Перед людьми
Анты или Анты Ἄνται ( греч . племенным ) были ранним славянским государством VI века нашей эры. Они жили в нижнем течении Дуная , в северо-западном Причерноморье (современная Молдавия и центральная Украина ), а также в районах вокруг реки Дон (в Средней и Южной России ). [ 1 ] Ученые обычно связывают антов с археологической пенковской культурой . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Впервые упомянутые в исторических записях в 518 году, анты вторглись во Фракийскую епархию где-то между 533 и 545 годами. После этого они стали византийскими федератами и получили золотые выплаты и форт (названный «Туррис» - латинское слово turris означает « башня') где-то к северу от Дуная, в стратегически важном месте, чтобы предотвратить вторжение враждебных варваров на римские земли. Таким образом, с 545 по 580-е годы антейские воины участвовали в различных византийских кампаниях. Паннонские авары напали на антов в начале VII века, когда анты исчезли как группа и стали предками как восточных , так и южных славян .
Таможня
[ редактировать ]У антов были схожие, если не идентичные, обычаи и культура со склавенами . Они были тщательно описаны такими летописцами, как Прокопий и Маврикий , чьи труды вносят большой вклад в наше понимание этих двух ранних славянских народов.
Маврикий пишет, что славяне были очень гостеприимным народом, а племена, плохо обращавшиеся с гостями, подвергались нападкам за свое бесчестие. Рабов не держали вечно, и через определенный период времени пленникам разрешалось отпустить их на свободу или присоединиться к общине. Поселения строились в труднодоступных лесах, озерах и болотах, поскольку на них было трудно напасть, и имели выходы во многих направлениях для бегства. Они выращивали много сельскохозяйственных культур, особенно просо, но также имели много скота. Морис хвалит их терпимость к дискомфорту, когда это необходимо, и верность замужних женщин своим мужьям. Анты и склавены были независимы, отказываясь подчиняться управлению или порабощению. [ 6 ] Они жили в условиях демократии, когда все вопросы были переданы на усмотрение народа. [ 7 ]
Религией антов, как и других славянских племен и народов, было славянское язычество .
Анты и склавены были опытными воинами, особенно в партизанской войне, используя преимущество местности. Они предпочитали сражаться в густых лесах вместо генеральных сражений, хотя были зафиксированы также полевые сражения и осады. Их оружием были дротики, копья, луки с отравленными наконечниками и прочные деревянные щиты, но бронежилеты встречались редко. [ 7 ] [ 6 ]
Историография
[ редактировать ]Ученые изучают антов с конца 18 века. На основании литературных свидетельств, предоставленных Прокопием (ок. 500–560 гг. н. э.) и Иорданом (ок. 551 г.), анты, наряду со склавенами и венетами , долгое время считались составляющими протославянскими народами, предками как средневековые славянские этносы, так и современные славянские народы. [ 8 ] Временами разгорались споры о происхождении и потомках антов. Это племя по-разному считалось предками, в частности, вятичей или русов (со средневековой точки зрения), а также, с точки зрения дошедшего до нас населения, украинцев по сравнению с другими восточными славянами. Кроме того, южнославянские историки считали антов предками восточных южных славян . [ 9 ]
Этнолингвистическая близость
[ редактировать ]Хотя анты считаются преимущественно славянским племенным союзом, возникло множество других теорий об их этнических компонентах. Происхождение их основного правящего класса привлекло особое внимание, включая теории о том, что эта правящая знать была этнически иранской , готской , славянской или какой-то их смесью. [ 10 ] Во многом этот спор возник из-за скудности литературных свидетельств: об антах мало что известно, кроме самого названия племени и нескольких антропонимов . Само имя Антес не похоже на славянское и часто считается иранским словом. [ 11 ] Омельян Прицак , цитируя Макса Фасмера , утверждает, что, поскольку анта- означает «граница, конец» на санскрите , *ant-ya может означать «пограничник». [ 12 ] или «то, что в конце»; а по -осетински аттия означает «последний, позади». [ 13 ] Ф.П. Филин и Олег Трубачёв [ 14 ] разделил это мнение. Напротив, Богдан Струминский считал этимологию Антов недоказанной и «неуместной». [ 15 ] Струминский проанализировал личные имена антских вождей и предложил германские этимологические альтернативы общепринятым славянским этимологиям, которые впервые были предложены Станиславом Роспондом . [ 16 ]
Хотя первое однозначное свидетельство о племени антов относится к VI веку нашей эры, ученые (например, Вернадский) пытались связать антов с племенем, которое переводится как Янцай 奄蔡 (< LHC * ʔɨam А - да С < OC (125 г. до н. э.) * ʔɨam-sɑs ; сравните латинский Abzoae , [ 17 ] отождествляется с аорси ( древнегреческий Αορσιοι ) [ 18 ] [ 19 ] ) в «Записках великого историка» , китайском источнике II века до нашей эры. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] Плиний Старший [ 23 ] упоминается некий анти, живший у берегов Азовского моря , а надписи с Керченского полуострова, датируемые III веком н.э., содержат слово антас . [ 24 ] Основываясь на документах о « сарматских » племенах, населявших северное Причерноморье в первые века нашей эры, предполагаемых иранских заимствованиях в славянских языках и сарматских «культурных заимствованиях» в пенковской культуре , такие ученые, как Пол Роберт Магочи , [ 25 ] Valentin Sedov, [ 26 ] и Джон В.А. Файн-младший. [ 27 ] поддерживать более ранние предположения ученых советской эпохи, таких как Борис Рыбаков , о том, что анты изначально были сарматско- аланским пограничным племенем, которое славянизировалось, но сохранило свое название. [ 25 ] Седов утверждает, что этноним относился к славяно-скифо-сарматскому населению, проживавшему между Днестром и Днепром, а позднее к родственным славянским племенам, возникшим в результате этого славяно-иранского симбиоза. [ 14 ]
Однако более поздние точки зрения рассматривают племенные образования, названные в греко-римских источниках, как изменчивые политические образования, которые представляли собой, прежде всего, этические категоризации, основанные на этнографических стереотипах, а не на точном знании варварского языка или «культуры» из первых рук. Бартломей Шимон Шмоньевский утверждает, что анты были не «отдельным, этнически однородным образованием», а скорее «очень сложной политической реальностью». [ 22 ] С лингвистической точки зрения современные данные свидетельствуют о том, что протославянский язык был общим языком на территории, которая простиралась от восточных Альп до Черного моря, и на нем говорили народы разного этнического происхождения, включая славян, провинциальных римлян, германские племена (такие как гепиды и лангобарды ) и тюркские народы (такие как авары и булгары ). [ 28 ] [ 29 ] Далее было высказано предположение, что склавены отличались от других не по языку или культуре, а по военной организации. По сравнению с аварами, или готами VI века , склавены состояли из многочисленных, более мелких, разрозненных групп, одна из которых – антаи – стала федератами, учрежденными договором. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]По мнению историков, утверждающих связь между антами и сарматами, анты были подгруппой алан , доминировавших в Причерноморье и Северо-Кавказском регионе в позднесарматский период . Анты базировались между Бугом и нижним Днепром в I–II веках нашей эры. В IV веке их центр силы сместился на север, в сторону Южного Буга . В V и VI веках они поселились на Волыни , а затем в Среднем Поднепровье вблизи современного города Киева . [ 30 ] По мере продвижения на север из открытой степи в лесостепь они организовали славянские племена, и имя Анты стало использоваться для обозначения смешанного славяно-аланского государства. [ 30 ] [ примечание 1 ]
Каким бы ни было точное происхождение племени, Иордан и Прокопий, похоже, предполагают, что к V веку анты были славянами. Описывая земли Скифии , [ 31 ] Иордан утверждает, что «многочисленная раса венетов занимает огромную территорию. Хотя их имена сейчас разбросаны по различным кланам и местам, тем не менее, их главным образом называют склавенами и антами». Позже, описывая деяния Эрманарика , мифического остготского короля, Иордан пишет, что у венетов «теперь есть три имени: венети, анты и склавены». [ 32 ] Наконец, он описывает битву между антейским царем Бозом и преемником Эрманарика Винитарием после покорения последнего гуннами. Первоначально разгромив готов, анты проиграли вторую битву, а Боз и 70 его ведущих вельмож были распяты ( Гет. 247 ). [ 33 ] Ученые традиционно воспринимали рассказы Иордана как неоспоримое доказательство того, что склавены и (большая часть) антов произошли от венедов , племени, известного историкам, таким как Тацит , Птолемей и Плиний Старший , со 2-го века нашей эры.
Однако полезность Гетики как точного этнографического труда подвергается сомнению. Уолтер Гоффарт , например, утверждает, что Гетика создала совершенно мифическую историю происхождения готики и других народов. [ 34 ] [ примечание 2 ] Флорин Курта далее утверждает, что Иордан не имел реальных этнографических знаний о «Скифии», несмотря на утверждения, что он сам был готом и родился во Фракии. Он в значительной степени заимствовал у более ранних историков и лишь искусственно связал склавенов и антов VI века с более ранними венетами, которые в противном случае давно исчезли к этому столетию. Этот анахронизм сочетался с «модернизирующей повествовательной стратегией», согласно которой Иордан пересказывал старые события – войну между остготскими витимирисами и аланами – как войну между Винитарием и современными антами. [ 35 ] В любом случае, ни в одном источнике IV века об антах не упоминается, а « остготы » сформировались только в V веке – на Балканах. [ 36 ]
Помимо влияния старых историков, стиль повествования Иордана был сформирован его полемическими дебатами с его современником Прокопием. [ 37 ] В то время как Иордан связывал склавенов и антов с древними венедами , Прокопий утверждает, что их обоих когда-то называли Спорой . [ 38 ] [ примечание 3 ]
Место в VI веке
[ редактировать ]Иордан и Прокопий считались бесценными источниками для более точного определения местоположения антов. Иордан ( Гет. 25 ) утверждает, что они жили «по излучине Черного моря» от Днестра до Днепра. Пол М. Барфорд задается вопросом, означает ли это, что они оккупировали степь или регионы дальше на север? [ 39 ] хотя большинство ученых вообще относят антов к лесостепной зоне Правобережной Украины . [ 40 ] Напротив, Прокопий помещает их сразу за северными берегами Дуная ( Войны V 27.1–2 ) (т. е. Валахия ). Отсутствие последовательности в географии показывает, что анты широко распространились по всей Сарматской Скифии, а не были небольшим и отдаленным государством. [ 41 ] [ примечание 4 ]
6 и 7 века
[ редактировать ]Первый контакт между восточными римлянами и антами произошел в 518 году нашей эры. Записано Прокопием. [ 42 ] Антейский набег, по-видимому, совпал с восстанием Виталиана , но был перехвачен и разбит magister militum per Thraciam Germanus . [ 43 ] В начале 530-х годов Германа сменил Хильбудий , который был убит три года спустя во время экспедиции против различных склавенов. Со смертью Хильбудия Юстиниан , похоже, изменил свою политику против славянских варваров с нападения на оборону, примером чему является его грандиозная программа восстановления гарнизонов вдоль Дуная. [ 44 ]
В 537 году Юстиниан нанял 1600 конных наемников Склавени и Антов, чтобы помочь спасти Велизария в Италии от остготов. [ 44 ] Прокопий отмечает, что в 539–540 годах склавены и анты «стали враждебны друг другу и вступили в бой». [ 45 ] вероятно, воодушевлена традиционной тактикой римлян «разделяй и властвуй». [ 44 ] Тем не менее, и Прокопий, и Иордан сообщают о многочисленных набегах « гуннов », славян, булгар и антов в 539–40 годах н. э., сообщая, что было захвачено около 32 фортов и 120 000 римских пленников. [ 46 ] Где-то между 533 и 545 годами анты вторглись во Фракийскую епархию, поработив многих римлян и уведя их к северу от Дуная, на родину антов. [ 47 ] Действительно, в течение этого неспокойного десятилетия многочисленные варварские группы, включая антов, совершали многочисленные набеги. [ 48 ] К 545 году два племени заключили мир. [ 49 ] Примечательно, что один из пленных антов утверждал, что он римский полководец Хильбудий (убитый в 534 году варварами на Дунае). Его продали антам и освободили. Он раскрыл свою истинную личность, но на него оказали давление, и он продолжал утверждать, что он Хильбудий. [ 49 ]
В 545 году анты стали союзниками Рима (после приближения к римлянам) и получили золотые выплаты и форт под названием «Туррис» где-то к северу от Дуная в стратегически важном месте, чтобы предотвратить вторжение враждебных варваров на римские земли. [ 50 ] Это было частью более широкого союза, включая лангобардов , снимающего давление с нижнего Дуная и позволяющего перебросить силы в Италию. [ 51 ] Так, в 545 г. антейские воины сражались в Лукании против остготов, а в 580-х гг. напали на поселения склавенов по приказу римлян. В 555 и 556 годах Дабрагеза (антейского происхождения) возглавил римский флот в Крыму против персидских позиций. [ 52 ]
Анты оставались союзниками Рима до своей кончины в первом десятилетии VII века. Они часто были вовлечены в конфликты с аварами, например войну, описанную Менандром Гвардейцем ( 50, фрг 5.3.17–21 ) в 560-х годах. [ 53 ] В 602 году в отместку за нападение римлян на своих союзников-склавенов авары послали своего полководца Апсича «уничтожить народ антов». [ 54 ] Несмотря на многочисленные переходы на сторону римлян во время кампании, нападение аваров, похоже, положило конец антскому государству. Они больше никогда не появляются в источниках, за исключением эпитета Антикус в имперском титуле в 612 году. Курта утверждает, что нападение 602 года на антов разрушило их политическую независимость. [ 55 ] Однако, основываясь на вышеупомянутом свидетельстве Антика , Георгиос Кардарас скорее утверждает, что исчезновение антов произошло из-за общего краха скифских/нижнедунайских лип, которые они защищали, положив конец их гегемонии на нижнем Дунае. [ 56 ] Другие видели отдаленную связь между упадком антов и угнетением дулебе со стороны аваров, упомянутых в « Первой хронике» , и/или традицию, записанную Аль-Масуди и Авраамом бен Якобом, о том, что в древние времена Валитаба (которую некоторые читается как Walīnānā и отождествляется с волынянами ) были «изначальными, чистокровными сакалибами , наиболее почитаемыми» и доминировали над остальными славянскими племенами, но из-за «инакомыслия» их «первоначальная организация была разрушена» и «народ разделены на фракции, каждая из которых управляется своим царем», подразумевая существование славянской федерации, которая погибла после нападения аваров. [ 57 ] [ 58 ] Как бы то ни было, вскоре после разрушения Дунайских лип (точнее, тактического вывода римлян) начинают появляться первые свидетельства славянского поселения в северо-восточной Болгарии. [ 59 ]
, Клад Перещепина датируемый началом VII века, можно считать частью сокровищницы антийского вождя. [ 60 ] хотя большинство исследователей считают его сокровищем хана Кубрата , первого правителя Старой Великой Болгарии . [ 61 ]
Последствия
[ редактировать ]Предполагается, что из старой федерации антов произошли некоторые из следующих племен:
- Хорваты , к северу от Карпат в Прикарпатье (и Закарпатье ) [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ]
- Древляне , между Припять и Горынь. реками [ 62 ]
- Дулебесь , на Волыни, между Висла , Буг и Стырь . реками [ 62 ]
- Поланс , между Киевом и Роденом [ 62 ]
- Северяне , по Десне и верховьям Сейма и Сулы . рек [ 62 ]
- Тиверцы , по Днестр . реке [ 62 ] [ 65 ]
- Уличцы , между Днестром и Днепром в лесостепной зоне. [ 62 ] [ 65 ]
Однако их связь с антами, как и в случае с хорватами, зачастую неясна и недостаточно критична в отношении различных научных свидетельств периода миграции. [ 66 ] Племена, проживающие на Западной Украине (хорваты, бужане , древляне, поляны, тиверцы, уличи и волыняне), считаются между 7 и 10 веками частью луко-райковецкой культуры , развившейся из корчакской культуры, отождествляемой со склавенами , а не пеньковской культурой. отождествлялись с антами. [ 67 ] [ 68 ]
Правители
[ редактировать ]- Боз (эт. 376–80), царь Антей и первый известный славянский правитель.
- Дабрагезас (эт. 555–56) возглавил римский флот в Крыму против персидских позиций.
- Идарис, или Идарисиус (эт. 562), отец Мезамира
- Мезамир (эт. 562), могущественный архонт Антей
- Келагаст (эт. 562), брат Мезамира
- Мусокиос , или Мужок (эт. 592), монарх антов
- Ардагаст (эт. 584–97), командир и вождь Мусокиоса.
- Pirogast
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Сегодня аланы более известны как осетины .
- ↑ Сама цель повествования Иордана, особенно в отношении предполагаемого скандинавского происхождения готов, заключалась в том, чтобы показать, что готам не было места на римской территории. Вместе с перечислением других варварских племен в Скифии и вокруг Дакии Иордан утверждал, что Скифия перенаселена варварами, а готы должны принадлежать замерзшим пустошам Севера. Иордан лишь симулировал свои готские корни, и его работа призвана прославить разрушение Готского королевства византийцами. (Гоффарт, 2006)
- ↑ Термин «Спори» — это хапакс , но, возможно, он был вдохновлен племенем «Спали» (curta, 1999. FN 36).
- ^ Например, Иордан утверждает, что Скифия простирается до «Тира» и «Данастра», хотя это два названия одной и той же реки (Днестр). Прокопий думал, что Кавказские горы простираются до Иллирика. (Курта, 199, стр. 327-8)
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Кембриджская серия по истории средневековья, тома 1–5 . Издательство Плантагенет.
- ^ Баран (1988)
- ^ Щукин (1986)
- ^ Гимбутас (1971 , стр. 90)
- ^ Sedov (1996 , p. 280)
- ^ Jump up to: а б Морис (500-е). Стратегикон Мориса .
- ^ Jump up to: а б Прокопий (550-е гг.). История войн .
- ^ Шмоньевский (2012 , стр. Passim )
- ^ Шмоньевский (2012 , стр. 62)
- ^ Магоски (2010 , стр. 36)
- ^ Sedov (2012 , p. 389)
- ^ Прицак (1983 , стр. 358)
- ^ Sedov (2012 , pp. 389–390)
- ^ Jump up to: а б Sedov (2012 , p. 390)
- ^ Струминский (1979 , с. 787)
- ^ Струминский (1979 , стр. 788–96).
- ^ Плиний Старший , Естественная история IV, стр. 365
- ^ Шюсслер (2014 , стр. 268)
- ^ Ю Хуан , Вэйлюэ . черновой перевод Джона Э. Хилла (2004). Примечания переводчика 11.2 цитата: «Янкай, уже упомянутый в тексте как страна к северо-западу от Канджу (в то время в районе Ташкента), издавна отождествлялся с аорсой западных источников, кочевым народом, из которого произошли богатые позже появились известные аланы (Pulleyblank [1962: 99, 220; 1968:252])».
- ↑ Шиджи , цитата из «Даюань лэчжуань» : « Янцай находится в двух тысячах миль к северо-западу от Канджу. Во время путешествий по стране здесь действуют те же обычаи, что и в Канджу. Существует более 100 000 строковых контроллеров. Напротив Daze нет скал, покрытых облаками с Северного моря. «перевод: « Яньцай , возможно, расположен в 2000 ли к северо-западу от Канджу . Это кочевая нация; ее обычаи во многом напоминают традиции Канджу, [у них] более 100 000 натягивающих тетиву [лучников]. то, что] также называется Северным морем».
- ^ Книга Поздней Хань , 118, л. 16р
- ^ Jump up to: а б Шмоньевский (2012 , стр. 55)
- ^ Естественная история VI, 35.
- ^ Гимбутас (1971 , стр. 61,61)
- ^ Jump up to: а б Магоши (2010 , стр. 42, 43)
- ^ Sedov (1996 , p. 281)
- ^ Fine (2006 , стр. 25)
- ^ Короткометражка (2009 , стр. 12, 13)
- ^ Короткометражка (2004)
- ^ Jump up to: а б Магоши (2010 , стр. 39, 40)
- ^ Гетика . 35
- ^ Получить. 119
- ^ Короткометражка (1999 , стр. 321–26)
- ^ Гоффарт (2006 , стр. 56–72)
- ^ Короткометражка (1999 , стр. 330–32)
- ^ Хизер, Готы 52–55.
Куликовского 111. - ^ Короткометражка (1999 , стр. 326)
- ^ Прокопий. История войн VII 14.29
- ^ Барфорд (2001 , стр. 55)
- ^ Магоски (2010 , стр. 43)
- ^ Короткометражка (1999 , стр. 327)
- ^ Войны VII 40.5–6
- ^ Короткометражка (2001 , стр. 75)
- ^ Jump up to: а б с Курта, 2001. с. 78.
- ^ Прокопия Войны VII 14.7–10
- ^ Короткое, 2001. с. 78–9
- ^ Прокопия Войны VII.14.11
- ^ Кардарас (2010 , стр. 74–5)
- ^ Jump up to: а б Курта, 2001. с. 79
- ^ Курта, 2001. стр. 80–1
- ^ Кардарас (2010 , стр. 74)
- ^ Агафий. III 6,9; 7,2; 21,6
- ^ Живкович (2008 , стр. 9)
- ^ Теофилакт Симокатта VII 15.12–14.
- ^ Короткое, 2001. с. 105.
- ^ Кардарас, 2010. с. 85
- ^ Фадлан, Ахмад ибн (2012). Ибн Фадлан и Страна Тьмы: арабские путешественники на Крайнем Севере . Перевод Лунде, Пола; Стоун, Кэролайн. Пингвин. стр. 128, 146, 200. ISBN. 978-0-14-045507-6 .
- ^ Кросс, Сэмюэл Хаззард; Шербовиц-Ветзор, Ольгерд П. (1953). Русская Первичная Летопись. Лаврентьевский текст (PDF) . Кембридж, Массачусетс, Средневековая академия Америки. п. 37.
- ^ Ангелова и Колева (2007 , стр. 481–82).
- ^ Вернадский, Георгий; Карпович, Михаил (1943). История России: Древняя Русь . Издательство Йельского университета; Х. Милфорд, Издательство Оксфордского университета. п. 160.
- ^ Сокровище Перещепина. Архивировано 27 сентября 2006 г. в Wayback Machine в Эрмитаже.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Магочи, Пол. История Украины . Университет Торонто Пресс, 1996. ISBN 9780802078209 . п. 46, 49
- ^ Sedov (1995 , p. 321, гл. Хорваты)
- ^ Sedov (1995 , p. 501)
- ^ Jump up to: а б Sedov (1995 , p. 363, гл. Восточнославянская этноязыковая общность)
- ^ Майоров, Александр Вячеславович (2012), Великая Хорватия: этногенез и ранняя история славян в Карпатах [ Великая Хорватия: этногенез и ранняя история славян в Карпатах ] (на хорватском языке), Загреб, Самобор: Братья хорватского Дракона , Мериджани, стр. 131, ISBN. 978-953-6928-26-2
- ^ Казак, В. Д. (1999). Этногенез и этническая история населения Украинских Карпат (in Russian). Vol. 1. Лив: институт этнологии национальной академии наук укр. pp. 483-502.
- ^ Абашин Н.С. "РАЙКОВЕЦКАЯ КУЛЬТУРА" . Encyclopedia of Russian History (in Russian). Naukova Dumka , НАСУ Institute of History of Ukraine . Retrieved 20 июня 2019 .
Носителями Р.К. были летописные племена – поляны, уличи, древляне, волыняне, бужаны, хорваты, тиверцы.
Источники
[ редактировать ]- Ангелова, Стефка; Колева, Румяна (2007), «Археологические свидетельства раннего славянского поселения в Болгарии», в книге Иоахима Хеннинга (ред.), Постримские города, торговля и поселения в Европе и Византии, том 2 , Вальтер де Грюйтер, ISBN. 9783110183580
- Баран, Владимир (1988), «Венеты, склавены и анты в свете археологии», Украинское обозрение , 45.
- Барфорд, премьер-министр (2001). Ранние славяне: культура и общество в раннесредневековой Восточной Европе . Издательство Корнельского университета. ISBN 9780801439773 .
- Курта, Флорин (2001). Становление славян: история и археология Нижнего Дуная, ок. 500–700 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139428880 .
- Курта, Флорин (2006). Юго-Восточная Европа в средние века, 500–1250 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521815390 .
- Курта, Флорин (2009), «Ранние славяне в Богемии и Моравии: ответ моим критикам», Archeologické Rozhledy , 61.
- Курта, Флорин (2004), «Славянский лингва-франка (Лингвистические заметки археолога, ставшего историком)», East Central Europe , 31 (1): 125–148, doi : 10.1163/187633004X00134
- Курта, Флорин (1999), «Спрятавшись за куском гобелена: Иордан и славянские венеты», Ежегодники по истории Восточной Европы , 47.
- Курта, Флорин (2008), «Северо-западный регион Черного моря в VI и начале VII веков нашей эры», Ancient West & East , 7 : 151–187, doi : 10.2143/AWE.7.0.2033257
- Фидлер, Уве (2008), «Булгары на Нижнем Дунае. Обзор археологических свидетельств и состояния текущих исследований», в Курте, Флорин; Роман Ковалев (ред.), Другая Европа в средние века - авары, булгары, хазары и половцы , Брилл, ISBN 978-90-04-16389-8
- Хорошо, Джон В.А. (2006). Когда этническая принадлежность не имела значения на Балканах: исследование идентичности в донационалистической Хорватии, Далмации и Славонии в периоды средневековья и раннего Нового времени . Издательство Мичиганского университета. ISBN 0472025600 .
- Гимбутас, Мария (1971), Славяне , Thames & Hudson Ltd
- Гоффарт, Уолтер (2006). Варварские приливы: эпоха миграции и поздняя Римская империя . Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-3939-3 .
- Хизер, Питер (1998). Готы . Блэквелл.
- Кардарас, Георгиос (2010), «Византийско-античный договор (545/46 г. н.э.) и защита Малой Скифии», Byzantinlavica: Revue Internationale des Études Byzantines , 68 (1–2): 74–85
- Куликовский, Майкл (2006). Готические войны Рима: от третьего века до Алариха . Кембриджский университет. Нажимать.
- Магоши, Пол Роберт (2010). История Украины (2-е изд.). Университет Торонто Пресс. ISBN 978-0-8020-7820-9 .
- Прицак, Омельян (1983). «Славяне и авары». Западные и южные славяне в раннем средневековье: [30] Учебная неделя Итальянского центра исследований раннего средневековья, 15-21 апреля 1982 г. . Сполето: Итальянский центр исследований раннего средневековья. стр. 353–435. ISBN 88-7988-029-2 .
- Шюсслер, Аксель (2014). «Фонологические заметки о транскрипции иностранных имен и слов периода Хань» (PDF) . Исследования по китайской и сино-тибетской лингвистике: диалект, фонология, транскрипция и текст . Серия монографий по языку и лингвистике (53). Тайбэй, Тайвань: Институт лингвистики Академии наук Синика. Архивировано из оригинала (PDF) 7 июня 2021 г. Проверено 1 января 2022 г.
- Седов, Валентин (1996). «Племенные общества в Восточной Европе». В де Лаэте, Зигфрид Дж. (ред.). История человечества: с седьмого века до нашей эры по седьмой век нашей эры . ЮНЕСКО. ISBN 923102812X .
- Седов Валентин Васильевич (2012) [1994]. Славяне древности в . Нови Сад: Академическая книга. ISBN 978-86-6263-022-3 .
- Sedov, Valentin Vasilyevich (2013) [1995]. Славяне в раннем Средневековье [ Sloveni u ranom srednjem veku (Slavs in Early Middle Ages) ]. Novi Sad: Akademska knjiga. ISBN 978-86-6263-026-1 .
- Sedov, Valentin Vasilyevich (1995). Славяне в раннем Средневековье [ Slavs in Early Middle Ages ] (in Russian). Moscow: Фонд археологии. ISBN 5-87059-021-3 . 415 страниц
- Щукин, Марк Б. (1986), «Балто-славянское лесное направление в археологическом изучении этногенеза славян», Wiadomosci Archeologiczne , 1
- Струминский, Богдан (1979), «Были ли анты восточными славянами?» (PDF) , Гарвардские украинские исследования , 3/4 : 786–796, заархивировано из оригинала (PDF) 20 января 2022 г. , получено 16 сентября 2021 г.
- Шмоньевский, Б.С. (2012). «Анты: восточные «братья» склавенов?». В Курте, Флорин (ред.). Забытые варвары . Бреполи. ISBN 978-2-503-53125-0 .
- Шмоньевский, Бартломей (2008), «Два мира, один клад: о чем говорят металлические находки из лесостепного пояса?», в Курте, Флорин; Ковалев, Роман (ред.), Другая Европа в средние века - авары, булгары, хазары и половцы , Брилл, ISBN 978-90-04-16389-8
- Теодор, Евгений (2005). «Тень границы: Валахская равнина в эпоху Юстиниана». Во Флорине Курте (ред.). Границы, барьеры и границы этногенеза в поздней античности и средневековье . Бреполи. ISBN 978-2-503-51529-8 .
- Живкович, Тибор (2008). Ковка единства: Южные славяне между Востоком и Западом 550-1150 гг . Белград: Институт истории, Чигоя штампа. ISBN 9788675585732 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кардарас, Георгиос. « Склавены и анты. Некоторые заметки об особенностях между ними ». В: Славия Восточная Том. LXVII, н. 3 (2018): 377-393.