Висла Венето
Вислинские венеты , также называемые балтийскими венетами или венедами , были индоевропейским народом, населявшим земли Центральной Европы к востоку от реки Вислы и Гданьского залива . Древнеримские географы впервые упомянули Венедов в I веке нашей эры, выделяя группу народов, манеры и язык которых отличались от манер и языка соседних германских и сарматских племен. В VI веке нашей эры византийские историки описывали венетов как предков славян , которые во время второй фазы периода переселения народов пересекли северные границы Византийской империи . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Римские исторические источники
[ редактировать ]Плиний Старший размещает венетов вдоль побережья Балтийского моря. Он называет их сарматскими Венеди (лат. Sarmatae Venedi ). [ 4 ] После этого греко-римский географ II века Птолемей в своем разделе о Сарматии размещает Большой Уэнедай вдоль всего Венедского залива , который из контекста может располагаться на южных берегах Балтийского моря. Он называет племена южнее этих Больших Венед как вдоль восточного берега Вислы, так и дальше на восток. [ 5 ]
Наиболее исчерпывающую римскую трактовку венетов дает в Германии Тацит , который в 98 году нашей эры помещает венетов среди народов на восточной окраине Германии. Он не был уверен в их этнической принадлежности, классифицируя их как германцев на основании их образа жизни, а не на основании их языка (по сравнению, например, с пеучинами ):
Здесь заканчивается Свебия . Я не знаю, отнести ли племена певцинов, венедов и феннов к германцам или к сарматам . Однако певцины, которых иногда называют бастарнами, подобны германцам по своему языку, образу жизни, способу поселения и проживания. Убожество среди них повсеместно, а их дворяне ленивы. Смешанные браки придают им что-то от отталкивающего вида сарматов... Венеты во многом заимствовали у сарматов образ жизни; их грабительские набеги охватывают всю лесистую и гористую страну, возвышающуюся между певкинами и феннами . Тем не менее их следует отнести к германцам, поскольку они имеют оседлые дома, носят щиты и любят быстро передвигаться пешком; во всем этом они отличаются от сарматов, живущих в повозках или верхом на лошадях. [ 6 ]
Византийские исторические источники
[ редактировать ]Среди византийских авторов готский автор Иордан в своем произведении «Гетика» (написанном в 550 или 551 году нашей эры) [ 7 ] описывает венетов как «многочисленный народ», жилища которого начинаются у истоков Вислы и занимают «огромное пространство земли». Он описывает их как предков склавенов ( народ, появившийся на границе с Византией в начале VI века и являвшийся ранними южными славянами ) и антов ( восточных славян ). В частности, он утверждает, что склавены и анты раньше назывались венетами, но теперь «главным образом» (хотя, косвенно, не исключительно) называются склавенами и антами. Он помещает Склавены к северу от линии от Днестра до озера Мусианус, местоположение которого неясно, но которое по-разному отождествлялось с Боденским озером , болотами Тиса - Дунай или дельтой Дуная. Он также помещает антов к востоку от склавенов. [ 8 ]
Позже в Гетике он возвращается к венетам, заявляя, что, хотя «ответвления одного рода [эти люди] теперь имеют три имени, то есть венеты, анты и склавены», и отмечая, что когда-то они были завоеваны готы под властью Эрманарика . [ 9 ] В соответствии с мнением, что венеты были общим термином для этих трех народов, он позже также вспоминает поражение антов от рук готского вождя по имени Винитарий , т. е. завоевателя венетов. [ 10 ]
Хотя Иордан является единственным автором, который явно связывает венетов с тем, что, по-видимому, было склавенами и антами, Tabula Peutingeriana , датируемая III-IV веками нашей эры, отдельно упоминает венедов на северном берегу Дуная, несколько выше по течению от него. устья и венадийских сармат вдоль побережья Балтийского моря. [ 11 ]
Археология
[ редактировать ]В регионе, определенном Птолемеем и Плинием, к востоку от Вислы и примыкающем к Балтике, существовала культура железного века, известная археологам как западнобалтийская культура Кернса или западнобалтийская культура курганов, а также пшеворская и зарубинецкая культуры к востоку от реки Висла. . Балтийские культуры связаны с протобалтами . Эти пастухи жили в небольших поселениях или в небольших озерных жилищах, построенных на искусственных островах, сложенных из нескольких слоев деревянных бревен, прикрепленных кольями. Их металлы были импортированы, а умершие кремированы и помещены в урны, покрытые небольшими холмиками. [ 12 ] Пшеворская . и зарубинецкая культуры связаны с протославянами , хотя пшеворская культура представляла собой смесь нескольких племенных обществ и также часто связана с германским племенем вандалов
Этнолингвистический характер
[ редактировать ]В средние века регион к востоку от устья реки Вислы. был населен людьми, говорящими на старопрусском языке , ныне вымершем балтийском языке, в районе, описанном Тацитом в 98 году нашей эры как «Свебское море, омывающее страну эстиев , у которых те же обычаи и мода, что и у свевов ». Неизвестно, на каком языке говорили еще более восточные венеты, хотя из описания их Тацитом следует, что это не была форма германского языка.
Протославянские и балтийские языки
[ редактировать ]Лингвисты сходятся во мнении, что славянские языки развивались в непосредственной близости с балтийскими языками. Две языковые семьи, вероятно, произошли от общего предка, филогенетического прото -балтийского/славянского языкового континуума. Самые ранние истоки славян, по-видимому, лежат в районе между реками Средний Днепр и Буг наиболее архаичные славянские гидронимы . , где установлены [ 13 ] Лексика праславянского языка имела разнородный характер и есть свидетельства того, что на ранних этапах своего развития он заимствовал некоторые заимствования из кентум-типа индоевропейских языков контакты протославян с венетами . . Было высказано предположение, что одним из источников этих заимствований могли быть [ 14 ] [ 15 ] Вышеупомянутый ареал протославянских гидронимов примерно соответствует зарубинецкой археологической культуре , которая интерпретируется как наиболее вероятный локус этногенеза славян. По мнению польского археолога Михала Парчевского, славяне начали селиться на юго-востоке Польши не ранее конца V века нашей эры, а их узнаваемым выражением была пражская культура. [ 16 ]
Исторические ссылки на ранних славян
[ редактировать ]Современные историки чаще всего связывают венетов с ранними славянами , основываясь на трудах Иордана VI века:
Славяне, восточная ветвь индоевропейской семьи, были известны римским и греческим писателям I и II веков нашей эры под именем Венедов как населявшие область за Вислой... нашей эры славяне расширялись во всех направлениях, и к VI веку, когда они были известны готским и византийским писателям как склавены , они, по-видимому, уже разделились на три основных подразделения...
- Энциклопедия всемирной истории , Уильям Л. Лангер , Гарвардский университет, 1940 и 1948 гг. [ 17 ]
Также ясно, что франки в более поздние века (см., например, «Житие святого Мартина», «Хроники Фредегара», «Григорий Турский» ), лангобарды (см., например, «Павел Диакон ») и англосаксы (см. «Песнь Видсита») называли Славяне как в регионе Эльба-Заал, так и в Померании вообще, как Венден или Винден (см. Венды ), что было более поздним искажением слова Венеты. Точно так же франки и баварцы Штирии и Каринтии называли своих славянских соседей Виндише .
Не доказано, что ни коренные венеты, ни сами славяне использовали этноним венеты для описания своего этноса. Конечно, другие народы, например германцы (названные так первыми римлянами), не имели для себя иных названий, кроме локализованных племенных названий. [ 18 ]
Споры
[ редактировать ]Роланд Штайнахер утверждает, что «имя Венедер было введено Иорданом. Предположение о том, что это были славяне, восходит к 19 веку Павлу Йозефу Шафарику из Праги , который пытался установить славянское происхождение . С тех пор ученые и историки просматривали отчеты. о Венеди/Венети Тацита, Плиния и Птолемея как самое раннее историческое свидетельство о славянстве . [ 19 ] «Такие концепции, возникшие в 16 веке, вновь всплыли в 19 веке, где они послужили основой для интерпретаций истории и происхождения славян». [ 20 ]
Птолемея Учитывая Уэнедаи и их расположение вдоль Балтийского моря, немецкий лингвист Александр М. Шенкер утверждает, что словарный запас славянских языков не содержит доказательств того, что ранние славяне подвергались воздействию моря. Шенкер утверждает, что в протославянском языке не было морской терминологии, а также утверждает, что в нем даже не было слова для обозначения янтаря. Основываясь на этом убеждении, а также на том факте, что Птолемей называет Балтийское море «Венедским» заливом, Шенкер отказывается от возможного отождествления венетов времен Птолемея с сегодняшними славянами. [ 21 ] По мнению Голоба, вывод Шенкера подтверждается тем фактом, что к востоку от Венед Птолемей упоминает еще два племени, называемые Ставаной (Σταυανοί) и Соуобеной (Σουοβενοι), оба из которых были интерпретированы как, возможно, самые старые исторические свидетельства, по крайней мере, некоторые славяне. [ 22 ]
Другие ученые интерпретировали их как прусские племена (судини), поскольку они следуют за другими известными прусскими племенами в списке Птолемея (например, галиндами (Γαλίνδαι)). Более того, этот вывод (Голомб, Шенкер), если он верен, может объяснить только византийских славян Иордана и Прокопия, поскольку Иордан ясно (см. выше) понимает венетов как группу, по крайней мере столь же широкую, как сегодняшние славяне, но не понимает обратное к В этом случае (т. е. его «славяне» локализованы вокруг Византии и только к северу от Моравии), поскольку его славяне остаются подмножеством более широкой категории венетов. [ 23 ] Также ясно, что византийский термин «славянин» постепенно заменил германский «Винден»/«Венден» применительно ко всем людям, которых мы сегодня считаем славянами. [ 24 ] [ 18 ]
Утверждалось, что венеты были centum индоевропейским народом , а не сатемами, говорящими на балтийских языках. Збигнев Голоб считает, что гидронимы бассейнов рек Вислы и Одры имели северо-западный индоевропейский характер, близкий к итало-кельтской ветви, но отличающийся от германской ветви, и обнаруживают сходство с гидронимами, зафиксированными в районе Адриатические венеты (на северо-востоке Италии), а также те, что засвидетельствованы на Западных Балканах и отнесены к иллирийцам , что указывает на возможную связь между этими древними индоевропейскими народами. [ 25 ]
В 1980-х и 1990-х годах некоторые словенские авторы предложили теорию , согласно которой венеты были протославянами и носителями лужицкой культуры на Янтарном пути , заселившими регион между Балтийским и Адриатическим морями и включавшим Адриатических венетов , как это представлено в их книга «Венеции – первые строители Европейского сообщества». Эта теория рассматривает венетов как докельтское, долатинское и догерманское население Европы. Эта теория отвергается ведущими историками и лингвистами. [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Кметович, Фрэнк А. (1976). Древние славяне . Стивенс-Пойнт, Висконсин: Издательская компания Worzalla. п. 125.
Иордан не оставил сомнения в славянском происхождении антов, когда писал: «ab unastirpe exorti, tria nomina ediderunt, id est Veneti, Antes, Sclaveni» (хотя они происходят от одного народа, теперь они известны под тремя именами, венеты, анты и склавены.)
- ^ Лангер, Уильям Л. (1948). Энциклопедия всемирной истории . Кембридж, Массачусетс: Houghton Mifflin Co. p. 239.
Славяне, восточная ветвь индоевропейской семьи, были известны римским и греческим писателям I и II веков нашей эры под именем Венедов как населявшие регион за Вислой.
- ^ Александр М. Шенкер, «Рассвет славянского языка: введение в славянскую филологию» (1995), 1.4., включая ссылку на Дж. Охманского, Охманский, Historia Litwy , 2-е изд. (Вроцлав, 1982 г.)
- ^ Плиний, Естественная история , IV: 96–97.
- ^ Птолемей, География , III 5. 21.
- ^ Тацит, Германия , 46.
- ^ Курта 2001: 38. Дзино 2010: 95.
- ^ Гетика 5
- ^ Гетика 23
- ^ Гетика 48
- ^ Голоб 1992: 287–291, 295–296.
- ^ Пшемыслав Урбанчик, Польша железного века в Пэм Крэбтри и Питере Богуцком (редакторы), Древняя Европа, 8000 г. до н.э. - 1000 г. н.э.: Энциклопедия варварского мира (2004).
- ^ Голомб 1992: 300.
- ^ Андерсен 2003
- ^ Голомб 1992: 175; подробные примеры см. на стр. 79-86.
- ^ Парчевский 1993.
- ^ Лангер, Уильям Л. (1948). Энциклопедия всемирной истории . Кембридж, Массачусетс: Houghton Mifflin Co. p. 239.
- ^ Jump up to: а б Готфрид Шрамм Венеди, Антес, Склавени, Склави в Ежегодниках по истории Восточной Европы, Новая серия, Том 43, Выпуск 2, 1995>
- ^ Штайнахер 2004; см. также «Происхождение вандалов» .
- ^ Штайнахер 2002: 31–35.
- ^ Шенкер 1996: 3-5
- ^ Голомб 1992: 291.
- ^ Иорданес, Гетика 5
- ^ Пол Барфорд, Ранние славяне
- ^ Збигнев Голомб, Происхождение славян: взгляд лингвиста (1992), стр. 888, 263-268.
- ^ З. Скрбиш, 41–56 и М. Свашек, 144.
Ссылки
[ редактировать ]- Агнес, Майкл (главный редактор) (1999). «Словарь колледжа Нового Света Вебстера». Кливленд: Макмиллан США, 1999. ISBN 0-02-863118-8 .
- Андерсен, Хеннинг (2003), «Славянские и индоевропейские миграции», Языковые контакты в доисторические времена: исследования стратиграфии, Издательство John Benjamins Publishing Company, ISBN 1-58811-379-5 .
- Курта, Флорин (2001). Становление славян: история и археология Нижнего Дуная, ок. 500–700 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Дзино, Дэниел (2010). Стать славянином, стать хорватом: трансформация идентичности в постримской и раннесредневековой Далмации . Брилл, 2010.
- Голоб, Збигнев (1992). Происхождение славян: взгляд лингвиста . Колумбус: Издательство Славика, 1992. ISBN 0-89357-231-4 .
- Крахе, Ганс (1957). Доисторические языковые связи от стран Балтийского моря до территорий вокруг северной части Адриатики . Майнц: Академия наук и литературы, 1957.
- Крахе, Ганс (1954). Язык и предыстория: Европейская предыстория согласно свидетельствам языка . Гейдельберг: Квелле и Мейер, 1954.
- Окулич, Ежи (1986). Некоторые аспекты этногенеза балтов и славян в свете археологических и лингвистических исследований . Quaestiones medii aevi, Том 3, с. 7-34.
- Покорный, Юлий (1959). Индоевропейский этимологический словарь . Берн, Мюнхен: Франке, 1959.
- Парчевский, Михал (1993). Истоки раннеславянской культуры в Польше . Вена: Австрийское общество предыстории и ранней истории, 1993. Публикации Австрийского общества предыстории и ранней истории; Том 17.
- Плетерский, Андрей (1995). на основе некоторых новейших исследований . Модель этногенеза славян Исторический журнал = Историческое обозрение 49, № 1. 4, 1995, с. 537-556. ISSN 0350-5774 . Английское резюме: КОБИСС 4601165
- Шенкер, Александр М. (1996). На заре славянского языка: Введение в славянскую филологию . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1996. ISBN 0-300-05846-2 .
- Скрбиш, Златко (2002). Эмоциональная историография венетологов: словенская диаспора, память и национализм . Focaal: Европейский журнал антропологии 39, 2002, с. 41-56. [1]
- Штайнахер, Роланд (2002). Исследования по истории вандалов. Уравнение этнонимов вендов, славян и вандалов от средневековья до XVIII века (докторская диссертация). Вена, 2002.
- Штайнахер, Роланд (2004). Венды, славяне, вандалы. Раннесредневековое псевдологическое уравнение и его загробная жизнь в XVIII веке . В: В. Поль (ред.): В поисках истоков. О важности раннего средневековья (Исследование по истории средневековья 8), Вена, 2004, с. 329-353.
- Свашек, Марушка. Политика и эмоции постсоциализма в Центральной и Восточной Европе , Berghahn Books, 2006, ISBN 1-84545-124-4