Серватий Тонгеренский
Серватий Святой Серватий | |
---|---|
Рожденный | Неизвестный Армения (традиционно) |
Умер | 13 мая 384 г. н.э. (традиционно) Маастрихт |
Почитается в | Католическая церковь Восточная Православная Церковь [ 1 ] |
Главный храм | Базилика Святого Серватия , Маастрихт |
Праздник | 13 мая |
Атрибуты | Так называемый «Ключ Святого Серватия», посох, дракон (под ногами) |
Покровительство | Применяется против: болезней ног, хромоты, ревматизма, крыс и мышей. |
Святой Серватий [ 2 ] ( голландский : Sint Servaas ; французский : Saint Servais ; лимбургский : Sintervaos ; армянский : Սուրբ Սերվատիոս Surb Servatios ; умер 13 мая 384 года) был епископом Тонгерена (латынь: Atuatuca Tungrorum , столица Тунгри ) . Серватий является покровителем города Маастрихт и городов Шейндел и Гримберген . Он один из Ледяных Святых . Его праздник – 13 мая.
История
[ редактировать ]Много путешествовавший дипломат и решительный противник арианства , присутствие Серватия зафиксировано на нескольких синодах и церковных соборах. В 343 году Сарбатий — греческие тексты передают v как b — присутствовал на соборе в Сардике (современная София ). В дебатах Серватий представлял тринитарную точку зрения, которая противоречила арианским взглядам большинства восточных епископов. По словам Сульпиция Севера , Серватий вновь красноречиво обличил арианство на соборе в Римини в 359 году.
Когда Афанасий , главный противник арианства, был сослан в Трир (в 336 или 343 году), он, возможно, встретился с Серватием, поскольку оба мужчины вели кампанию против арианских епископов и священников в этом регионе.
По средневековому преданию, Серватий принял участие в Кёльнском соборе в 346 году, засвидетельствовав, что Евфрат, епископ Кельна, «отрицал божественность Иисуса Христа , это происходило даже в присутствии Афанасия, епископа Александрийского». [ 3 ] Евфрат был исторически известен как противник арианства и вместе с Афанасием и Серватием принимал участие в Сардикском соборе. [ 4 ] [ 5 ] Легенда, составленная в Трире, вероятно, была направлена на понижение статуса Кёльнской церкви, с которой Трир находился в конфликте из-за церковного господства.
со-император Констант После того как в 350 году был убит , Серватий был отправлен к римскому императору Констанцию II в Эдессу , столицу Армянской Месопотамии , в качестве посланника узурпатора Магнеция , чтобы представить покойного Константа как недостойного тирана и угнетателя в надежда добиться признания Констанцием Магненция соправителем. Миссия провалилась, и возникшая в результате гражданская война закончилась смертью Магнеция в 353 году. Миссию можно рассматривать как признак высокого положения Серватия.
Серватий и гунны
[ редактировать ]Важным источником о жизни святого Серватия, хотя и не современным, является Григория Турского « Слава исповедников и история франков» . [ 6 ] В своем отчете конца VI века Григорий пишет об Араватиусе (которого большинство ученых называет Серватием), который был епископом Тонгерена и умер в Маастрихте. По мнению франкского епископа и историка, Араваций жил в то время, когда гунны угрожали Тонгерену (V век), что не соответствует датам упомянутых выше синодов IV века. Не всегда ясно, какая часть рассказа Грегори является историей, а какая — вымыслом. Григорий описывает, как Аравацию во время бдения у святого Петра гробницы в Риме было видение, в котором предсказывалось разрушение Тонгеренов (из-за их греховности). Затем Петр вручил Аравацию Ключи Небесные , передав ему власть прощать грехи. По словам Григория, Араваций вернулся в Тонгерен, привез мощи своих предшественников в Маастрихт, где скончался и был похоронен рядом с римской дорогой, недалеко от моста.
Будучи епископом, Серватий, возможно, был основателем нескольких раннехристианских церквей в епархии Тонгерен. Двумя вероятными кандидатами являются Базилика Богоматери в Тонгерене и Базилика Богоматери в Маастрихте . В случае с Тонгереном это традиционное утверждение было подтверждено раскопками 1980-х годов, которые обнаружили под средневековыми церковными остатками церковь IV века, возможно, первоначальный собор епархии. Происхождение Маастрихтской церкви Богоматери остается неясным, поскольку внутри этой церкви никогда не проводились раскопки. Однако в другой маастрихтской церкви, базилике Святого Серватия , раскопки 1990-х годов обнаружили остатки церкви VI века (построенной епископом Монульфом и описанной Григорием Турским как magnum templum храмом в центре. ) с позднеримским строение, возможно, гробница Серватия.
Легенда
[ редактировать ]Вокруг исторической личности епископа Тонгерена на протяжении веков накапливались легенды. В двух ранних жизнеописаниях ( биографиях ) Серватий родился в Армении и считается двоюродным братом Иоанна Крестителя и, таким образом, дальним родственником Иисуса (ни один из них не был упомянут Григорием Турским).
Святого Серватия поручил французскому священнику Иокунду Около 1075 года капитул написать еще одно Vita Santi Servatii . Иокунд также является автором Miracula Santi Servatii , продолжения жития, описывающего все чудеса, произошедшие после смерти Серватия. По мнению некоторых историков, оба произведения были написаны, чтобы развеять сомнения относительно генеалогии Серватия и его армянского происхождения. Эти сомнения были высказаны на Майнцском соборе в 1049 году. Когда на Майнцский собор прибыли послы византийского императора , подтвердив сообщения некоего Алагрека, который свидетельствовал, что Серватий был армянином, и утверждая, что местом его рождения был Фенусте , к юго-востоку от Дамаске , это помогло развеять некоторые сомнения, но родство Серватия Иисусу так и не было подтверждено официальным собором. [ 7 ]
В конце XII века поэт Хенрик ван Вельдеке написал новую легенду о святом Серватии, основанную на более ранних рассказах Григория Турского и Иокунда, к которой он добавил еще несколько чудес, тем самым подчеркнув святость святого Серватия. Произведение считается одним из самых ранних произведений голландской литературы , хотя оно было написано на лимбургском языке , наиболее расходящемся из 4 основных диалектов, составляющих среднеголландский язык .
В 17 веке болландисты попытались разделить некоторые факты и мифы, окружающие Серватия. Им удалось вычислить точную дату его смерти (13 мая 384 г.), которая долгое время считалась историческим фактом. [ 8 ]
-
Святой Серватий проповедует на греческом языке. Публика чудесным образом его понимает
-
Святой Серватий крестит Аттилу Гунна.
-
Святой Серватий умирает в Маастрихте. Ангелы покрывают его тело «небесными одеждами»
-
Одна из «небесных одежд», показанная паломникам из карликовой галереи базилики Святого Серватия.
Наследие
[ редактировать ]В Маастрихте
[ редактировать ]По традиции останки святого захоронены в базилике Святого Серватия в Маастрихте, где они лежат в склепе VI века. Его могила на протяжении многих веков была местом паломничества. Среди известных посетителей - Карл Великий , Карл V (император Священной Римской империи) , Филипп II Испанский и Папа Иоанн Павел II . В Маастрихте Восточная Православная Церковь, принадлежащая Русскому Экзархату Константинопольского Патриархата Святому Серватию посвящена также . Синт -Серваасбруг , самый старый мост через реку Маас в Маастрихте, был назван в честь Святого Серватия. Имя Серваас было популярным именем в Маастрихте и его окрестностях на протяжении многих столетий.
XII века Позолоченный сундук-мощевик в базилике Святого Серватия, содержащий мощи святого, является крупным произведением мосанского искусства и стал известен как «Сундук бедствия» (голландский: Noodkist ), поскольку его носили по городу во времена бедствие. с Каждые семь лет происходит паломничество мощами святого Серватия и других святых: Маастрихтское паломничество мощей (голландский: Heiligdomsvaart ). Нудкист , обычно хранится в Сокровищнице базилики Святого Серватия вместе с так называемой «Серватианой» (предметами, связанными со святым, такими как посох его паломника его посох , его наперсный крест , его чаша , его paten и символический ключ к небу).
-
Хачкар в базилике Святого Серватия
-
Статуя святого на Синт-Серваасбруге
-
Источник Святого Серватия
-
Выставка реликвий с Нудкистом и бюстом-реликварием
-
Нудкист в процессии
-
Наперсный крест Святого Серватия
-
Ключ Святого Серватия
В другом месте
[ редактировать ]Другие исторические церкви в Нидерландах , Бельгии , Франции и Германии были посвящены святому, например, коллегиальные церкви аббатства Гримберген и аббатства Кведлинбург . В Кведлинбургской сокровищнице хранятся важные мощи святого Серватия. Во многих церквях мира почитаются реликварии, статуи, витражи, алтарные образы и картины Серватия. Церковь Св. Серватия в Кампунг-Сава, Индонезия, получила мощи Серватия из Маастрихта в день своего основания 6 октября 1996 года. С тех пор, пропитанный культурой Бетави , фестиваль в честь реликвий ежегодно отмечается прихожанами церкви. .
Деревянная скульптура Мемелии (предка, связывавшего Серватия с Иисусом) середины XV века с младенцем Серватием на руках (можно узнать по младенцу в епископской митре) в Историческом музее Вендсисселя в Йёрринге , Дания , иконографически очень похожа на скульптуры Мадонны с Младенцем , которые долгое время ошибочно приписывались. [ 9 ]
В Шри-Ланке колледж Св. Серватия был построен примерно в 1897 году бельгийским священником отцом Августом Стандартом на берегу реки Нилвала в Паллимулле, Матара .
См. также
[ редактировать ]- Календарь святых
- Сервет , испанский богослов и мученик.
Примечания
[ редактировать ]- ^ (на греческом языке) Святой Сарватос, епископ Тонгре, Бельгия . 13 мая. ОГРОМНЫЙ ЭКСАЙТЕР.
- ^ Аравациус в Григории Турском .
- ^ Четвертый век.com
- ^ Афанасий, История ариан , 20.
- ^ Феодорит Кирский, История Церкви 2,9.
- ^ История франков , II.5
- ^ PC Boeren (см. выше: Источники Иокунда ) реконструировал Vita Santi Servatii на основе сохранившихся фрагментов; его даты соблюдаются.
- ^ Лихтенбергер, Фредерик, изд. (1881). Энциклопедия религиозных наук . Полет. 11. Сандоз и Фишбахер. п. 570.
- ↑ См.: «Den hellige Memelia» на веб-сайте Vendsyssel Historiske Museum. Архивировано 15 апреля 2015 г. в Wayback Machine .
Ссылки и источники
[ редактировать ]- П. К. Боерен, Иокунд, биограф Сен-Серве . Найхофф, Гаага, 1972 г.
- Л. Йонген Генрих (редактор) и Ким Вивиан, Ричард Х. Лоусон и Людо Йонген (перевод). Жизнь святого Серватия: двуязычное издание среднеголландской «легенды о святом Серватии» Генриха фон Вельдеке и Анонимное верхненемецкое «Житие святого Серватия» . Меллен Пресс, 2005, ISBN 0-7734-6063-2