Параскева Балкан
Святой Параскева Балкан | |
---|---|
![]() Икона Святой Петки из монастыря Клисура, Болгария . | |
Святая Монахиня [ 1 ] | |
Рожденный | Эпиваты (современный Селимпаша , Стамбул , Турция ) |
Умер | 11 век Калликратия (современная Греция ) |
Почитается в | Восточная Православная Церковь |
Главный храм | Столичный собор Ясс , Румыния; Церковь Святой Параскевы , Несебр |
Праздник | 14 октября 27 октября |
Покровительство | вышивальщицы, рукодельницы, прядильщики, ткачи [ 2 ] |
Параскева Балкан [ а ] была подвижнической женщиной святой 10 века. Она родилась в Эпиватесе , недалеко от современного Стамбула , и имела видения Девы Марии . Прожив в Халкидоне и Гераклее Понтийской , она поселилась в монастыре в пустыне близ реки Иордан . Культ святой Параскевы начал распространяться в XIV веке из Болгарии в Дунайские княжества Валахии Ангел велел ей вернуться на родину, и через два года она умерла в возрасте 27 лет . и Молдавии . Возникла путаница относительно ее личности и атрибутов, поскольку ее греческое имя «Параскеви» означает «Пятница», а переводы на другие языки, такие как румынский и сербский, были «Святая пятница». Культ ее продолжают отмечать во многих православных странах, а ее праздник отмечается 14 октября в Восточной Православной Церкви .
Жизнь
[ редактировать ]
Параскева родилась в городке Эпиватес (ныне Селимпаша , недалеко от Стамбула ) на берегу Мраморного моря . [ 3 ] Ее родители были богатыми помещиками. [ 2 ]
Легенда гласит, что еще ребенком Параскева услышала в церкви слова Господа : «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». ( Марка 8, 34 ). Эти слова побудили ее отдать свою богатую одежду бедным и бежать в Константинополь . [ 2 ] Родители, не поддержавшие ее решение вести аскетическую, религиозную жизнь, искали ее в разных городах. Параскева бежала в Халкидон в Малой Азии , а затем жила при церкви Пресвятой Богородицы в Гераклее Понтийской в Вифинии . [ 2 ] Она вела аскетический образ жизни, переживая видения Девы Марии . Ее путешествие привело ее в Иерусалим ; она хотела провести там остаток своей жизни. Увидев Иерусалим, она поселилась в монастыре в пустыне недалеко от реки Иордан .
Когда ей было 25 лет, явился ангел и велел ей вернуться на родину. Она вернулась в Константинополь, а затем поселилась недалеко к западу, прожив последние два года своей жизни в деревне Калликратия, в церкви Святых Апостолов, где она умерла в возрасте 27 лет. Бывшая деревня теперь является районом в Восточной Фракия под названием Мимарсинан .
Реликвии
[ редактировать ]Открытие
[ редактировать ]По христианскому преданию, через много лет после смерти Параскевы возле ее давно забытой могилы в Калликратии была похоронена старая грешница , после чего Параскева явилась во сне местному монаху и пожаловалась на нечистого соседа. Видение сообщило монаху, где она была похоронена; когда тело было раскопано, оно оказалось нетленным . [ 2 ] Мощи были перенесены в храм Святых Апостолов в Калликратии. [ 2 ]
Путешествие реликвий
[ редактировать ]В последующие годы мощи Параскевы были перенесены в различные храмы региона. [ 2 ]
Болгария
[ редактировать ]В 1238 году мощи были перенесены из Калликратии в Велико Тырново , столицу Второго Болгарского царства . [ 4 ] В Болгарии ее почитают как Свету Петьку Тырновскую, «Тырновскую».
Сербия
[ редактировать ]В 1393 году они были перевезены в Белград . [ 4 ] в частности, церковь Ружица .
Константинополь
[ редактировать ]Когда Белград пал перед османскими войсками в 1521 году, реликвии были перенесены в Константинополь. [ 2 ]
Молдавия, ныне Румыния.
[ редактировать ]В 1641 году мощи были перенесены в монастырь Трей Иерархи , в Яссах , Молдавия (ныне, восточная часть Румынии ). [ 2 ]
В 1888 году они были перенесены в Ясский кафедральный собор . [ 2 ]
Почитание
[ редактировать ]Путаница с другими персонажами
[ редактировать ]Культ Параскевы Балкан слился воедино [ когда? ] с другими святыми с таким же именем, а также с дохристианскими божествами славян , что привело к путанице в отношении личности и атрибутов Параскевы. [ 5 ]
Путаница произошла отчасти потому, что первоначальное греческое имя Параскевы было «параскеви», что означает «приготовление [к субботе ] », понимаемое как «пятница», и буквально переводилось на разные языки как «Святая пятница» (например, «Света»). Petka» на сербском, «Sfânta Vineri» на румынском). Ученые иногда неправильно понимали переведенное имя и связывали его с определенным персонажем народных сказок, имеющим похожее имя. [ нужна ссылка ]
Как спросил один учёный:
Была ли Параскева, или Параскева, раннехристианской девушкой, названной в честь дня Распятия ? Или она была олицетворением того дня, изображенная с крестом в руке, чтобы поддержать пыл верующих? И была ли Параскева южных славян той самой, которая появилась на севере Руси ? [ 5 ]
Культы мученицы-девственницы III века , Параскевы Иконийской (Параскевы-Пятницы) и Балканской Параскевы X века были объединены с культом славянского божества, связанного с Пятницей, также известного как Петка, Пятница или Жива. . [ 6 ] [ 7 ] Атрибуты, такие как ассоциация с прядением, также были включены в культ этих святых. [ 6 ]
Культ святой Параскевы, также известной как святая Петька, начал распространяться в XIV веке из Болгарии в румынские княжества Валахию и Молдавию . [ нужна ссылка ]
Разделение одноимённых персонажей 1950 года
[ редактировать ]Любая путаница прояснилась после того, как 28 февраля 1950 года Румынская Православная Церковь решила обобщить культ Святой Параскевы Новой . [ 8 ] Обобщение культа состоялось 14 октября 1955 года в Ясском соборе в присутствии высокопоставленных священнослужителей из Болгарии и России. Сегодня существует полное разделение между святой Параскевой Новой X века и святой Параскевой Иконийской, а также народным характером, заимствованным из дохристианских мистических верований. [ нужна ссылка ]
Современное почитание в Румынии
[ редактировать ]Шествие 1947 года
[ редактировать ]Сильная засуха 1946-47 годов затронула Молдавию, усугубив страдания, вызванные войной . Митрополит Юстиниан Марина разрешил первое шествие с гробом с мощами Параскевы, хранившимся до этого в Яссах. Реликвии пробирались через опустевшие от засухи деревни уездов Яссы , Васлуй , Роман , Бакэу , Путна , Нямц , Бая и уездов Ботошань . Собранные по этому случаю пожертвования раздавались по решению митрополита Юстиниана сиротам, вдовам, инвалидам, школьным столовым, строящимся храмам, монастырям для питания больных, старых и немощных монахов. [ 9 ]
Ежегодное паломничество в Яссы
[ редактировать ]Паломничество к святыням, расположенным в кафедральном соборе Ясс, стало одним из главных религиозных событий в Румынии. Сотни тысяч паломников собираются в Яссах каждый год во вторые выходные октября, чтобы почтить память Святой Параскевы, в то же время в самом городе учреждены Дни празднования.
Жития
[ редактировать ]В XIV веке епископ Тырновский Евфимий (1332-1402) написал замечательное жизнеописание Параскевы - "Житие святой Петки Тырновской". [ 10 ] Работа епископа была вдохновлена греческим житием святой Параскевы Балканской, написанным диаконом Василиком в 1150 году по просьбе Константинопольского Патриарха Николая IV Музелона . Жития написали также митрополит Мирский Матфей в 1605 году, митрополит Молдавский Варлаам в 1643 году, Никодим Афонский (19 век) и румынский епископ Мелхиседек Романский в 1889 году. [ 11 ] Некоторые современные румынские богословы опубликовали исследования о Параскеве: Георге Пэвэлою (1935), архимандрит Вараил Джитару (1942), Д. Стэнеску (1938), М. Цесан (1955), Скарлат Порческу и Мирча Пэкурариу. [ нужна ссылка ]
Посвященные церкви
[ редактировать ]Церковь на месте рождения в Эпивате
[ редактировать ]Посвященная ей церковь была построена в Эпиватесе (современная Селимпаша ) на месте, где когда-то стоял ее родной дом. Самое древнее свидетельство о церкви, написанное русским путешественником Антонием Новгородским (впоследствии ставшим новгородским архиепископом ), датируется началом XIII века. В августе 1817 г. сильный пожар полностью уничтожил церковь; он был перестроен в 1820 году при финансовой поддержке граждан Константинополя и бывшего князя Молдо-Валахии Александра Каллимачи . В 1885 году Сообщество [ который? ] снесли старую церковь, чтобы построить на том же месте церковь гораздо большего размера. В здании, построенном через 6 лет, в качестве строительного материала повторно использовались части византийской башни герцога Алексея Апокавка 1327–1341 годов . Это была самая большая церковь во всей Восточной Фракии (16 м в высоту, 26 м в ширину и 30 м в длину), настоящая жемчужина, которую можно было увидеть за километры. [ нужна ссылка ] Его полностью снесли весной 1979 года; на этом месте расположен парк.
Сохранившиеся известные церкви
[ редактировать ]
Во всем мире существует множество церквей, названных в честь святой Параскевы или посвященных ей. Некоторые из наиболее примечательных включают в себя:
- Кафедральный собор , Яссы , Румыния
- Церковь Святой Параскевы , Несебр , Болгария
- Церковь Святой Петки Седельной , София , Болгария.
- Церковь Святой Петки , Вуково , Болгария.
- Церковь Святой Параскевы , Слабиня , Хорватия
- Св. Церковь Петки , Бановцы , Хорватия.
- Часовня Святой Петки в Калемегдане , Белград , Сербия
- Церковь Святой Паращевы , Котнари , Ясский уезд , Румыния
См. также
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Болгарский : Света Петка Българска , Петка Болгарии, Петка Сербии, Параскева Сербская, Параскева Сербская, Параскева Белградская, Паращева Новая, Параскева Молодая, древнегреческий : Osia ParaskewẴ ἡ Επιβατινι , греческий : Οσία Παρασκευή ἡ Επ ιβατινι или Новости , румынский : Sfânta Cuvioasă Parascheva , или сербский : Петка Параскева , сербский : Петка Македонка , Параскева Пятница, Параскева Тырновская.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Преподобная Параске́ва-Пе́тка Сербская" . azbyka.ru (in Russian) . Retrieved 2021-05-20 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Святая Петка Параскева» . Индекс святых покровителей. 2010. Архивировано из оригинала 15 июня 2010 года . Проверено 31 марта 2010 г.
- ^ Кирил Петков, Голоса средневековой Болгарии, седьмой-пятнадцатый века: записи ушедшей культуры, Том 5, BRILL, 2008, ISBN 90-04-16831-1 , с. 274.
- ^ Jump up to: а б «Святая Петка-Параскева» . Православная Америка. 2010. Архивировано из оригинала 11 января 2001 года . Проверено 1 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Николас Валентин Рясановский, Глеб Струве, Томас Экман, Калифорнийские славянские исследования , Том 11 (Калифорнийский университет Press, 1980), 39.
- ^ Jump up to: а б Джоанна Хаббс, Мать Россия: женский миф в русской культуре . Том 842 книги Midland Book (издательство Университета Индианы, 1993), стр. 117.
- ^ Рыбаков, Борис (2010). «Древнеславянское язычество» . Библиотекарь.ру . Проверено 1 апреля 2010 г.
- ^ Пакурариу, Мирча (1994). Дако-римские и румынские ( святые на румынском языке). Яссы: Издательство Молдавско-Буковинской митрополии.
- ^ «Доброжа» . Центр пелеринажа. 2010. Архивировано из оригинала 13 августа 2009 года . Проверено 31 марта 2010 г.
- ↑ Житие святой Параскевы епископа (святого) Евтимия Тырновского. Румынское название: Житие святой Паращевы , автор: святая Ефтимия из Тырново, издательство «Агапис».
- ^ Житие и чудеса святой Параскевы Новой и история ее мощей , епископ Мелхиседек Романский. Румынское название: Житие и чудеса преподобной нашей Паращевы Новой и история ее святых мощей , Бухарест, 1889 год.