Христианство в Сербии
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( январь 2012 г. ) |
Христианство является преобладающей религией в Сербии . Конституция Сербии определяет ее как светское государство с гарантированной религиозной свободой . Православные христиане, насчитывающие 6 079 396 членов, составляют 84,5% населения страны. Сербская Православная Церковь — крупнейшая и традиционная церковь страны; его приверженцы в подавляющем большинстве являются сербами. В государственных школах Сербии разрешено преподавание религии, чаще всего в Сербской православной церкви. Сербские государственные праздники включают религиозные праздники православных христиан. Другие православные христианские общины в Сербии включают черногорцев , румын , македонцев и болгар . занимает Католическая церковь видное место в северной Воеводине среди венгерского меньшинства. Протестантизм наиболее распространен среди словацкого населения в Бачки-Петроваце и Ковачице . Христианство впервые пришло в Сербию в 9 веке. Государственной религией оно стало в 9 веке, когда Сербия начала идентифицировать себя как христианская страна. По переписи 2011 года 91,22% сербов идентифицировали себя как христиане. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Раннее христианство
[ редактировать ]Флор и Лавр , почитаемые как христианские мученики , жили во II веке в Ульпиане (Липляне) на территории современного Косово. По преданию, это были братья-близнецы из Константинополя , нанятые для строительства языческого храма. Они раздавали свою зарплату бедным и, как говорят, вылечили сына Мамертина, местного языческого священника, который затем обратился в христианство. Храм был переоборудован в церковь, что побудило местных язычников убить 300 христиан, включая всех вышеперечисленных. [1]
Во время гонений Диоклетиана в 304 году Сирмий стал местом мученической кончины святых Иринея , Анастасии и Фаусты. Незадолго до 313 года, когда император Лициний присутствовал в Сингидунуме , он наблюдал за судом и убийством диакона Гермила и Стратоника, чьи тела были брошены в Дунай, но всплыли на поверхность вниз по течению и позже были похоронены христианами и почитались как святые. Преемником Иринея на посту епископа Сирмиума стал Домн , присутствовавший на Первом Никейском соборе . К середине IV века христианские общины на территории современной Сербии были многочисленными и влиятельными. Сирмий, Сингидунум, Наисс , Виминациум , Ремезиана , Хорреум Марги , Маргум и Ульпиана упоминаются как епископства в 343 году. [2] Епископы Герминий Сирмийский и Урсаций Сингидунский оказали влияние на продолжавшиеся тогда арианские споры . Четыре церковных Собора в Сирмии были важными событиями для всего христианского мира. Епископ Ремезианский Никита во время своего длительного правления (366–420) внес большой вклад в распространение христианства в регионе, и самые ранние упоминания о монашеских общинах относятся к его времени.
После Миланского эдикта (313 г.) Косово и Метохия перешли под юрисдикцию Фессалоникийского викариата; в письме Папы Иннокентия I фессалоникийскому викарию Руфу в 412 году указано, что викариатство включало область Дардания . Епископство Сирмия потеряло большое влияние после того, как гунны совершили набег на город в 441/442 году. В 535 году была сформирована новая архиепископия Юстиниана Прима , которой была передана юрисдикция над большинством вышеупомянутых епископств. [3] Множество новых церквей и базилик было построено во время правления императора Юстиниана I. Однако всего несколько десятилетий спустя вся сложившаяся церковная структура рухнула под воздействием аварских набегов и последовавших за ними славянских поселений. Последним известным архиепископом Юстинианы Примы, да и вообще любого епископства на территории современной Сербии на протяжении столетий, был Иоанн (ок. 595-602/3).
Раннее Средневековье
[ редактировать ]Сербы были крещены во время правления Ираклия в 610–641 годах « римскими старцами », согласно Константину Багрянородному в его анналах (годы правления 913–959). [4]
В 733 году Лев III присоединяет Иллирик к константинопольскому патриарху Анастасию . [5]
Формирование христианства как государственной религии относится ко времени восточно-православных миссионеров (святых) Кирилла и Мефодия при Василии I (годы правления 867–886). [6] который крестил сербов незадолго до того, как отправил имперского адмирала Никиту Орифаса к князю Мутимиру для помощи в войне против сарацин в 869 году, после признания сюзеренитета Византийской империи . Флоты и сухопутные силы Захумле , Травунии и Конавли были отправлены на борьбу с сарацинами , напавшими на город Рагуза ( Дубровник ) в 869 году, по непосредственной просьбе Василия I , к которому рагузианцы обратились за помощью. [7] Сербское епископство (Расская епархия), возможно, было основано в Старом Расе в 871 году сербским князем Мутимиром , что подтверждено Константинопольским собором в 879–80. [3] [8]
Приверженность очевидна в традиции теофорных имен у следующего поколения сербских монархов и дворян; Петар Гойникович , Стефан Мутимирович , Павел Бранович . Мутимир сохранил общение с Восточной Церковью ( Константинополем ), когда папа Иоанн VIII предложил ему признать юрисдикцию епископства Сирмия . Сербы и болгары принимают старославянскую литургию вместо греческой. [4] [9]
Известные ранние церковные постройки включают монастырь Архангела Михаила на Превлаке ( Иловица ), построенный в начале 9 века на месте более старых церквей трехнефной структуры с тремя апсидами на востоке, датируемых 3 и 6 веками. , Богородица Хвостанская (6 век) и церковь Святых Петра и Павла . [10]
Печать Строимира (умер между 880 и 896 годами), брата Мутимира, была куплена сербским государством на аукционе в Германии. В центре печати находится Патриарший крест и греческие надписи: «Строимир» ( CTPOHMIP ) и «Боже, помоги Сербии». [11] [12]
В 1019 году образуется Охридское архиепископство после завоевания византийцами Первой Болгарской империи . Греческий язык заменяет славянский. [7] Сербия церковно разделена на несколько епархий; , Расская епархия упомянутая в 1019 году, становится частью Охридского архиепископства и охватывает территории центральной Сербии, расположенные вдоль рек Рашка, Ибар и Лим, о чем свидетельствует вторая грамота Василия II (годы правления 976–1025). Среди первых епископов - Леонтий (фл. 1123–1126), Кирилл (фл. 1141–1143), Евфимий (фл. 1170) и Калиник (фл. 1196). Он присоединился к автокефальному архиепископству Зика в 1219 году, во времена святого Саввы. [3]
Призренская епархия (епархия) упоминается в 1019 году в первой грамоте Василия II. [3]
Номиналы
[ редактировать ]Восточное православие
[ редактировать ]Большинство граждан Сербии являются приверженцами Сербской Православной Церкви , в то время как Румынская Православная Церковь также присутствует в частях Воеводины, населенных этническим румынским меньшинством. Помимо сербов , к приверженцам восточного православия относятся: румыны , македонцы , украинцы , болгары , русские и греки .
Идентичность этнических сербов исторически во многом основывалась на восточном православии и Сербской православной церкви до такой степени, что некоторые сербские националисты утверждали, что те, кто не является ее верующими, не являются сербами. Однако обращение южных славян из язычества в христианство произошло еще до Великого раскола — раскола между греческим Востоком и латинским Западом. После раскола те, кто жил в сфере влияния восточно-православных, стали православными, а те, кто жил в сфере влияния католиков, стали католиками. Некоторые этнологи считают, что отдельные сербские и хорватские идентичности связаны с религией, а не с этнической принадлежностью. С приходом Османской империи некоторые сербы и хорваты приняли ислам . В частности, но не полностью, это было в Боснии . Самым известным сербом-мусульманином, вероятно, является либо Мехмед Паша Соколович , либо Меша Селимович .
Сербская Православная Церковь
[ редактировать ]Церковь является одной из автокефальных православных христианских церквей , занимая шестое место по старшинству после Константинополя , Александрии , Антиохии , Иерусалима и России . [ нужна ссылка ] Это вторая старейшая славянская Восточная Православная Церковь в мире (после Болгарской Православной Церкви ). [13]
Восточная Православная Церковь является доминирующей церковью в Сербии , Черногории и Республике Сербской в Боснии и Герцеговине , приверженцами которой являются более 84% населения во всех трех странах. Он состоит из метрополий и епархий, расположенных в основном в Сербии, Боснии и Герцеговине, Черногории и Хорватии , а также в соседних странах и по всему миру. Поскольку многие сербы эмигрировали в зарубежные страны, сейчас во всем мире существуют сербские православные общины.
Сербская Православная Церковь является автокефальным или церковно независимым членом Восточно-православной общины. Сербский Патриарх служит первым среди равных в своей церкви; нынешний патриарх — Порфирий . Церковь получила статус автокефалии в 1219 году под руководством святого Саввы , став независимым архиепископством Жичи . Его статус был повышен до статуса патриархата в 14 веке, и впоследствии он стал известен как Печский Патриархат . Этот патриархат был упразднен турками -османами в 1766 году. Современная Сербская Православная Церковь была основана в 1920 году после объединения Карловицкого Патриархата и Белградской митрополии .
Сербская Православная Церковь владеет многими важными христианскими реликвиями , такими как правая рука Иоанна Крестителя , Святого Георгия и части черепа, рука [14] Сегменты Святого Креста , Святой Параскевы палец и тело Святого Василия Острожского и другие.
Католическая церковь
[ редактировать ]Католическая церковь присутствует в основном в северной части Воеводины , особенно в муниципалитетах с венгерским этническим большинством и в полиэтнических муниципалитетах Суботица и Бечей . Этническими группами, члены которых в основном являются приверженцами католической церкви, являются: венгры , хорваты , буневцы , немцы , словенцы , чехи , шокчи , поляки и т. д. Меньшее количество сербов , цыган , югославов и словаков также являются приверженцами католической церкви. Церковь. По данным переписи 2011 года, в спорном регионе Косово католики составляют 2,2% населения. [15] Этнические русины и меньшая часть этнических украинцев являются приверженцами восточно-католической церкви.
протестантское христианство
[ редактировать ]Самая большая концентрация христиан-протестантов в Сербии находится в муниципалитетах Бачки-Петровац и Ковачица , где абсолютное или относительное большинство населения составляют этнические словаки , большинство из которых являются приверженцами протестантского христианства. Некоторые представители других этнических групп (особенно сербы в абсолютном выражении и венгры и немцы в пропорциональном выражении) также являются приверженцами различных форм протестантского христианства.
В стране существуют различные протестантские группы, в том числе методисты , адвентисты седьмого дня и евангелические баптисты (назаряне). Многие из этих групп расположены в культурно разнообразной провинции Воеводина. До Второй мировой войны количество протестантов в регионе было больше.
Западная Православная Церковь
[ редактировать ]Западно -православная (до 1985 года известная как Старокатолическая ) церковь существовала в Югославии с 1921 года. В настоящее время единственным представителем Старокатолических Церквей в Сербии является Православно-Старокатолический Генеральный викариат Св. Мефодия , канонически учрежденный орган Всемирного Совета Национальных Старокатолических Церквей (отличный от Утрехтского Союза). Он является членом Всемирного совета церквей и получил автономию. В 2015 г. Генеральный викариат Св. Мефодия был признан правопреемником бывшей Западной Православной Церкви в Югославии, поскольку они разделяют одни и те же догматы. Сербская Православная Церковь рассматривает Генеральное Викариатство не как свою сестринскую церковь, а как противника.
Свидетели Иеговы
[ редактировать ]действуют Свидетели Иеговы в Сербии с 1930 года. Головной офис этой общины находится в Земуне . В 1937 году власти Королевства Югославия запретили деятельность общины, но в 1953 году она была восстановлена. По переписи 2002 года в Сербии насчитывалось 2191 Свидетелей Иеговы, тогда как по оценке 2009 года их число составляло 3871. [16]
Святые последних дней
[ редактировать ]Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД) действует в Сербии с 1992 года, а штаб-квартира общины СПД в Сербии находится в Белграде . также есть дом собраний СПД В Нови-Саде . Книга Мормона также переведена на сербский язык и напечатана сербской кириллицей .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мученик Флор Иллирийский» . Православная Церковь в Америке. 2009 . Проверено 31 декабря 2009 г.
- ^ Живота Йочич. Епископство Ремесианское .
- ^ Jump up to: а б с д Сербская православная епархия Рашка и Призрен
- ^ Jump up to: а б От Управляющей Империи
- ^ Коллекция датированных византийских свинцовых печатей , страница 47: «733... Константинопольская церковь»
- ^ «От Восточного Рима к Византии: трансформация римской культуры (500-800 гг.)» . Северо-Западный университет Индианы. Архивировано из оригинала 16 сентября 2017 года . Проверено 31 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Владимир Чорович: История сербского народа» . Растко.рс . Проверено 12 января 2012 г.
- ^ Власто, АП; Власто (2 октября 1970 г.). Вхождение славян в христианский мир: введение в средневековье... — А. П. Власто — Google Boeken . Архив Кубка. ISBN 9780521074599 . Проверено 12 января 2012 г.
- ^ Войны на Балканском полуострове: их средневековые истоки. ISBN 0-8108-5846-0
- ^ «Дордже Янкович: СЕРБСКОЕ МОРСКОЕ ОТ 7-Х ВЕКОВ, Краткое содержание монографии [Проекат Растко]» . Растко.рс . Проверено 12 января 2012 г.
- ^ Живкович 2007 , стр. 23-29.
- ^ "www.glas-javnosti.co.yu" . Arhiva.glas-javnosti.rs . Retrieved 2012-01-12 .
- ^ Eparchija-dalmatinska.hr
- ^ Сербия: Мощи святого Георгия в Прокупле: ПОЛИТИКА
- ^ «Перепись населения и жилищного фонда Косово 2011 г. – окончательные результаты: отчет о качестве» . unstats.un.org . Статистический отдел ООН . 2011. Архивировано из оригинала 2 ноября 2016 года . Проверено 17 декабря 2017 г.
- ^ Зорица Кубурич, Религиозные общины в Сербии и религиозная дистанция, Нови-Сад, 2010, страницы 211-212.
Источники
[ редактировать ]- Фотич, Александр (2008). «Сербская православная церковь». Энциклопедия Османской империи . Нью-Йорк: Издательство информационной базы. стр. 519–520. ISBN 9781438110257 .
- Радич, Радмила (2007). «Сербское христианство». Блэквеллский компаньон восточного христианства . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing. стр. 231–248. ISBN 9780470766392 .
- Сотирович, Владислав Б. (2011). «Сербский Патриархат Печа в Османской империи: первый этап (1557–94)» . Сербские исследования: Журнал Североамериканского общества сербских исследований . 25 (2): 143–169. дои : 10.1353/сер.2011.0038 . S2CID 143629322 .
- Живкович, Тибор (2004). Организация церкви в сербских землях: раннее средневековье . Белград: Институт истории SANU, Официальный вестник. ISBN 9788677430443 .
- Живкович, Тибор (2007). «Золотая печать Строймира» (PDF) . Исторический обзор . 55 . Белград: Институт истории: 23–29. Архивировано из оригинала (PDF) 24 марта 2018 г. Проверено 07 марта 2018 г.
- Живкович, Тибор (2012). Об обращении хорватов и сербов: утраченный источник . Белград: Институт истории.
- Живкович, Тибор (2013). «О крещении сербов и хорватов во времена Василия I (867–886)» (PDF) . Studia Славика и Балканика Петрополитана (1): 33–53.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с христианством в Сербии, на Викискладе?