Jump to content

Религия в Нидерландах

(Перенаправлено с «Христианство в Нидерландах »)

Религии в Нидерландах (население 15+) (2023 г.) [1]

  Ислам (6%)
  Другое (6%)
Собор Святого Мартина в Утрехте .

В религии Нидерландов доминировало христианство между 10 и 20 веками . В конце 19 века примерно 60% населения были кальвинистами , а 35% — католиками . Кроме того, во время Холокоста здесь проживало большое еврейское население. С тех пор произошел значительный упадок как католического, так и протестантского христианства, причем протестантизм пришел в упадок до такой степени, что католицизм стал основной формой христианской религии. Большинство голландского населения является светским . Также существуют относительно значительные мусульманские и индуистские меньшинства.

В 2015 году Статистическое управление Нидерландов , государственный институт, собирающий статистическую информацию о Нидерландах, обнаружило, что 50,1% взрослого населения (18+) не заявили о своей религиозной принадлежности. Христиане составляли 43,8% от общей численности населения; по конфессиям католицизм составлял 23,7%, члены протестантской церкви Нидерландов - 15,5%, а представители других христианских конфессий - 4,6%. Ислам составлял 4,9% от общей численности населения, индуизм - 0,6%, буддизм - 0,4% и иудаизм - 0,1%. [2] Многие голландцы считают, что религия не должна играть значительную роль в политике и образовании. Религия также в первую очередь считается личным вопросом, который не следует обсуждать публично. [3] [4] [ нужна страница ]

Конституция Нидерландов гарантирует свободу образования, а это означает, что все школы, которые придерживаются общих критериев качества, получают одинаковое государственное финансирование. Сюда входят школы, основанные на религиозных принципах религиозными группами. Три из девятнадцати политических партий в Генеральных штатах ( CDA , CU и SGP ) основаны на христианской вере. Некоторые христианские религиозные праздники являются национальными праздниками ( Рождество , Пасха , Пятидесятница и Вознесение Иисуса ). [5] Атеизм , агностицизм и христианский атеизм находятся на подъеме, получили широкое признание и считаются непротиворечивыми. Даже среди тех, кто придерживается христианства, высок процент атеистов, агностиков и иецистов , поскольку принадлежность к христианской конфессии также используется в качестве способа культурной идентификации в различных частях Нидерландов. [6]

В 2015 году 82% населения Нидерландов заявили, что никогда или почти никогда не посещали церковь, а 59% заявили, что никогда не были в какой-либо церкви. Из всех опрошенных 24% считали себя атеистами, что на 11% больше, чем в предыдущем исследовании, проведенном в 2006 году. [7] Согласно исследованию, проведенному в 2015 году, иецизм, или духовность, растет. В 2017 году нерелигиозные люди впервые составили большинство. Только 49% людей старше 15 лет идентифицировали себя как религиозные по сравнению с 54% в 2012 году. Самой крупной конфессией по-прежнему оставалась католицизм - 24%, а 5% идентифицировали себя с исламом. [8]

Античность: многобожие

[ редактировать ]
Алтарь Нехаленнии н.э. 150-250 гг.

Древнейшие сведения о исповедании религии жителями регионов, которые сейчас являются « Нидерландами », переданы римлянами . Вопреки тому, что предполагают древние источники, Рейн, который явно образовывал границу Римской империи, по-видимому, не служил границей между жилыми районами кельтов и германцев . К югу от него жили германцы (Германи Цисренани), и многие топонимы и археологические находки указывают на присутствие кельтов к северу от Рейна.

Между этими кельтскими и германскими народами, а позднее и римскими завоевателями ( латинизация ) произошел культурный обмен. Племена адаптировали мифы и политеистические божества друг друга, что привело к синтезу германской, кельтской и римской мифологии. Такие боги, как Нехаленния , Хиудана и Сандраудига, имеют коренное (кельтское) происхождение, тогда как такие боги, как Водан , Донар и Фригг / Фрейя (см. Фрейя ) произошли от германского происхождения. Другие, такие как Юпитер , Минерва и Венера , были завезены римлянами. Тацит также описал сотворении миф о Маннуса , первобытного человека, от которого произошли все германские племена. У кельтов и германцев в Нидерландах были святилища на деревьях по примеру древнескандинавского Иггдрасиля , саксонского Ирминсула и дуба Донара . Храмы, вероятно, были построены только во время и после латинизации и сохранились в таких местах, как Эмпель и Эльст .

Средневековье: христианизация и теоцентризм

[ редактировать ]
Старосаксонский обет крещения : « Forsachistu diobolae.. » (Оставь бесов) и « gelobistu in Got alamehtigan fadaer » (верь ты в Бога-всемогущего отца). Подпись слева в более поздней записи: « Abrinuciatio diaboli lingua Teotisca veter ». = (отречение от дьявола на древненемецком языке). Под Обетом Крещения на латыни перечисление первых 20 практик Indiculus superstitionum et paganiarum .

С 4 по 6 век нашей эры произошло Великое переселение народов , в ходе которого мелкие кельто-германо-римские племена в Нидерландах постепенно были вытеснены тремя крупными германскими племенами: франками , фризами и саксами . Около 500 франков, первоначально проживавших между Рейном и Соммой , обратились в христианство после обращения их короля Хлодовича . Большая часть территории к югу от Мааса (Мааса) принадлежала с раннего средневековья до 1559 года архидьякону Кемпенланду , входившему в состав епархии Тонгерен-Маастрихт-Люйк (Льеж). Из центра епархии, последовательно городов Тонгерен , Маастрихт и Луйк , эта часть Нидерландов, вероятно, была христианизирована.

По преданию, первый епископ Маастрихта Серватий был похоронен в этом городе в 384 г., однако только от епископа Домициана (ок. 535 г.) установлено, что он проживал в Маастрихте. Однако потребовалось, по крайней мере, до 1000 года нашей эры, прежде чем все языческие народы были фактически обращены в христианство, а фризская и саксонская религии вымерли, а элементы угасших языческих религий были включены в христианскую религию даже после обращения. В последующие столетия католицизм был единственной основной религией в Нидерландах. В 14 и 15 веках раздались первые призывы к религиозной реформе.

Начало Часослова Герта Гроте

Раннее Новое время: Реформация

[ редактировать ]
Религия в Нидерландах в 1849 году.

Мятежные Нидерланды, объединившиеся в Утрехтскую унию (1579 г.), провозгласили свою независимость от Испании в 1581 г., во время Восьмидесятилетней войны ; Испания наконец приняла это в 1648 году. Голландское восстание было частично религиозно мотивированным, поскольку во время Реформации многие голландцы приняли лютеранские , анабаптистские , кальвинистские или меннонитские формы протестантизма . Эти религиозные движения были подавлены испанцами, поддержавшими Контрреформацию . После обретения независимости Нидерланды приняли кальвинизм в качестве неформальной государственной религии , но практиковали определенную религиозную терпимость по отношению к некальвинистам. Он заработал репутацию безопасного убежища для еврейских и протестантских беженцев из Фландрии , Франции ( гугенотов ), Германии и Англии .

Всегда существовали значительные различия между ортодоксальными и либеральными интерпретациями кальвинизма, например, между арминианством и гомаризмом в 17 веке и между голландской реформатской церковью ( Nederlands Hervormde Kerk ) и реформатскими церквями в Нидерландах ( Gereformeerde Kerken в Нидерландах ). в конце 19 века, что даже привело к конфессиональному различию между хервормдом и гереформердом , хотя лингвистически оба означают «реформированный». Католикам , преобладавшим в южных провинциях, не разрешалось открыто исповедовать свою религию. Они были эмансипированы в конце 19-го и начале 20-го века посредством пиллизации , путем формирования собственных социальных сообществ. В 1947 году 44,3% принадлежали к протестантским конфессиям, 38,7% принадлежали к Римско-католической церкви и 17,1% не принадлежали к ней. [9] В 1940–45 годах 75–80% голландских евреев были убиты во время Холокоста . нацистами [10]

Рыбалка для души ( Zielenvisserij ), Адриан Питерс. ван де Венне , 1614, ( Рейксмузеум ), сатирическая аллегория протестантско-католической борьбы за души во время голландского восстания . Слева — протестанты, в том числе князья Мауриц и Фредерик Хендрик . На переднем плане протестанты ловят рыбу; их сети отмечены знаками Фидес , Спес и Каритас . Справа — католики, в том числе эрцгерцоги Альберт и Изабелла , Спинола и Папа Павел V, которых несут кардиналы. Епископ и его католические священники ловят в лодке людей.

С 1880 года основные религии начали приходить в упадок по мере роста секуляризма, социализма и либерализма; в 1960-х и 1970-х годах протестантизм и католицизм начали быстро приходить в упадок. Главным исключением является ислам, который значительно вырос в основном за счет иммиграции . стал католик В 2013 году супругой королевы .

Современная эпоха: секуляризация, упадок христианства и рост религиозных меньшинств.

[ редактировать ]

Секуляризация в Нидерландах началась примерно в 1880 году, а после Второй мировой войны основные религии начали приходить в упадок. Религия потеряла свое влияние на голландскую политику в период с 1960-х по 1980-е годы, что привело к либеральной политике Нидерландов. Растущей тенденции к секуляризму противостоит религиозное возрождение в протестантском Библейском поясе , а также рост мусульманских и индуистских общин в результате иммиграции и высокого уровня рождаемости. В результате снижения религиозной приверженности два основных направления кальвинизма, Голландская реформатская церковь и реформатские церкви в Нидерландах , вместе с небольшой лютеранской группой начали сотрудничать, сначала как Samen op weg Kerken («Вместе на дорожные церкви»), а с 2004 года — как Протестантская церковь в Нидерландах, объединенная протестантская церковь. [11] [12]

Лютеранская церковь в Коллумерзвааге

За тот же период ислам увеличился с практически несуществующего до 5% населения. Основными источниками мусульманских иммигрантов являются Суринам и Индонезия в результате деколонизации , Турция и Марокко в качестве рабочих-мигрантов, а также Ирак , Иран , Босния и Афганистан в качестве беженцев. В начале 21 века религиозная напряженность между коренными голландцами и мусульманами-мигрантами росла. После прихода к власти политика Пима Фортейна , который стремился защитить голландскую либеральную культуру от того, что он считал «отсталой религией», [13] были приняты более строгие иммиграционные законы. Религиозная напряженность возросла после убийств Пима Фортейна в 2002 году активистом-экологом Фолькертом ван дер Граафом и Тео Ван Гогом в 2004 году. [ нужна ссылка ] .

В декабре 2014 года в Нидерландах впервые было больше атеистов (25%), чем теистов (17%), при этом большинство населения были агностиками (31%) или духовными, но не религиозными (27%). Светский гуманизм широко распространен в Нидерландах: исследования 2003 года показали, что около 9,4% населения выражают близость к этому движению. [14]

Плюрализм

[ редактировать ]

Чуть более половины (52,8%) респондентов исследования о гуманизме в 2003 году вообще не были связаны ни с каким религиозным или философским движением. Напротив, 8% сообщили, что следили за более чем одним движением. Эта форма плюрализма встречается во всех религиозных и философских движениях Нидерландов, но наиболее сильна среди сторонников незападных религий . 75% голландских буддистов также принадлежат к другим религиозным или философским движениям. Среди последователей индуизма в Нидерландах это соотношение еще выше – 91%. С другой стороны, последователи западных религий и гуманизма, а также движения из «другой» категории с наименьшей вероятностью были связаны более чем с одним религиозным или философским движением.

В рамках западных движений люди, сторонники гуманизма, скорее всего, также придерживались одного или нескольких других движений (47%). Большинство этих гуманистов придерживаются католицизма (27%), протестантизма (14%) или буддизма (12%). Также 9% католиков, 6% протестантов и 50% буддистов, считающих себя гуманистами, а также 25% мусульман, 55% индуистов, 19% иудеев и 15% сторонников движения, отличные от перечисленных. [15]

Культы, секты и новые религиозные движения

[ редактировать ]

Культы , секты и новые религиозные движения имеют те же юридические права, что и более крупные и распространенные религиозные движения. [16] : 214–215  Правительство Нидерландов предпочло не принимать специальных законов, касающихся культов , сект или новых религиозных движений (как правило, все они неофициально называются «сектенами» по-голландски). Это решение было основано на сообщениях, сделанных после в Джонстауне массового убийства и самоубийства в 1978 году. Не существует также какого-либо официально назначенного института, который предоставлял бы общественности информацию об этих движениях и организациях. [17]

С ноября 2012 года существует официальный сайт жалоб на культы, секты, новые религиозные движения, духовные курсы, курсы философии и терапевтические группы. Создание сайта было инициировано Министерством безопасности и юстиции . [18] Веб-сайт также может направлять людей к психологам. [19] [20] Непосредственным поводом для создания этого сайта стал секретный документальный фильм коммерческого телеканала SBS6 о движении «Чудо любви» . [18]

По состоянию на 2004 год в Нидерландах не существовало антикультового движения . сколько-нибудь значимого [16] : 213 

Собор Святого Иоанна в Ден Боше

Хотя 67,8% населения Нидерландов не являются членами какой-либо религиозной общины. [ нужна ссылка ] , остальные сообщают о принадлежности ко множеству религий. 24,5% населения Нидерландов исповедуют христианскую церковь. Самая большая группа, 11,7% в 2015 году, — католики. Остальные распределены по множеству протестантских церквей, которые в 2012 году составляли 12,8% населения. Самая крупная из них — протестантская церковь в Нидерландах (8,6%), которая фактически представляет собой союз трёх церквей, двух кальвинистских и один лютеранин. Меньшие церкви составляют около 0,1% населения Нидерландов. Эти церкви либо возникли в результате конфликтов внутри кальвинистской церкви, либо были импортированы, в основном из Соединенных Штатов. Другие христиане (православные и реставраторы) составляют лишь небольшой процент. Остальные 7,7% населения являются приверженцами другой религии, такой как ислам (5,8%), индуизм, иудаизм, бахаи, буддизм или религии коренных народов .

Разные источники дают очень разные проценты. [21] в 2006 г. менее 7% регулярно (хотя бы раз в месяц) посещают церковь или мечеть. Подобные исследования были проведены в 1966, 1979 и 1996 годах и показали неуклонное снижение религиозной принадлежности. Вероятность продолжения этой тенденции подтверждается тем фактом, что в возрастной группе до 35 лет 69% не являются членами организации. люди Однако религиозные , как правило, становятся более глубоко религиозными, чем в прошлом. Религиозные убеждения также считаются очень личным делом, о чем свидетельствует тот факт, что 60% называющих себя верующими не связаны ни с какой организованной религией. Больше внимания уделяется положительным сторонам веры, при этом ад и концепция проклятия отодвигаются на второй план. 53% населения Нидерландов верят в некую форму жизни после смерти, треть из которых верит в какой-то рай (с богом или без него), но только 4% верят в ад. Из всего населения 10% верят в воссоединение семьи и близких, а 10% — в выживание духа, души или сознания. Из тех, кто положительно отвечает на вопрос, верят ли они в существование жизни после смерти, 15% думают о загробной жизни как о «жизни в памяти других». Более того, 6% верят в реинкарнацию вообще, а 5% — исключительно в реинкарнацию в человеческом облике. [22] Четверть неверующих иногда молятся, но больше в смысле медитативного самоанализа. [21] Атеизм, агностицизм и христианский атеизм также находятся на подъеме и получают широкое признание. [6] Ожидаемый рост духовности ( иецизм ), согласно исследованиям 2015 года, остановился. В 2006 году 40% респондентов считали себя духовными, а к 2015 году этот показатель упал до 31%. Число веривших в существование высшей силы (теисты и некоторые иетисты) за тот же период сократилось с 36% до 28%. [3]

Исследование, проведенное в 2015 году Тоном Бернтсом и Джоантин Бергейс, пришло к выводу, что 67,8% населения Нидерландов считают себя нерелигиозными. [7] [23] В 2006 году 51% населения Нидерландов все еще были членами церкви. По данным глубинных интервью, в 2015 году только 25% населения придерживаются одной из христианских церквей, 4% являются мусульманами и 2% придерживаются индуизма и будизма. [3] В 2015 году подавляющее большинство жителей Нидерландов (82%) утверждают, что никогда или почти никогда не посещают церковь, а 59% заявили, что никогда не были в какой-либо церкви. Из всех опрошенных 25% считают себя атеистами, что на 11% больше, чем в предыдущем исследовании, проведенном в 2006 году. [24]

По данным церкви, потеря членов христианских групп в 2003–2013 гг.

[ редактировать ]

Почти все христианские группы демонстрируют уменьшение числа членов или менее стабильное членство. Однако, в частности, заметна потеря членов двух основных церквей, а именно Римско-католической церкви в Нидерландах, где в период с 2003 г. по 2013 г. потеря членства составила около 589 500 членов (4 532 000 человек, или 27,9% населения). 3 943 000 человек, или 23,3%), [25] и протестантская церковь в Нидерландах, с потерей членства 737 174 членов в период с 2003 года (1 823 085 человек, или 11,2% населения, для Голландской реформатской церкви ; 623 100 человек, или 3,8% для реформатских церквей в Нидерландах; и 11 989 человек). или 0,07% для Евангелическо-лютеранской церкви в Королевстве Нидерландов; всего по этим церквям 2 458 174 человека, или 15,15% населения) и 2012 г. (Протестантская церковь в Нидерландах, 1 721 000 человек или 10,2% населения). Меньшие церкви ( Меннонитская церковь в Нидерландах , Ремонстранты и Старая католическая церковь ) имели общее количество членов 22 489 членов (0,13% населения) в 2003 году, а в 2012 году оно упало до 17 852 членов (0,10% населения). [26] В целом число членов христианских групп в Нидерландах сократилось с 7 013 163 (43,22% населения) в 2003 году до 5 730 852 (34,15% населения) в 2013 году. Таким образом, общая потеря членов составила 1 282 311 (9,7% в целом). населения) всех церквей Нидерландов за эти 10 лет. [27] Эти цифры основаны на информации KASKI (Католический социально-церковный институт / Католический социально-церковный институт). [27] ), который, в свою очередь, основывает свои цифры на информации, предоставленной самими церквями. Независимое исследование, проведенное в 2015 году Амстердамским университетом VU и Университетом Радбауд, показывает значительно меньшие цифры относительно процента населения Нидерландов, которое придерживается почти всех названных здесь церквей.

Номиналы

[ редактировать ]

христианство

[ редактировать ]

католицизм

[ редактировать ]
Базилика Святого Серватия (построена в 570 году) в Маастрихте - старейшая церковь в Нидерландах.
Карта распространения, состоящая из имен
Католик против протестанта
Илай с Абет
Эли з Абет
Джерард
Геррит
Вильгельмус
Уильям
Питер
Генри

В настоящее время католицизм является крупнейшей христианской конфессией Нидерландов. [28] что составит около 18,3% голландцев в 2021 году, [29] по сравнению с 40% в 1960-х годах. По данным самой церкви, в 2021 году формальными ее членами были 20,8% населения Нидерландов. [30] [31]

После 1970 года акцент на католических концепциях, таких как ад , Дьявол , грех , развод и повторный брак, исповедь , учение катехизиса и принятие евхаристии , быстро исчез, и эти концепции в настоящее время редко или вообще не встречаются в современном голландском католицизме. . В 1980-х и 1990-х годах церковь разделилась на консерваторов, чьей основной организацией были «Контактные католики», и либералов, чьей основной организацией было « Движение Восьмого мая» (голландский: «Acht Mei-beweging»), основанное в 1985 году. Последняя организация имела непростые отношения с церковными епископами и была распущена в 2003 году. По состоянию на 2014 год высшим католическим авторитетом является кардинал Виллем Якобус Эйк , архиепископ Утрехтский .

опубликовал отчет, В декабре 2011 года Вим Дитман , бывший голландский священник, в котором подробно описывается широко распространенное жестокое обращение с детьми в католической церкви в Нидерландах. Сообщается, что с 1945 года произошло 1800 случаев жестокого обращения «со стороны духовенства или добровольцев в голландских католических епархиях». [32] Согласно отчету, «риск нежелательных сексуальных домогательств для несовершеннолетних в учреждениях был в два раза выше, чем в среднем по стране (9,7%). Этот результат не выявил существенной разницы между римско-католическими учреждениями и другими учреждениями». [33] Однако в марте 2012 года стало известно о случаях химической кастрации 10 детей после того, как они сообщили в полицию о сексуальном насилии. [32] Также выяснилось, что в 1956 году бывший премьер-министр Виктор Марийнен , тогдашний председатель детского дома в Гелдерланде , скрывал сексуальное насилие над детьми. По данным газеты De Telegraaf , он «вмешался, чтобы отменить тюремные сроки с нескольких священников, осужденных за жестокое обращение с детьми». [32] Комиссия отклонила все претензии. [34]

Число католиков не только сокращается, но многие люди, считающие себя католиками, также не посещают регулярно воскресную мессу. По данным Католического института церковной статистики (KASKI), в обычные выходные в 2018 году мессу посетили 153 800 человек. [35] Большинство католиков проживают в южных провинциях Северный Брабант и Лимбург , где они составляют большинство населения епархии Рурмонд в провинции Лимбург, согласно информации, предоставленной католической церковью.

По данным церковной администрации в 2010 году, население двух епархий, Хертогенбосской и Рурмондской , по-прежнему составляло большинство католиков. Однако, судя по противоречивым данным SILA, епархия Хертогенбоса уже потеряла католическое большинство. Церковная администрация объявила, что Хертогенбос потерял католическое большинство только в 2014 году.

Число приходов в Нидерландах сократилось в период с 2003 по 2021 год с 1525 до 641. Число церквей, используемых для католической литургии, сократилось за тот же период с 1782 до 1303. [36]

Запланированный визит Папы Франциска в Нидерланды был заблокирован кардиналом Вимом Эйком в 2014 году предположительно из-за опасений отсутствия интереса к Папе среди голландской общественности. [37] Подавляющее большинство католического населения Нидерландов в настоящее время практически нерелигиозны. Исследование среди самоидентифицированных католиков в Нидерландах, опубликованное в 2007 году, показывает, что только 27% голландских католиков можно считать теистами , 55% — иетистами , деистами или агностиками и 17% — атеистами. [38] В 2015 году только 13% самоидентифицированных голландских католиков верят в существование рая, 17% — в личного Бога и менее половины верят, что Иисус был Сыном Божьим или послан Богом. [3]

Среди известных голландских католиков - Папа Адриан VI , Рууд Любберс , Генрих Горкумский , Корнелиус Лоос , Якоб Миддендорп , Хадевейх , Иероним Босх , Пит де Йонг , Ян Харменсзон Крул , Дрис ван Агт , Ян Стин , Казимир Убагс , Максим Верхаген и Джоан Альберт. Бан .

протестантизм

[ редактировать ]
Вестеркерк в Амстердаме
Голландский библейский пояс с относительно большим меньшинством ортодоксальных кальвинистов (данные за 2010 г.)

Протестантская церковь Нидерландов (ПКН) на сегодняшний день является крупнейшей протестантской конфессией, насчитывающей около 15,5% населения в 2015 году. [2] по сравнению с 60% в начале 20 века. По данным самой церкви, в 2017 году формальное членство составляло 9,1% населения Нидерландов. [39]

ПКН была образована в 2004 году в результате слияния двух основных направлений кальвинизма : Голландской реформатской церкви (которая тогда представляла примерно 8,5% населения) и реформатских церквей в Нидерландах (тогда 3,7% населения), а также меньшая лютеранская церковь, Евангелическо-лютеранская церковь в Королевстве Нидерланды (0,1%). С 1970-х годов число приверженцев этих трех церквей резко сократилось, и они начали работать вместе. Сама PKN утверждает, что в 2016 году ее членами являются 9,1% населения Нидерландов. В 2014 году в PKN крестили около 4% новорожденных. [26] Церковь поддерживает религиозный плюрализм. Исследования показывают, что 42% членов ПКН не являются теистами . [38] Более того, в Протестантской церкви Нидерландов (ПКН) и некоторых других более мелких конфессиях Нидерландов каждый шестой священнослужитель сообщает, что является либо агностиком, либо атеистом. [40] [41] [42] Процент голландского населения, являющегося его членами, уменьшается примерно на 2,5% в год. Это вызвано в первую очередь вымиранием пожилых членов и небольшим ростом молодого населения. [43]

Большое количество протестантских церквей, в основном ортодоксальных кальвинистских расколов и либеральных церквей, остались вне ПКН. В 2004 году они составляли около 4% населения. Кальвинизм – традиционная вера голландской королевской семьи – остаток исторического доминирования церкви.

Библейский пояс ( De Bijbelgordel по- голландски ) — название полосы земли в Нидерландах , в честь Библейского пояса Соединенных Штатов . В поясе проживает большое количество консервативных протестантов. Библейский пояс простирается от Зеландии , через Западные Бетуве и Велюве , до северных частей провинции Оверэйсел . Однако некоторые общины с сильными консервативными протестантскими взглядами расположены за пределами пояса. Например, Урк , который многие считают одним из самых традиционных сообществ в стране, и некоторые муниципалитеты Фрисландии имеют характеристики, типичные для Библейского пояса. Другими местами в этой области являются Йерсеке , Толен , Оуддорп , Офеусден , Кестерен , Барневельд , Нунспит , Элспит и Стафорст . Три крупнейших города, которые считаются частью Библейского пояса, — это Эде , Венендал и Кампен .

По оценкам исследования 2015 года, в стране проживает около 4500 верующих христиан мусульманского происхождения, большинство из которых принадлежат к той или иной форме протестантизма. [44]

Схема расколов и слияний голландских реформатских церквей

Расколы и слияния голландских реформатских церквей
НХК ( 1571 )
Ремонстранты ( 1619 г. )
Сецедеры (1834 г.)
ЦГК (1869)
НГК (Долеренде) (1886)
ГКН (1892 г.)
ГерГем (1907)
ГКВ (1944)
ГГиН (1953)
НРК (1967)
ГГиН (без связи) (1980)
NVK (2003)
ХНК (2004) ВГКН (2004)
ЭЛККН
ПКН (2004)
НГК (2023)

Другие христиане

[ редактировать ]
Ремонстантская церковь в Гронингене
в Гааге, Нидерланды. Храм Церкви Иисуса Христа Святых последних дней
Мечеть Улу в Бергене, Северная Голландия

Ислам — относительно новая религия в Нидерландах. В 2015 году 4,9% населения Нидерландов были мусульманами . [2]

Большинство мусульман в Нидерландах принадлежат к суннитской конфессии со значительным шиитским меньшинством. Численность мусульман начала расти после 1960-х годов в результате иммиграции . Некоторые мигранты из бывших голландских колоний , таких как Суринам и Индонезия , являются мусульманами. Трудовые мигранты из Турции и Марокко и их дети составляют наиболее значительную часть мусульманского населения Нидерландов.

В 1990-е годы Нидерланды принимали мусульманских беженцев из таких стран, как Босния и Герцеговина , Сомали , Ирак , Иран и Афганистан . Из этнических групп иммигрантов 100% боснийцы ; 99% марокканцев ; 90% турок ; 69% азиатов ; 64% других африканцев и 12% суринамцев были мусульманами. [45] Мусульмане составляют разнообразную группу. Социальная напряженность между коренными голландцами и мусульманами-мигрантами начала расти в начале 21 века. Политик Пим Фортейн, убитый активистом по защите прав животных Фолькертом ван дер Граафом в 2002 году, сделал свои антиисламские взгляды доминирующими. Это было подкреплено в 2004 году убийством Тео Ван Гога экстремистом-мусульманином Мохаммедом Буйери , входящим в сеть Хофстад . После 2009 года Партия свободы , добившись значительного успеха на выборах, потребовала запрета Корана , закрытия всех мечетей и принудительной ремиграции тех мусульман, которые не ассимилировались с голландской культурой.

Была критика правительств стран с мусульманским большинством, финансирующих мечети, поскольку это якобы замедлит интеграцию в голландское общество. [46] [47]

Португальская синагога (построенная в 1675 году) в Амстердаме — старейшая синагога в Нидерландах.
Интерьер синагоги Энсхеде

Религиозные евреи составляют 0,1% населения Нидерландов в 2015 году. [2] Благодаря своей социальной толерантности Голландская Республика стала убежищем для евреев, преследуемых из-за своих убеждений по всей Европе. Среди выдающихся голландских евреев — Барух Спиноза 17-го века , философ , Алетта Джейкобс 19-го века , феминистка , и Анри Полак , который основал как социалистическую партию SDAP , так и профсоюз NVV . Большинство евреев проживало в Амстердаме , где они составляли восьмую часть (90 000) населения. Во время Второй мировой войны около 75% голландских евреев были депортированы и убиты во время Холокоста . [48]

Еврейские общины в Нидерландах , Голландский союз прогрессивного иудаизма и Португальская израильская религиозная община — три организации евреев в стране.

Индуизм — религия меньшинства в Нидерландах , составляющая 0,6% населения Нидерландов в 2015 году. [2] иммигранты в первом или втором поколении Большинство из них — относительно недавние индо-суринамские , выходцы из Южной Азии, которые проживали в бывшей голландской колонии Суринам и путешествовали в Нидерланды в 1970-х и 1980-х годах. Есть также значительное число индуистских иммигрантов из Индии и Шри-Ланки , а также меньшее число западных приверженцев новых религиозных движений, ориентированных на индуизм .

Наропы Институт тибетского буддизма в Кадзанде
Храм Хэ Хуа китайской общины в Амстердаме

В 2015 году буддисты составляют 0,4% населения Нидерландов. [2]

Вера Бахаи

[ редактировать ]

Первые упоминания о Вере Бахаи в Нидерландах были в 1852 году, когда газеты освещали некоторые события, связанные с движением Баби , которое Вера Бахаи считает предшественницей религии. [49] Примерно в 1904 году газета Algemeen Handelsblad амстердамская в отправила корреспондента для расследования деятельности бахаи Персии . [50] Первыми бахаи, поселившимися в Нидерландах, была пара семей — Тейссены и Гривены, которые оба уехали из Германии в Нидерланды в 1937 году, поскольку на их деловую практику повлияла нацистская политика. [51] После Второй мировой войны бахаи учредили комитет для наблюдения за распространением религии по всей Европе . В результате начался рост общины бахаи в Нидерландах, когда в 1946 году прибыли пионеры-бахаи . [51] После их прибытия и обращения некоторых граждан в 1948 году было избрано первое Местное Духовное Собрание Амстердама бахаи . [52] В 1957 году община бахаи в Нидерландах, насчитывающая 110 бахаи и девять духовных собраний, впервые избрала свое собственное Национальное духовное собрание . [51] В 2010 году в Нидерландах проживало около 6700 бахаи. [53] В 2005 году в Нидерландах действовало 34 местных духовных собрания. [52]

Демография

[ редактировать ]

Религиозная принадлежность по годам (1830–2023 гг.)

[ редактировать ]
Историческое развитие религиозной принадлежности Нидерландов
Год Большинство [а] протестанты католики евреи мусульмане Другие христиане

/религии

Нет религии
1830 59.1% 40.8% 1.8% - 0.1% -
1840 59.6% 40.3% 1.8% - 0.1% -
1849 59.7% 38.4% 1.9% - 0.1% -
1859 60.6% 37.4% 1.9% - 0.1% -
1869 61.3% 36.6% 1.9% - 0.1% -
1879 61.6% 36.1% 2.0% 0.0% 0.0% 0.3%
1889 60.5% 35.6% 2.2% 0.0% 0.4% 1.5%
1899 60.0% 35.3% 2.0% - 0.4% 2.3%
1909 57.3% 35.2% 1.8% 0.0% 0.7% 5.0%
1920 53.8% 35.8% 1.7% - 1.0% 7.8%
1930 46.3% 36.5% 1.4% - 1.4% 14.4%
1947 42.3% 38.6% 0.1% - 1.9% 17.1%
1960 40.7% 40.5% 0.1% 0.0% 0.2% 18.3%
1971 35.9% 40.5% 0.1% 0.4% 0.3% 23.6%
1975 33% 38% - - 3% 26%
1977 31% 38% - - 3% 26%
1980 30% 38% - - 5% 26%
1983 29% 36% - - 6% 30%
1985 28% 37% - - 5% 31%
1990 26% 33% - - 6% 38%
1995 21% 33% - - 8% 40%
2000 21% 32% - - 8% 40%
2005 21% 30% - - 9% 41%
2010 17.9% 27.3% 0.1% 4.5% 5.1% 45.3%
2011 16.8% 26.5% 0.1% 4.7% 5.1% 46.8%
2012 16.7% 25.8% 0.1% 4.8% 5.2% 47.4%
2013 16.1% 26.3% 0.1% 4.8% 5.9% 46.9%
2014 15.8% 24.4% 0.1% 4.9% 5.6% 49.2%
2015 15.5% 23.7% 0.1% 4.9% 5.6% 50.1%
2016 15.6% 24.1% - 5.1% 5.5% 49.7%
2017 15.0% 23.6% - 5.1% 5.6% 50.7%
2018 16.0% 22.1% - 4.9% 5.3% 51.8%
2019 14.8% 20.1% - 5.0% 5.9% 54.1%
2020 14.4% 19.8% - 5.1% 5.2% 55.4%
2021 13.6% 18.3% - 4.6% 6.1% 57.5%
2022 13.2% 18.2% - 5.6% 5.9% 57.2%
2023 13% 17% - 6% 6% 58%

Источники:

Другие опросы

[ редактировать ]

Убеждения в Нидерландах (2015 г.), на основе углубленного интервью, проведенного Университетом Радбауд и Свободным университетом Амстердама. [7]

  Атеизм (24%)
  Иецизм (28%)
  Теизм (14%)
  • Согласно серии независимых углубленных интервью, проведенных Университетом Радбауд и Свободным университетом Амстердама в 2006 году, 34% населения Нидерландов идентифицируют себя как христиане, [3] снижалась до тех пор, пока в 2015 году чуть менее 25% населения не придерживались одной из христианских конфессий (11,7% католиков, 8,6% протестантов, 4,2% других небольших христианских конфессий), 5% были мусульманами и 2% индуистами или буддистами. Примерно 67,8% населения в 2015 году не имели религиозной принадлежности по сравнению с 61% в 2006 году, 53% в 1996 году, 43% в 1979 году и 33% в 1966 году. [7] [56] Социальное и культурное планбюро (Агентство социального и культурного планирования, SCP) ожидает, что в 2020 году число неаффилированных голландцев составит 72%. [57]
  • КАСКИ (Католический социально-церковный институт / Католический социально-церковный институт) [27] обнаружил, что в 2014 году 23,3% населения номинально были католиками, [58] и 10% должны быть членами протестантской церкви в Нидерландах, согласно информации, предоставленной католической и протестантской церквями. [26] Эти цифры значительно превышают число приверженцев, найденных Университетом Радбауд и Свободным университетом Амстердама. Это показывает значительный разрыв между членством и фактической приверженностью. В частности, католическая церковь часто утверждает, что четверть населения Нидерландов — католики, ссылаясь на официальную статистику; однако, согласно опросам населения, менее половины этого числа отдают себя католической вере. Значительная часть номинально религиозного населения Нидерландов секуляризировалась, не отказываясь от своей веры, - явление, известное как «принадлежность без веры». [59] По данным KASKI, общее количество членов христианских групп в Нидерландах сократилось примерно с 7 013 163 (43,22% от общей численности населения) в 2003 году до 5 730 852 (34,15% от общей численности населения) в 2013 году. [58]
  • По данным Евробарометра за 2012 год, 44% жителей Нидерландов были христианами. [60] Католики были крупнейшей христианской группой в Нидерландах, составляя 22% голландских граждан. [60] протестанты составляли 15%, а другие христиане - 7%. Нерелигиозные люди и агностики составляли 41%, атеисты - 8%, мусульмане - 1%. [60]
  • Опрос, проведенный в декабре 2014 года Амстердамским университетом VU, показал, что впервые в Нидерландах атеистов (25%) больше, чем теистов (17%), причем большинство населения являются агностиками (31%) или иетистами (27%). . [61]
Убеждения в Нидерландах (2019 г.), опрос Статистического управления Нидерландов (CBS) [62] %
Атеизм : «Я не верю в Бога». 33.2 33.2
 
Теизм : 31.7 31.7
 
- «Я верю в Бога». 24.6 24.6
 
— «Я верю в Бога, хотя у меня есть сомнения». 7.1 7.1
 
Агностицизм : «Я не знаю, существует ли Бог, и не верю, что есть какой-либо способ это выяснить». 14.8 14.8
 
Иецизм : «Я не верю в личного Бога, но верю в некую высшую силу». 14.0 14
 
Не определилась: «Иногда я верю в Бога, иногда нет». 6.3 6.3
 

Основные права

[ редактировать ]

Конституционные положения

[ редактировать ]

Следующие статьи Конституции Нидерландов имеют наиболее важное значение для регулирования религии.

  • Статья 1 гласит: «Все люди в Нидерландах должны иметь равное обращение в равных обстоятельствах. Дискриминация по признаку религии, убеждений, политических убеждений, расы или пола или по любому другому признаку не допускается». [63]
  • Статья 6 гласит: «Каждый имеет право свободно исповедовать свою религию или убеждения индивидуально или совместно с другими без ущерба для своей ответственности по закону». Однако за пределами мест отправления культа это право может быть ограничено в интересах общественного здравоохранения, дорожного движения и общественного порядка. [63]
  • Статья 23 предусматривает, что «образование, предоставляемое государственными органами, должно регулироваться парламентским актом с должным уважением к религии или убеждениям каждого» (§3), что «свобода частных школ выбирать свои учебные пособия и назначать учителей [должна подлежат уважению]» (§6), и что «частные начальные школы, отвечающие условиям, установленным Актом Парламента, должны финансироваться из государственных фондов в соответствии с теми же стандартами, что и государственные школы. Условия, на которых частное среднее образование и доуниверситетское образование должно получать взносы из государственных фондов, установленных Актом парламента». (§7). [63]

Проблемы и дебаты

[ редактировать ]

Точная необходимость, объем и последствия конституционно определенной свободы религии являются предметом обсуждения. Критики утверждают, что излишне признавать «свободу религии» (описанную в первую очередь в статье 6) как отдельное фундаментальное право, поскольку свобода совести , мысли и выражения мнений (статья 7), свобода объединений (статья 8) и свобода собраний и демонстраций (статья 9) предположительно достаточна для того, чтобы гарантировать все основные права религиозных людей. Более того, свобода религии могла использоваться или предположительно используется для нарушения прав других лиц, например, прав детей в случае обрезания (потенциально в нарушение права на физическую неприкосновенность , признанного в статье 11) и религиозных прав. « индоктринация » школьников посредством религиозного образования (подробнее описанная в статье 23 о свободе образования , потенциально противоречащая свободе совести/мыслей/выражения детей, признанной в статье 7), или права животных путем ритуального убоя без оглушения ( оглушение требуется для всех боен, кроме еврейских и исламских, в соответствии с Пактом о «неоглушенной бойне в соответствии с религиозными ритуалами» 2018 года, что потенциально противоречит праву на равное обращение, признанному в статье 1). [64] Более того, утверждается, что нет необходимости в прямом отдельном упоминании «религиозных убеждений» в статье 1 Конституции, учитывая, что религиозные взгляды не должны получать особой защиты по сравнению с другими мнениями нерелигиозного характера. [65] [66] [67]

Права человека

[ редактировать ]
  • 1 ноября 1984 года аборты в Нидерландах были легализованы при определенных условиях Законом об абортах при беременности ( голландский : Wet afbreking zwangerschap ), но оставались частью уголовного права. Согласно первоначальному закону, любой, кто хотел сделать аборт, по закону должен был подождать пять дней («период на размышление», голландски по - bedenktijd ), прежде чем его сделать. Таким образом, был установлен компромисс между (правовой) защитой нерожденной человеческой жизни – чего в первую очередь требовали консервативные христианские группы – с одной стороны, и правом женщины на получение помощи в случае нежелательной беременности – утверждаемым в основном женское движение – с другой. Продолжались дискуссии о точном балансе между этими двумя основными интересами. Особенно христианские партии утверждали, что пятидневный период ожидания необходим для принятия обоснованного решения и возможного изменения мнения перед выполнением аборта, поскольку это может «спасти жизнь будущего ребенка» и «предотвратить сожаление будущей матери». '. Светские партии и организации по защите прав женщин утверждали, что период размышлений подвергает людей с нежелательной беременностью чрезмерному стрессу и ограничивает их право на физическую автономию. Хотя христианские партии и находились в парламентском меньшинстве, им удавалось блокировать любые поправки к закону на протяжении десятилетий до июня 2022 года, когда большинство в Сенате согласилось с предложением парламента от марта 2022 года об отмене требования о пятидневном ожидании. [68] [69]
  • В 1994 году положение о «едином факте» ( голландский : «enkele feit»-constructie ) было включено в Общий закон о равном обращении ( голландский : Algemene Wet Gelijke Behandeling ). Среди прочего, закон предусматривал, что религиозная школа не может уволить учителя «за один лишь факт», что он имеет гомосексуальную ориентацию. С 1994 года двусмысленность этой формулировки была предметом дискуссий, поскольку некоторые утверждали, что она по-прежнему разрешает увольнение сотрудника за его сексуальную ориентацию в сочетании с другим «фактом», тогда как другие утверждали, что это не так. В конце концов парламентское большинство проголосовало за отмену этой формулировки; правительство сделало это 1 июля 2015 года. По словам министра Рональда Пластерка , за 20 лет его существования «ноль раз кого-то увольняли, ссылаясь на эту формулировку»; тем не менее, важно разъяснить, что дискриминация, в сочетании с чем-либо еще или без нее, никогда не может быть причиной расторжения чьего-либо контракта. [70]
  • 1 апреля 2001 года Нидерланды стали первой страной в мире, легализовавшей однополые браки . [71] Три христианские партии выступили против законопроекта 2000 года, но все светские партии в парламенте проголосовали против (109 против 33). [72] [73] [74] и Сенат (с 49 по 26). [75] [76]
  • 7 сентября 2005 года окружной суд Гааги постановил, что Реформаторская политическая партия (ПСР) больше не может получать субсидии от правительства, поскольку женщинам не разрешается занимать должности в партии. Это было признано нарушением Конвенции 1981 года о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), согласно которой Нидерланды обязались бороться с дискриминацией по признаку пола. Это также было нарушением первой статьи конституции Нидерландов — принципа недискриминации. Тем не менее Государственный совет Нидерландов отменил это решение, заявив, что политическая философия партии имеет приоритет и что женщины имеют возможность присоединиться к другим политическим партиям, где они могут получить руководящую роль. [77] Тем не менее, по двум кассационным делам, возбужденным государством и ПСР, Верховный суд подтвердил решение районного суда от 9 апреля 2010 года. [78] [79] Жалоба, поданная ПСР на решение Верховного суда в Европейский суд по правам человека, была признана неприемлемой в 2012 году. Суд счел желательными дальнейшие иски против ПСР, но не смог вынести решение по этому вопросу, поскольку это не обсуждалось в этот случай. [80]

В целом религиозные организации (называемые kerkgenootschappen , буквально «церковные ассоциации») и места отправления культа (называемые gebedshuizen , буквально «молитвенные дома» или kerkgebouwen , буквально «церковные здания») не занимают особого положения в голландской налоговой системе. . [81]

  • Как юридические лица, религиозные организации рассматриваются так же, как спортивные клубы и организаторы спортивных мероприятий, algemeen nut beogende instellingen (anbi's) и учреждения культуры: они облагаются так называемым «ограниченным налоговым сбором», что означает, что им нужно только платить корпоративные налоги в определенных случаях: [82]
    • «когда оно участвует в торговле с организацией капитала и труда и получает прибыль или стремится получить прибыль (оно управляет предприятием), и никакие льготы не применяются, или»
    • «когда оно занимается деятельностью, в которой оно конкурирует с предпринимателями, и никакие исключения не применяются, или»
    • «когда инспектор предлагает ему подать налоговую декларацию».
  • Церкви должны платить налог на добавленную стоимость (НДС; голландский: кстати). [81]
  • Церковные здания должны платить налог на недвижимость (голландский: onroerendezaakbelasting , ozb), если только не менее 70% собственности (церковного здания) не предназначено «для общественных религиозных служб или собраний для размышлений философского характера»; такие собрания, как катехизация и группы по изучению Библии, сгруппированы под последним знаменателем. [83] Жилые части, такие как дом духовенства, не подпадают под исключение. [83] [84]

Свобода религии

[ редактировать ]

В 2023 году страна получила 4 балла из 4 по свободе вероисповедания. [85]

Образовательные учреждения

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Приведенная статистика показывает, что протестанты верны общинам двух конфессий, которые больше не существуют. В 2004 году Голландская реформатская церковь (NHK), реформатские церкви в Нидерландах (GKN) и евангелическо-лютеранская церковь в Королевстве Нидерланды объединились, чтобы сформировать протестантскую церковь в Нидерландах (PKN) и официально больше не существуют. Однако многие люди по-прежнему склонны отказываться от своей более старой принадлежности даже после слияния. Люди, заявившие себя просто принадлежащими к протестантской церкви в Нидерландах, не предоставили информации о принадлежности к более старой организации. Лютеране так и сделали. Все люди, которые относят себя к одной из этих трех категорий (NHK/GKN/или просто PKN), являются членами протестантской церкви в Нидерландах. [54]
  1. ^ Jump up to: а б CBS (29 марта 2024 г.). «Религиозная вовлеченность; личные характеристики» . www.cbs.nl (на голландском языке) . Проверено 29 марта 2024 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Шметс, Ганс (2016). Религиозная карта Нидерландов, 2010–2015 гг. (PDF) . Центральное статистическое бюро. п. 5.
  3. ^ Jump up to: а б с д и «Как Бог (почти) исчез из Нидерландов» . НОС. 13 марта 2016 г. Проверено 3 апреля 2016 г.
  4. ^ Донк, WBHJ ван де; Джонкерс, AP; Кронджи, Дж.Дж.; Слива, RJJM (2006). Вера в общественное достояние: исследования двойной трансформации - 13 [Вера в общественное достояние: исследования двойной трансформации - 13] (PDF) (Отчет) (на голландском языке). Научный совет по государственной политике , Гаага: Издательство Амстердамского университета .
  5. ^ «Каникулы в Нидерландах» . Опыт.org . Проверено 27 января 2010 г.
  6. ^ Jump up to: а б Х. Книппенберг, «Изменение религиозного ландшафта Европы», Het Spinhuis, Амстердам, 2005 г. ISBN   90-5589-248-3
  7. ^ Jump up to: а б с д Бернтс, Том; Бергейс, Джоантина (2016). Бог в Нидерландах 1966-2015 . Десять Хав. ISBN  9789025905248 .
  8. ^ «Впервые большинство голландцев нерелигиозны» . nos.nl (на голландском языке). 22 октября 2018 г. Проверено 24 декабря 2022 г.
  9. ^ «Фолькстеллинген 1795–1971» . Volkstellingen.nl . Проверено 23 апреля 2011 г.
  10. ^ Уолтер Лакер, изд. (2001). Холокоста Энциклопедия Издательство Йельского университета. п. 304. ИСБН  978-0300138115 .
  11. ^ Ханс Книппенберг, «Секуляризация в Нидерландах в ее исторических и географических измерениях», GeoJournal (1998) 45 № 3, стр. 209-220. онлайн
  12. ^ Томаш Соботка и Ферай Адигюзель, «Религиозность и пространственные демографические различия в Нидерландах» (2002) онлайн. Архивировано 15 ноября 2012 г. на Wayback Machine.
  13. ^ (на голландском языке) Фортейн: граница закрыта для мусульман , Volkskrant , 9 февраля 2002 г.
  14. ^ Ламмертс, Роб; Хакворт, Сьюзен (2004). Гуманизм в фокусе (PDF) .
  15. ^ Ламмертс, Роб; Хакворт, Сьюзен (2004). Гуманизм в фокусе (PDF) .
  16. ^ Jump up to: а б Сингеленберг, Ричард, обреченный на провал: Антикультовое движение в Нидерландах в регулировании религии: тематические исследования со всего мира , под редакцией Джеймса Т. Ричардсона , Springer, 2004, ISBN   0-306-47887-0 , ISBN   978-0-306-47887-1
  17. ^ «Профессор Фокко Олденхейс: «Правительству следует создать консультативный центр по борьбе с сектами» <Университет Гронингена» . Rug.nl. 27 февраля 2011 года . Проверено 7 сентября 2013 г.
  18. ^ Jump up to: а б «Сколько здесь ходит лидеров сект? Министерство не вспомнило – Религия – ВЕРНОСТЬ» . Trouw.nl. 30 ноября 2012 года . Проверено 7 сентября 2013 г.
  19. ^ "фиолетовый | Сектсигнал" . Sectsignal.nl 30 ноября 2012 года . Проверено 7 сентября 2013 г.
  20. ^ «Открылся центр поддержки жертв насилия в культах | Новостной сюжет» . Rijksoverheid.nl. 30 ноября 2012 года . Проверено 7 сентября 2013 г.
  21. ^ Jump up to: а б Книппенберг, Ганс «Изменяющийся религиозный ландшафт Европы» под редакцией Книппенберга, опубликованный Het Spinhuis, Амстердам, 2005 г. ISBN   90-5589-248-3 , стр. 92.
  22. ^ «Загробная жизнь – это прежде всего Валгалла без Бога» . Верность . 17 января 2015 г.
  23. ^ «Табеллен-Бог-в-Нидерланде-2016.docx» .
  24. ^ «Как Бог исчезает из Нидерландов» . Архивировано из оригинала 14 марта 2016 года . Проверено 13 марта 2016 г.
  25. ^ «Деятели Римско-католической церкви» . КАСКИ . Университет Радбауд.
  26. ^ Jump up to: а б с «Фигуры других конфессий» . КАСКИ . Университет Радбауд.
  27. ^ Jump up to: а б с «Каски: Центр исследования религии и общества» . КАСКИ . Университет Радбауд.
  28. ^ Хенеган, Том. «Голландские епископы рисуют Папе Франциску мрачную картину упадка католической церкви» . Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 года.
  29. ^ Jump up to: а б CBS (22 декабря 2022 г.). «Почти 6 из 10 голландцев не имеют религиозной принадлежности» . www.cbs.nl. ​Проверено 24 декабря 2022 г.
  30. ^ Крегтинг, Йорис (август 2022 г.). «Ключевые цифры Римско-католической церкви 2021 года» . Каски (на голландском языке).
  31. ^ «Католики» . КАСКИ . Проверено 27 декабря 2022 г.
  32. ^ Jump up to: а б с «Голландская римско-католическая церковь «кастрировала как минимум 10 мальчиков» » . Телеграф . Проверено 19 марта 2012 г.
  33. ^ «Бывший научный сотрудник РК — Архив сайта» (PDF) . www.onderzoekrk.nl . Архивировано из оригинала (PDF) 20 августа 2017 года . Проверено 19 марта 2016 г.
  34. ^ «Бывший научный сотрудник РК — Архив сайта» (PDF) . www.onderzoekrk.nl . Архивировано из оригинала (PDF) 20 августа 2017 года . Проверено 19 марта 2016 г.
  35. ^ «Керкгангеры» . КАСКИ (на голландском языке) . Проверено 27 декабря 2022 г.
  36. ^ «Церковные здания и приходы» . КАСКИ . Проверено 27 декабря 2022 г.
  37. ^ «Кардинал Эйк блокирует визит Папы Франциска» . Верность . Февраль 2014.
  38. ^ Jump up to: а б Бог в Нидерландах» (1996–2006) Рональда Мистера, Г. Деккера, ISBN   9789025957407
  39. ^ Статистическое ежегодное письмо PKN, 2017 г., таблица 2, стр. 16.
  40. ^ Пиготт, Роберт (5 августа 2011 г.). «Голландцы переосмысливают христианство для сомнительного мира» . Новости Би-би-си . Проверено 2 октября 2011 г.
  41. ^ Каждый шестой священнослужитель голландской церкви — атеист или агностик (телеинтервью). Би-би-си. 7 августа 2011 г.
  42. ^ Голландская церковь сохраняет пастора-атеиста . 24 февраля 2010 г.
  43. ^ Источник: Статистическое ежегодное письмо, 2011 г.
  44. ^ Джонстон, Патрик; Миллер, Дуэйн (2015). «Верующие во Христа мусульманского происхождения: глобальная перепись» . IJRR . 11:14 . Проверено 20 ноября 2015 г.
  45. ^ Беккер, Джос; Де Харт, Джоп (2006). «Религиозные изменения в Нидерландах» (PDF) . Гаага: Управление социального и культурного планирования. Архивировано из оригинала (PDF) 25 января 2007 г.
  46. ^ Длинная рука Турции - воскресенье с Любахом (S06) , получено 25 апреля 2022 г.
  47. ^ «Депутаты хотят запретить иностранное финансирование голландских мечетей» . НЛ Таймс . Проверено 25 апреля 2022 г.
  48. ^ JCH Блом (июль 1989 г.). «Преследование евреев в Нидерландах: сравнительный западноевропейский взгляд» (PDF) . Ежеквартальный журнал европейской истории . 19 (3): 333–351. дои : 10.1177/026569148901900302 . hdl : 20.500.11755/1ab16853-ae62-4a30-a677-0e0d31c6f9f5 . S2CID   143977907 .
  49. ^ де Врис 2002 , стр. 18–20
  50. ^ де Врис 2002 , стр. 65–69
  51. ^ Jump up to: а б с К. ван ден Хунаард, Уилл (8 ноября 1993 г.). «Нидерланды» . проект «Краткой энциклопедии веры бахаи» . Интернет-библиотека бахаи . Проверено 25 декабря 2008 г.
  52. ^ Jump up to: а б К. Витен, Гюнтер (2006). «ГОЛЛАНДСКАЯ ОБЩИНА БАХАИ» . Архивировано из оригинала 6 января 2009 года . Проверено 25 декабря 2008 г.
  53. ^ «Краткие списки: большинство наций бахаи (2010 г.)» . Ассоциация архивов религиозных данных . 2010. Архивировано из оригинала 2 марта 2021 года . Проверено 17 октября 2020 г.
  54. ^ Шметс, Ганс; Менсворт, Карли ван (2011). Религиозная активность групп населения, 2010–2014 гг. (PDF) . Центральное статистическое бюро. Архивировано из оригинала (PDF) 15 марта 2017 года . Проверено 21 февраля 2018 г.
  55. ^ CBS (7 апреля 2023 г.). «Доля населения, принадлежащего к религиозной группе, не уменьшится в 2022 году» . www.cbs.nl (на голландском языке) . Проверено 26 июня 2023 г.
  56. ^ «Две трети жителей Нидерландов не имеют религиозной веры» . DutchNews.nl . 14 марта 2016 г. Проверено 30 июля 2017 г.
  57. ^ Управление социального и культурного планирования, Бог в Нидерландах (2006/2007)
  58. ^ Jump up to: а б «Обзор форм исследования» . КАСКИ . Университет Радбауд.
  59. ^ «Нидерланды: 50% официально нерелигиозны – европейские скептики» .
  60. ^ Jump up to: а б с «Дискриминация в ЕС в 2012 году» (PDF) , Специальный Евробарометр , 383, Европейский Союз : Европейская Комиссия , стр. 233, 2012 , получено 14 августа 2013 г. Был задан вопрос: «Считаете ли вы себя...?» с указанием формы: католик, православный, протестант, другой христианин, иудей, мусульманин, сикх, буддист, индуист, атеист и неверующий/агностик. Оставлено место для слов «другое» и «не знаю». Евреи, сикхи, буддисты и индуисты не достигли порога в 1%.
  61. ^ ван Бик, Марие (16 января 2015 г.). «Неверующие обгоняют верующих» . Досье Религия . дер Вердипинг Троу . Проверено 21 апреля 2015 г.
  62. ^ CBS (18 декабря 2020 г.). «Большинство населения Нидерландов не принадлежит к какой-либо религиозной группе» . www.cbs.nl (на голландском языке) . Проверено 31 марта 2021 г.
  63. ^ Jump up to: а б с «Конституция Королевства Нидерландов 2008 года» . правительство . Правительство Нидерландов. 18 октября 2012 года . Проверено 23 декабря 2020 г. (официальный английский перевод версии 2008 года)
  64. ^ Карен Сотерс (30 марта 2011 г.). «Ритуал slachten — это большая ошибка» . Joop.nl. ​Проверено 29 июля 2020 г. Статья 1 Конституции Нидерландов гласит: «Со всеми людьми в Нидерландах должны обращаться одинаково и в равных обстоятельствах». Таким образом, разрешение определенным группам населения убивать без оглушения является неконституционным, что противоречит голландскому законодательству, которое предписывает убой оглушением. Это нарушает принцип равенства перед законом, согласно которому любой, кто забивает животное, не оглушив его, может быть наказан, за исключением исламских или израильских забойщиков.
  65. ^ Мартен Будри (12 августа 2016 г.). «Отменить религиозную свободу!» . Время . Проверено 3 июня 2018 г.
  66. ^ Барт Шолс (31 августа 2016 г.). «Отмена религиозной свободы: хорошая идея?» . Назначение . ВРТ НВС . Проверено 3 июня 2018 г.
  67. ^ Асис Айнан, Фемке Лакервельд, Эдди Терстолл и Кеклик Юджел (22 мая 2018 г.). «Мнение: Свободные левые должны быть верны своим либеральным, светским корням» . де Фольскрант . Проверено 6 июня 2018 г. {{cite news}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  68. ^ Йерун (27 января 2022 г.). «Почему обязательный период обдумывания перед абортом, скорее всего, исчезнет». NOS.nl (на голландском языке) . Проверено 8 сентября 2022 г.
  69. ^ « Обязательный период обдумывания абортов исчезает». NOS.nl (на голландском языке). 21 июня 2022 г. Проверено 8 сентября 2022 г.
  70. ^ Кабинет министров отменяет закон об образовании геев . НОС. 14 мая 2015 г. Проверено 9 сентября 2022 г.
  71. ^ «гей-брак». Encarta Энциклопедия Winkler Prins (на голландском языке). Корпорация Microsoft/Спектр. 2002.
  72. ^ «Голландские законодатели подтверждают полные права геев на брак» . Нью-Йорк Таймс . 13 сентября 2000 г. Архивировано из оригинала 13 марта 2016 г. . Проверено 26 декабря 2011 г.
  73. ^ «Нидерланды легализуют однополые браки» . Новости Би-би-си. 12 сентября 2000 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 26 декабря 2011 г.
  74. ^ «Голландия легализует однополые браки» . Новости Би-би-си. 12 сентября 2000 г. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 г. Проверено 26 декабря 2011 г.
  75. ^ «Однополые голландские пары получают право на брак и усыновление» . Нью-Йорк Таймс . 20 декабря 2000 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 26 декабря 2011 г.
  76. ^ «Голландским геям разрешено жениться» . Новости Би-би-си. 19 декабря 2000 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 26 декабря 2011 г.
  77. ^ «ПМГ все-таки получит субсидию» . Экспатика. 5 декабря 2007 года . Проверено 5 декабря 2007 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  78. ^ Верховный суд Нидерландов , 9 апреля 2010 г., ECLI:NL:HR:2010:BK4547 , Dutch Jurisprudence 2010/388, m.nt. ЭА Алкема.
  79. Верховный суд Нидерландов , 9 апреля 2010 г., ECLI:NL:HR:2010:BK4549 , RvdW 2010/506.
  80. ^ Европейский суд по правам человека , 10 июля 2012 г., ECLI:CE:ECHR:2012:0710DEC005836910 ( Staatkundig Gereformeerde Prijs/Нидерланды ).
  81. ^ Jump up to: а б «Налоговые вопросы» . kerkrentmeester.nl . Ассоциация по управлению арендой церквей в ПКН. 16 октября 2019 года. Архивировано из оригинала 28 июля 2020 года . Проверено 28 июля 2020 г.
  82. ^ «Когда фонд, ассоциация или подобная организация должны подавать декларацию?» . Налоговые органы . Проверено 28 июля 2020 г.
  83. ^ Jump up to: а б JMA (28 февраля 2017 г.). «Освобождение от налога на имущество для церковных зданий» (PDF) . kerkrentmeester.nl . Ассоциация по управлению арендой церквей в ПКН. Архивировано из оригинала (PDF) 22 мая 2019 года . Проверено 19 августа 2020 г.
  84. ^ Ремко Латур (10 апреля 2020 г.). «Тяжелые условия церковного освобождения» . Налогообложение . Проверено 19 августа 2020 г.
  85. Веб-сайт Freedom House, страница в Нидерландах, получено 8 августа 2023 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Хоекстра, Э.Г.; Ипенбург, Миннесота (2000). Поиск своего пути в религиозно-философских Нидерландах . Кампен: Издательство Кок. ISBN  978-90-435-0028-9 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e455b0c5cdf841844eccbe1f02d873c5__1721372340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/c5/e455b0c5cdf841844eccbe1f02d873c5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Religion in the Netherlands - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)