) |
|
мясник | Тюгер ( Тюкр ) / ( Тюкр ) | мясник | Падать | Фигура | собиратель | ? ( уменьшительное ) |
|
Додурга | Тутырка ( Тутырка ) | Додурга | Додурка | Додурга | выигрыш страны | ? ( красная снежная птица ) |
|
Япарли (племя) | Япарлы | Япарлы | Часто | приятный запах | ? | ||
Афшар (племя) | Афшар ( Афшар ) | Авшар, Афшар | Афшар | Да | послушный, ловкий | Орел Бонелли ( кура лачин ) |
|
Это интересно | Кызык | Это смешно | Интересный | запрещенный | Северный ястреб-тетеревятник ( ястреб-тетеревятник ) |
||
Бегдили | Бегтили ( бегтили ) | Бегдили | Бейдили | Бегдили | уважаемый | Большая хохлатая поганка ( бахри ) |
|
Каркин (племя) | Каркин, Каргин | Каргин | Гарки | черная кожа | Северный ястреб-тетеревятник ( ястреб-тетеревятник ) |
||
Это леди | Bayundur (Баюндур ) | Расцвет | Это леди | Он богат | богатая почва | Сапсан ( лачин ) |
|
Печенеги | Beçenek (Беченек ) | Печенег | Печенег | Бечене | тот, кто делает | Евразийская сорока ( аля тогунак ) |
|
Чаудер | Чувалдар ( гулдар ) | Чавулдур | Чавулдур | Это толпа | известный | ? ( пшеница ) |
|
Чепни (племя) | Чепни ( جَبْني ) | Чепни | Распечатайте это | Чепни | тот, кто нападает на врага | Они птица ( рис ) |
|
Канал (племя) | Салгур ( Салгур ) | Каналы | Каналы | Это произойдет | свингер с мечом | Беркут ( Бамбл ) |
|
Айрумс | Эймур ( Эймур ) | Эймур | Эймур | Эмир | быть хорошим | Евразийское хобби ( смывать ) |
|
Улаюнтлуг (племя) | Улайундлуг ( Ulayundluğ ) | Улайундлуг | Алаюнтлук | Забавный | с пестрой лошадью | Красноногий сокол ( ягалбай ) |
|
Юрегир (племя) | Üregir (اُرَكِرْУрегир Юрегир ( Юрегир ) |
Юрегир, Урегир | Сердца | Это пусто | поиск заказа | ? бык |
|
Игдир (племя) | Игдир ( Игдир ) | Игдир | Ыгдыр | Это правильно | быть хорошим | Северный ястреб-тетеревятник ( карджигай ) |
|
Бугдюз (племя) | Бюгдюз ( Bugdüz ) | Бугдюз | Бугдуз | Бугдуз | скромный | Вещи сокола ( сам ) |
|
Стирать | Поведение ( اِڤـا ) Yıwa (Йива |
Стирать | Стирать | Ива | высокий рейтинг | Северный ястреб-тетеревятник ( чувство ) |
|
Кынык (племя) | Кынык ( Кынык ) | Циник | Вини это | это грустно | святой | Северный ястреб-тетеревятник ( кура карджигай ) |
Список этнических групп огузов
[ редактировать ]Другие огузские субэтносы и племена
[ редактировать ]Анатолия и Кавказ
[ редактировать ]- Анатолия
- Абдал Турции
- На ночь
- Тахтачи
- Если мы существуем
- Барак
- Каракечили (туркмены «Черные козлы»)
- Манав (Хотя изначально Манавы принадлежали кипчакам - половцам , сегодня они стали огузами под влиянием огузов.) [ 73 ] [ 74 ] [ 75 ] [ 76 ] [ 77 ] [ 78 ] [ 79 ]
- Ацекен
- Рождение шишки
- Оставлять
- Кавказ
- Азербайджанцы в Армении
- Азербайджанцы в Турции
- Азербайджанцы в Грузии
- Терекемцы
- Черная шляпа
- Карадагис
- Род Джаваншир
- Трухмен
- Турки в Абхазии
- турки-месхетинцы
- Кипр
Балканы
[ редактировать ]- Турки в Боснии
- Болгарские турки
- Турки в Хорватии
- Додеканесские турки
- Косовские турки
- македонские турки
- Турки в Сербии
- Турки в Черногории
- Румынские турки
- Тюрки Западной Фракии
- Критские турки
- Караманлиды
- Гаджал
- Племя Амука
Центральная Азия
[ редактировать ]- Иранские азербайджанцы
- Шахсеван
- Кызылбаш
- Племя Падар
- Хорасанские турки
- Иранские туркмены
- афганский туркмен
- Каджары (племя)
- Бичахчи
- Турки в Афганистане
Арабский мир
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Эта народная этимология была засвидетельствована у Аль-Бируни и Махмуда аль-Кашгари , последний был носителем среднетюркского языка . [ 53 ] Однако эта смешанная тюрко-персидская этимология сейчас считается неверной; вместо этого, Türkmen теперь этимологизируется как от этнонима Türk плюс усиливающий суффикс -men , что означает « самый тюркский из тюрков» или «чистокровные турки » . [ 54 ]
- ^ Ар. : инфарадата ханха би-бад-аль-ашьях ; альтернативный перевод «отделили от них некоторые вещи»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Двор и космос: Великая эпоха сельджуков — MetPublications — Музей искусств Метрополитен . Метрополитен-музей. С. 76–77, 314, примечание 3.
Правителем обычно называют султана Ирака Тугрила III (годы правления 1176–1194), который был убит недалеко от Рея и похоронен там (Муджмал ат-таварих 2001, стр. 465). Поуп (Поуп и Акерман, ред. 1938–39, т. 2, стр. 1306) и Вит (1932b, стр. 71–72) написали Тугрил II, но подразумевали Тугрил III.
- ^ Jump up to: а б с Бартольд (1962) «Книга моего деда Коркута» («Китаб-и дедем Коркут») — выдающийся памятник средневекового огузского героического эпоса. Три современных тюркоязычных народа — туркмены, азербайджанцы и тюрки — этнически и лингвистически относящиеся к средневековым огузам, эпические сказания, заложенные в «Книге Коркута», представляют собой художественное отражение их исторического прошлого».
- ^ Современные турецкий , туркменский и азербайджанский языки — все огузские языки.
- ^ Омельян Прицак, «Узы», в книге Александра П. Каждана , изд., Оксфордский византийский словарь (Oxford University Press, 1991).
- ^ Jump up to: а б Льюис, Г. Книга Деде Коркута . Книги Пингвина, 1974, стр. 10.
- ^ Груссе, Р. Степная империя . Издательство Рутгерского университета, 1991, стр. 148.
- ^ Jump up to: а б Николь, Дэвид; Ангус Макбрайд (1990). Аттила и орды кочевников . Издательство Оспри. стр. 46–47 . ISBN 0-85045-996-6 .
У огузов была очень самобытная культура. Их охотничьи и пиршественные ритуалы были такими же сложными, как и у гектюрков , от которых они... ...как некоторые печенеги и торки, поселились вдоль степной границы России после изгнания... Здесь выросло почти феодальное княжество «Черная шляпа». до того, что собственная военная аристократия будет принята российской элитой на равных...
- ^ Груссе, Р. Степная империя . Издательство Рутгерского университета, 1991, стр. 186.
- ^ Хапчик, Д. Балканы . Пэлгрейв, 2002, с. 62.
- ^ Льюис, с. 9.
- ^ Сельчук Аксинь Сомель, (2003), Исторический словарь Османской империи , стр. 217
- ^ «Памятник «Огуз-хан и сыновья» » . Арара Средняя Азия . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ Колин Имбер, (2002), Османская империя, 1300–1650 , стр. 95
- ^ Abu al-Ghazi Bahadur; "The Genealogy of the Turkmens" (in Russian). Паровая тип. К.М. Федорова. 1897.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Элизабет А. Захариаду, «Туркоманы», в книге Александра П. Каждана , изд., Оксфордский византийский словарь (Oxford University Press, 1991).
- ^ Голден, Питер Б. Введение в историю тюркских народов (1992). п. 21-22
- ^ Д.Т. Поттс, (2014), Кочевничество в Иране: от древности до современности , с. 177
- ^ Утияма и др. 2020 : «Большинство лингвистов и историков сходятся во мнении, что на прототюркском языке, общем предке всех древних и современных тюркских языков, должно быть, говорили где-то в Центрально-Восточной Азии (например, Рона-Тас, Справочник Рона-Тас1991, стр. 35; Золотой , Справочник Golden1992, стр. 124–127, Справочник Menges1995, стр. 16–19)».
- ^ Голден, Питер Б. (2011). Исследования народов и культур Евразийских степей . Editura Academiei Romane. стр. 37–38. ISBN 978-973-27-2152-0 .
- ^ Утияма и др. 2020 : «Истинная родина прототюрков могла располагаться на более компактной территории, скорее всего, в Восточной Монголии»
- ^ Ли и Куанг 2017 : «Лучшим кандидатом в тюркскую урхеймат тогда была бы северная и западная Монголия и Тува, где все эти гаплогруппы могли смешаться, а не восточная и южная Монголия...»
- ^ Утияма и др. 2020 :"Подводя итог, палеолингвистическая реконструкция указывает на смешанную стратегию существования и сложную экономику прототюркоязычного сообщества. Вполне вероятно, что существование ранних прототюркских носителей было основано на сочетании охоты и собирательства. и земледелие, с более поздним переходом к кочевому скотоводству как основе экономики, отчасти благодаря взаимодействию позднепрототюркских групп с ираноязычными скотоводами Восточной Степи».
- ^ Финдли 2005 , с. 18: «Более того, не все турки внешне похожи друг на друга. Они никогда не были одинаковыми. Турки Турции известны своим разнообразием физических типов. Учитывая древнее происхождение турок из Внутренней Азии, легко представить, что когда-то они представляли собой униформу. Монголоидная внешность, по-видимому, более характерна для восточно-тюркского мира; однако и там единообразие типов никогда не могло преобладать. Археологические данные указывают на то, что индоевропейцы или, конечно, европеоидные физические типы населяли оазисы Таримского бассейна и даже в некоторых частях Монголии в древние времена. Возникновение тюркских этнических групп с древнейших времен происходило в конфедерациях различных народов. Как будто в подтверждение этого самые ранние сохранившиеся тексты на тюркских языках пронизаны терминами из других языков».
- ^ Голден, Питер Б. (25 июля 2018 г.). «Этногонические сказания тюрков» . Журнал средневековой истории . 21 (2): 291–327. дои : 10.1177/0971945818775373 . ISSN 0971-9458 . S2CID 166026934 . «Некоторые тесты ДНК указывают на иранские связи ашин и ашиде,133 подчеркивая далее, что тюрки в целом «состояли из гетерогенных и соматически несходных популяций».134 Географически отчеты охватывают регионы Внутренней Монголии, Ганьсу, Синьцзян, Приенисейская зона и Алтай, регионы с тюркским, индоевропейским (иранским [сакским] и тохарским), енисейским, Уральские и другие народы усуней, как и большинство степных государств этнолингвистического состава, возможно, также играли субстратную роль».
- ^ Ли и Куанг 2017 : «И история Китая, и современные исследования ДНК показывают, что ранние и средневековые тюркские народы состояли из гетерогенного населения»
- ^ Николь, Дэвид; Макбрайд, Ангус (2007). Аттила и орды кочевников . Оспри военная элитная серия. Лондон: Оспри. ISBN 978-0-85045-996-8 .
- ^ Бичурин Н. Я., "Сборник сведений о народах Средней Азии в древности" , вып. 1, СПб., 1851, стр. 56–57.
- ^ Таскин В.С., пер., "Материалы по истории сюнну" , 1968, т. 1, с. 1, с. 129
- ^ Jump up to: а б Бынбаш, Илькер Эврим (2010). «Повествования Огуз-хана» . Энциклопедия Ираника .
- ^ Шиджи , ок. 90 г. до н.э.: 110.
- ^ Голден, Питер Б., «Ок и Огур ~ Огуз», Тюркские языки, 16/2 (2012), стр. 155–199
- ^ Тордей, Л., Конные лучники: Начало истории Центральной Азии . Дарем Академик Пресс, 1997, стр. 220–221.
- ^ Ду Ю и др. , т . 199.
- ^ Сыма Гуан и др. Цзыжи Тунцзянь , том 199.
- ^ Ли Цюань, Тайбо Иньцзин «Том 1-3», Копия библиотеки университета Чжэцзян. п. 99 из 102 или Шоушангэ конгшу 守山閣叢書 версия с. 51 из 222
- ^ Аль-Масуди Золотые луга и драгоценные копи , том. 1 р. 238-239. перевод Алоиса Шпрегера
- ^ Зуев, Ю. «Конные тамги вассальных княжеств» (Перевод китайского сочинения «Танхуйяо» VIII–X веков), Академия наук Казахской ССР, Алма-Ата, 1960, с. 126, 133–134 (на русском языке)
- ^ Курта, Флорин (2019). Восточная Европа в средние века (500-1300 гг.) (2 т.) . Бостон: БРИЛЛ. п. 152. ИСБН 978-90-04-39519-0 . OCLC 1111434007 .
- ^ Константин VII Багрянородный Об управлении империей Глава 37.
...и те народы, которые известны как Мазари и Узи...
- ^ Фарук Шумер, Огузлар (2007). Исламская энциклопедия TDV (PDF) (на турецком языке). Том. 33.стр. 325–330.
- ^ «Огуз». Британская онлайн-энциклопедия . 23 апреля 2024 г.
- ^ Голден, Питер Б. (1972) «Миграции огузов» «Миграции огузов»] в Archivum Ottomanicum 4, стр. 48
- ^ Голден, Питер Б. Тюркское слово Махмуда аль-Кашгари , с. 507-511
- ^ Голден, Питер Б. (1992). Введение в историю тюркских народов. Отто Харрасовиц , Висбаден. п. 198
- ^ Золотой (1992) с. 206-207
- ^ Махмуд аль-Кашгари. «Диван Лугат аль-Тюрк». Отредактировано и переведено Робертом Данкоффом в сотрудничестве с Джеймсом Келли. В источниках восточных языков и литературы. (1982). Часть I стр. 101-102
- ^ Кляшторный, С.Г. (1997) «Огузы Центральной Азии и гузы Приаралья». Архивировано 6 февраля 2022 г. в Wayback Machine в Международном журнале евразийских исследований 2.
- ^ "Надпись Могона Шайн Усу" Текст в Türik Bitig
- ^ Кляшторный, СГ (1997)
- ^ цитируется по Камалову, А. (2003) «Надпись Могон Шайн Усу как самые ранние уйгурские исторические летописи», Central Asiatic Journal . 47 (1). п. 83 стр. 77-90
- ^ Альштадт, Одри. Азербайджанские тюрки , с. 11. Гувер Пресс, 1992. ISBN 0-8179-9182-4
- ^ Ли и Куанг (2017) «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований Y-ДНК в отношении ранних и средневековых тюркских народов» , Внутренняя Азия, 19. стр. 207–208 из 197–239
- ^ Махмуд аль-Кашгари. «Диван Лугат аль-Тюрк». Отредактировано и переведено Робертом Данкоффом в сотрудничестве с Джеймсом Келли. В источниках восточных языков и литературы. (1982). Часть II. п. 363
- ^ Кларк, Ларри (1996). Туркменская справочная грамматика . Харрасовиц. п. 4. ISBN 9783447040198 . , Аннанепесов, М. (1999). «Туркмены» . В Дэни, Ахмад Хасан (ред.). История цивилизаций Средней Азии . Мотилал Банарсидасс. п. 127. ИСБН 9789231038761 . , Голден, Питер (1992). Введение в историю тюркских народов . Харрасовиц. стр. 212–213.
- ^ Ли и Куанг (2017) «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований Y-ДНК в отношении ранних и средневековых тюркских народов», Внутренняя Азия, 19. стр. 208 из 197–239
- ^ CE Босворт, Газневиды: 994–1040 , (Edinburgh University Press, 1963), 216.
- ^ Махмуд аль-Кашгари. Диван Лугат аль-Тюрк. Отредактировано и переведено Робертом Данкоффом в сотрудничестве с Джеймсом Келли. Серия: Источники по восточным языкам и литературе. (1982). «Часть I», с. 270, 329, 333, 352, 353, 362
- ^ Н.К. Сингх, А.М. Хан, Энциклопедия мусульман мира: племена, касты и общины , Том 4 , Дели, 2001, стр.1542
- ^ Grolier Incorporated, Академическая американская энциклопедия , том 20, 1989, стр.34
- ^ Сэр Джерард Клосон, Этимологический словарь турецкого языка до тринадцатого века , Оксфорд, 1972, стр.972
- ^ Ассоциация турецкого языка – Онлайн-словарь TDK . Йорук. Архивировано 4 апреля 2009 г. в Wayback Machine . Йорук. Архивировано 4 апреля 2009 г. в Wayback Machine (на турецком языке).
- ^ "Юрук". Третий новый международный словарь Вебстера, полный . Мерриам-Вебстер . 2002.
- ^ Jump up to: а б Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 17 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 217.
- ^ Ptolemaida.net - истории Птолемаиды. Веб-страница Архивировано 9 июля 2011 г. на Wayback Machine.
- ^ Махмуд аль-Кашгари. Диван Лугат аль-Тюрк. Отредактировано и переведено Робертом Данкоффом в сотрудничестве с Джеймсом Келли. Серия: Источники по восточным языкам и литературе. (1982). «Часть I». п. 101–102, 362–363
- ^ Минорский, В. «Комментарий к статье Худуда аль-Алама » §24. Хорасийские марши», стр. 347–348.
- ^ Голден, Питер Б. (2015). «Тюркский мир в Махмуде аль-Кашгари» в Бонне «Вклад в азиатскую археологию» . 7. с. 513-516
- ^ «МЕСТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ» (PDF) . kizilagil.de . Проверено 5 марта 2022 г.
- ^ «Некоторые османские генеалогии заявляют, возможно, причудливо, о своем происхождении от Кайы», Картер Вон-Финдли, «Турки в мировой истории » , стр. 50, 2005, Oxford University Press.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 18 октября 2019 года . Проверено 16 сентября 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Кафесоглу, Ибрагим. Турецкая национальная культура . Исследование турецкой культуры Институт, 1977. С. 134.
- ^ Divanü Lûgat-it-Türk, перевод Бесима Аталай, Пресса Ассоциации турецкого языка : 521, Анкара, 1941, книга: 1, страницы: 55-58
- ^ «От ЯЛАКОВОЙ ДО ЯЛОВОЙ Ялова Историческое исследование памяти профессора доктора Халила Инналджика» (PDF) . п. 224.
- ^ «Ачар, Кенан (2010). Несколько заметок о манавских туркменских диалектах Северо-Западной Анатолии» (PDF) .
- ^ «Мухаррем ОЧАЛАН БЕСЗОЛОЧНЫЕ ПРИЯТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СОГЛАСНЫХ В ГРУППОВЫХ ДИАЛЕКТАХ ОСЕЛЕННЫХ ТУРКМЕН САКАРЬЯ-ИЗМИТСКОГО РАЙОНА» (PDF) .
- ^ Ялвар, Джихан (19 февраля 2021 г.). «ДЖИХАН ЯЛВАР, ПОСЛЕДНЕЕ ТУРЕЦКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ В АНАТОЛИИ: КУМАН-КИПЧАКИ В ИМПЕРИИ ИЗНИК И ИХ ПРИСУТСТВИЕ В ДЕРЕВНЯ ЯЛОВА КАЗИМИЕ (ЙОРТАН) И ЭЛМАЛИК (САРУХАНЛИ)» . Исследования тюркского мира . 127 (250): 11–36.
- ^ «ПОСЛЕДНИЕ ТУРКИ, ПОСЕЛЕННЫЕ ВИЗАНТИЕЙ В АНАТОЛИИ» . Архивировано из оригинала 1 июня 2022 года.
- ^ Йылмаз, Адиль. «Каменная статуя среднеазиатского типа, найденная на кладбище села Гейкдере» .
- ^ «Турки-зеленщики/Газета Крыма» . 7 декабря 2023 г. Архивировано из оригинала 9 июня 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Бартольд, В., изд. (1962). Книга моего деда Коркута . Москва и Ленинград: Академия наук СССР.
- Дамгаард, ПБ; и др. (9 мая 2018 г.). «137 древних геномов человека со всех концов Евразийских степей» . Природа . 557 (7705). Исследования природы : 369–373. Бибкод : 2018Natur.557..369D . дои : 10.1038/s41586-018-0094-2 . hdl : 1887/3202709 . ПМИД 29743675 . S2CID 13670282 . Проверено 11 апреля 2020 г.
- Финдли, Картер В. (2005). Тюрки в мировой истории . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 978-0-19-517726-8 .
- Голден, Питер Б. (2011). Исследования народов и культур Евразийских степей . Издательство Румынской Академии - Издательство Истро. ISBN 978-973-27-2152-0 .
- Ли, Джу-Юп; Куанг, Шунту (18 октября 2017 г.). «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований Y-ДНК в отношении ранних и средневековых тюркских народов» . Внутренняя Азия . 19 (2). Брилл : 197–239. дои : 10.1163/22105018-12340089 . ISSN 2210-5018 . Проверено 20 июня 2020 г.
- Ли, Тао; и др. (июнь 2020 г.). «Земледелие проса распространилось от Северо-Восточного Китая до Дальнего Востока России: интеграция археологии, генетики и лингвистики» . Археологические исследования в Азии . 22 (100177). Elsevier : 100177. doi : 10.1016/j.ara.2020.100177 . hdl : 21.11116/0000-0005-D82B-8 .
- Нельсон, Сара ; и др. (14 февраля 2020 г.). «Отслеживание перемещений населения в древней Восточной Азии посредством лингвистики и археологии текстильного производства» . Эволюционные гуманитарные науки . 2 (е5). Издательство Кембриджского университета : e5. дои : 10.1017/ehs.2020.4 . hdl : 21.11116/0000-0005-AD07-1 . ПМЦ 10427276 . ПМИД 37588355 .
- Роббитс, Мартина (1 января 2017 г.). «Австронезийское влияние и трансевразийское происхождение японцев» . Языковая динамика и изменения . 8 (2). Брилл : 210–251. дои : 10.1163/22105832-00702005 . hdl : 11858/00-001M-0000-002E-8635-7 . ISSN 2210-5832 . Проверено 20 июня 2020 г.
- Роббитс, Мартина (2020). «Заевразийская родина: где, что и когда?» . В Роббитсе, Мартина ; Савельев, Александр (ред.). Оксфордский путеводитель по трансевразийским языкам . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-880462-8 .
- Утияма, Дзюнзо; и др. (21 мая 2020 г.). «Динамика популяций в лесах Северной Евразии: долгосрочная перспектива Северо-Восточной Азии» . Эволюционные гуманитарные науки . 2 . Издательство Кембриджского университета : e16. дои : 10.1017/ehs.2020.11 . hdl : 21.11116/0000-0007-7733-A . ПМЦ 10427466 . ПМИД 37588381 . Текст был скопирован из этого источника, который доступен по международной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Груссе, Р. , Империя степей , 1991, издательство Rutgers University Press.
- Николь Д., Аттила и гунны , 1990, Osprey Publishing.
- Льюис, Дж., Книга Деде Коркута , «Введение», 1974, Penguin Books.
- Минахан, Джеймс Б. Одна Европа, множество наций: исторический словарь европейских национальных групп . Greenwood Press, 2000. стр. 692.
- Айдын, Мехмет. Племя Баят-Баят и история огузов . Издательство Хатибоглу, 1984 г., веб-страница.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Голден, Питер ; Босворт, К. Эдмунд (2002). «ШОЗЗ» . Энциклопедия Ираника, Том. XI, Фаск. 2 . стр. 184–187.
- Голден, Питер Б. (2020). «Огуз» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Книга Деде Коркута (формат PDF) в Архиве турецкого устного повествования Уйсал-Уокера
- Сходства былин Деде Коркута и Алпамыша
- Страница, посвященная Огуз-хану
- Древнетюркские надписи.