Мутимир Сербии
Мутимир | |
---|---|
Князь Сербии | |
Царствование | в. 850 – 891 |
Предшественник | Властимир |
Преемник | Прибислав |
Рожденный | что. 830-е годы |
Умер | 891 |
Проблема | Прибислав Стефан Отруби |
Дом | Властимирович |
Отец | Властимир |
Религия | Халкидонский христианин ( ок. 870 г. ) пред. славянский язычник |
Мутимир ( сербский : Мутимир , греческий : Мунтимῆρος [А] ) был князем первого сербского княжества ок. С 850 по 891 год. Он разбил булгарскую армию и вступил в союз с византийским императором, а Церковь в Сербии - с Вселенским Константинопольским Патриархатом .
Он был старшим сыном князя Властимира , праправнука Неизвестного Архонта , сумевшего объединить сербские племена в государство. [ 1 ] Первоначально он правил вместе со своими двумя младшими братьями, но они восстали против него, и он сослал их в Болгарию как гарантов мира.
Фон
[ редактировать ]Считается, что быстрое распространение булгар на славян на юг побудило сербов объединиться в государство. [ 2 ] Известно, что сербы и булгары жили мирно до вторжения в 839 г. (последние годы правления Феофила). [ 2 ] Властимир объединил несколько сербских племен, [ 3 ] Император Феофил (годы правления 829–842), вероятно, предоставил сербам независимость. [ 4 ] и они признали номинальную власть Императора. [ 2 ] Аннексия западной Македонии булгарами изменила политическую ситуацию: Маламир или Пресиан, возможно, увидели угрозу в консолидации сербов и решили включить их в свое завоевание славянских земель. [ 2 ]
Хан Пресиан I Болгарии [ 5 ] (годы правления 836–852) вторгается на Сербии территорию между 839 и 842 годами . Булгарам, возможно, угрожали сербы , или, возможно, византийцы хотели отвлечь внимание болгар, чтобы они могли справиться со славянским восстанием на Пелопоннесе . [ 6 ] Вторжение привело к трехлетней войне, из которой Властимир вышел победителем; [ 7 ] сильно побежденный хан Пресиан не добился территориальных завоеваний, потерял многих своих людей и был изгнан армией Властимира . [ 6 ]
Война закончилась смертью Феофила в 842 году, что освободило Властимира от обязательств перед Византийской империей, но также дало болгарам возможность присоединить в 842–843 годах области Охрида , Битолы и Девола . [ 6 ]
Властимир продолжал расширяться на запад, захватив юго-восток Боснии и северо-восток Герцеговины ( Хум ). [ 7 ] [ 8 ] Тем временем Браничево , Морава , Тимок , Вардар и Подримле были заняты булгарами. [ 9 ]
Жизнь
[ редактировать ]Vlastimirović dynasty |
---|
Властимир умер где-то между 845 и 850 годами. [ 10 ] и его правление было разделено между тремя его сыновьями: Мутимиром, Строжимиром и Гойником . [ 11 ] Хотя они правили в условиях олигархии , Мутимир имел верховную власть, и два брата действовали по отношению к нему как вассалы. [ 12 ]
В 853 или 854 году булгарская армия во главе с Владимиром , сыном Бориса I Болгарского , вторглась в Сербию, пытаясь отомстить за предыдущее поражение. Сербское войско под предводительством Мутимира и его братьев разгромило булгар , захватив Владимира и 12 бояр . [ 11 ] Борис I и Мутимир договорились о прекращении военных действий (а возможно, и о союзе, [ 11 ] и Мутимир отправил своих сыновей Брана и Стефана на границу сопровождать пленников, где они обменялись предметами в знак мира. Борис преподнес им «богатые дары», при этом ему были вручены «два раба , два сокола , две собаки и 80 мехов ». [ 13 ]
Внутренний конфликт между братьями привел к тому, что Мутимир сослал двух младших братьев в болгарский двор. [ 11 ] [ 14 ] Он, однако, оставил при своем дворе сына Гойника , Петара , по политическим мотивам. [ 12 ] Петар вскоре бежал в Хорватию. [ 14 ] Причина вражды неизвестна, хотя предполагается, что она стала результатом предательства. [ 12 ]
Сарацины в 866 году напали на Рагузу . [ 15 ] Рагузианцы обратились за помощью к Василию I , на что тот ответил, отправив большой флот со своим адмиралом Никетом Оорифасом . [ 15 ] Язычники-нарентийцы разграбили корабль с эмиссарами, возвращавшимися из Константинополя , что привело Василия I в ярость , в результате чего он послал флот и впоследствии подчинил их. [ 15 ] К 878 году вся Далмация находилась под властью Византии ( Тема Далмации ), [ 16 ] и большая часть земли находилась под религиозной юрисдикцией Вселенского Константинопольского Патриархата . [ 15 ]
Мутимир умер в 891 году, и ему наследовал его старший сын Прибислав. [ 11 ] Мутимир и его сын Прибислав (как «Преуиклав»), по-видимому, были внесены в Чивидальские Евангелия , что могло указывать на контакты сербов с Аквилеей . [ 17 ] Таким образом, переход Сербии в христианство совпал бы с аналогичными инициативами Рима в Моравии и Боснии-Славонии (как, кстати, и в Болгарии) и предполагал бы скоординированные действия в Юго-Восточной Европе, исходящие из Рима. [ 18 ]
христианизация
[ редактировать ]
К 870-м годам раннесредневековые сербы считаются христианами. [ 19 ] [ 20 ] с христианизацией юго-западных славян, начавшейся в VII веке под влиянием Римской церкви . [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]
Согласно 29-й главе De Administando Imperio и 54-й главе Vita Basilii Константина VII , сербы и другие славяне были (повторно) крещены константинопольскими миссионерами, посланными Василием I. [ 24 ] [ 20 ] [ 25 ] Этот рассказ, вероятно, является вымышленным повествованием Константина VII, чтобы отдать должное Василию I за христианизацию, которая началась в VII веке на фоне церковных беспорядков между Константинополем и Римом в регионе. [ 26 ] или неверное толкование, основанное на сообщении в «Тактике» его отца о том, как Василий I крестил и грецировал славян в Греции. [ 27 ] В главах DAI , посвященных сербам и другим, Василий I не упоминается ни в каком политическом или религиозном контексте сербов и других. [ 28 ] Христианизация произошла лишь частично из-за византийского и последующего болгарского влияния. [ 19 ] потому что деятельность Василия I имела в плане расширение уже существующей христианской организации Римской церкви в районе бывшей преторианской префектуры Иллирика (включая Болгарию) и получение контроля над сербами и другими. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] В том же столетии за этот регион также велась политическая борьба между Каролингской империей и Византийской империей. [ 33 ] Василий Я, наверное, отправил к Мутимиру хотя бы одно посольство. [ 34 ]
«Священники там разгульные и бродячие, приходя со всех сторон, занимают какие-то церковные службы против канонов, непременно совершают многие злые дела против Божьих правил, будучи ацефалами . Вот почему я предупреждаю вас, чтобы вы, следуя обычаям своих предков, как как можно старайтесь вернуться в Паннонскую епархию, а так как там только что был рукоположен епископ, слава Богу, Престолом блаженного апостола Петра, снова предайте себя под его пастырское попечение».
- Письмо Папы Иоанна VIII Мутимиру, май 873 г.
Мутимир, по-видимому, решил сохранить общение Церкви в Сербии с Восточно-православным Константинопольским Патриархатом когда Иоанн VIII Папа Римский , предложил ему вернуться под юрисдикцию епископства Сирмия (см. также Архиепископство Моравии ) в письме, датированном Май 873. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] Коматина считала, что папа хотел усилить влияние Римской церкви на восточную часть Иллирика, учитывая границы далекого прошлого, а не недавнего, включая фактических предков Мутимира. [ 39 ] Сербы и болгары впоследствии переняли старославянскую литургию вместо греческой. [ 1 ] Во время правления Коцела Паннонского (861–874 гг.) сообщение между Сербией и Великой Моравией должно было быть возможным. [ 19 ] Есть вероятность, что некоторые ученики- кириллометодисты достигли Сербии в 870-х или 880-х годах. [ 19 ] [ 40 ] Прочная христианская идентичность очевидна в традиции теофорных имен следующего поколения сербских королевских особ: Петра Гойниковича , Стефана Мутимировича и Павле Брановича . Петрос и Стефанос оба характерно византийцы. [ 19 ]
Алексис П. Власто утверждал, что Расская епархия была основана во время правления Мутимира как епископство Сербии в Расе с церковью Святых Апостолов Петра и Павла . [ 41 ] в рамках генерального плана учреждения епископств в славянских землях Империи, утвержденного Константинопольским собором 879–880 гг., [ 41 ] наиболее существенно связано с созданием автономного архиепископства Болгарии, юрисдикцию которого потеряла Римская церковь. [ 42 ] [ 39 ] Однако, по словам Предрага Коматина, ни о каком епископстве в Сербии не упоминается. В раннесредневековой Европе существование христианской церкви без епископа в определенной стране не было редкостью, и подчинение Паннонского епископа подразумевает, что в то время не было местного сербского епископа. [ 43 ] Тибор Живкович пришел к выводу, основываясь на первоисточниках Константинопольской Церкви, что не было никакой информации относительно создания какого-либо нового церковного центра и организации в Сербии, что сербский церковный центр и столица находились в Дестиниконе , а Рас в середине 9-го века был всего лишь пограничным фортом, который к 1019-1020 гг. стал церковным центром епископства. [ 44 ] Императорская грамота Василия II от 1020 года Охридскому архиепископству , в которой были установлены права и юрисдикции, содержит самое раннее упоминание о епископстве/епископии Раса, утверждая, что оно принадлежало Болгарской автокефальной церкви во времена Петра I ( 927–969) и Самуил Болгарский (977–1014). [ 30 ] [ 45 ] Сима Чиркович считал, что его основал болгарский император, [ 46 ] но, скорее всего, это была самая поздняя дата, когда она могла быть интегрирована в Болгарскую церковь. [ 47 ] Епископия, вероятно, входила в состав болгарской митрополии Моравы, но уж точно не Дурреса . [ 48 ] Если это было на сербской территории, то, похоже, Церковь в Сербии или на части территории Сербии стала связана и находилась под влиянием Болгарской Церкви между 870 и 924 годами. [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ]
Наследие
[ редактировать ]В фильме 1985 года «Борис I» (Борис Първи) о жизни Бориса I Болгарского показан мирный договор между Мутимиром и Борисом I.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Маджеру, Александру (2008). Войны на Балканском полуострове: их средневековые истоки . Пугало Пресс. ISBN 0-8108-5846-0 .
- ^ Jump up to: а б с д Бери, Дж. Б. (2008). История Восточной империи от падения Ирины до воцарения Василия . Козимо Инк. 372. ИСБН 9781605204215 .
- ^ Л. Ковачевич и Л. Йованович, История сербского народа , Белград, 1894 г., Книга 2, с. 38—39
- ^ С. Станоевич, История сербского народа , Белград, 1910, с. 46—47
- ^ Файн 1991 , с. 108.
- ^ Jump up to: а б с Новости о болгарах , с. 42-43
- ^ Jump up to: а б Файн 1991 , с. 110.
- ^ М.Т. Хоутсма, первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913-1936 гг., с. 199 . ISBN 90-04-08265-4 , ISBN 978-90-04-08265-6
- ^ Британская энциклопедия: новый обзор универсальных знаний, том 20 , с. 341: «восточные провинции (Браничево, Морава, Тимок, Вардар, Подримье) были заняты булгарами».
- ^ Стивен Рансиман, История первой болгарской империи, с. 93: «Смерть Властимера (около 845-50 гг.)», Первоисточник: De Administando Imperio, стр. 154—5
- ^ Jump up to: а б с д и Файн 1991 , с. 141.
- ^ Jump up to: а б с Чекич, Дж. 2009, «Почему князь Мутимир оставил Петра Гойниковича?», Теме, том. 33, нет. 2, стр. 683-688. PDF
- ^ Моравчик 1967 , с. 152.
- ^ Jump up to: а б Чиркович 2004 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б с д Христианизация южных славян
- ^ «Византия, Византийская Италия и города восточного побережья Адриатики: пример Котора и Дубровника» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 марта 2012 г. Проверено 27 сентября 2011 г.
- ^ ( Эггерс 1996 , стр. 51)
- ^ ( Эггерс 1996 , стр. 51)
- ^ Jump up to: а б с д и Власто 1970 , с. 208.
- ^ Jump up to: а б Живкович 2013a , стр. 35.
- ^ Живкович 2013a , стр. 47.
- ^ Коматина 2015 , с. 713.
- ^ Коматина 2016 , с. 44–46, 73–74.
- ^ Де Администрандо Империо, гл. 29 [ О Далмации и прилегающих к ней народах ]: "...большая часть этих славян [сербов, хорватов] даже не была крещена, и довольно долго оставалась некрещеной. Но во времена Василия, христолюбивого императора, они послали дипломатических агентов, умоляя и моля его, чтобы те из них, которые не были крещены, могли принять крещение и чтобы они могли быть, как они были первоначально, подвластны империи римлян и этому славному императору, блаженной памяти; внял им, и послал с ним царского агента и священников, и крестил всех некрещеных из названных народов...»
- ^ Коматина 2016 , с. 45–46.
- ^ Живкович 2013a , стр. 37–48.
- ^ Коматина 2015 , с. 712.
- ^ Живкович 2013a , стр. 36.
- ^ Живкович 2013a , стр. 46–48.
- ^ Jump up to: а б Коматина 2015 , с. 717.
- ^ Коматина 2016 , с. 47–50, 74.
- ^ Шпехар 2010 , стр. 203.
- ^ Живкович 2013a , стр. 38.
- ^ Живкович 2013a , стр. 46.
- ^ Власто 1970 , стр. 67–70, 340, 377.
- ^ Живкович 2013a , стр. 44–46.
- ^ Коматина 2015 , с. 713, 717.
- ^ Коматина 2016 , с. 73.
- ^ Jump up to: а б Коматина 2015 , с. 715.
- ^ Коматина 2015 , с. 718.
- ^ Jump up to: а б Власто 1970 , с. 209.
- ^ Живкович 2013a , стр. 45.
- ^ Коматина 2015 , с. 716.
- ^ Живкович 2013a , стр. 48.
- ^ Коматина 2016 , с. 76, 89–90.
- ^ Циркович 2004 , стр. 20, 30.
- ^ Коматина 2016 , с. 76–77, 398.
- ^ Коматина 2016 , с. 75, 88–91.
- ^ Коматина 2015 , с. 717–718.
- ^ Коматина 2016 , с. 77, 91.
- ^ Шпехар 2010 , стр. 203, 216.
- ^ Из «Управляющей Империи», гл. 32
- ^ Живкович 2013a , стр. 44.
Источники
[ редактировать ]- Моравчик, Дьюла , изд. (1967) [1949]. Константин Багрянородный: De Administando Imperio (2-е исправленное изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Центр византийских исследований Думбартон-Оукс. ISBN 9780884020219 .
- Бери, Джон Б. (1912). История Восточной империи от падения Ирины до воцарения Василия I. (802-867 гг. н.э.) . Лондон: Макмиллан. ISBN 9781275594623 .
- Чиркович, Сима (2004). Сербы . Молден: Издательство Блэквелл. ISBN 9781405142915 .
- Хорошо, Джон Ван Антверпен младший (1991) [1983]. Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-08149-7 .
- Чорович, Владимир , История сербского народа , Книга I, (На сербском языке) Растко , Антикварные книги (кириллица) Электрическая книга, Электронная книга
- Второй период, IV : христианизация южных славян.
- Курта, Флорин (2006). Юго-Восточная Европа в средние века, 500–1250 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Ферьянчич, Б. 1997, «Василий I и восстановление византийской власти в 9 веке», Зборник радова Византолошского института, вып. 36, с. 9–30.
- Византийский институт SANU (Божидар Ферьянчич), «Византийские источники по истории народа Югославии (Том II)» (фототипическое издание оригинала 1957 г.), Белград, 2007 г. ISBN 978-86-83883-08-0
- Коматина, Ивана (2016). XI по XIII век Церковь и государство в сербских землях с . Белград: Институт истории. ISBN 9788677431136 .
- Коматина, Предраг (2015). «Церковь в Сербии во времена Кирилло-Мефодиевой миссии в Моравии» . Кирилл и Мефодий: Византия и мир славян . Салоники: Димос. стр. 711–718.
- Острогорский, Георгий (1956). История Византийского государства . Оксфорд: Бэзил Блэквелл.
- Рансиман, Стивен (1930). История Первого Болгарского царства . Лондон: Дж. Белл и сыновья. ISBN 9780598749222 .
- Шпехар, Перика Н. (2010). «По плодам их узнаете — христианизация Сербии в средние века» . Итак, по плодам их вы узнаете их . Познань: Научное объединение польских археологов. стр. 203–220.
- Власто, Алексис П. (1970). Вхождение славян в христианский мир: Введение в средневековую историю славян . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521074599 .
- Живкович, Тибор (2000). Славяне и римляне: Славянизация в Сербии с VII по XI век (Славяне и римляне) . Белград: Институт истории SANU, Официальный вестник. ISBN 9788677430221 .
- Живкович, Тибор (2002). Южные славяне под византийским правилом 600-1025 (Южные славяне под византийским правилом 600-1025) . Белград: Институт истории SANU, Официальный вестник. ISBN 9788677430276 .
- Живкович, Тибор (2004). Организация церкви в сербских землях: раннее средневековье . Белград: Институт истории SANU, Официальный вестник. ISBN 9788677430443 .
- Живкович, Тибор (2006). Портреты сербских правителей: IX-XII века (Портреты сербских правителей: IX-XII века) . Белград: Институт учебников и учебных пособий. ISBN 9788617137548 .
- Живкович, Тибор (2008). Ковка единства: Южные славяне между Востоком и Западом 550-1150 гг . Белград: Институт истории, Чигоя штампа. ISBN 9788675585732 .
- Живкович, Тибор (2013a). «О крещении сербов и хорватов во времена Василия I (867–886)» (PDF) . Studia Славика и Балканика Петрополитана (1): 33–53.
- Живкович, Тибор (2013b). «Городской пейзаж [ так в оригинале ] раннесредневековых славянских княжеств на территориях бывшей префектуры Иллирикум и в провинции Далмация (ок. 610–950)». Мир славян: исследования восточных, западных и южных славян: Цивитас, Оппид, виллы и археологические свидетельства (7-11 века нашей эры) . Белград: Институт истории. стр. 15–36. ISBN 9788677431044 .
- Эггерс, Мартин (1996). Архиепископия Метода: местонахождение, влияние и загробная жизнь Кирилломефодиевой миссии . Издательство Отто Сагнера. ISBN 9783876906492 .