Пенковская культура
Пеньковская культура ( укр .: Пеньківська культура , латинизированная : Пеньковская культура ) — археологическая культура, распространенная на Украине , в Молдавии и в Румынии . Его западная граница обычно проходит по средним рекам Прут и Днестр контакт с корчакской культурой , где происходит . Его носителей обычно идентифицируют как антов византийской историографии VI века. [ 1 ]
География
[ редактировать ]Ядро культуры, судя по всему, находится на Левобережной Украине , особенно вдоль рек Сула, Сейм, Псел, Донец и Орил. [ 2 ] [ 3 ] но ее территория простирается до Правобережной Украины , а пенковская керамика встречается также в восточной и южной Румынии, где она сосуществует с круговой керамикой позднеримского происхождения; называют ее культурой Ипотешти-Кандешть . Румынские археологи [ 4 ] Керамика пенковского типа была найдена даже в византийских крепостях на северо-востоке Балкан. [ 5 ] Гончарная посуда «кочевого» стиля (так называемая Пастырская или Салтовская посуда) также встречается на украинских стоянках Пенковки, а также в нижнем течении Дуная и в Болгарии, но чаще всего встречается в Салтово-Маякской культуре , связанной с булгарами, хазарами и Аланы . [ 6 ] [ 7 ] Одним из предков носителей пеньковской культуры было население Сантана-де-Муреш — черняховской культуры, которую следует охарактеризовать культурой готов. По крайней мере с XIII века прибалтийские народы называли русских гудосами (Гудос, Гудай), то есть готами. [ 8 ]
Ручная пенковская керамика отличается от пражско-корчакской керамики биконическим профилем и тенденцией к вывернутым венчикам. [ 9 ] Однако Флорин Курта утверждал, что не может быть простой связи между типом керамических сосудов и этнической принадлежностью групп, которые их потребляли. Э. Теодор провел подробный анализ керамических сосудов Юго-Восточной Европы VI века и обнаружил сложную картину, которую невозможно свести к 2 или 3 широким «археологическим культурам», поскольку каждый микрорегион и даже отдельное место демонстрирует особенности керамического профиля и степени. связи с другими регионами «славянской Европы». [ 10 ]
Поселок Пенковка
[ редактировать ]Поселения Пенковки, как правило, располагались на террасах рек, обычно расположенных линейно. [ 11 ] Здания обычно представляли собой квадратные конструкции, вырытые в земле, с печами по углам. Были также округлые постройки, не встречающиеся на других славянских территориях, которые были связаны с кочевническим влиянием. Однако они отличаются от традиционных шатровых юрт кочевников . [ 12 ] Поселения, как правило, оставлялись после определенного периода проживания и часто вновь заселялись спустя годы, что отражает кочующую форму сельского хозяйства, практикуемую населением. известны два городища - Пастырское Селисте Последний был подробно раскопан и, по-видимому, представлял собой укрепление железного века , которое также было заселено в период раннего средневековья. Имея площадь 25 га , он включал в себя многочисленные поселенческие постройки, а также свидетельства специализированной промышленной деятельности. Шмоневский утверждает, что «Пастырское могло также быть центром политической власти, резиденцией правителя с территориальной властью». [ 13 ]
Две формы захоронений встречаются к северу от Черного моря в VI и VII веках. В лесостепной зоне сосредоточены плохо обустроенные кремационные захоронения, либо в урнах, либо в неглубоких ямах; тогда как более тщательно оборудованные погребения встречаются в открытой степи. Традиционно последние относят к «тюркским» кочевникам, тогда как кремационные захоронения были типично славянским обрядом. Однако прямая этническая принадлежность подвергается сомнению, поскольку керамика и металлические изделия (см. ниже), обнаруженные в «кочевых» погребениях, демонстрируют явные аналогии с найденными в «славянских» поселениях в лесной зоне. Таким образом, Курта утверждал, что погребальные захоронения представляли собой маркер социального различия вождей и «больших людей» из поселений лесной зоны. [ 14 ]
Антианские древности
[ редактировать ]Другой набор культурных элементов, часто приписываемый антам, - это многочисленные клады серебряных и золотых украшений, датированные VII веком и по-разному называемые «антскими древностями» или мартыновской культурой . Ученые спорят, кому принадлежали элементы Мартыновки с конца XIX века; поскольку А. Спицын относил их к славянским антам, тогда как Дж. Харматта скорее относил их к тюркским группам, в частности к кутригурам . [ 15 ] Курта утверждает, что в начале VII века подобные металлические изделия появляются в кладах, хранящихся в лесостепи, тогда как более поздние комплексы появляются как дары погребения в «кочевнических погребениях». Таким образом, опять же, вместо упрощенных этнических объяснений анализ Курты предполагает, что структура потребления украшений менялась со временем и была связана с социальным статусом и полом: т.е. ранее в VI веке элиты демонстрировали свой статус, закапывая в лесу клады серебра. в степи, тогда как позднее наблюдалось более агрессивное позерство и демонстрация статуса в виде богато обставленных могил воинов-мужчин, что, несомненно, было связано с соперничеством за господство в северном Причерноморье между паннонскими аварами , булгарами , хазарами и западными гоктюрками . [ 14 ] Металлические изделия отражают множество влияний, особенно мира степных кочевников, который, в свою очередь, демонстрировал кавказское, византийское и сасанидское вдохновение. Однако другие элементы обнаруживали сходство с «балто-славянским» миром лесов Восточной Европы. [ 16 ]
В целом приравнивание пенковской культуры и Мартыновских кладов к антам проблематично, поскольку такие культурные особенности существуют до VIII века, спустя много времени после того, как анты были побеждены аварами в 602 году нашей эры и перестали существовать как независимое племенное государство. [ 14 ] Такие диффузные стили не могут быть напрямую связаны с каким-либо отдельным народом, а скорее отражают множество народов, существовавших в Причерноморье с 450 по 750 гг. н. э., включая антов, кутригуров и булгар. [ 16 ]
Ранневолынцевская культура , а также салтово-маяцкая культура развивались на основе колочинской и пеньковской культур.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Baran (1988) ; Shchukin (1986) ; Gimbutas (1971 , p. 90); Sedov (1996 , p. 280)
- ^ Шмоньевский (2012 , стр. 69)
- ^ Барфорд (2001 , стр. 63)
- ^ Барфорд (2001 , стр. 49). Как и другие «культуры», культура коренных народов подвергалась критике как эвристическая категория, изобретенная румынскими археологами, чтобы «доказать» существование цивилизованных «дако-римлян» до прихода варварских славян; см. Курта. Создание славян. стр. 231.
- ^ Шмоньевский (2012 , стр. 69–71)
- ^ Шмоньевский (2012 , стр. 69–70)
- ^ Фидлер (2008 , стр. 214)
- ^ Тарасов И. М. К вопросу об упоминании днепровских варягов в контексте легенды о начале Киева. 2023. С. 59–60.
- ^ Барфорд (2001 , стр. 63)
- ^ Теодор (2005)
- ^ Гимбутас, 1971. стр. 80–85
- ^ Шмоньевский (2012 , стр. 72)
- ^ Шмоньевский (2012 , стр. 74–76)
- ^ Jump up to: а б с Короткометражный (2008)
- ^ Шмоньевский (2012 , стр. 774–78)
- ^ Jump up to: а б Шмоньевский (2008 , стр. 278–9)
Литература
[ редактировать ]- Стефка Ангелова; Румяна Колева (2007), «Археологические свидетельства раннего славянского поселения в Болгарии», в Вольфраме Брандесе; Александр Демандт; Гельмут Крассер; Хартмут Леппин; Хартмут Леппи (ред.), Постримские города, торговля и поселения в Европе и Византии, Том 2 , Вальтер де Грюйтер, ISBN. 9783110183580
- Баран, Владимир (1988). «Венеты, склавены и анты в свете археологии». Украинское обозрение . 45 .
- Барфорд, Пол М. (2001). Ранние славяне: культура и общество в раннесредневековой Восточной Европе . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-3977-3 .
- Курта, Флорин (2001). Становление славян: история и археология Нижнего Дуная, ок. 500–700 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139428880 .
- Курта, Флорин (2008). «Северо-западный регион Черного моря в VI - начале VII века нашей эры». Древний Запад и Восток . 7 : 151–187. дои : 10.2143/AWE.7.0.2033257 .
- Фидлер, Уве (2008). «Булгары на Нижнем Дунае. Обзор археологических данных и состояние современных исследований». Во Флорине Курте; Роман Ковалёв (ред.). Другая Европа в средние века – авары, булгары, хазары и половцы . Брилл. ISBN 978-90-04-16389-8 .
- Гимбутас, Мария Алсейкайте (1971). Славяне Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-02072-2 .
- Седов, Валентин (1996). «Племенные общества в Восточной Европе». У Зигфрида Ж. де Лаэта (ред.). История человечества: с седьмого века до нашей эры по седьмой век нашей эры . ЮНЕСКО. ISBN 923102812X .
- Щукин, Марк Б. (1986). «Балто-славянское лесное направление в археологическом изучении этногенеза славян». Wiadomosci Archeologiczne . 1 .
- Шмоньевский, Б.С. (2012). «Анты: восточные «братья» склавенов?». В Курте, Флорин (ред.). Забытые варвары . Бреполи. ISBN 978-2-503-53125-0 .
- Шмоньевский, Бартломей (2008). «Два мира, один клад: о чем говорят металлические находки из лесостепного пояса?». Во Флорине Курте; Роман Ковалёв (ред.). Другая Европа в средние века – авары, булгары, хазары и половцы . Брилл. ISBN 978-90-04-16389-8 .
- Теодор, Евгений (2005). «Тень границы: Валахская равнина в эпоху Юстиниана». Во Флорине Курте (ред.). Границы, барьеры и границы этногенеза в поздней античности и средневековье . Бреполи. ISBN 978-2-503-51529-8 .