Jump to content

Пенковская культура

Пражско-Пеньковско-Колочинская группа археологических культур, отождествляемая с раннеславянским населением VI-VII веков.

Пеньковская культура ( укр .: Пеньківська культура , латинизированная : Пеньковская культура ) — археологическая культура, распространенная на Украине , в Молдавии и в Румынии . Его западная граница обычно проходит по средним рекам Прут и Днестр контакт с корчакской культурой , где происходит . Его носителей обычно идентифицируют как антов византийской историографии VI века. [ 1 ]

География

[ редактировать ]

Ядро культуры, судя по всему, находится на Левобережной Украине , особенно вдоль рек Сула, Сейм, Псел, Донец и Орил. [ 2 ] [ 3 ] но ее территория простирается до Правобережной Украины , а пенковская керамика встречается также в восточной и южной Румынии, где она сосуществует с круговой керамикой позднеримского происхождения; называют ее культурой Ипотешти-Кандешть . Румынские археологи [ 4 ] Керамика пенковского типа была найдена даже в византийских крепостях на северо-востоке Балкан. [ 5 ] Гончарная посуда «кочевого» стиля (так называемая Пастырская или Салтовская посуда) также встречается на украинских стоянках Пенковки, а также в нижнем течении Дуная и в Болгарии, но чаще всего встречается в Салтово-Маякской культуре , связанной с булгарами, хазарами и Аланы . [ 6 ] [ 7 ] Одним из предков носителей пеньковской культуры было население Сантана-де-Муреш — черняховской культуры, которую следует охарактеризовать культурой готов. По крайней мере с XIII века прибалтийские народы называли русских гудосами (Гудос, Гудай), то есть готами. [ 8 ]

Ручная пенковская керамика отличается от пражско-корчакской керамики биконическим профилем и тенденцией к вывернутым венчикам. [ 9 ] Однако Флорин Курта утверждал, что не может быть простой связи между типом керамических сосудов и этнической принадлежностью групп, которые их потребляли. Э. Теодор провел подробный анализ керамических сосудов Юго-Восточной Европы VI века и обнаружил сложную картину, которую невозможно свести к 2 или 3 широким «археологическим культурам», поскольку каждый микрорегион и даже отдельное место демонстрирует особенности керамического профиля и степени. связи с другими регионами «славянской Европы». [ 10 ]

Поселок Пенковка

[ редактировать ]

Поселения Пенковки, как правило, располагались на террасах рек, обычно расположенных линейно. [ 11 ] Здания обычно представляли собой квадратные конструкции, вырытые в земле, с печами по углам. Были также округлые постройки, не встречающиеся на других славянских территориях, которые были связаны с кочевническим влиянием. Однако они отличаются от традиционных шатровых юрт кочевников . [ 12 ] Поселения, как правило, оставлялись после определенного периода проживания и часто вновь заселялись спустя годы, что отражает кочующую форму сельского хозяйства, практикуемую населением. известны два городища - Пастырское В районе Пеньковки . и Селисте Последний был подробно раскопан и, по-видимому, представлял собой укрепление железного века , которое также было заселено в период раннего средневековья. Имея площадь 25 га , он включал в себя многочисленные поселенческие постройки, а также свидетельства специализированной промышленной деятельности. Шмоневский утверждает, что «Пастырское могло также быть центром политической власти, резиденцией правителя с территориальной властью». [ 13 ]

Две формы захоронений встречаются к северу от Черного моря в VI и VII веках. В лесостепной зоне сосредоточены плохо обустроенные кремационные захоронения, либо в урнах, либо в неглубоких ямах; тогда как более тщательно оборудованные погребения встречаются в открытой степи. Традиционно последние относят к «тюркским» кочевникам, тогда как кремационные захоронения были типично славянским обрядом. Однако прямая этническая принадлежность подвергается сомнению, поскольку керамика и металлические изделия (см. ниже), обнаруженные в «кочевых» погребениях, демонстрируют явные аналогии с найденными в «славянских» поселениях в лесной зоне. Таким образом, Курта утверждал, что погребальные захоронения представляли собой маркер социального различия вождей и «больших людей» из поселений лесной зоны. [ 14 ]

Антианские древности

[ редактировать ]

Другой набор культурных элементов, часто приписываемый антам, - это многочисленные клады серебряных и золотых украшений, датированные VII веком и по-разному называемые «антскими древностями» или мартыновской культурой . Ученые спорят, кому принадлежали элементы Мартыновки с конца XIX века; поскольку А. Спицын относил их к славянским антам, тогда как Дж. Харматта скорее относил их к тюркским группам, в частности к кутригурам . [ 15 ] Курта утверждает, что в начале VII века подобные металлические изделия появляются в кладах, хранящихся в лесостепи, тогда как более поздние комплексы появляются как дары погребения в «кочевнических погребениях». Таким образом, опять же, вместо упрощенных этнических объяснений анализ Курты предполагает, что структура потребления украшений менялась со временем и была связана с социальным статусом и полом: т.е. ранее в VI веке элиты демонстрировали свой статус, закапывая в лесу клады серебра. в степи, тогда как позднее наблюдалось более агрессивное позерство и демонстрация статуса в виде богато обставленных могил воинов-мужчин, что, несомненно, было связано с соперничеством за господство в северном Причерноморье между паннонскими аварами , булгарами , хазарами и западными гоктюрками . [ 14 ] Металлические изделия отражают множество влияний, особенно мира степных кочевников, который, в свою очередь, демонстрировал кавказское, византийское и сасанидское вдохновение. Однако другие элементы обнаруживали сходство с «балто-славянским» миром лесов Восточной Европы. [ 16 ]

В целом приравнивание пенковской культуры и Мартыновских кладов к антам проблематично, поскольку такие культурные особенности существуют до VIII века, спустя много времени после того, как анты были побеждены аварами в 602 году нашей эры и перестали существовать как независимое племенное государство. [ 14 ] Такие диффузные стили не могут быть напрямую связаны с каким-либо отдельным народом, а скорее отражают множество народов, существовавших в Причерноморье с 450 по 750 гг. н. э., включая антов, кутригуров и булгар. [ 16 ]

Ранневолынцевская культура , а также салтово-маяцкая культура развивались на основе колочинской и пеньковской культур.

  1. ^ Baran (1988) ; Shchukin (1986) ; Gimbutas (1971 , p. 90); Sedov (1996 , p. 280)
  2. ^ Шмоньевский (2012 , стр. 69)
  3. ^ Барфорд (2001 , стр. 63)
  4. ^ Барфорд (2001 , стр. 49). Как и другие «культуры», культура коренных народов подвергалась критике как эвристическая категория, изобретенная румынскими археологами, чтобы «доказать» существование цивилизованных «дако-римлян» до прихода варварских славян; см. Курта. Создание славян. стр. 231.
  5. ^ Шмоньевский (2012 , стр. 69–71)
  6. ^ Шмоньевский (2012 , стр. 69–70)
  7. ^ Фидлер (2008 , стр. 214)
  8. ^ Тарасов И. М. К вопросу об упоминании днепровских варягов в контексте легенды о начале Киева. 2023. С. 59–60.
  9. ^ Барфорд (2001 , стр. 63)
  10. ^ Теодор (2005)
  11. ^ Гимбутас, 1971. стр. 80–85
  12. ^ Шмоньевский (2012 , стр. 72)
  13. ^ Шмоньевский (2012 , стр. 74–76)
  14. ^ Jump up to: а б с Короткометражный (2008)
  15. ^ Шмоньевский (2012 , стр. 774–78)
  16. ^ Jump up to: а б Шмоньевский (2008 , стр. 278–9)

Литература

[ редактировать ]
  • Стефка Ангелова; Румяна Колева (2007), «Археологические свидетельства раннего славянского поселения в Болгарии», в Вольфраме Брандесе; Александр Демандт; Гельмут Крассер; Хартмут Леппин; Хартмут Леппи (ред.), Постримские города, торговля и поселения в Европе и Византии, Том 2 , Вальтер де Грюйтер, ISBN.  9783110183580
  • Баран, Владимир (1988). «Венеты, склавены и анты в свете археологии». Украинское обозрение . 45 .
  • Барфорд, Пол М. (2001). Ранние славяне: культура и общество в раннесредневековой Восточной Европе . Издательство Корнельского университета. ISBN  978-0-8014-3977-3 .
  • Курта, Флорин (2001). Становление славян: история и археология Нижнего Дуная, ок. 500–700 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  9781139428880 .
  • Курта, Флорин (2008). «Северо-западный регион Черного моря в VI - начале VII века нашей эры». Древний Запад и Восток . 7 : 151–187. дои : 10.2143/AWE.7.0.2033257 .
  • Фидлер, Уве (2008). «Булгары на Нижнем Дунае. Обзор археологических данных и состояние современных исследований». Во Флорине Курте; Роман Ковалёв (ред.). Другая Европа в средние века – авары, булгары, хазары и половцы . Брилл. ISBN  978-90-04-16389-8 .
  • Гимбутас, Мария Алсейкайте (1971). Славяне ​Темза и Гудзон. ISBN  978-0-500-02072-2 .
  • Седов, Валентин (1996). «Племенные общества в Восточной Европе». У Зигфрида Ж. де Лаэта (ред.). История человечества: с седьмого века до нашей эры по седьмой век нашей эры . ЮНЕСКО. ISBN  923102812X .
  • Щукин, Марк Б. (1986). «Балто-славянское лесное направление в археологическом изучении этногенеза славян». Wiadomosci Archeologiczne . 1 .
  • Шмоньевский, Б.С. (2012). «Анты: восточные «братья» склавенов?». В Курте, Флорин (ред.). Забытые варвары . Бреполи. ISBN  978-2-503-53125-0 .
  • Шмоньевский, Бартломей (2008). «Два мира, один клад: о чем говорят металлические находки из лесостепного пояса?». Во Флорине Курте; Роман Ковалёв (ред.). Другая Европа в средние века – авары, булгары, хазары и половцы . Брилл. ISBN  978-90-04-16389-8 .
  • Теодор, Евгений (2005). «Тень границы: Валахская равнина в эпоху Юстиниана». Во Флорине Курте (ред.). Границы, барьеры и границы этногенеза в поздней античности и средневековье . Бреполи. ISBN  978-2-503-51529-8 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 00521d9f57fe3e7fd6de283f65c5fca7__1704314100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/00/a7/00521d9f57fe3e7fd6de283f65c5fca7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Penkovka culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)