Мосанское искусство



Мосанское искусство — региональный стиль искусства из долины Мааса на территории современной Бельгии , Нидерландов и Германии . Хотя в более широком смысле этот термин применяется к искусству этого региона всех периодов, он обычно относится к романскому искусству с романской архитектурой Мосана , резьбой по камню , металлообработкой , эмалированием и освещением рукописей, достигшими высокого уровня развития в 11, 12 и 19 веках. 13 века.
Долина реки Маас находилась в самом сердце ранней Каролингской империи , и поэтому стиль во многом основан на наследии каролингской художественной традиции. Таким образом, искусство Мосана содержит сильные классические элементы, которые отличают его от международного романского стиля, который наблюдался в других местах того периода, например, во Франции. [1] Германия [2] Испания и Италия. Тем не менее, он разделяет основные элементы романского искусства, такие как обращение с пространством. Хотя иконография искусства долины Мааса XI и XII веков во многом основана на библейском вдохновении, некоторые искусно вырезанные капители двух главных церквей Маастрихта изображают сцены из многих аспектов повседневной жизни, а также образы из интригующего мира фантастика.
Географическое распространение
[ редактировать ]Регион Мосан был сформирован в основном на границе епископства Льежа , которое имело сильные политические связи с императорами Священной Римской империи , а также с епископами Кельна . Главными художественными центрами региона были города Льеж , Уи , Динан , Намюр , Тонгерен , Маастрихт , Рурмонд и Аахен , а также ряд важных монастырей: Синт-Трюйден , Альденейк , Херкенроде , Авербоде , Мюнстербильзен , Сустерен , Синт-Одилиенберг. , Рольдюк , Буртшайд , Корнелимюнстер , Ставло , Нивель , Ольн , Флорефф , Флон , Селл , Жамблу и Лобб . Мосанское искусство на пике своего развития оказало сильное влияние на приграничные регионы, особенно на Рейнской области искусство ( Кёльн , Бонн ).
Основные моменты искусства Мосана
[ редактировать ]Романское искусство Мосана историки искусства описывают как первый золотой век нидерландского искусства (до ранней нидерландской живописи и голландской живописи Золотого века ). Обычно термин «мосанское искусство» не включает средневековую литературу , хотя Генриха фон Вельдеке можно считать первым поэтом, писавшим на среднеголландском языке (а также на средневерхненемецком ).
Архитектура
[ редактировать ]Архитектуру Мосана можно рассматривать как особую ветвь романской архитектуры , регионального стиля, который создал впечатляющие церкви в Аахене, Льеже и Маастрихте, а также монастыри в сельской местности. Полностью развитый стиль Мосан XII века представляет собой смесь старых традиций долины Мааса и иностранных влияний, в основном исходящих из Рейнской области и Италии . Выдающимся фактором в архитектуре Мосана является закрытый западный фасад ( вестверк ). К сожалению, некоторые из крупнейших церквей, в частности Льежский собор , а также аббатства Ставло и Синт-Трейден, были разрушены.
- Бывшая коллегиальная церковь Святого Варфоломея , Льеж
- Бывшая коллегиальная церковь Сен-Дени (Льеж)
- Бывшая коллегиальная церковь Святого Иоанна, Льеж
- Бывшая коллегиальная церковь Богоматери, Уи
- Бывшая коллегиальная церковь Святого Георгия и Святой Оды, Амай
- Бывшая коллегиальная церковь Сент-Этьен, Ваха
- Бывшая коллегиальная церковь Фосс-ла-Виль
- Бывшая церковь аббатства Святой Гертруды , Нивель
- Бывшая церковь аббатства Сен-Урсмер , Лоббс
- Бывшая церковь аббатства Целлес
- Базилика Святого Серватия , Маастрихт
- Базилика Богоматери , Маастрихт
- Бывшая церковь аббатства , Альденейк
- Бывшая церковь аббатства Рольдюк
- церковь аббатства Бывшая Сустерен
- Бывшая церковь аббатства, Синт-Одилленберг
- Мюнстерская церковь, Рурмонд
- Ахенский собор (западная часть)
- Льеж, Сен-Дени , Westwork
- Те , Сент-Хаделин
- Нивель . Вестворк Церковь аббатства
- Альденейк , Вестворк
- Маастрихт , Святой Серватий , западная работа
- Маастрихт, церковь Богоматери , восточный фасад.
- Сустерен , Вестворк
- Ролдук , Интерьер
Резьба по камню
[ редактировать ]Резьба по камню Мосан достигла своего пика в 12 веке в Маастрихте, Льеже и Нивеле. Маастрихтские «метсены» (резчики по камню) работали над капителями и рельефами даже в Утрехте , Бонне и Эйзенахе .
- Резные капители в западных галереях базилики Святого Серватия , Маастрихт (12 век)
- Резные капители восточного хора базилики Богоматери в Маастрихте (12 век)
- Резные капители в склепе аббатской церкви Рольдюк (12 век)
- Богородица Дома Руперта (12 век), Музей Курция , Льеж
- Рельеф Пьера Будона (12 век), Музей Курция , Льеж
- Портал Самсона, Соборная церковь Святой Гертруды , Нивель
- Крестильная купель Фюрно ( Намюр )
- Клятва на рельефе реликвий (12 век), Базилика Богоматери, Маастрихт
- Господня Величие Барабана (12 век), Базилика Святого Серватия, Маастрихт
- Двойная рельефная ширма для хора (12 век), Базилика Святого Серватия, Маастрихт
- Четырехчастный рельеф в церкви Святого Петра . в Утрехте
- Маастрихт , Базилика Богоматери . Резная четырехстворчатая капитель
- Маастрихт, Святой Серватий . Резная капитель в западной работе
- Льеж , Музей Курция . Резная капитель собора Святого Ламберта
- Льеж, Музей Курция. «Первый дом Руперт»
- Маастрихт, Церковь Богоматери. «Клятва на реликвиях»
- Маастрихт, Святой Серватий. 2-частичный рельеф
Металлообработка
[ редактировать ]Металлообработка считалась высоким искусством региона Маас XII и начала XIII веков, кульминацией которого стали работы Николая Вердена , которые отличаются исключительно высоким качеством. Храм Трех королей в Кельнском соборе , Храм Анно в Зигбурге и Храм Богоматери в Турне относятся к числу его лучших работ. Другими важными мастерами по металлу были Ренье де Юи и Уго д'Уньи .
- Купель в церкви Святого Варфоломея в Льеже (начало XII века) работы Ренье де Юи .
- Храм Святого Серватия (±1165 г.) в Маастрихте
- Храм Святого Хаделина (1170 г., частично 11 век) в Визе.
- Храм Святого Ремакла в Ставело
- Святыни святых Домициана и святого Мангольда (Годфруа де Юи, ± 1172–1189) в Юи
- Храм Богоматери (1205 г.) в соборе Турне работы Николая Верденского.
- Храм Трех королей в Кельнском соборе (1180 г.) работы Николая Вердена
- Храм Карла Великого ( Карлшрайн , 1215 г.) и Храм Марии ( Мариеншрайн , 1238 г.), Аахенский собор
- Люстра Барбаросса (1170 г.), Ахенский собор
- Ретабль Пятидесятницы (1160–1170, Музей Клюни , Париж – [1] )
- Ставело Триптих . Библиотека Моргана , Нью-Йорк
- Реликварий св. Маурус , сейчас в Бечове-над-Теплоу.
- Алтарное основание Ставелота. Королевские музеи искусства и истории , Брюссель
- Реликварий с головой Папы Александра I , Королевский музей искусства и истории , Брюссель.
- Подножие так называемого Креста Сен-Бертена . Музей Сен-Омера
- Обложка книги Уго д'Уньи
- Люстра Барбаросса , Ахенский собор
- Храм Святого Ремакла , Ставло
- Храм святой Хаделины , Визе
- Маастрихт. Храм Святого Серватия
- Храм Карла Великого , Ахенский собор
Живопись, освещение и другие произведения искусства
[ редактировать ]От того, что должно было быть впечатляющим собранием мосанских фресок, до нас дошло очень немногое . Вольфрам фон Эшенбах в своем «Парсифале» выразил свое высокое уважение к художникам Маастрихта (и Кельна) ( Парсифаль, 158, 13-16 ). Книжная иллюминация , как и остальные виды искусства, достигла своего апогея во второй половине XII века. Основными центрами были аббатство Сен-Лоран в Льеже и аббатства Ставло и Лобб. Другим высокоразвитым искусством была эмаль по стеклу .
- Фреска хорового свода (глубоко отреставрированная). Базилика Святого Серватия, Маастрихт
- Библия Ставло (11 век). Британская библиотека
- Флореффская Библия (12 век). Британская библиотека , Лондон
- Евангелиарий Авербоде (12 век). Университетская библиотека, Льеж
- Рукописи из аббатства Синт-Трейден.
- Евангелиарий Нотгера ( 10-12 века)
- Роспись потолка Базилика Святого Серватия , Маастрихт
- Страница из Библии Ставело , Британская библиотека
- Страница из Флорефа , Британская библиотека Библии
- Евангелиарий Нотгера . Слоновая кость и эмаль
- Евангелиарий Авербоде , Библиотека Льежского университета
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ www.musee-moyenage.fr. Архивировано 17 октября 2005 г. в Wayback Machine.
- ^ www.musee-moyenage.fr. Архивировано 17 октября 2005 г. в Wayback Machine.
Ссылки
[ редактировать ]- Чепмен, Гретель (1987). «Мосанское искусство». Словарь средних веков . Том 8. стр. 495–6.
- Хартог, Элизабет Ден (2002). «Романская скульптура в Маастрихте»
- Тиммерс, JJM (1971). «Искусство Маасланда»
- «Школа Мосана» - Британская энциклопедия Онлайн
Внешние ссылки
[ редактировать ]медиафайлы по теме: искусство Мосана. Викискладе есть
- Мосанское искусство
- Романское искусство
- Романская архитектура
- Романская архитектура Бельгии.
- Стекловидная эмаль
- Культура Валлонии
- Культура Лимбурга
- Здания и сооружения в провинции Льеж
- История провинции Льеж
- История бельгийского Лимбурга
- Культура Лимбурга (Нидерланды)
- История Лимбурга (Нидерланды)
- Нидерландское средневековое искусство