Итак, люди
* Тегрег ? | |
---|---|
Регионы со значительной численностью населения | |
Северный Китай , Горный Алтай , Синьцзян ( Джунгария ) и Понтийско-Каспийская степь (к VI веку) [1] | |
Языки | |
тюркский | |
Религия | |
Тенгризм , Шаманизм , Буддизм | |
Родственные этнические группы | |
Динлинг , хунну и более поздние тюркские народы |
История тюркских народов до XIV века. |
---|
Тиле , [а] [б] также называемый Гаоче или Гаоджу , [3] [4] [5] [с] были племенной конфедерацией тюркского этнического происхождения [6] жившие на севере собственно Китая и в Средней Азии , возникшие после распада конфедерации хунну . [7] Китайские источники связывают их с более ранним Динглингом . [8] [9] [10] [д]
Чили и Гаоче
[ редактировать ]Названия «Чили» (敕勒) и «Гаоче» ( 高车 ) впервые появляются в китайских записях во время кампаний бывшего Яня и Дая в 357 и 363 годах соответственно. главным героям также обращались как к « Динглингам Однако в записях южных династий к » . [11] Имя Гаоче («высокая телега») было прозвищем, данным китайцами. [12] [13]
В «Книге Цзинь» , составленной Фан Сюаньлином и др., Чили указано как пятое из 19 племен южных сюнну (種). [14] [15] Ко времени господства Жужана гаоче состояло из шести племен. [16] и двенадцать кланов (姓). [17] [18] [19]
Гаоче, вероятно, являются остатками древнего Красного Ди . Первоначально их называли Дили. Северяне принимают их за Чили. Китайцы принимают их за Гаоче Динглинг. Короче говоря, их язык и [язык] хунну одинаковы, но иногда есть небольшие различия. Или можно сказать, что они [Гаоче] — младшие родственники. [20] хунну в прежние времена.
Гаоче мигрируют в поисках травы и воды. Они одеваются в шкуры и едят мясо. Их крупный рогатый скот и овцы такие же, как у жужан, но колеса их повозок высокие и имеют очень много спиц.
— Вэйшу , 103
Предшественниками Хуэйхэ были хунну . Потому что обычно они ездят на телегах с высокими колесами. их также называли Гаоче Во времена Юань Вэй или также называли Чили, что по ошибке было переведено как Тиле.
— Синь Таншу , 232
Одна группа, известная как восточные гаоче (东部高车), вероятно, обитала от реки Онон до озера Байкал (巳尼陂). Однако их отношения с остальной частью гаоче и ее племенными компонентами неясны. [21]
Мифологическое происхождение
[ редактировать ]Книга Вэй сохранила миф о происхождении Гаоче .
По преданиям, у хунну Чаньюя было две дочери, обе чрезвычайно красивые. Все жители страны считали их духами. Чаньюй сказал: «Как я мог найти мужей для своих дочерей! Я собираюсь отдать их Небесам». После этого в пустынном месте на севере страны он воздвиг высокую платформу и поставил на нее двух своих дочерей, сказав: «О Небеса, пожалуйста, придите и примите их сами!» Через три года их мать хотела вернуть их, но Чаньюй сказали: «Вы не можете, их время еще не истекло». Еще через год появился старый волк, который день и ночь охранял платформу, воя. Он вырыл яму под платформой и долго не уходил. Младшая дочь сказала: «Наш отец поместил нас сюда, желая отдать нас в Рай. Теперь этот волк пришел сюда, это, наверное, небесное существо, посланное Небом». Она хотела было спуститься и подойти к волку, но ее старшая сестра в ужасе сказала: «Это зверь! Не позорь наших родителей». Младшая сестра не послушалась ее, спустилась и стала женой волка и родила детей. В дальнейшем они размножились и образовали государство. Именно поэтому их народ любит петь протяжные песни протяжным голосом, похожим на вой волков.
Жужанское доминирование
[ редактировать ]В 391 году вождь Жужань Хэдуохан (曷多汗) был убит Туоба Северной Вэй . Брат Хедуохана Шелун в отместку совершил набег на несколько племенных владений Туоба , но, как сообщается, потерпел серьезное поражение в 399 году и был вынужден бежать на запад. Здесь Шелун разгромил племя Хулу (斛律) и подчинил его. С помощью хулу по имени Чилуохоу (叱洛侯) Шелун завоевал большинство племен гаоче и провозгласил себя каганом Жужани 11 марта 402 года. Многие гаоче, такие как Чилуохоу, были повышены в должности, чтобы установить лучший контроль. [24] [25]
Во время правления Шелуня и его преемника Датана жужане дошли до Иссык-Куля , где разгромили усуней и оттеснили их на юг. На востоке они совершили набег на Северную Вэй, прежде чем потерпели поражение 16 июня 429 года. [26] [27] Сообщается, что после этого около 1,5 миллиона гаоче были захвачены и расселены в районах, прилегающих к столице Пинчэн на юге.
После этого поселения их стали называть Западным Чили (西部敕勒), включая часть пустыни Ордос к югу от Желтой реки, известную как Хэси Чили (河西敕勒), Восточным Чили (东部敕勒), между Учжоу (武周) и пригороды столицы, а также Северное Чили (北部敕勒) на севере и вокруг границ.
Большая часть последних двух, возможно, бежала обратно в степь, и о них не было слышно после 524 и 445 годов соответственно. Западное Чили (в основном Хулу и Тиле, родственные клану Кифули (泣伏利) Фуфулуо) возникло в результате скачек, в результате которых юг и север в конечном итоге были ассимилированы. [28]
Потеряв множество подданных и жизненно важные ресурсы, Жужань пришел во временный упадок. Однако в 460 году они начали новые походы на запад, уничтожив остатки Северного Ляна . Во время кампании против Хотана в 470 году король в своем умоляющем письме императору Тоба написал, что все государства на западе подчинились жужаням. В 472 году Юйчэн напал на Северную Вэй через западную границу. К моменту своей смерти в 485 году Юйчэн восстановил статус Каганата даже более могущественный, чем во времена Датана.
Во время этих войн группа племен гаоче на юго-западе, известная как Фуфулуо, объединила двенадцать кланов и восстала, но потерпела поражение от Жужань. Они сбежали и основали государство к северо-западу от Гаочана в 487 году. С тех пор об остальной части гаоче мало что известно, вплоть до гёктюрков .
Фуфулуо
[ редактировать ]Фуфулуо (副伏罗) — племя гаоче, состоящее из двенадцати кланов, жившее недалеко от царства Гаочан (вероятно, у реки Туин в хребте Гови-Алтай) . Раньше клан Фуфулуо, известный как Ичжан (который жил там со времен середина 2 века) в союзе с Туба. [29] В 481 году Фуфулуо начали вмешиваться в дела Гаочана и свергли одного из их королей. Затем Фуфулуо были порабощены Жужанским каганатом . [30]
После смерти жужанского правителя Юйчэна в 485 году нашей эры его воинственный сын Дулунь вел новые войны против Туба Северной Вэй . [30]
После разногласий А-Фучжилуо предал его, и в 487 году вместе со своим младшим двоюродным братом Цюнци (穷奇) им удалось своим кланам численностью более 100 000 юрт спастись от преследующих армий во главе с Дулуном и его дядей Нагаем, победив их. .
После того, как они поселились, он основал государство (также известное как королевство А-Фучжилуо) под названием Улу Беглик (候娄匐勒, основанное на интерпретации Сиратори Куракичи и Пуллибланка ). Подобно более поздним Киби и Сюэянтуо в 605 году, Фуфулуо разделили свое правление между севером и югом в Джунгарии . [13] [31]
Фуфулуо объединились с Северной Вэй в 490 году и воевали против жужаней до 541 года, когда они были рассеяны ими. [32]
Вскоре после смерти Дулуня в 492 году несколько важных городов на восточном пути были захвачены Фуфулуо, отделив Жужань от запада. С ликвидацией влияния Жужана эфталиты , родственные степные кочевники, впервые расширили свои владения до Карашахра , где Цюнци был убит, а его сын Миэту (弥俄突) взят в заложники. [ нужна ссылка ] .
После 507 года эфталиты непрерывно отправляли к китайским дворам восемнадцать посольств с дарами (朝献/朝贡) (двенадцать в Северную Вэй , три в династию Лян , два в Западную Вэй и одно в Северную Чжоу ), в отличие от только одного в 456. [33] Подобно Перозу I и его сыну Каваду I ранее на западе, эфталиты помогли Миету. Он вернулся в свое царство, и Билиян (跋利延), преемник А-Фужилуо, был свергнут своими соплеменниками, вскоре отдав дань Туба. В 508 году Юджиулю Футу напал на Фуфулуо и одержал победу, но был убит Миету на обратном пути. Позже, в 516 году, И , сын Футу, победил Миету и в отместку приказал отбуксировать его насмерть на лошади. Фуфулуо отправился на несколько лет в ссылку под убежищем эфталитов. В 520 году Чоуну был отброшен своим младшим братом Ифу (伊匐), который восстановил царство. После своего поражения Чоуну вернулся на восток, где был убит в результате переворота, в результате которого правящий клан Юджиулу (郁久闾) был расколот на две фракции. В 521 году фуфулуо проникли на территорию Жужана, но в 524 году были окончательно отброшены. После этого фуфулуо потерпели ряд поражений от Анагуи, прежде чем были уничтожены в 541 году. В течение последнего десятилетия они помогали Восточной Вэй сражаться с Западная Вэй в гражданской войне. После поражения дворянство сдалось им. [34]
Правители Гаоче
[ редактировать ]Фамилии и имя | Продолжительность правления |
---|---|
Фамилия и имя | |
阿伏至羅 Афужилуо | 487–503 |
Бальян | 503–505 |
Миэту | 505–516 |
Йифу | 516–524 |
Юэджу | 524–536 |
Бозао | 536–540 |
Перейти к гостю | 540–541 |
Таким образом
[ редактировать ]Появление Тиле
[ редактировать ]Термин Тиле появился в китайской литературе с 6 по 8 век, и большинство ученых согласны с тем, что Тиле - это просто разные китайские иероглифы, используемые для описания того же тюркского слова, что и Чили, хотя некоторые ученые расходятся во мнениях относительно того, каким может быть конкретное оригинальное тюркское слово: Тёлёш ~ Тёлиш , Тюрк , или Тегрег ~ Тэгрег . [35] Имя «Тиеле» впервые интерпретировалось как «Тёлис» Эдуардом Шаванном и Вильгельмом Томсеном , но в 1937 году Цен Чжунмянь указал на это как неточное, поскольку Тёлис применялся к тюркскому титулу чиновника (突利失 Тулиши ) на востоке. это также стало прикрепленным к кагану Сюэянтуо . [36] Некоторые ученые (Ханеда, Оногава, Гэн и др.) предположили, что Тиле , Дили , Динглинг , Чили , Теле и Туджуэ - все транслитерированы, лежащие в основе тюркского языка ; однако Голден предположил, что Дили , Динглинг , Чили , Теле и Тиле транслитерировали Тегрек , а Туджуэ транслитерировал Тюркют , множественное число от Тюрк . [37] Название Тюрук ( древнетюркское : 𐱅𐰇𐰼𐰰) ~ Тюрк (ОТ: 𐱅𐰇𐰼𐰚) (отсюда среднекитайское 突厥 * dwət-kuɑt > * tɦut-kyat > стандартный китайский : Tūjué ) первоначально было зарезервировано исключительно для гектюрков китайцами, тибетцами и даже тюркоязычные уйгуры . Напротив, средневековые мусульманские писатели, в том числе османские историки, такие как Мустафа Али и исследователь Эвлия Челеби , а также тимурид ученый- Улугбек , часто рассматривали племена Внутренней Азии «как образующие единое целое, независимо от их языковой принадлежности», обычно использовали тюркского языка как родовое понятие. название жителей Внутренней Азии (будь то тюркоязычные или монголоязычные). Только в современную эпоху современные историки используют термин «тюрки» для описания этнокультурной совокупности различных тюркских групп. [38]
В 546 году остатки Фуфулуо, теперь называемые Тиле, восстали и были разбиты Бумин-ханом в Джунгарии . Около 250 000 из них были тогда включены в его армию. В 552 году Бумин-хан послал свою армию и разбил Анаги к северу от китайской границы. За два года до своей смерти он уничтожил остатки Жужан на севере и подчинил Тиле. [39] [40]
По словам Суйшу , Тиле состояло из более чем 40 племен, разделенных на семь локаций:
Предки Тиле были потомками хунну. Среди Тиле было много родов, компактно рассредоточенных по долине с востока от Западного моря.
- На севере реки Тола [Дулуо Дулуо] находились Бокут (Пугу, MC бук-куот), Тоура (Тонглуо, MC duŋ-lɑ), Уйур (Вэйхэ, Вэйхэ, MC ɦʷɨi - ɦet), [41] Байырку (Байегу, MC bʷɑt-jja-kuo) и Фулуо (MC phək-lɑ), лидеры которых сами по себе назывались Иркин (Сиджин, 俟jin, MC ɖʐɨ-kɨn) И были и другие кланы, такие как Мэнчен (MC). муу-ɖин), Турухе (MC thuo-ɲjɷ-ɦet), Сикит (Сицзе, MC sie-ket), Цюнь (Хун, MC ɦuon) и Хусюэ (薛雪, MC ɦuk-siɛt). Эти кланы имели мощную армию. почти 20 000 человек.
- На западе Хами (Иу) [伊吾], к северу от Карашахра (Яньци) и недалеко от Актаха (Бай [Белая] гора) находились Киби (契弊, CE khet-biɛi), Болуочжи (薄落職). , CE bɑk-lɑk-tɕɨk), Идиэ (乙咥, CE ʔˠit-tet), Супо (蘇婆, CE suo-bʷɑt), Нахе (那曷, CE nɑ-ɦɑt), Ухуань (烏讙, CE hʷjɐn) , [42] Хэгу (祥 Bone, CE ɦet-kuot), [43] Йеди (也奥, CE jja-tet), Юнихуань (于尼讙, CE ʔuo-ɳi-hʷjɐn) [44] и так далее. Эти кланы имели мощную армию численностью почти 20 тысяч человек.
- На юго-западе Горного Алтая (гора Цзинь) находились Сюэянтуо (薛延陀, CE siɛt-jien-dɑ), Дилер (咥勒兒, CE tet-lək-ŋie), [45] Шипан (十怃, CE ip-bʷan), [46] Даки (CE thɑt-khet) [47] [48] и так далее, которые имеют армию численностью более 10 000 человек.
- На севере Самарканда , недалеко от реки Аде, жили Хеди (訶咥, CE hɑ-tet), Хэцзе (曷嶻, CE ɦɑt-dzɑt), [49] Боху (CE pʷɑt-huot), Биган (CE pi-kɑn), [50] Джухай (Ju Hai, CE gju-həi), Хэбиси (混比丝, CE ɦɑt-pi-sit), Хэкуосу (何嵯苏, CE ɦɑ-ʣɑ-suo), Байевэй (Ba Yewei, CE bʷɑt-jja- mʷɨi ), Кеда (CE khɑt-thɑt) [51] и так далее, которые имеют армию численностью более 30 000 человек.
- На востоке и западе Дэйихая (得嶷海) располагались Сулуцзе (蘇路羯, CE suoluo-kjɐt), Сансуоян (三索咽, CE sɑm-sɑk-ʔet), Миеку (蔑促, okju met), Лунху (隆忽, CE люнь-хуот) и так далее, более 8000 человек.
- На востоке Фулиня жили Энцюй (CE ʔən-kjut), Алан (CE ʔɑ-lɑn), [52] Бейруджули (北襤九里, CE pək-nuok-kɨu-lei), Фувенхун (福嘬, CE bɨu-ʔʷˠɛt-huon) и так далее, почти 20 000 человек.
- На юге Северного моря жили Дубо (都波, CE tuo-pʷɑ) и так далее.
Хотя было очень много разных названий кланов, все они в целом назывались Тиле. Правителя среди них не было, и они принадлежали восточным и западным тюркам отдельно. Они жили в необжитых местах и перемещались вместе с водой и травой.Они хорошо стреляли верхом, были жестокими и жестокими, особенно жадными. Они живут грабежом. Кланы, расположенные ближе к западу, занимаются несколькими видами земледелия и разводят больше крупного рогатого скота и овец, чем лошадей. С момента создания Тюркского государства Тиле помогают Тюркам, участвуя в сражениях повсюду, и подчиняют себе все группы на Севере.
[...]
Их обычаи во многом были похожи на тюркские . Отличия заключались в том, что муж должен был оставаться в семье жены и не мог вернуться домой до рождения детей. Также умерших должны были хоронить.
На третьем году правления Дая (607 г.) Тиле отправил ко двору посла и дань и с этого года никогда не прекращал контактов.
В оригинальной рукописи нет знаков препинания, поэтому разные учёные по-разному читают и реконструируют этонимы.
Тиле были большой племенной группой, однако маловероятно, что они находились под единым руководством. Упоминания о племенах в отдаленных районах к западу от Памира были скудны и упоминались лишь вскользь; некоторые племена, такие как аланы , вероятно, были добавлены ошибочно. К концу VI века о них больше ничего не было известно. Племена в восточных районах (к северу от Китая и вблизи озера Байкал), такие как Гулиган (骨利干), Дуоланж (多览葛), Сицзе (奚结) и Байси (白霫), впоследствии были награждены, хотя немногие, такие как Фулуо (覆罗), Мэнчен (蒙陈) и Турухе (吐如纥), исчезли. [56] Фулуо (Фуло) [57] возможно, были связаны с 伏利(具) Фули(-дзю) в Книге Суй , [58] 匲利(羽) Фули(-ю) в Танхуйяо [59] и Бёкли-Чолигиль (𐰋𐰇𐰚𐰲𐰃:𐰲𐰇𐰠𐰏𐰠) на надписи Кул Тигин . [60]
По мнению некоторых исследователей (Onogawa, 1940; Duan, 1988; Lung, 2011; Davis, 2008; Tang, 2009 и др.), гёктюрков ведущий род Ашина произошел от племени Тиле по родовой линии. [61] [62] [63] [64] [65] Как и гектюрки , тиле, вероятно, были одним из многих кочевых тюркских народов в степи. [66] [54] [67] Однако Ли и Куанг (2017) заявляют, что в китайской истории гектюрки под руководством Ашины не описываются как потомки Динглинга или принадлежащие к конфедерации Тиле. [68]
Тиле находились под властью Гектюрков в середине VI - начале VII веков. Многие из вождей их племен были изгнаны, а некоторые были убиты в этот период. [69] Когда Гектюрков власть достигла своего пика, были названы по крайней мере 15 племен Тиле:
Тиле изначально были осколками хунну. Поскольку Туджуэ сильны и процветают, все районы Тиле (郡) разделены и разбросаны, массы постепенно сокращаются и ослабевают. До начала Удэ ] были разбросаны Сюэянтуо, Циби, Хуэйхэ, Дубо, Гулиган, Дуоланге , Пугу, Байегу, Тонлуо, Хун, Сидзе, Хусюэ, Сицзе, Ади [эпохи] к северу от [Гоби , Байси и т. д. ] пустыня .
— Цзю Таншу , 199, ниже
Тиле объединились в восстании против гёктюрков во время смуты между 599 и 603 годами. Это могло начаться уже в 582 году, когда распространился слух о восстании на севере, когда набеговая кампания увела Ишбара-кагана из столицы. Среди соперников Ишбары на западе был Тарду, сын Истами . Он заключил союз с Апа-ханом, каганом северной Джунгарии и реки Ховд, и объявил себя независимым.
В 587 году Бага-хан, наследник Ишбары, с помощью китайцев захватил Апу, но погиб в следующем году во время похода на запад. В дальнейшем его правление принял Дулан и в 599 году вместе с Тарду развязал гражданскую войну против своего сына Циминя , перешедшего на сторону китайцев. Однако ему это не удалось, и он был убит во время сражений с китайцами. Его партнер Тарду взял на себя управление и начал восстание против Каганата. В 603 году он восстал против племен Тиле, спровоцированный китайцами, и бежал в Туюхун . [70] [71] Ранее, когда Апа был взят в плен, его место занял Нили, но он погиб после разгрома Тарду на востоке. Его сын Хешана-хан сменил его в Западном каганате, обложив Тиле высокими налогами. Чтобы предотвратить восстание, он собрал несколько сотен вождей и убил их. В 605 году для его свержения был заключен союз Тиле под властью племен Циби (契苾) и Сюэянтуо (薛延陀). Они захватили большую часть Джунгарии и разгромили его оккупационную армию, взяв несколько важных городов, в том числе Кумул , Карашахр и Гаочан , оттеснив Хешана-хана дальше на запад, к нижнему течению реки Или к 607 году.
После победы вождь киби Геленг (哥楞) был провозглашен каганом племенами, а вождь Сюэянтуо Еди-хан - подчиненным каганом. В том же году Геленг объединился с китайцами, чтобы победить Туюхун и разрешить конфликт в Дуньхуане .
В 611 году Шекуй, каган из Ташкента и внук Тарду, напал на Чулуо и заставил его бежать в Китай. Возвращение Шекуя ознаменовало конец восстания, хотя точно неизвестно, когда повстанцы были подавлены. В одном китайском отчете указывается, что царство Гаочан все еще оставалось под их вассалом до 612 года. Скорее всего, они были покорены после этого года, когда Шекуй восстановил порядок в Западном Каганате. [72]
Неспособность подавить эти восстания привела к фатальному расколу внутри правящего клана Ашина гектюрков. Под предводительством Чжэньчжу-хана в 628 году, внука Ишибо, Сюэянтуо пересекли Алтай и быстро основали конфедерацию с остальной частью Тиле на востоке. [73]
Сюэянтуо основал недолговечный каганат в степи под руководством Чжэньчжу-хана , его сына Дуоми-хана и племянника Йитеуши-хана , последний из которых в конечном итоге сдался китайцам.
Китайское подчинение
[ редактировать ]Вскоре после 646 года к китайскому двору прибыли уйгуры и остальные двенадцать вождей Тиле (а впоследствии и далекие Гулиган и Дубо). Им было присвоено звание главнокомандующего (都督 дуду ) или префекта (刺史 cishi ) под свободным контролем (羁縻 jimi ) северного протектората или «мирного севера» (安北府), чье местопребывание и название менялись. в определенное время. [74]
Уйгуры занимали видное место среди племен Тиле рядом с Сюэянтуо. Их имя впервые появилось в 390 году как Юаньхэ (袁纥). Под руководством Пусы (菩萨), сына вождя Тецзиана (特健), уйгуры сотрудничали с Сюэянтуо, чтобы выступить против Восточного каганата. Вскоре после его смерти его преемник Тумиду (吐迷度) заключил новый союз с китайцами и выступил против своего бывшего союзника. После этого Тумиду получил китайский титул, как и остальные вожди Тиле, и носил титул кагана среди других племен, которые теперь ежегодно жертвовали китайцам меха для выполнения их налоговых обязательств. [75]
В 648 году Тумиду был убит своим племянником Ухэ (乌纥) и другим соплеменником по имени Джулуобо (俱罗勃). Оба были зятьями Чеби- хана , правителя Восточного каганата на северном Алтае, который теперь обладал гегемонией над окружающими племенами, включая карлуков. Это насторожило китайцев, и Ухэ был убит с помощью уловки после того, как получил должность своего дяди от китайского заместителя на севере. Позже Юлуобо задержали китайцы. 17 ноября Порун (婆闰) получил титул своего отца. [76]
С момента своего подчинения тиле (в основном уйгуры) участвовали в нескольких кампаниях под руководством Китая. Под командованием Ашины Шир (Гончар), Юань Личэня (Гончар), Гао Кана (Гончар), Лян Цзяньфана (Гончар), Чэн Чжицзе (Гончар), Су Дин Фана (Гончар) и Сяо Сия (Гончар) это привело к созданию захват Чеби-хана в 650 г. и конец Западного каганата в 657 г., за исключением последней кампании при Когурё, в результате которой, вероятно, погиб Порун. [77] [78]
Во время этих кампаний будут совершаться визиты, чтобы сдержать племена. В 658 г. такой визит был отбит, в 660 г. вспыхнуло восстание, начавшееся с Сидзе (思结), Баягу (拔野古), Пугу (仆骨) и Тонглуо (同罗), к которому присоединились остальные 5 племена позже. Причина этого восстания неясна, возможно, из-за репрессий Китая в отношении окружающих племен во время кампаний. [79] Через два года восстания были подавлены китайцами в верховьях реки Селенги в районе Хангая . Битва была короткой, и, как сообщается, два ведущих командира устроили резню. Согласно одному преувеличенному сообщению Тан Хуйяо, около 900 000 сдавшихся соплеменников были убиты, хотя несомненно, что большое количество из них было взято в плен. [80] После события на север было отправлено послание, чтобы успокоить беспокойного Тиле.
В 669 году подобные безуспешные восстания были предприняты Сюэянтуо, но подробности их неясны. [81] Последнее восстание упоминается в 686 году, когда Пугу и Тонлуо присоединились к клану Ашина, образовавшему Второй Тюркский каганат под властью Илтериш-кагана в 682 году. Они были немедленно подавлены армией, отправленной из Джуяна . Часть из них была перенесена в этот регион вместе со резиденцией протектората под юрисдикцией Ганьчжоу . Ранее в ходе восстания контакты между северным протекторатом и китайской столицей были прерваны, и единственный путь прохождения лежал через район Сучжоу . [82]
Возвышение Уйгурского каганата
[ редактировать ]После распада Восточного каганата в 630 году многие дворяне Гектюрков были переселены либо на китайскую границу, либо в столицу. Некоторые продолжали участвовать в приграничных кампаниях на стороне китайцев. [83] [84]
В 679 году три дворянина Гектюрка возглавили крупное восстание. [ нужна ссылка ] . Среди них каганом был выбран Асина Нишуфу (阿史那泥熟匐), прямой потомок Иллига. Они были быстро покорены китайцами, а их лидер был предан и убит собственными войсками. Остальным гектюркам удалось бежать и объединиться с Асина Фунианом (阿史那伏念) для нового восстания. Фуниан объявил себя каганом в 681 году, но его восстание не увенчалось успехом, и более пятидесяти участников были казнены 16 ноября в китайской столице. [85] [86] Оставшиеся мятежные гектюрки сформировали Второй тюркский Восточный каганат под руководством Илтериса Сада и его 5000 сторонников. В основном они действовали в южном регионе, граничащем с Китаем, у горы Чогай (总材山). За десятилетие они провели бесчисленные рейды через китайскую границу. [87]
Точно неясно, когда и как Тиле оказались под их властью. Однако в этот период ряд прокитайских групп Тиле, которые ранее сотрудничали с китайцами против них, такие как уйгуры, Циби, Сидзе и Хун (浑), сбежали в коридор Хэси и в конечном итоге переселились в Лянчжоу .
Согласно сценарию Тоньюкук и Кюльтигин Орхон , Гёктюрки совершили пять из сорока семи атак на Тиле, которыми руководил Илтерис. Среди них четыре, похоже, были простыми набегами, а последнее нападение можно было рассматривать как их повторное подчинение в северной степи. Предполагаемая дата подчинения Тиле Гёктюркам — около 687 года, вероятно, без особого сопротивления. [88]
Основание второй столицы Гёктюрков у подножия священной горы Отюкен (於都斤山) вызвало волнения среди племен Тиле. После того, как вождь уйгуров был убит, их вербовали для ежегодных набегов на китайскую границу после 694 года. [89] Эти набеги были остановлены в 708 году, когда китайцы построили укрепления вдоль Ордоса. Набеги продолжались и в других местах, поскольку Капаган обратил свое внимание на запад и на племена тюргешей и карлуков между 708 и 715 годами. К этому времени некоторые из тиле бежали в Китай и поселились в Линчжоу и других местах, в то время как другие, такие как байегу, восстали в Китае. 707. Эти восстания продолжались до 716 года, и Капаган, возвращаясь после подавления восстаний уйгуров, Тунлуо, Байси, Байегу и Пугу, 22 июля попал в засаду и был убит представителем племени Байегу по имени Сечжилуэ (颉质略). В заключение В восстаниях участвовали не все племена. Два самых северных племенных союзника, Гулиган и Дубо (都播), не участвовали ни в одном восстании. [90] [91]
Вскоре Бильге-хан взял на себя управление и вместе с Тоньюкуком начал ублажать подчинённого Тиле. Тоньюкук родился в Китае и считался мудрым государственным деятелем как в тюркских, так и в китайских источниках. Тем временем с китайцами установились дружеские отношения. До конца Второго Восточного каганата на китайскую границу был совершен лишь один набег из 720. Бильге-хан начал призывать к возвращению бывших членов племен Тиле, обосновавшихся в Китае. Его статус повысился среди вождей племен, особенно уйгуров в Каганате. [92]
В этот период многие Тиле предали местные китайские власти и бежали на север, в частности, в пять общин вокруг Лян, Лин, Ся , Фэн и Бинчжоу , в то время как на протяжении всего процесса происходили незначительные восстания. [93] Среди вернувшихся племен Тиле были уйгуры, в частности яолуогэ, которые бежали в Китай до 727 года. Яолуогэ состояло из девяти племен. [94] кланы уйгуров и доминировали, вероятно, в течение шести [95] поколений после падения Сюэянтуо.
После отравления Бильге-хана внутри правящего клана возникла фракционная борьба. В течение нескольких лет был установлен союз между басмылами (拔悉蜜), уйгурами и карлуками. Они свергли гектюрков и убили кагана. Большинство наследников впоследствии были убиты. В то же время глава басмыла, утвержденный каганом, был свергнут союзниками.
В 745 году изгнанный каган гёктюрков был убит уйгурским вождем по имени Кутлуг Бойла, сыном Хушу (护输). Он основал новый Уйгурский каганат под названием Кутлуг Бильге Кёль Каган. Имя «Тиле» и «девять союзников (Тиеле)» (九姓) или Токуз Огуз (на основе интерпретации ученого Цэнь Чжунмяня в конце 1950-х годов) впоследствии не упоминаются и, вероятно, были заменены именем Хуэйху. (Уйгурский) в исторических записях. С тех пор уйгуры состояли из семи [96] бывшие племена Тиле и два [97] [98] новые племена, а восемь [99] прежние племенные названия Тиле теперь исчезли. [100]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дуань, «Динглин, Гаоджу и Тиле», карта 4, 6, 13, 16, 17 (нет страницы).
- ^ "Ḡozz" и Энциклопедия Ираника
- ^ Дромпп, Майкл Роберт (2005). Танский Китай и распад Уйгурской империи: документальная история . БРИЛЛ. п. 41, н. 7. ISBN 90-04-14129-4 .
- ^ Пуллибланк, Эдвин Г. (1991). «Высокие телеги»: объединение монголо- и тюркоязычных народов до тюрков». Большая Азия . Третья серия. 3 (1). Академия Синика: 21–22.
- ^ Миллуорд, Джеймс А. (2007). Евразийский перекресток: история Синьцзяна . Херст. п. 42, примечание 2. ISBN 978-1-84904-067-9 .
- ^ Маккеррас, Колин (1972). Уйгурская империя: согласно династической истории Тан: исследование китайско-уйгурских отношений, 744–840 (2-е издание, исправленное и расширенное. Ред.). Канберра: Издательство австралийского национального университета. п. 1. ISBN 978-0708104576 .
- ^ Архив Евразийского Средневековья . Питер де Риддер Пресс. 1983. с. 111
- ^ Синь Таншу, том 217а «Уйгуры, предшествовавшие гуннам, обычно ездили на повозках с высокими колесами. В династиях Юань и Вэй их также называли Гаочэбу, или Тиле, или Тиле тр: « Уйгуры » . они ездят на повозках с высокими колесами. Во времена Юань Вэй их также называли племенем Гаоджу (т. е. Высокие Телеги) или называли Чили, или ошибочно Тиле».
- ^ Weishu Vol 103 Gaoju «Gaoju, вероятно, остатки древнего Красного Ди. [...] Чжу Ся думал, что Гаоцзюй было всего лишь несколькими». «Гаоджу, вероятно, остаток древнего Красного Ди.] Различные Ся (то есть китайцы) считали их Гаоцзюй Динлин (то есть Динлинг с высокой тележкой)».
- ^ Ченг, Фанги. «Исследование по идентификации тиле (鐵勒) и огурских племен» в Archivum Eurasiae Medievi под ред. Т.е. Т. Аллсен, П.Б. Голден, Р.К. Ковалев, А.П. Мартинес. 19 (2012). Издательство Harrassowitz, Висбаден. п. 87
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 16–18, 197.
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 11–12.
- ^ Jump up to: а б Пуллибланк, «Центральная Азия и некитайские народы Древнего Китая», с. VII 21–26.
- ^ Цзиньшу том 97 раздел "Хунну"
- ^ 1. Тугэ 2. Сяньчжи 3. Котоу 4. Утань 5. Чили 6. Ханьчжи 7. Хэйлан 8. Чиша 9. Юган 10. Вэйсуо 11. Тутун 12. Бомиэ 13. Цянцюй , 14. Хелай 15. Чжунцинь (Чжунцинь) 16. Далоу (Здание), 17. Юнцюй (囍Цюй), 18. Чжэньшу (Истинное дерево), 19. Лицзе (Лицзе)
- ^ 1. Ди (Ди) 2. Юаньхэ (袁祥) 3. Хулу (斛lv) 4. Цзепи (解ПИ) 5. Хугу (защита костей) 6. Ицицзинь (奇奇фунт).
- ^ 1. Цифули 2. Тулу 3. Ичжан 4. Далянь 5. Кухэ 6. Дабоган 7. А-Лунь (А'Лунь) 8. Моюн (Мо Юнь) 9. Цифэнь (俟分) 10. Фуфулуо (Вице Фулуо) 11. Цигэ (Ци Юань) 12. Юшупей (Ю Шупэй).
- ^ Сурибадалаха, «Новые исследования происхождения монголов», стр. 34–35.
- ^ Ли, «Исследование миграции северо-западных меньшинств между периодами до Цинь в Суй и Тан», с. 113.
- ^ 甥 shēng буквально означает «сын сестры» или «зять».
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 185–186.
- ↑ Исходный текст: «Говорят, что хунну Чаньюй родила двух дочерей. Они были очень красивы, и жители страны считали их богами. Чаньюй сказала: «У меня есть эта дочь, я могу спарить ее с другими, и она будет с небесами». Но на севере страны никого не было. Он построил на земле высокую платформу, поместил на нее двух девушек и сказал: «Пожалуйста, попросите Небеса приветствовать ее». Через три года Ее мать хотела поприветствовать ее, но Чаньюй сказал: «Нет, она не проникла в ее уши». Год спустя жил старый волк, который дежурил день и ночь и выл, но потому, что под ним была дыра. платформу, он не выходил, проходя мимо. Его маленькая дочь сказала: «Мой отец хотел заключить мир с небом, когда я был здесь, но теперь пришел волк, или это может быть божественное существо, подобное ангелу. Она спустится к нему». Его сестра была потрясена и сказала: «Это животное. Это оскорбление наших родителей!» Младшая сестра отказалась и стала женой волка и родила детей. Позже она размножилась и стала страной. сочинять длинные песни и рычать, как волк. "
- ^ Балог, Дэниел (ред.) (2020). Гуннские народы в Центральной и Южной Азии: источники их происхождения и истории . Бархуис. п. 111
- ^ Дуань, «Динглин, Гаоджу и Тиле», стр. 208–211.
- ^ Бо Ян, «Цыжи Тунцзянь», стр. 7,105 (Том 27).
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 213–214, 228.
- ^ Бо Ян, «Цыжи Тунцзянь», стр. 7671 (Том 30).
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 272–273, 315–320.
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 186.
- ^ Jump up to: а б Балог, Дэниел (12 марта 2020 г.). Гуннские народы в Центральной и Южной Азии: источники их происхождения и истории . Баркхаус. стр. 74–77. ISBN 978-94-93194-01-4 .
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 38, 217–219, 366–367.
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 216, 226, 229–230, 252.
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 235–239.
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 242–254.
- ^ Чэн Фанги. «Исследование идентификации Тиле (鐵勒) и огурских племен » Архив Евразийской медицины : 81–114.
- ^ Ченг, Фанги. «Исследование идентификации Тиле и огурских племен» : 83–84.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Ченг (2012), с. 84–87
- ^ Ли, Джу-Юп (2016). «Историческое значение термина тюрк и природа тюркской идентичности чингизидских и тимуридских элит в постмонгольской Центральной Азии». Центральноазиатский журнал . 59 (1–2): 101–32. дои : 10.13173/centasiaj.59.1-2.0101 .
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 325–326.
- ^ Бо Ян, «Цыжи Тунцзянь», стр. 9,958–9,959 (Том 38).
- ^ Хронологические названия: Юаньхэ (袁祥), Уху (嚿HU), Ухэ (武祥), Вэйхэ (伟祺), Хуэйхэ (饥祥), Хуэйху (饺).
- ^ Уху в Бэйши Том 99.
- ^ Хронологические названия: , Цзянькунь , Цзегу Цигу , Гекунь , Хэгу , Хугу , Хэцзеси , Сяцзяси Канны).
- ^ Вуниху в Бэйши , Том 99.
- ^ Зуев (2004:12) сравнивает это племя с тарнияхами, бежавшими к паннонским аварам от Гёктюрков .
- ^ Зуев (2004:12) сравнивает это племя с забендерами, которые также бежали к аварам из Гектюрков.
- ^ Zuev (2004:12) reconstructs underlying ethnonym * Tarki
- ^ Зуев Ю. А. «Каганат Сюэянтуо и кимеки. ([Вклад] в тюркскую этногеографию Средней Азии середины VII века)» в книге Шыгыс , Институт востоковедения, Алматы (2004), № 1, стр. 11–21 (на русском языке)
- ^ Хэцзе 曷клип в Бэйши , Том 99.
- ^ Бицянь в Бэйши , том 99.
- ^ Аудитория Йеда в Бэйши Том 99.
- ^ Нетюркские, ираноязычные люди; согласно Ли и Куангу (2017) «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований Y-ДНК в отношении ранних и средневековых тюркских народов», Внутренняя Азия , 19. стр. 201 из 197–239
- ^ Суйшу
- ^ Jump up to: а б Сурибадалаха, «Новые исследования происхождения монголов», с. 46–47.
- ^ Ченг, Фанги. «Исследование по идентификации тиле (鐵勒) и огурских племен» в Archivum Eurasiae Medievi под ред. Т.е. Т. Аллсен, П.Б. Голден, Р.К. Ковалев, А.П. Мартинес. 19 (2012). Издательство Harrassowitz, Висбаден. п. 104–108
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 47–49, 330–339.
- ^ Тонгдиан том. 199 Тиле
- ^ Суйшу Том 51.
- ^ Тан Хуйяо, том 72.
- ^ Зуев, Ю.А. (1960) «Конные тамги вассальных княжеств» (Перевод китайского сочинения «Танхуйяо» VIII–X веков), Академия наук Казахской ССР, Алма-Ата. п. 110-111 (на русском языке)
- ^ Тан, Ли (Университет Зальцбурга, Австрия). «Краткая характеристика ранних и средневековых тюрков» у тюрков-христиан Средней Азии и Китая (V–XIV вв.), Исследования по тюркской филологии . Издательство Университета Минзу. п. VII.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Рэйчел Лунг, Переводчики в раннем имперском Китае, Издательство John Benjamins Publishing Company, 2011, стр.48
- ^ Дуань: Динлинг, Гаоджу и Тиле 1988, стр. 39–41.
- ↑ Дэвис (2008:39) переводит заявление Оуян Сю : « Среди племен Те'ле Западного Туджуэ в то время Янтуо и Ашина были крупнейшими подгруппами».
- ^ Оуян, Сю (3 марта 2004 г.). «Анналы IV: Основные летописи Тан» . Исторические записи пяти династий . Перевод Дэвиса, издательство Ричарда Л. Колумбийского университета. п. 39. ИСБН 9780231502283 .
- ^ Суйшу, Том 84.
- ^ Ченг, Фанги. «Исследование по идентификации Тиле и огурских племен» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Ли и Куанг (2017) «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований Y-ДНК в отношении ранних и средневековых тюркских народов», Внутренняя Азия, 19. стр. 201 из 197–239
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 346–347.
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 344, 349–352.
- ^ Бо Ян, «Цыжи Тунцзянь», стр. 10 680 (Том 41), 10 795, 10 805, 10 857 (Том 42).
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 352–356.
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 360.
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 445–449.
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 186, 451, 453–457.
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 457–458.
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 459–470, 493.
- ^ Бо Ян, «Цыжи Тунцзянь», стр. 11 972 (Том 47).
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 472–475.
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 477–478.
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 479–481.
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 482–488.
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 413.
- ^ Бо Ян, «Цыжи Тунцзянь», стр. 11660 (Том 46).
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 481, 483.
- ^ Бо Ян, «Цыжи Тунцзянь», стр. 12 265, 12 273, 12 284, 12 292 (Том 48).
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 483, 495.
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 484, 501–505, 523.
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 434, 505–509.
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 509–511, 515.
- ^ Бо Ян, «Цыжи Тунцзянь», стр. 12 852 (Том 50).
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 517–520.
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 532–539.
- ^ 1. Худуогэ 2. Гулуоу 3. Могесици 4. А-Уди 5. Геса 6. Хувасу) 7. Яолуогэ (медицина Ло Гэ) 8. Сияу (奥奚无) 9. Яовуге (медицина У Гэ).
- ^ Главные имена: Тумиду (Тумиду) - Порун (порун) - Бисуду (бисуду) - Дуцзечжи (единственная ветвь решения) - Фудипу (Фу Дигуй) - Чэнцзун (成宗).
- ^ 1. Хуэйхэ 2. Пугу 3. Хун 4. Баягу 5. Тонлуо 6. Сидзе 7. Циби.
- ^ 1. А-Буси (Абу Си, родственник Сидзе) 2. Гулунвугу[си] (Костяной Лунь У Гу [思]).
- ^ Теобальд, У. «Хуэйхэ Уйгур, Хуэйху Уйгур, Вейвур Уйгур, Уйгуры» на ChinaKnowledge.de - Энциклопедия по китайской истории, литературе и искусству
- ^ 1. Капля) 8. Хусюэ (薛雪).
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 53, 542–547.
Первоисточники
[ редактировать ]- Сыма Гуан (1985). Перевод (на народном китайском языке) и аннотация Цзыжи Тунцзяня Бо Янга (Том 27). Тайбэй: Yuan-Liou Publishing Company Ltd. ISBN 957-32-0847-4 .
- Сыма Гуан (1986). Перевод (на народном китайском языке) и аннотация Цзыжи Тунцзяня Бо Яна (Том 30). Тайбэй: Yuan-Liou Publishing Company Ltd. ISBN 957-32-0804-0 .
- Сыма Гуан (1987). Перевод (на народном китайском языке) и аннотация Цзыжи Тунцзяня Бо Янга (Том 38). Тайбэй: Yuan-Liou Publishing Company Ltd. ISBN 957-32-0808-3 .
- Сыма Гуан (1987). Перевод (на народном китайском языке) и аннотация Цзыжи Тунцзяня Бо Яна (Том 41). Тайбэй: Yuan-Liou Publishing Company Ltd. ISBN 957-32-0864-4 .
- Сыма Гуан (1987). Перевод (на народном китайском языке) и аннотация Цзыжи Тунцзяня Бо Яна (Том 42). Тайбэй: Yuan-Liou Publishing Company Ltd. ISBN 957-32-0865-2 .
- Сыма Гуан (1988). Перевод (на народном китайском языке) и аннотация Цзыжи Тунцзяня Бо Яна (Том 46). Тайбэй: Yuan-Liou Publishing Company Ltd. ISBN 957-32-0870-9 .
- Сыма Гуан (1988). Перевод (на народном китайском языке) и аннотация Цзыжи Тунцзяня Бо Янга (Том 47). Тайбэй: Yuan-Liou Publishing Company Ltd. ISBN 957-32-0881-4 .
- Сыма Гуан (1988). Перевод (на народном китайском языке) и аннотация Цзыжи Тунцзяня Бо Янга (Том 48). Тайбэй: Yuan-Liou Publishing Company Ltd. ISBN 957-32-0871-7 .
- Сыма Гуан (1989). Перевод (на народном китайском языке) и аннотация Цзыжи Тунцзяня Бо Яна (Том 50). Тайбэй: Yuan-Liou Publishing Company Ltd. ISBN 957-32-0810-5 .
Вторичные источники
[ редактировать ]- Дуань, Ляньцинь (1988) «Динлин, Гаоджу и Тиле Шанхай: Шанхайская народная пресса». ISBN 7-208-00110-3 .
- Ли, Цзихэ (2003). «Исследование миграции северо-западных меньшинств между доциньскими периодами в Суй и Тан». Пекин: Nationalities Press. ISBN 7-105-05908-7 .
- Лу, Симиан [1934] (1996). «История этнических групп в Китае». Пекин: Восточная пресса. ISBN 7-5060-0735-5 .
- Пуллибланк, Эдвин Дж. (2002). «Средняя Азия и некитайские народы Древнего Китая». Олдершот: Издательство Ashgate. ISBN 0-86078-859-8 .
- Тревер, Камилла (1932). «Раскопки в Северной Монголии (1924–1925)». Ленинград: Типография Ю. Федорова. ОСЛК 2566311.
- Шен, Юлян (1998). «Исследование северных этнических групп и режимов». Пекин: Издательство Центрального университета национальностей. ISBN 7-81056-131-6 .
- Сурибадалаха (1986). «Новые исследования происхождения монголов». Пекин: Nationalities Press. ОСЛК 19390448.
- Ван, Сяофу (1992). «Политические отношения между китайцами, тибетцами и арабами». Пекин: Издательство Пекинского университета. ISBN 7-301-01962-9 .
- Сюэ, Цзунчжэн (1992). «История турков». Пекин: Китайское издательство социальных наук. ISBN 7-5004-0432-8 .
- Чжан, Бибо и Донг, Гояо (2001). «Культурная история древних северных этнических групп в Китае». Харбин: Народная пресса Хэйлунцзяна. ISBN 7-207-03325-7 .
- Народы Запада, Вашингтонский университет , из Вэйлюэ, автор Юй Хуан.